Честно говоря, ожидал большего. Хотя и так получил немало.
Сразу оговорюсь, сейчас только про оригинал. У дополнений свои странички здесь есть, так что о них там.
Начну, пожалуй, с противников, и начну с вопроса: а чего они такие жирные? Если у самых начальных солдат и собак здоровья немного, то у всех последующих врагов его будет немерено, а солдатики с псами только в первых уровнях каждой из четырёх глав и встречаются. Огр, чуть ли не самый часто встречающийся враг, успокаивается только после четырёх выстрелов из супершотгана. Он точно "супер", вы уверены? Ещё огр умирает от двух гранат, но гранатомёт ещё найти нужно. Зато после смерти как раз две гранаты оставляет, получается отличное безотходное производство. А вот рыцари после себя ничего не оставляют а умирают куда как дольше. Как и все прочие. И на кошмарной сложности я не раз обнаруживал себя против парочки врагов с одним топором наперевес, что не очень-то приятно. Зато что приятно, так это завалить топором шамблера и ходить потом весь день довольным. На кошмаре-то и без четырёхкратного урона и неуязвимости. Кайф. Вообще, бестиарий тут почти образцовый. Всего дюжина врагов, но парочка из огра и шамблера прямо сразу в пантеон культовых противников отправляются. Да и остальные почти не отстают. Почти, потому что под конец у кого-то сорвало резьбу и он придумал слизняка, противника не просто идиотского, но и наверное одного из худших в шутерах вообще. Эта паскуда не просто взрывается при контакте, но и передвигается с бешеной скоростью хаотичными прыжками по всему экрану. Убить слизня осмысленно можно только увидев его в спокойном состоянии издалека, пока он не увидел тебя. Потом только истеричная беготня и пальба во все стороны из всего, что есть.
А есть как-то совсем мало. Топор, два шотгана, два гвоздемёта, два гранатомёта и элетропушка. Причём в случае с гвоздемётом супер-версия просто перечёркивает обычную, потому что стреляет в два раза быстрее. Супершотган и простая версия хотя бы кучностью стрельбы отличаются, что тоже не ахти. Серьёзное отличие только у гранатомёта и ракетницы, при одинаковых снарядах. А электропушка хоть и хороша, но боеприпасов на неё не ахти как много, а выжигает она их почти мгновенно. А ещё она под водой очень хороша.
И вот вся эта жирность врагов, скудность вооружения и боеприпасов, а также по большей части узкие коридоры уровней очень часто заставляли меня бегать спиной вперёд. Я столько спиной вперёд за все части Serious Sam не бегал, наверное. Причём сами уровни задизайнены отлично: заблудиться сложно, погулять есть где, прогрессируют плавно, секреты запрятаны вообще почти эталонно, а атмосфера выверена на ура. И музыка её только подчёркивает. Жаль только, что подчёркивает она только атмосферу уровней, но никак не поединков. Носиться по залу от шамблера и пары рыцарей, бешено от них отстреливаясь и стараясь не попасть под молнию, под аккомпанемент мучительных завываний не то чтобы очень весело.
А ещё здесь есть боссы. Их всего два и они, без преувеличений, убогие, особенно финальный. Ну и титры с сюжетом после завершения главы ползут целую вечность: что-то около двух букв в секунду.
Такая игра. Всерьёз культовая, особенно в плане движка, на котором само мироздание написано, но далеко не идеальная.