30 августа 30 авг. 39 19K

Мы поиграли в Hollow Knight: Silksong

И другие впечатления от gamescom 2025

В 2022-м я поехал на gamescom как простой посетитель и, насмотревшись, как люди часами стоят в очередях, чтобы несколько минут поиграть в какую-нибудь  Lies of P, написал статью под названием «gamescom — это ад, который мы создаём себе сами». Больше посещать выставку я не планировал. В этом году, однако, у меня появилась настоящая, взрослая цель — взять несколько интервью для своей книги об игровых локализациях (которая, честное слово, уже почти готова). С этой задачей я быстро разобрался и отправился гулять между стендами, думая, чем занять свободное время. И когда в зале, где свои игры выставляла Nintendo, обнаружилась небольшая и неприметная на общем фоне будочка с демо  Hollow Knight: Silksong, мои приоритеты стали совершенно ясны.

Народ облепил её настолько, что немудрено было не заметить.
Народ облепил её настолько, что немудрено было не заметить.

Silksong — безопасный сиквел, а Metroid Prime 4 — непонятный

Сиквел « Полого рыцаря» на выставку привезли сразу две компании — Nintendo и Microsoft, но обе либо сильно недооценили ажиотаж (хотя казалось бы: Silksong — самая ожидаемая игра в истории Steam), либо намеренно собрали толпы у стендов, надеясь, что толика внимания перепадёт более приоритетным для них проектам вроде  Kirby Air Riders и  Ninja Gaiden 4. Милейшая сотрудница Nintendo с вытатуированным на руке Путём Боли (компания явно знала, кого отправить на стенд) рассказала мне, что уже в среду — бизнес-день, когда рядовых посетителей на выставку ещё не пускают, — желающие опробовать демо ждали по четыре часа. А представитель Microsoft, с которым мы столкнулись позже, сказал, что у них народу было столько же. Вот он — истинный Путь Боли: чтобы страдать поменьше и не скучать, люди брали с собой в очередь складные стулья, портативные консоли и даже бумажные книги — словом, отправлялись к Silksong как в экспедицию (увы, не  33).

Вот, для сравнения, очередь к «Покемонам».
Вот, для сравнения, очередь к «Покемонам».

Опасаясь, что четырёх часов в очереди я не выдержу (что, если кончится вода? Или разрядится телефон? Или захочется в туалет?), я решил переключить внимание на другую интересную мне метроидванию —  Metroid Prime 4: Beyond… и обнаружил, что это, вероятно, никакая не метроидвания. На Direct в марте нам показывали нечто очень похожее на первую часть, которая как раз абсолютная классика жанра, но то демо четвёртой, что мне дали опробовать, почему-то ощущалось как нечто вроде Halo.

Играли мы на Switch 2, но сидя за столами, потому что Nintendo собиралась покорить нас уникальной системой управления. В Metroid можно, как обычно, двигать камеру правым стиком, а можно вместо этого положить джойкон на твёрдую поверхность и использовать его как мышь — режимы моментально переключаются на лету, самому нажимать ничего не надо. Я на своих Switch — что на первой, что на второй — играю в основном лёжа, но одобряю то, как Nintendo продумывает режимы на все случаи жизни.

 

Это демо прошёл и я.

Halo я не люблю, и Prime 4 оставила меня несколько разочарованным, отчего опробовать Silksong хотелось только сильнее. Так что в четверг я поставил будильник, чтобы приехать на выставку к открытию и прибежать к стенду одним из первых, и хитрый план сработал: до игры я добрался уже к одиннадцати часам и по горячим следам записал для нашего Telegram-канала кружочек со впечатлениями. Повторю всё то же, что высказал там: по короткому демо, в которое мне дали поиграть, Silksong ощущается как компетентный, но безопасный сиквел. Удивлять это, наверное, не должно: ещё первая Hollow Knight — это сугубо жанровое произведение, авторы которого и не стремились изобретать велосипед. Хочется верить, что в сиквеле они придерживались той же философии: никаких рискованных нововведений, только проверенные временем геймплейные формулы.

Джейсон Шрайер (Jason Schreier) писал у себя в материале, что разработка игры никогда не буксовала, а семь лет заняла потому, что в неё всегда было что добавить, а игры в принципе быстро не делаются. Поэтому предположу, что Silksong выйдет большой и отполированной. Управлять Хорнет в любом случае весьма приятно, так что, даже если мы просто получим ещё 40 часов той же игры, только с новой главной героиней, меня это вполне устроит. Другое дело, что конкуренция в жанре теперь куда серьёзнее, чем в 2017-м. Станет ли игра таким же глобальным феноменом, как первая часть, и найдёт ли, чем выделиться на фоне проектов вроде  Blasphemous II,  Ori and the Will of the Wisps,  Ender Magnolia и  Animal Well?

 

В тени гач

Покинув зону с Silksong, я вышел на улицу и тут же уткнулся в колоссальную очередь к стенду игры, названия которой никогда прежде не слышал, —  Love and Deepspace. Оказалось, что это китайская гача про красивых мальчиков, у которой даже нет компьютерной и консольной версий — только мобильная. Популярности игры это нисколько не мешает: не факт, что такого интереса удостоилась бы даже  GTAVI. Take-Two, правда, в любом случае привезла вместо неё  Borderlands 4.

«Борда» тоже собрала очередь, понятное дело.
«Борда» тоже собрала очередь, понятное дело.

В целом, не знай я ничего об играх, у меня наверняка сложилось бы впечатление, что индустрия существует в тени Поднебесной. (В целом так и есть — почитайте, сколькими студиями, частично или полностью, владеет одна только Tencent.) «Старые деньги» геймдева — Konami, Capcom, Microsoft — не скупились на декорации своих стендов, но самыми большими и дорогими всё равно оказывались китайские. И речь даже не об известной каждой собаке HoYoverse (хотя та выставляла и  Genshin Impact, и  Honkai: Star Rail, и  Zenless Zone Zero, и вокруг каждой собиралась толпа), а об играх, названия которых мне до gamescom вообще ничего не говорили:  Infinity Nikki,  Duet Night Abyss,  Honor of Kings: World,  Fate Trigger… Бродя между ними, я ощущал себя человеком с другой планеты: мало того что ни одной не знаю, так ещё и не могу толком отличать эти игры друг от друга, ведь все они выполнены в аниме-стилистике с очень похожим арт-дирекшном.

На стенде «гипертактического геройского аниме-шутера» Fate Trigger (того, что с ИИ-артефактами в оформлении стенда)
 NVIDIA хвасталась тем, что с DLSS игра выдаёт 200 с лишним FPS, а без
— 50–60. Мои братья во Христе, ваша игра выглядит так, будто ещё PS4
отрендерила бы её в 4K и даже не вспотела бы, — зачем вам в принципе
генерация кадров и рейтрейсинг?..
На стенде «гипертактического геройского аниме-шутера»  Fate Trigger (того, что с ИИ-артефактами в оформлении стенда) NVIDIA хвасталась тем, что с DLSS игра выдаёт 200 с лишним FPS, а без — 50–60. Мои братья во Христе, ваша игра выглядит так, будто ещё PS4 отрендерила бы её в 4K и даже не вспотела бы, — зачем вам в принципе генерация кадров и рейтрейсинг?..

Самый богатый стенд был у  Endfield — экшн-RPG и симулятора фабрики (необычное сочетание, но разработчикам виднее) от авторов  Arknights, о которой я до gamescom тоже ничего не знал, а оказалось, что вещь очень известная. Я страшно далёк что от гач, что от аниме, но по первым же кадрам стало очевидно, что бюджет у игры космический, так что я решил дать Endfield шанс… и совершенно не понял, чем она собиралась меня привлечь: боевая система в ней, по первому впечатлению, не самая интересная, а диалоги настолько шаблонно-водянистые, что зубы скрипят.

Когда я наигрался, мне подарили открытку и предложили пройти опрос, где среди прочего спросили, понравились ли мне гача-элементы. Я ни одного не нашёл, но ответил, что, конечно, понравились.
Когда я наигрался, мне подарили открытку и предложили пройти опрос, где среди прочего спросили, понравились ли мне гача-элементы. Я ни одного не нашёл, но ответил, что, конечно, понравились.

Я знаю, что китайские гачи — это сверхмассовое явление, давно вышедшее за пределы гик-тусовок. Прошлой осенью, когда я оказался в Лондоне по основной работе, самая длинная встретившаяся мне очередь в городе стояла не к Британскому музею и не к London Eye, а к припаркованному на берегу Темзы автобусу с мерчем по Genshin Impact. После такого наблюдения я начал думать, что культура в 2025 году — это в принципе то, что происходит внутри компьютера. Эта культура, правда, пролетает мимо меня, как реактивный джет: я попробовал Genshin Impact, быстро понял, что не моё (а монетизация через крутки — это, по-моему, чистое зло), однако каждый раз, когда я спрашивал у косплейщиц на gamescom, в чьём они сегодня образе, мне называли имя какого-нибудь персонажа «Геншина». Все эти люди явно тащатся от абсолютно непонятной мне игры — и, что хуже всего, я не испытываю по этому поводу никаких эмоций.

Наверное, старею.

Посмотри, как прекрасна Англия.
Посмотри, как прекрасна Англия.

Напоследок — россыпь фактов и впечатлений, которым не нашлось места в основном тексте:

  • В одном магазине на выставке обнаружился мерч по…  Ōkami. Я не знаю, связано ли это с грядущим выходом сиквела (Capcom его не привезла), но узнать, что игра до сих пор не забыта, было очень приятно. Теперь у меня дома стоит плюшевая Аматэрасу.
  • Гуляя по B2B-зоне, я случайно встретил основателя студии Re-Logic Эндрю Спинкса (Andrew Spinks), сказал, что я большой поклонник  Terraria (это чистая правда), и попросил сфотографироваться. Он не только согласился, но и позвал в кадр других сотрудников студии, а на прощание подарил мне значки с Мяумуром и Лунным лордом.
  • Я заглянул на стенд организации USK, которая выдаёт видеоиграм возрастные рейтинги в Германии, и спросил, почему нашлёпки с ними такие огромные и уродливые. Оказалось, что USK и рада была бы их уменьшить, но не может, потому что их расположение и размер установлены законодательно. После шутинга в эрфуртской гимназии в 2002 году немецкое государство ещё и потребовало сделать их ещё больше, хотя какую конкретно роль в этом трагическом событии сыграли видеоигры — не очень понятно.
Моя мини-коллекция картриджей для Switch, чтобы вы понимали масштаб проблемы.
Моя мини-коллекция картриджей для Switch, чтобы вы понимали масштаб проблемы.
  • По полученному у нас на Boosty предложению коллеги Карнова я отправился на стенд издательства Raw Fury спросить, думали ли там о локализации  Blue Prince (задача это архисложная — если вы играли, то понимаете почему) и, если да, почему игра до сих пор не переведена. Ответ следующий: разработчик Blue Prince Тонда Рос (Tonda Ros) обратился к Raw Fury, когда игра уже обрела форму и было очевидно, в чём её суть и какого эффекта автор добивается, так что в принятие творческих решений издатель практически не вмешивался. В теории он мог попросить удалить из игры труднолокализуемое содержимое, но, понимая, что в таком случае рискует пострадать её целостность, решил обойтись одной языковой версией. На том же стенде я совершенно внезапно встретил свою давнюю знакомую, с которой последний раз виделся восемь лет назад, — оказалось, она за это время сделала карьеру в геймдеве. Приятно знаться с успешными людьми!

Поддержи Стопгейм!
1.3K
4.3
38 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Фанаты, которые не могут уже дождаться этой игры, смотрят видос, где другие уже поиграли: «МЫ ОЧЕНЬ РАДЫ ЗА ВАС»

Как говорится, спасибо за ваше мнение. Непрошеные советы и особенно диагнозы здесь не приветствуются, но два момента мне всё же хочется прояснить.

1. Последние шесть или около того лет я живу в состоянии, которое не могу описать иначе как «взрослая жизнь». Его симптомы: большущая и практически не уменьшающаяся гора дел (та же книга, например, отняла в разы больше времени, чем я изначально рассчитывал, а помимо неё у меня есть основная работа и много чего по мелочи – хорошо хоть детей нет) и хроническая нехватка времени на отдых. Я был бы рад играть во все игры в мире, но как-то так получается, что на них у меня в неделю остаётся хорошо если часов десять – я недавно посчитал, сколько лет у меня в таком темпе уйдёт на прохождение игр, которые уже есть у меня в библиотеке, и получил трёхзначное число. Ой. Конечно, редакция СГ вправе возмутиться и сказать, что ей нужны только люди, которые живут играми 24 на 7, но, судя по всему, её пока всё устраивает.

Опять же, на геймском я ехал за свой счёт (СГ не вложил в эту поездку ни копейки, а гонорар за эту статью не покроет даже расходов на гостиницу), взяв на это время отпуск. «Не интересно»?

2. Я честно попробовал Геншин году в 2020-м и, опять же, не понял, в чём прикол. Там тогда был только Мондштадт, а вторая локация ещё строилась, и я плохо понимал, зачем я в таком случае провожу тут время – где sense of closure, на что мои действия влияют в этом мире, если самого этого мира ещё, по сути, нет? При этом крутки в игре уже были, что меня отвратило ещё сильнее: выходит, разработчики буквально говорят мне «контент мы потом доделаем, но деньги уже заноси». Тогда Геншин часто (и за дело) сравнивали с Зельдой, и, в общем, я быстро решил, что лучше вернусь дообследовать Хайрул. (Ни BOTW, ни TOTK у меня при этом до сих пор не пройдены, потому что см. пункт 1.)

Вот они. Про Terraria я рассказал в статье. Blue Prince и Sable мне подарили на стенде Raw Fury «за продуктивный диалог». Марио я заполучил так: на стенде Nintendo был QR-код с надписью «отсканируйте, если у вас есть Switch 2», я отсканировал и получил значок и журнал с рекламой.

По факту гачи любят за очень крутые миры и атмосферы, нынешние китайцы и корейцы в них могут гораздо лучше нынешних европейских и американских компаний, да и японцев кстати тоже, они свой задор потеряли, так как прогнулись под американскую систему.
С этой задачей я быстро разобрался
мои приоритеты стали совершенно ясны
одобряю то, как Nintendo продумывает режимы
но узнать, что игра до сих пор не забыта, было очень приятно

и т.д. и т.п. А ты умеешь надёргать из контекста фраз и по ним поставить диагноз. Может быть это с тобой что то не так?

Приятно знаться с успешными людьми!
Последний раз виделся восемь лет назад
«МЫ ОЧЕНЬ РАДЫ ЗА ВАС»

Но не от всей души, да)

Согласен, почему не могли отправить человека разбирающегося в шутерах и метройде… А, стоп, он ушел....

Batman Arkham city любят вроде. Большинство. Что там меньшинство «из высшего интернета» говорит пофиг+пофиг. Всё равно не понимаю в чём собственно проблема, если честно. Игра не заслуживает хайпа или любви людей по вашему мнению? Я только начал играть в первую, мне пока очень нравится. Не знаю даже.

Я на своих Switch играю лёжа

Надеюсь, следующий гол Ле-Мана будет «фотка Сексарёва с вебки свича», потому что нам нужно такое фото. 。◕‿‿◕。

Рад снова увидеть Володю на первой полосе. ꒰⑅ᵕᴗᵕ꒱˖✧*。

Как-то странно и непонятно, Владимиру Метроид новый Halo напомнил по атмосфере или по геймплею?

Скорее всего, из-за того, что дали заценить экшеновый момент из пролога, пошли внезапные сравнения с Halo. В видео перестрелки с напарниками на открытых пространствах представлены.

Я честно попробовал Геншин году в 2020-м и, опять же, не понял, в чём прикол

Моё уважение

По факту гачи любят за очень крутые миры и атмосферы, нынешние китайцы и корейцы в них могут гораздо лучше нынешних европейских и американских компаний, да и японцев кстати тоже, они свой задор потеряли, так как прогнулись под американскую систему.

Я как бы согласен с частью про «могут лучше», но не в гачах. Просто потому что всё построено вокруг фансервиса (ибо он продает персонажей) в ущерб всему остальному.

Плюсом будем честны — геймплейно 99 из 100 гач это упрощенные версии других игр, где введены большие цифры ради оправдания механики редкости геймплейно.

Всё так. Я понимаю, что есть такая вещь, как специфика выставки (товар надо показывать лицом – нельзя просто закинуть человека в мир и сказать «исследуй», даже если сама игра про это), но поиграл я в итоге не в метроидванию, а в какой-то сомнительный милитари-космо-шутан, где унылые солдаты-ноунеймы стреляют в глупых пришельцев-ноунеймов.

Hollow Knight настолько плохо сохранилась? Судя по отзывам и оценкам в интернете так не скажешь. Объективность, ха… Что это такое вообще? Крайне положительные отзывы это разве не объективность? Что есть объективность? Мне интересно. Ответьте, пожалуйста.

До шизофазии это, конечно, не дотягивает, но халдол всё-таки принять не помешает.

Хотелось бы увидеть значки, которые подарили

Классные. Тоже бы хотелось заполучить такую красоту

Читай также