13 октября 2021 13.10.21 13 3566

«Утраченное наследие»: куда пропадают старые игры

+35

Последние пару лет в общественном пространстве все чаще слышно о проблеме сохранения игрового наследия. Когда-то общедоступные игры резко становятся недоступными и возрастают в цене. Культовые франшизы могут запросто попасть в правовой ад, из которого порой нет выхода. Обо всем этом и пойдет речь в этой статье.

Почему удаляют игры?

Причин для внезапного отзыва игры из продажи существует великое множество, но сконцентрируемся мы только на основных и самых часто встречающихся в индустрии:

  • Игры, разработанные сугубо для дополнительного продвижения предстоящей киноленты
  • Потеря прав на издание игр по франшизе и их возможный переход в руки другого издательства
  • Закрытие студии разработчика ввиду нерентабельности конкретной игры или франшизы для издателя ввиду низких продаж
  • Игра имеет привязку к году своего выхода или посвящена какому-либо крупному мероприятию
  • Желание издателя перевыпустить игру с улучшенной графикой и рядом других заметных улучшений или проблем с совместимостью на современных версиях Windows

  • Истечение срока лицензии на использование в игре музыки от сторонних исполнителей, существующих марок автомобилей, реальных прообразов личностей и т.д

  • Добровольный уход в свой или сторонний лаунчер

  • Закрытие серверов зависимых от сети мультиплеерных игр

Игры по лицензиям крупных кинокомпаний

Наверняка многие из вас застали то далекое время, когда практически каждый год можно было увидеть очередную игру по скоро выходящему в кинотеатрах фильму про Гарри Поттера, Бонда или Человека-паука.

Многие известные издатели не чурались принимать заказы от голливудских студий на создание одноименной игры для продвижения предстоящей киноленты. Кто-то подходил к разработке таких проектов ответственно и выделял крупный бюджет, другие же просто отрабатывали квоту и серьезно ограничивали своих разработчиков, выделяя в лучшем случае полгода на разработку, маленькую команду и мизерный бюджет.

 

Самый наглядный пример плохой игры по фильму —  Battle: Los Angeles от Saber Interactive. Очень короткая сюжетная кампания, посредственная графика, топорная стрельба и лениво оформленные кат-сцены в виде комикса.

По этой и многим другим причинам за играми по фильмам закрепилась такая дурная репутация. Многие крупные издатели попросту не хотели серьезно вкладываться в потенциально неприбыльные игры, о которых все вскоре забудут. Вне зависимости от качества, все эти игры всегда ждет одна судьба — снятие с продажи через относительно небольшой промежуток времени.

Утрата прав на издание игры или переход франшизы в руки другого издательства

Самыми известными представителями этой категории являются игры серии No One Lives Forever и  Wolfenstein (2009) с   Enemy Territory: Quake Wars

No One Lives Forever попала в правовой ад из-за того, что обе части первоначально были выпущены разными издателями — Sierra Entertainment и Fox Interactive, впоследствии ставшими частью Vivendi Games, позднее частично объединенной с Activision в 2008. Саму студию Monolith Productions, создавшую данную серию игр, в 2004 году выкупили Time Warner.

Долгие годы Warner Media, Activision и 20th Century Studios игнорируют многочисленные просьбы фанатов о том, чтобы вернуть эту культовую серию игр снова в продажу.

 

Трейлер первой No One Lives Forever для PlayStation 2

За благополучное будущее франшизы сражается Стивен Кик, глава студии Nightdive. Он неоднократно пытался связаться и договориться с правообладателями, но пока-что так и не достиг успеха в переговорах.

Было настоящей проблемой собрать все стороны вместе, чтобы поговорить о том, почему мы должны это сделать и как мы можем это сделать. Это трудно. Нам еще предстоит много переговоров, но я никогда не остановлюсь, Так или иначе это случится.

Стивен Кик

Wolfenstein (2009) и Enemy Territory: Quake Wars

Обе игры Activision столкнулись c совершенно другой проблемой — передачей прав на издание игр по франшизе от одного издательства к другому.

Разработанная Raven Software и выпущенная в 2009 году она получила смешанные оценки как от игроков, так и от прессы.

Игра заметно отошла от привычных канонов прошлых частей. Впервые в серии в игре отсутствовал привычный показатель здоровья, замененный на знакомый по серии игр Call of Duty пульсирующий и краснеющий по краям экрана. Локации стали более открытыми и нелинейными, но оттого более скучными и однообразными, заодно присыпанные парочкой побочных заданий. Ещё одним нововведением стал мистический амулет, дающий Бласковицу дополнительную защиту в виде щита, замедления врагов или усиления урона.

 

Все эти факторы не особо помогли игре стать успешной и завоевать любовь среди фанатов серии.

В Steam  Wolfenstein продержалась примерно до середины 2012 года.

 Enemy Territory: Quake Wars была разработана Splash Damage совместно c id Software. Игра и по сей день считается многими игроками одним из лучших командных шутеров. В 2009 году ZeniMax Media приобрела id Software, попутно получив абсолютные права на издание игр по франшизам Wolfenstein, Doom и Quake. Activision, долгие годы выступавшей издателем этих игр, резко пришлось отступить и снять некоторые проекты с продажи из-за невозможности их дальнейшей поддержки. Таковыми, помимо Wolfenstein, стала и Enemy Territory: Quake Wars вместе с Quake 4. Последней все же удалось позднее вернуться в продажу уже под крылом Bethesda.

Игра продержалась в продаже до декабря 2011, после чего была снята с продажи из-за занятости Splash Damage разработкой  Brink для Bethesda Softworks.

Смерть GameSpy и прекратившаяся поддержка магазина Games for Windows — Live

GameSpy, первоначально созданный для упрощения поиска серверов в Quake и долгие годы выступавший как отличный поставщик SDK и серверов для многих многопользовательских игр, неожиданно для всех объявил о прекращении своей работы в мае 2014 года.

Подобный шаг лишил огромное количество игр доступа к их сетевой составляющей. Студиям пришлось экстренно искать альтернативу.

Процесс отключения серверов прошел относительно безболезненно для большинства игр, поскольку к тому времени у львиной доли проектов количество активных игроков значительно сократилось, однако, другим повезло намного меньше.

Некоторые издатели не захотели продолжать поддерживать их старые релизы, базирующиеся на GameSpy, позднее убрав свои игры с полок цифровых магазинов. Это коснулось таких проектов как:

Games for Windows — Live был создан Microsoft в 2007 как альтернатива одновременно развивающемуся в то время Steam. При регистрации каждый пользователь получал уникальный Gamertag, который был совместим с платформой Xbox Live.

 

Трейлер Games for Windows — Live

Практически с самого начала большинство игроков невзлюбило новомодную платформу от Microsoft. Часто можно было встретить жалобы о неудобном интерфейсе, медленной скорости работы, постоянных ошибках и невозможности сохранить свой игровой прогресс без использования GFWL.

19 августа 2013 на странице технической поддержки Xbox появилось сообщение о том, что 1 июля 2014 сервис дистрибуции прекратит свою работу. Многие игры, использовавшие DRM от Games for Windows — Live были сняты с продажи из-за невозможности генерировать новые ключи и поставлять все необходимые обновления.

Самыми известными представителями удаленных в том числе и из-за закрытия GFWL игр являются:

Однако, благодаря помощи Valve и издателей, некоторые игры из этого списка до сих пор можно активировать в Steam. Это позволит получить их обновленные издания или оригинальную версию с дополнительной скидкой на покупку нового издания.

Закрытие студии разработчика

Основанная в 1988 студия Bizarre Creations не могла похвастаться огромным штатом или какой-то дико известной франшизой, но компания исправно выполняла поставленные перед ней задачи. Большинство скорее всего знает их благодаря гоночной серии  Project Gotham Racing, выпускавшейся эксклюзивно для консолей Xbox.

 

В 2006 году студия решила отойти от привычного для себя жанра и выпустила  The Club, шутер от третьего лица, повествующий об подпольном кровавом спорте, контролируемом богатой элитой, которая делает ставки на то, кто выживет в гладиаторских боях. Игра не снискала большой любви среди игроков и даже была временно удалена из-за закрытия GFWL, однако, позже SEGA убрала из игры привязку к мертвому магазину Microsoft и перевыпустила игру в Steam.

В сентябре 2007 года студию приобрела Activision, доверив им разработку последней части Project Gotham Racing для Microsoft и, наконец, полноценной новой IP —  Blur.

Blur грозилась стать новым словом в жанре аркадных гонок, используя механику сражений с противникам а-ля Mario Kart. По ходу заезда игроки могли подбирать заряды, которые атаковали машину оппонента, ускоряли, защищали или чинили автомобиль. В игре также присутствует мультиплеер, который «жив» благодаря периодически играющим фанатам и поныне.

К сожалению, игре не повезло выйти в одно время с ее главным противником —  Split/Second. Оппонент в том же жанре смог предоставить игрокам более экшоновые погони и разрушения окружения по уровню проработки и зрелищности ни чуть не уступающим современным частям Battlefield.

 

Наличие реальных марок авто также не сыграло на руку  Blur, поскольку это, скорее всего, послужило основной причиной для изъятия игры из продажи в Steam в конце 2012.

 

Весьма вызывающий трейлер Blur, высмеивающий мультяшность и «несерьезность» Mario Kart

Одновременно с  Blur студии Bizarre Creations также поручили разработку очередной игры по Бондиане —  James Bond 007: Blood Stone. Игра не является адаптацией какого-либо фильма и имеет свой полноценный и независимый от фильмов сюжет. Она получила сдержанные оценки как от игроков, так и от критиков.

После этого, в ноябре 2010 года Activision объявила о том, что рассматривает закрытие разработчика и «исследует все возможные варианты относительно будущего студии, включая её потенциальную продажу.»

Не найдя покупателя, студия была официально упразднена в январе 2011, так и не выпустив находящуюся в разработке Blur 2.

 

Игры с привязкой к году своего выхода

Чаще всего к подобной категории относятся спортивные игры на подобии Football Manager, FIFA, PES, NBA, MLB, WWE, Pro Cycling Manager и игры по летним-зимним спортивным Олимпиадам.

Из-за кратковременных договоров с популярными брендами и постоянных смен составов футболистов в футболе и других видах спорта издателям каждый год «приходится» выпускать новые «актуальные» продукты и снимать более старые версии с продажи.

Игры по Олимпийски играм очень быстро устаревают из-за кратковременности связанного с ними события и не задерживаются на полках магазинов дольше чем на 2-3 года.

 

Ремастеры

Иногда издательства решают воспользоваться ранее выпущенными и забытыми большинством людей проектами и выпускают ремастеры, лишая людей возможности приобрести старую версию, принудительно изымая игры из продажи, порой без веской на то причины.

Правда нельзя исключать случаи, когда у игры наблюдаются серьезные проблемы с запуском и полноценной работой на современных версиях Windows, как это когда-то было со  Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse.

Самым свежим и наглядным примером нецелесообразного удаления можно назвать трилогию 3D вселенной GTA, которая вскоре будет заменена на The Definitive Edition.

 

PC портам этих игр далеко до идеалов версий для PS2, но кто возьмется утверждать, что на выходе получится лучше, чем было раньше? Ведь Rockstar уже успели отметиться абсолютно ужасными и сломанными портами для Xbox 360, PS3, Android и iOS.

 

Истечение срока лицензии

При разработке игр издателям нередко приходится заключать различные контракты для получения определенных вещей, которые они по какой-то причине не могут разработать и использовать самостоятельно. В таком случае покупаются лицензии на использование конкретной музыки, привлекаются сторонние композиторы, студии, автоконцерны и реальные личности (преимущественно известные актеры) для продвижения своих проектов.

 

Как правило, все подобные договоры имеют свой срок действия, по истечению которого интересующаяся сторона должна его продлить или же расторгнуть, лишившись права использовать один из вышеописанных элементов в своих играх.

В большинстве случаев издатели не утруждают себя продлением лицензий, поскольку к моменту истечения срока их действия продукт, для которого это было использовано, перестает приносить должный доход, сопоставимый с вероятной тратой на продление лицензии.

Такая ситуация относительно недавно произошла с  Alpha Protocol, которая была разработана Obsidian Entertainment и издана SEGA в мае 2010 года и снята с продажи летом 2019.

 

Трейлер Alpha Protocol с E3 2009

Позже, отвечая на вопросы журналистов о снятии игры с продаж, представитель издательства ограничился лишь стандартной отмазкой об истекших правах на продажу игры. Через некоторые время после этого заявления появилась новая информация, благодаря которой люди смогли узнать истинную причину удаления. Оказалось, что SEGA по прежнему владеют правами и просто не захотели вырезать лицензионную музыку из игры.

 

Вероятный виновник изъятия с продаж — трек Turn Up The Radio американской рок-группы Autograph

К данной категории можно причислить огромное количество игр, но ее самыми известными представителями являются:

Добровольный уход

Возможно многие из вас не поверят, но когда-то, а если быть более точным, то в 2009 году, в Steam была доступна для покупки  League of Legends!

 

Первый трейлер League of Legends: Clash of Fates

Однако, из-за быстрорастущей аудитории и нежелания Riot платить лишний процент Valve игра продержалась на платформе Гейба Ньюэлла не больше года и была удалена из магазина и перенесена в свой собственный лаунчер, где и доступна по сей день.

Закрытие серверов

В наше время наблюдается серьезный переизбыток MMO. С одной стороны, у всех нас есть выбор, мы вольны выбирать интересные нам сеттинги, создавать и кастомизировать собственных персонажей, общаться и находить друзей на годы, но с другой стороны, не всем везет добраться до вечных пантеонов  World of Warcraft,  Lineage 2,  Aion,  Guild Wars и  TERA.

Многие издатели желают и пытаются создавать свою MMO мечты, дабы зарабатывать на ней годами, но чаще всего игры не находят свою аудиторию, теряют былую популярность и встречаются с полным крахом.

Порой некоторые MMO продолжают жить только благодрая фанатам, не готовых мириться со смертью официальных серверов. Талантливые энтузиасты занимаются реверс-инжинирингом файлов и клиентов игр, поднимают свои сервера, в дальнейшем объединяясь в свои небольшие и ламповые сообщества.

Самыми известными падшими представителями этой категории являются:

Способы получения удаленных игр

Ключи из розничных физических изданий

В наши дни нередко можно встретить физическое издание игры с ключом для активации игры в Steam и отсутствующим диском внутри. Но еще 10 или даже 15 лет назад все было совсем иначе.

В те уже далекие времена CD/DVD приводы еще не успели утратить свою популярность среди обывателей, даже несмотря на появление первых игр от сторонних издателей в Steam в 2005 году и повсеместное распространение интернета. Компании по прежнему предпочитали поставлять игры в виде заранее записанного на диск дистрибутива и в большинстве случаев вкладывали в коробки код для игры с друзьями по сети.

Но к счастью, всегда бывают исключения.

Таковыми стали:

и многие другие игры.

Основным требованием для получения игры является следующий вид самого ключа:

  • AAAAA-BBBBB-CCCCC
  • AAAAA-BBBBB-CCCCC-DDDDD-EEEEE
  • 237abcdghjlprst 23

Ключи из промоакций

Иногда крупные производители периферии по типу AMD или Nvidia проводят акции, в которых у покупателей есть возможность получить промокод на бесплатную игру в подарок.

Самым известным представителем этой категории является промокод на получение ключа  James Cameron’s Avatar: The Game. Он поставлялся только вместе с лимитированным изданием очков Nvidia 3D Vision.

Дьявол, как говорится, кроется в деталях. Дело в том, что партии для Европейского и Азиатского рынка не содержали в себе полноценного ключа, а только код из 25 символов, который необходимо было ввести на специальном сайте, который, к сожалению, не сохранился к 2021 году. Покупателям из Америки повезло больше, ведь в их комплектации лежал уже готовый ключ активации игры.

На данный момент это единственный способ получить игру не в виде дорогостоящего «подарка» в Steam.

Ключи/гифты на сторонних торговых площадках

Помимо официального источника (Steam) всегда есть площадки, которые могут до сих пор продавать недоступные для покупки игры. Самое главное перед покупкой внимательно смотреть, от какой версии ключ/гифт и каков рейтинг продавца, дабы избежать дальнейших разбирательств с поддержкой о возврате денежных средств.

Fin…

Не стесняйтесь делиться своей информацией и своей коллекцией более недоступных священных «граалей».


The Operative: No One Lives Forever

Платформы
PC | Mac | PS2
Жанр
Дата выхода
9 ноября 2000
405
4.3
224 оценки
Моя оценка

Onimusha 3: Demon Siege

Платформы
PC | PS2
Жанр
Дата выхода
26 февраля 2004
173
4.0
102 оценки
Моя оценка

Enemy Territory: Quake Wars

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
28 сентября 2007
231
3.6
138 оценок
Моя оценка

Wolfenstein

Платформы
PC | PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
18 августа 2009
1.3K
3.8
884 оценки
Моя оценка

Iron Man

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PSP | X360 | NDS | WII
Жанр
Дата выхода
2 мая 2008
322
2.5
219 оценок
Моя оценка

The Godfather 2

Платформы
PC | PS3 | X360
Жанры
Дата выхода
7 апреля 2009
612
3.8
405 оценок
Моя оценка

Blur

Платформы
PC | PS3 | X360
Жанры
Дата выхода
25 мая 2010
523
3.7
344 оценки
Моя оценка

James Cameron's Avatar: The Game

Платформы
PC | PS3 | PSP | X360 | NDS | WII | iOS
Жанр
Дата выхода
1 декабря 2009
436
3.1
292 оценки
Моя оценка

James Bond 007: Blood Stone

Платформы
PC | PS3 | X360 | NDS
Жанр
Дата выхода
2 ноября 2010
384
3.8
241 оценка
Моя оценка

Darkspore

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
26 апреля 2011
125
3.5
42 оценки
Моя оценка

Football Manager 2012

Платформы
PC | Mac
Жанры
Дата выхода
21 октября 2011
44
4.0
32 оценки
Моя оценка

London 2012: The Official Video Game of the Olympic Games

Платформы
PC | PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
26 июня 2012
16
3.4
19 оценок
Моя оценка

Battle: Los Angeles - The Video Game

Платформы
PC | PS3 | X360
Жанр
Дата выхода
22 марта 2011
65
1.6
20 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Недавно думал на близкую тему. Размышлял о том, что игры не доросли ещё до такого удобного сохранения культурного наследия, как это можно наблюдать на примере фильмов, литературы, музыки.

При том, что игры принято позиционировать не просто как развлечение, но и как произведение искусства. А значит тем более стоит стремиться их сохранять. Получается, что лучше всего эту благородную задачу решают нелегальные энтузиасты :) Если бы не они, сколько всего давно бы кануло в Лету.

*sniff-sniff*

Интересный познавательный Только Текстовой бложик. Давно не видел.

для меня все эти пункты известные, но для не знающих полезно :)

Почему бы не упомянуть наличие многих «канувших в лету» проектов на широко известных торрент-трекерах… Это какой-то общепринятый протест? В ответ на заголовок: «Туда как раз и пропадают»

Статья интересная

Хороший блог. Но я бы добавил еще один пункт пункт: разработчик наглый грубиян.

Я уверен, что история Digital Homicide прекрасный пример того, как пропадают игры из магазинов.

С таких игр, кроме Universe at War: Earth Assault, в свое время очень горевал по невозможности достать лицуху Cryostasis (у нас известная как Анабиоз). При чем даже купил лицензионный диск, с надеждой на ключ к стиму, которого в диске не оказалось. А дисковода, чтобы просто легально играть в игру с диска, у меня попросту нет :D

Понимаю, но на всякий случай проинформирую, что на G2A в данный момент за 2861 рубль есть ключ для стима.

Digital Homicide занимались в основном разработкой и выпуском низкопробного шлака, которого в стиме ныне выходит и банится огромное количество. Решил не распыляться на такие случаи т.к статья и без того объемной получилась. 

Самый наглядный пример плохой игры по фильму — Battle: Los Angeles от Saber Interactive. Очень короткая сюжетная кампания, посредственная графика, топорная стрельба и лениво оформленные катсцены в виде комикса.

А ещё лицензионный диск допускает всего пять установок. И не надо спрашивать, откуда он вообще взялся)

Вот со всех сайтов по продаже ключей, к G2A на этот момент меньше всего доверия :)

Не обязательно быть грубияном, достаточно нарушить одно из правил площадки, распространяющей игру. И примеров тут будет слишком много — стим банил целых издателей за то, что они манипулировали отзывами и прочими метриками видимости проекта.

Ключи к Анабиозу все еще продают на торговых площадках. 

Цена, конечно, не будет эквивалентна покупке диска, но если хочется иметь игру у себя в библиотеке, то можно раскошелиться :)

Я искал в свое время ключи. Вот только в большинстве магазинов они уже не продаются (страничка есть, ключей в доступе нет), а те единицы, которые продаются, судя по всему, нынче воспринимаются как NFT, в том числе, по стоимости. 100 баксов я платить за ключ игры не буду, как бы я ее не хотел сыграть. За эти деньги я себе дисковод лучше куплю, и установлю ее с диска.

добротно, интересно, хорошо!
благодарю за интересный бложик \0/
Читай также