Свершилось! После четырёх лет мучительного ожидания DOOM Eternal наконец-то добралась до магазинов. Критики в восторге, фанаты вне себя от счастья, хейтеры строчат стены текста по поводу цветастости интерфейса… И хоть об игре можно долго спорить, едва ли кто-то возразит: возвращение Палача Рока никого не оставило равнодушным. Однако не один лишь запуск Eternal ознаменовал 20 марта – в цифровых магазинах состоялась тихая премьера другой, куда менее известной части культового боевика. Самое время вспомнить, чем примечательна DOOM 64, и вынести ей вердикт.
Отпущение грехов
DOOM. Одно слово, и воображение тут же рисует удивительные образы один краше другого. Залитые кислотой коридоры военной базы на планете Фобос. Ревущая в волосатых руках главного героя бензопила. Дуэль с Кибердемоном у подножия Вавилонской башни. Классика не нуждается в представлении: многие поклонники помнят шутер id Software и его эпохальный сиквел наизусть. А вот с его триквелом, увы, ситуация принципиально иная.
Нет, речь не о спорной Doom 3, которая была скорее переосмыслением, нежели полноценным продолжением классических частей. Речь, как нетрудно догадаться, о DOOM 64 – консольном эксклюзиве от Midway Games, выпущенном в далёком 1997 году. Читая описание в фанатских «вики», сложно не восхититься стараниями новой команды: тут и 32 уникальных уровня, и улучшенный движок, и слегка дополненный арсенал, и всё это вкупе с чуть более мрачной эстетикой. И никакой цензуры, несмотря на привязку к Nintendo 64! Мясо и растерзанные тела в полном объёме! Словом, у проекта были все шансы на успех.
К несчастью, многообещающую игру приняли до боли прохладно: критики ругали графику, очевидно устаревшую на фоне полностью полигональных Quake и Turok, а простые геймеры новинку и вовсе пропустили, из-за неуклюжего заголовка приняв её за очередной порт со слегка обновлённой картинкой и уродливыми моделями монстров. И хотя о продажах ничего не известно, тот факт, что DOOM 64 так никуда в дальнейшем не портировали (в отличие от первых частей, посетивших даже мобильные устройства), говорит сам за себя.
На этом история могла бы завершиться, однако со временем (в частности, после разочаровывающей попытки устроить сериалу «ребут» в 2004-м) некогда освистанный публикой релиз мало-помалу обрёл славу истинной третьей части, которой просто не повезло. Осознав ошибку, фанаты принялись искать тогда ещё не вышедшие из продажи картриджи, а народные умельцы начали копаться в движках и ROM-файлах, лишь бы перенести недооценённый экшен на PC, где ему самое место.
И вот 23 года спустя, после аж двух любительских изданий (The Absolution и EX) затерянная глава в истории Палача Рока снова официально вернулась в магазины – на сей раз исключительно в цифровом виде. Всё благодаря талантам из Nightdive Studios и конкретно программисту Самуэлю Вильярреалу (Samuel Villarreal), который ещё с начала нулевых в свободное время трудился над максимально дотошным воссозданием «того самого» боевика. Но стоили ли усилия того?
Страх и ненависть в преисподней
DOOM 64 на первый взгляд мало чем отличается от двух своих старших братьев: это всё тот же классический шутер про извилистые лабиринты, поджидающих на каждом углу монстров и затяжные поиски цветных ключей. В карманах у главного героя знакомый арсенал (плюс секретное оружие с говорящим названием Unmaker), а на пути практически все классические демоны, включая импов, баронов Ада и прочую нечисть. За кадром остались лишь пулемётчик, Владычица пауков, ревенант да архвиль – бедняг принесли в жертву из-за ограниченного места на картридже N64.
Чем же в таком случае любопытен всеми забытый триквел, если суть осталась неизменной? Главным образом – своей уникальной эстетикой. Midway с позволения id решила добавить в знакомую формулу элементы хоррора – и, чёрт побери, в правильных пропорциях даже из олдскульной Doom можно сделать толковый ужастик.
Не стоит волноваться, перемены не настолько категоричные, как может показаться: в DOOM 64 вовсе не требуется светить фонариком в каждый угол и судорожно набирать на ящиках снабжения коды доступа из заброшенных КПК. Правки здесь, как правило, не геймлпейные, а чисто стилистические – и какие же они эффектные! Чудища теперь звучат не комично, а непривычно, даже угрожающе. Вместо хорошо освещённых просторных залов всюду узкие тёмные коридоры да мигающие разноцветные лампы. Каждый залп из двустволки отдаётся гулким эхом, на которое жутким рёвом отзывается незримый противник где-то впереди.
Неожиданно мрачная по меркам серии атмосфера отлично накладывается на в целом блестящий дизайн уровней. Пускай карты заметно меньше, чем локации из какой-нибудь Hell on Earth (опять же сказались технические ограничения), это, как ни странно, только усиливает задуманный эффект, придаёт происходящему необходимую толику клаустрофобности. Иной раз авторы даже ухитряются хорошенько напугать! И обходятся при этом без богомерзких скримеров и прочих пошлостей, которыми грешат чистокровные хорроры последних лет. Назвать игру по-настоящему страшной, само собой, язык не повернётся, но вот напряжённой – запросто.
Из-за смены курса, правда, пришлось немного пожертвовать экшеном. Хотя в Аду полно демонов и зомби, да и патронов раскидано вдоволь, геймплей в DOOM 64 относительно неспешный, почти что размеренный на фоне оригиналов и уж тем более совершенно безбашенной Eternal. Темп «новинки», равно как и облик местного Ада, куда больше напоминает о Quake: все эти плохо освещенные замки, хитрые ловушки и попытки надавить на сознание с помощью вкрадчивой музыки явно делались с оглядкой на великолепный третий эпизод готического FPS. Но пускай относительная размеренность не вводит в заблуждение: да, разработчики редко вываливают на Палача больше десятка чудищ за раз, зато когда это происходит – ух, успевай только новые ракеты и заряды для плазмагана подбирать. И хотя кто-то наверняка сочтёт неторопливость недостатком, коллектив Midway ругать не за что: заскучать боевик просто не даёт.
В этом, пожалуй, и заключается главное достижение игры: в отличие от дилогии id Software, она цельная и увлекательная от и до. Тут нет откровенно слабых карт, которые тянутся и тянутся без намёка на финал. Практически нет скучных сегментов с занудным поиском последнего рычага (хотя совсем без неочевидных моментов не обошлось, куда ж без них). Нет бестолкового платформинга и уровней, где надо балансировать на тонких балках, словно акробат с двустволкой.
Тут всего в меру, без издевательских перегибов сложности в духе начала Thy Flesh Consumed или кромешной тьмы SIGIL Джона Ромеро (John Romero). Мало того, почти каждый этап изумителен в своей продуманности и плотности: на зачищенных территориях регулярно возникают противники, срезки появляются аккурат там, где надо, целые комнаты вырастают прямо за спиной, удивляя и подчас восхищая неподготовленного пользователя.
Даже секретные миссии, некогда просто хорошо спрятанные пустячки, и те обрели новое измерение: в каждой из них хитро скрыт особый ключ, который усиливает Unmaker и заметно упрощает последний бой исходной кампании. Пройти развязку при желании можно и так, разумеется, и всё же как здорово, что любопытство ещё и поощряется уникальным (и практичным) трофеем.
И эти положительные эмоции сопровождают вплоть до концовки. Впервые проходя DOOM 64 в 2020 году, даже не чувствуешь, что боевик сильно отстал от жизни. Напротив: на фоне современных закосов под старину а-ля Project Warlock или Ion Fury творение Midway Games и id Software держится молодцом, лишний раз подчёркивая, что над истинными шедеврами время не властно. Впрочем, здесь ещё заслуга Nightdive Studios – это её стараниями экшен наконец-то обрёл вторую жизнь.
После конца
Подобно многим другим реставрациям от Nightdive, ремастер DOOM 64 заслуживает исключительно похвал. Хотя игру технически можно пройти на PC бесплатно с помощью модов и фанатских ремейков, официальное переиздание в техническом плане оставляет их далеко позади.
Главное преимущество по сравнению с любительскими версиями очевидно – стабильно высокая частота кадров. Благодаря переходу на KEX 3 шутер прекрасно работает в 60 и 120 fps и в любом формате выглядит как подобает – визуальные баги редки и совершенно не критичны. Единственное замечание касается особого графического фильтра: он слишком сильно смазывает картинку. К счастью, любители абсолютной чёткости в любой момент могут отключить «вазелин» в настройках.
С управлением тоже всё путём: ремастер поддерживает как клавиатуру и мышь, так и контроллеры. Раскладка в обоих случаях удобная и практичная, а если надо, кнопки легко поменять в меню. Кого-то наверняка огорчит, что двигать камерой разрешают исключительно по горизонтали (вверх-вниз, в отличие от EX-издания, не посмотришь), однако на геймплей это никак не влияет: пули и ракеты сами летят на нужную высоту, если потребуется. Ограничение между тем взяли не с потолка: так всё и было в оригинале.
Впрочем, всё это сущие мелочи на фоне главного – дополнительного контента. Специально в честь релиза DOOM 64 на PC и консолях нынешнего поколения команда Nightdive Studios сделала с нуля уникальный бонусный эпизод, призванный связать события игры 1997 года с сюжетом Eternal. После победы над некогда последним боссом в меню появляется пункт The Lost Levels с новыми приключениями Палача Рока в Аду.
Надо отдать должное, сделана добавка весьма недурственно, вполне в духе исходной кампании. Разве что декорации несколько краше: сразу видно, что доселе невиданные уголки преисподней разрабатывали не для Nintendo 64, а для актуальных платформ на современном движке. Правда, есть одно очевидное но: это просто мод, не более того. Рассчитывающих на длинную одиссею по геенне огненной, с брутальными кат-сценами, новыми противниками и прочими радостями, увы, ждёт разочарование. Плюс эпизод в целом короткий – длится всего семь уровней (считая секретный) и пробегается за пару-тройку часов.
Последнее компенсируется двумя факторами. Во-первых, новые этапы гораздо сложнее оригинальных – их явно делали с расчётом на опытных поклонников серии, и отдельные сегменты куда ближе к перестрелкам и ловушкам из Hell on Earth. Во-вторых, миссии сами по себе весьма затянутые. Насыщенные событиями и зверским экшеном, безусловно, но они успевают поднадоесть – в отличие от своих собратьев из 97-го, которые длились ровно столько, сколько надо. Впрочем, кое в чём Nightdive превзошла Midway: финальное побоище The Lost Levels заметно лучше предыдущей концовки. Десятки чудищ, несколько кибердемонов, много осмысленной беготни за апгрейдами для Unmaker – на такой славной ноте не стыдно закончить которое по счёту покорение преисподней.
После чтения старых рецензий и прохладных отзывов от DOOM 64 не ждёшь чего-то особенного – максимум компетентного консольного эксклюзива с хоррорным душком. Однако забытая классика превосходит ожидания: боевик ухитряется удивить, восхитить – и рано или поздно покорить. Секрет успеха прост: тут всё как надо и нет никаких лишних штрихов. Даже недостатки приходится долго и нудно выдумывать, по ходу дела опускаясь до придирок к сущим мелочам или даже конкретным комнатам с неочевидными рычагами-головоломками.
Нельзя не похвалить и Nightdive за отличное переиздание, которому до идеала не хватает совсем чуть-чуть полировки. Обидно, конечно, что в игру так и не добавили недостающие ещё с конца 90-х мультиплеер и уровень сложности Nightmare, но что поделать: студия явно поставила себе цель как можно точнее воссоздать оригинал, с небольшим дополнением в качестве подарка преданным фанатам. Остальное уже доделают ушлые моддеры, ведь именно их стараниями культ до обидного недооценённой игры жил и здравствовал 20 с лишним лет.
Несмотря на устаревший облик и немного стыдный статус бонуса за предзаказ, DOOM 64 прекрасна. Ознакомиться с ней стоит каждому фанату, даже если откровенно устаревшая графика вместе со стилизацией под хоррор вызывают смешанные эмоции. Это полноценный наследник двух оригинальных Doom, та самая полноценная третья часть, о которой грезили поклонники в девяностых и нулевых. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Плюсы: отличная оригинальная кампания; недурственные новые уровни; великолепная хоррор-атмосфера; отличное звуковое оформление; достойный с технической точки зрения ремастер; доступная цена.
Минусы: спорные модели монстров по сравнению с первыми Doom; неоднозначное музыкальное сопровождение; всего лишь семь новых карт; редкие визуальные помарки; скудный набор достижений; отсутствие мультиплеера.
Лучшие комментарии
В Doom 64 Элементаль выглядит… интереснее, скажем так.
Нда, интересный редизайн!
З.ы. Отдельный поклон автору, как олдфаг олдфагу за рефернс в сторону Playstation 1. Думаю мало кто сейчас помнит такую деталь, как перекочевавшую с одной консоли на другую звуковую библиотеку)
Я бы Final Doom назвал 2.5: вроде всё знакомо, но другие дизайнеры интересно набросили своих идей. А тут и движок (даже в исходном релизе) улучшенный, и уровни ощущаются немного иначе — даже оружие ведёт себя по-своему (у двустволки даже отдача есть, как и у ракетницы).
Игре стоит дать шанс, тем более что сейчас она стоит копейки и (несмотря на конские требования) работает идеально, особенно на PC.
doom64ex.wordpress.com/
И нет, представленная здесь игра не запускается через «фанатский мод», она работает на движке, который изначально разработали для мода, но потом модифицировали несколько раз. Это разные вещи.