24 марта 2020 24.03.20 26 48K

Гайд по VR: что нужно знать, что выбрать, во что играть

Итак, Half-Life: Alyx окончательно убедила вас в том, что нужно брать шлем виртуальной реальности. VR сильно отличается от других игровых девайсов, поэтому здесь много непонятных терминов и странных условностей.

Вы уже могли узнать о шлемах из видеоразбора Александра Вилисова, но данный материал копает глубже: объясняет основные понятия, разбирает ряд актуальных устройств и подсказывает, с каких игр стоит начинать погружение в VR.

Содержание

  1. Основные понятия. Что нужно знать?
  2. Модели шлемов. Какой выбрать?
  3. Игры. На что обратить внимание в первую очередь?

Основные понятия. Что нужно знать?

Требования к PC

Примерно прикинуть, насколько хорошо ваш компьютер подходит для виртуальной реальности, можно по системным требованиям Valve Index или Oculus Rift S. У Valve есть специальные утилиты для измерения характеристик. У Oculus такая тоже была, но больше не поддерживается.

Помните: во-первых, разрешение большинства шлемов выше стандартных 1080p, а во-вторых, для комфортный игры необходимо поддерживать высокую кадровую частоту – оптимальной планкой считается 90 fps. Поэтому, например, многие VR-игры выглядят графически простыми: у разработчиков в приоритете фреймрейт, а не число спецэффектов на пиксель экрана.

Кроме того, убедитесь, что в вашем PC есть свободные порты – обычно это USB 3.0 и DisplayPort 1.2, но от шлема к шлему спецификации меняются.

Если у вас ноутбук, тоже потратьте лишнюю минутку в поисковиках, чтобы удостовериться, что его хватит. Например, как предупреждает Valve, ноутбуки, которые соответствуют требованиям Valve Index, в действительности со шлемом могут не заработать.

Требования к свободному пространству

Кроме PC для VR понадобится свободное пространство. Некоторые игры можно пройти сидя в кресле, большинство хорошо играются, если стоять на месте, но наилучшие впечатления вы получите, если у вас всё-таки есть простор для манёвра.

Минимальная площадь игровой зоны в официальных требованиях – 2 метра на 1.5 метра. Для игр, которые можно проходить стоя или сидя, требований по площади нет. Иными словами, если у вас есть место, где вы можете от души помахать руками, то оно подойдёт для VR. Игры, в которые невозможно играть стоя на месте, встречаются редко.

Не бойтесь, удариться мизинчиком об угол дивана вам не грозит: в шлемах есть предохраняющий купол, который обозначает границы игровой зоны – вы очерчиваете их сами. Когда вы (или контроллеры в ваших руках) оказываетесь слишком близко к границам, зажигается предупреждающая сетка.

Помните: ваш шлем подключается к PC – от него будут тянуться провода. Беспроводные варианты есть, но с ними всё сложно – до такого технологии пока не доросли. Убедитесь, что PC находится рядом с вашей игровой зоной, иначе проводов может не хватить. Кроме того, для некоторых шлемов понадобится размещать базовые станции – ещё один источник проводов.

Виды трекинга

Сейчас у шлемов два основных вида трекинга (отслеживания движений и перемещений).

Первый – встроенный (он же inside-out), когда положение в пространстве улавливается при помощи нескольких камер в шлеме. Основное преимущество метода – компактность: вам не нужно развешивать дополнительные базовые станции. Качество трекинга разнится от шлема к шлему, но в целом остаётся на приемлемом уровне.

Второй вид трекинга – внешний (outside-out). В этом случае положение в пространстве отслеживают базовые станции по краям игровой зоны. Основное преимущество – точность по сравнению со встроенным трекингом. Например, станции смогут видеть контроллеры у вас за спиной или улучшат прицеливание, когда вы держите виртуальный ствол двумя руками, – в общем, сработают в тех случаях, когда между камерами встроенного трекинга и датчиками в контроллере возникали бы препятствия или помехи.

Кроме того, к базовым станциям от Valve можно подключить дополнительные устройства и, скажем, сделать полное отслеживание тела, а не только головы и рук. Правда, игр, где можно этим воспользоваться, не очень много.

«Москитная сетка»

«Москитная сетка» (она же screen-door effect) – эффект в VR, когда вы смотрите в игру словно через эту самую москитную сетку. Возникает из-за того, что дисплей в шлеме находится близко к глазам, поэтому вы можете замечать расстояние между пикселями.

Чтобы побороть эффект, производители повышают плотность пикселей – например, увеличивают разрешение дисплея. Есть и другие варианты: Samsung для своего шлема Odyssey+ разработала технологию Anti-SDE, которая целенаправленно борется с «москитной сеткой».

В целом если «сетка» не выходит за пределы разумного, её можно просто не замечать – в этом помогают ощущение глубины пространства в VR и просто увлекательность игры.

Пример «москитной сетки».
Пример «москитной сетки».

Межзрачковое расстояние

Термин на английском – IPD. Если линзы шлема не подходят для расстояния между вашими зрачками, могут возникнуть проблемы с восприятием VR. Если отклонение слишком сильное, может дойти до головной боли и других неприятных последствий.

Измерить свой IPD вам придётся самостоятельно. Среднее межзрачковое расстояние человека оценивают примерно в 63.5 миллиметра. Разброс поддерживаемого расстояния меняется от шлема к шлему.

Например, у Vive есть регуляторы IPD, которые физически смещают линзы в шлеме, поэтому они охватывают довольно широкий промежуток. А вот Rift S проектировали для усреднённых значений – в этом устройстве IPD настраивается исключительно программно.

Шесть степеней свободы (6DOF)

Принцип, по которому выделяют управление в современных шлемах VR. Если у шлема шесть степеней свободы, это значит, что он отслеживает перемещение вперёд и назад, вверх и вниз, вправо и влево, а также по трём осям вокруг головы.

6DOF есть у всех «серьёзных» шлемов, поэтому и игры ориентируются на шесть степеней. Отчасти из-за этого мобильный VR вроде Google Cardboard несовместим с компьютерным: телефоны распознают только три степени.

Наглядная демонстрация разницы между 3DOF и 6DOF.

Разрешение, угол обзора и частота обновления

В целом здесь всё просто: чем выше разрешение, тем чётче картинка (в том числе благодаря уменьшенному эффекту «москитной сетки»), чем больше угол обзора, тем больше вы видите боковым зрением, а чем больше «герцовка», тем чаще обновляется дисплей и тем плавнее картинка.

В идеале разрешение, угол обзора и частота обновления не только повышают визуальное качество, но и снижают риск укачивания.

LCD и OLED

Ещё одно важное различие, которое встречается у дисплеев. OLED лучше справляется с цветопередачей и контрастом – чёрный там глубже, чем у LCD.

С другой стороны, Valve уверена, что современные LCD-дисплеи обладают рядом преимуществ, которые компенсируют отставание по цветопередаче. Например, как заявляет компания, LCD лучше справляется с устранением «москитной сетки».

Программная платформа

Ключевых программных платформ для VR две – SteamVR и Oculus. PlayStation VR не рассматриваем, потому что виртуальная реальность Sony работает только на PlayStation 4 и сейчас находится в промежуточном состоянии – подробнее об этом в разборе PSVR ниже.

SteamVR – свободная платформа, которая поддерживает все шлемы. Steam автоматически распознаёт ваше устройство и запускает необходимые приложения.

Oculus – закрытая платформа, предназначенная только для шлемов Oculus. Отличается своим собственным магазином, лончером и системой друзей, построенной на интеграции с Facebook.

Через Oculus также работают эксклюзивы Oculus Studios, поэтому на шлемах от других производителей в них не поиграть. По крайней мере, официально – энтузиасты занимаются самопальным проектом LibreVR/Revive, который обеспечивает совместимость Oculus с HTC Vive или Valve Index.

Есть ещё и Viveport от HTC, но он интегрируется со Steam и совместим со всеми популярными шлемами, а не только с Vive.

Грубо говоря, какой бы шлем вы ни купили, он будет работать со SteamVR и играми на этой программной платформе. Но если вы хотите ещё и VR от Oculus, то лучше приобрести шлем от Oculus – или надеяться на любительские хаки.

И в Steam, и в Oculus есть домашнее пространство, которое позволяют обустраивать. Шкафчик с кубками – достижениями из игр? Легко!
И в Steam, и в Oculus есть домашнее пространство, которое позволяют обустраивать. Шкафчик с кубками – достижениями из игр? Легко!

Очки

Внутри популярных шлемов обычно хватает места, чтобы вы могли надеть их вместе с очками в небольшой или средней оправе. Кроме того, можно попробовать поискать накладные линзы для VR с диоптриями – такие тоже производят.

Если вы носите очки, скажем, из-за сильной близорукости, то вам придётся носить их и в VR – в этом смысле виртуальная реальность от настоящей не отличается.

Морская болезнь

В VR повышается риск укачивания, потому что ваш мозг может «запутаться» в сигналах тела, которые генерируются в виртуальной реальности. Разработчики активно борются с этой проблемой на разных уровнях: скажем, вводят высокую частоту обновления в дисплеях, рисуют рамку по краям игрового экрана или вставляют передвижение телепортами.

В текущем поколении VR многое сделано для того, чтобы снизить укачивание, но, если вы сомневаетесь в своём вестибулярном аппарате, на всякий случай найдите VR-аттракцион поблизости и испытайте себя там. Всё-таки лучше перестраховаться, чем купить дорогой девайс и обнаружить, что вас в нём тошнит.

Модели шлемов. Какой выбрать?

Valve Index

Уберпредложение для тех, кто не собирается идти на компромиссы, и последний писк моды в потребительском VR. Достать непросто: в России шлем официально не продаётся, а в тех странах, где продаётся, последние несколько месяцев наблюдаются перебои с поставками – из-за релиза Half-Life: Alyx спрос превышает предложение, а коронавирус мешает производству.

На фоне конкурентов Valve Index выделяется уникальными контроллерами (отслеживают положение каждого пальца и крепятся к ладоням), высокой частотой обновления дисплея и дружелюбностью к моддингу: Valve выложила чертежи устройства и спрятала дополнительный USB-вход в шлеме, чтобы энтузиасты могли создать какой-нибудь уникальный апгрейд.

Важно помнить: если вы покупаете VR впервые, то вам подойдёт только полный комплект Valve Index за 999 долларов. На странице в Steam есть варианты подешевле (например, только шлем), но они не заработают без базовых станций SteamVR.

Приобретать что-то кроме полного комплекта Valve Index имеет смысл лишь в одном случае: у вас уже был шлем из серии HTC Vive и остались базовые станции от него.

?Характеристики:

внешний трекинг,
дисплей – LCD, 1440 х 1600 на каждый глаз,
частота кадров – до 144 Гц,
угол обзора – до 130 градусов,
межзрачковое расстояние – от 58 до 70 мм (регулируется аппаратно).

?Цена: 999 долларов за полный комплект.

Плюсы:

✅Наилучший вариант для Half-Life: Alyx.
✅Контроллеры с отслеживанием всех пальцев – аналога у конкурентов пока нет.
✅Точное отслеживание перемещений благодаря базовым станциям.
✅Хороший звук через «висящие» наушники – благодаря такой конструкции уши не устают и не потеют во время долгих сеансов.
✅Поддерживается моддинг.

Минусы:

❌Высокая цена.
❌Требуется установка базовых станций.
❌Встречаются жалобы на дефект стика на контроллерах – не срабатывает нажатие при отклонении.
❌Значительные перебои с поставками.

Oculus Rift S

Один из наиболее популярных шлемов для PC на данный момент. Причина – прекрасный баланс цены и качества: за относительно небольшие деньги вы получаете приличное устройство с поддержкой от одного из лидеров виртуальной реальности.

Rift S стоит дешевле большинства ведущих шлемов, но умеет очень многое: например, специально для него Oculus разработала продвинутую систему встроенного трекинга, которая показывает недурственные результаты. Кроме того, в комплекте с Rift S идут хорошие контроллеры Oculus Touch с частичным отслеживанием пальцев.

Наконец, Rift S выглядит как вклад в будущее: Oculus активно снабжает свои устройства богатыми и интересными эксклюзивами (хоть их и можно запускать на других шлемах через Revive).

Битва за низкую цену не могла не отразиться на характеристиках: местами Rift S уступает более дорогим конкурентам. Скажем, недотягивает до частоты обновления 90 герц (она считается золотым стандартом VR) и не даёт настраивать IPD аппаратно, из-за чего некоторым людям шлем попросту не подойдёт – формально межзрачковое расстояние здесь не хуже, чем у других девайсов, но рекомендованный промежуток гораздо меньше.

И всё же Rift S – это прекрасно собранное устройство, которое по соотношению цены и качества обгоняет практически всех конкурентов (лишь бы ваш IPD подходил).

?Характеристики:

встроенный трекинг,
дисплей – LCD, 1280 x 1440 на каждый глаз,
частота кадров – 80 Гц,
угол обзора – около 95 градусов,
межзрачковое расстояние – рекомендуется от 61.5 до 65.5 мм, формально поддерживается от 58 до 72 мм (регулируется программно).

?Цена: 399 долларов.

Плюсы:

✅Отличное соотношение цены и качества.
✅Отличное отслеживание по меркам встроенного трекинга.
✅Отличные контроллеры Oculus Touch в комплекте.
✅Библиотека эксклюзивов от Oculus.

Минусы:

❌Нет физической настройки межзрачкового расстояния – для кого-то это может стать критическим недостатком.
❌Частота обновления дисплея чуть ниже «золотого стандарта».
❌Игры в магазине Oculus без региональных ценников.

Oculus Quest

Самое любопытное предложение по количеству вариантов использования. Quest – это автономный шлем со встроенным железом, которому не нужен PC или смартфон. Многие считают, что будущее VR именно за такими беспроводными девайсами: их легко переносить с места на место, а провода не мешаются во время игры.

По мощности железо Quest близко к мобильным устройствам, поэтому шлему требуются отдельные версии игр. Однако девайс можно подключить к PC – тогда он будет работать как полноценный компьютерный шлем. Ну, почти – сейчас технология добавляет лишние миллисекунды задержки.

Есть даже неофициальная возможность стримить игры с PC без проводов! К сожалению, такое ультимативное решение омрачается заторможенным откликом в управлении и артефактами в картинке: пока что по воздуху не научились быстро и эффективно передавать большие объёмы данных, необходимые для VR.

Кроме того, Quest хвастается полным отслеживанием пальцев без контроллеров – оно работает через встроенные монохромные камеры. Звучит интригующе, однако для игр такой метод управления подходит слабо: во-первых, большинству развлечений необходимы кнопки и стики, а во-вторых, чувствовать во время геймплея физическую отдачу в руках приятнее, чем скрючивать пальцы в пустоте.

Судя по всему, в дальнейшем Oculus хочет делать ставку именно на такие, автономные шлемы.

?Характеристики:

встроенный трекинг,
дисплей – OLED, 1440 x 1600 на глаз,
частота обновления – 72 герца,
угол обзора – около 95 градусов,
межзрачковое расстояние – от 58 до 72 мм (регулируется аппаратно).

?Цена: 399 долларов (64 гигабайта встроенной памяти), 499 долларов (128 гигабайт).

Плюсы:

✅Два в одном – автономный и компьютерный шлем сразу.
✅Относительно доступная цена.
✅Можно стримить игры с PC без проводов.
✅Библиотека эксклюзивов от Oculus.

Минусы:

❌Игры с PC будут ощущаться чуть хуже, чем в других шлемах.
❌Подходящий провод для подключения к PC необходимо покупать отдельно.
❌Частота обновления ещё ниже, чем у Rift S.
❌Вес распределяется неравномерно и сосредоточен в передней части головы.

HTC Vive Pro

Не новое поколение HTC Vive, а, скорее, значительный апгрейд старого, который к тому же целит больше в бизнес-направление и профессионалов, чем в рядовых игроков.

Vive Pro отличается высокой ценой, которая со всем необходимым оборудованием превышает цену Valve Index. При этом комплекты Vive Pro поставляются с устаревшими контроллерами Wand – они большие, плохо лежат в руке и полагаются на тачпады в духе Steam Controller, а не на традиционные стики.

Зато вместе с Vive Pro обычно дают несколько месяцев подписки на Viveport – эдакий Netflix от мира VR, где есть множество неплохих игр (пускай и без главных блокбастеров типа Beat Saber). Кроме того, к Vive Pro можно докупить модуль для беспроводного гейминга, прикрутить официальные дополнения вроде трекера для ног, а также подключить базовые станции SteamVR 2.0 и контроллеры Index (это выйдет дороже полного комплекта Valve Index).

Помимо Vive Pro существует модификация Vive Pro Eye, где отслеживаются ваши зрачки. Но она стоит ещё дороже, а толку для обычного геймера мало – в играх зрачки почти не используются.

Пожалуй, всерьёз присмотреться к Vive Pro стоит лишь в том случае, если вы отыскали какую-нибудь большую скидку на вторичном рынке.

?Характеристики:

дисплей – AMOLED, 1440 x 1600 на глаз,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – от 60 до 73 мм (регулируется аппаратно).

?Цена (за комплекты со всем необходимым): 899 долларов/89 990 рублей в России (базовые станции 1.0 и обычные контроллеры Wand); 1 199 долларов/99 990 рублей в России (базовые станции 2.0 и улучшенные контроллеры Wand).

Плюсы:

✅Несколько месяцев подписки на Viveport.
✅Официально поставляются в Россию.
✅Откидной дисплей.
✅Можно докупить адаптер и превратить шлем в беспроводной.
✅Совместим с устройствами Valve Index.

Минусы:

❌Высокая цена – выгоднее взять Valve Index.
❌В комплекте устаревшие контроллеры Wand.
❌Требуется установка базовых станций.

HTC Vive Cosmos

Vive Cosmos – новое семейство шлемов от HTC, где уже набралось несколько моделей. Кроме Vive Cosmos есть ещё Vive Cosmos Play для новичков и Vive Cosmos Elite для продвинутых пользователей.

Рассмотрим обычный Vive Cosmos. В нём HTC отказалась от внешнего трекинга и сделала встроенный. Однако очевидцы говорят, что получилось так себе: устройство почему-то очень чувствительно к освещению и время от времени теряет контроллеры. HTC выпускала обновления ПО и постаралась устранить проблему, но, судя по отзывам, недостаток до конца не исчез.

С другой стороны, Vive Cosmos предлагает любопытный модульный дизайн: у девайса можно менять визор, чтобы расширять доступные возможности. Например, поставить внешний трекинг вместо встроенного (разумеется, за модули придётся доплачивать). Кроме того, дисплей у Vive Cosmos откидной – вы можете взглянуть на реальный мир не снимая шлема.

Наконец, на контроллерах Vive Cosmos есть дополнительная кнопка-бампер: по умолчанию в играх она практически не применятся, но может пригодиться, если вы не поленитесь и покопаетесь в настройках раскладок Steam.

Впрочем, многие говорят, что по соотношению «цена – качество» Vive Cosmos уступает и Oculus Rift S, и Valve Index. Cosmos Elite стоит на 200 долларов дороже Cosmos и предлагает внешний трекинг, но, как и Vive Pro, поставляется с устаревшими контроллерами Wand.

?Характеристики (HTC Vive Cosmos):

дисплей – LCD, 1440 x 1700 на глаз,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – примерно от 61 до 72 мм (регулируется аппаратно).

?Цена: 699 долларов / 65 990 рублей в России.

Плюсы:

✅Официально поставляется в Россию.
✅Откидной дисплей.
✅Несколько месяцев бесплатной подписки на Viveport.
✅Модульный дизайн: можно докупать модули и тем самым улучшать шлем.
✅Можно сделать беспроводным.

Минусы:

❌Много жалоб на трекинг.
❌Неудачное соотношение между ценой и качеством.

Шлемы Windows Mixed Reality

Windows Mixed Reality – стандарт виртуальной, альтернативной и смешанной реальности от Microsoft для сторонних производителей.

Судя по всему, Microsoft мало заинтересована в развитии WMR – по крайней мере, о шлемах для потребителей корпорация почти не говорит, а в следующем поколении Xbox поддерживать VR не собирается.

Однако устройства WMR совместимы со SteamVR и играми в Steam. Бесполезной такая покупка не станет, хотя и впечатления окажутся чуть хуже, чем у конкурентов: среди WMR много относительно бюджетных устройств с компромиссами вроде посредственного трекинга.

Шлемов в WMR хватает. Все рассматривать не станем, а возьмём только Samsung Odyssey+ – один из самых популярных девайсов в семействе.

Odyssey+ выделяется приличным дисплеем с технологией, которая устраняет «москитную сетку», а также «висящими» наушниками. С другой стороны, трекинг в Odyssey+ хуже, чем в Rift S: у шлема от Samsung всего две следящие камеры против пяти у шлема от Oculus. Кроме того, некоторые жалуются на то, что Odyssey+ не так хорошо сидит на голове.

Недостатки может компенсировать цена: в конце прошлого года Odyssey+ стали продавать за 250–300 долларов вместо рекомендованных 500. С такой скидкой предложение очень даже приличное.

?Характеристики (Samsung Odyssey+):

встроенный трекинг,
дисплей – AMOLED, 1440 х 1600 на каждый глаз, технология против «москитной сетки»,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – от 60 до 72 мм (регулируется аппаратно).

?Цена: 500 долларов на старте/около 250 долларов после скидок.

Плюсы:

✅В семействе WMR относительно дешёвые и более-менее приличные модели шлемов.
✅Очень хороший дисплей в Odyssey+.
✅Odyssey+ со скидками – прекрасное предложение за свои деньги.

Минусы:

Microsoft слабо интересуется развитием VR – будущее WMR под вопросом.
❌Встроенный трекинг хуже, чем в Rift S.

PlayStation VR

Самый старый шлем в этом списке – он вышел в первой волне VR-устройств в 2016 году. Сохранился неплохо, но в 2020-м выглядит уже не так соблазнительно: PSVR уступает другим девайсам по разрешению и трекингу, а контроллеры Move – это совсем древность.

Кроме того, PSVR официально не подключается к PC – в Half-Life: Alyx вы не поиграете. Да, есть любительские решения, но для них придётся хорошенько поплясать с бубном, а конечный результат не сравнится по качеству со шлемами, предназначенными для PC.

С другой стороны, на PSVR есть библиотека отличных эксклюзивов: например, Resident Evil 7 так и не вышла на VR для PC, а Astro Bot Rescue Mission некоторые издания признавали лучшей игрой 2018-го. Цена у шлема сейчас тоже довольно доступная.

Впрочем, самое важное – Sony уже подтвердила, что собирается поддерживать VR на PlayStation 5, а значит, наверняка готовит и обновлённый шлем. Лучше дождитесь его – PSVR по нынешним меркам устарел.

?Характеристики:

внешний трекинг,
дисплей – OLED, 960 x 1080 на каждый глаз,
частота обновления – 90 или 120 герц,
угол обзора – около 100 градусов,
межзрачковое расстояние – предположительно, от 58 до 72 мм (регулируется программно).

?Цена: 349 долларов (с контроллерами)/около 22 990 рублей в России (без контроллеров).

Плюсы:

✅Доступная цена.
✅Официально поставляется в Россию.
✅Не надо забивать голову сборкой подходящего PC – нужна лишь PlayStation 4.
✅Шлем неплохо сохранился за четыре года.
✅Библиотека эксклюзивов от Sony.

Минусы:

❌Технически самый слабый из всех актуальных шлемов.
❌Устаревшие контроллеры.
❌Посредственное отслеживание движений.
❌К PC официально не подключается – в Half-Life: Alyx вы не поиграете.
❌Скорее всего, скоро Sony выпустит вторую, более совершенную версию шлема.

Шлемы предыдущего поколения

Например, оригинальный HTC Vive или Oculus Rift CV1.

Первая волна шлемов всё ещё работает и хорошо справляется с нынешними VR-играми. Нюанс в том, что в текущем поколении появилось много улучшений комфорта – от увеличенного разрешения дисплеев до более грамотного распределения веса на голове. Кроме того, Oculus Rift CV1 снят с производства – новый вы вряд ли купите.

Присмотреться к шлемам предыдущего поколения имеет смысл лишь в том случае, если вы нашли очень выгодное предложение на вторичном рынке. В остальном преимуществ у них мало. Даже рекомендуемая розничная цена – и та часто выше, чем у новых VR-девайсов.

Наконец, существуют экзотические модели шлемов вроде Pimax, но они не так распространены, как Oculus, Vive или WMR. Зачастую подобные устройства нацелены на бизнес-сегмент, а не на потребителей, поэтому отличаются высокой ценой и специфическими характеристиками.

Oculus Rift CV1 работал на внешнем трекинге.
Oculus Rift CV1 работал на внешнем трекинге.

?Так какой шлем выбрать для Half-Life: Alyx?

Любой из вышеперечисленных (кроме PSVR). Half-Life: Alyx будет работать через SteamVR и запускается на всех популярных шлемах.

Да, если у вас нет контроллеров Valve Index, вы немного потеряете в погружении, но ничего критичного не произойдёт: Valve неоднократно подчёркивала, что Alyx подгоняли под все VR-устройства сразу.

?А как купить и доставить?

К сожалению, простого варианта нет: либо искать знакомых, которые согласятся привезти вам здоровенную коробку из Европы или США, либо пользоваться сервисами-пересыльщиками (да ещё и платить налог на таможне), либо брать в России у официальных поставщиков (если это возможно) или на сером рынке. Ещё один вариант – «вторичка», где могут попадаться хорошие предложения.

Игры. На что обратить внимание в первую очередь?

Перед тем как перейти к играм, сперва стоит ответить на ряд животрепещущих вопросов.

?Что за позорное передвижение телепортами?! Некоторых людей тошнит от ходьбы на стик. Причин может быть много, но основная сводится к смешанным сигналам, поступающим в мозг: глаза видят, что тело двигается, но тело сообщает, что оно стоит на месте, поэтому мозг начинает путаться.

Вероятно, в будущем, когда VR станет более распространённым, от телепортов откажутся совсем, но сейчас разработчики предпочитают страховаться. И пока вы не освоились в VR, лучше либо играть в игры, где не нужно много передвигаться, либо потерпеть телепорты. Виртуальная реальность – это совершенно новое ощущение, к которому нужно привыкнуть.

Телепорты в Half-Life: Alyx.

?Что за руки в воздухе? Это же убивает погружение! Убивает только для людей со стороны. Внутри игры ощущение собственного тела никуда не девается, поэтому и руки в воздухе воспринимаются проще – вы всё равно чувствуете полное физическое присутствие.

Кроме того, кисти, пальцы и голова – единственные части тела, которые отслеживаются современными шлемами. Всё остальное (локти и ноги, например) игры «додумывают» на основе имеющихся данных. Из-за этого часто возникают баги анимации – никому не нравится смотреть, как руки выписывают сумасшедшие кренделя. Ноги же вообще живут отдельной жизнью: на фоне того, как хорошо «трекаются» голова и кисти рук, абсолютно автономная нижняя часть тела вызывает диссонанс.

Постепенно разработчики придумывают обходные решения, но, наверное, компромиссы останутся с нами до тех пор, пока не начнут массово распространяться комплекты для отслеживания всего тела. Стоит ли дожидаться прогресса только ради локтей на руках? Вряд ли: VR впечатляет уже сейчас.

?Но ведь долго играть со шлемом на голове неудобно! Пожалуй, здесь всё индивидуально и зависит от девайса и игры. Во-первых, многие шлемы строятся по так называемому кольцевому дизайну: вы натягиваете не набор ремешков, а пластмассовое кольцо с мягкой обивкой, которое равномерно распределяет вес по точкам опоры на голове.

Во-вторых, спокойные игры и играются спокойно. Усталость быстро настигает в активных развлечениях типа Beat Saber, где вы машете руками как сумасшедший. А если в шлеме плохая вентиляция, то у вас ещё и линзы могут запотеть.

Half-Life: Alyx всё-таки ближе к спокойным играм, в которых можно находиться по несколько часов кряду. Если, конечно, вы не решите мутузить всех врагов взмахами ближайшей табуретки.

?Как-то все эти игры выглядят не очень… Графику в VR-играх «режут» ради высокого разрешения в 90 fps – это необходимо для комфортного геймплея. Сами ощущения в VR совершенно другие: чувствовать себя внутри виртуального пространства, которое реагирует на перемещения и взмахи, – это совсем не то же самое, что елозить мышкой по столу в шутере на плоском экране.

Даже первая Half-Life с модом на VR начинает восприниматься куда живее, хотя казалось бы – графика там очень не очень.

Теперь – к играм. Они расположены в приблизительном порядке увеличения сложности для вашего вестибулярного аппарата.

The Lab

?Зачем играть? Чтобы обучиться основам в VR с шутками из Portal.

Отличная стартовая точка для новичков в виртуальной реальности. The Lab – набор мини-игр, где вы сможете быстро освоиться с несколькими ключевыми принципами управления в VR, включая виды перемещения и взаимодействие с окружением.

А ещё The Lab – игра во вселенной Portal, где можно бить кружки, тиранить плоских человечков, слушать изречения модулей персональности, чесать пузико робопёсику, оборонять крепость и ужасаться встрече с GLaDOS. И всё это бесплатно!

?Где взять? Steam (бесплатно).

?Альтернатива? В общем-то, все шлемы сразу после установки предлагают какой-нибудь занятный обучающий «экспириенс». Но The Lab среди таких игр – одна из самых разнообразных и богато наполненных.

 

SUPERHOT VR

?Зачем играть? Чтобы моментально почувствовать себя героем крутого боевика.

SUPERHOT VR прекрасно подойдёт для следующего шага после The Lab. Это отдельная версия игры, а не повторение оригинала – например, здесь предполагается, что вы стоите на месте, поэтому и уровни собраны соответствующим образом.

Главное правило такое же: время двигается только тогда, когда двигаетесь вы (в случае с SUPERHOT VR – машете руками). Но в виртуальной реальности игра становится ещё круче: вы не управляете персонажем на экране, а сами уворачиваетесь от огня в замедленном времени, разрезаете пули ножом и бьёте кулаком в морду гаду, который посмел подкрасться сбоку.

Короче говоря, SUPER. HOT. SUPER. HOT. Жаль только, что короткая.

?Где взять? Steam (449 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 24.99 доллара), Viveport (449 рублей).

?Альтернатива? Robo Recall (⚠эксклюзив Oculus) – ещё один шутер про аркадный адреналин и чувство собственной крутости, но более требовательный к игроку: здесь нужно активно перемещаться по арене.

 

Tetris Effect

?Зачем играть? Чтобы погрузиться в музыкальный транс.

В Tetris Effect можно играть без VR, но в шлеме игра становится только лучше. Она вызывает гипнотический эффект смесью из процедурной музыки, ярких фонов и до боли знакомого, но до сих пор увлекательного тетриса. И в виртуальной реальности этот эффект многократно усиливается.

Трудно передать словами всё удовольствие от того, как геймплей трансформируется в музыку, но получилось очень здорово – Tetris Effect даже удостоилась звания лучшей игры 2018-го от Eurogamer. Подробнее можете почитать в нашей рецензии.

?Где взять? Epic Games Store (временный эксклюзив; 899 рублей).

?Альтернатива? Thumper – ещё одна музыкальная игра не для VR, которая от VR всё равно круто выигрывает и погружает в захватывающее чувство единения с ритмом.

 

Batman: Arkham VR

?Зачем играть? Чтобы увидеть, как могла бы выглядеть VR-игра с неограниченным бюджетом.

Скорее всего, Batman: Arkham VR вы пройдёте за два-три часа и больше к ней не вернётесь. Но это будут очень насыщенные два-три часа: Rocksteady смастерила несколько сцен с анимацией высочайшего уровня, которые выглядят как очень дорогой блокбастер.

История здесь короткая, но впечатляющая – особенности виртуальной реальности используются весьма хорошо. Только не ждите осмысленных сражений: Arkham VR гораздо ближе к простеньким квестам.

?Где взять? Steam (419 рублей), Oculus Store (Rift S, 19.99 доллара).

?Альтернатива? Другое короткое, но богато поставленное кинематографичное приключение – Vader Immortal (⚠эксклюзив Oculus). Отличается разделением на эпизоды (каждый покупается отдельно) и авторами – разработкой занималась внутренняя студия Lucasfilm.

 

Beat Saber

?Зачем играть? Чтобы оценить самую популярную VR-игру в мире.

В VR хватает ритм-игр, но Beat Saber выделяется огромным сообществом мододелов. У игры масса пользовательского контента самого разного рода: изменения интерфейса, пользовательские таблицы лидеров, большущие любительские площадки с менеджерами модов и так далее.

Но самое главное – у Beat Saber невероятно много «кастомных» уровней для самых разных песен. Так что, если вы послушали официальную подборку треков и не вдохновились, не беда: благодаря модам можно собрать свой плейлист, в котором будет хоть классика вроде Queen, хоть мемы вроде Devil Trigger, хоть изматывающий «тяжеляк» вроде DragonForce.

С таким разнообразием в Beat Saber можно запросто утонуть на сотни часов.

?Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 29.99 доллара).

?Альтернатива? Pistol Whip (про музыкального Джона Уика), Audica (про точную стрельбу) или Synth Riders (про плавные движения) – все они тоже поддерживают моды.

 

Moss

?Зачем играть? Чтобы посмотреть сказку-миниатюру с умилительной мышкой.

Миниатюры – отдельный поджанр в VR, когда вы с высоты рассматриваете целые уровни в игре и наблюдаете за маленькими существами. Moss – прекрасный представитель направления.

Игра оформлена в виде сказочной книги, которую вы потихоньку листаете. Вы становитесь загадочным гигантом и начинаете помогать отважной мышке Квилл. Геймплей – смесь из экшена, платформинга и головоломок.

Квилл – сама мимишность, прекрасно анимированная героиня, которая постоянно реагирует на ваше присутствие. Смотришь на неё – и на лице сама собой возникает улыбка умиления.

?Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 29.99 доллара), Viveport (515 рублей).

?Альтернатива? A Fisherman’s Tale – ещё одна игра-миниатюра, только в духе матрёшки. Вы играете за смотрителя маяка, у которого в маяке стоит модель маяка со смотрителем маяка.

 

Final Assault

?Зачем играть? Толковая стратегия в реальном времени, только в VR.

Самое главное – это не чистая RTS, а что-то вроде смеси из RTS, MOBA и tower defense. Но почувствовать себя предводителем армии тоже можно: в одной руке вы держите командирскую папку, а второй прочерчиваете траекторию движения юнитов.

В Final Assault есть и одиночные режимы, и мультиплеер. Со своим небольшим онлайном игра обращается грамотно: пока вы ищете многопользовательский матч, вам доступны сингловые поединки.

?Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift, 29.99 доллара), Viveport (входит в подписку).

?Альтернатива? Brass Tactics (⚠эксклюзив Oculus) – чуть более близкая к RTS игра, которая строится вокруг захвата ключевых точек на карте. Есть бесплатная версия с мультиплеером.

 

Lone Echo

⚠Эксклюзив Oculus.

?Зачем играть? Чтобы пережить увлекательную историю в невесомости.

Lone Echo – одна из первых больших сюжетных игр для VR от Ready at Dawn, создателей The Order: 1886. Можно сказать, что это богато исполненный симулятор ходьбы – компактная история, где персонажи и их переживания стоят во главе угла.

Правда, ходить вы здесь не будете: действие Lone Echo разворачивается на космическом корабле, где вы парите в невесомости. Ощущение очень крутое – можно зацепиться и оттолкнуться буквально от любой поверхности. А следить за тем, как ваши виртуальные пальцы корректно скользят по окружению, – отдельный фетиш.

В паре с Lone Echo можно попробовать Echo VR – бесплатный мультиплеерный спорт в той же вселенной и с похожими механиками.

?Где взять? Oculus Store (Rift S, 39.99 доллара).

?Альтернатива? Red Matter – адвенчура про холодную войну на спутнике Сатурна. Без изящных полётов в невесомости, но с интересным сеттингом.

 

GORN

?Зачем играть? Чтобы отрывать головы собственными руками и веселиться на вечеринках с друзьями.

GORN – экшен про гладиаторов, где забавные качки чистят друг другу морды под надзором своего повелителя. Выделяется нарочито дурацкой физикой: противники двигаются словно куклы, а некоторое оружие гнётся как резиновое.

Тела чутко реагируют на попадания и охотно превращаются в кровавую кашу от ударов. Кроме того, противника можно оглушить, схватить, кинуть в другого врага или просто оторвать ему голову – словно фаталити из Mortal Kombat, которое вы делаете своими руками!

В GORN довольно остроумно используется локальный мультиплеер. Обычно игры в VR дублируют картинку на основной монитор компьютера. В GORN, пока один человек играет в шлеме, несколько других могут взять геймпады и управлять гладиаторами на арене через монитор. Кто победил человека в шлеме, тот сам надевает шлем.

?Где взять? Steam (419 рублей), Oculus Store (Rift S, 19.99 доллара), Viveport (419 рублей).

?Альтернатива? Blade and Sorcery – средневековый экшен с полностью физической боевой системой. Режима для вечеринки нет, зато тоже можно схватить противника и цинично выбрать за него стул с пиками.

 

Pavlov VR

?Зачем играть? Чтобы почувствовать, как VR меняет традиционные мультиплеерные шутеры.

Описать Pavlov VR очень просто – это Counter-Strike в виртуальной реальности. Если CS вам не нравится, не спешите воротить нос: VR добавляет очень много интересных нюансов.

Например, в Pavlov VR полностью другое управление: чтобы оружие точнее стреляло, его нужно держать двумя руками, чеку у гранаты выдёргиваешь собственным пальцем, а для установки или обезвреживания бомбы реально клацаешь по кнопкам. Перезарядка – вообще отдельное приключение, а не скучное нажатие клавиши R. Даже «тибэг» превращается в физическое упражнение!

Кроме того, вокруг Pavlov VR сформировалось сообщество мододелов: например, здесь уже есть своя версия Trouble in Terrorist Town.

?Где взять? Steam (465 рублей).

?Альтернатива? Onward – более серьёзный и требовательный мультиплеерный милитари-шутер, где тоже есть моды и преданное комьюнити.

 

Asgard’s Wrath

⚠Эксклюзив Oculus.

?Зачем играть? Чтобы получить большую VR-игру на десятки часов.

Масштабный экшен в скандинавском сеттинге, который всем своим нутром кричит – здесь можно зависнуть надолго.

В Asgard’s Wrath есть прокачка и собирательство всего на свете, дополнительные испытания, коллекционные предметы, структура, схожая с метроидваниями, когда вы можете вернуться на предыдущие уровни с новыми способностями и открыть скрытую локацию, и так далее.

Asgard’s Wrath заставляет попотеть: вы машете мечами, кружите вокруг противников, рубите их со всей силы, швыряете магический топор (почти как у Кратоса!) и всё в таком духе. Среди других занятных особенностей – игры с перспективой: на одну и ту же локацию вы можете смотреть как простой смертный и как гигантское божество.

А ещё здесь можно отбить пятюню напарнику и посмотреть на своё тело в VR – эта игра из тех, что пытаются честно симулировать локти и ноги.

?Где взять? Oculus Store (Rift S, 39.99 доллара).

?Альтернатива? Stormland – ещё один крупнобюджетный ⚠эксклюзив Oculus, рассчитанный на много часов прохождения. Только не про викингов, а про роботов-натуралистов.

 

BONEWORKS и The Walking Dead: Saints & Sinners

Про эти игры вы, скорее всего, уже слышали – на StopGame.ru выходили полноценные обзоры. Поэтому вместо описания один совет: отложите личное знакомство с этой парочкой на потом.

Обе игры (особенно BONEWORKS) рассчитаны на то, что с VR вы уже знакомы и справились с предпосылками морской болезни. Начинающим вместо BONEWORKS и Saints & Sinners лучше выбрать игру из верхней половины этого списка.

 
 

Игры с официальными конверсиями для VR

Для некоторых традиционных игр выпускали обновления с поддержкой VR, поэтому к моменту покупки шлема в вашей библиотеке Steam уже может быть несколько развлечений с виртуальной реальностью.

Среди неплохих конверсий – No Man’s Sky, Elite: Dangerous, Hellblade: Senua’s Sacrifice и Payday 2. Из традиционных игр для VR особенно хорошо подходят гонки – например, DiRT Rally, Project CARS и Assetto Corsa.

Однако истинные корни дают о себе знать. То, что эти игры не предназначались для VR, может сказываться на самых разных элементах – от управления до геймплея. Скажем, Elite: Dangerous не поддерживает виртуальные руки и полагается на стандартные контроллеры типа геймпада – не смертельно, но погружению мешает.

Поэтому Fallout 4 VR, Skyrim VR и прочие игры в таком духе в список «мастхэвов» для шлема записать не получается: мало того что эти версии продаются отдельно от оригиналов, так ещё и геймплей в них не рассчитан на виртуальные руки, которыми хочется всё облапать. Играть, конечно, можно, но от VR ждёшь более амбициозных гейм-дизайнерских свершений.

 

VR через моды

Проблема у любительских модов обычно такая же, что и у официальных конверсий, – игры, которые не создавались для VR изначально, в шлеме смотрятся неуклюже. Им нужны изменения гораздо глубже фанатского творчества, но, к счастью, модификации бесплатны, поэтому вы ничего не потеряете.

Среди наиболее качественных любительских переделок часто выделяют MotherVR для Alien: Isolation. Мод довольно основательный: встраивается в главное меню игры, распознаёт контроллеры Oculus и Vive и частично переделывает управление. Сама игра в VR выглядит красиво, но руки главной героини остаются «приклеенными» к камере. К этому можно привыкнуть, так что MotherVR достойна рекомендации.

Другой популярный мод – Fully Possessed для Doom 3 BFG Edition. Здесь сумели «отклеить» руки от камеры, поэтому они честно повторяют ваши движения контроллерами. Аналогичных результатов достигли в Half-Life VR для первой Half-Life.

Кроме того, существует DolphinVR – версия эмулятора Dolphin, запускающая игры с GameCube и Wii в виртуальной реальности. Настройка программы может затянуться, потому что DolphinVR работает отдельно от обычного Dolphin и обновляется далеко не так часто. Но, скажем, шутер Metroid Prime неплохо подходит для шлемов и смотрится впечатляюще по меркам самопала.

Наконец, энтузиасты собрали 3dSen VR. Это уже не мод, а платная программа, но занимается она примерно тем же самым – превращает «плоские» игры в игры для шлемов. Только 3dSen VR конвертирует «ромы» с Nintendo Entertainment System. «Танчики» или «Чип и Дейл» в виртуальной реальности – в детстве о таком можно было только мечтать!

 

Какие игры ждать в будущем?

Как вы могли заметить по значкам ⚠, сильнее всего в мире игр для VR старается шуметь Oculus. В её портфолио уже есть несколько примечательных грядущих эксклюзивов:

  • Medal of Honor: Above & Beyond – возвращение серии Medal of Honor, да ещё и в эпохе Второй мировой. Разрабатывает Respawn Entertainment, в составе которой есть девелоперы первых «Медалей за отвагу».
  • Lone Echo II – прямой сиквел, который обещают сделать динамичнее, длиннее и разнообразнее оригинала. Герои вернутся к кольцам Сатурна и пройдут сквозь границы времени.
  • Phantom: Covert Ops – стелс про оперативника с каяком, который подрывает вражеские тылы, не вылезая из лодки. Звучит бредово, но очевидцы говорят, что игра получается толковая.
  • Ходят упорные слухи, будто Ubisoft тоже готовит что-то для Oculus по одной из своих крупных франшиз. Фанаты надеются на Splinter Cell.
 

Впрочем, если вы выберете шлем не от Oculus, вам всё равно будет чем заняться:

  • Когда-то Valve говорила, что готовит три игры для VR, но сейчас планы изменились. В какую именно сторону, неизвестно, однако после успеха Half-Life: Alyx компания с большой вероятностью вернётся к виртуальной реальности.
  • Буквально 26 марта стартует The Room VR: A Dark Matter – игра в популярной серии The Room, где пользователи решают экзотические головоломки с хитроумными устройствами. Для VR концепция звучит идеально.
  • LOW-FI – своеобразный симулятор бегущего по лезвию. Вы станете копом в киберпанковом ночном городе и будете расследовать преступления людей и искусственных форм жизни.
  • After the Fall – кооперативный шутер от создателей Arizona Sunshine, одного из ранних хитов VR. Антураж – промёрзший Лос-Анджелес спустя 20 лет после апокалипсиса. В новой игре авторы обещают атмосферную кампанию, орды противников, обширный мир и увлекательный «эндгейм».
 

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Поддержи Стопгейм!

Half-Life: Alyx

Платформа
Жанры
Дата выхода
23 марта 2020
1.2K
4.6
533 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Прикиньте, ребятки, пишу я такой текст про VR, никого не трогаю, и тут в комнату забегает друг и как начнёт кричать:

Captain Hardcore,
Fallen Doll / Operation Lovecraft,
VR Kanojo,
Virt‑A‑Mate.


Понятия не имею, что это за названия VR-игр такие!

(Если есть ещё вопросы по VR, которые не освещены в тексте, спрашивайте, постараюсь ответить.)
На правах специального корреспондента отмечу, что моды в Skyrim VR и Fallout 4 VR работают ;)
Лично я бы минусом Valve Index записал бы и труднодоступность из России/СНГ (ряда других стран?). Если проблемы с доставкой имеются в целевые страны, то у нас я лично не представляю как брать такую «игрушку». Ритейлеры заламывают абсолютно неадекватную цену, даже близко не похожую хотя бы на 90 тыс. На том же Амазоне сейчас висит лот за царские 2300$. Слышал про гипотетические варианты заказать как-то из-за границы, но куда искать не знаю.

Хотя кого я обманываю. Необходимую сумму я буду копить до конца следующего года. А к тому времени если ничего лучше не выйдет, во что я лично не верю — в любом случае должна наладиться официальная продажа с сайта Steam. Не по приколу же они перевели на русский сайты по продаже и рекламе.
P. S. Пора уже начинать копить в валюте.
Нет, конверсия из виара в плоский дисплей нормально не сработает, если игра изначально под виар собиралась. Там обычно уйма интерфейсных решений, которые на мышеклаве/геймпаде либо нормально не реализовать, либо они будут работать не так эффектно и приятно, как в виаре.
Да. Я бы сказал, что Sony могла бы поспорить по количеству хороших эксклюзивов, но там сам шлем и его контроллеры накладывают ограничения. У Окулуса игры более впечатляющие в плане использования виар.
Боже-это та самая методичка по VR которая нужна была этому миру, спасибо за статейку, может быть, когда-нибудь я приобщусь к этому.Геннадий-вам респект за материал!
В целом я соглашусь, что материал не полный на все сто процентов. Например, можно было ещё:

— написать про типы линз и божественные лучи, которые происходят из-за особенностей производства линз,
— рассказать про то, насколько хорошо прижимаются разные шлемы к голове,
— остановиться на проёме для носа и вентиляции, которые разнятся от модели к модели и тоже влияют на экспириенс,
— осветить виды креплений (halo-дизайн или ремни) и то, как они влияют на комфорт в долгих игровых сессиях,
— подробнее остановиться на наушниках и вообще том, как устроен звук в VR,
— отметить питание в контроллерах, потому что пальчиковые батарейки, на мой взгляд, это какая-то архаика…

…и очень много другого. В том числе и в играх, где тоже дофига чего нерассказанного осталось. Авиасимы я рассматривал (например, пробовал VTOL VR — очень классная штука!), но аудитория авиасимов довольно узкая, а сам я не так компетентен в жанре, чтобы всерьёз что-то рекомендовать и комментировать, поэтому решил не включать авиасимы в список.

Краткость — сестра таланта. Мне кажется, нужно искать золотую середину между подробностями и компактностью — если свалить слишком много сведений сразу, голова будет пухнуть. Вот я и не стал включать вообще всё, что можно было включить, но постарался выделить неочевидные подводные камни. Например, про IPD в обзорах почему-то говорят не так часто, а это, по-моему, критически важная штука. Я только после покупки Рифт С понял, что мог крупно встрять, если бы он мне по IPD не подошёл.

пимакси это не «экзотика»

Честно говоря, я не встречал пимаксы ни у кого, кроме обзорщиков. Я много форумов и обсуждений листал, пока готовил этот материал, и изучал всякую статистику — по этим данным получалось, что владельцев пимаксов мало. «Экзотический» в этом случае = «малораспространённый».
Если я правильно понял, о какой модели речь (типа этой), то для PC VR эти шлемы не подходят. У них нет нужных контроллеров и трекинг там, по всей видимости, только в трёх степенях свободы вместо необходимых шести. Такое сгодится разве что для видосов на 360 градусов.

За 250 долларов лучше поискать Odyssey+ или б/у.
Спасибо, за статью, очень полезная. Осталось только накопить на VR).
Еще кажется subnautica имеет поддержу VR или я ошибаюсь?
У Subnautica есть виар, но мне реализация не понравилась — там типичные болячки игр, которые под виар не затачивались, вроде косолапого интерфейса и управления. Вроде как есть мод для VR-версии, который устраняет ряд проблем, но я бы на Subnautica всерьёз не рассчитывал.
Понятно. спасибо. Осталось только понять где у меня в Минске достать VR-шлем.
А подскажите китайские VR шлемы с алика подойдут для Халвы? Например там есть вроде неплохие от какой-то компании Sovamin до 200-250 долларов.
Про авиасимы ни слова( Тундра, DCS, зИл-2 грузовик — каждый из этих в VR уделает даже дорогущую склейку с трёх мониторов. Если говорить про симы, в ETS, кстати, тоже есть поддержка VR.
Про VR Chat можно было би упомянуть, как ни как, некоторые ради этого и покупают шлемы. А ещё забавная игра для начинающих Rec Room. Она бесплатна и в ней и на 100 часов есть чем заняться.
Пимаксы не такая уже и экзотика, тот же артизан стоит 450$+доставка и как по мне, это лучший апдейт, если переходить с вайва. А к примеру 5K Plus стоит ту же тысячу за полный комплект, что и индекс. Хоть хуже пластик и сборка, но зато обзор! Для бизнеса это xtal и varjo, пимакс — потребительское устройство.
Про WMR вроде начал рассказывать, а про reverb ни слова, а часто случается, что для покупателя именно этот может оказаться лучший вариант.
Про моды совсем поверхностно, можно было бы и упомянуть ту же GTA V, которая в VR смотрится и играется просто восхитительно.
Про тошноту дополню, что не встречал ещё ни одного человека, которого бы не тошнило и плевать насколько хороший вестибулярный аппарат, вопрос только в том, что показать в шлеме, чтобы стошнило. Но всё проходит, нужно только пару раз себя пересилить.
И как же Minecraft? Есть же мод для java и официальная поддержка для Win 10 edition для WMR.
Подытоживая, если в видео и половины не рассказали то, что нужно знать, то эта статья покрывает процентов 80 информации для начинающих, при этом упускает 20% очень важных, возможно даже решающих.
Про VR Chat можно было би упомянуть, как ни как, некоторые ради этого и покупают шлемы.

Я, честно говоря, не вижу в VR Chat ничего такого, ради чего туда бы стоило ломиться в первую очередь. Это просто чат с игровыми аватарами. Такой есть по умолчанию и в SteamVR, и в Oculus, отдельное приложение для этого не нужно. Вот и в списке его нет.

тот же артизан стоит 450$+доставка

Это ты, конечно, приукрашиваешь, потому что 450 баксов — это только за шлем, без трекеров и контроллеров, которые там необходимы. Я такие варианты не рассматривал, потому что материал для тех, у кого VR ещё нет, а не для тех, кто апгрейдится. А со всем необходимым Artisan стоит уже 948 баксов и, честно говоря, мне не кажется, что широкий угол обзора стоит того, чтобы жертвовать надёжностью сборки и выбирать Artisan вместо Index.

про reverb ни слова, а часто случается, что для покупателя именно этот может оказаться лучший вариант

WMR шлем за 600+ баксов — по-моему, это не очень классное предложение, потому что посредственный трекинг и куцые контроллеры. По сравнению с Rift S картинка лучше, разумеется, но общий экспириенс управления в VR становится хуже. Хорошее управление важнее картинки, на мой взгляд, потому что очарование VR как раз в том, что можно всё потрогать. Это не значит, что картинка не важна, но при прочих равных я бы отдавал предпочтение управлению.

А все игры и шлемы разбирать сил не напасёшься. Задача этого текста скорее хорошо расписать то, какими понятиями следует оперировать при подборе шлемов, и подсказать стартовую библиотеку, а не описать вообще всё, что сейчас существует на рынке VR.
Если есть проги и моды дающие возможность поиграть в любимую игру в VR, то могут появится проги и моды делающие обратное? Хотя это всетаки мечты и мне придется копить денюшку на новую видюху и шлем.
Аризона Саншайн, к слову, мне очень не понравилась. В эпоху, когда от виар ждёшь интерактивности, в Аризоне даже нельзя взять кирпич и разбить им стекло. Плюс меня замучили баги: я несколько раз застревал в геометрии, у меня регулярно хватался не тот предмет, который я хочу, а если ты умираешь в самом начале, игра перезагружает тебя на чекпойнте без оружия и ты просто не можешь пройти дальше, потому что нечем зомби убивать. По-моему, сейчас Аризона Саншайн нужна разве что ради коопа, потому что вместе с другом и на сохнущую краску интересно смотреть.

Elven Assassin меня не очень впечатлила, а Hot Dogs и Raw Data хорошие, да.
более того, чем больше буков тем меньше читателей.
так что абсолютно согласен со всем вашим комментом
Да, я имел ввиду такие. Печалька :(. В них понравилась независимая регулировка линз. Ну, не подходят так не подходят. Спасибо за консультацию.
С будущих VR игр еще жду Lies Beneath (хотя ей придется подождать пока я закончу с финалкой, так как на Рифт она выходит 14 апреля).

К слову о передвижении стиком, лично меня например не тошнит, но очень сильно крутит голову, особенно если персонаж идет быстро (например, так сначала было со спринтом в Saints & Sinners). Даже лифт в Half-Life: Alyx вызывает определенный дискомфорт, если я вижу, что опускаюсь вниз, но не чувствую этого. Так что по возможности пытаюсь использовать телепорт.
Читай также