Ну что ж, вот и вторая часть подошла к концу. После прохождения ремейка первой части я уж точно был уверен, что пройду и вторую часть, которая, собственно, тоже вышла на стационарные компьютеры. И, попрощавшись с первой частью и скачав вторую, я приступил к прохождению. Кроме того, после первого прохождения я не сдержался и прошёл второй раз, но уже в хронологическом порядке, который предоставляет нам эта игра с недавних пор. В отличие от первого прохождения, я проходил полностью на английском языке, что дало ещё более разные ощущения. Всего я потратил на игру почти 50 часов (~47).
Честно говоря, игра мне очень понравилась, даже очень. Да, я согласен, что это не такой шедевр, как первая часть, но и… на своей волне она тоже держится неплохо. В общем, попробую растолковать.
Начнём с того, за что эта игра получила свою разнообразную и неоднозначную славу — сюжет и режиссура. Я бы попробовал вкратце пересказать историю, но куда ни плюнь — можно случайно выдать спойлер. Так что заранее предупреждаю: есть шансы, что вы их словите.
Сюжет в основе своей, как и всегда, довольно прост. Ведь за основу берётся месть, за которую высокая плата, одержимость местью, то, к чему она может привести, и то, что вы можете остаться ни с чем, если будете продолжать жить этим. Да, это не роуд-муви, как в первой части. Но всё-таки у второй части тоже есть свои красоты.
Естественно, я, как и многие игроки, очень сильно привязался к главным героям, особенно к Джоэлу. И, разумеется, на переломном моменте в ключевой сцене я чувствовал себя опустошённым, переполненным ненавистью, гневом и жаждой жестокой мести. И я всё-таки встану и похлопаю человеку, который написал этот сюжет и сценарий. Да, сам Нил Дракман далеко не самый интересный и не самый хороший человек. Есть много, за что его можно недолюбливать и даже считать плохим человеком. Однако соглашусь: историю второй части он написал качественно, многогранно и сильно. Ты сам в процессе удивляешься, насколько хорошо раскрываются персонажи и события с другой стороны.
Твой гнев, который был в начале, постепенно уменьшается во второй половине, когда видишь историю с другой точки зрения и фактически себя — в образе Элли, одержимой местью. Постепенно это чувство перерастает в эмпатию к другим персонажам: Эбби, её спутнику Леву и в придачу Оуэну. И твои эмоции становятся неоднозначными. Да, месть и гнев внутри остаются, но уже нет того жгучего желания истребить каждого по другую сторону. Это очень круто, ведь эмоций игра даёт немереное количество. Естественно, всё это ощущается особенно сильно, если вы эмпатичный и эмоциональный человек.
Персонажи в целом написаны не хуже. Второстепенные — тоже на уровне. Каждый прописан до мельчайших деталей: характер, психология, история, интонации речи, приоритеты, отношение к обстоятельствам. Они разные, чувствительные по-разному и по-разному переживают события. Главное — они живые, как настоящие люди. В некоторых сценах они всё ещё остаются второстепенными, но именно персонажами, а не NPC-помощниками. В геймплее они подшучивают, обсуждают обстановку, город, в котором жили, место, где находятся. Эти диалоги отлично раскрывают их и делают ближе к игроку.
Но в бочке мёда всегда есть ложка дёгтя. Минус в том, что сценарий писал Нил Дракман. Да, историю он сделал хорошо, но отсебятины добавил немало. Она довольно плотно наполнена повесткой. Если учитывать, что писал её Дракман с его неоднозначными ценностями, что это происходило в эпицентре репрезентации меньшинств в индустрии (2020 год), и что в студии оставался один Дракман, то результат очевиден. Получилась репрезентативная игра. К счастью, вплетено это грамотно. Но у меня весь сюжет не отпускал вопрос: почему мужских персонажей в истории так мало, особенно в ключевых моментах? В основном, если не во всех, действуют женские персонажи. И иногда чувствуется навязанность. Это не всегда хорошо, поэтому удовольствия было чуть меньше.
В этом плане первая часть нравится больше. Там тоже были свои повестки, но они настолько грамотно и ненавязчиво вплетены, что ты их не замечаешь. Вспомнить хотя бы Билла: его ориентация понятна, но прямых упоминаний или акцента на этом нет. Можно даже подумать, что у него просто был близкий друг. А вот во второй части это подаётся более прямолинейно.
Тем не менее, если закрыть на это глаза, удовольствие от истории всё равно получаешь. Она действительно хорошо написана: есть причинно-следственные связи, качественные персонажи, неожиданные повороты. Всё это похоже на большой сериал, который интересно проживать и перепроходить, замечая детали.
А режиссура катсцен — это уже настоящий absolute cinema. Кадры, освещение, движение персонажей, мимика, сцены с одним дублем, диалоги, эмоции через Motion Capture, взаимодействие с окружением — всё сделано на уровне голливудских блокбастеров. Интересно и приятно наблюдать за катсценами, органично вплетёнными в геймплей. Переходы между ними и игрой почти незаметны. Это предельный уровень качества. Единственное, чего не хватает, — панорамных сцен и общего масштаба. В основном всё показано близко к лицам, на дистанции до 10 метров. Но в остальном Naughty Dog сделали потрясающую работу.
Визуальная часть, графика и атмосфера — тоже на высоте. Naughty Dog держат планку. Всё красиво и без лишнего. Атмосфера постапокалипсиса, зелени, проработанные интерьеры и экстерьеры, узкие помещения, модели персонажей, текстуры, освещение, тени. В некоторых сценах поражаешься, что это сделано с растеризацией, без RTX. С RTX было бы ещё круче, но это подняло бы требования. И так всё очень красиво и приятно глазу.
Атмосфера благодаря визуалу никогда не падает. Картина всегда реалистична и красива. Особенно сильны эпизоды одиночного прохождения. Зелень в помещениях и снаружи даёт дополнительное погружение.
Саунд-дизайн и музыка — как всегда у Naughty Dog. У них отдельные студии, которые делают качественные звуки: оружие, одежда, удары, взрывы, взаимодействие. Всё на высшем уровне, добавлять нечего.
Геймплей — быстрый и вариативный. После Джоэла Элли ощущается проворной, выносливой, быстрой. С ней интересно обходить врагов, хитрить, заниматься стелсом. За неё играется как за настоящего хищника. Геймдизайн уровней тоже лучше, чем в первой части: обширнее, многослойнее, с разными путями.
Техническая часть ПК-порта — отличная. Играть было приятно. Баги редкие, даже не вспомню какие. Настроек много, всё можно подстроить под себя. Есть опции для людей с ограниченными возможностями. Играл я на RTX 3050 (8 ГБ) и i5-10400F. На максималках с DLSS на «качество» было 60 FPS в приоритете. Иногда проседало ближе к 30, но ниже почти не падало. Отдельная благодарность Nixxes Software за порт.
Итог: эта игра очень близка к шедевру. Шедевром является первая часть, но вторая — достойна. Road-movie всегда будет интереснее как жанр, но история мести тоже работает. К прохождению рекомендую, но нужно быть эмоционально готовым. Слабонервным — осторожно.
Мой вердикт: 9,4 матчей по гольфу из 10.