+8
n4cker
Последнее посещение: 6 ноября

Мой топ

Играю сейчас 1

Активности

5 дней назад
Добавил в «Буду играть» Gloomwood

28 октября 2025 Написал отзыв на Unreal
+1
Лучше Half-Life?

Спустя время все с теплотой вспоминают мультиплеер серии, а оригинальную сюжетную игру разве что в контексте впечатлений от технологий. Разумеется, в таком разрезе создается впечатление, что эта игра имеет ценность чисто как музейный экспонат, в который незачем играть сегодня. Отчасти, разумеется, этот тезис существует оправдано, однако мало кто говорит о том, что вообще-то игра сама по себе хороша!

Понятное дело, что графика и технологии сегодня, мягко говоря, не впечатляют, однако и сегодня игра выглядит красиво, потому что арт-дизайн. Локации красиво отрисованы и разнообразны - и по высокотехнологичным космическим кораблям побегаем, и средневековой архитектурой полюбуемся, и в темных пещерах и коридорах попугаемся. Ну а дизайн Скааржей, главных противников, вроде бы такой простой, а с другой стороны - такой запоминающийся. В общем, игра и сегодня может порадовать глаз, да еще как!

Кстати о Скааржах - их искусственный интеллект делает их крайне опасными противниками, каждая стычка с которыми (а их тут немало) заставит попотеть так, или иначе. А при первой встрече так и вовсе закрепит их в памяти как одних из самых страшных противников за всю историю видеоигр. Да, в детстве в этот момент неиронично можно было выключить и никогда больше не включать игру. 

Тут можно обвинить меня в ностальгическом взгляде на игру. И это было бы справедливо, если бы я хоть раз в детстве осилил сюжетную компанию больше, чем наполовину. Поэтому нет, ностальгический флёр меня преследовал недолго. 

Хотя недолго - громко сказано, потому что игра длинная прям, и вот это можно смело записывать в минусы. Наверно, все же игра была бы еще лучше, не будь она ТАКОЙ большой. На прохождение можно убить больше 10 часов, а геймплей тут не сильно-то и разнообразный, поэтому если вы не любите шутеры, особенно старые, то скипайте смело - сомневаюсь, что при всех своих плюсах игра перевернет ваше представление о жанре. А вот тем, кто с жанром дружит...

Те по достоинству оценят местный арсенал, который будет отвечать за разнообразие. Описывать его подробно не буду, но упомяну, что у каждого ствола есть еще и альтернативный огонь, а боеприпасов прям в избытке не будет никогда, поэтому жонглировать пушками, а также решать в какой момент какую лучше использовать придется постоянно.

Так вот, о Half-Life. Да, мне лично нравится Unreal больше, но тут все-таки уже нельзя не сделать замечание о том, что это игра моего детства, а с творением Valve я познакомился уже значительно позже, в осознанном возрасте. И я так и не смог осилить игру Габена, мне становилось скучно. Да, постановка там куда круче, но кор-геймплей мне кажется намного веселее и разнообразнее в Unreal. С удовольствием готов подискутировать на тему!

Жаль, что сегодня об Unreal если и вспоминают, то как о великом мультиплеере образца Tournament, а не как о крутой синглплеерной компании, которая с перспективы лет может всерьез посоперничать с непререкаемым столпом в виде Half-Life. А какая в ней музыка...

Арт-дизайнИскусственный интеллект противниковРазнообразный арсеналНе самый тупой сюжет так-то!Интересные геймплейные ситуацииПродолжительностьПочти полное отсутствие постановкиБольшая часть сюжета в записках...
28 октября

28 октября 2025 Написал отзыв на Alan Wake's: American Nightmare
+1
Разрыв шаблона

Я изначально понимал, что меня ждет не прямое продолжение истории Алана в привычном понимании, а потому это важный нюанс, который нужно иметь в виду, когда будете читать текст ниже.

Ведь American Nightmare совершенно другая игра. Та же, но совсем другая, вот такой парадокс. Во-первых, это касается геймплея, который прямо как в меме про голубя - такой, но, сука, не такой. Добавить динамики и будет весело - думал при прохождении оригинала. Ну вот, пожалуйста - я оказался прав.

Сюжет логичным образом вытекает из той точки, в которой оказывается Алан в концовке оригинальной игры, но при этом совершенно не обязательный. Самостоятельное дополнение рассказывает автономную историю, которая канон и не канон одновременно... Да, парадоксальность эту игру не отпускает и в сюжетном отношении тоже. Только вот чтобы этот парадокс стал понятным, нужно пройти и оригинал, и это дополнение. 

Вот если с вышеуказанными доводами можно свыкнуться, и тогда перейти уже к сути дела, то первые пара-тройка для вас станут глотком свежего воздуха и фана, пока вы не узнаете, что находитесь в... петле. И вот это проблема. Потому что резко градус фана понижается, ведь теперь вас нужно будет посетить те же самые локации несколько раз прежде, чем вы увидите финальные титры. А вот изменений в залупе недостаточно, чтобы было так же круто, как поначалу.

В в контексте временной петли сюжет, который поначалу кажется чисто фановым, являясь, по сути, бульварным чтивом (не фильмом Тарантино, а тем, которым он при создании вдохновлялся), теряет свой задор и становится бульварным чтивом уже в плохом смысле.

Наконец, динамичный геймплейПостановкаМузыкаКонцепцияФановый сюжетВсе плюсы из-за этой самой концепции страдают из-за того, что приедаются
28 октября

28 октября 2025 Написал отзыв на BioShock Infinite: Burial at Sea - Episode Two
+2
Будьте любезны, купите меня

После прохождения первого эпизода 2K нас всех программирует на покупку второго, и вы не сможете не повиноваться. Метаиронично.

Оно того стоило. Дополнение примиряет фанатов и хейтеров Infinite. У первых есть козырь в рукаве, чтобы убедить вторых, что Кен Левин не предал верных обожателей оригинального BioShock. История изящно закрывает все вопросы, которые не могли не появиться у любого, кто прошел третью игру серии. А как вот..? А если так, то тогда..? И любые другие. Фан-сервис первого эпизода сменяется филигранными связями вселенных во всех смыслах этого слова в контексте разговора о серии BioShock. Воистину, великое дополнение. И да, мне все же сложно оценивать эпизоды отдельно по понятным причинам. Если меня будут спрашивать о том, каким должен быть аддон - то над ответом я думать даже и не буду.

Изящные нарративные решенияКстати, геймплей совершенно новый для серии!Не нашел
28 октября

28 октября 2025 Написал отзыв на BioShock Infinite: Burial at Sea - Episode One
+2
Оно живое!

Нет, заголовок не про то, что серия внезапно ожила или что-то в этом духе. А про то, что нам, наконец-то дали полноценно посмотреть на полный жизни Восторг (а не одним глазком в Bioshock 2). И вот лично это то, чего мне всегда не хватало для полноты картины мира! Играя в Infinite я так и мечтал о том, а как бы выглядел "живой" Восторг - получил ровно то, что хотел.

А что там с первым дополнением в целом? Да если честно, оно почти что полностью фокусируется именно что на фан-сервисе. Ну, геймплея мало, и он знаком именно что по тройке. Ничего такого, что в корни бы поменяло игровой процесс не случилось, поэтому микроскопические изменения не вижу смысла отмечать. А отметить кроме этого в принципе и нечего - хронометраж очень маленький, "пробежать" можно неспешно за пару часов.

Ну а сюжет подкидывает новые вопросы, ответы на которые слишком долго себя ждать не заставят, хотя концовка в лучших традициях любых клиффхенгеров оставит желание узнать, что ж там дальше-то?!

Самое обидное, что его решили раздробить. Вижу в этом, конечно, нарративный смысл, но все-таки, кажется, это решение больше продиктовано издателем, чтоб денег побольше срубить. Ведь пройдя первый эпизод - нельзя не поиграть во второй, ведь история незаконченная - что является единственным существенным минусом конкретно первого эпизода, если все-таки оценивать его отдельно от второго, что... сложно. 

В общем, если вам понравилась Infinite, но не играли в оригинал, то стоит сюда заглянуть, ведь это отличный мостик перед знакомством с великой первой игрой серии. Если вы не допрошли Infinte, то и соваться сюда не стоит от слова совсем. А вот если вы знакомы с первой игрой серии и вы прошли Infinite, то я вообще не понимаю, почему вы все еще читаете этот текст, если еще не играли в дополнения.

Возвращение в Восторг, еще и в "живой"Фан-сервисСюжетный поворот на местеПродолжительностьНезаконченность
28 октября




25 октября 2025 Написал отзыв на BioShock Infinite
+7
Спорный шедевр?

Восприятие триквела зависит от того, настолько вы большой фанат оригинала (сиквел в этой дискуссии можно игнорировать в виду вторичности). Ведь это разные игры.

Ну, начнем со слона в небе - радикально сменился сеттинг игры. На смену мёртвой и мрачной подводной утопии пришла утопия живая и яркая. Вернее, если Восторг мы не застаем в годы его величия, в попадаем в него, когда он уже превратился в антиутопию, то в этой игре мы наблюдаем за падением утопии. Это очень крутое изменение, которое лично мне куда как больше нравится - мы теперь непосредственно своими действиями влияем на состояние мира, а не приходим как сторонний наблюдатель на кладбище, где изучаем надгробия. В общем, тут чисто субъективное восприятие будет влиять на то, плюс это для вас - или нет. Так или иначе, оба мира объективно крутые с точки зрения дизайна. 

Самый спорный элемент игры - ее геймплей. Вот по сравнению с сиквелом, где никаких радикальных изменений не случилось, здесь всё-таки ощущение сильно поменялось. Причем, правда, скорее ощущение, потому что в целом геймплейный цикл ведь остался прежним - изучаешь локации да участвуешь в боях. Но дьявол кроется в деталях - из-за того, что игра стала чуть более стремительной с точки зрения повествования, разработчики решили отказаться от настолько уж сложных локаций, которые были в оригинале. Теперь бои почти всегда происходят в продуманных аренах, а потому элемент эксплоринга чуть пострадал - меньше стало закутков, в которые можно свой любопытный нос сунуть. Перевес в триквеле именно в сторону боевого геймплея, нежели в прошлых двух играх. 

И боевой геймплей мне кажется отличным. Не понимаю, почему некоторые считают его скучным. Прошел игру вот уже второй раз (спустя 12 лет после прохождения на выходе) и все так же ощущается весело, если использовать все предлагаемые возможности. А тут и вертикальность (спасибо крюку), и некоторые динамические изменения арены (спасибо способностям Элизабет), и в целом повышенная динамика.

Ну а теперь о сюжете. И, наконец, не аудиодневниками едиными (их и меньше стало теперь адекватное количество, а вместе с этим и информативность и полезность каждого отдельно взятого). И снова спасибо Элизабет. Теперь 99% процентов сюжета подаётся именно через диалоги с ней. Ну и здесь в принципе теперь куда больше именно что сюжета, ведь, как я уже писал, мы - активный участник событий. Не нужно собирать по крупицам, что ж произошло в Колумбии, как в Восторге. Все происходит на наших глазах. Нарративно это работает куда лучше на погружение. Соответственно, никаких проблем с темпоритмом и эмоциональной привязкой. 

Вот что можно стать минусом для любителей приключений в Восторге, так это философские подтексты, которых стало меньше. Голову теперь ломают сюжетные повороты в конце игры, а не рассуждения о природе индивидуализма или коллективизма и тому подобном. Нет, не поймите неправильно, игра не стала тупее. Просто теперь чтобы понять все глубинные смыслы, можно не штудировать Вики, изучая философские течения. Подумать все равно есть о чем, поверьте. Но да, стало чуть проще, зато доступнее для людей, которые спали на парах по философии в универе. 

А сама Элизабет? В нее невозможно не влюбиться, а оттого не проникнуться ее нелегкой судьбе и месту в этом мире. Ну или, точнее, мирах (спойлер, но минорный).

Теперь перед нами более понятный и доступный блокбастер с впечатляющими постановочными сценами, глубокими персонажами, нарративно привычным сюжетом, не лишённого твистов. И вот плохо ли это? Не думаю. Да, игра расставила акценты по-другому, из-за чего ощущается не как первые 2 игры. В этом её спорность. Но не зря в названии нет цифры 3. Почему тогда все еже BioShock? Поверьте, после прохождения, такого вопроса у вас не возникнет. Особенно если еще решите дополнения пройти...

Внятный нарратив с твистамиБодрый геймплей Аудиовизуальное оформлениеЛевел-дизайн (даже учитывая недостаток ниже)ПостановкаНе оригиналМенее глубокая философияЧеткое деление на арены с врагами
25 октября

25 октября 2025 Написал отзыв на BioShock 2
+2
Тот же Восторг, но с другого ракурса

Про непростое отношение к оригиналу я уже писал в отзыве о нём. И это отношение важно при формировании мнения о второй игре в серии.

Я представляю, что можно запустить сиквел, проигнорировав оригинал, и в целом не то чтобы ощущать себя некомфортно. Ведь сюжет достаточно обособлен. Но вот зачем это делать? Мне кажется, это станет не самой лучшей перспективой взгляда на игру.

В отличие от оригинала, у меня нет многолетней истории с сиквелом - в него я впервые поиграл в этом году, сразу после прохождения первого BioShock. Да и вообще почти ничего не знал про сиквел - о нем почти никогда не вспоминают, игра будто всеми забыта. И, спойлер, я могу понять почему.

Сначала разберемся с геймплеем. Его цикл остался абсолютно идентичен. Во главе угла все еще исследование локаций и умерщвление местного населения. И тут почти все так же, как и в оригинале - левел-дизайн шикарный. А вот как раз боёвка "почти" та же, с важным изменением. И нет, я не про бур большого папочки - это минорное изменение, которое слегка дополняет, но не меняет суть. А вот возможность одновременно использовать как оружие, так и плазмиды - вот что по-настоящему сделало боевую систему интереснее. Теперь с ней можно и поэкспериментировать, не ограничивая себя парой рабочих комбинаций на всю игру. В этой игре под конец мне не надоели встречи с врагами. За это большое спасибо разработчикам (они, кстати, сменились - Левин со своей командой параллельно корпел над триквелом). Так что геймплейно это прям улучшенная версия оригинала.

Сюжет хоть и, как я уже написал выше, самостоятельный - все же вытекает из оригинала. Как с точки зрения событий в мире Восторга, так и с точки зрения философии сюжета. Если в первой игре мы вникали в проблемы индивидуализма и всего связанного с ним, мы теперь получаем возможность посмотреть на ситуацию в Восторге с перспективы коллективизма. Это рождает интересную динамику философских рассуждений, которые становятся еще интереснее после прохождения обеих игр. Получается эдакий диалог как двух главных антагонистов - Эндрю Райана и Софии Лэмб, - так и двух игр в плоскости поднимаемых в них тем и смыслов. В этом очень интересно разбираться. 

Ну и последнее изменение в игре, по сравнению с оригиналом - выбор судьбы некоторых персонажей в игре. Насколько этот выбор важен? Да только на концовку и влияет. Геймплейно в паре мест это, конечно, повлияет, но крайне незначительно, чтобы это упоминать. 

Так почему же об игре все позабыли? Ответ прост - вторичность. Геймплейные изменения есть, даже одно важное, но не переворачивают общее впечатление. Мир уже не удивляет так, как в первый раз - ведь мы его уже довольно подробно изучили ещё в первое погружение. Игра больше работает как приятное дополнение к оригиналу, позволяющее расширить его восприятие, но мало предлагающее в целом, чтобы ощущалось как самостоятельное произведение. К тому же, здесь не будет настолько же искусного нарративного слома, которым так славится оригинал. Сюжет стал проще и примитивнее. Для фанатов оригинала - важное дополнение, для всех остальных - необязательная игра от слова совсем.

Гейм-дизайнЛевел-дизайн Исправление главного недостатка боевой системы оригиналаФилософский диалог идей оригинала и сиквелаВторичностьОтсутствие по-настоящему запоминающихся моментов
25 октября

5 дней назад
Добавил в «Буду играть» Gloomwood






16 сентября 2025 Оценил BioShock 2

16 сентября 2025
Отметил пройденной BioShock 2

8 сентября 2025
Добавил в «Буду играть» Blue Prince

1 сентября 2025
Добавил Deus Ex в Любимые игры

28 октября 2025 Написал отзыв на Unreal
+1
Лучше Half-Life?

Спустя время все с теплотой вспоминают мультиплеер серии, а оригинальную сюжетную игру разве что в контексте впечатлений от технологий. Разумеется, в таком разрезе создается впечатление, что эта игра имеет ценность чисто как музейный экспонат, в который незачем играть сегодня. Отчасти, разумеется, этот тезис существует оправдано, однако мало кто говорит о том, что вообще-то игра сама по себе хороша!

Понятное дело, что графика и технологии сегодня, мягко говоря, не впечатляют, однако и сегодня игра выглядит красиво, потому что арт-дизайн. Локации красиво отрисованы и разнообразны - и по высокотехнологичным космическим кораблям побегаем, и средневековой архитектурой полюбуемся, и в темных пещерах и коридорах попугаемся. Ну а дизайн Скааржей, главных противников, вроде бы такой простой, а с другой стороны - такой запоминающийся. В общем, игра и сегодня может порадовать глаз, да еще как!

Кстати о Скааржах - их искусственный интеллект делает их крайне опасными противниками, каждая стычка с которыми (а их тут немало) заставит попотеть так, или иначе. А при первой встрече так и вовсе закрепит их в памяти как одних из самых страшных противников за всю историю видеоигр. Да, в детстве в этот момент неиронично можно было выключить и никогда больше не включать игру. 

Тут можно обвинить меня в ностальгическом взгляде на игру. И это было бы справедливо, если бы я хоть раз в детстве осилил сюжетную компанию больше, чем наполовину. Поэтому нет, ностальгический флёр меня преследовал недолго. 

Хотя недолго - громко сказано, потому что игра длинная прям, и вот это можно смело записывать в минусы. Наверно, все же игра была бы еще лучше, не будь она ТАКОЙ большой. На прохождение можно убить больше 10 часов, а геймплей тут не сильно-то и разнообразный, поэтому если вы не любите шутеры, особенно старые, то скипайте смело - сомневаюсь, что при всех своих плюсах игра перевернет ваше представление о жанре. А вот тем, кто с жанром дружит...

Те по достоинству оценят местный арсенал, который будет отвечать за разнообразие. Описывать его подробно не буду, но упомяну, что у каждого ствола есть еще и альтернативный огонь, а боеприпасов прям в избытке не будет никогда, поэтому жонглировать пушками, а также решать в какой момент какую лучше использовать придется постоянно.

Так вот, о Half-Life. Да, мне лично нравится Unreal больше, но тут все-таки уже нельзя не сделать замечание о том, что это игра моего детства, а с творением Valve я познакомился уже значительно позже, в осознанном возрасте. И я так и не смог осилить игру Габена, мне становилось скучно. Да, постановка там куда круче, но кор-геймплей мне кажется намного веселее и разнообразнее в Unreal. С удовольствием готов подискутировать на тему!

Жаль, что сегодня об Unreal если и вспоминают, то как о великом мультиплеере образца Tournament, а не как о крутой синглплеерной компании, которая с перспективы лет может всерьез посоперничать с непререкаемым столпом в виде Half-Life. А какая в ней музыка...

Арт-дизайнИскусственный интеллект противниковРазнообразный арсеналНе самый тупой сюжет так-то!Интересные геймплейные ситуацииПродолжительностьПочти полное отсутствие постановкиБольшая часть сюжета в записках...
28 октября

28 октября 2025 Написал отзыв на Alan Wake's: American Nightmare
+1
Разрыв шаблона

Я изначально понимал, что меня ждет не прямое продолжение истории Алана в привычном понимании, а потому это важный нюанс, который нужно иметь в виду, когда будете читать текст ниже.

Ведь American Nightmare совершенно другая игра. Та же, но совсем другая, вот такой парадокс. Во-первых, это касается геймплея, который прямо как в меме про голубя - такой, но, сука, не такой. Добавить динамики и будет весело - думал при прохождении оригинала. Ну вот, пожалуйста - я оказался прав.

Сюжет логичным образом вытекает из той точки, в которой оказывается Алан в концовке оригинальной игры, но при этом совершенно не обязательный. Самостоятельное дополнение рассказывает автономную историю, которая канон и не канон одновременно... Да, парадоксальность эту игру не отпускает и в сюжетном отношении тоже. Только вот чтобы этот парадокс стал понятным, нужно пройти и оригинал, и это дополнение. 

Вот если с вышеуказанными доводами можно свыкнуться, и тогда перейти уже к сути дела, то первые пара-тройка для вас станут глотком свежего воздуха и фана, пока вы не узнаете, что находитесь в... петле. И вот это проблема. Потому что резко градус фана понижается, ведь теперь вас нужно будет посетить те же самые локации несколько раз прежде, чем вы увидите финальные титры. А вот изменений в залупе недостаточно, чтобы было так же круто, как поначалу.

В в контексте временной петли сюжет, который поначалу кажется чисто фановым, являясь, по сути, бульварным чтивом (не фильмом Тарантино, а тем, которым он при создании вдохновлялся), теряет свой задор и становится бульварным чтивом уже в плохом смысле.

Наконец, динамичный геймплейПостановкаМузыкаКонцепцияФановый сюжетВсе плюсы из-за этой самой концепции страдают из-за того, что приедаются
28 октября

28 октября 2025 Написал отзыв на BioShock Infinite: Burial at Sea - Episode Two
+2
Будьте любезны, купите меня

После прохождения первого эпизода 2K нас всех программирует на покупку второго, и вы не сможете не повиноваться. Метаиронично.

Оно того стоило. Дополнение примиряет фанатов и хейтеров Infinite. У первых есть козырь в рукаве, чтобы убедить вторых, что Кен Левин не предал верных обожателей оригинального BioShock. История изящно закрывает все вопросы, которые не могли не появиться у любого, кто прошел третью игру серии. А как вот..? А если так, то тогда..? И любые другие. Фан-сервис первого эпизода сменяется филигранными связями вселенных во всех смыслах этого слова в контексте разговора о серии BioShock. Воистину, великое дополнение. И да, мне все же сложно оценивать эпизоды отдельно по понятным причинам. Если меня будут спрашивать о том, каким должен быть аддон - то над ответом я думать даже и не буду.

Изящные нарративные решенияКстати, геймплей совершенно новый для серии!Не нашел
28 октября

28 октября 2025 Написал отзыв на BioShock Infinite: Burial at Sea - Episode One
+2
Оно живое!

Нет, заголовок не про то, что серия внезапно ожила или что-то в этом духе. А про то, что нам, наконец-то дали полноценно посмотреть на полный жизни Восторг (а не одним глазком в Bioshock 2). И вот лично это то, чего мне всегда не хватало для полноты картины мира! Играя в Infinite я так и мечтал о том, а как бы выглядел "живой" Восторг - получил ровно то, что хотел.

А что там с первым дополнением в целом? Да если честно, оно почти что полностью фокусируется именно что на фан-сервисе. Ну, геймплея мало, и он знаком именно что по тройке. Ничего такого, что в корни бы поменяло игровой процесс не случилось, поэтому микроскопические изменения не вижу смысла отмечать. А отметить кроме этого в принципе и нечего - хронометраж очень маленький, "пробежать" можно неспешно за пару часов.

Ну а сюжет подкидывает новые вопросы, ответы на которые слишком долго себя ждать не заставят, хотя концовка в лучших традициях любых клиффхенгеров оставит желание узнать, что ж там дальше-то?!

Самое обидное, что его решили раздробить. Вижу в этом, конечно, нарративный смысл, но все-таки, кажется, это решение больше продиктовано издателем, чтоб денег побольше срубить. Ведь пройдя первый эпизод - нельзя не поиграть во второй, ведь история незаконченная - что является единственным существенным минусом конкретно первого эпизода, если все-таки оценивать его отдельно от второго, что... сложно. 

В общем, если вам понравилась Infinite, но не играли в оригинал, то стоит сюда заглянуть, ведь это отличный мостик перед знакомством с великой первой игрой серии. Если вы не допрошли Infinte, то и соваться сюда не стоит от слова совсем. А вот если вы знакомы с первой игрой серии и вы прошли Infinite, то я вообще не понимаю, почему вы все еще читаете этот текст, если еще не играли в дополнения.

Возвращение в Восторг, еще и в "живой"Фан-сервисСюжетный поворот на местеПродолжительностьНезаконченность
28 октября

25 октября 2025 Написал отзыв на BioShock Infinite
+7
Спорный шедевр?

Восприятие триквела зависит от того, настолько вы большой фанат оригинала (сиквел в этой дискуссии можно игнорировать в виду вторичности). Ведь это разные игры.

Ну, начнем со слона в небе - радикально сменился сеттинг игры. На смену мёртвой и мрачной подводной утопии пришла утопия живая и яркая. Вернее, если Восторг мы не застаем в годы его величия, в попадаем в него, когда он уже превратился в антиутопию, то в этой игре мы наблюдаем за падением утопии. Это очень крутое изменение, которое лично мне куда как больше нравится - мы теперь непосредственно своими действиями влияем на состояние мира, а не приходим как сторонний наблюдатель на кладбище, где изучаем надгробия. В общем, тут чисто субъективное восприятие будет влиять на то, плюс это для вас - или нет. Так или иначе, оба мира объективно крутые с точки зрения дизайна. 

Самый спорный элемент игры - ее геймплей. Вот по сравнению с сиквелом, где никаких радикальных изменений не случилось, здесь всё-таки ощущение сильно поменялось. Причем, правда, скорее ощущение, потому что в целом геймплейный цикл ведь остался прежним - изучаешь локации да участвуешь в боях. Но дьявол кроется в деталях - из-за того, что игра стала чуть более стремительной с точки зрения повествования, разработчики решили отказаться от настолько уж сложных локаций, которые были в оригинале. Теперь бои почти всегда происходят в продуманных аренах, а потому элемент эксплоринга чуть пострадал - меньше стало закутков, в которые можно свой любопытный нос сунуть. Перевес в триквеле именно в сторону боевого геймплея, нежели в прошлых двух играх. 

И боевой геймплей мне кажется отличным. Не понимаю, почему некоторые считают его скучным. Прошел игру вот уже второй раз (спустя 12 лет после прохождения на выходе) и все так же ощущается весело, если использовать все предлагаемые возможности. А тут и вертикальность (спасибо крюку), и некоторые динамические изменения арены (спасибо способностям Элизабет), и в целом повышенная динамика.

Ну а теперь о сюжете. И, наконец, не аудиодневниками едиными (их и меньше стало теперь адекватное количество, а вместе с этим и информативность и полезность каждого отдельно взятого). И снова спасибо Элизабет. Теперь 99% процентов сюжета подаётся именно через диалоги с ней. Ну и здесь в принципе теперь куда больше именно что сюжета, ведь, как я уже писал, мы - активный участник событий. Не нужно собирать по крупицам, что ж произошло в Колумбии, как в Восторге. Все происходит на наших глазах. Нарративно это работает куда лучше на погружение. Соответственно, никаких проблем с темпоритмом и эмоциональной привязкой. 

Вот что можно стать минусом для любителей приключений в Восторге, так это философские подтексты, которых стало меньше. Голову теперь ломают сюжетные повороты в конце игры, а не рассуждения о природе индивидуализма или коллективизма и тому подобном. Нет, не поймите неправильно, игра не стала тупее. Просто теперь чтобы понять все глубинные смыслы, можно не штудировать Вики, изучая философские течения. Подумать все равно есть о чем, поверьте. Но да, стало чуть проще, зато доступнее для людей, которые спали на парах по философии в универе. 

А сама Элизабет? В нее невозможно не влюбиться, а оттого не проникнуться ее нелегкой судьбе и месту в этом мире. Ну или, точнее, мирах (спойлер, но минорный).

Теперь перед нами более понятный и доступный блокбастер с впечатляющими постановочными сценами, глубокими персонажами, нарративно привычным сюжетом, не лишённого твистов. И вот плохо ли это? Не думаю. Да, игра расставила акценты по-другому, из-за чего ощущается не как первые 2 игры. В этом её спорность. Но не зря в названии нет цифры 3. Почему тогда все еже BioShock? Поверьте, после прохождения, такого вопроса у вас не возникнет. Особенно если еще решите дополнения пройти...

Внятный нарратив с твистамиБодрый геймплей Аудиовизуальное оформлениеЛевел-дизайн (даже учитывая недостаток ниже)ПостановкаНе оригиналМенее глубокая философияЧеткое деление на арены с врагами
25 октября

25 октября 2025 Написал отзыв на BioShock 2
+2
Тот же Восторг, но с другого ракурса

Про непростое отношение к оригиналу я уже писал в отзыве о нём. И это отношение важно при формировании мнения о второй игре в серии.

Я представляю, что можно запустить сиквел, проигнорировав оригинал, и в целом не то чтобы ощущать себя некомфортно. Ведь сюжет достаточно обособлен. Но вот зачем это делать? Мне кажется, это станет не самой лучшей перспективой взгляда на игру.

В отличие от оригинала, у меня нет многолетней истории с сиквелом - в него я впервые поиграл в этом году, сразу после прохождения первого BioShock. Да и вообще почти ничего не знал про сиквел - о нем почти никогда не вспоминают, игра будто всеми забыта. И, спойлер, я могу понять почему.

Сначала разберемся с геймплеем. Его цикл остался абсолютно идентичен. Во главе угла все еще исследование локаций и умерщвление местного населения. И тут почти все так же, как и в оригинале - левел-дизайн шикарный. А вот как раз боёвка "почти" та же, с важным изменением. И нет, я не про бур большого папочки - это минорное изменение, которое слегка дополняет, но не меняет суть. А вот возможность одновременно использовать как оружие, так и плазмиды - вот что по-настоящему сделало боевую систему интереснее. Теперь с ней можно и поэкспериментировать, не ограничивая себя парой рабочих комбинаций на всю игру. В этой игре под конец мне не надоели встречи с врагами. За это большое спасибо разработчикам (они, кстати, сменились - Левин со своей командой параллельно корпел над триквелом). Так что геймплейно это прям улучшенная версия оригинала.

Сюжет хоть и, как я уже написал выше, самостоятельный - все же вытекает из оригинала. Как с точки зрения событий в мире Восторга, так и с точки зрения философии сюжета. Если в первой игре мы вникали в проблемы индивидуализма и всего связанного с ним, мы теперь получаем возможность посмотреть на ситуацию в Восторге с перспективы коллективизма. Это рождает интересную динамику философских рассуждений, которые становятся еще интереснее после прохождения обеих игр. Получается эдакий диалог как двух главных антагонистов - Эндрю Райана и Софии Лэмб, - так и двух игр в плоскости поднимаемых в них тем и смыслов. В этом очень интересно разбираться. 

Ну и последнее изменение в игре, по сравнению с оригиналом - выбор судьбы некоторых персонажей в игре. Насколько этот выбор важен? Да только на концовку и влияет. Геймплейно в паре мест это, конечно, повлияет, но крайне незначительно, чтобы это упоминать. 

Так почему же об игре все позабыли? Ответ прост - вторичность. Геймплейные изменения есть, даже одно важное, но не переворачивают общее впечатление. Мир уже не удивляет так, как в первый раз - ведь мы его уже довольно подробно изучили ещё в первое погружение. Игра больше работает как приятное дополнение к оригиналу, позволяющее расширить его восприятие, но мало предлагающее в целом, чтобы ощущалось как самостоятельное произведение. К тому же, здесь не будет настолько же искусного нарративного слома, которым так славится оригинал. Сюжет стал проще и примитивнее. Для фанатов оригинала - важное дополнение, для всех остальных - необязательная игра от слова совсем.

Гейм-дизайнЛевел-дизайн Исправление главного недостатка боевой системы оригиналаФилософский диалог идей оригинала и сиквелаВторичностьОтсутствие по-настоящему запоминающихся моментов
25 октября

25 октября 2025 Написал отзыв на BioShock
+4
С третьей попытки за почти два десятка лет осилил

Да, в первый раз я запустил и поиграл в игру плюс-минус на выходе (давайте сделаем скидку на то, что я был совсем мелким). И что-то не срослось - наверно, через призму возраста мне игра показалась... Скучной. Красивой, но скучной.

12 лет спустя, уже после выхода ремастера и прохождения Infinite решил всё-таки, уже в осознанном возрасте, дать классике второй шанс и... Задушился. Как оказалось, от финального боссфайта меня отделяла буквально одна дверь и загрузочный экран. Но это я узнал уже потом...

...когда спустя еще 5 лет не смог смириться с тем, что так и не добил легенду! К этому моменту я уже и всю серию Deus Ex с удовольствием (даже сраный Invisible War) прошел, Prey 2017 года. Ну, в общем, проникся иммерсив симами. 

Оказалось, что первое приключение в Восторге, лично для меня, в меньшей степени именно что иммерсив сим. Ну вот примерно настолько же, насколько и вышеупомянутый Invisible War. То есть, в ней нет такой уж глубокой системности, как в лучших представителях жанра. Скорее, есть лишь элементы этого самого иммерсив сима.

И у меня нет особых проблем с этим, однако я абсолютно могу понять прошлые версии себя самого, почему я не осилил игру тогда. 

Да, игра не так глубока, если относиться к ней как к иммерсив симу (заклинаю не делать так), но это более, чем компетентная игра, в которой каждая механика на своем месте и работает как надо. Правда, неудобство управления (ограничение в использовании либо оружия, либо плазмидов) вынудило меня использовать одну-две рабочие комбинации умерщвления местного населения, не особо-то и экспериментируя с боевой системой. Потому лично для меня ближе к концу любые встречи с врагами были уже в тягость.

Что же тогда заставило меня допройти в третий раз игру? Ну, не боевой системой единой. Эксплоринг локаций здесь почти эталонный - интересный левел-дизайн заставляет изучать каждый угол. И само по себе исследование уровней доставляет! А вот награда...

В 90% случаев ты находишь либо припасы, либо набредаешь на очередной кусочек лора. Изредка попадаются весомые апгрейды. Так, стоп, а чего это я лор отнёс к не очень интересной награде? Тут-то разговор нас заводит к самому главному, как мне кажется, в в игре - её миру.

Кен Левин со своей командой навсегда оставил Bioshock в истории именно благодаря тому, что за мир они тут выстроили. Аудиовизуально подкопаться не к чему - визуальный образы вышли далеко за пределы геймдева и укоренились в массовой культуре в целом, прямо-таки не побоюсь это сказать. Аудио-дизайн такой, что современные большие игры далеко не всегда могут достичь такого уровня проработки. Но лор... 

Он сам по себе интересный, интригующий, но подаётся почти полностью в аудиодневниках разной степени информативности. И проблема в количестве этих аудиодневников. Они везде. Их несуразное количество. Это ломает темпоритм игры - либо остановись и дослушай до конца, иначе скрипт собьёт запись. Либо открывай меню и слушай отдельно. Это и выбивает из погружения, и просто утомляет. В итоге легче потом пойти и почитать Вики по игре, уж простите. Так и картина более полная выстраивается - ведь собрать все разбросанные по уровням крупицы Лора - отдельная задача, вдруг что-то упустишь. Ну и слушать дневник во время нападения врагов - тут уж легко что-то упустить. А в игре очень много философии. Чтобы понять все глубинные смыслы недостаточно просто внимательно слушать иногда - знание разных философских веяний полезно знать. В общем, Вики ещё придется почитать не только по игре.

Ну и с сюжетом у меня так же личная беда - я понимаю и признаю его глубину (спасибо, Вики), но эмоционально вообще мимо, учитывая все вышеописанные проблемы выше. Получилось так, что сюжет и лор игры для меня существует как бы отдельно от геймплея - это и сказалось на общем впечатлении от игры в целом.

По итогу хочется сказать, что я не зря давал игре целых 3 шанса на протяжении большого количества лет. Я получил неподдельное удовольствие от процесса, даже если зачастую награда меня не удовлетворяла.

Это абсолютно великое художественное произведение, с которым нужно ознакомиться каждому - нарративные решения восхищают до сих пор, даже если эмоционально не попадают, а поднимаемые темы и вложенные смыслы не могут не вызвать желание отрефлексировать их или обсудить с кем-нибудь. Ну и визуально... Это полный восторг. Такие игры не стареют.

Гейм-дизайнЛевел-дизайнАудиовизуальное оформлениеФилософия сюжета и лораПодача Лора в вездесущих аудиодневникахОграничивающая стремление к экспериментам в боях условность управления
25 октября