Всем привет!
Кто есть герой? Многие (я надеюсь, потому что иначе моя фраза потеряет смысл =3) скажут, что герой — тот, кто творит добро. И, конечно, они будут правы. Вот, только такое определение подходит скорее эдакому сферическому герою в вакууме, существующему в идеальных условиях, а как мы с вами знаем, идеальных условий не бывает. Вот и получается, что у каждого героя есть свои особенности, свои заморочки и тараканы в голове, свои движущие мотивы, из чего следует, что ни один герой не похож на другого. Однако и тут есть одно «но»! Ведь, как сказал кто-то шибко умный: «Все уже придумано до нас». Поэтому, как бы ни старались сценаристы сделать главного героя (да и не только главного) уникальным, удается им это крайне редко. Глядя на персонажей из разных игр, за которых нам довелось играть за все эти годы, мы можем без особых проблем прослеживать шаблоны, по которым они создаются. И именно этим я и решил попробовать заняться.
Перед вами — энциклопедия героев.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Латынь не знаю, возможны косяки. Знающие люди, пишите в комментах, если увидите что-то совсем вырвиглазное.
ГЕРОЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ (HEROS VULGARIS)
Фактически, тот самый сферический герой в вакууме, по сложности характера редко превосходящий третьего непися слева. Творит добро направо и налево просто потому что. Ведь, собственно, почему бы и нет? Он же может! И это будет правильное, богоугодное времяпрепровождение. Вот так в идеальном мире и становятся героями.
От идеалов добра и справедливости не отступит никогда, даже если это будет грозить ему окончанием геройской карьеры по причине скоропостижной смерти (это свойственно всем НАСТОЯЩИМ ГЕРОЯМ *на фоне играет пафосная музыка*).
Примечателен этот вид тем, что будучи некогда одним из самых многочисленных (когда сказки придумывали, над характером бравых рыцарей и богатырей особо не заморачивались), ныне находится на грани вымирания. А все потому, что мотивация: «твори добро, ради добра» — уже не в почете. Однако же иногда авторам удается создавать выделяющиеся образы, не выходящие за рамки этого типажа.
Представители: Супермен (Superman), различные рыцари и паладины (тысячи их).
ГЕРОЙ СЛУЧАЙНЫЙ (HEROS FORTUITUS)
Тип героев, люто, бешено любимый рисователями комиксов и прочей манги. Обычный японский школьник/студент/любойдругойнеудачник/вставьсюдасвоеимя в свете некоторых неожиданных событий получает суперсилы/суперкостюм/мегаубервундервафлю, после чего новоиспеченный Геракл учится всем этим управлять и попутно совершает различной значимости подвиги.
Есть также и другой вариант появления такого героя на свет: вокруг него начинает твориться тотальный (реже — локальный) звездец и ему не остается ничего другого, кроме как взяться за оружие и начать нести мир и благополучие в массы (хотя поначалу он будет стараться просто выжить, но мы то знаем, к чему это приведет).
Данная вариация смотрится несколько более привлекательно, потому что в этом случае герой зачастую никаких сверхспособностей не обретает, в связи с чем возникает чувство сопереживания, ибо такой герой куда как гораздо более легко убиваем, нежели всякие Спайдермены.
Этот вид героев так любим многими за то, что позволяет игроку ассоциировать себя с персонажем (ведь ты же тоже такой же неудачник, как и он, правда?.. Ну, пожалуйста, скажи, что я не один такой!) и верить. Верить, что когда-нибудь и ему улыбнется Фортуна и ниспошлет на него свое благословение, разом решающее все его проблемы.
Представители: Червяк Джим (Earthworm Jim), Гордон Фримен (Half-Life), Дэлсин Роу (inFamous: Second Son).
ГЕРОЙ БЕСПЕЧНЫЙ (HEROS INDILIGENTIUS)
Также известен как герой авантюристический (heros fortunaes).
Герои, добрые дела для которых зачастую являются не целью, а следствием. Все потому, что главное для них — найти приключений на свою непоседливую задницу, а дальше — хоть трава не расти.
Будучи в душе детьми, зла не приемлют, потому и придерживаются идеологически правильной позиции, всячески стараясь его (зло) забороть. Причем забороть надо не абы как, а как можно эффектнее, чтобы все восхитились и оценили. Это и является их главным недостатком, потому как в путешествиях о последствиях своих действий они не задумываются, что нередко может довольно сильно аукнуться тем, кто ненароком оказался втянут в эти события.
В большинстве своем эти герои обладают загнанной в потолок характеристикой харизмы, отчего их любят 90% встречного населения, спуская им многое с рук, чем те невозбранно пользуются.
Представители: Доктор (таки да, он — в первую очередь), Данте (Devil May Cry), Бард (Bard's Tale (2004)).
ГЕРОЙ ОБМАНУТЫЙ (HEROS MENTITUR)
Вид героев, всегда движимый добрыми побуждениями, но, в виду собственной невероятной тупости наивности или неосведомленности, прилагающий усилия в неправильном направлении. Нередко вызывает очень сильное желание взять и… объяснить, что он делает не так. Но это всё больше в мультфильмах, в играх такой типаж встречается только в детских, что радует.
В нашей с вами среде обитания распространен другой вариант: доблестный герой может действовать в угоду чужим темным замыслам не из-за собственной легковерности, а из-за поистине хитроумной сети интриг, в которую ему ненароком доведется попасть. Причем в этом случае даже игроку страшная правда раскроется исключительно ближе к концу приключения, ибо ничто не будет указывать на то, что сии действительно богоугодные деяния, что он совершал на протяжении всей игры, в итоге приведут к чему-то гораздо более худшему, нежели то, с чем он боролся, что вызовет у оного неиллюзорный разрыв шаблона.
Представители: Габриэль Бельмонт (Castlevania: Lords of Shadow), Джек Райан (BioShock)
ГЕРОЙ ИНФЕРНАЛЬНЫЙ (HEROS INFERNUS)
Живой пример того, что не элайнмент определяет персонажа, а персонаж — элайнмент. Являясь, по сути своей, порождением тьмы, зла и прочих интересных сущностей (именно порождением, он чудовище в силу своей природы), он вступает в противоборство со своим естеством и доказывает всему миру, и себе в первую очередь, что расизм — это неправильно, и что происхождение не влияет на свободу выбора собственного пути.
Существует также не менее известный подвид — герой проклятый (heros exsecratus), когда по чьему-то злому умыслу или же просто по случайности, героя меняет некая тёмная сила, после чего человеком он уже не является. После этого у него остается на выбор два пути: перейти в стан идеологического врага или же вступить в противоборство со злом, поселившимся в душе и попытаться если не избавиться от него, то хотя бы его обуздать. Второй путь, к сожалению, как более сложный, выбирают редко.
У таких героев возможен рецидив, в виде перехода на темную сторону силы, но как правило он довольно краткосрочен.
Представители: Сареф (Dark Messiah of Might and Magic), Рейн (BloodRayne). Проклятые: Кейн (Blood Omen: Legacy of Kain), Принц (Prince of Persia: The Two Thrones), Дракула (Castlevania: Lords of Shadow 2)
ГЕРОЙ НЕОСОЗНАННЫЙ (HEROS IGNOTUM)
Героем, как таковым, себя не считает и тому может способствовать довольно таки широкий спектр причин, начиная от неких нелицеприятных и неоправданных на его взгляд действий (часто напрямую связанных с избранным им родом деятельности), которые он совершил когда-то в своей незавидной жизни (не стоит, кстати, из-за этого путать этот вид героев с героем раскаивающимся, о котором речь пойдет ниже), и заканчивая преуменьшением собственной значимости.
Как итог, мы можем иметь дело либо с мрачным одиночкой, который чуть ли не ненавидит себя и свою жизнь, но продолжает бороться за правое дело, потому что больше некому, либо с забавным добряком, шутя сворачивающим горы и утверждающим, что на его месте это сделал бы каждый.
Представители: Эдди Риггс (Brütal Legend), Солид Снейк (Metal Gear Solid), Геральт из Ривии (The Witcher).
ГЕРОЙ СЛОМЛЕННЫЙ (HEROS CURTIUS)
Представители днища геройского мира: алкаши, наркоманы, сумасшедшие и прочие бездомные. Обладатели крайне душещипательной предыстории, которая в большинстве случает включает в себя потерю близкого человека или всей семьи разом.
В боевую обойму возвращаются не по собственной воле. Их либо пытается вернуть на путь истинный начальство и «сопереживающее» государство, подбадривая опустившегося бойца словами типа «ты сможешь», «мы в тебя верим» и «кроме тебя, это никому не под силу», либо события сами просто и неожиданно начинают нестись вскачь, заставляя героя, живущего в собственном мирке, полном боли и саможаления, окончательно потерять связь с реальностью и сойти с ума взять себя в руки и вспомнить былые навыки.
Людям романтичным, любящим, чтобы все у всех в итоге было хорошо, следует иметь в виду, что у подобных героев хорошо уже ничего не будет (именно у героев. Свою миссию они, как правило, завершают успешно). Такие дела.
Представители: Алиса (American McGee’s Alice), Уильям Картер (The Bureau: XCOM Declassified), Макс Пейн (Max Payne), Итан Томас (Condemned 2).
ГЕРОЙ РАСКАИВАЮЩИЙСЯ (HEROS PAENITENTIUS)
Крайне интересный класс героев, который уже вскользь упоминался выше. Интересен в первую очередь своим довольно ярким и бурным прошлым, постепенно открывающимся все новыми гранями, по мере развития сюжета.
Будучи когда-то давно далеко не херувимом, герой раскаивающийся натворил столько всего, что некоторые и несколько смертных казней посчитали бы недостаточным наказанием (правда, не всегда все с его прошлым настолько плохо), однако позже он переосмыслил свою жизнь и теперь стремится её изменить, делом доказывая, что фраза: «каждый имеет право на второй шанс» — имеет смысл.
Переосмыслению может поспособствовать и некое значимое событие, в котором ему довелось поучаствовать, которое во всей красе показало ему его самого, что поразило его до глубины тогда еще темной души, и банальный возраст, который изредка приводит с собой и мудрость.
Но это не единственный способ появления подобного героя на свет. Возможен ещё и такой вариант: не плохой, в общем-то, человек, ненароком совершил какую-то глупость, приведшую к смерти N-го количества людей, после чего он и старается всячески искупить вину, не щадя живота своего.
Представители: Морс Вестфорд (Game of Thrones), Бигби Вулф (The Wolf Among Us), Рэй МакКол (Call of Juarez)
ГЕРОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (HEROS PERITUS)
Довольно таки распространенный и по сей день вид героев. Внешне представляет из себя могучую кучу мышц, законопаченную в броню по самые ресницы. Хотя имеет место быть и отличный от самоходного шкафа вариант — ловкий, тихий и незаметный стелс-пихот.
Он большинства остальных героев отличается тем, что он — тренированный боец, сам избравший свою судьбу, поэтому в том, что он оказался втянут в круговерть событий, подвергающую смертельной опасности его брутальную тушку, ему винить некого, кроме самого себя. Да он и не винит.
Будучи истинным арийцем воином, он стойко переносит все свалившиеся на него тяготы и лишения воинской службы, и с суровым лицом продолжает нести в мир доброе и вечное, причиняя добро и нанося справедливость!
Представители: Сэм Фишер (Tom Clancy's Splinter Cell), Космический пехотинец (DOOM), Мастер Чиф (Halo), Капитан Тит (Warhammer 40000: Space Marine).
ГЕРОЙ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННЫЙ (HEROS PRAEDESTINATIONIS)
Достаточно редкий в наше время вид. Его представителей никто никогда не спрашивал, хотят ли они вообще быть героями, все уже давно решили за них различные пророки, надиктовавшие в пьяном угаре великое ПРОРОЧЕСТВО (да-да, именно так, жирным капсом — мелкие пророчества НАСТОЯЩИМ ГЕРОЯМ не подходят). Вот и приходится бедолагам из шкуры вон лезть, дабы оправдать возложенные на них надежды и не преставиться в процессе. И это им, как правило, отлично удается.
Поначалу во все эти пророчества и предназначения не верят, за что их трудно винить, но в процессе развития себя проникаются этой идей, попутно обрастая массой положительных качеств, проявляя задатки лидера и начиная пафосно превозмогать. В общем, становятся гражданами с крайне активной жизненной позицией.
Представители: Нео (The Matrix: Path of Neo), Эйприл Райан (The Longest Journey), Гарри Поттер (Harry Potter and something)
ГЕРОЙ НЕЖЕЛАЮЩИЙ (HEROS INGRATUS)
Довольно забавный вид героев. Его представители от всех остальных отличаются тем, что героями они быть не хотят, им это даром не надо. Единственное, что их заботит — это сохранность их собственной шкурки и личные интересы. Подвиги? Оставьте это идиотам с отсутствующим инстинктом самосохранения!
Но, к глубокому разочарованию таких личностей, вселенная, обладая довольно таки паскудным чувством юмора, с таким положением дел в корне не согласна и постоянно подтасовывает события таким образом, что бедолаги вечно оказываются в центре событий и им не остается ничего иного, кроме как с криком «Твою ж мать!» бросаться в очередное пекло и спасать положение, потому как иначе их драгоценная шкурка потеряет свою такую прекрасную целостность.
Представители: Ринсвинд (серия книг «Плоский мир», Discworld), Гаррет (Thief) Кайафас Каин (серия книг «Комиссар Каин»).
Первооткрыватель: Iskrit
На этом и заканчивается наш геройский бестиарий, в котором мы по полочкам разложили всех представителей этого славного вида.
Возможно, что у некоторых из вас во время прочтения этого блога возникало чувство дежавю. Готов поспорить, что это люди, которые, как и я в свое время, с удовольствием (ну, или без оного) читали покойный ныне журнал ЛКИ (Лучшие Компьютерные Игры). Именно там можно найти прекрасную статью «Энциклопедия злодеев», за авторством Ричарда Псмита (Андрей Ленский, пусть земля ему будет пухом) и Тимура Хорева, которая и послужила вдохновляющим толчком для написания этого топика. Ниже приложены сканы этой статьи: кто не читал — прочитайте, так как без неё свою энциклопедию я считаю неполной, кто читал — перечитайте, ибо она того стоит.
P.S. Спасибо Павлу Кондратенко за редактуру. Хотя я согласился далеко не со всеми его правками, его труд нельзя недооценить ^_^
P.S.S. А также небольшое, но все-таки мерси RUGAMER'у за то, что он не такая ленивая задница, как я =3
Лучшие комментарии
С 7 косарем:3В отрыв от Месси уходишь)
А нет, стоп, это же НАСТЯ, ну панятна
Ну не люблю я, когда так обобщаютНе греби всех под одну гребёнку.