Киберпанк – жанр для игровой индустрии отнюдь не
новый. Этот вид научной фантастики, со всеми своими футуристичными пейзажами,
разномастными имплантами и умопомрачительными технологиями будущего, словно
всегда и был создан для интерактивных развлечений. Однако хоррор в стилистике
киберпанка – явление довольно редкое даже по меркам кинематографа, чего уж
говорить о видеоиграх.
Одним из таких редких экземпляров, сочетающих в себе
кислотные вайбы научно-фантастического неонуара и психологических ужасов,
является небольшая игра от польской студии BlooberTeam,
под названием Observer. В её основе лежит крайне богатый базис из античных мифов, библейских аллегорий и культурных пластов эпохи Ренессанса, которые я попытался рассмотреть и проанализировать в данной статье.
Видеоверсия статьи рекомендуется к просмотру тем, кто не знаком с основным сюжетом игры или просто хочет освежить его в памяти. В текстовом же варианте мы сразу переходим к сути (соответствующий тайм-код видео: 18:31)
Трактовка
При достаточно небольшой продолжительности Observer
умудряется поднять целый ворох важных философских проблем. Этична ли оцифровка
сознания, оправдывает ли цель средства, что делает человека человеком, где
грань между амбициозностью и комплексом Бога? – эти и многие другие вопросы
поднимаются по мере продвижения по сюжету: иногда напрямую, а порой и в
довольно иносказательной форме. Да, стоит отметить, что раскрыты многие из этих
проблем довольно поверхностно, но при этом практически ни по одному из вопросов
видение сценаристов игроку не навязывается, как и полагается солидному
взрослому произведению.
Не последнюю роль в этом сыграли отлично прописанные
персонажи, ни одному из которых нельзя дать однозначной оценки. Главный герой игры, ДэниелЛазарский не был готов поступиться своими
принципами ради здоровья жены, но смог пересилить собственные убеждения, когда
речь зашла о нём самом. Его сын, Адам
оказался человеком, с лёгкостью идущим по головам для достижения своей цели. А
опальный врач и тату-мастер, Джек Карнас
подвергал опасности здоровье своих пациентов ради реализации личных амбиций.
Дэниел Лазарский
Адам Лазарский
Джек Карнас
И Джек, и
Адам явно заигрались в Бога, пытаясь
занять его место в мире победившего трансгуманизма. И если Карнас говорит напрямую о создании нового биологического вида, то
роль Адама подаётся для игрока завуалировано. Так, имя Адам вполне очевидно отсылает нас к библейскому прародителю
человеческого рода, Адаму.
А́дам
Ада́м
Помимо
этого, при встрече с оцифрованным сознанием сына Дэниел видит могучее древо с иллюминирующими ветвями, что вполне
может отсылать нас к древу познания, плод которого стал для Адама билетом из Эдема в один конец.
Встреча Дэниела с Адамом в капсуле виртуальной реальности
Классический библейский сюжет. Аналогии напрашиваются сами собой
Мотивы грехопадения первых людей, в принципе,
очень часто проскакивают по ходу игры: будь то кибер-змей извивающийся подле
яблока в кат-сценах и некоторых геймплейных эпизодах, или же картина бельгийского
художника Пьера Жан ван дер Аудера«Искушение Евы», красующаяся на самом
видном месте в квартире Джека Карнаса.
"Искушение Евы" в Obsrever
Оригинальное произведение
Автор картины, Пьер Жан ван дер Аудера
Но на этом
библейские аллюзии не заканчиваются, ведь самая мощная из
них находится у нас под носом – это мы сами. А точнее главный герой игры.
Детектив Дэниел Лазарский назван в честь
двух разных персонажей Священного Писания.
Так, его фамилия отсылает нас к Лазарю
из Вифании, одному из трёх людей,
кого воскресил из мёртвых Иисус. Как
мы видим, и Дэниел, и Адам, тоже получили шанс на новую
жизнь: отец – путём аугментаций, сын – через создание своей цифровой копии.
"Воскрешение Лазаря", фреска за авторством Джотто
Но куда интереснее имя детектива. Дэниел назван в честь пророка Даниила, прославившегося своим
умением толковать сны. В принципе, путешествия Дэниела по закоулкам
бессознательного во время нейродопросов и так имеют много общего с толкованием
сновидений, но для пущей наглядности главный имплант нашего наблюдателя разработчики назвали «Пожирателем снов».
"Ответ Даниила царю", картина Б. Ривьеры
"Пир Валтасара", картина Дж. Мартина
Более того, пророк
Даниил запомнился толкованием снов многих древних царей, возомнивших себя богами. Каждому из них он давал чёткую и неизменную рекомендацию – признать
своё бессилие перед всеобъемлющим могуществом Господа. Однако никто из них его
советам не внимал, из-за чего государства, вверенные этим правителям, неизменно
терпели крах. Точно так же и Дэниел,
погружаясь в подсознания Джека и Адама, понимал, какого масштаба амбиции
двигали этими людьми, и представлял их как неких колоссов на глиняных ногах – безупречно величественных, в целом, но
стоящих на крайне ветхих опорах.
Колосс на глиняных ногах - образ, который использовал пророк Даниил при толковании сновидения вавилонского царя Навуходоносора II
Навуходоносор II
Как бы вторя этой идее, на протяжении всей игры
звучат мотивы ретрофутуризма. Это
заметно в повсеместно разбросанных дискетах,
аудиокассетах, старомодных компьютерах и прочих технически безнадёжно устаревших
элементах, которые ещё совсем недавно символизировали неотвратимость прогресса.
Данный элемент местной стилистики навивает крайне неприятные мысли о том, что
человеческие аугментации имеют точно такое же свойство устаревать, но, в
отличие от условных дискет, просто выкинуть
их будет весьма проблематично.
С другой
стороны, повторяющимся живописным мотивом в игре является встречающаяся повсюду
видоизменённая картина «Урок Анатомии доктора Тульпа» за авторством Рембрандта.
В игровой версии полотна доктор проводит операцию на человеке, тело которого
увешено многочисленными имплантами. Вполне вероятно, что этим небольшим штрихом
Блуберы хотели провести аналогии
между миром игры и Европой Нового времени.
Так, научные достижения европейских учёных зачастую повергали в шок
общественность и казались современникам чем-то потусторонним и чужеродным,
однако, спустя время, эти наработки легли в основу современной медицины.
Поэтому, пессимистичная оценка ситуации, данная
через призму религиозных аллюзий, хоть приоритетна для авторов, но не
является единственно верной.
Вариация «Урока анатомии доктора Тульпа», встречающаяся в игре
Оригинал картины
Рембрандт собственной персоной
Однако в чём разработчики твёрдо уверены, так это в
том, что у подобной истории попросту не может быть счастливого финала. Обе
концовки беспросветно мрачные и депрессивные. Однако, если бы меня спросили,
какой из финалов я считаю более уместным и правдоподобным, я бы без зазрения
совести ответил, что каноном должно быть воссоединение отца с сыном.
Концовка с отвержением Адама
Концовка с принятием сына
Во-первых, потому что так закрывается сюжетная арка Дэниела, который искупает свою вину
перед Адамом, и жертвует собой ради
спасения сына. Пусть это уже и не совсем его сын.
А во-вторых, потому что это ни разу не хэппи-энд.
Да, концовка с гибелью Лазарского в
чужом теле выглядит довольно брутально, но альтернативный финал истории
показывает куда более жестокую картину, картину беспомощного человека, навсегда
запертого в своём собственном теле. Да и для человечества в целом высвобождение
Адама является огромной угрозой,
ведь его стремление сделать людей бессмертными вполне может привести к гибели
человечества как биологического вида.
Финальная фраза Януса о том, что маленькие проблемы всегда предзнаменуют большую беду, хоть и относится к практике использования имплантов, но в контексте всего сюжета звучит максимально зловеще...
На мой взгляд, такая концовка является эталонной для
жанра научно-фантастического неонуара.
Референсы
Помимо сложносочинённых структурных аллюзий полнится
Observer и более простыми по
форме и содержанию отсылками.
- Так, самой очевидной из них является участие в
проекте Рутгера Хауэра - человека,
исполнившего роль главного героя игры и, по совместительству, главного
антагониста в классическом фильме Ридли
Скотта«Бегущий по лезвию».
Вышедший в далёком 1982 году, BladeRunner стал прародителем
жанра киберпанк в западной культуре.
Рутгер Хауэр в роли Роя Батти
Рутгер Хауэр в последние годы своей жизни
- Короткое видение, настигающее Дэниела на чердаке краковской
многоэтажки также отсылает нас к оригинальному «Бегущему по лезвию». Это видение практически в точности повторяет
финальную сцену с монологом погибающего андроида Роя Батти.
- Интересной отсылкой на другое крайне известное,
пусть и не вышедшее, произведение является квартира
202. В ней нас встречает жутковатый зацикленный коридор с различными
аудиовизуальными скримерами, очень сильно напоминающий небезызвестный P.T. от Хидео Кодзимы.
- Нет, я не плачу, просто играбельный тизер в глаз попал...
Оригинальная P.T.
- Помимо аллюзий на библейские сюжеты, встречаются в
Observer’е и референсы в
сторону античной мифологии. Самый
очевидный из них - Янус, названный в
честь двуликого бога, почитавшегося у римлян, как бог дверей и различных
проходов. В игре консьерж выполняет схожие функции, то и дело открывая наблюдателю дорогу в разные помещения.
Да и учитывая характер его повреждений и имплантов в лицевой части, ассоциации
с двуликим божеством выглядят довольно уместными.
Краковский Янус
Римский Янус
- О Древнем Риме напоминает нам и та самая "кровопролитная война между Востоком и Западом", которая в мире игры носит название Великой Децимации. Термин "децимация" означает вид наказания за дезертирство в древнеримской армии. В основе этого наказания лежал принцип круговой поруки, а суть его заключалась в казни каждого десятого сослуживца "отличившегося" легионера.
- Главная корпорация зла в мире Observer
носит название «Хирон», что
недвусмысленно отсылает нас уже к древнегреческим
мифам и имени бессмертного кентавраХирона.
Офис компании "Хирон"
Хирон обучает Ахиллеса игре на лире
Хирон обучает Ахиллеса игре на лире
- Во вступительной кат-сцене «Observer:
SystemRedux»
звучат строки из пьесы «Время твоей
жизни», принадлежащей перу армянского писателя, Уильяма Сарояна. Написанное в 1939 году, это произведение получило Пулитцеровскую премию, от которой автор
отказался, не желая принимать участие в коммерциализации искусства.
Уильям Сароян
Пьеса "Время твоей жизни"
Голливудская киноадаптация 1948 года
Итог
Observer - проект довольно
интересный и самобытный, со своими объективными недостатками и неоспоримыми
достоинствами. С одной стороны, это довольно трудно назвать игрой, ведь
геймплей в игре отсутствует как класс. Ей бы однозначно пошёл на пользу формат
интерактивного кино в стиле Дэвида
Кейджа, ну или, на крайний случай, SupermassiveGames.
- Псс, парень, не хочешь немного кинца?
С другой, это самое настоящее произведение
искусства, которое точно понравится любителям качественной научной фантастики с
глубоким смысловым наполнением. Пусть философские проблемы, поднимаемые игрой,
уже встречались в индустрии, но их грамотный синтез в сочетании с небольшой
продолжительностью сюжетной линии оставляют глубокий след в душе и подталкивают
размышлять о затронутых темах даже спустя многие дни после прохождения.
Ну и резюмировать выше сказанное хотелось бы фразой,
подрезанной мной в комментариях под новостями о тогда ещё грядущем ремастере
проекта:
Для игры подобного жанра эти слова - высшая степень
оценки стараний разработчиков.
Было интересно почитать. Особенно, нам с бородой понравилась часть про референсы… ну, любим мы всякие пасхалки, отсылки и подобное находить. Это наше второе любимое занятия после выбивание достижений. )
И, да. Не можем не отметить, уважаемый автор, Ваш рост в подаче материала в видео. Тяжело описать, но вроде голос стал чище, уверенней по сравнению с прошлым видео. Но это, возможно, просто наши фантазии) Как бы то ни было — было интересно и почитать, и посмотреть)
Спасибо! Безумно рад, что Вам с бородой зашла данная статья)
А с подачей материала в видео вообще забавная история вышла: мне жутко не нравился собственный голос, из-за чего пришлось раза 3-4 его переписывать. По всей видимости, не зря:)
Уже несколько раз бралась пройти, но она почему-то не запускается в GeForce Now (другой возможности пока нет). Показывает интро, доходит до главного меню и вырубается без всяких ошибок. ТП молчит, в английском не шарю. Если кто-то может подсказать в чем дело, скажу большое спасибо.
Извините пожалуйста за оффтоп, блог очень интересный ^^
У меня почти та же проблема с оригинальной версией 2017 года. Запускается исправно, но постоянно крашится где-то в самом начале. С System Redux таких проблем и близко нет. А у Вас какая версия игры?
Да у меня та же ситуация была. Как только увидел обзор от Василия Гальперова, сразу в память впечаталась эта игра, но руки до неё дотянулись лишь совсем недавно)