29 августа 29 авг. 22 11K

gamescom — это ад, который люди создают себе сами

Репортаж из Кёльна

Кёльнский выставочный центр, где проходит gamescom, в этом году встречал посетителей огромной, размером с «Явление Христа народу», рекламой  Goat Simulator 3 с подписью: «Сыграй сейчас, пожалей потом». Я никогда раньше не был на этой конференции и плохо представлял, чего от неё ждать, поэтому, отстояв очередь на вход, двинулся за самым широким людским потоком в надежде, что тот приведёт меня к чему-нибудь интересному.

Так я оказался в зале с гигантскими стендами ААА-игр — в основном тех самых, что Джефф Кили (Geoff Keighley) презентовал на открытии в прошлый вторник. Здесь толпа разделилась и принялась штурмовать стенды, создавая очереди, — и когда стало очевидно, что компьютеров с демоверсиями на выставке на порядок-другой меньше, чем желающих их опробовать, слоган игры про козла перевернулся с копыт на голову: поиграть я ещё ни во что не успел, а вот пожалеть — многократно.

Геймеры в очередях явно знали, что их ждёт. Занимая места, они сразу же доставали свои портативные консоли или утыкались в телефоны, убивая время. Кто-то преисполнился настолько, что принёс с собой раскладной столик и колоду карт. Все понимали, что спешить некуда — у стенда  Lies of P, например, висела бумага, что ждать придётся пять часов. Пять часов сидеть на полу в неудобной позе, пока вокруг тебя грохочет музыка и снуёт толпа, и ждать, когда тебе разрешат несколько минут стоя поиграть в билд неизвестного качества, — это настоящий ад, который люди создают себе сами.

Зачем геймеры это делают? Мне в голову приходят три объяснения:

  • Возможно, Lies of P и правда интересна кому-то настолько, чтобы терпеть дискомфорт пятичасовой очереди и отказаться ради неё ото всех остальных развлечений на выставке.

  • Желание прикоснуться к дефициту: в 2022 году заинтересовавшая вас игра обычно либо доступна для покупки или скачивания всем в Интернете, либо недоступна нигде, так что ощущение причастности к чему-то эксклюзивному геймерам способны подарить только исключения вроде демо для конференций, ради знакомства с которыми нужно идти на жертвы.

  • Если за чем-то стоит длинная очередь, то это наверняка что-то стоящее, а если очереди нет, то и тратить на это время незачем.

Две последние теории подтверждались в секции с инди-играми: там никаких очередей не наблюдалось. Что обидно: если молох маркетинга уже взялся за ту же Lies of P, то мы услышим о ней ещё не раз, в том числе против своей воли, а у инди-студий способов привлечь массовое внимание нет, и они в нём как раз отчаянно нуждаются.

На gamescom показывали около сотни независимых проектов, почти ни об одном из которых я раньше не слышал — где, если не среди них, искать новые впечатления? Да, из этих ста игр добрая половина выглядела как клоны  Hollow Knight и других хитов, но для конференций это нормально: там как раз нужны вещи, суть которых можно уловить по одному быстрому взгляду на монитор.

Power Chord — абсолютно точно не клон Darkest Dungeon.
Power Chord — абсолютно точно не клон Darkest Dungeon.

В этой части gamescom вообще было на что посмотреть. Рядом с инди находилась ретрозона, где давали поиграть на культовых аркадных автоматах вроде Centipede и Asteroids. Университеты рекламировали свои учебные программы и выставляли проекты студентов, корпорации вроде Airbus предлагали геймерам работу («Среди них много талантливых программистов», — объяснили мне), свой стенд был и у немецкой армии. На огонёк заглянули даже медики, предлагавшие посетителям стать донорами стволовых клеток.

Девочка вместе с отцом играют в классику — настоящая идиллия.
Девочка вместе с отцом играют в классику — настоящая идиллия.

Эта зона конференции вообще получилась достаточно уютной, насколько это возможно на мероприятия с сотнями тысяч посетителей. Особенно в сравнении с проклятым ААА-фестивалем очередей. Помимо вышеперечисленного имелся ещё один зал, где продавали мерч для гиков: хентай-дакимакуры, аниме-фигурки и прочие предметы первой необходимости для геймеров.

Если вы следили за gamescom в этом году или даже посещали её лично, расскажите о своих впечатлениях в комментариях. Я же в качестве постскриптума добавлю ещё несколько фотографий.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

JAS - C 29 августа, 16:09

Надо было вместо рекламы Goat Simulator 3 повесить таких же размеров баннер с надписью «Оставь надежду всяк сюда входящий» на языках всех стран, входящих в ЕС + английском.

Владимир Сечкарев 29 августа, 23:38

Кстати, забыл самое главное. Silksong не показывали ни в каком виде и ни разу не упоминали. В противном случае у нас наверняка был бы другой рекордсмен по длине очереди, хе-хе

Shironeki 29 августа, 18:54
Малыш Йода выглядит озадаченным.

Он просто пытается понять, какой постер с Риас ему сейчас брать

Kirill Zavrazhnov 29 августа, 19:05

Был дважды — в 2016 и в 2018. В обоих случаях все превращалось в погоню за мерчем. Футболки с лого и всякий другой хлам, который можно было получить, поиграв в игру или выловив со стенда. В те годы близы откусывали львиную долю пространства, устраивая мастер-классы, соревнования и целые концерты. То есть на выставке все еще можно было получит кучу удовольствия. Ну а поиграть без очередей, соответсвенно и без мерча, можно было под вечер. Еще не редко вот эти плакаты с количеством часов вешали, чтобы организатор не настучал ребятам со стенда по голове за нарушение техники безопасности из-за огромной очереди людей.

xmenekai 29 августа, 16:20

Ну вроде обычное дело для игровых выставок. Был несколько раз на том же Игромире, очереди может и не по пять часов, но полтора-два приходилось постоять

SanSeny 31 августа, 8:13

А там что даже косплеерш не было? Или фото с ними пошли скажем так в «коллекцию для личного пользования»?

Владимир Сечкарев 31 августа, 16:39

Потому что они по определению неинклюзивны. И речь даже не о том, что тебе надо покупать шлем за кучу денег, а также иметь мощный компьютер и просторную комнату — игры вообще дорогое хобби, здесь VR не исключение. Иметь деньги недостаточно: у меня есть HTC Vive и в Стиме куплена Boneworks, но играть я в нее не могу, потому что тошнить начинает моментально. И я знаю, что не один такой, и мне бы хотелось, чтобы студии тратили ресурсы не на разработку игр, которые заведомо пройдут мимо меня и кучи других таких же проигравших в генетическую лотерею неудачников, а на что-то доступное как можно большему количеству людей.

Born2Play 31 августа, 12:46

Это было шикарно. Единственный минус, это какой-то странный звук, но там уже насрать, ведь главное — атмосфера

Читайте также