Дефицитная эпоха — железные итоги 2020 года
Вообще, год получился двойственным в ряде аспектов. В первой его половине издатели активно раздавали засевшим дома пользователям игры и устраивали бесплатные выходные, во второй же проекты для консолей следующего поколения резко подорожали. Некстати просел рубль. Потом дружно вышли видеокарты, процессоры и консоли следующего поколения, однако отыскать их в магазинах сложно, не говоря уже о том, чтобы взять по рекомендованной цене. Дефицит CPU и GPU дополнен тем фактом, что пока (условно) доступны лишь продукты высокого и топового сегментов. Решения подешевле подоспеют в 2021-м.
В этом материале мы коротко подведём железные итоги 2020 года. Затронем видеокарты, процессоры, консоли, облачный гейминг и VR. Начнём с первых двух категорий.
Видеокарты и процессоры
NVIDIA успела выпустить четыре видеокарты 3000-й серии: GeForce RTX 3090, 3080, 3070 и 3060 Ti. Все они основаны на новой архитектуре Ampere. Трассировка лучей и сглаживание DLSS даются им либо без проблем, либо куда проще, чем RTX 2000.Вместе с тем подскочило энергопотребление – до 320 и 350 Вт у RTX 3080 и 3090. Впрочем, это продукты для энтузиастов и тех, кому 10 и 24 Гб памяти GDDR6X нужны по работе. Цена RTX 3090 – от 137 000 руб., что сравнимо со стоимостью мощного игрового PC.
А вот RTX 3060 Ti и 3070 гораздо интереснее для нас. Обе могут послужить для сборки с заделом на несколько лет (под разрешения 1440p и, естественно, 1080p). RTX 3070 догоняет по производительности 2080 Ti, 3060 Ti дышит в спину 2080 Super. Аппетиты у обеих поскромнее, чем у «старших сестёр» (220 и 200 Вт), на борту – по 8 Гб GDDR6. Если 3060 Ti действительно станут продавать по 40 000 руб. за штуку, она станет бестселлером.
AMD ответила запуском Radeon RX 6900 XT, 6800 XT и 6800. «Красные» ассоциируются с доступными видеокартами, однако RX 6900 XT и 6800 XT выступают в высшей лиге – бодаются с RTX 3090 и 3080. Наиболее же любопытна рядовому геймеру 6800, конкурирующая с RTX 3070 и 2080 Ti.
У представителей линейки RX 6000 по 16 Гб GDDR6. Технология Smart Access Memory позволяет центральному процессору обращаться сразу ко всей этой памяти, что подстёгивает счётчик fps. Правда, функция заявлена лишь для нового и предыдущего поколений «красных» карточек. Плюс вам понадобятся процессор Ryzen 5000 и материнская плата с чипсетом X570 или B550. Траты значительные.
Ещё в RX 6000 обращают на себя внимание лёгкий разгон (опция Rage Mode) и возросшая энергоэффективность архитектуры RDNA 2 по сравнению с RDNA (значит, ваш системник станет тише). Из минусов – сырой рейтрейсинг и отсутствие фирменной альтернативы DLSS. DLSS от NVIDIA – это хитрый апскейлинг, когда нейросеть на основе картинки меньшего разрешения строит картинку большего, близкую по качеству к нативной. При помощи DLSS можно проходить игры в разрешении выше Full HD с трассировкой лучей и приемлемой кадровой частотой на не самых мощных «зелёных» видеокартах.
Раз упомянули Ryzen 5000 на архитектуре Zen 3, расскажем и о них. В линейку входят Ryzen 9 5950X, 9 5900X, 7 5800X, 5 5600X. «Красный» чипмейкер традиционно поднял производительность «камней» в играх, требовательных к ресурсам приложениях и снизил задержки при взаимодействии между ядрами. Обратите внимание на Ryzen 5 5600X – он оснащён шестью ядрами (разделяются на 12 потоков), функционирует на скорости 3.7–4.6 ГГц и потребляет 65 Вт. Единственное, ценник разочаровывает ($299) – впору смотреть в сторону 8-ядерных решений.

Хотя производители живо говорят про трассировку лучей, DLSS и даже заикаются о 8K, реальность массового рынка иная. Народным разрешением по-прежнему остаётся Full HD – посмотрите на статистику Steam. В топе 4-ядерные CPU, комплекты из 16 Гб оперативки и, само собой, GTX 1060. Неудивительно, что в рекомендуемых требованиях и у Mortal Kombat 11, и у DOOM Eternal, и у Cyberpunk 2077 указана именно GTX 1060.
Консоли
Девятое поколение консолей не назовёшь мертворождённым, однако главный факт не скрыть – мало (или вовсе нет) ярких проектов. У Sony один громкий эксклюзив – Demon's Souls, у Microsoft – вообще ничего. Зато мультиплатформа цветёт (AC Valhalla, Black Ops Cold War, Yakuza: Like a Dragon, Immortals Fenyx Rising, MK11 Ultimate…).Неспроста Sony и Microsoft продлили жизнь старым консолям. Зачем отказываться от многомиллионной базы пользователей? Тяжеловесы вроде Halo Infinite и Horizon Forbidden West не будут скованы цепями некстген-эксклюзивности.
Вернёмся к железной сути статьи. И PS5, и XSX снабжены процессорными и графическими блоками от AMD. Процессоры – на архитектуре Zen 2 (как Ryzen 3000), графика – на RDNA 2 (как Radeon 6000), памяти GDDR6 насчитывается по 16 Гб. Чипы инженеры Sony и Microsoft модифицировали на своё усмотрение, поэтому частоты не совпадают.
По производительности серьёзные западные СМИ сравнивают новые консоли с RTX 2080 Super и 3060 Ti. Достойная мощь. «Фишка» PS5 – неплохое охлаждение (здоровенный объём, жидкий металл вместо термопасты), «фишки» Xbox Series – быстрое переключение между запущенными приложениями и подписка Game Pass. Да, Sony делала акцент на твердотельнике, навороченном аудиодвижке и отзывчивом контроллере, но нельзя гарантировать, что эти функции пригодятся разработчикам. Трассировку лучей ведь никто повально в игры не добавляет. Или вспомните PS Vita: возможностей-то карманная консоль предлагала кучу, только кто их использовал на полную катушку?
С обратной совместимостью ситуация приятная. На PS5 запускаются большинство игр с PS4, а на Xbox Series – уйма добра с Xbox One, X360 и Xbox.
В 2021–2022-м подпорченную репутацию некстгена должны выправить Gran Turismo 7, Ratchet & Clank: Rift Apart, Senua's Saga: Hellblade II, Fable, Everwild, Perfect Dark, Avowed… Тогда мы наконец сможем поговорить об играх, а не о сверхбыстром SSD.
Облачный гейминг
Google намеревалась выпроводить консоли на свалку истории. В ноябре Stadia отметила первый день рождения. До революции пока далеко.Stadia представлена в Северной Америке и государствах Европы. В России и Южной Корее, странах с дешёвым высокоскоростным Интернетом, сервис появится, видимо, позже. Год назад Google сражалась с техническими проблемами, спешно пополняла библиотеку (сейчас в ней свыше 100 проектов), вяло общалась с аудиторией. Коммуникация со временем наладилась, список поддерживаемых телефонов на Android вырос. Stadia подалась на устройства Apple (через браузер Safari) заодно с GeForce NOW и xCloud.
Google не берёт с пользователей плату за аренду удалённых компьютеров. Мультиплеер тут тоже халявный, в отличие от консолей. Присутствуют free-to-play-проекты (взять Destiny 2). Американская корпорация, конечно, предлагает платную подписку с набором подарочных игр и скидками на продукты из каталога, однако не настаивает на покупке. Stadia пережила свой первый год и переживёт ещё несколько, учитывая финансовые возможности Google. Удивляет разве что отсутствие анонсов от внутренних студий в Монреале и Лос-Анджелесе.

Microsoft долго тестировала xCloud на Android и в сентябре добавила его в Game Pass Ultimate. Релиз на PC и iOS намечен на весну.
В светлое будущее (без железа, скачиваний и установок) за Google и Microsoft ломанулась Amazon. В её сервисе Luna не нужно покупать игры – доступ к ним открывается в рамках тематических подписок. Сложно предсказать, взлетит Luna после «беты» или нет, ведь у Amazon сложные отношения с игровой индустрией – компании пришлось закрыть Breakaway и Crucible. Возможно, похожая участь ждёт New World – Amazon раз за разом сдвигает сроки выхода.
За рубежом хватает облачных платформ и помимо перечисленных: Paperspace, Shadow, Vortex, PS Now. Но настоящая драка за геймеров идёт в РФ. В памяти всплывают GFN.RU (локальная версия GeForce NOW), Playkey (давний игрок на российских просторах), My.Games Cloud (Mail недавно организовала ОБТ), Drova.io (PC в аренду сдают сами пользователи), Loudplay… Масла в костёр подливают мобильные операторы: «МТС» и «МегаФон», рекламирующие различные платформы, и «Билайн», создавший собственную.
Наблюдать за развитием облачного гейминга в ближайшие годы будет как минимум занятно. Пока заметно, что эту сферу активно накачивают деньгами.
Виртуальная реальность
Кто-то вспомнил о существовании виртуальной реальности в 2020-м благодаря анонсу VR-аттракциона Prince of Persia: The Dagger of Time. Но большинство – из-за выхода Half-Life: Alyx.У Alyx сейчас более 40 тысяч отзывов в Steam. Игра подстегнула продажи шлема Valve Index и обсуждалась шире, чем Beat Saber – простенькая ритм-аркада, одной из первых в нише VR взявшая отметку в 1 миллион реализованных копий.
Хочется верить, что для VR всё только начинается (спустя 4.5 года после премьеры Oculus Rift). За Half-Life: Alyx последовали Medal of Honor: Above and Beyond и Star Wars: Tales from the Galaxy's Edge. Ну и не забывайте о The Walking Dead: Saints & Sinners. С другой стороны, то, что Microsoft прохладно относится к виртуальной реальности, а Sony до сих пор не представила PSVR2, наводит на грустные мысли.
Железный рынок меняется: AMD отныне не отстающая и бюджетная, консоли – не сопляки на фоне PC. Надеемся, в 2021 году тоже будет чему удивиться. С одним условием: пусть новое железо перестанет числиться дефицитным товаром.
консоли – не сопляки на фоне PC
Тут такой нюанс есть. Сейчас, на момент выхода — да, безусловно. Но через лет 5, а может даже и раньше железо на ПК получит неплохое развитие, а консоли — дай бог Pro версии, и то не факт. Впрочем, сколько тех пекарей-шейхов, которые реально смогут идти в ногу со всем новым железом, а не обновляться раз в те же самые 5 лет, как я, например?)
Ну сейчас, консоли действительно имеют хорошие, современные железки в отличии от предыдущего поколения 2013 года, где железо было дай бог конкурентом среднебюджетного пк 2012.Сейчас чтобы собрать конкурента новому поколению надо потратить больше денег, чем стоят сами консоли, что делает их хорошими вариантами.
Комп собирал в 2013, докупил только 970, которая стоила дешевле чем консоли, но позволяла играть в фулл хд 60фпс на максималках во многие игры, чего консоли позволить не могли.И вот смотри: я доплатил больше, чем стоят сами консоли, но при этом получил более качественную и плавную картинку. При этом у меня появилась база, которую я поменяю только под конец года и опять 10 лет буду сидеть, поменяв 1 раз видеокарту.Если бы я не мог, собрал бы дешманский пк который бы запускал все игры в 900p, и он не стоил бы дороже, чем предыдущее поколение.
Говорить, что чтобы получить такую же картинку в консолях предыдущего поколения нужно переплачивать-это не правда.Поэтому я и говорю, что 8 поколение гавно в тех.плане.Чего нельзя сказать о нынешнем.
По железу пс4 приблизительно похожа на radeon 7850 2012года за 249$( 189 на конец 2012) и Fx 8100 за 185$ 2011года (в январе 2014 года 120) при этом разрядность на ядро в 2 раза меньше, 83$ за материнку, 25$ за жесткач на 500гб, 50$ на бп на 500w.Итого получаем около 480$ за пк на момент начала 2014 года.При этом мы создали базу, которую можно апгрейдить, а не выкидывать все на мороз и получили большую производительность, чем пс4.Отрицать факт, того что 8 поколение вышло отсталым в тех.плане глупо, да еще факт того, что через 2 года анонсировали улучшенные консоли говорит сам за себя.Так что, да, я не считаю что 400 бачей за 8 поколение хорошее вложение.
Оно, конечно, всё так, но кто ж собирает компьютер одним куском? Ведь в подавляющем большинстве слчаев сначала собирается некоторая база, которая будет служить лет 10 (а с отцом я собирал и хреновины, сносно работающие по 15 лет вообще без обновления железа), а потом на неё по мере необходимости накручивается всё остальное. Реально часто, по моему опыту, меняется только видюха. Ну, ОК, ещё иногда возникает острое желание пару дополнительных хардов поставить. И, скажу по секрету, полная стоимость компа с нуля, если не выпендриваться и делать «всё по максимуму» — это 2 — 2,5 стоимости видюхи. Всё остальное ощутимо дешевле. И служит гораздо дольше. Потому что только на видюхах есть реальная перспектива улучшения существующих технологий — всё остальное упёрлось в фундаментальные законы физики, там требуется принципиально иной подход, чтобы сместить баланс потребляемая мощность/тепловой пакет/скорость работы. Не говоря о том, что те же процы игроделы до сих пор не научились нормально загружать — мой Intel i5-4670K ловит перегруз только от хреново оптимизированного говнища, которое и 9 интель умудряется плавить. Такие дела)
я это знаю.
но пс5 стоит 400 баксов/эвро, столько же стоит 3060 ti, выходит стоимость полной сборки(по твоему коэффициенту, с которым я соглашусь) 800-1000 баксо/эвро.
и вот стою я перед выбором что взять, бокс за 500(серия S меня пугает, смотрю всё таки на X), пс4 за 400(дисковод мне не нужен) или пк за 800-1000.
Мой тезис был как раз в том, что если у тебя уже есть ПК, то ты выкладываешь не 800 — 1000, а те же самые ~400, что и за консоль)
То бишь цена вполне конкурентная, а дальше можно бесконечно холиварить, что важнее: гамать с дивана (что с прямыми руками можно и с компа организовать) и эксклюзивы или иметь мощную рабочую машину дома, на которой помимо игр и работать с тяжёлыми расчётами / условным фотошопом или афтерэффектом без особой боли.
Я поддержу в этом плане (плюсанул ++). Правильно собранный игровой современный ПК — вполне хватает на 10 лет. Да, сменится при это в среднем 2 видеокарты, 1 раз процы (поставится в 2 раза мощней), ну и памяти добавится (раза в 2 станет больше). Но учитывая что бу железо имеет остаточную стоимость и тоже продастся — цена игрового ПК — как раз будет в среднем равна цене 2х новых приставок разных поколений, которые пройдут за это время. Но стоимость игр — несопоставимая. Мало того — на приставках юзер ощутит за это время 2 раза — падение в «говно», когда на смене поколения старая приставка уже ничо нормально не потянет — попоанальная боль запустивших Киберпанк на PS4 — тому яркий пример. И получается что грамотно делающий апгрейд ПК-шник — практически всегда «на коне» и получает то что хочет — а вот приставочники вечно страдают — выходит новая приставка — да все летает, но игор то нет и дорого, либо игры копейки и их много — но приставка жуе морально устарела.
Но естественно приставочники такой расклад никогда не выводят — иначе придется признать что приставки берут только 2 вещами — простотой запуска игр (любой идиот включит и поиграет) и эксклюзивами. Усе.
PS — любому упоротому приставочнику — могу весь расклад покупки и апгрейта «в деньгах» нарисовать — пруф за мной не заржавеет, ибо работаю в ИТ — сервисе и в плане цен — всегда в курсах.
У консолей ещё один очеь существенный плюс есть: не нужно думать над конфигурацией. Та просто берёшь продукт — и он работает из коробки. Все наши прикидки цен идут без учёта оплаты сборки, настройки и т. п… Я уж молчу про то, что необходима минимальная квалификация, чтобы подобрать железо, адекватное целям пользователя — и некоторые и за такое платят.
Ну дак о том и написал — простота запуска — все воткнул и работает ) С ПК да — верно собрать (с учетом будущего апгрейта) и правильно настроить, да еще иногда (для кривых релизов) «правильно» установить — это многих отталкивает. Даже показатель — возьмите любой криминальный американский сериал\фильм — везде тупые нигеры мочатся на ху-боксе, чтот на ПК я там ни одного среднестатического персонажа не замечал ))
Да, только вот толку от развития железок ПК через 5 лет, если все по прежнему будет точиться под базовые версии консолей… Да, получше разрешение, текстурки, опять же при наличии соответствующего железа у конкретного пользователя, но принципиально другой игровой опыт не получится.
Обновился вот на днях с r5 1600 + gtx 1070 на r5 5600x + rtx 3070. Единственное что поменялось — теперь могу играть в 4к (имел неосторожность купить такой монитор, что послужило причиной для апгрейда). В 2к, а тем более 1080 разница вполне терпимая, не стоящая подобных затрат. Особенно если учесть что к 5600 по хорошему нужна сво, ибо греются они оч жестко.
Я говорю как есть. С башенным куллером и хорошей пастой в нагрузках до 87. При этом в простое 45 и при нагрузке температура за пару секунд становится 80. Явно проблема не с охлаждением, а большой нагрев не отрицает и сама амд, говоря что 80 это норма
Не возьмусь утверждать наверняка, как я уже писал ранее, я давно не слежу за домашними процами. Но тут довольно банальная проблема: Intel упёрлись с одной стороны в законы физики, которые не позволяют сделать принципиального скачка на существующих технологиях, а с другой в отсутсвие реальной необходимости в более мощных процах у простых смертных. Я уже писал выше, что моего i5 за глаза хватает для игр и не слишком жёсткого софта (а слишком жёсткий у меня только на работе водится, но там и монстры соответствующие стоят). Да, у Intel точно есть за этот год существенный прогресс, но в старшем сегменте — для серьёзных ребят, которые реально считают очень тяжёлую математику. Вот только не поставишь ты Xeon на нормальную домашнюю машину. Точнее, поставишь, но придётся всё с нуля пересобирать — эта тварь жрёт просто нереально много и греется как не в себя, не говоря о собственном сокете. А мать с таким сокетом стоит в 2 раза больше нормальной. Короче, я точно знаю, что Intel большие молодцы — и на работе мы это используем на полную катушку. Вот только мне нафиг не упали 20-ядерные процы дома. Мне их тупо нечем нагружать.
А вот тут я не соглашусь. По видеокартам прогресс есть — и довольно ощутимый. Причём как в сторону улучшения, так и в сторону удешевления. AMD уже который год подряд пытается достичь уровня Intel — всё ещё безуспешно, но как бюджетная альтернатива сойдёт. И прогресс на этом поприще у AMD есть — почему бы не отметить? А Intel несколько лет как упёрлась в потолок. Да, они лучшие по процам — но разве это нужно проговаривать? Они не могут сделат ничего принципиально нового. Ни более мощного, ни более дешёвого. Они выжали всё, что могли, из существующих технологий. Так что все нормальные люди знают, что Intel — лучшие. Но что они сделали за год такого, что стоило бы упомянуть?
А что по этой маааленькой компании сказать? Что до сих пор не могут слезть с 14нм на декстопе, и доклепались до такой степени что платы на новом 1200м сокете из-за мощавой системы питания в среднем дороже конкурентов от АМД на 20%? И что сидят на технологии 1151 сокета аж 5 летней давности — и ничо не поменялось? ну до — прэлестно.
Вот когда сделают чтот дельное а не это мракобесие — тогда их и вспомнят.
Но что они сделали за год такого, что стоило бы упомянуть?
Может хотя бы то, что спустя два года вышло новое поколение процессоров? Или тот факт, что крупнейшая компания в данной сфере выпускает новые модели не достоин упоминания в ЖЕЛЕЗНЫХ итогах года? При этом название AMD упоминается в статье 4 раза, со всех сторон обсасываются технические характеристики их продуктов, а приправлено все это жирным постером с рязанью. А вот теперь расскажите мне о непредвзятости автора. :)
так падажжи, ведь везде, где упоминается АМД, она упоминается по делу, говориться о глобальных изменениях, когда говорят о консолях, говорят что АМД опять смогли себе выбить контракты на железо и что представили там довольно мощную машинку, в части о процах говориться что мощности процов АМД возросли, как и цены, и всё это подвязыватся к финальному тезису, где говориться: AMD из отстающей кампании за 5 лет стала конкурентом, начинающим отвоёвывать заметную долю рынка (пускай и в серверной части и всяких крупных гос заказах АМД интелу всё-ещё не кокнурент). В части с видеокартами говориться опять же не только про амд но и про нвидию, т.е. про рынок видеокарт в общем.Про видюхи от интел ничего нет, потому что, внезапно, видеокарт от интел так и не показали (хотя меня лично сильно интриговала новость о том, что интел решили залететь на рынок бюджетных видеоадаптеров).
Так что глобально про интел сказать то нечего, ну они представили очередную итерацую процессоров, молодцы, но пока из этого нельзя извлечь какую-то более глобально значимую вещь (это, например, не тот же переход i5-х с 4/8 на 6/12 или не какой-то ошеломительный разгром в плане производительности конкурентов из АМД или какая-нибудь подобная по значимости новость)
Ребят, при всем уважении — ну подтяните железный отдел, БРЕД же пишите.
RTX 3070 — для FHD??? Сириоусли??? А чо уж не для 1280 на 1024? При их ценах — их даже для 2.5к — не один вменяемый человек не возьмет — чисто 4к-шное решение.
Далее — как можно судить о целом поколении новом что оно НИКАКОЕ, если оно ТОЛЬКО еще вышло? Бред полный. Как раз ПРЕДЫДУЩЕЕ поколение было полное г...., ибо обещало во все рупора 4к — которого не было ни разу. Вышедшее — хотяб ЧАСТИЧНО уже его гдет может, и с нормальным уровнем графики.
Ну и все эти онлайн плафтрмы — как были так и остались — говно ) Я аж в свое врем статью по этому написал — ни конкуренты они ни ПК ни настолкам, ни даже мобильному геймингу ни разу
А где написано, что RTX 3070 именно для FHD? Цитата: «А вот RTX 3060 Ti и 3070 гораздо интереснее для нас. Обе могут послужить для сборки с заделом на несколько лет (под разрешения 1440p и, естественно, 1080p)»
Сюда же хочу добавить ещё одну железную новинку по привлекательной рекомендованной цене, которую за эту цену не особо-то и достанешь, а именно чипы Эппл М1, вернее устройства на них. Да, это не игровой девайс, но в целом сильно изменивший перспективы рынка и совершивший революцию куда больше и значимей, чем новые видеокарты или консоли, пусть и совершенно незаметную для геймеров и юзеров рабочих станций. Уже сейчас многие компании, в том числе Микрософт и Нвидиа (хотя с ней всё ещё неясно) наметили создание новых устройств на арме. Будет это года через 2-3, я думаю, но влияние на гейминг неизбежно.
ну, говорить именно о революции, как по мне рано, надо бы действительно дождаться перехода огромного количества вендоров на арм в ноутах.Но опять же были снапы 835/850/8cx, которые не взлетели чисто в силу того, что под них надо бы было сильно перепиливать софт, а эмулировать программы под винду они могли не так успешно как хотелось бы, т.е. шаги в этом направлении уже предпринимались, так что тут чисто у эпла всё отично сошлось: у них уже есть софт, который работает на арм и перекрывает те же ниши что и софт для х86 и есть опыт в разработке процессоров на арм, в итоге это экономически выгодно производить и поддерживать свою платформу от начала до конца.
Про то, что с Нвидией «всё-ещё неясно» слушать вообще смешно, они в прошлом году купили эту самую арм, м.б. даже попытаются возродить идею суперскалярных процессоров (интел примерно в конце нулевых как-то пыталась запилить проц, похожий на видеокарту с большим количеством ядер, но при этом нормально работающий с х86 кодом и вообще скорее работающий по принципу тогда существовавших процов в отличии от арм, хотя на данный момент это уже не настолько актуально. Т.Е. это вроде-как выходил аналог system on chip как сейчас на телефонах) или чего ещё решат наворотить.