232 10 42 7
Лихо одноглазое

Рейтинг игры

4.0 53
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Лихо одноглазое

Дата выхода
28 июля 2025
Сайт игры
ОфициальныйРусSteam
Разработчик
Morteshka
Издатель
Morteshka
Платформы
PC

Статусы друзей

Авторизуйся, чтобы увидеть оценки твоих друзей
+7
Тёмная народная сказка в форме лёгкой игры

Лихо одноглазое - это сказка, мотив которой встречается в огромном количестве источников. За основу одноимённой игры взят вариант, в котором кузнец от слишком хорошей жизни отправился искать себе проблем на голову. Мотив такой: "Жил себе, лиха не знал. Пойду, думает, поищу себе лиха". В конце кузнец оказывается в таком состоянии, что вынужден признать: "Вот теперь я видал лиха". Игра от студии Мартёшка создателей прекрасного произведения  Чёрная книга, с тщанием повторяет оригинал в своей основе, обрамляя бесхитростными игровыми механиками.

Мне довелось поиграть в "Лихо" в момент выхода демо-версии. Она страдала множеством недочётов, которые заставили меня усомниться в резонности покупки основной игры. Скажу прямо: я был рад ошибаться. Хотя игра далека от идеала, работа над помарками проведена отличная, а самобытность этого произведения ставит его на одну полку в моей игротеке с уже упомянутой  Чёрной книгой и  Индикой.

Первое впечатление от игры для меня оказалось совершенно прозрачным: "Лихо" - это коридорная хоррор-бродилка с простыми (даже слишком) головоломками и незамысловатым сюжетом. И, знаете что? Если вы будете играть в эту игру как в хоррор-бродилку с головоломками, то игра вам не понравится потому, что это, во-первых, не хоррор и, во-вторых, не совсем бродилка. Если предыдущую игру серии можно было кратко охарактеризовать такими жанрами как ККИ с элементами квест-адвенчуры и рогалика, то характеризовать Лихо правильнее всего будет как - сказку. Даже сложно это объяснить простыми словами: вы можете перечислить элементы игрового процесса и сложить из него привычный для вас жанр страшилки, но вам страшно не будет потому, что игра не хочет вас напугать. Да, в игре есть скримеры и "бу"-моменты. Куда без них-то в такой истории? Но игра не планирует катать вас по эмоциональным горкам потому, что у неё нет такой цели. Игра хочет дать вам, как игроку, простую понятную моральную установку: "Не буди лиха, пока оно тихо" (при чём буквально). И с этим как раз-таки игра справляется должным образом.

О чём речь?.. Как поступит нормальный ужастик, когда захочет бросить вас в пот: даст вам ограниченные ресурсы, заставит переживать за них, даст вам сложные выборы (например, рискнуть сейчас или подождать следующего шанса), заставит вас ожидать чего-то плохого ежесекундно. "Лихо" так не делает: вы ходите по тёмному очень антуражному коридору и не испытываете дискомфорта, как правило, никогда. Есть пара сцен, в которые придётся и попрятаться и поспешить... но это именно "пара сцен". Хоррор будет подталкивать вас двигаться дальше, ведь, каждая минута промедления - это риск для жизни. А в "Лихо" сквозит: "Игрок(иня) остановись, приглядись: вот тут прикольная пасхалочка, здесь, вот, десятый вариант сказки о Лихе, теперь из средней Азии или средиземноморья. А вот здесь интересная моделька. Тут можно задержаться и поразглядывать фрески на осыпавшейся штукатурке, а тут вот давай мини-игру пройдём и коллекционки соберём..." Так не поступают те игры, которые хотят вас напугать, и это сделано намеренно. Лихо - не хоррор, хотя первое впечатление у многих оно призведёт именно такое из-за стереотипичного мышления, желающего быстро навесить ярлычок на что-то, что кажется примерно понятным.

По этой же причине "Лихо" не бродилка и не то, что бы головоломка. Игра имеет крайне низкую сложность головоломок и совсем коридорный стиль прохождения. В игре нет ни одной загадки, которую бы невозможно было решить минут за 10, максимум. И это тоже сделано специально.

"Лихо" концентрируется на сюжете, который... совершенно удивительно оказывается очень простым. Русская народная сказка "Лихо одноглазое" - это рассказ на 5 минут медленного повествования вслух. Игра ничуть не уступает оригиналу. Медленным темпом она проходится за 8 часов на 29 из 34 "ачивок" в Steam. Ни один сложносочинённый сюжет не в состоянии даже начать развиваться за это время. А "Лихо" отлично справляется со своей задачей, и вот почему...

... Потому, что Лихо - это СКАЗКА. Я очень хочу, чтобы такие игры выходили часто, чтобы они стали новым жанром - "тёмная игровая сказка": коротенький, но очень ёмкий по морали рассказ о важной теме, не отвлекающийся на лишние сложности, но очень внимательный к своим мелочам и акцентам. Начните воспринимать игру, как видеоигровую сказку, и вы поймёте, насколько Лихо соответствует этому описанию. И это самое важное, что хотелось бы сказать в моём отзыве. Остальное будет уже более банальным и тем, о чём скажут многие...

У игры есть собственный интересный стиль чёрно-белой сепии. Отчего она одновременно скрывает огрехи простеньких игровых моделей и погружает в историю, заставляя игрока додумывать цвета этого мира самостоятельно. Решение по своей простоте и гениальности, сравнимое с туманом в  SIlent Hill.

Игровой дизайн достаточно простой: вы идёте по коридору и периодически натыкаетесь на преграду, которую надо преодолеть, решив совершенно простенькую головоломку. Попутно вы разглядываете окружающую вас действительность, читаете лорные записки и слушаете мысли главного героя и периодически появляющегося компаньона. Никаких сложностей, всё на расслабоне по большей части.

Музыка в игре не запоминается, кроме одной финальной песни, мотив которой известен всем, кто хотя бы когда-нибудь интересовался колыбельными песнями славянских народов. Но песня сильная, аранжировка приятная. Звуковой дизайн слабенький, но не плохой - на троечку. Звуки окружения не имеют взаимодействия с миром, а звучат сэмплами по триггерам. Иногда это настолько заметно, что выбивает из погружения. Но никаких критичных багов - все эти моменты (которых не много) на грани фола, но ни разу не за гранью.

Графика очень даже непритязательная. Модельки и террейны не детализированные, и это заметно. Анимации топорные, и это тоже заметно. Работа с частицами и светом - посредственные. Если бы не общий художественный стиль, о котором говорилось ранее, и который перебивает собой минусы, то графика в игре "ну, такое себе"... Однако, стиль - перебивает все минусы. Предыдущая игра студии тоже не блистала высшими графическими технологиями, но и она имела свой уникальный подход к демонстрации того, что игрок должен увидеть, и покажите мне кадр из Чёрной Книги или Лиха - я сразу вам скажу, что это оттуда. Игры узнаются своей графикой и стилем, и это крайне положительно их характеризует.

Что в итоге? А в итоге мы имеем отличную игру, которая проходится за небольшое количество времени, и которая может стать (и я надеюсь станет) неким поджанром (если не жанром) видеоигровой сказки.

Я получил огромное удовольствие от всех 8 часов первого прохождения и рекомендую всем присмотреться к этой игре.

Сказка как видеоигровой жанрСтиль чёрно-белой сепии, хорошо продуманные уровниПереложение славянской культуры в игруМаленькое, но отлично законченное произведениеИгра знает, что и как делает; является именно тем, чем её хотели видеть разработчикиЛёгкие игровые механики, не отвлекают от основного концепта игрыСлишком лёгкие головоломкиПлохо запоминающаяся музыка и слабый дизайн звуковКак хоррор игра не работает (потому, что им и не собирается быть)
2 августа

+2
Фанаты Тарковского начитались сказок и поиграли в Сеную

Довольно занятная игра. Атмосфера есть, часть отсылок понял, часть видимо для совсем уже эстетов. Хоррор в игре такой себе, напугает только если вы вообще никогда в своей жизни хорроров не видели.
Претенциозно ли? Да!
Интересно ли? Нуууууууууу хз

АтмосфераМного визуальных заимствований от ТарковскогоГеймплей частично позаимствовали от СенуиСкучноватоХоррор слабенькийЗагадки слабые
1 августа

+1

Лихо одноглазое — это игра, которая от самого начала и до финальных титров не отпускает своей атмосферой тёмной сказки. Это не просто хоррор, это погружение в мрачный фольклорный мир, где каждый шаг пропитан древними преданиями и мистическими ужасами.
Особенно впечатлило гениальное решение с освещением спичками! Эта механика не только добавила напряжения в геймплей, но и придала к и без того бесподобному визуальному дизайну ещё больше индивидуальности и характера. Игра света и тени, мерцающие огоньки в кромешной тьме — всё это создаёт неповторимую визуальную поэзию.
Что особенно восхищает в One Eye Likho — это объединяющая идея игры с единым преданием, которое связывает народы и континенты. Разработчики мастерски показали, как похожие мифологические образы присутствуют в культурах разных уголков мира, создав универсальную историю о древних страхах человечества.
Вся игра выглядит как настоящее произведение искусства — это крутейший арт-хаус в мире видеоигр. Каждый кадр, каждая деталь проработаны с художественной тщательностью, создавая визуальный опыт, который запоминается надолго.
One Eye Likho доказывает, что видеоигры могут быть не просто развлечением, а полноценным культурным произведением, способным затронуть глубинные струны человеческой души через обращение к архетипическим образам коллективного бессознательного.

17 августа

Подборки с игрой 6

Смотреть все
238 107
+138
RUSSIAN GAMEDEV Данные игоры были сделаны НАШИМИ. Ну то бишь российскими разработчиками) Что вы не увидите в этой подборке: супер-проходные и просто плохие игры, офисные игры-жвачки нулевых (может только несколько); визуальные новеллы, сделанные за 5 рублей; различного рода трэш-игры.



Похожие игры 1

Смотреть все

Оцени насколько похожи указанные игры