3 марта 3 мар. 18 7530

Погрузиться в ещё большее дно: Антиутопия в играх

+69
Лучший блог недели
2000 ₽

Как часто вы слышите это слово? Я думаю в последнее время это слово возникает всё чаще и чаще. Джордж Оруэлл и Замятин становятся новыми Нострадамусами. Крупные корпорации всё больше и больше проникают в нашу жизнь, а правительства только и делают, что «закручивают гайки».

Разумеется жанр антиутопии, становится всё популярнее и популярнее. Различные авторы индустрии обращаются к этой атмосфере полной разрухи, чтобы высказаться о современных тенденциях и поразмышлять, к чему это может нас привести.

Что есть эта ваша Антиутопия?

Все любят говорить об антиутопиях, говорить об Оруэлле или Замятине, с умным видом приводить примеры в виде Bioshoсk или Мора. Но никто, толком, ответить не может, что это вообще такое — антиутопия?

Ну что-же. Представим себе радужный мир, где у каждого есть всё, что нужно. Каждый живёт как хочет и делает, что хочет. Всем всё хватает и никто ни в чём не нуждается. В этом мире нет войн и конфликтов. Все счастливы! Представили? Так вот это — утопия! Примерно такой мир хотели построить антагонисты из Bioshok.

Антиутопия, это то же, только наоборот. Тут уже мир, без счастья и радости. Если в утопии всё хорошо, то в антиутопии всё плохо. Постоянные войны, конфликты, бедность, тоталитаризм, промывка мозгов и всё в этом роде. Разницу можно проследить и, непосредственно, в значении слова. Утопия — идеальное общество. Соответственно, антиутопия — неидеальное общество.

Антиутопии могут быть не только про общественное устройство. Бывают антиутопии: политические — власть жесткого диктатора и создание людоедского строя; экологические — планета покрывается многочисленными заводами, природа умирает в мучительной агонии; технические — условная нейросеть захватила человечество и теперь мучает его до конца дней.

Антиутопия зародилась, в какой-то степени, как ответ на утопию. Ранние произведения в этом жанре представляли собой сатиру над «проектами идеального общества». Подобное можно найти ещё в античности, например комедия «Женщины в народном собрании» явно была сатирой на «Государство» Платона.

Хотя, по большей части, антиутопия — это прежде всего критика общества. Такое видение жанра появилось в Новое время. Её можно найти, например, в «Гулливере». Многие писатели тех времён, критиковали мораль, философию, одержимость к деньгам и наукам.

В XIX веке антиутопия становилась всё более популярна. В текстах отражались проблемы и взгляды того времени. Например, идея, что бедность возникает из-за лени. Некоторые предлагает «гражданство за продуктивность труда», другие думают о создании «лабораторий» с «нумерацией людей» и присмотром «врачей-полицейских». Влияние на жанр оказала также и евгеника, которая была, например, в «Войне Миров» Герберта Уэллса. В этом романе, марсиане представлялись обществом, отказавшимся от этой науки, поэтому являющиеся уродливыми.

Истина нередко высказывается в форме шутки.

Герберт Уэллс, Война Миров

Марсиане из «Войны Миров»
Марсиане из «Войны Миров»

Разумеется, на жанр очень сильно повлиял «социализм». Во многих романах, социализм был связан с крайне жутким устройством: с евгеникой и бедностью, тотальным контролем и отсутствием свобод, с резнёй и войной. Будущий социализм описывался как безжалостная тирания. Революции в России также привели к появлению множества произведений-антиутопий. В них встречаются системы, где права есть только у рабочих, с зачистками буржуев, полной бюрократизацией, с женщинами, которые добились свободы и теперь одеваются как «проститутки».

Но не думайте, что капитализм никто не критиковал. Я думаю, что индустриальный век был самым тяжёлым временем для человека за всю историю цивилизации. Даже средние века выглядят более щадящими. Критиковалась американская демократия, предвещалось, что страна умрёт от революции бедных. Разумеется, распространён антисемитизм, что мы осуждаем: власть в мире захватывают евреи-банкиры, мстящие за гонения своего народа.

Встречается историческая антиутопия, где Россия захватывает всю Европу, а после воюет с США. В результате, капитализм рушится, а президент отправляется на суд. Впрочем, царю там тоже не повезло, он, по итогу, отправляется в сибирскую ссылку.

Антиутопия прошла долгий путь и она всегда была неразрывно связана с временем. Все писатели стремились показать через антиутопические произведения проблемы общества, будь то бедность, технологии или неравенство, или возникающие угрозы перед ним: социализм, революционные настроения или какой-либо «злой» народ.

Он был не просто грибом… (Anatoly Sazanov)
Он был не просто грибом… (Anatoly Sazanov)

Произведения Антиутопии в литературе

Да, мы уже упомянули некоторых представителей жанра. Но сейчас я предлагаю вам те романы, которые не только стали культовыми, но и повлияли на те игры, которые мы рассмотрим дальше.

Мы. Прежде чем говорить о Джордже Оруэлле, необходимо обратиться к Замятину. Именно его роман «Мы» стал прародителем «1984».

«Мы» был написан в 1920 Евгением Замятиным, находящимся под впечатлением от Октябрьской революцией. Его роман показывал угрозу, что может принести миру утопия, воплощённая в реальность.

В коммунизме Замятин видел не борьбу с религией, а его замену. В романе на место Христа, приходит Великий Инквизитор. Но главным посылом является это унификация всего. Происходит победа рационального на иррациональным. Каждая деталь в жизни человека регламентируется. В антиутопии люди превращены лишь в инструмент, в винтики, если позволите. Вместо имён у людей номера, эмоции запрещены, для инакомыслящих проводится лоботомия.

Стоит сказать, что важнейшей чертой романа является противостояния свободы и счастья. Большинство людей, живущих в этом государстве, счастливы, хоть и несвободны. Возникает выбор между «счастье без свободы или свобода без счастья»

Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, — это вера.

Замятин — Мы

Тот самый Д-503 (имя главного героя «Мы»)
Тот самый Д-503 (имя главного героя «Мы»)

Романы Джорджа Оруэлла. Разумеется, было бы глупо обойти их стороной, в частности 1984. Пожалуй эта наиболее из известнейших утопий в мире. В этом романе сконцентрирован самый сок. Тут тебе и мрачнейший тоталитаризм с «большим братом», и «новояз», и прослушка мыслей, и всякие министерства, например «Министерство правды», которое распространяло пропаганду или «Министерство любви», где наказывались «мыслепреступники».

Главное темой Оруэлла, что можно обнаружить ещё в «Скотном Дворе», было злоупотребление властью. 1984 — сатира на капитализм и модерн. Роман не является критикой исключительно коммунизма и сталинизма, как считают некоторые. Оруэлл пишет о слишком сильном государстве, которое проникает во все аспекты жизни общества и следит за каждым шагом человека.

Главной силой в Океании, государстве в мире 1984, были, так называемые, пролы — массы людей, пролетариат, который подчиняется большому брату. Эти люди не развращены властью и почти не подвергаются идеологической промывке. Они понимают своё положение, но противостоять интеллигенции они не могут.

— Сколько я показываю пальцев, Уинстон?
-Четыре.
— А если партия говорит, что их не четыре, а пять, — тогда сколько?..

Джордж Оруэлл — 1984

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.

451 градус по Фаренгейту. Роман-антиутопия Рэя Брэдбери говорит о государственной цензуре, демонстрируя это на примере сожжения книг и притеснения свободолюбия в людях. Кроме того, Рэй говорит об опасности средств массовой информации и об их влиянии на умы простых людей. Роман был написан в пятидесятые, во времена, когда в США шла активная борьба с коммунистами и широкой цензурой.

— Правда ли, что когда-то давно пожарники тушили пожары, а не разжигали их? — Нет. Дома всегда были несгораемыми. Поверьте моему слову.

Рэй Брэдбери — 451 градус по Фаренгейту

Ну что-же. Теперь, когда мы слегка прошлись по истории антиутопий, пришло время поговорить об её проявлении в игровом мире!

«Это было только начало. Там, где сначала жгут книги, в конце сожгут людей» (Гейне)
«Это было только начало. Там, где сначала жгут книги, в конце сожгут людей» (Гейне)

Большой брат всегда рядом!

Поговорим, для начала про достаточно очевидных представителей, рассказывающих про силу государственного аппарата. Конечно, данная черта присуща не одному тайтлу в этом жанре, но некоторые из них показывают это наиболее наглядно.

Первое, что приходит на ум —  Inside от разработчиков Limbo. Игра является нагляднейшей антиутопией, хотя в ней нет ни диалогов, ни предыстории, ни разумного объяснения происходящего. Всё отдано на интерпретацию самим игроком.

Самое начало игры уже говорит нам о всём мраке, что будет показано дальше. Это и преследующие мальчика собаки, и заброшенная ферма с мёртвыми свиньями и отупевшими людьми. Уже в моменте со шлемом мы видим яркую деталь: один человек владеет разумами других. В какой-то момент мальчик, главный герой, приходится делать вид, будто он подконтролен.

Игра в целом является не только политической, но и технологической антиутопией. Шлема контроля поражёнными, устройства позволяющие находиться под водой, испытания над людьми. Но всё же главной темой игры является управление людьми. Даже мальчик, по сути, всю игру является подконтрольным нам, игрокам. Об этом говорит секретная концовка, где герой отключает кабель и мы теряем управление.

О контроле государства за всем и вся нам также повествует всеми любимая Papers, Please. Разумеется, это больше сатира на государственный строй того же советского союза, это прослеживается даже в гимнt Арстотцки — величественное и тяжёлое звучание, под стать гимнам империй.

Игрок, как сотрудник иммиграционной службы, должен работать на государство, взамен получая квартиру. Правительство с каждым днём даёт всё больше ограничений на въезд и выезд, тем самым закручивая гайки сильнее. Представлена в игре и контрабанда, и революционеры, и различные ненормальные.

Но всё же, главной особенностью является возможность выбора. В игре 20 различных концовок, которые могут привести к тому или иному исходу, начиная от голодной смерти, заканчивая заточением в государственной тюрьме. Именно возможность выбора, как и в «1984», является важной темой антиутопий. Каждый человек сам решает, какие решения ему принимать и по каким законам жить.

Игра отличается интересной стилистикой, и я даже не про пиксельность, а про всю эту атмосферу холодной империи. Интересные визуальные решения нам показывает  Beholder.

В Beholder уже непосредственно мы становимся тем самым контролирующим государством. Мы обязаны следить за жителями и обо всём докладывать вышестоящим чинам. Однако, что интересно, делаем мы это не так технологично как в 1984: смотрим в замочную скважину, подслушиваем разговоры, стоя за углом, расспрашиваем и запугиваем людей.

Но проблема перед нами не только в этом. Перед Карлом, главным героем, стоит моральный вопрос: содействовать контролю, идти на шантаж и угрозы, чтобы получить хоть какие-то деньги для семьи или стать другом для обычных людей, помогая им в решении проблем, но тем самым выступая против государства. Механики игры достаточно глубокие и интересные. Поддерживать баланс здесь крайне трудно.

Утопия пошла не по плану

Но, как уже было сказано выше, антиутопия — это не только про чернуху и мрак. Антиутопия вполне себе может выглядеть красиво и порядочно. Как, например, в Mirror’s Edge.

На первый взгляд, Город Зеркал прекрасное место для жизни. Нет преступности, везде чисто и спокойно. Белые тона, цвета свободы и мира, преобладают во всём. Но, разумеется, всё не так просто. Всё это было достигнуто с помощью тотального контроля над СМИ и жизнью людей. Государство лишь создаёт видимость демократии.

И именно для обхода тотальной слежки и бегает наша героиня, доставляя конфиденциальные письма, в обход государственной машине. Вопрос тут похож на «Мы» Замятина «комфорт или свобода?», о чём говорят и сами создатели:

«Mirror’s Edge спрашивает, как много своей личной свободы вы готовы отдать ради комфортной жизни. Это не об одной девушке, борющейся с диктатурой полицейского государства. Это гораздо тоньше»

Оуэн О’Брайен — главный продюсер игры журналу Game Developer

Злые копы
Злые копы

Но одно дело жить в современном тоталитарном мегаполисе. Однако, не каждому диктатору так везёт. Кому-то достаётся разваленная и нищая после войны страна, как в  We Happy Few.

В отличие от всех предыдущих игр, здесь история разворачивается во вполне себе реальном мире, а конкретно в Англии, некогда побывавшей под оккупацией Германии.

Главный герой, как и в романе Оруэлла, занимается цензурой газет. Он вычленяет из статей то, что не следует знать гражданам. Но и сами граждане многое знать не слишком то хотят. Они не желают знать правду, видеть разруху вокруг, поэтому принимают, так называемый, «Радостин». Впрочем, в государстве в любом случае запрещено НЕ принимать этот препарат.

Здесь видна сатира не только над государственным строем, но и нежеланием людей видеть проблемы перед своим носом. Многие закапывают голову в песок, отказываясь принимать реальности.

Не стоило бить эту пиньяту…
Не стоило бить эту пиньяту…

Но бедными явно не назовёшь граждан Колумбии из  BioShock Infinite.

Этот летающий и, безусловно, поражающий фантазию город был создан как символ могущества Соединённых Штатов, однако у него были пушки, которые он решил испробовать на восставших в Китае. После этого город разорвал связь с правительством США и скрылся в небесных просторах.

Власть в городе после этого захватил пророк Комсток. Перед нами классическое полицейское государство, борющееся с инакомыслием и наказывающее любого недовольного. Интересным является фигура Комстока, который сделался местным мессией и организовал вокруг себя настоящий культ.

Помимо всего прочего, в городе представлен также и расизм. Белые имеют явное превосходство над «цветными», хотя и национальные меньшинства, например Ирландцы, также получили свою долю ненависти. Перед нами предстают яркие картины закидывания камнями любовную пару цветного мужчины и белой женщины.

Разумеется, такое общество не может существовать так долго. Накопившиеся противоречия выливаются в революцию, которая была не менее жестокой и бесчеловечной. Это одна из примечательных черт игры, что нет ни одной политической силы, которая была бы по настоящему искренней и чистой.

Колумбия — одна из ярчайших антиутопий в игровой индустрии, с яркими образами, интересным сюжетом и невероятными небесными просторами!

Технологии погубят мир

Вы можете представить себе мир через 10 лет? Возможно, каждый из нас сможет сделать фильм своей мечты за несколько кликов или игру про себя любимого и всё благодаря нейросетям и технологиям!

А возможно, государства и корпорации с помощью нейросетей будут способны контролировать нас с помощью шантажа. Возможно, государство сможет считывать наши мысли и предугадывать наши действия с помощью искусственного интеллекта.

Киберпанк всегда был антиутопией. И глупо думать, что сильные мира сего откажутся от технологий в борьбе за власть. DEUS EX показывает к чему, может привести это.

В мире игры за власть сражаются несколько могущественных организаций, естественно используя при этом технологии и современное оружие. В этом недалёком будущем, вполне себе можно увидеть высокотехнологичный мир с имплантами, роботами и киборгами, моральными вопросами и интригами.

Базированный киберпанк
Базированный киберпанк

У технологий имеются свою противники, считающие, что технологии не должны вмешивать в генетику. В целом, Deus Ex достаточно классический представитель киберпанк антиутопии. Как, впрочем, и  Cyberpunk 2077.

Я думаю не нужно в лишний раз напоминать, в чём особенности жанра Киберпанка. Игра Редов достаточно классическая в этом смысле: корпорации, неравенство и технологии. У всех свои цели и причины. Каждый играет свою игру и все готовы на всё ради успеха.

Из интересного я могу выделить квест «Охота на охотника», где показывается ещё один страшный изъян высокотехнологичного общества. В данном задании нам необходимо отыскать похищенного ребёнка, которого обманом украл какой-то больной ублюдок.

Мы говорим о том, что современные технологии могут пробудить самые страшные желания в больных умах, как например здесь: маньяк похищал детей, накачивал их гормонами и делал отвратительные вещи.

Стиль — это всё
Стиль — это всё

Куда интереснее, в технологическом плане, выступает, мною лично любимая, Dishonored.

Мир игры не такой высокотехнологичный, тем не менее. Мы окутываемся в индустриальный век, но приумноженный в несколько раз — в стимпанк.

Перед нами и лорды аристократы, ведущие свои интриги ради власти и денег. Лицемерные, лживые и расчётливые гедонисты. Для достижения своих целей они не брезгуют использовать даже детей. Рабочим еле хватает на хлеб, а тут ещё и эпидемия чумы, не щадящая никого.

После смерти Императрицы, что происходит в самом начале, Дануолл погружается в тёмную деспотию аристократов и военных. Игры в сеттинге стимпанка выходят не часто, а такие качественные и того реже.

Кроме того, перед игроком ставят выбор — играть жестоко или гуманно? Совершать убийства — провоцируя разрастание эпидемии или щадить врагов — сохраняя свою честь и чистоту города. Даже в самые тёмные времена перед нами стоит выбор, как жить.

Но вернёмся к киберпанку, всё-таки его представителей куда больше. Например, Observer.

Как и любая другая игра Bloober Team игра наполнена тонными пасхалок и отсылок на религиозные текста. Разбирать мы их, конечно, сейчас не станем, для этого отсылаю вас к статье Guzak'а, где он подробно разбирает игру.

Я лишь отмечу, что в отличии от других представителей жанра, здесь больше упор делается именно на технологиях и их взаимоотношениях с человеком. В игре детектив разбирает то, что нам некогда обещали в киберпанке — киберпсихоз.

Кроме того, присутствует достаточно оригинальная и интересная история мира. Жители мира сначала напичкали себя по горло имплантами, а после заразились «цифровой» чумой — началась эпидемия нанофага. В результате, вспыхнула анархия и гражданская война, по итогам которой появилась новая Польша с тоталитаристским правительством. Теперь все дружно принимают наркотики, что я осуждаю, и зависают в виртуальной реальности.

Силу государства нам показывают через главного героя, работающего в полиции, конкретно в подразделении «Наблюдателей», которые способны подключаться напрямую в мозг к людям с помощью нейрокомпьютерного интерфейса (то, что сейчас разрабатывает Илон Маск вместе с компанией Neuralink).

Игра поднимает непростые вопросы насколько сильно можно погружаться в технологии и напичкивать себя ими. К чему это приведёт? К безумию или к процветанию?

И всё-таки антиутопия

Предлагаю поговорить не о прямых представителях жанра, но имеющие некоторые аспекты, которые мы вполне бы могли отнести к антиутопии. Кроме того, это просто интересные проекты, на которые можно обратить внимание.

Например, Do Not Feed the Monkeys.

Вот мы говорим «Государство и корпорации следят за нами!». А вы думаете это легко? Вы думаете это так просто, сидеть в маленькой комнатке и пялиться в монитор? Отнюдь. «Не кормите обезьян» нам именно об этом и повествует. И нет, следить мы будем не за обезьянами.

Следить, нам предстоит, за самыми разными людьми и влиять на их жизни, подстраивать всё так, как нужно. Для это у нас есть следующий набор маленького «большого брата»: видеокамеры, интернет и записная книжечка! Удачи в поиске неугодных, братишка!

На самом деле, игра очень интересная. В ней уйму мелких и занятных деталей. Если вам вдруг станет скучно, то я вам её рекомендую. Затягивает с первых минут.

Следить то понятно, но как влиять на умы граждан, спросите вы. А я отвечу — с помощью телевидения. Конечно, нужно показывать только то, что знать остальным нужно и вырезать то, что знать необязательно.

Игра  Not For Broadcast повествует нам именно об этом мартышкином труде. Перед нами сатира, где вы должны будете решать, что смотреть своим сограждан. Убирать звук когда нужно. Ну знаете, вдруг кто-то сказал брань или, может, неприятную вещь о партии. Впрочем, решаете тут только вы. Оставив в эфире несколько лишних слов, можно раздуть такой скандал, какой газеты ещё не видывали.

Вот тоже конечно, все думают, что цензура это просто. Вообще-то, это деньги на аппаратуру, персонал и законы. Не бесплатно же разом падают все соцсети. За это тоже нужно платить. А вы думали?

Игра такая же интересная и самобытная. Вполне себе может затянуть на несколько вечеров. Рекомендую к ознакомлению.

Ну что-же. Мы рассмотрели некоторых представителей жанра, хотя, конечно же, далеко не всех. Те или иные нотки антиутопии можно встретить в самых разных играх. Поэтому теперь, я надеюсь, вы сможете определить где в игре принимает облик антиутопии и отсылает нас к Оруэллу. И помните…

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.


Mirror's Edge

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
12 ноября 2008
2.9K
4.2
2 098 оценок
Моя оценка

Deus Ex: Human Revolution

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U | OnLive
Жанры
Дата выхода
23 августа 2011
5.5K
4.5
3 830 оценок
Моя оценка

BioShock Infinite

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
26 марта 2013
5.6K
4.5
5 057 оценок
Моя оценка

Dishonored

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
9 октября 2012
5.9K
4.5
5 141 оценка
Моя оценка

Cyberpunk 2077

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
10 декабря 2020
7.1K
4.3
4 324 оценки
Моя оценка

We Happy Few

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
10 августа 2018
470
3.3
212 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Когда-то у меня была идея сделать блог о подобных играх, но когда начал проходить понял, что вообще не мое. Где-то графика специфическая, где-то геймплей.

Честно говоря Mirrors edge первый так показывает антиутопическое будущее, что выходит больше утопия. Выглядит как пропаганда тотальной слежки из за криворукости сценариста

Помню еще флеш игра была прикольная, она не столько про тоталитаризм, сколько про манипуляцию общественным мнением (как заставить две категории людей ненавидеть друг друга посредством СМИ и в целом создать дичь в обществе).

Утопия — вера в то, что можно построить систему, в которой справедливость («ни с кем не будет происходить того, чего не пожелал бы себе») будет достигаться без волевого усилия человека. Антиутопия — это невозможно без волевого усилия человека, либо это будет уже не человек. Доминанта утопии — что нужно убрать или добавить, чтобы всем было хорошо. Антиутопии — что значит «хорошо» и что значит «быть человеком»? 

Мне понравилось, но «рассизм» и «нету» я бы поправил.

После вашего блога решил, что надо бы Замятина прочитать. В школе как-то вскользь коснулся :)

Или «О дивный новый мир» — Олдос Хаксли

Спасибо за подборку! Кстати от меня «антиутопичность» Papers, please всегда ускользала — Арстоцка конечно не страна розовых пони, но правительство там почти не занимается самодурством, а требования по документам зачастую вполне адекватны. И вообще, если там так плохо, чего столько народу туда ломится?)

Из похожего могу ещё Orwell добавить — тоже про нелёгкий труд «Эшника», шерстящего личные данные и переписки. 

Главная антиутопия — это новый дизайн DTF))) надеюсь теперь все перейдут массово на этот ресурс, что более удобный как для пользователей, так и для блогеров)

Из игр в жанре антиутопии можно посоветовать ещё Wolfenstein (2014 и 17 года) — где изображена нацистская антиутопия, SOMA — технологический крах человечества, The Outer Worlds — освоение космоса в условиях дикого капитализма, Frostpunk — здесь вообще вы сами становитесь жестоким диктатором.

Блин, я думал найду для себя что-то новенькое и не инди. Текст хороший, спасибо.

Технически антиутопиями являются одни из последних вменяемых «Wolfenstein»-ов(«New order» и «New colossus»). Где после ранения Бласковича и дальнейшей комы на десяток-другой лет нам показывают мир победивших нацистов. При этом сценаристы здесь работали очень аккуратно(по крайней мере в New Order-е), ибо антиутопия при более или менее детальном рассмотрении сдвигается к «Серой точке». Примерно как Галактическая Империя в ЗВ: с одной стороны груз из непомерных преступлений и отсутствия гуманности у власть имущих, с вечной слежкой и строгими наказаниями ЗА ВСЕ, а с другой стороны привыкшие и адаптировавшиеся к ужасам Рейха люди стали жить в целом не так уж и плохо. По крайней мере люди «правильной расы». И если для нас, знающих о темной стороне такого режима, этот мир выглядит как антиутопия, то для свыкшихся с мыслью о победе немцев людей внутри игры этот мир был… достаточно стабилен. Может быть, даже лучшим вариантом чем прежний мир, где крупные державы так и намеревались перерезать друг другу глотки(мне кстати, кажется, что эта деталь делает Америку ещё более значимой в сюжете этих частей: почти не участвовала в первой мировой, и люто куколдировала над Европой во второй, логично что Америка дольше продолжала сопротивляться — народ просто не прочувствовал ещё того, от чего сдавшаяся Европа уже устала)

Ещё антиутопиям, связанным с СССР были утопичные альтернативы вроде футуристичных рассказов братьев Стругацких, где во многих сюжетах повествовалось о победе то коммунистического, то социалистического строя. К слову, дорогой автор, а вы часом не перепутали страх перед социализмом и коммунизмом? А то помнится мне, что львиная доля антиутопий связанных с «красными» затрагивала чисто СССР за счет длившейся тогда «Холодной Войны».

В остальном статья понравилась: умеют люди грамотно сострить если захотят, а воображать так и вообще ужас, что могут xD

ИМХО, в начале текста перепутаны понятия дистопии и антиутопии («в антиутопии всё плохо» — так можно и постапок в утопию определить, и восстание зомби).

Дистопия — общество доведено некоторыми реально существующими проблемами до ужасного состояния.

Утопия — эти проблемы можно решить набором простых методов.

Антиутопия — нет, нельзя, у простых методов много побочек.

Таким образом, пример из начала статьи «планета покрывается многочисленными заводами, природа умирает в мучительной агонии» — это не эко-антиутопия, а эко-дистопия. Эко-антиутопия — это заводы разрушены, все трудятся на фермах и восстанавливают леса (живя впроголодь в бараках), везде стоят ветряки (но большая часть энергии вырабатывают старым способом, только это гостайна), все радостно ходят в Церковь Св. Греты и следят за чистотой природы (Полиция Углеродного Следа прилагается).

В SOMA на Землю упало небесное тело и погубило всю планету. 

Некогда не читал антиутопии только Возвращение со звёзд Станислав Лема

Ещё могу рекомендовать игру Orwell. Игрок по сути становится Большим братом, расследует теракт, вторгаясь в личное пространство граждан. По сути, показывая методы работы спецслужб.

Вам имя Рианна Пратчетт о чём-то говорит?

=) 

Читай также