Как я и обещал в этом материале, пришло время рассказать о менее известных, но тоже интересных RPG. Некоторые из этих проектов — инди, у других есть издатели, но эти компании далеко не такие крупные и известные, как, например, EA. В любом случае каждая игра, уверен, найдёт свою публику.
Чем интересна: настоящий олдскул в духе Wizardry 7, Might and Magic и Eye of the Beholder.
Если вы хотите знать, что такое настоящее инди, то история Mystic Land: The Search for Maphaldo — идеальный пример. В далёком 1994 году двое подростков с горящими глазами решили создать лучшую ролевую игру старой школы, сочетающую элементы Wizardry, Might and Magic и Eye of the Beholder. Они сделали достаточно много, выпустили несколько демо, проектом даже заинтересовалось издательство Sir-Tech, которое как раз издавало Wizardry.
Но они были слишком молоды, жизнь развела их в разные стороны. Однако спустя много лет они снова встретились, выяснили, что все наработки пылятся на старых дисках, и всё-таки решили воплотить свою мечту в жизнь. Набрали ещё пару людей, создали на свои деньги студию MegaVision Software и запустили в Steam проект Mystic Land. Пока только в виде страницы в магазине, но релиз обещают уже в 2025-м — спустя 31 год с момента начала работы над игрой!
Естественно, в Mystic Land будут привычные по Wizardry 7 сражения (враги не отображаются на карте, нападая из «засады»), пошаговое перемещение по сетке, множество значимых навыков и атрибутов, а также непростые пазлы. Обещают 9 рас и 12 классов. Кроме того, игра будет более комфортной, чем суровая классика, — авторы говорят про упрощённое управление инвентарём и боевой стратегией. Что ж, согласитесь, очень хочется, чтобы эта красивая история закончилась хеппи-эндом.
Чем интересна: тактическая RPG не только про тактику, но и про тяжесть решений, принятых на войне.
Burden of Command, которую начали разрабатывать аж восемь лет назад (а релиз намечен на первый квартал этого года), рассказывает об исторических сражениях, которые вёл во времена Второй мировой знаменитый 7-й пехотный полк американской армии — кстати, единственный из полков, принимавший участие во всех войнах начиная с провозглашения независимости США. Консультировал авторов именитый историк и профессор Джон Макманус (John McManus), который написал хронику боевых действий полка.
Но дело не только и не столько в точно воспроизведённых условиях и локациях, а в том, что нам, командиру вымышленного подразделения «Кобальт», находящегося в составе полка, предстоит сталкиваться с событиями и непростыми ситуациями, которые происходили с пехотными частями во время Второй мировой. И вот тут надо дать слово авторам: «Самое хорошее в реализме — то, что зачастую он выглядит круче всякой фантастики. Во время войны происходило такое, до чего не смог бы додуматься самый изобретательный человеческий ум».

Нам придётся постоянно чем-то или кем-то жертвовать, рисковать и так далее, а потом сталкиваться с последствиями. Ну и вообще разработчики говорят, что это не только реалистичная тактика, но и RPG о лидерстве. И в качестве этого лидера мы должны будем осваивать психологию сражений, вдохновляя своих людей, повышая их доверие и проведя их через личные кризисы, неизбежные на такой жестокой войне, да ещё и в пехоте. Если получится — сформируем боевое братство, которое последует за нами в ад и обратно.
Чем интересна: изометрическая RPG в духе Disco Elysium, которую издают авторы Warhammer 40,000: Rogue Trader.
Крайне интересная игра родом из Белграда, в которой мы раз за разом переживаем один день и пытаемся выбраться из таинственной временной петли, путешествуя по мрачным глубинам своего сознания. Действие происходит в титульном мотеле в захолустном городишке, где главный герой снова и снова борется с внутренними демонами. А кроме того, общается с людьми, которые также сталкиваются с непростыми переживаниями.
Главная фишка Rue Valley — возможность создать личность по своему подобию или полную свою противоположность. Можно, например, стать расчётливым и хладнокровным одиночкой или эксцентричным болтуном, который во всём полагается на интуицию (это как раз про меня).
Ещё одна интересная механика — возможность копить воспоминания, открывать новые намерения, менять образ мыслей и открывать таким образом неожиданные и забавные реплики. При этом эффекты состояний влияют на личность героя и диалоги — так, алкоголь его может сделать почти таким же общительным, как меня (Андрей Маковеев не даст соврать!), а тревога — ранимым. Наконец, игра позволит экспериментировать с ответами и временными линиями, ведь всё равно потом всё начнётся сначала и можно будет переиграть.
Небольшая демоверсия пока, естественно, не даёт чёткого понимания, будет ли это полноценная ролевая игра или квест с элементами социальной RPG, но текст уже радует (пусть и не так, как в Disco Elysium), визуальный стиль ублажает глаз, а сюжет и атмосфера интригуют. Жаль только, что даты релиза пока нет.
Чем интересна: тактическая JRPG в духе Persona и Into the Breach.
В Demonschool мы играем за девушку по имени Фэй, которая вместе со своими странными друзьями учится в необычном университете на мистическом острове, где пересекаются миры людей и демонов. Здесь многое напоминает о ранних выпусках Persona: предстоит учиться, заниматься тайм-менеджментом, планируя свои действия и школьное расписание утром, днём и ночью, день за днём, неделю за неделей.
Одновременно мы выстраиваем отношения с 15 персонажами, приобретаем новых союзников, открываем новые способности и сражаемся с демонами. А вот тактические бои напоминают об Into the Breach — в частности, тут можно активно взаимодействовать с окружением и перемещать предметы. Кроме того, нам разрешат перематывать любое действие на этапе планирования и создавать стихийные комбо, чтобы лихо расправляться с врагами.
Релиз Demonschool уже несколько раз переносили — в последний раз это сделали минувшей осенью, пообещав повысить общее удобство, добавить дополнительные мини-игры, больше взаимоотношений и взаимодействий персонажей и так далее. Обещали выпустить игру в первом квартале 2025-го, так что ждём.
Чем интересна: CRPG с динозаврами и эльфами.
Действие Scourge of the Reptiles разворачивается в альтернативном доисторическом мире, где падение метеорита не погубило динозавров, а наделило всех обитателей магическими способностями. Динозавры играют важную роль в сюжете, и они тут не плохие — точнее, не совсем плохие. Их хозяева придумали, как использовать рептилий в качестве оружия, и с помощью тёмной магии поработили динозавров, создав целую армию древних ящеров.
Главный герой игры может управлять рептилиями и даже седлать их — и когда некоторые динозавры восстают против своих хозяев, он вместе со своим отрядом решает поддержать бунт. Соответственно, нас ждут сражения, в которых мы вместе с дружественными динозаврами, а также с магами и воинами будем драться против других рептилий и их хозяев.
Обещают продуманную боевую систему, которая потребует грамотного позиционирования и стратегического мышления. Всего будет почти два десятка динозавров, а также более сотни навыков и боевых приёмов для изучения.
Чем интересна: мрачная экшн-RPG от дизайнера и сценариста Vampire: The Masquerade — Bloodlines.
После отстранения (несправедливого, по мнению многих) от разработки Bloodlines 2 Брайан Мицода (Brian Mitsoda) не остался без дела. Именно он придумал сценарий для Mandragora: Whispers of the Witch Tree. Игроков ждёт мрачная нелинейная история о гибели человечества, исход которой зависит от наших решений.
А если конкретнее, то Mandragora — это смесь метроидвании и соулслайка в мире, который «гибнет под натиском разрушительного влияния Энтропии». Здесь нам предстоит сражаться спротивниками и смертоносными боссами, находить новых союзников, врагов и других персонажей, а также решать сложные этические дилеммы.

Авторы обещают «редкое сочетание простых уровней сайд-скроллера в формате 2,5D и сложных боёв», огромный атмосферный мир, несколько уникальных классов, тщательно продуманную систему развития, а также возможность создавать мощное оружие, броню и различные приспособления для собственной защиты и уничтожения врагов. Кроме того, мы сможем «найти мастеров, чтобы присоединиться к каравану и открывать новые улучшения». Что это значит — узнаем уже 17 апреля.
Чем интересна: хоррор-RPG про 9-летнюю девочку-призрака.
В одном из выпусков «Хороших игр» я рассказывал об атмосферном сурвайвл-хорроре с элементами рогалика Withering Rooms — там мы в роли девочки пытались выжить в викторианском особняке, который менялся каждую ночь. И вот недавно те же разработчики из Moonless Formless анонсировали полноценный ролевой экшн в том же сеттинге.
Главная героиня — 9-летняя Кловер, ставшая призраком. В 1926 году, спустя 10 лет после катастрофического «оккультного события», она отправляется в опасное путешествие по мрачному миру Пенвилла. Нам вместе с ней предстоит исследовать кладбища, гробницы и руины, сражаться и создавать уникальное оружие и машины для Куклы — страшноватого спутника главной героини, который и несёт на себя основное бремя сражений. Кроме того, Кловер вместе с Куклой найдут союзников, среди которых будет частный детектив и девушка Альтея.
Среди других особенностей — возможность возвращаться в исследованные области ночью и рандомизированные подземелья. Планируется, что игра поступит в ранний доступ этой осенью.
Чем интересна: Skyrim по мифам о короле Артуре.
О Tainted Grail: The Fall of Avalon я тоже уже рассказывал в одном из выпусков «Хороших игр» — было это весной 2023-го, когда проект вышел в ранний доступ. Напомню, что это ролевая игра по мифам о короле Артуре, вторая в серии Tainted Grail (первой был рогалик Conquest). The Fall of Avalon сделана по одноимённой настолке и предлагает отправиться на поиски воскрешённого нехорошими людьми короля Артура, которого нужно снова убить. А для этого первым делом предстоит вытащить легендарный меч Эскалибур.
Игра действительно напоминает Skyrim, а заодно Morrowind. Мы с видом от первого лица исследуем большой, полный точек интереса и квестов мир и сражаемся, наблюдая, как постепенно растут наши показатели. Сражения опять же «скайримовские» — с блокированием, усиленными ударами и возможностью совмещать ближний/дальний бой с магией.
Можно вспомнить и «Готику» — в этом мире много фракций со своими интересами, и нам сразу дают понять, что сначала предстоит доказать свою благонадёжность, прежде чем нас пустят к лидерам группировок. Кроме того, сразу же возникает довольно много ситуаций морального выбора.
В общем, The Fall of Avalon сразу заинтересовала, а за эти два года в раннем доступе, по отзывам, она стала ещё лучше — разработчики развивают проект, учитывая пожелания сообщества. С нетерпением жду релиза, который запланирован на второй квартал этого года.
Чем интересна: иммерсивная RPG про исследование подземелий в духе Ultima Underworld.
Это тоже игра с видом от первого лица, но её действие разворачивается преимущественно под землёй, а в качестве источника вдохновения явно выступает Ultima Underworld. Также можно найти общее с Arx Fatalis и Dark Messiah of Might & Magic. Разработчик-одиночка, стоящий за проектом, взял на себя огромный труд — сделать не просто очередной dungeon crawler, а большую иммерсивную игру практически с полной свободой действий.
В Monomyth нас ждёт огромный живой мир, и мы сможем свободно изучать каждый его уголок — от самых высоких башен до самых глубоких пещер. В процессе предстоит не только сражаться и решать головоломки, но также общаться с персонажами через «проработанную систему диалогов с помощью ключевых слов», использовать окружение, комбинируя предметы, торговать, вскрывать замки, ломать двери, ходить на рыбалку и даже печь хлеб.
Такая же свобода заявлена в ролевой и боевой системах — можно драться с помощью меча или магии, комбинировать их, а при развитии персонажа мы решаем, кем он станет — неуловимым убийцей, грозным магом или кем-то ещё. Улучшая шесть характеристик и тринадцать навыков, мы сможем опробовать десятки игровых стилей. Правильным было бы подумать, что всё это непосильная ноша для разработчика-одиночки, но Monomyth ещё осенью вышла в ранний доступ и получила сотни положительных отзывов. А на подготовку к полному релизу автор отвёл себе 6–12 месяцев.
Чем интересна: ролевой боевик про девушку-гангстера с магическими способностями.
В январе канадская студия Nesting Games анонсировала колоритный ролевой экшн, в котором мы играем за девушку, ведущую охоту за серийным убийцей. Но это не единственное её занятие — в программе также разборки между сверхъестественными мафиозными группировками (героиня сама стала членом тёмного синдиката), исследование Лос-Анджелеса 2006 года, поиск друзей и врагов, романтика и спасение мира.
Сражается и ловит серийного маньяка девушка в основном ночью, а днём строит свою социальную жизнь — всё по заветам Persona. Особый интерес представляет боевая система в стиле ган-фу, который сочетает перестрелки с эффектными акробатическими приёмами. Обещаны также ролевые элементы с различными перками и уникальными навыками и моральные дилеммы, имеющие далекоидущие последствия.
Чем интересна: готическая RPG про некроманта.
Мы играем за мелкого дворянина, живущего в альтернативной Италии XVIII века, где рациональное мышление сосуществует с суевериями, а наука — с магией. Мир тёмен и опасен, придворные интриги сталкиваются с чёрной магией, и наш герой не от хорошей жизни, а в поисках знаний и мести решил овладеть запретным искусством некромантии.
Естественно, на этом пути ему придётся нелегко — протагониста ждут великая сила и странным, болезненное погружение в безумие. Некроманту придётся не только исследовать мир и участвовать в тактических пошаговых сражениях, но и вести переговоры, принуждать и льстить, чтобы достичь своих целей. Ключевую роль тут играет система доверия — если доверие горожан упадёт слишком низко, появятся последствия, а если оно упадёт ещё больше, то героя наверняка будут судить и повесят.
В общем, прохождение потребует большой решимости, хитрости и скрытности. И грамотно принятых решений — они, как уверяют разработчики, действительно имеют значение. В игре будет более 180 уникальных персонажей, играющих главные и второстепенные роли, и у многих есть собственные побочные задания. Почти все будут частично озвучены.
Сюжету и лору уделено огромное внимание — восемь сценаристов уже написали более 350 тысяч слов и до июля, на который намечен релиз, напишут ещё под 50 тысяч. Другой вопрос, насколько это увлекательное чтение. Что же касается боевой части, то нам обещают тактические пошаговые сражения, в которых будут участвовать наши приспешники из числа нежити.
Чем интересна: хардкорная тактическая RPG про короля-тирана, пытающегося выжить после покушения.
В Lost In The Open не самая обычная завязка. Мы играем за короля, на которого совершено покушение во время тайной встречи в соседней стране. Но и поделом — его правление «было кровавым, гнетущим и несправедливым». Тем не менее элитные телохранители спасли местного Нерона, и теперь он вместе с ними пытается достичь своего замка, путешествуя по большой карте мира — а точнее, пытаясь уйти от преследователей, которые постоянно наступают на пятки.
Отчасти всё это напоминает The Banner Saga — мы должны передвигать свой «караван» по карте в ситуации, когда ресурсов постоянно не хватает, моральный дух подопечных низок и часто приходится принимать непростые решения? Ну и часто приходится участвовать в тяжёлых пошаговых сражениях, где важно защищать раненого короля. Как подчёркивают авторы, драки в тесном лесу и в болотах по колено различаются кардинально. На месте также торговля и прокачка.
Чем интересна: продолжение хитовой тактической RPG.
Solasta: Crown of the Magister, вышедшая в 2021 году (я о ней рассказывал вот тут), — компьютерная RPG по D&D, сделанная по правилам SRD 5.1. В игре есть шикарные тактические сражения и слабенькая сюжетная часть.
Действие сиквела, выход которого намечен на это лето, разворачивается спустя десятилетия после победы над угрозой Сорак. Здесь мы в отряде из четырёх искателей приключений отправимся на далёкий континент Неокос в поисках искупления и наследия своей семьи. В сюжете фигурирует опасность со стороны «древнего и загадочного Шедвина», а также надвигающаяся волна скверны.
Судя по описанию, история опять будет играть роль фона. На этот раз особый упор авторы делают на исследовании мира — мы сможем свободно бродить по землям Неокоса и раскрывать карту по своему усмотрению. Что же касается ролевой и боевой систем, то, естественно, разработчики обещают всё улучшить и расширить, добавив, например, десяток уникальных подклассов.
Чем интересна: классическая RPG от авторов ATOM RPG.
Swordhaven: Iron Conspiracy от ATOM Team обладает ворохом болячек и штампов, что неудивительно для раннего доступа. И всё же в игре чувствуется потенциал — тут интересно и часто используются разговорные навыки, есть неплохие квесты и атмосфера олдскульной классики в духе RPG на Infinity Engine и серии «Готика».
Авторы развивают проект — в конце февраля стартует первый большой апдейт, в котором будет перебалансирована боевая система, добавлены новые локации и улучшен инвентарь. Так что есть все шансы, что к релизу (он по-прежнему намечен на конец года) мы получим действительно проработанную игру в духе «старой школы».
Чем интересна: стимпанковая RPG а-ля Baldur’s Gate III и Arcanum.
У New Arc Line тоже есть ряд типичных для раннего доступа проблем, но уже куда ярче, чем в Swordhaven, вырисовывается большая, увлекательная RPG — с колоритными персонажами, юмором, интересными квестами и эффектными пошаговыми сражениями. Авторы тоже не забрасывают проект — в январе поспел крупный патч, исправляющий баги. Держим кулачки, что игра благополучно доберётся до релиза, не застряв где-нибудь по дороге.
Чем интересна: экшн-RPG в мире славянских сказок.
Fulqrum Publishing, то же самое издательство, что ответственно за New Arc Line, ведёт и многострадальный проект Bylina от российской студии Far Far Games, который начинался ещё в 2013 году, потом пересматривался и замораживался. В итоге инвесторов нашли, а в конце прошлого года игру анонсировали, наметив релиз на 2025-й.
Действие Bylina разворачивается в Тридевятом Царстве, а играем мы за мужичка по прозвищу Соколик, который должен бросить вызов самому Кощею Бессмертному. Отец Соколика был известным былинным героем, а вот сын лишён богатырской силы и недооценён девками и летописцами. Поэтому он решил пройти через испытания, чтобы стать былинным героем, о котором будут слагать песни.
В итоге герой погибает, но не совсем и не навсегда — его возвращает к жизни таинственный дух, поселившийся в теле Соколика. Теперь нужно вернуть контроль над самим собой, раскрыть древнюю тайну, связанную с новым спутником, и спасти мир.
Чтобы достичь целей, Соколику придётся много сражаться, совершенствуя свои навыки, искать сокровища и решать загадки. Драки обещают быть сложными — каждая ошибка может стать роковой. Тем более если бьёмся с 10-метровой помесью лешего и Бабы-яги. Справиться помогут магия и холодное оружие, прокачка, поиски редкого снаряжения и крафт.
Судя по демоверсии, мир славянских сказок тут неплохо переосмыслен — в нём много и от скандинавской мифологии. А сама игра отчасти напоминает Diablo. В любом случае потенциал есть.
Лучшие комментарии
Стилистическое решение с Scourge of the Reptiles меня просто поражает. Совмещение 2D спрайтов среднего качества и отвратительных 3D моделек вызывает у меня много вопросов.
Я обычно первый кто кричит про авторские стили и уникальную стилистику, но тут я вообще в недоумении.
Больше половины игр заинтересовало, хорошая статья. Хоть о некоторых и знал до этого.
Про Mystic Land. Меня всегда печалило то что почему-то многие хотят имитировать именно Wizardry 1-7, вместо Wizardry 8, которая как по мне в миллион раз круче. Да и та же трилогия Might and Magic с шестерки по восьмерку во многом отходила от канонов жанра который сама же во многом и создала, предлагая более динамичный мир, убрав тайлы, и в целом создавая более креативное и свободное поле для действий.
И казалось бы что они и фанатами любимы больше — я уверен что у более поздних M&M фанатов куда больше чем у более старых. Но делать такие игры никто не спешит. Не докатилась до них волна ностальгии что-ли?
Rue valley и Solasta 2 жду, выглядят очень интересно
Да на старые деревянные Визардри и ММ просто проще равняться. Даже анимацию движения камеры не надо делать, просто телепорт между картинками и схавают, типа не лень делать, а как в классике.
Esoteric ebb — очередной последователь Диско Элизиума. Основные особенности можно описать, как юмор Терри Пратчетта + 5Е редакция DnD.
Banquet for fools — рпг с необычными механиками и интересным «сказочно-кукольным» визуалом. Уже в раннем доступе.
Hibernacalum — dungeon crawler от арт-директора Primordia и Strangeland. Художественный стиль сразу узнаваем и, честно говоря, он охрененный.
Автору спасибо за статью!
Писал под какой-то прошлой подборкой, немало людей согласилось с идеей, поэтому напишу второй и последний раз (надеюсь за спам никто не сочтет):
Почему бы карточку игры не вставлять после ее описания? Дабы после ознакомления можно было сразу добавить игру в желаемое.
Как пример (немного притянутый за уши), рисунки и таблицы чаще всего вставляют после упоминания в тексте.
Авелона жаль ещё больше. Мицода хоть что-то делает, а про Авелона, лично я, уже давно не слышал.
Жаль Митсоду, который вынужден свой талант на платформеры растрачивать. Его Dead state был хорош, но страдал от недостатка бюджета. А теперь что-то совсем плохо стало.
Вот да, я сам не люблю придираться к графике, да и визуальный стиль и дизайн часто решают больше, но тут нет ни стиля, ни дизайна.
Так тут всё понятно. Митсоду всего лишь отстранили от работы(уволили?), а Авеллона отменили из-за домогательств. Вообщем, трудно ему будет вернуться в индустрию, тем более в ААА-сегмент.
Очень жду Demonschool! Надеюсь в этом году выйдет наконец в релиз.
Жду Мандрагору :3
В июне 2022 выходила демо-версия, где датой релиза назывался конец 2022. Я рад, что разработчик в целом не забил, но я ему не особо-то верю))
Но игра приятная, ранний доступ пощупал.
>Естественно, в Mystic Land будут привычные по Wizardry 7 сражения (враги не отображаются на карте, нападая из «засады»)
Все-таки японцы в Wizardry: Tale of the Forsaken Land (2001) для ПС2 гораздо изящней решение придумали — по локациям бродят абстрактные «призраки», от которых можно попытаться убежать или обойти, а при столкновении уже начинается бой с кем-то конкретным. Для олдовой РПГ было бы самое то — и рисовать лишь один полупрозрачный силуэт, и все вопросы с внезапностью снимает.
2Д данжен краулер тоже на любителя :) А геймплей восьмерки скопировать ненамного сложнее.
Много чего добавил в «Буду играть», но по факту конечно столько времени не будет (даже если что то из этого будет хорошо работать на Steam Deck). Придется выбирать когда релизнется.
Мне как и комментатору выше кажется, что дело в дешевизне.
А еще в том, что указанные игры со свежим веянием по сути охватили очень маленький период, в отличии от предшественников.
Хотя те же М&М 6-8 с открытыми локациями и реалтаймом больше годятся для попытки подсаживать новую аудиторию на старые рельсы.
Так японцы такое делали давно. Это их фишка JRPG.
Я бы ещё добавил Vampire Syndicate: Gangs of MoonFall. Выглядит как игра мечты и скорее всего никогда не выйдет, но обратить на неё внимание стоит. Вроде и разраб не совсем нонейм и до этого сделал Memoirs of a Battle Brothel, который получил не рефанд.