Сейчас, когда все мы следим за игровыми новостями, не так-то просто упустить очередную жемчужину, даже если речь идёт о скромном инди. А вот во времена, когда соцсетей толком не было, велик был шанс откопать что-то этакое, о чём мало кто слышал. Сегодня вспомним такие игры и вещи поновее, которые прошли мимо массовой аудитории даже в эпоху Интернета.
Дмитрий Карнов. Druidstone: The Secret of the Menhir Forest
2012 год подарил мне одну из любимых игр — Legend of Grimrock. Десять лет назад мой английский был гораздо хуже, чем сейчас, но даже это меня не оттолкнуло от игры. Доставал словарик и вгрызался в загадки, пытаясь выбраться из многоэтажного подземелья. Тогда же я стал пристально следить за разработчиками — студией Almost Human Games.
Спустя пару лет вышел отличный сиквел, и на этом серия, похоже, закончила своё существование. С 2014 года от компании не слышно новостей. Часть разработчиков покинули студию, объединившись под вывеской Ctrl Alt Ninja и в 2018 году выпустили Druidstone — тактическую пошаговую RPG, в описании которой гордо значится «от создателей Legend of Grimrock». Именно поэтому я обратил на проект внимание — и не прогадал.
На скриншотах Druidstone выглядит хуже, чем в динамике. Несмотря на довольно банальный сеттинг и средний художественный стиль, игра великолепно передаёт ощущение доброй сказки, для описания которого отлично подойдут эпитеты «ламповая» и «пряничная». Что-то подобное я ощущал проходя Trine (забавно, что создатели обеих игр родом из Финляндии).
Но не дайте ввести себя в заблуждение картинкой. По зубастости боёв Druidstone может дать фору многим другим пошаговым тактикам — и это делает прохождение только интереснее. Практически все сражения выполнены в виде головоломок, решать которые невероятно увлекательно, что роднит игру с шахматами или Into the Breach, где раздумывать над каждым ходом приходится по несколько минут. «Челленджа» в задания добавляют дополнительные условия, выполнять которые необязательно, но очень хочется, заставляя ваш тактический гений работать на полную катушку.
В целом это всё, что вам нужно знать об игре. А если убедить вас поиграть в Druidstone мне так и не удалось, советую ознакомиться с рецензией Кирилла Волошина, поставившего финской тактике заслуженное «Изумительно». А я буду надеяться, что продолжение Legend of Grimrock когда-нибудь всё-таки выйдет, и продолжу следить за творчеством Ctrl Alt Ninja, потому что путешествие по Меньирскому лесу останется в моей памяти как одно из самых приятных игровых приключений.
Илья Шарифов
Empire Earth
Играю в «Цивилизацию» сколько себя помню. Стоит разок запустить, и всё — пропал для мира на неделю… в лучшем случае. В первую очередь меня всегда привлекала идея вырастить собственное государство, проведя его через множество эпох, начиная с голозадых мужиков с дубинами и заканчивая новейшей военной техникой и даже роботами будущего. Конечно, править собственной цивилизацией здорово, но военные действия в игре довольно схематичные. А ведь круто было бы сражаться в реальном времени и при этом так же развиваться!
Вы скажете, что такая стратегия есть и называется Age of Empires. Однако в серии АоЕ каждая игра берет отдельный период и мы проживаем лишь несколько его вех. Скажем, в первой «Эпохе империй» мы управляли античным поселением и проходили от каменного к железному веку, во второй было Средневековье, а в третьей — эпоха колонизации. И это, несомненно, замечательные игры, но хочется большего!
Забавно, что ведущий дизайнер оригинальной Age of Empires думал так же. Но воплотить задуманное в жизнь Рику Гудману (Rick Goodman) удалось лишь в совершенно новой игре — Empire Earth. И в ней я как раз нашёл то, чего мне так хотелось в детстве.
Это стратегия в реальном времени, напоминающая AoE, но со своими отличительными чертами. Здесь можно нанимать исторических персонажей, исполняющих роль героев; строить чудеса света (почти «цива»!); есть система боевого духа войск, которую в RTS я в те времена не встречал. Но самое главное и примечательное в Empire Earth — то, что здесь ты вот этими вот руками тащишь народ через 14 эпох!
При переходе от одной формации к другой полис преображается на глазах. Кто первый вступил в железный век, тот получает преимущество и может настучать отсталым медноголовым противникам. Как и в «Цивилизации», начинается всё с дремучих доисторических времён, а после ты шаг за шагом, эпоха за эпохой продвигаешься к эре нанотехнологий, когда в битвах участвуют роботы и армии поливают друг друга ядерным и лазерным оружием!
Помню, взял погонять игру у одноклассника и играл только в «скирмиш»: ставил против себя тупых ботов, стартующих с первых формаций, а себе, конечно же, с ходу набирал последнюю эпоху, нанимал киборгов и шёл красиво разносить дурачков. Чувствуя себя повелителем пришельцев из «Войны миров», и никакой вирус меня не останавливал. УАХАХАХ!
Пожалуй, говорить, что Empire Earth — это крутая игра, о которой никто не слышал, неправильно, но сейчас об этой серии помнят действительно немногие. И тем не менее стратегия была стоящей. Очень жаль, что франшиза погибла. В третьей части разработчики пошли совсем не туда, и её провал поставил крест на будущем серии. Хотя на фоне возрождения Age of Empires и даже не столь популярного спин-оффа Age of Mythology я лелею надежду на то, что однажды и EE реанимируют.
Genghis Khan 2
Любим мы вспоминать хиты для Sega: какую-нибудь Mortal Kombat, Golden Axe, Streets of Rage, TMNT, ту самую игру, где мужик двигает ящики на складе… В моей памяти отложилась ещё одна игра, упоминания которой я встречаю крайне редко. Да вообще не встречаю! И тем не менее она является одной из предтеч Total War (возможно благодаря ей я и полюбил серию от Creative Assembly).
Авторы Genghis Khan 2 предлагали нам взять на себя роль того самого завоевателя, чья империя заставила мир содрогнуться в XII веке. Как и в будущих играх серии Total War, мы постепенно захватываем карту, поделённую на провинции, — весь мир или же отдельно взятую Монголию. В самих регионах необходимо грамотно балансировать экономику, вести торговлю, нанимать войска и влиять на успехи своих генералов (их даже можно понижать в звании!). Всё это было уже в «Чингисхане» на Sega!
Единственное, что нельзя было осуществить на той консоли, — битвы в реальном времени. Их заменили пошаговыми боями в духе «героев» или оригинальной King’s Bounty, когда ты передвигаешь и сталкиваешь спрайты человечков, обозначающих отряды.
Если совсем не обращать внимания на то, что творится в той или иной провинции, в ней может вспыхнуть революция, вследствие которой на месте подконтрольной территории образуется новое государство (это ж как мятежные города в Rome: Total War!). Более того в «Чингисхане» есть такие штуки, как назначение наследника трона, подбор подходящего мужа для особы голубых кровей и так далее — ещё до этих ваших Crusader Kings! И разумеется, не могу не упомянуть элемент, непременно ассоциирующийся у меня с той же Civilization: природный фактор — катаклизмы, эпидемии и прочее, что также влияет на положение дел как в отдельном регионе, так и во всей империи.
Порой вспоминаешь древние игры и удивляешься, насколько же они были разнообразными, крутыми… и сравниваешь с тем, какие игры выходят сейчас. Конечно, играть было сложно, потому я больше наблюдал за геймплеем бати, а не покорял мир сам. И всё же впечатлений от этого оставалось не меньше.
Геннадий Воробьёв
Mashed
С Mashed я столкнулся совершенно случайно: когда мне в середине нулевых подарили компьютер, то вместе с ним шёл конвертик с тремя игровыми дисками. На первый взгляд ничего примечательного: Savage (мультиплеерная помесь экшена с RTS), Billy Blade and the Temple of Time (платформер с вайбами «Принца Персии») и Mashed.
В Savage я играть не мог (нормального Интернета тогда мне ещё не провели), Billy Blade оказалась жутко тоскливой, а вот Mashed заинтересовала. Суть простая: это гонка на выживание, где по трассе раскидано разное оружие — мины, пулемёты, масло и так далее. Нюанс в том, что основной режим игры построен не на уничтожении противников, а на умении управлять: победные очки получает тот, кто сумел оторваться от остальных машин на нужное расстояние. Поэтому главная ценность оружия в Mashed — не разносить тачки в хлам, а мешать им нормально ехать.
И этот нюанс серьёзно меняет темп геймплея: каждый раунд может быть как предельно коротким («Ха, этот балбес вмазался в первый же столб!»), так и относительно длинным («Да когда ж я в тебя попаду-то уже?!»). Плюс тут запросто могут происходить ситуации из грязи в князи, когда кто-то сначала ухает на дно таблицы, растеряв все очки, а затем триумфально взлетает на первое место.
А ещё в Mashed классные трассы. Они небольшие, но толково собранные, со своими изюминками: где-то приходится лавировать в дорожном трафике, где-то — скользить по льду, где-то — балансировать на узких дорожках ради особо крутых бонусов, где-то — толкаться с врагами на малюсеньком пароме, который переправляет вас на другую часть карты.
Но самое важное — разработчики сделали интересную физику. Это совсем не симулятор, разумеется, но даже в аркадных гонках чрезвычайно важна правильно собранная физика. И в Mashed она остаётся, с одной стороны, приятной в управлении, а с другой — выступает генератором весёлых ситуаций: можно совершить пируэт на мине, но удачно приземлиться и поехать как ни в чём ни бывало; можно спихнуть врага в пропасть, пока он пытается вырулить на луже с маслом; можно запороть заезд абсолютно всем, выпустив бомбу слишком близко и зацепив взрывом не только врага, но и себя.
Впрочем, в одиночку Mashed всё-таки скучновата: контента для прохождения тут мало. Игра расцветает в мультиплеере: все подлянки, весь шустрый темп геймплея, все качели from zero to hero становятся по-настоящему волнительными, когда соревнуешься с друзьями. В какой-то момент Mashed даже стала игрой, которая присутствовала на наших посиделках абсолютно всегда, — уж слишком весело было в неё играть.
Жаль только, мультиплеер там исключительно локальный. Когда мы разъехались кто куда после школы, Mashed из нашей жизни исчезла. Но безумно приятные воспоминания о ней остались у каждого. Если у вас есть друзья, с которыми вы собираетесь вместе, попробуйте Mashed — это отличная игра для вечеринок.
Bionic Commando: Rearmed
Игра не то чтобы неизвестная, но очень уж хочется о ней напомнить! Не зря же она получила аж 3.9 от Максима Кулакова.
Rearmed вышла во времена, когда было модно сопровождать крупный релиз небольшой игрой-спутником — примерно как Batman: Arkham Origins с Arkham Origins Blackgate или Castlevania: Lords of Shadow 2 с Mirror of Fate. И пока студия Grin делала перезапуск Bionic Commando с рукой-женой, она же выпустила ремейк оригинальной игры бородатого 1988 года с NES.
Ремейк близок к оригиналу: тут тоже вид сбоку, а главный герой не умеет прыгать — вместо этого он пользуется растягивающейся рукой-крюком, которая цепляется за стены и потолки, хватает бонусы, отбивает снаряды и так далее. Между уровнями надо перемещаться по карте, где ездят вражеские грузовики — если герой с ними столкнётся, начнётся отдельный сегмент с видом сверху.
Локации тоже повторяют первоисточник, но Rearmed всё-таки не стала копиркой со свежей графикой. Например, в ремейке изменили боссов и добавили комнаты испытаний, где можно лишний раз убедиться — нет, руку-крюк вы в совершенстве не освоили, ещё есть куда расти.
В своё время я с удовольствием прошёл основную кампанию (не один раз, в том числе в кооперативе), однако среди фишек Rearmed была ещё одна — соревновательный мультиплеер. Как и в Mashed, мультиплеер только локальный. Как и в Mashed, мультиплеер Rearmed стал для меня и моих друзей главной игрой для совместных посиделок.
Rearmed предлагает достаточно стандартные режимы — Deathmatch, Last Man Standing и (единственный более-менее оригинальный) Don’t Touch the Floor, где нужно не убить противника, а скинуть. Стандартность режимов Rearmed с лихвой компенсировала необычным геймплеем: из-за того, что просто прыгать здесь нельзя, приходилось осваивать руку-крюк в совершенстве, раскачиваться не хуже Человека-паука и учиться отбивать снаряды. А там уж, как говорится, «Одна ошибка — и ты ошибся»: во время своего геройства легко было улететь в пропасть на потеху всем остальным. Или, наоборот, случались эпичные побеги от гранаты под ногами.
У меня была гитара от Guitar Hero (ещё один частый гость на наших вечеринках). Как-то раз мы опытным путём выяснили, что она подключается к ПК под видом геймпада от Xbox 360. Rearmed поддерживала геймпады, поэтому один из нас гонял против других на гитаре.
Уже потешно, однако это не конец! В Rearmed можно управлять снарядом из базуки с помощью правого стика, а в гитаре от Guitar Hero есть гироскоп, который на ПК определяется как… правый стик! То есть один из нас во время потной катки в Rearmed начинал махать гитарой как сумасшедший, и это даже влияло на игру!
В общем, если вам нравятся экшены с видом сбоку, привкусом NES и необычными фишками в геймплее, можете попробовать Rearmed — она хорошо сохранилась и бодро играется даже спустя 15 лет. Забавно, что ремейк оказался популярнее игры, которую должен был продвигать, — перезапуск Bionic Commando провалился, а вот у Rearmed спустя пару лет вышел сиквел. Но там главный герой научился прыгать, а это ересь — утверждаю как диванный эксперт, который в сиквел никогда не играл, ведь на ПК он не появился.
Джуби. Dracula 3: The Path of the Dragon
Пока кто-то в детстве ломал голову над загадками в играх про Кейт Уолкер и Нэнси Дрю, меня судьба свела с вампирами — впоследствии The Path of the Dragon стала одним из самых запоминающихся и атмосферных квестов за весь мой геймерский стаж.
Итак, 2009 год, мне четырнадцать. Пока мои игровые предпочтения окончательно не сформированы, мы с моей одноклассницей и её мамой сражаемся против элийцев в Aion. Зайдя в очередной раз к ним в гости, чтобы обкашлять гильдейские вопросики, попросить совета по прокачке и просто посмотреть, как играют опытные любители корейских MMO, я обнаруживаю, что в квартире происходит генеральная уборка — выбрасываются диски с играми!
И когда мой внутренний геймер возмущённо приказывал спасти от забвения хоть что-то, я даже не подозревала, что в моей коллекции окажется квест, который не только развлечёт, но также научит римским цифрам, забору крови и румынским суевериям, вдохновит прочитать «Дракулу» Брэма Стокера (Bram Stoker), заставит решать оккультные загадки, обезвреживать бомбы, кидаться в вампиров шиповником, гадать на Библии и сжигать церкви. И всё это от лица католического священника!
Действие игры разворачивается в 1920 году в Трансильвании. Главный герой, католический священник по имени Арно Мориани, вынужден отправиться из Рима в вымышленный румынский город Владовисте, чтобы поработать неким адвокатом дьявола (именно так называлась игра в русской локализации) и выяснить, достойна ли канонизации врач и учёная Марта Калугарул. Женщина при жизни занималась исследованиями болезни крови, работала в хосписе, спасла множество жителей города, помогала во время войны и, кажется, за это время обзавелась влиятельным поклонником, поэтому вопрос необходимо решить срочно.
Заселившись в отель и побродив по вечернему Владовисте под роскошную музыку, отец Арно вскоре выясняет, что с городом, да и с самой Мартой, что-то не так. Город полнится суеверными людьми, местные не хотят рассказывать всю правду о Калугарул, а сама женщина перед смертью стала подозревать, что причиной смерти её пациентов был вампир. Ища истину, Марта в конце концов настолько заинтересовалась историей Влада Цепеша, что даже захотела пройти по некоему Пути Дракона.
Становится понятно, что человека с такой репутацией нельзя канонизировать, но работа Арно на этом не закончена. Епархия поручает ему новое расследование — найти доказательства того, что вампиров не существует и наконец-то развенчать миф, ставший популярным после нашумевшего романа Брэма Стокера. Задачка нетривиальная, но и Арно отнюдь не заурядный священник, поэтому с пылом берётся за дело.
Вскоре расследование принимает странный оборот. Раскопки у замка Цепеша, странные приезжие, мифы, находящие подтверждение в истории, догадки о том, что Марта была убита, — всё это расшатывает убеждения Арно, и тот ныряет в гущу событий, чтобы самостоятельно пройти все мифические испытания Дракона и встретиться с Дракулой.
Неторопливый, временами очень сложный квест с потрясающей заглавной темой очаровал меня настолько, что раз в несколько лет я возвращаюсь во Владовисте, чтобы вновь насладиться этой чарующей и одновременно зловещей атмосферой румынской глубинки.
Игорь Ерышев. The Last Express
Крутая игра, о которой мало кто знает, — такая простая идея для подборки, но как же сложно выбрать один незаслуженно обделённый вниманием шедевр из целого списка малоизвестных почти что хитов.
Мой первый инстинкт — поставить на пьедестал Outcast, великолепное научно-фантастическое приключение 1998 года. Там всё чудесно: и удивительное, внеземное настроение в духе первой (только первой!) Mass Effect, и остроумные диалоги, и тонны мелочей, благодаря которым немного аскетичные декорации впечатляют больше открытых миров последних лет… Но есть загвоздка: творение студии Appeal сложно назвать совсем уж малоизвестным — спасибо журналистам, которые пихают его в различные технические топы по поводу и без (нет, коллеги, там вовсе не «воксельный» движок, хвалите бельгийский сай-фай по существу!).
Что дальше? Хотел помянуть добрым словом Anachronox, «американскую JRPG» от Тома Холла (Tom Hall), однако и с ней не всё так просто: цепляет она в первую очередь сюжетом, а он, увы, обрывается на самом интересном месте. И пускай гейм-дизайнер давно обещает выпустить продолжение истории в текстовом формате, не вижу смысла хвалить лишь первую главу фантастической комедии — её навеянный Chrono Trigger геймплей не то чтобы достоин внимания сам по себе. Прости, Том, в другой раз.
И тут, лишь с третьего раза, меня осенило — The Last Express. Лучшая игра Джордана Мекнера (Jordan Mechner), создателя оригинальной Prince of Persia, и одна из величайших адвенчур в истории жанра, вечно страдающего от недостатка внимания.
Повествует она о последнем путешествии Восточного экспресса перед началом Первой мировой. История стартует, как принято в жанре, с убийства в запертом изнутри купе. Друг покойного, беглый американский доктор по имени Роберт Кэс, решает найти виновного по дороге в Константинополь, но герой даже не подозревает, что в стенах экспресса практически каждый пассажир плетёт сети непредсказуемых и зачастую смертоносных интриг.
Без малого 10 лет назад именно The Last Express нашла место в моём топе игр где-то рядом с Metal Gear Solid и Devil May Cry 3. Я помню каждый кадр. Помню ключевые эпизоды. До сих пор вижу, как разные герои вжимаются в стену, когда проходят мимо меня по дороге в ресторан. С моей первой (и последней) поездки прошла целая вечность, а я словно никуда и не уходил, по-прежнему исследую каждый вагон в поисках интересностей да улик.
И дело вовсе не в геймплее — компетентном, не более, — а в эффекте погружения, достигнутом благодаря невероятной, почти маниакальной проработке всего и вся. Стараниями Smoking Car Productions душный на вид поезд фактически ожил, превратился в полноценного персонажа удивительной адвенчуры, в которой переплелись детективная драма, политический триллер, мистический хоррор и, разумеется, любовная история на все времена. Мне несложно вспомнить шедевры, в финале которых тянет пустить слезу, но лишь от этой концовки у меня так сильно сжимается сердце.
Впрочем, печалит меня не столько развязка, сколько судьба столь прекрасной игры. Её, конечно, высоко оценили критики, однако из-за ряда неприятных обстоятельств ей было суждено провалиться в продаже. Издателя поглотила другая компания, которую не интересовал интерактивный «Восточный экспресс». Фактически готовый порт на PlayStation отменили. Мизерный тираж закончился лишь через год после релиза. Затраты на производство не окупились, и студию пришлось закрыть. Трагическое фиаско на несколько лет отвратило Мекнера от индустрии — и его сложно в этом винить. The Last Express заслуживала большего. И убедиться в этом сегодня не составит труда.
А какие игры вы считаете незаслуженно забытыми? Как обычно, пишите в комментариях.
Лучшие комментарии
Рекомендую Илье попробовать поиграть в Rise of Nations. Тоже Цива-RTS, очень хорошая.
Empire Earth — супер кайфовая. В школьные годы создавал карту «колоссальных» размеров, «самого сложного» противника и начинали с каменного века. На летних каникулах, помню, недели полторы я с ним сражался и победил только когда мы дошли до самой последней эпохи ????
Моё почтение мамам одноклассниц, играющих с дочерьми в MMO))
Vagrant Story, лучшее, на мой взгляд, что создавала Squaresoft (тогда ещё не Enix). И это я говорю как поклонник серии Final Fantasy. Экшн-РПГ с интересной системой боя и прокачкой, тёмное фэнтази с интересным сюжетом и харизматичными персонжами, по сложности на первых уровнях была Дарк Соулсом ещё до того, как Дарк Соулс был придуман)
Brigandine: Legend of forsena — одна из лучших пошаговых фэнтази-стратегий, в которую играл. Шесть фракций, прокачка «генералов», глобальная карта мира, интересная система ходов, годный сюжет (за каждое королевства — своя история, у каждого правителя и его поданных свои характеры). Недавно вышло что-то типа ремейка на ПК, но он какой-то вялый, и лучше бы его в целом не выходило.
Echo Night — игра от FromSoftware из 1998-го, когда они ещё не делали Соулсы. Мрачный хоррор-детектив от первого лица, с призраками, перемещениями во времени, крутым сюжетом и механиками. Несколько концовок, в зависимости от действий игрока. Оружия в игре нет, но огрести можешь, она реально заставляла бояться и нервничать.
Что характерно, все три игры с первой PlayStation.
Ещё я любил позалипать в P.T.O. (Pacific Theater of Operations) и Mega Lo Mania, поистине легендарные игры с Sega (в первую, правда, надо разобраться, как играть, т.к. глобальная стратегия с кучей текста и опций, но если разберешься — ууууу, ночами можно было не спать). Славные были времена… Крутых игр была тьма, но все вспоминать — дня не хватит.
Илья попробует)
Aviary Attorney — не все любители Феникса Райта знают про эту игру и зря. Невероятно чудесная игра с очень интригующим детективным сюжетом, где почти не будет ожидаемых развязок у дел, вы часто будете ронять челюсть и поднимая руки к небу вопрошать «Да как так-то?!». К сожалению, перевода вроде бы (до сих пор) нет, но со средним английским вы получите огромное удовольствие от местных текстов.
Swordbreaker The Game — если в детстве вы играли в книгу-игру типа «Стань Стальной Крысой!» Гарри Гаррисона, то эта вам точно понравится. Особое удовольствие — составить в тетрадке самостоятельно карту ответов и открыть их все.
Blue Estate The Game — вроде обычная игра-тир, но оформлена в отличный шутер с сюжетом, убойными ван-лайнерами, спецэффектами и неожиданными событиями.
Creeper World: Anniversary Edition — в отзывах ее часто сравнивают с «Периметром» от наших кд-лаб, но я периметр не смог осилить, а вот эта игра при всей своей простоте затягивает очень и очень сильно. Плюс тут еще и сюжета навернули. В первой части он простоват, но умудряется неплохо интриговать, да еще и в последней миссии неплохо так «вот-это-поворачивает».
An Octave Higher — отличная VN, где иногда хочется смахнуть слезу, а иногда аплодировать автору за проработанность лора и устройства магии. Есть юмор, есть социальная драма, есть экзистенциальные вопросы. Только перевода нет :(
Dead State: Reanimated — симулятор выживания в постапоке, где мы отстраиваем базу, принимаем сложные решения и на вылазках за хабаром что-то между JA2 и XCOM. Кривая, косая, даже после большого обновления, НО! Местные тексты это просто бомба. Это нечто невероятное, из-за чего я постарался облазить игру от и до. Местные персонажи (технически игра отстой, но арт и миниатюры выживших на 5+) могут поболтать с вами всего несколько раз, но расскажут интересную и запоминающуюся историю. А потом каждый игровой день будет случаться что-то неожиданное и интересное. Практически до самого конца.
Mashed была крутая, но ещё круче Micromachines от тех же разрабов, в сеттинге игрушечных машинок.
ivalojkinBlack & White 1 (но не 2). Потрясающая игра, аналогов которой нет до сих пор. Чтобы понять всю ее гениальность, нужно поиграть во вторую часть. Первую часть никто не понял, поэтому сиквел превратили в банальный РТС. А меж тем оригинал базировался на том, что люди и твое существо имеют не прямой контроль и могут самодурствовать, ты действительно ощущал себя Богом, который наблюдает за живыми существами, а не генералом, как во второй части. А ИИ у существа был ОГОГО. Он мог жить самостоятельно и захватывать\уничтожать деревни без твоего участия. Можно даже приучить уничтожить храм твоего врага. Да, оно так могло. А жизнь людей шла твоим чередом и они без тебя тоже вполне могли обойтись. И все это на фоне того, что ты можешь быть как злым Богом, так и добрым.
А ведь в ней еще был мультиплеер. Отдельный вид неповторимого соревнования.
Если когда-нибудь СГ возьмет ее на разбор, а эта игра может принести много лулзов, то я хотел бы узнать два тайны из этой игры:
1) В игре можно построить футбольное поле, но я никогда не видел, чтобы люди на нем играли.
2) На втором острове есть деревня, зараженная чумой. Так вот, если эту деревню не лечить, то в какой-то момент ее жители восстанут против тебя и начнут поклоняться собственному идолу. В детстве я его уничтожил, но я хотел бы узнать, что было бы, если его не трогать. Неужели на карте появится новый игрок. Тут две проблемы: во-первых, жители должны выжить, обычно они все умирают от чумы. во-вторых, триггер происходит рандомно.
PS. На современных ОС игру нужно запускать от имени администратора, иначе сохранения не работают.
Раз уж вспоминаем сегу, то напомню про две части Ecco the Dolphin. Больше не было игр-симуляторов дельфина. Кроме очевидных возможностей плыть и выпрыгивать из воды была реализована механика сонара для ориентирования, общения и решения загадок. Так же нашему подопечному млекопитающему необходимо было регулярно дышать, а значит искать карманы с воздухом или выход на поверхность. И кушать тоже надо было. Плюс сражения с инопланетными ксеноморфами, которые похитили друзей и родных нашего Экко. Противников приходилось насмерть забивать дельфиньим носом с разгона. В целом получилась очень сложная и напряжённая адвенчура с элементами выживания про дельфина. Игра очень далека от сказочной русалочки на той же сеге.
Из знаменитых, но на сей день забытых хитах, часто вспоминаю Периметр. Который якобы приквел Вангеров. Первая часть сносила крышу своей неповторимостью. Обязательное терраформирование, разные технологические цепочки развития ударных юнитов, которые позволяли на ходу менять специализацию юнитов (например, с самолётов на танки или подземные бомбардировщики), необходимость обдумывания не только атаки и обороны, но и логистики собственной энергосети, сюрреалистичный игровой мир вперемешку с фантастической техникой, загадочные спириты, отношение к которым людей делит человечество по ходу сюжета на три идеологически враждующие фракции… Просто кайф. Концепция игры удивительно хороша. Как и реализация. Жаль, что больше такого не делают.
А ещё был Rain World — сложная платформер-адвенчура обплеванная критиками на выходе игры. А меж тем она замечательно для своего времени анимирована, играть надо за кошко-лисенка, который внешне напоминает Ori, густой атмосферой, загадочностью мира, сложностью, частично открытым миром, далеко расположенными чекпоинтами и высокой ценой ошибки. Это игра была не про «попрыгать на чиле». И нет, она ничем не похожа на super meat boy. Дождливый мир был не про точность прыжка и кучу попыток, а про вдумчивость путешествия.
Kill switch — первый, на моей памяти, шутер с крутой системой укрытий. Эта же система укрытий затем стала визитной карточкой Gears of War. Особенно мелкому мне понравилась развязка: поверженный главгад привычно начинает распинаться про «убьёшь злодея — сам станешь злодеем», а ГГ молча сносит гаду голову одним выстрелом в упор. Почему? Потому что эта мразь убила любимую женщину героя, шантажировала его же и вообще собиралась снабдить секретным оружием всяких террористов. Такой холодной и расчётливой мести в сюжете игр я тогда не встречал. А геймплейно игра доставляла сплошное удовольствие.
Ну она кстати весьма известна и популярна, чего не скажешь о Rise of legend. А жаль.
Folklore, который так и остался эксклюзивом PS3. Куча кельтских покемонов и потрясающая механика, завязанная на гироскопе.
На мега драйве — Vectorman, платформер про зелёного робота-мусорщика, который может превращаться во все любое (не знаю, правда, насколько она забытая, игра довольно известная была)
xbox 360 — Lost Odyssey, любимая jrpg, такой должна была стать FFXIII (сделайте уже ремастер что ли?!)
пк — Breakquest, гениальный арканоид
О да в Empire Earth я много играл, да и мои друзья тоже, даже не знал что о ней мало кто знает или помнит, спасибо редакции за статью
VAMPIRE THE MASQUERADE: SWANSONG. Игра недавно вышла, а уже незаслуженно забыта и заживо похоронена.
Одна из достаточных крутых, но забытых игр, это Reservoir Dogs (2006). А она между тем достаточно интересная и местами напоминает Тотал Овердос и Макса Пейна, только без паркура (в игре даже прыгать нельзя, лол, видимо персы боятся помять или запачкать свои крутые костюмчики). Есть крайне интересная механика с заложниками, давлением на полицейских и устрашением. Помню как меня с двух сторон зажимал спецназ, и я вертелся туда сюда с заложником, угрожая его убить, чтобы они отстали. А это действительно можно делать, чтобы обескуражить полицию и создать панику, причем в качестве играбельных персонажей есть все, даже Мистер Синий и Мистер Коричневый, которые в сюжете фильма играли маленькую роль, так вот у всех персов свои добивания (Блондину выдали его иконическую бритву, естественно). И сама игра как-бы расширяет сюжет фильма, показывая как Мистер Коричневый увозил Белого и Оранжевого с места преступления (причем насколько помню у тебя экран покрыт кровью и машина шатается, ибо в фильме его подстрелили и ему тяжело было вести машину и в итоге он врезался), как Розовый прятал камни, как Синий пытался сбежать от полиции и т.п. И оружия в игре немало, в том числе и с двух рук можно стрелять из некоторого. Есть конечно своих огрехи, но в целом игра по своему интересная.
сколько при этом пострадало унитазов?
Была такая серия игр у Микроидов, Still Life, первая и вторая часть. Но ещё был гениальный Post Mortem, самая первая часть этой серии сюжета, который многие пропускают
empire earth — игра моего детства. играл в первую часть около 2005 года и поражали как кампании так и схватки. любима мною и графика, для игры 2004 она сохранилась хорошо. да и приятно было наблюдать за тем как строились здания. переигрывая недавно была проблема с поиском пути у юнитов но все равно было играбельно.
Читал про Mashed и понимал как я скучаю по жанру боевых гоночек… Сони, где Twisted Metal?(
Лучшей частью Black & White, как по мне, является ещё менее известная неномерная Creature Isle. Она отбрасывает довольно кривенькую войну с другими богами и вместо этого концентрируется на питомце. Плюс даёт питомцу своего питомца.
А так да, соглашусь, вторая часть вообще ушла куда-то не туда и с тех пор никто не сделал аналога, что крайне печально.