13 ноября 2018 13.11.18 23 28K

Tetris Effect: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Врачи, психологи и исследователи со всей планеты на протяжении долгих лет докладывают о пользе тетриса. В 2009 году было доказано, что эта игра повышает работоспособность головного мозга. Позднее выяснилось, что с её помощью можно преодолеть посттравматический синдром. А не так давно тетрис назвали отличным средством от чувства беспокойства и состояния тревоги. Причём версия, в которой скорость фигурок увеличивается по мере уничтожения линий, оказалась эффективнее обычной — она как бы безмолвно хвалит играющего, подкидывая ему всё более сложные испытания и позволяя на время отвлечься от проблем реальной жизни.

 

Умиротворение

Всё это наверняка справедливо и для Tetris Effect, нового проекта японской студии Resonair и Тэцуи Мидзугути (Tetsuya Mizuguchi), создателя REZ и Lumines. В основе этой игры лежит самый обыкновенный тетрис со «стаканом» 10 на 20, знакомыми фигурами, стирающимися линиями и прочими привычными элементами. Вот только играется он совсем не так, как древняя версия для NES или карманный чёрно-белый девайс. Это действительно современный взгляд на классическую игру, который дарит неожиданные эмоции и всё больше удивляет с каждой минутой.

Основной режим не просто так называется Journey — это путешествие по разным мирам и эпохам, поделённое на три десятка уровней. Игрока заносит в пустыню с прохаживающимися по песку верблюдами, в космос с летающими искусственными спутниками, на фестивали и в города. Предстоит спуститься на дно океана, где плавает какая-то живность, а позднее — прокатиться по водной глади в компании нескольких дельфинов. Каждый уровень непохож на предыдущий, и всегда интересно, куда тебя отправят в следующий раз. С окружением меняется и дизайн фигурок: в заснеженной локации они будут белыми, а в одной из зон превратятся в детальки механизмов.

И всё это не было бы весомым достоинством Tetris Effect, если бы игровой процесс и визуальную составляющую не связали так тесно с музыкой. Саундтрек здесь поистине феноменальный — он сочетает в себе и прогрессив-транс, и хаус, и вокальные треки, и разнообразную «экзотику». В какой-то момент игрок окажется у подножия вулкана, и звучащая в этом эпизоде композиция будет напоминать музыку племенных народов, играющих на джембе. Бить по барабану предстоит игроку, ведь дополнительные звуки издаёт именно он, когда поворачивает фигурку в любую сторону. Благодаря этому все треки оказываются гораздо живее, чем при прослушивании отдельно от игры. Даже восхитительные композиции из первого и последнего трейлеров звучат иначе и ещё круче.

Наконец-то палка подоспела!
Наконец-то палка подоспела!

Все уровни можно поделить на три равные части, и в каждой из них композиция как-то меняется. Появляются дополнительные инструменты, включается вокал, музыка ускоряется — при первом прохождении никогда не знаешь, что произойдёт. В большинстве случаев это влияет и на скорость падения фигурок — она может возрасти в два или даже три раза без предупреждения. Но предугадать это легко — достаточно лишь разделить число полос, которые просят стереть для прохождения, на три. А их количество зависит от выбранного уровня сложности — у меня иногда возникали проблемы даже на среднем, а с финальным уровнем я и вовсе провозился около часа. Для экспертов всегда есть высокая сложность, а для желающих отдохнуть — низкая.

Безмятежность

Радует во всём этом то, как окружение реагирует на уничтожение линий. Дельфины выпрыгивают из воды, пламя разгорается, бегающие вокруг стакана с фигурками лошади начинают быстрее двигаться — всем зонам уделено так много внимания, что даже обидно пропускать такие эффекты, пристально глядя на падающие с огромной скоростью палки и квадраты. Но всё равно трудно не восхищаться изобретательностью разработчиков, придумавших так много уникальных ситуаций. Я тестировал обычную версию без VR-шлема, и даже так Tetris Effect постоянно впечатляла. Страшно (в хорошем смысле) представить, как всё это выглядит в виртуальной реальности.

Эта версия тетриса сохранила в себе все нововведения, которые появлялись в подобных проектах за последние годы, в том числе возможность поворачивать фигуру даже после ее соприкосновения с дном стакана или конструкцией. Также фигуру можно отложить на потом — к примеру, если обычная палка вам сейчас не нужна, но наверняка пригодится позднее.

Была добавлена и новая механика, названная Zone. Заполняя шкалу за уничтожение линий, в любой момент вы сможете на несколько секунд остановить время. Используется это в двух случаях: либо чтобы спастись из неприятной ситуации и исправить положение, пока стакан не заполнился до краёв, либо для набивания тысяч бонусных очков. Уничтоженные в «зоне» линии не идут в общий зачёт, так что для получения наивысшей оценки эта механика чрезвычайно полезна. Без неё финальный балл будет низким — это ни на что не влияет, но добиться лучшего результата всё же хочется.

У трофея, который выдают за переворот стакана, отличное название.
У трофея, который выдают за переворот стакана, отличное название.

Tetris Effect никогда не раздражает, не надоедает при прохождении одних и тех же уровней. Она всегда остаётся медитативной аркадой с фантастическим музыкальным сопровождением и красивым оформлением. То, как каждое ваше движение влияет на звучащую в наушниках композицию и эффекты на экране, буквально гипнотизирует. Притом что игра не сильно отличается в плане механик от своих предшественниц, во всём остальном она их превосходит.

И если поначалу садишься просто поиграть в новый тетрис, будучи скептически настроенным и не ожидая ничего необычного, то спустя несколько минут полностью погружаешься в процесс и не хочешь отвлекаться. От каких-то уровней мурашки бегут по коже, другие просто атмосферные. Вторая зона на фоне первой выглядит и звучит слабенько, но ничего страшного — даже в лучших музыкальных альбомах обычно есть одна или две неудачные композиции. В третьей зоне игра вновь стремительно разгоняется, а в четвёртой и после неё эмоции бьют через край.

Спокойствие

Однако режим Journey — далеко не единственное, что предлагает Tetris Effect. В меню можно найти немало дополнительных режимов с развлечениями на любой вкус. Countdown, к примеру, идеален для тех, кому надоедает ждать палки для очистки линий — здесь эти фигуры время от времени падают вертикально просто так, заранее предупреждая о своём появлении. В Purify игрок сразу получает в своё распоряжение наполовину заполненный стакан, где часть квадратов заражена. Нужно уничтожать линии с этими квадратами, чтобы освобождать место в ожидании следующего заражения, которое будет масштабнее предыдущего.

Заражённых квадратов скоро станет ещё больше — желательно быстро их стирать.
Заражённых квадратов скоро станет ещё больше — желательно быстро их стирать.

Интересен и режим Mystery, где периодически включаются случайные эффекты. Уже через несколько секунд после старта или стакан перевернётся, или игроку вдруг начнут выдавать одни и те же фигуры, или получившаяся конструкция как-то изменится — если достаточно долго продержаться, обычные блоки сменятся золотыми, дарующими больше очков. Также есть режимы с подобием головоломок, вроде тех, что были в Lumines. Нужно либо как можно скорее уничтожить определённый квадратик, складывая вокруг него фигуры, либо добиваться полного очищения стакана за несколько шагов.

Для желающих просто поиграть в стандартный тетрис тоже есть соответствующие режимы — и обычная версия, в которой невозможно проиграть, и ускоренная, где фигурки не падают сверху, а сразу появляются в нижней части экрана. Рядом с ними запускается Sprint, требующий как можно скорее очистить 40 линий, и несколько тематических плейлистов, посвящённых воде, воздуху и путешествиям. Глаза поначалу разбегаются, но после знакомства со всеми этими забавами находишь любимые и стараешься получить в них как можно более высокий ранг. Что, кстати, сложнее, чем в Journey, — за его пределами Zone не заполняется и вообще не используется.

Рано или поздно всё же придётся опробовать все режимы — на выходных в Tetris Effect запускается так называемый еженедельный ритуал, когда всему сообществу нужно заработать определённое количество очков. За достижение цели выдадут особый аватар, который игрок может на себя нацепить и наблюдать, как в обличии дельфина или другого существа он летает вокруг Земли вместе с остальными участниками. Выглядит всё это жутко красиво, особенно когда звёзды в небе сверкают в такт музыке, которую тоже позволяют переключать в любой момент.

«Гифкой» красоту таких моментов не передать из-за отсутствия звуков.
«Гифкой» красоту таких моментов не передать из-за отсутствия звуков.

В середине режима Journey я очутился на своеобразном музыкальном фестивале под открытым небом. Начиналось всё очень медленно: звучала электронная музыка, аудитория что-то выкрикивала, а при повороте фигурок каждый раз включался коротенький голосовой семпл — этот эффект часто используется диджеями. После нескольких стёртых линий музыка начала ускоряться, слушатели орали ещё громче, фигуры рушились на дно стакана с неожиданно высокой скоростью, а по сторонам красиво взрывались фейерверки. Это был настолько потрясающий эпизод, что финальная оценка стала очевидна ещё тогда, задолго до того, как я досконально изучил все остальные режимы. Чудесная, удивительная игра, которую вы зря пропускаете, думая, что это просто очередной дурацкий тетрис.

Плюсы: знакомый геймплей тесно связан с визуальным оформлением и музыкой; феноменальный саундтрек; удивительно красивые эффекты даже без VR-шлема; огромное количество разнообразных дополнительных режимов; ранги и еженедельные ритуалы подталкивают к перепрохождению.

Минусы: не самая удачная вторая зона; отсутствие кнопки быстрого перезапуска уровня.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Tetris Effect

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
9 ноября 2018
164
4.2
93 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Блин, боярская платформа пока в пролёте. Жаль.
Зато у меня есть оригинальный GameBoy и мне дико доставляет играть в Тетрис сидя в электричке или автобусе, а потом смотреть на рожи людей вокруг. Все такие со смартфончиками сидят, а я с БУЛЫЖНИКОМ. =)
В такие моменты кажется что всё возможно. Кто бы мог подумать что ТЕТРИС будет настолько занимательным? Главное сделать правильные решения и несмотря на банальность идеи, на то насколько она устарела, можно сделать что-то особенное и хорошее. **Вы наполнены решимостью**
Тетрис никогда не устареет (равно как и Пакман, и Спэйс Инвейдерс, и даже чёрт-возьми-Понг)
Ну вот не могу я как-то на подсознательном уровне отдать 2300 за тетрис… А на скидках куплю сразу!
Tetris Effect — тот же Тетрис, только под ЛСД! #Японцыгении
Кто бы мог подумать что первой игрой в которой мне захочется опробовать VR окажется тетрис.
Общий дизайн игр очень хорош, саудтрек вообще шикарен, если хотите расслабиться (ну или наоборот, кому как), то такой Тетрис точно стоит брать.
Boom! Tetris for Jeff! Теперь и под ЛСД
До этого момента не мог представить, что буду искать в сети саундтрек из тетриса.
Никогда особо не тяготел к данному виду игр, но на мой вкус конкретно эта выглядит и звучит просто изумительно.
Кто бы мог подумать что ТЕТРИС будет настолько занимательным?

Платформа: PS4

Удивительно.
Эти игры делаются по лицензии The Tetris Company, основанной Пажитновым. Его имя (как и название компании) даже в начальной заставке появляется.

Саундтрек в этой итерации Тетрисв — АБСОЛЮТНАЯ ФАНТАСТИКА! Hydelic просто нет слов как поразили меня

Ты бы ещё Game & Watch принёс бы XD
Главный претендент на саундтрек года. Rez, Child of Eden, Lumines — шедевры. Мизугучи как Кодзима — гений в своём невероятном волшебном трипе из музыки и технологий — а Genki Rockets зря замолчали в том формате, которые рвали все конфы от сонечки.
А мне вот стало интересно, а Пажитнов какие нибудь проценты получает со всех современных тетрисов?
Даже оригинал до сих пор играется довольно бодро. Классика.
Читай также