26 сентября 2022 26.09.22 12 9297

Приблизительно ВСЕ о стратегиях

+61
Лучший блог недели
2000 ₽

Предисловие

Стратегии… Прекрасный жанр, хоть я больше люблю шутеры и RPG. Однако, что  Civilization 5, что  Tropico 5,  Stellaris,  Cities: Skyline,  Crusader Kings 3 - прекрасные игры, в которые я наиграл не одну сотню часов.

И выразить свою любовь к этим играм, я решил через блог, изучив и рассказав о стратегиях, все что смогу. Параллельно вызывая желание притронуться к жанру как новичкам-геймерам, так и заядлым задротам, которые обходили множество потрясающих игр стороной.

Давным-давно...

Все началось примерно более двух тысяч лет назад… В Древней Индии, где была придумана игра Чатура́нга, являющаяся прародителем остальных игр, использующих деревянную доску. Присутствовало пять фигур: Раджа (король), советник (ферзь), слон, конь (ладья), пешка. Все они передвигались примерно по тем же правилам, что и в современных шахматах на доске 8x8 клеток. Победа достигалась полным уничтожением фигур противника. Игру почти сразу назвали азартной, однако со временем признали ее стратегическую составляющую, и многие полководцы начали активно тренировать на ней тактику ведения боя.

Примерно в 1030 году до н.э. игра была распространена в государствах Ближнего Востока, где историк Бируни в своих трудах описал версию для четырех игроков.

Но в середине седьмого века арабы завоевали Ближний восток, после чего переработали правила и назвали игру «Шатрандж». Появились новые фигуры и немного изменены правила, так победа могла быть достигнута без полного уничтожения вражеских фигур, было достаточно поставить мат королю.

Ближе к середине пятнадцатого века шахматы приобрели современную форму и название, которые мы знаем до сих пор. А в девятнадцатом веке стали признаны международным видом спорта, после чего начали формироваться команды и профессиональные игроки, они же гроссмейстеры.

Стоит так же упомянуть, что Чатура́нга распространилась и на Восток. Где появились свои собственные версии шахмат: Сянци (Китай), Чанги (Корея), Макрук (Тайланд) и Сёги (Япония) . Все эти игры невероятно популярны у себя на родине, где проходят собственные турниры.

Не стоит забывать про Шашки, появившиеся приблизительно в третьем веке н.э. и быстро завоевавших популярность по всей Европе.

И шахматы, и шашки, и другие игры, использующие деревянную доску будут в будущем перенесены в видеоигровой формат. Но первыми удостоятся чести шахматы.

Так же, в двадцатом веке начинается активное развитие настольных игр, которые, грубо говоря, произошли от игр, использующих доску. Например, в 1934 году появляется игра Монополия, первая широко известная экономическая стратегия. А в 1957 году во Франции режиссер Альбер Ламоросси изобретает игру Риск, которая станет основой для многих ранних видеоигровых стратегий. И немного забегая вперед, упомяну Magic: The Gathering Ричарда Гарфилда, выпущенную в 1993 году, совместившая карточную и настольную игру, основав новый поджанр – Коллекционная карточная игра (ККИ). Их так же называют карточными стратегиями.

Компьютеризация шахмат

Первые компьютерные шахматы появились приблизительно в 1769 году. «Механический турок» был сделан специально для королевы Марии-Терезии. Внутри него сидел профессиональный игрок, который отвечал за все ходы «Турка».

Выглядело это довольно странно. Но как факт существования такой машины - это впечатляет
Выглядело это довольно странно. Но как факт существования такой машины - это впечатляет

Позже, в 1951 году Алан Тьюринг написал алгоритм Turochamp, она же «Бумажная машина Тьюринга». Человеку приходилось делать ход около получаса, а сам алгоритм был условный. Из-за отсутствия доступа к ЭВМ, алгоритм был проверен только один раз, коллега Тьюринга с легкостью выиграл у машины партию.

Только год спустя в ядерной лаборатории Лос-Аламоса была сделана шахматная игра 6x6, без фигуры слона. Она проиграла профессиональным игрокам, но выигрывала у новичков.

В 1957 году была сделана полноценная версия шахмат 8x8 со всеми фигурами.

Следующими шагами все последующие годы стало развитие и улучшение компьютерного интеллекта. Самым известным событием можно назвать февраль 1996 года, когда действующий чемпион мира Гарри Каспаров выиграл суперкомпьютер Deep Blue со счётом 4-2. Матч показал, что «Искусственный интеллект» может победить мирового гроссмейстера. Что и случилось в следующем году, когда Каспаров проиграл Deep Blue со счетом: 2 победы, 3 ничьих, 1 поражение. И как чемпион мира не настаивал на реванше, компания IBM посчитали миссию выполненной, отказываясь от предложения гроссмейстера.

Я думал, раз машина, которая так сильно провела всю партию, уверенно делает ход, значит, она видит, что вечный шах черные объявить не могут. И не стал проверять. А ничья там была! Вот у меня и возникло подозрение: больно уж некомпьютерная ошибка. Элементарный человеческий зевок

Каспаров в интервью «Коммерсанту» после матча

Ну что там по видеоиграм!?

Нужно понимать, как минимум, одну важную вещь – стратегии могут делиться на поджанры, которые переплетаются между собой. Например, великая и ужасная SimCity включает в себя и градостроительный и экономический симулятор, и строительство с управлением. Поэтому называть определенную игру первой в поджанре, довольно сложно.

Как я уже… Говорил? Писал. Первыми стратегиями в видеоигровом формате можно назвать шахматы, которые были просто шахматами.

Лишь в 1972 году на консоль Magnavox Odyssey вышла игра Invasion, являющейся адаптацией настольной игры Риск.

Игровой процесс был как в обычной настольной игре. Два или более игроков сидели на диване за столом с игрой, и играли в нее как в обычную настолку. А на экране телевизора игроки самостоятельно проводили бои из игры. Выглядело это все костыльно и медленно. Если отбросить часть с консолью, то это была бы просто настольная игра. Однако она дала толчок для разработки новых попыток создания стратегических видеоигр.

 

Тут хорошо показан геймплей

Но если уходить в совсем дебри прошлого, то можно найти первый градостроительный симулятор – Hamurabi, написанный на FOCAL в 1963 году, и являвшийся текстовой игрой, вдохновившая в будущем первые Civilization и SimCity.

Понятно, что нихрена не понятно. Надо учить английский
Понятно, что нихрена не понятно. Надо учить английский

В 1977 году вышла игра Empire, разработанная для PDP-10. Цель игры состояла в том, чтобы победить двух или одного компьютерного соперника, при помощи армии, делившийся на пехоту, танки, истребители и корабли. Производить юнитов могли захваченные города. Игра Уолтера Брайта могла бы получить развитие, но из-за череды событий получать доход от игры он смог только в 1983 году. А сиквел вышел довольно поздно, в 1995 году.

Следующим важным событием стала адаптация настолки Bismarck. Computer Bismarck 1980 года на Apple II от Strategic Simulations, Inc, стала первой полноценной пошаговой стратегией-варгеймом. Были заложены такие основы как: характеристика юнитов, обустройство баз, отдача приказов за один ход. Игрок противостоял компьютеру, кто наберет больше очков, тот и победил. Игра стала пошаговой из-за технических ограничений, однако это не помешало получить большую прибыль и хорошие отзывы. Жанр начал постепенно формироваться.

Eastern Front (1941) Криса Кроуфорда вышла в 1981 году под издательством Atari и сразу задала новую планку качества в стратегиях. Появились счет течения времени, создание собственных сценариев, смена времен года и погоды, более глубокий менеджмент, тактика боя и плавный скролинг карты. Так, из-за особенности местности и времени года, у разного типа войск появлялись свои преимущества и недостатки, а также мораль и снабжение. В игре, управляя Третьим рейхом надо было захватить СССР во время операции «Барбаросса». Необходимо было набрать 255 очков и захватить как можно больше городов. Стратегия оказалась довольно хардкорной из-за довольно продвинутого искусственного интеллекта для своего времени. Проект получил высокие оценки и добротные продажи.

В том же году появился первый «симулятор бога» - Utopia, развивая все идеи предшественниц, обзаведясь режимом для двух игроков. Противники соревновались по очкам, кто лучше обустроит остров для проживания людей. Присутствовали возможность восстания, погодные эффекты и напакостить другому игроку.

Andromeda Conquest вышла спустя год и ее можно назвать полноценной 4х стратегией. Игрок колонизировал планеты, управлял экономикой и вел войну против искусственного интеллекта или трех других игроков. Ход делился на три фазы: распределение ресурсов, формирование космического флота и раздача команд флоту. Цель игры – захватить 10 звездных систем быстрее остальных.

Годом позднее появилась Geopolitique 1990. В ней, играя за США, надо было победить СССР при помощи армии, агентурной сети и других стран. Пресса и игроки полюбили проект за вариативность, хоть всех и разочаровало отсутствия игры за СССР и версии для двух игроков.

В этом же 1983 году Strategic Studies Group выпустила Reach for the Stars, вдохновленная настольной игрой Stellar Conquest. Цель игры – строительство собственной космической империи. На старте игроку принадлежит одна планета. В ходе игры можно инвестировать ресурсы в развитие технологий, кораблей и окружающей среды. Присутствовала постройка кораблей для разведывания новых планет, колонизации и ведения боевых действий. Сам процесс пошаговый. Можно было играть против компьютера и других игроков.

Многие журналисты называют именно Reach for the Stars первой 4х стратегией, т.к. Andromeda Conquest слишком примитивна и называть ее таковой можно лишь формально.

В 1985 выпустилась Balance of Power, ставшая логичным развитием идей Geopolitique 1990. Появилась возможность игры за СССР, играть против человека, больше глубины и вариативности.  Да и визуально игра была намного привлекательнее.

В это же время в Японии на Famicom, Amiga и MSX вышла первая часть серии Romance of the Three Kingdoms про средневековый Китай. Она интересна лишь тем, что помимо красивой графики имела персональные черты правителя.

Три года спустя Target Games выпускает на свет Laser Squad. Она же прародительница X-COM: UFO Defense и первая пошаговая тактическая игра, в которой мы управляем отрядом бойцов на карте, с целью уничтожения противника.

В 1989 году Maxis разработала SimCity – первую полноценную проработанную градостроительную стратегию, которая вдохновила Сида Мейра на Railroad Tycoon и Civilization. Писать об этой игре кратко, будет оскорбительно. Все, что нужно знать - она задала стандарты, которые разработчики используют и по сей день.

Спустя год EA издала Imperium. Цель - доминирование в галактике или дожить до 1000 лет. В геймплее было все, что было в рассматриваемых выше играх: дипломатия, колонизация, исследования, экспансия, добыча и распределение ресурсов. Однако был один главный недостаток – малое количество визуальной информации и много окон с текстом, которые было скучно читать.

Параллельно появилась  Railroad Tycoon Сида Мейера. С одной стороны, похожая чем-то на SimCity, а с другой – имеет свои уникальные черты: глубокая экономика, историчность, конкуренция и логистика.

И все в том же 1990 году New World Computing разработали King’s Bounty, Она же прародительница Героев меча и магии. Она навсегда осталась в истории как первая пошаговая игра с элементами RPG и отличным балансом. В будущем ее сможет превзойти только третья часть Героев.

Год спустя на Famicom, а позже и NES вышла L'Empereur. Играть приходилось за Наполеона, где целью было захватить всю Европу. Тут впервые появилась дипломатия, полноценные пошаговые бои и более широкие возможности менеджмента в жанре глобальных стратегий. Можно сказать, что игра опередила свое время.

И в сентябре того же года выходит первая часть Sid Meier’s Civilization, о которой я уже рассказывал. Ее называют основоположником жанра глобальных стратегий, в ней появилось древо технологий, обратная связь с игроком и возможность победы не через уничтожение и захват противников.

Не стоит забывать и про Dune II 1992 года от Westwood Studios. Игра является основоположницей стратегии в реальном времени, заложившая основы, для других игр жанра. Главное отличие, по крайней мере в то время было, что время идет постоянно и его никак нельзя ускорить или замедлить, только поставить на паузу, а экономика несет вспомогательный характер. Главная цель – уничтожение врага.

И последнее, о чем нужно упомянуть -  X-COM: UFO Defense. Первая широко распространенная пошаговая тактическая стратегия. Вдохновленная Laser Squad, она развила ее идеи выверя баланс до почти полного идеала.

И продолжать этот экскурс в историю немного бессмысленно. Все последующие годы шло активное развитие, смешение и пересмотрение жанра и поджанров. Благодаря  WarCraft 3 появилась  DOTA 2 в 2012 году и поджанр MOBA. Интернет способствовал зарождению онлайна в жанре, и возникновению браузерных стратегий. А Blizzard, вдохновившись Magic: The Gathering, выдала на суд общественности в 2014 году Hearthstone, полноценно перенеся ККИ в видеоигровой формат.

Однако, не смотря на все это, во второй половине 2000-ых годов стратегии начали терять былую популярность. Стало выходить меньше больших проектов, а на плаву остались только самые известные и именитые серии по типу Civilization и Tropico. Но говорить, что жанр умер глупо. Тут как с квестами, которые просто изменились, став интерактивным кино, а кто не принял это изменение, играл в проекты от инди разработчиков. Начиная с 2010-ых стратегии начали выходить от маленьких независимых студий и на смартфонах.

Среди всей плеяды студий затесалась Paradox Interactive, основанная в 1998 году. И с тех пор выпускающая в основном стратегии разного сорта. В основном глобальных и 4X. Благодаря большой открытости к игрокам и поддержке модификаций игр, они смогли привлечь огромную фан базу, которая помогает удержаться компании на плаву до сих пор. Под ее издательством находятся серии Europa Universalis, Hearts of Iron, Victoria и Crusader Kings, а также они помогли выпустить Cities: Skylines и Stellaris. Я люблю все, что они издают, но считаю, что компания переборщила с количеством дополнений к своим играм.

Возможно Парадоксы вдохновили других издателей и разработчиков на возрождение жанра, т.к. последние года три вышло много добротных игр. И надеюсь, что жанр не загнется снова.

История вышла немного сумбурной и немного длиннее, чем я думал. Это все очень кратко и буквально в двух словах о каждой игре. На деле все можно разобрать более подробно и детальнее.

Круто конечно, но во что поиграть и с чего начать?

Главное отличие жанра стратегий от остальных – использование стратегического мышления в процессе игры. Добавление других механик изменяет и разделяет жанр на несколько частей и подвидов.

ПОШАГОВЫЕ СТРАТЕГИИ (TBS)

Исходя из названия, можно понять, что все игроки делают ходы по очереди, обычно за один ход можно сделать несколько действий, а производство юнитов, строительство районов, зданий и исследование технологий занимает несколько ходов. У игрока больше времени на обдумывание и планирование хода, а динамика может немного проседать.

Самыми известные представители – это известные серии Героев меча и магии, ее прародительница King’s Bounty вместе с перезапуском, а также, добротная Disciples. Можно так же отнести серию Civilization, Humankind, Old World, однако они больше относятся к жанру 4Х и глобальных стратегий.

Советую начать с  третьей или  пятой части Героев, либо с первой части перезапуска  King’s Bounty. Вам предстоит управлять базой, прокачивать своих персонажей, нанимать армию и распределять войска между охраной баз, строений и собственным наступательным войском. Большой уклон сделан на проработанные пошаговые сражения, которые напоминают хорошую партию шахмат. Два встретившихся отряда будут сражаться с учетом местности и юнитов, которые у них есть. Иногда, даже со слабым отрядом можно победить, благодаря хорошей тактике боя. Надеюсь, вы полюбите эти игры больше, чем я.

СТРАТЕГИИ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ (RTS)

Отличаются от пошаговых тем, что отсутствует очередность ходов. Сбор ресурсов происходит специальным юнитом – рабочими, а экономика несет основной геймплейный характер. Главное – уничтожение противника, однако с развитием, появлялись другие способы достижения победы.

Про представителей вы скорее всего слышали – это и основоположница Dune 2, и развивающая ее идеи Command and Conquer, и исторические серии Age of Empires, Empire Earth, Казаки, или с оригинальной вселенной StarCraft, WarCraft, Warhammer 40,000: Dawn of War и это далеко не все.

Начать можно двумя путями, в зависимости от общего видеоигрового опыта:

- Новеньким подойдут  Age of Empires 4 или  HD ремастер второй части, первые  Казаки,  Dune 2000,  Command and Conquer, а особо умные справятся со  StarCraft.

- Смешарикам всегда можно порекомендовать  WarCraft 3: Frozen Throne с RPG элементами и редактором, которой может превратить игру во все, что угодно,  Казаки 2 с более глубокой тактикой боя и большим количеством бойцов на карте,  Warhammer 40,000: Dawn of War – Soulstorm c девятью не похожими друг на друга расами.

Сперва все может показаться легко, но повысив ИИ ботов, поймете, что совсем не умеете играть. Но это не повод бросать игру, стоит только понять баланс юнитов и общую стратегию развития, то вы станете отличным игроком в RTS.

ТАКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

Игры жанра стараются воспроизвести реальную тактику боевых действий. Могут быть как пошаговые, так и в режиме реального времени. Пожалуй, из всех поджанров он остается самым не живым из-за сложности появления инноваций в геймплее. Считается самым сложным в жанре. Я всегда думал, что это и есть более прокаченные шахматы.

Вы, возможно, слышали об X-COM и его перезапуске, сериях  Jagged Alliance,  Commandos,  Desperados, одиночных проектах  Shadow tactics: blades of the shogun,  Robin Hood: The Legend of Sherwood, или даже о Final Fantasy Tactics.

Из пошаговых всегда можно порекомендовать первую часть перезапуска X-COM про нападение пришельцев на землю, с ненавистной всем системой попадания в процентах, где даже в притык к противнику боец может промахнуться.  Phoenix Point частично решает эту проблему. Игра само по себе является более дешевым, но не менее увлекательным X-COM, только вместо пришельцев – создания подобные из произведений Лавкрафта.

Из тактики в реальном времени, выделить что-то для новичков, как по мне сложно, из-за общей схожести геймплея. Из личного опыта рекомендую начать с Robin Hood: The Legend of Sherwood. Игра обособлена от какой-либо серии, имеет приятных персонажей, не замысловатый геймплей, простенький, но добротный сюжет и реально хорошее нарастание сложности по ходу прохождения. Даже я, полный нуб в подобных играх, почти прошел игру. Почему почти? Сыграли некоторые внешние обстоятельства.

СИМУЛЯТОРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

В этих играх военная составляющая либо отсутствует, либо ограничена. Все завязано на развитии, расширении, финансовом и социальном развитии, в условиях ограниченных ресурсов. Сюда могут входить градостроительные, экономические, политические и различные тайкуны (от анг. Tycoon - магнат).

Градостроительных симуляторов, пожалуй, меньше всего, а достойных и подавно. След в истории смогли оставить  SimCity,  Cities XL и  Cities: Skylines, затмившая своими успехом и проработкой всех остальных.

Можете начать играть в любую из них, однако Cities: Skylines принято считать лучшей. Если решили играть в SimCity, то рекомендую  2000 и  четвертую часть. Хочется упомянуть хоть и маленькую, но невероятно комплексную  Banished, про небольшое поселение людей, выживающих приблизительно в эпоху нового времени, которая даст прикурить даже заядлым игрокам. И любопытную  Workers & Resources: Soviet Republic про строительство города в СССР.

Экономических симуляторов немного больше. Благодаря Steam и более малым масштабам, даже один человек способен сделать свой симулятор. Для игр этого направления характерна отличительная черта – игрок владеет одним бизнесом в определенной отрасли, будь то ж/д, транспортная компания, игровая или кино студия, или парк развлечений. При желании можно найти такой симулятор в совершенно любой отрасли, но скорее всего он будет сделан смеха ради. В определенный промежуток своей жизни я играл только в них, отвлекаясь иногда, на что-то сюжетное.

С чего начинать тут – полностью зависит от того, что вы хотите от игры. Хотите разрабатывать игры, выпустить собственную консоль, поглотить всех конкурентов? Ваш выбор –  Mad Games Tycoon и ее сиквел, как самые проработанные тайкуны на тему разработки игр. Хотите снимать фильмы, расставлять декорации, улучшать своих режиссеров и актеров?  The Moves как раз для вас. Если хотите управлять своей ж/д компанией, то для вас подойдет  Railroad Tycoon 3, или менее проработанная  Sid Meier’s Railroads! Обе игры смогут затянуть вас на десятки часов, хоть в них и нет режима песочницы, который я так люблю. А если мечтаете о своем парке развлечений,  RollerCoaster Tycoon 3 затянет своими сценариями и добротной проработкой симуляции. Однако, если вас отпугивает устаревшая графика, то  Planet Coaster решит эту проблему, сказать про игру мне нечего, в ней нет русского языка, из-за чего я так и не решился в нее поиграть, но отзывы игроков и критиков высоки. Моим главным фаворитом до сих пор остается  Тропико 5, из-за возможности провести свое островное государство от колонии до современности. Сатира, шутки, система логистики, экономики и политических отношений, делают игру глубокой. Может шестая часть лучше, но я так и не поиграл в нее.

Последнее, что тут нужно упомянуть – политические симуляторы, в которых игра симулирует политику и политические отношения страны или ее части. В отличии от варгеймов, военная составляющая не так сильно важна. И чистокровных игр этого поджанра очень мало.

Что советовать тут, я затрудняюсь ответить. Лично играл только в  Democracy 4, которая состоит из графиков, отчетов, выборов и ползунков. Игра не плохая, но рядового геймера точно отпугнет.  Urban empire делает неплохую симуляцию политических партий, преследующих свои цели и интересы, но я так и не понял, как в нее играть, чтобы не обанкротиться в начале игры. Если вы знаете как правильно в нее играть, то обязательно пишите в комментариях.

А так, политическими симуляторами можно назвать серии Tropico, Hearts of Iron, Europa Universalis, Victoria и Crusader Kings. Но политика лишь часть от основной массы геймплея в этих играх.

ВАРГЕЙМЫ

Основа – имитация военных конфликтов. Не стоит путать с глобальными стратегиями с упором на военную часть. Например, серия Total war не относится к варгеймам.

И тут проблема, в этот поджанр я оказывается не играл вовсе, поэтому доверился своим друзьям, знакомым и другим игрокам по этой части.

Пожалуй, самый известный представитель в нашей стране – отечественная серия  Блицкриг от студии Nival. Игры серии славятся своей проработкой, умным ИИ и возможностью участвовать во всех военных операциях Второй Мировой Войны. Думаю, что именно с нее стоит начать. А если вам противен русский геймдев, то для вас есть серии  Steel Division про всю ту же Вторую Мировую Войну, и  Wargame про случившуюся Третью Мировую Войну во второй половине XX века. У каждой серии свои особенности и уникальные фишки, если вы любитель истории, как и я, то стоит попробовать (что я и сделаю).

ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Здесь игры специализируются на том, что игрок принимает участие в периоде мировой истории, управляя государством, учитываются различные факторы: соседи, наука, производство, одобрение и т.д.

Советую начать с  Crusader Kings 3. Она имеет русский язык, полноценную 3D графику, невероятную ролевую составляющую и низкий порог вхождения. Вам предстоит взять на себя роль правителя в средневековье, которое охватывает всю Европу, Северную Африку, Ближний и частично Дальний Восток. Ваш правитель может попадать в различные ситуации, о которых вы даже и подумать не могли. Либо с какой-нибудь части Total war. Мне лично очень понравилась  Napoleon: Total War. Она не требует идеального понимания всех аспектов геймплея. Присутствует простенькое развитие городов, исследование технологий и главная фишка всей серии – проработанные бои в режиме реального времени с огромным количеством отрядов и честно отображаемых людей.

Если я вас заинтересовал и захотите продолжить, то можете попробовать  Hearts of Iron 4 про Вторую Мировую Войну и  Europa Universalis 4 про Новое время, очень комплексные и сложные в освоении, но когда поймете, как играть в них, то уже не отлипните.

4X СТРАТЕГИИ

Что особенного у 4X стратегий, что их отличают от глобальных?  Наличие четырех главных элементов геймплея, они же четыре икса, которые дали название жанру. Четырьмя элементами являются: исследование(eXplore), расширение (eXpand), эксплуатация(eXploit), уничтожение(eXterminate), все они связаны между собой. Например, в Hearts of Iron 4 отсутствует исследование новых земель, оно же explore. Это звучит немного притянуто за уши, из-за чего игроки спорят о необходимости разделения подобных игр на глобальные и 4X.

Как бы то не было. О главной представительнице этих стратегий вы, скорее всего, слышали. Да, я говорю? Пишу? Имею ввиду Civilization, которая ворвалась на рынок в 1991 году и не собирается уходить.

Я настоятельно рекомендую хотя бы попробовать уделить несколько часов  пятой части. Почему именно ей? Она имеет самый низкий порог вхождения из всей серии, приятный визуал и большое количество модификаций. Игра поглощает вас и не отпускает очень долго. Я лично наиграл суммарно более 2000 часов на пиратке и лицензии. Рекомендую так же сразу брать все дополнения, без них игра не полноценная.

Когда вольетесь и освоитесь, то для вас будут открыты двери в шестую часть и прямых конкурентов –  Humankind и  Old World. Они могут показаться сперва нахлебниками именитой серии, однако начав играть вы увидите и ощутите все изменения и дополнения, которые они привнесли в привычную формулу Civilization.

MOBA

Тут долго распинаться не буду. Здесь игры очень похожи друг на друга. Присутствует одна карта, три линии пути между базами двух команд, огромное количество не похожих друг на друга героев, сами герои в процессе игры становятся сильнее, повышая свой уровень и покупая предметы на базе. Так же есть крипы, которые помогают уничтожить вражеские башни на линиях пути. Цель матча – уничтожение базы противника

Сам жанр произошел от пользовательской модификации DotA в игре WarCraft 3: Frozen Throne. Valve заметили популярность карты, пригласили к себе создателей и выпустили полноценную игру:  DOTA 2, ставшая прародителем для остальных MOBA игр.

Тут… Ничего советовать не смогу. Вообще. Я всегда стороной обходил подобные игры, хоть и играл в одну, но ее закрыли. Так что пробуйте и изучайте вопрос сами. А знающие люди пусть напишут в комментариях с чего стоит начать и стоит ли вообще, начинать. (Теперь хоть блог переименовывай)

КОЛЛЕКЦИОННЫЕ КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ

Геймплей в играх этого поджанра сосредоточен вокруг приобретения огромного количества карт и составления нескольких колод для разного геймплея. Есть определенные наборы правил, которые могут отличаться от игры к игре.

Естественно, самая известная ККИ – это Hearthstone от Blizzard. Взяв за основу Magic The Gathering, они создали нечто уникальное, а самое главное – понятное для всех. Игра имеет не высокий порог вхождения и доступна на всех платформах бесплатно, что гарантировало ей популярность по всему миру. Именно с Hearthstone можно и начать, и закончить. Но если вам мало, то всегда можно поиграть в  Гвинт из третьего Ведьмака, который стал самостоятельной игрой или в видеоигровую версию Magic The Gathering, которая намного глубже, чем творение Blizzard.

БРАУЗЕРКИ И МОБИЛКИ

Да, я серьезно. Для них выделен отдельный поджанр, в который я решил добавить и мобильные проекты, т.к. время браузерных стратегий подходит к концу. Геймплей, я думаю, вам известен. У вас есть своя база, которую надо прокачивать, улучшать, строить новые здания и защищать. Можно создавать бойцов, благодаря которым можно напасть на других игроков. Присутствуют кланы, таблицы рейтингов и донат, который поможет быстрее прокачаться. Будучи младше, я много играл в такие игры, но потом понял, что они не имеют никакой ценности и от игрока на самом деле мало чего зависит.

И конечно, все знают про  Clash of Clans. Это самый популярный и понятный пример этого жанра. Если вы играете в подобные игры, то ничего плохого. Плохо, когда вы донатите в такие игры и их становится все больше и больше, а нормальные игры на смартфоны больше не выходят… Ладно, гореть на эту тему буду как-нибудь в другой раз.

Послесловие

Пожалуй, все. Мы окунулись в историю стратегий, разобрались в жанрах и поджанрах, параллельно узнав о новых и не очень для себя игр. Надеюсь смог вас заинтересовать и вдохновить на покорение новых жанровых высот в вашем геймерском пути. Себя я точно вдохновил поиграть хотя бы в один варгейм.

Всем спасибо за внимание. Пишите обязательно, что я пропустил, что забыл и где допустил ошибки. А так же, в какие стратегии точно стоит поиграть и какие ваши любимые.


Лучшие комментарии

Приблизительно. Пошаговых варгеймов почти что и не упомянуто.

Лучшая пошаговая тактика всех времён Silent Storm вышла из чата.

Эх, про supreme commander ни слова

Встряну со своим олдскульством (можно читать как занудство):

— есть экономические градострои более древние чем Cities XXL, но не менее затягивающие. Я говорю про Caesar подобные игры. Pharaoah, Zeuz и т.п. Тут, кстати, в стиме скоро будет перезапуск этой серии. В ожидании постройки пирамид. Помимо собственно строительства и развития игра неплохо просвещала про здания, культуру и историю древнего мира.

— есть более задротские экономические симуляторы. А ля Капитализм и Капитализм 2. Строишь магазины, продаешь товары, проводишь исследования, строишь цепочки производства или импортируешь.

— WH40k DoW2: больше про тактику, чем про стратегию. Но тут может ошибаюсь. ЧТо называется ИМХО.

— как обычно игнорируются игры а ля Settlers. Экономические стратегии, ориентированные на цепочки производства и на строительство. Их фишка — что напрямую ты не управляешь жителями, но занимаешься планированием поселения. BlueByte грозятся выпустить новую часть когда-то там. Уже раза три переносили.

— ну и ещё говоря про тайкуны — я не могу не вспомнить Hospital Tycoon и его современные инкарнации — Two Point Hospital & Two Point University.

Серия Stronghold тоже достойна упоминания. До сих пор переигрываю первую часть каждые пару лет

Текст «Про средневековую Японию». На скриншоте… Средневековый Китай. Л-Логика. «Троецарствие» это про Китай. Сэнгоку про Японию. Не путай.

Как по мне StarCraft 2 — на данный момент наилучший путь вхождения в жанр RTS. Есть интересный сеттинг, 3 непохожие фракции, и на каждую есть шикарная одиночная кампания, в которой раскроются всё основы игровых рас. А после есть туча активностей кроме ладдера.

Жанр МОБА с натяжкой к стратегиям относятся. В теории — очень даже, но на практике очень мало от стратегии остаётся, так как (ТИММЕЙТЫ РАКИ) гораздо больше от экшена зависит. Если мы не смотрим на киберспорт и подобное, разумеется

Эх, старый добрый Блицкриг, помню в детстве не знал что такое штрафбат, и на мисии с ним пошел в сторону своих...

да ладно, какая разница то

Читай также