
Увы, без этих сравнений здесь никак не обойтись. Игра сразу же даёт понять - разработчики любят Обливион и Скайрим. И они дадут вам его, но только в рамках их бюджетов и приправят мрачной и тягучей атмосферой. И не сказать, что это плохо, но к этому нужно быть готовым.
В самом деле - мы очередной заключенный, пусть и не совсем в обычной тюрьме-лечебнице, где, разумеется, ставят эксперименты на пациентах. При настройке внешности обращаем внимание на то, что здесь никаких вам тут каджитов или аргониан не будет - только человеки. Вырываемся из заточения воспользовавшись помощью какого-то мутного со всех сторон типа, который ясно даёт понять, что мы ему интересны лишь в качестве инструмента в последующих событиях. Выбираемся и находим... душу короля Артура. Вот так сразу и без предупреждения.
Король, который умер давным-давно, пробуждается ото сна и становится нашим духом-спутником в дальнейших приключениях, а заодно и смотрит до чего довели его королевство наследнички, которым он оставил свою империю со словами: "Короче, вроде работает, но не лезьте лишний раз и пальцами не тыкайте куда не надо и будет у нас на Авалоне мир, дружба, похлёбка из медведей. Всё, я - спать..". И, как не трудно догадаться - полезли и потыкали. И не раз. И не два. Потому что планы строить - предтечей смешить. Вся основная сюжетная линия крутится вокруг Артура, точнее не его самого, а того, какой образ был создан из него и того, на какие жертвы приходилось идти ради строительства нового мира. Порой жертвы были действительно серьёзными. Это - одна из отличительных особенностей игры как раз от серии свитков. Вместо привычной сказочности - здесь серость и повсеместная грязь. Мрачняк присутствует почти в каждой истории или почти каждом задании так или иначе, что, однако, не мешает и добавлять в игру совершенно безумные и просто смешные ситуации и диалоги, которые за счёт своей редкости и на контрасте с основным тоном игры заставляют выдыхать и иногда даже улыбнуться, ведь даже в этом тёмном мире. похоже, есть место надежде на будущее. Но основа остаётся основой и чаще всего окружающий мир, хоть и довольно симпатичный в пейзажах, нагоняет какую-то меланхолию и даже безысходность. Здесь и замечательная аутентичная музыка помогает - с какими-то друидскими напевами и народными инструментами - прям хоть садись и просто слушай.
Играется же это всё очень похоже на тот же Скайрим и тут уж игроку решать - хорошо это или плохо, учитывая, что Скайрим вышел в 2012 году. Прокачка персонажа вполне привычна - характеристики, множество ветвей с пассивными способностями предлагают отыгрывать такого бойца который вам придётся по душе, будь то закованный в броню рыцарь, крыса с кинжалами или волшебник-некромант или ещё кто. В целом - боёвка вполне функциональна. Удары тяжёлым оружием медленные, от которых чуть ли не чувствуешь отдачу при попадании по щитам и тяжелой броне противников, кинжалы и одноручные мечи/топоры имеют более высокую скорость и управляться с ними куда удобнее. Будьте, однако, готовы к тому, что поначалу придётся учиться фехтовать- ближний бой полагается на вашу реакцию и способности вовремя спарировать вражеский выпад или увернуться от него. Нет, я не буду сравнивать игру с Dark Souls - это не оно и даже не близко. Боёвка больше напоминает Dark Messiah, но без физики, если угодно. Магия представляет собой швыряние в противников различными снарядами - огненными. ледяными, грозовыми, ядовитыми и т.д. Можно ещё призывать всяческих существ на помощь, но сильно на них лучше не полагаться - интеллекта на них явно в игре уже не хватило, поэтому они постоянно тупят, застревают, игнорируют команды и использовать их можно разве что в качестве живого щита. Есть и несколько интересных заклинаний, которые дают более широкие возможности. Признайтесь, после знакомства с Шеогоратом вам ведь хотелось порой превратить первого встречного в вот эдакую головку сыра? Но не стоит слишком сильно обольщаться - всё же большинство способностей и инструментов убийства в игре очень стандартные и привычные - их мы видели уже множество раз. Разумеется, есть ещё и система крафта/алхимии, но пользоваться ей в отрыве от квестов не то чтобы обязательно даже на максимальной сложности (без учёта режима Выживание) - говорить здесь особенно не о чем.
А вот о чём стоит поговорить, так это о квестах. Их просто какое-то нереальное количество. Всего в игре 3 основные открытые локации, не считая стартовой лечебницы. И всё они утыканы просто каким-то непомерным числом заданий, как побочных, так и стандартных собирательских. Про основную квестовую цепочку можно лишь сказать. что она проведёт нас по всем этим местам так или иначе и сама по себе не так и велика, но вот сайд-квесты... Помоги восстановить деревню, прикрой логово контрабандистов, научись у призрака готовить селёдку с сыром... эмм... Да, большая часть - это убей-принеси или походи-поговори, но их отлично обыгрывает контекст. Чего только стоит религиозный спор, касающийся оправданности чтения местного аналога "Похотливой Аргонианской Девы" - сборника пикантных романов. И вот контекст здесь решает. Не так важно, что по факту вы делаете то, что уже делали множество раз в других подобных играх - местные персонажи смогут заинтересовать вас в прохождении так или иначе. И это не говоря уже об условной нелинейности выполнения заданий. Вам не обязательно идти в город и говорить с торговцем, который хочет получить себе вон из той пещеры золотой ночной горшок - вы вполне можете найти этот артефакт сами, а торговец уже будет рад вас от него избавить. Всё это добавляет живости миру и интереса прохождению.
Казалось бы что по большей части всё замечательно, но стоит сделать ещё оговорку, ведь всё таки Грязная Чашка имеет свои шероховатости технического плана. Некоторая сырость игры проявляется и в периодических просадках FPS при обилии эффектов на экране, и в багах, из-за которых у вас может запороться какой-нибудь большой квест (хорошо хоть основная сюжетка обошлась без них). Проблемы некритичные, но уж больно бросаются в глаза спустя много часов игры - с этим тоже придётся свыкнуться.
Если смотреть на итоги - Tainted Grail показывает себя вполне нормально, если держать в голове, что многие огрехи и ограничения можно списать на то, что игру явно не какая-нибудь Bethesda делала. (Да и сможет ли сегодняшняя Bethesda сделать что-то на таком уровне?). Если привыкнуть к местной серой картинке и отсутствию полировки определенных моментов, то вы получите довольно интересное приключение в сеттинге мрачного фентезийного средневековья, основанное на старых известных легендах. Игра вполне способна увлечь на 50 часов, которые требуются для её прохождение с большинством дополнительных заданий и мне кажется, она стоит того, чтобы эти 50 часов в ней провести. Большую часть времени вы, конечно, потратите на то, что будете просто ходить и исследовать этот пусть не такой большой, но довольно насыщенный мир. Но ведь вам же ещё и предстоит раскрывать его тёмные, ОЧЕНЬ тёмные тайны. Только медведям лишний раз не попадайтесь - не из тех похлёбку Артур решил делать...