Итак, мой марафон по игровой серии SH подходит к концу. В этой вселенной ещё есть, что охватить — та же Shattered Memories, или Play Novel, но это позже. Пока подведу итог на последней значимой игре в серии, SH Downpour. Если кратко: мне действительно жаль, что Vatra Games обанкротилась, едва выпустив эту игру. Потому что, со времён SH4, никто лучше них не ухватил суть серии.
Начинается Downpour... нестандартно. Мы не писатель и не вдовец, приехавший в глушь по случайности — под управление игрока попадает заключённый тюрьмы, Мерфи Пендлтон, занятый жестоким избиением другого заключённого, которое оканчивается... интригой.
В отличии от оригинальных игр, наращивавших темп происходящей хтони постепенно, Downpour, первые несколько часов, активно развешивает повсюду заряженные ружья: знакомит игрока с персонажами, даёт раскрытие Мерфи (причём даёт его в руки нам — на этом завязана система «кармы»). В целом, как и в Silent Hill 4, человеку за экраном придётся немного поиграть в детектива, собирая записи из жизни героя и сводя их в единый таймлайн случившегося. И немалую роль в этом играет сам Сайлент Хилл.
Знаете, мне обидно за Сайлент Хилл. Не за серию, а за локацию — я видел много претензий фанатов к тому, что «новые игры плохие, ведь в них убрали город», но настолько ли он был нужен этой серии?
Я люблю город в первом Silent Hill. Да, он абсолютно пустой, и нужен лишь для сбора припасов, но, по своему, это место живёт: по нему можно прогуляться, подметить магазинчики и кафе, пофантазировать на тему того, как здесь жили люди и каков был их досуг. Из-за чего, играя в последующие части, город меня лишь огорчал — начиная с сиквела, это место стало просто скоплением коробок, без собственной индивидуальности и истории. Поэтому меня очень радует то, что в ремейке они расширят исследование локаций.
А Downpour, для меня, в плане проработки города, стоит едва ли не впереди остальной серии — этот город снова живёт, а теперь он ещё и заполнен своими историями.
Поначалу это даже раздражает: игрока выкидывают на улицы города, не давая никаких инструкций, повсюду снуют монстры, а ливень над головой усиливается, вселяя чувство паники. Это геймплейная механика — чем дольше игрок на открытом воздухе, тем сильнее дождь, и тем злее становятся враги.
Но, чем дальше ты идёшь, тем сильнее начинаешь «приживаться»: находить потайные пути, обращать внимание на мелкие детали быта, обнаруживать дополнительные задания. Последние искать особенно приятно — по всему городу разбросано порядка дюжины дополнительных квестов, каждый из которых раскрывает свою, никак не связанную с Мерфи историю. В других играх серии это могло бы показаться лишним, однако Пендлтон, в отличии от прочих протагонистов, преследует максимально абстрактную задачу, и ему торопиться особо некуда.
Но, в этой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Даже две — боевая система и исследование мира.
Боевая система никогда не была сильной стороной серии. Даже в лучших частях её можно было назвать, максимум, сносной: неуклюжий герой, вёрткие враги, неудобное оружие. Перейдя на запад, серия и вовсе ударилась в эксперименты — Homecoming добавил в неё армейское прошлое протагониста, а Origins позволил забить всё живое подножным хламом.
Downpour же решил скрестить всё... плохое, что вообще было до этого. От Origins игре досталась возможность подбирать оружие, но сильно урезанная: Мерфи, в отличии от злого дальнобойщика, не может убить врага голыми руками, лишь оглушить, поэтому ему жизненно нужна верная палка, которая треснет через 5 ударов по чужой черепушке, оставляя того беззащитным — ведь, в отличии от Грейди, Пендлтон не может таскать в кармане больше двух единиц оружия!
Это не такая смертельная проблема, не подумайте: хлам здесь лежит на каждом шагу, хоть отбиваться стулом довольно неудобно. Проблема в том, что от пятой части игра взяла возможность «вскрывать» некоторые проходы при помощи определённых инструментов. Например, чтобы опустить пожарную лестницу, нужен багор — и будет очень грустно, если вы только что разбили его о вражью голову, ведь поблизости второй может и не лежать. К счастью, касается это, почти всегда, дополнительных ходов, т.к. рядом с сюжетными оружие лежит.
От оригинальной квадрологии игра позаимствовала самих врагов, и это... разом и нормальная, и худшая часть игры.
С одной стороны, каждый подвид в игре уникален, обладая своими повадками и тактикой. С другой — игра сильно заточена под схватки «1 на 1», но сделаны они здесь довольно паршиво. Герой умеет бить, сильно бить, и блокировать. На крайний случай может выхватить огнестрел, но уронит холодное оружие, поэтому надо думать, когда оно того стоит. Враги же умеют оглушать, упрыгивать под потолок, наносить цепочки до 5 ударов, блокировать твои атаки, да ещё и знают тайную технику кривых хитбоксов, из-за которых прямое попадание топором не только их не задамажит, но даже не остановит!
И это грустно: явно видно, что создатели косили в сторону Dead Space, делая разные стойки для героя, в зависимости от его здоровья, прорабатывая разное оружие и вообще убирая интерфейс, чтобы схватки казались максимально приближенными к реальности. А игрок, плюнув на кривую механику, спустя половину игры будет просто всех пробегать, чтобы аптечки не тратить.
Ладно, выговорился. Разве что добавлю, что в настройках можно включить подсвечивание предметов на локациях. Советую включить, сильно поможет.
Напоследок, хотелось бы похвалить местного сценариста, Тома Вальтса. Придя в серию, как автор комиксов, он помог в формировании новой концепции Тихого Холма, и за это ему спасибо — хотя бы потому, что, в отличии от прошлых частей, здесь кошмары протагониста являются слиянием сразу нескольких личностей, сплетённых между. Поймёте если прочтёте комикс, написанный к игре, также под авторством Вальтса.
Ещё игра порадовала музыкой — Дэниел Лихт, которого я знал по Dishonored, выдал действительно американский OST, но не без уважения к классике: тут и там, по радио играют треки из оригинальных игр. И это при том, что Downpour не старается подражать им, нарочно переместив действие в другой, ранее скрытый район города.
Надеюсь, что наследие Vatra Games не обойдёт стороной создателей новых игр серии: несмотря на все свои недочёты, это точно четвёртое место в моём топ-3 игр по Silent Hill.