На следующее утро после презентации PlayStation 5 мы на StopGame.ru записывали подкаст с впечатлениями (да, там есть и я!). Я хотел затронуть одну из больных для меня тем, но в ходе разговора она не всплыла, а сам я о ней не вспомнил (ведь записывать такие вещи отдельно, чтобы о них не забыть, — это для лохов).
Поэтому давайте считать этот блог бонусом к подкасту, пластом с невошедшей, но, на мой взгляд, очень важной мыслью.
Большая проблема эксклюзивов Sony — очень скудное разнообразие жанров и тематик.
Давайте произнесём волшебные слова: «Топовый эксклюзив PlayStation». Какая игра пришла вам в голову? У меня есть ответ: наверняка это сюжетный экшен от третьего лица с драматичным (в той или иной степени) главным героем.
Под этот шаблон укладываются ВСЕ последние крупные хиты Sony: The Last of Us, Uncharted 4 и Lost Legacy, God of War, Marvel’s Spider-Man, Horizon: Zero Dawn и Days Gone. В чуть меньшей степени — Death Stranding, Shadow of the Colossus, The Last Guardian, Until Dawn, Detroit: Become Human, Bloodborne, inFamous Second Son и First Light.
Да, отклонения случаются (Dreams), но в целом ударная сила PlayStation до безобразия однообразная. Презентация PlayStation 5 этот шаблон только закрепила: продолжение Horizon, продолжение «Паучка», ремейк Demon’s Souls. Немножко выбивается Sackboy: A Big Adventure, но не слишком — трёхмерные платформеры тоже испаханная борозда для Sony, эдакая безопасная ставка, которая гарантированно сработает.
А теперь давайте посмотрим на линейку Microsoft:
- Forza Horizon — единственная по-настоящему удачная и богатая аркадная гонка, которая сейчас существует на рынке. Если хочется серьёзного автосимулятора, мне есть из чего выбрать: не считая Gran Turismo выходят Assetto Corsa, Project CARS, DiRT Rally, Forza Motorsport. Если хочется беззаботной аркады, то за пределами Forza Horizon ловить фактически нечего — есть лёгкая надежда на DiRT 5, но Codemasters не хватает того же размаха и лоска, которыми щеголяет Forza Horizon.
- Кроме того, я могу назвать, чем отличается Forza Horizon 3 от Forza Horizon 4, а вот в чём разница между Gran Turismo 6, Gran Turismo Sport и Gran Turismo 7? Я, как человек со стороны, по трейлерам серии Gran Turismo не вижу ни одной уникальной черты, которая позволила бы сказать: «Ага, это седьмая часть, а это Sport».
- Ori and the Blind Forest / Will of the Wisps — чисто двухмерный платформер с элементами метроидвании. Безумно красивый и в какой-то мере последний в своём роде.
- Halo Wars 2 / Age of Empires IV. Стратегии в реальном, мать его, времени — игры в жанре, который считается почти мёртвым. А Age of Empires IV даже не собирается выходить на консолях — то есть это крупнобюджетный эксклюзив для PC от солидной компании. Вкупе с непопулярным жанром — очень редкое явление!
- Gears Tactics — пошаговая тактика. Ещё один жанр, который у крупных издателей совершенно не в почёте, за исключением XCOM.
- Microsoft Flight Simulator — дико красивая и амбициозная игра. Я даже не могу сказать, когда в последний раз выходил продвинутый авиасимулятор, который метит не только в узкую прослойку хардкорных вирпилов, но и не собирается отворачиваться от казуальной аудитории.
- Sea of Thieves — да, старт у неё был очень куцый, но геймплейное ядро само по себе работало с самого начала и было не похоже на конкурентов по AAA-цеху.
Свои экшены от третьего лица с сумрачными главными героями у Microsoft тоже есть: например, Gears of War и Senua’s Saga: Hellblade II (разумеется, мы о ней почти ничего не знаем, но не сомневаюсь, что под «шаблон эксклюзива Sony» она попадёт).
Однако при этом игры Microsoft просто несравнимо разнообразнее и смелее, чем у PlayStation. Я соглашусь с тем, что качество у эксклюзивов Sony крайне высокое и лучше, чем у Microsoft, но за годы владения PlayStation 4 я устал: как основное игровое устройство она мне не подходит, потому что на большом экране хочется и разрешение повыше, и fps побольше, а как машина для эксклюзивов она пытается скормить одни и те же эмоции — хмурые истории с крепко собранным, но не вылезающим за привычные рамки геймплеем (серьёзно, блин, почему люди с таким упоением слопали заурядный открытый мир из Zero Dawn?).
Одна из важнейших эмоций, которые хочется испытывать в играх, — эмоции удивления, предвкушения сюрпризов. К концу поколения PS4 я поймал себя на мысли, что никакого удивления от эксклюзивов Sony не испытываю. Что God of War, что Spider-Man, что Uncharted 4 я прошёл с удовольствием — это отлично собранные игры от мастеров своего дела. Но удивления в них не было: я заранее знал весь спектр эмоций, которые я получу. Я заходил в них словно на работу. Я от них устал.
С другой стороны игры Microsoft качеством не дотягивают до Sony, однако с лихвой компенсируют это тем самым жанровым разнообразием — если я буду играть только в эксклюзивы Microsoft, то мои игровые впечатления точно не будут повторяться. Потому что RTS, авиасим и пиратские приключения с друзьями — это бесконечно далёкие друг от друга направления, которые дарят разные эмоции. Благодаря разным жанрам Microsoft сохраняет иллюзию тайны: какой будет следующая крупная игра корпорации? Понятия не имею — и оттого становится только интереснее!
Sony этим похвастаться не может: она продолжает анонсировать эмоционально однообразные игры — как геймплейно, так и сюжетно. И в этом её большая проблема: в случае, когда рынок пресытится драматичными экшенами от третьего лица, Sony просто ничего не сможет противопоставить конкуренту — она как будто не хочет или не умеет делать другие игры.
Это не значит, что я говорю «Sony срочно нужно перестать делать сюжетные экшены от третьего лица» — это значит, что Sony нужно побольше делать чего-то кроме них. Это не значит, что я буду брать Xbox Series X — это значит, что у меня нет повода предпочесть PlayStation 5 в войне некстена. Пока что я могу представить только один козырь в рукаве Sony, который может заставить меня раскошелиться на PS5, — новая Silent Hill. Но если и она будет сделана по фирменному «шаблону Sony» (а на мой взгляд, вероятность высока), то я, пожалуй, всё равно воздержусь.
Лучшие комментарии
Gravity Rush ты, конечно, хорошо вспомнил, но Sony постаралась забыть о второй части через сколько? Год после релиза? И вернулась к бренчанию на трех аккордах.
Если музыкант, насколько талантливым бы он ни был, играет одни и те же три аккорда много лет подряд, его музыка начинает приедаться.
И не поспоришь. В первых играх только Коул и Беард были саркастичными ублюдками, которые вели себя как психи, но при этом умудрялись пачками ложить саранчу.
В новых играх, ну какие игры такие и герои.
Из них всех в определеный момент пытаются сделать драматических персонажей.
Ну она вообще-то в рамках событий игры преподносится как страдалица.
Про Кэт из Gravity Rush и сама Sony уже не вспоминает, как бы С: Вторая часть очень быстро сдулась.
Не «блокбастеры», а «сюжетные экшены от третьего лица с пасмурным главным героем». Это интонационно разные понятия: «блокбастеры» оставляют простор для эмоционального разнообразия, а «сюжетные экшены от третьего лица с пасмурным главным героем» — уже нет.
Все это есть и на других платформах — почему нужно выбирать именно PlayStation? Да, номерная Persona по каким-то причинам остается на PS, но я не верю, что дело в намеренной эксклюзивности для Sony, а не в лени/плохой осведомленности Atlus о том, насколько ее игру хотят видеть на других платформах.
VR на PlayStation — это самый примитивный вид стационарного VR. На PS5 это должно измениться, но пока ничего не анонсировано, оперируем тем, что знаем.
Как минимум жанровое. Чтобы 80% эксклюзивов Sony перестали быть одной и той же игрой в одном и том же жанре.
Читая этот текст, я невольно поймал себя на мысли, будто просто потому, что многие игры Sony обладают видом от третьего лица и нормальным проработанным сюжетом, то значит они все одинаковые, но это все равно, что говорить Дуум, Codename, Fear Вульф и Half-life одинаковые, потому что там есть сюжет(я про последний дум и их потуги) и они от первого лица. В то время, как у Майков есть одна тактическая игра(Geers Tactic крупный проект, серьёзно?), стратегия и неплохоя серия гонок(одна неплохая).
И потом, у нас что, разве проблемы с сюжетными играми?) Их вдруг стало много на рынке? Или все же игры сервисы сейчас рулят, все больше целясь на долгосрочный онлайн, чтобы игра приносила деньги не один год?
Странный наезд. Очень странный.
Объективно, да — Sony делает графику, кинцо, приключения и драму. Майки — экспериментируют с жанрами, дают зеленый свет разным студиям с интересными проектами.
Но есть ещё одна важная категория игр, ради которых покупают PS — это такие серии, как Yakuza, Persona, Final Fantasy XV и многие другие. Да, это не экзы, но это японский игропром, который хочется поддержать. Это игры нашего детства. Не говоря уже о разных сервисах.
Я не хочу сказать, что PS — это нишевая консоль, но очевидно, что у неё всегда будут фанаты, готовые играть без особой критики. Да и RTS на геймпаде — серьезно?)))
Ты неправильно ставишь вопрос) Так-то понятно, что нет смысла в Боксе, если у тебя собран игровой ПК. Но в обратном случае у тебя есть выбор: собирать игровой ПК за условные 1000-2000 долларов или купить Бокс за 500 баксов. И в Боксе ты уверен: он не устареет за 7 лет и всё, что на нём выходит, будет у тебя идти. С компом, даже за такую цену, через 5 лет уверености уже не будет) К слову, это и к PS относится, отличаться будет только спектр игр. И на Боксе, отталкиваясь от текста блога, игры разнообразнее.
На западе, например, насколько я знаю, бокс популярен, потому что комп нужен исключительно для работы и посиделок в Интернете. Ты можешь купить Мак и Бокс, и играть и работать с удобством.
К слову, большой прослойке людей будет плевать на проработаность эксклюзивов Сони. Они хотят прийти и расслабится после работы, какую-нибудь условную Фифу потыкать или собраться с друзьями поугарать в МК и всё) Собирать ради такого ПК — сомнительная затея.
Суть в том, что они те же. Человек привыкает ко всему, хорошему или плохому. И когда привыкает, ему становится пофиг, о чём и речь в блоге. Гене просто надело, что большая часть экзов Сони вызывает у него одни и те же эмоции, как следствие — это приедается. А когда приедается, начинаешь смотреть с каменным лицом и тебе становится пофиг, т.е. игра перестаёт вызывать хоть какие-то эмоции. Собственно, цитата автора:
Штука в том что когда знаешь что пацанчик Атрей станет мужчиной, это становится не так интересно. Он лишь персонаж функция исполняющая роль «развивающегося» персонажа.
То есть на западе, как ты его критикуешь, придираются из-за того что персонаж не меняется. Но если персонаж интеремная личность, зачем ему менятся? Что это за недо стандарты, которые должны обязывать всех делать персонажей меняющимися, хотя это должно происходить ненавящиво. Чтобы не терять ценность повествования.
Тоже Кратос, он не бешеный как реньше, но он играет лишь функцию в повествовании — быть суровым батей, который сделает из своего чада настоящего мужика.
То есть сюжет, как и всё остальное, а я имею ввиду невыразительных врагов, боссов, персонажей которые нужны для шуток в серьёзном произведении. А шутки такие же как и в мараел — пауза, смотрите я шучу. И сюжет который идёт по сути коньюктура, это не искусство в том понимании когда творец пытается осмыслить что-то подойти с разных сторон, или не подходить а просто сделатб некий свой подход.
Это сухая работа группы людей которая писала сюжеты для такого же большинства, не разбирающегося в искусстве, имеющее базовое воображение, и оценивающее произведение по шаблонным и поверхностным параметрам. Ребята с этим справились, теперь они на Олимпе.
Так что говорить что по сценарию этой игры нужно учить людей, очень странно
Так как в искусстве нужен необычный подход, изобретательность, а не сухая печать как для газетного выпуска.
И да судя по тому как тебя замтнусили (а я вижу минусы, пока пишу это все), Стопгейм медленно превращается в худшую версию ДТФ когда всем начинает ненравится всё. Хотя может это я уже себе что-то придумал.
Night in the Woods — первая на моей памяти игра, которая настолько удачно раскрывает тему «вот ты теперь вроде бы не подросток, а взрослый, но что теперь в жизни делать?»
What Remains of Edith Finch — история про принятие смерти, где ты эту смерть переживаешь снова и снова от лица разных персонажей.
Return of the Obra Dinn — приключенческий роман XVIII века, завернутый в самую крутую детективную механику, которую только придумывали в играх.
Papers, Please — симулятор бюрократа, которому, оказывается, нужно принимать очень сложные решения.
Все четыре сильно отличаются от привычных сюжетных форм, которыми оперирует Sony.
God of war может и имеет великолепные диалоги и интересных персонажей, но это не меняет того что сама история очередная вариация на тему «отцов и детей» с примесью «месть это не выход». Причем вторая идея пронизывает еще предыдущие три части так что не является новой даже в рамках данной серии. Когда тебе разжевывают в четвертой части то, что наглядно показывали в течении трех предыдущих, то это сложно принять в качестве какого то особого откровения.
Опять же я не обливаю говном сценаристов сони. Они профессионалы и делают очень качественную работу. Их сценарии заслуживают похвал. Но не стоит превозносить их выше небес только из-за того что все вокруг катятся в бездну, а они просто стоят на месте. Пусть и высоком.
Ну вообще благодаря развитию инди у меня прям никогда не возникает проблемы «во что бы такое сюжетное поиграть». Тем более, что инди ярче и смелее экспериментируют с сюжетными формами.