1090 12 933 124

F.E.A.R.: First Encounter Assault Recon

Рейтинг игры

4.4 1523
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

F.E.A.R.: First Encounter Assault Recon

Дата выхода
17 октября 2005
Сайт игры
ОфициальныйРусSteam
Разработчик
Monolith Productions
Издатели
Sierra Entertainment1С-СофтКлаб
Платформы
PCPS3X360XONEXBOXSX

Статусы друзей

Авторизуйся, чтобы увидеть оценки твоих друзей
+7
Наконец добрался до этой замечательной игры и готов расхвалить её по всем параметрам.

Геймплей в этой игре настолько интересный и увлекательный, что удивляешься, почему в современных шутерах он чаще всего хуже, чем в 2005 году? Настоящий Шутер с большой буквы! Это не Макс Пэйн, но стоит на уровне с ним, порой даже круче. Куча оружия, атмосферно, порой даже страшно.

Сюжет здесь не то, чтобы интересный, сколько атмосферный, жутко становится, причём часто. К этому придирок нет.

Искусственный интеллект в этой игре вообще отдельная тема, ибо порой он ведёт себя так, будто играешь в мультиплеер, а не в одиночную игру! Даже в куче частей Call of Duty не встречал ни разу такого.

Сразу видно, что разработчики старались привнести нечто новое и создать эталон шутера. Жаль, что в своё время критики не очень тепло оценили этот шедевр. Так что теперь индустрия развивается на основе Call of Duty и Battlefield.

Игра просто сказка, на полное прохождение со всеми дополнениями ушло 16 часов и каждый из них был незабываемым!

Теперь я понимаю, почему эта игра одна из лучших.

19 марта 2023

+6
Умный шутер, и дело не только в AI

В своё время эта игра запомнилась мне как коридорный и довольно монотонный шутан с затасканной фичей замедления времени, упором на хоррор и выдающимся уровнем слаженности действий видеоигровых болванчиков. Переиграв сейчас, я понял, что недооценил проект.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ MAX PAYNE И DEUS EX

Первое, что бросилось в мой более опытный взгляд, - вариативность. Да-да, F.E.A.R. совсем не Call of Duty. При том что аннигиляция воинов-клонов составляет 80% всего игрового процесса, этот процесс постарались сделать неоднотипным. Нет, никакой анчартедовской постановки и видимого глазу разнообразия здесь нет, зато есть ряд геймдизайнерских решений, расширяющих возможности самого игрока.

Главный столп интерактивной свободы - левел-дизайн. Я был приятно удивлён, что уже на третьей главе многие геймплейные секции мог пройти 2-3 путями (можно зайти на арену с тыла, пока солдаты ожидают твоё появление с парадного входа, или, уклоняясь от пуль, в слоумо подобраться к неприятелю ветвистыми путями, ну и классический отстрел из-за укрытия никто не отменял), используя разное оружие, тактики и смертельно опасную интерактивность. А как тебе вариант замедлить время и отстрелить гранату, пока она ещё находится в руках врага? Да, и это игра позволяет сделать. Нередко тыльные маршруты к неприятелям проложены через вентиляционные шахты, так что F.E.A.R. на время может превратиться в Deus Ex (только будь осторожен: интеллект врагов позволяет выкуривать тебя из шахт гранатами).

Вайбы бедных городских районов отсылали меня к нуарному Нью-Йорку из культового шутера
Вайбы бедных городских районов отсылали меня к нуарному Нью-Йорку из  культового шутера

Я порой сейвлоудил только для того, чтобы пройти один и тот же эпизод креативнее/изящнее. Может, у меня уже Дизоноред головного мозга, но в предоставленной вариативности я вижу, как минимум, усердие разработчиков и продуманность построения боевых секций. Нечто подобное есть и в Max Payne, разве что AI в F.E.A.R. позволяет себе гораздо меньше скриптовых предустановленных решений (порой перезагрузка меняет маршрут и действия бойцов).

Всё описанное производится под зрелищную феерию: дробовиком можно оторвать конечность, гранатой - разорвать врага в мясо, есть возможность сорвать пулей газовый вентиль, и огненная струя подожжёт тело, а ещё в личное пользование игроку предоставляется пригвоздающий коломёт (привет, Painkiller) - и всё это под литрами крови, по физике окропляющей стены. Присутствует и более классическая интерактивность: многие объекты имеют физическую модель, а стёкла и замки отстреливаются с таким же кайфом, как и в Болевом Максе. Даже сейчас эта игра эпизодически выжимала из меня эмоциональные визги: бросить гранату из укрытия, лопнуть один кровяной мешок, а пока стоящий неподалёку солдат приходит в себя от взрыва, подойти и снести ему выстрелом руку, добив падающее тело прикладом - в такие моменты в голове играет Rip and Tear, а по спине пробегают мурашки.

Никаких скриптов: передизайнить комнату, добавив в неё элементы арт-брутализма, - в пределах возможностей самого игрока
Никаких скриптов: передизайнить комнату, добавив в неё элементы арт-брутализма, - в пределах возможностей самого игрока

ПРЕПАРИРОВАНИЕ СТРАХОВ

"Таааак, ты же сказал 80%, а что с остальными 20%?" Правильный вопрос! Одна пятая часть игры отведена под исследование, решение простеньких загадок и хоррор-эпизоды. Исследование довольно приятно разбавляет бесконечный отстрел и радует адептов всасывания каждого интерактивного полигона реально полезными находками и креативным запрятыванием. Загадки тут, что я называю, "амнезиевского" типа, то есть "сходи туда", "поверни вентиль там", "дёрни рычаг здесь", "вернись к открывшейся двери" и всё в таком духе. Ничего сложного или глубокого нет, но это позволяет проекту Monolith не душить игрока перманентными перестрелками и придаёт ей макродинамики. А вот работа студии по созданию ужаса вызывает у меня уважение. Я обожаю хорроры; более того я переиграл в три десятка разного рода ужастиков и с уверенностью могу сказать, что включил бы F.E.A.R. в субъективный топ пять лучших. И я могу обосновать своё решение объективными предпосылками.

Главный эпитет, который я могу дать хорроровому аспекту проекта, вынесен в заголовок. Да, разработчики весьма по-умному распорядились психологическими инструментами давления, создав рабочие предпосылки для геймерских визгов. Нередко невидимая рука дизайнера приковывает взгляд игрока к конкретному элементу игрового мира, чтобы затем обломить его внимание страшилкой. Скрывающиеся за углом силуэты или бесшумные скримеры в монотонном индустриальном дизайне будут держать в напряжении до конца. В копилочку идёт и грамотная работа с освещением: затемнённых и контрастных сегментов предостаточно, а бороться с непроглядством помогает только жёстко ограниченный по времени свет фонаря. Фонарик с малой энергоёмкостью - вроде, мелочь, а как изящно!

Ну и как не упомянуть невидимок?.. Моя первая встреча с ними в детстве заставила меня закричать. Лёгкий электрический шлейф, неправильные нереалистичные анимации, контрастирующие с основным приземлённым тоном игры, и чувство беззащитности от неизвестной угрозы. Они прячутся под плиткой в потолке и могут вылезти где угодно: за спиной, в отдалённой комнате, или они уже бесшумно ступили на пол пустых коридоров Армахема... В панике ты вслушиваешься в каждый шорох невидимых убийц, готовых в любой момент наброситься на тебя.

Помехи по рации будут намекать на происходящую паранормальщину
Помехи по рации будут намекать на происходящую паранормальщину

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Говорить про AI в F.E.A.R. - всё равно, что хвалить сайд-квесты в Ведьмаке: все и так знают, насколько это качественно сделано. Но формат отзыва обязывает, так что пройдёмся поверхностно по основным пунктам*: враги умеют заходить с тыла, совместно отвлекать героя, пролезать в неожиданных местах, сваливать шкафы, делая из них укрытия и перекрывая игроку вход. И это без упоминания всякой банальщины типа использования укрытий, высокой скорости реакции, командной работы и т.д..

Отдельный кайф - это то, что солдаты постоянно общаются и по ходу их разговоров можно делать выводы и принимать тактические решения на месте. Это очень крутая фича, аналог которой я видел только в NFS Most Wanted. Внезапно, да?) Я про проработанную и несколько недооценённую общественностью механику полицейских переговоров. В F.E.A.R. ценность вражеских диалогов ещё выше, так как их можно гораздо чаще оборачивать себе на пользу.

Хотя иногда выгоднее пренебречь тактикой в пользу реакции
Хотя иногда выгоднее пренебречь тактикой в пользу реакции

Забавно, но одну претензию к искусственному интеллекту я могу предъявить - лудонарративную. Так уж вышло, что в этой игре настолько крутой AI, что враги узнают об игроке каждый лично или в ходе переговоров, а не обладают популярным ныне у трипл-эй-поделок "коллективным разумом", хотя именно им он как раз и не помешает. По лору солдаты-клоны, управляемые Фэтелом, по сути хайвмайнд, каким были Многие из System Shock или Некроморфы в Dead Space. Вот так вот разработчики из Monolith перестарались) Но я с иронией, конечно, однако, сам факт показался мне забавным.

*за техническими подробностями работы AI рекомендую лезть на блог одного из пользователей SG (не реклама, с автором не знаком - блог и вправду качественный и информативный):
https://stopgame.ru/blogs/topic/111678/kak_rabotayut_vragi_v_f_e_a_r_i_chto_takoe_goap

Эталонный шутер своих лет: импакт от стрельбы, интерактивное окружение, дизайн перестрелок, брутальность, вариативность, лучший искусственный интеллект в жанре... Да смилостивятся надо мной валв-поклонисты, но эта игра вполне могла бы пободаться с Half-Life 2 в аспекте шутерного геймплеяТонко отстроенные хоррор-моменты и оригинальные решения по введению игрока в ужас и паникуИстория, будучи довольно простой, хорошо обосновывает геймплей (координация работы клонов, сверхчеловеческая реакция гг и т.д.)Качественная (на момент 2005 года) графика и подробный саунд-дизайн с детальной звуковой картиной окружения + компетентная русская озвучкаМестечковая монотонность и визуально однотипные локацииОт истории хотелось бы не только грамотной научно-фантастической основы, но и эмоционального вовлеченияНевыразительная музыка
11 марта 2023

+4
Спасибо FEAR, что появилась на свет

Казалось бы 2005 год, но игра бывает превосходит и нынешние проекты, сосредоточенные на проработке мельчайших деталей. Стоит отметить атмосферу и графику, они мне подарили огромные впечатления от игры, в добавку к этому украшая FEAR своим прекраснейшим геймплеем и неплохим, немного загадочным сюжетом   

Сюжет Геймплей Атмосфера Графика
14 марта 2023

Игры серии 7

Схема серии

Подборки с игрой 16

Смотреть все


23 17
+6
Пинок Пинок, пендель, в щи с вертушки. Экшены с ультимативным ударом ногой, который отправляет врагов на другой конец локации и является чуть ли не ядром геймплея (Bulletstorm, Dark Messiah, Deathloop, Resident Evil 4). Стильная добавка к офигенным перестрелкам (подкат и удар ногой в прыжке из FEAR, Trepang2). Пинок двумя ногами в прыжке (Dying Light, Mirror's Edge) Запинываем зомбей, когда кончаются патроны (Dead Island, Resident Evil 6) Возможность ненадолго оглушить врага или вывести из строя (Chivalry II, Dark Souls, Postal 2) Сделанный для галочки, вспоминал пару раз за игру (Duke Nukem 3D, Return to Castle Wolfenstein). THIS IS SPARTA! (Assassin's Creed: Odyssey)

Похожие игры 13

Смотреть все

Оцени насколько похожи указанные игры

Смотреть все