Этот мини-блог — рассуждение на тему сложности игр и влиянию их на игрока.
выбор нижней строчки запрещен роскомнадзором
Разработчики издавна делают разные уровни сложности для разных игр. Некоторые не заморачиваются и просто линейно усложняют игровой процесс — у врагов больше жизней и урона, а у игрока меньше и того и другого. Какие-то разработчики подходят к процессу креативнее — вводят режим ваншота, добавляют на уровень ловушки, сложности в виде ограничения по времени или спавнят боссов как рядовых врагов.
Откуда вообще пошло «усложнение» игр? Общепризнанной версией считается, что родоначальником стала Space Invaders. По мере уничтожения монстров у железа становилось больше свободной памяти и игра «ускорялась», что требовало от игрока более быстрой реакции. Это понравилось разработчикам и так баг стал фичей.
Для чего и зачем все это придумано? Ответ простой — игроку нужен вызов. Преодоление трудностей и получение награды на превозмогание способствует ощущению счастья (тут должна быть лекция про выделение гормонов, но я в них не шарю, так что про эндорфин и дофамин можно погуглить самим). И вот тут я захожу в тупик.
Я люблю видеоигры. Многие прохожу несколько раз, то и дело возвращаясь к ним из года в год. Но дело в том, что я всегда считал себя казуалом, т. к. у меня никогда не возникало желания взять и пройти тот же Witcher 3 на уровне сложности выше «Сюжет и драки». Что же получается, я лишен возможности получить от игры дополнительное удовольствие из-за того, что не превозмогаю? Я попробовал запустить несколько игр на высокой сложности. Ничего, кроме чувства фрустрации, не получил. Я уверен, таких игроков много.
То есть, я проходил всегда на «среднем» уровне сложности и всегда оправдывал это тем, что именно на нем подразумевается классическое прохождение. Во многих играх хард и выше открывается именно после прохождения на норме. Однако, ролик рубрики хардмод про серию Metro заставил меня сомневаться. Судя по выводам — именно на сложности Рейнджер хардкор должен раскрываться «аутентичный» игровой опыт.
Максим, мы все очень ждем твоего возвращения
И что же теперь делать казуалам, которые не могут «закрыть весь контент» в любимой игре? 120% прохождения в Arkham Knight на норме и 120% на харде — совершенно разные вещи. Закрывать ачивки? Многие ачивки требуют прохождения на высоком уровне сложности.
В один момент я был готов смириться, что я не «тру-геймер» и начать думать о даче и грядках вместо новой видеокарты. И тут попался на глаза ролик Разбора полетов Prince of Persia: Warrior Within. Пересмотрел и вспомнил свою первую реакцию из 2020 года: «Да как можно не справиться с управлением?», «Тут множество классных комбо, которые от врагов оставляют рожки да ножки, почему на всю игру комба Space+лкм+лкм?», «вы не умеете играть в мою любимую игру!!1!1»
А ведь тот же Максим Солодилов проходил God of War на НГ+ и самой высокой сложности. Василий Гальперов считается (наверное) в редакции спец по соулс-лайк. Те еще хардкорщики. Почему не смогли справиться с довольно простенькой игрой 2004 года? Ведь я впервые проходил её в тех же условиях, что и они и справился довольно хорошо. Ответ пришел сам собой. Нет, «Они же игрожуры» — не ответ.
Мой вывод
Для каждого игрока есть свой тип игр, в которых реально будет интересно играть на высоком уровне сложности. Кому-то понравится хард в Doom Ethernal, кому-то в Prince of persia, кто-то закайфует от Легендарной сложности в том же скайриме, а есть люди, которые страты в соулс-лайках доводят до абсолюта. Лично я нашел себе развлечение в «Сезон дождей» Risk of Rain 2.
но артефакт чести пока еще не рискую запускать)
Да, вывод банальный, однако хочется донести его до таких же игроков-казуалов, как и я. Вдруг кто-то боится запустить Hard в своей любимой игре, просто потому что не хочет страдать? Вдруг у кого-то ПТСР от сложности «Я воплощение смерти» в Wolfenstein и теперь каждый хардмод вызывает вьетнамские флэшбэки? Попробуй, и возможно, тебе откроется мир удивительных эмоций. А если не понравится — что ж, выбери другую игру и попробуй снова.
В комментариях призываю делиться опытом нахождения «своих» игр для прохождения на харде =)
В один момент я был готов смириться, что я не «тру-геймер» и начать думать о даче и грядках вместо новой видеокарты.
Кто вообще такой этот тру-геймер? Ей року, серьезно. Нет, мы понимаем там в онлайн-играх, в каких-то соревновательных проектах, в кооперативах есть правила, связанные с главным тезисом «не читери». А в соло-играх что? В плане, кому какая разница кто как игры проходит? На харде, без использования помощников или еще что-то. Какая разница, ведь главное, чтобы геймер получал удовольствие. И всё. Никого волновать не должно проходим мы на легком уровне сложности соло-игру или даже с читами? Это никого не должно волновать. Максимум, друзей-товарищей, ибо они немного порофлить могут с этого, по-дружески. Всё. Остальные со своими «у-у-у-у не тру-геймер» — пусть лесом идут)
Если игра хорошая, то ты сам захочешь перепройти её на харде. Запускать максимальный уровень сложности ради мнения незнакомых людей из интернета — ну такое себе.
А вот за что реально обидно — много игр не дают ачивку за прохождение на максимальном уровне сложности. Я считаю это преступлением. Мелочь, ну можно же было сделать.
Какие-то разработчики подходят к процессу креативнее — вводят режим ваншота, добавляют на уровень ловушки, сложности в виде ограничения по времени или спавнят боссов как рядовых врагов.
Это какой-то ленивый подход) В WoW по мере увеличения сложности, у противников появляются новые умения, которые сочетаются со старыми или вовсе заставляют менять поведение. Ну или хотя бы в resident evil 7 ключ перепрятали.
Играйте в игры на той сложности, на какой нравится. И не забивайте себе голову всеми этими «тру экспириенс\не тру». В игры обычно играют, чтобы от процесса удовольствие получать, а не чтоб потом перед челами в интернете выпендриваться.
Мне кажется, что именно ультра-насилие – самая каноничная сложность для всего дума. Играл на «сделай мне больно» – как-то слабовато, не дотягивает. На кошмаре слишком трудно (особенно в DOOM и DOOM 2). Хотя, возможно, это я казуал, раз мне так трудно)
Прошёл всех Ведьмаков на максимальной сложности (доступной для первого прохождения) и могу сказать, что только на ней игры раскрываются полностью, так как ГГ — не Терминатор, а человек, путь и с мутациями. Плоть слаба, посему нужно кувыркаться, парировать и т.д. + эликсиры вдумчиво впитывать. Больше всего понравилась 1 часть из трилогии (хотя многим она не нравится из-за боёвки), но именно на харде она раскрывается на полную. 2 часть на тёмной сложности — такое себе, но надо было пройти ради переноса прогресса между частям. Ну а в 3 части… Кхм… После 1 и 2 не ощутил вообще, будто на нормале играю. И это только первое, что в голову пришло, хотя других игр на сложности выше средней прошёл не мало. В общем, у всех опыт разный, но экспериментировать со сложностью Можно и даже Нужно. Вот как-то так. Всем всех благ.
Как выше отметили, речь не о самоуважении (хотя чего греха таить, об этом тоже мысли были), а о том, что хочется изучить всё, что есть в игре.
Моё поведение в играх всегда было что то вроде «облазить каждый угол, я должен найти все, что есть на карте». Вот тут тоже самое, только по отношению к контенту. Отпугивала только сложность, пока не принял для себя, что надо экспериментировать с хардом, но и не слишком загоняться, если не получается.
а о том, что хочется изучить всё, что есть в игре.
Для этого по-хорошему проходи поочередно на всех сложностях подряд от самой низкой до самой высокой. В том же Пейнкиллере на низкой сложности нет карт таро. Некоторые уровни доступны только на определеных сложностях. А на высокой сложности игра и вовсе заканчивается на один акт раньше.
Бро, так твои комментарии аналогично ценности не несут, это называется «дискуссия», когда люди обсуждают всякое и мнениями обмениваются, задают пространные вопросы и получают на них разные ответы от разных людей
Насчёт Ведьмака 3, с одной стороны — согласен что на высоких сложностях интереснее, а с другой тоже немного рушит погружение, когда самые опасные враги Геральта не тролли и грифоны, а стая псов или, не дай бог, крыс.
+ Джин на корабле то ли баговал, то ли просто хреново был отбаланшен.
Мне кажется такая реакция «казуала» на вещи очень понятна, но от вас утекает простая мысль: «челленджи можно задрочить». Они как тесты, зная паттерны легко найти ответ.
Будь то АИМ, который просто будучи высоким и быстрым — поможет тебе быстрее пройти сложные сегменты. Будь то «реакция», всё это можно добить так, чтобы ты мог моментально думать в условиях стресса и высокого риска, чтобы ты не умел сдаваться в них, чтобы ты превозмогал через это и улучшал свои скиллы.
Серия соулсов учит нас считать и запоминать, Колда на кошмаре учит нас быстрее реагировать и моментально действовать. Всё зависит от уровня твоего задротства и личных показателей эффективности.
Нет ничего плохого в казуальности, каждый играет как он хочет, каждый развивается так, как ему хочется — игры же должны дарить фан. Если твой фан именно в том, чтобы собирать урожай и чиллить you welcome. Если ты хочешь искать пути как быстрее пройти игру сломав её you welcome. Если ты хочешь превозмочь боль и страдания и задрочить сегмент you welcome.
У меня знакомые пытались осилить 1 часть, но поголовно зависали на болоте с этой трынь-травой — убивали её как-то мучительно долго (просто мечом харасилии). Из всех багов мною были замечены только вылеты и Геральт будто из фильма «Крик» (после Alt+Tab).
Отношения с хардом сложные, потому что все девяностые играл почти только в стратегии и почти всегда с одним сохранением. Ну или вообще по сети. Поэтому когда обнаружил что в мире есть другие игры сначала угорел по сейвлоаду, но очень быстро им наелся до полной потери желания играть. И уже лет этак пятнадцать играю на айронмоде там где он есть и так как будто бы он есть там где его нет (ну и понятно, что есть например DS где все это реализовано без дополнительных настроек сразу под меня). Смерть гг как и перезагрузка слишком сильно рушат погружение, чтобы после этого продолжать. Так вот, при такое игре на харде получается не всегда, часто получается до первого задания по зачистки таверны от крыс и все, в другую игру. Поэтому особых проблем чтобы что-то пройти на нормале не вижу, тем более разговоры про то, что нормал дескать теперь это изи, а хард это нормал, это не совсем так. Где-то планочка поплыла, где-то осталась на уровне, а где-то наоборот резко улетела в другую сторону.
Resident evil и любой immesive sim я всегда прохожу на максимальной сложности. Да и вообще с возрастом игры все меньше мне давали челленджа, пожтому почти все игры проходу на максимальной сложности, кроме слэшеров.