Ну а кроме сомнительных шуток (и отсылок к тому самому порнокадру), первый проект Уэды показался мне на удивление свежим. Вся игра - набор пространственных головоломок в духе Little Nightmares и творчества Playded, закольцованных в структуру одного большого замка и разбавляемых спорадического удовольствия боёвкой и весьма нетривиальными, хотя и душноватыми, актами взаимодействия со спутницей.
Нет, ты ничего не подумай, никакой цели единая структура мира не преследует (кроме, видимо, передать ощущение цельности), никакого исследования здесь нет. ICO спокойно могла быть линейным приключением, по ощущениям очень близким к Кошмарикам или Инсайду. Но что-то каждый раз влечёт Фумито к гигантизму и обширности, поэтому в игре есть эдакий полуоткрытый замок с Острова Времени.
По канону всех фэнтези-игр, наш путь начинается в тюрьме. Тебя - предположительно, в качестве жертвы - приносят в фэнтезийный аналог Сити 17, а если быть точным, в ту самую башенку, где держали Илая после похищения. Рядами стоят какие-то покрытые рунами контейнеры с неизвестным содержимым, внутри одного из них - ты. Но пробыть в местной матрице тёмного города на 13 этаже предстоит недолго: треснувший кокон позволяет выбраться из него без особых усилий - и вот наш протеже уже готов устраивать побег.
Стоп-стоп-стоп-стоп-стоп. А как же ключевая особенность дебютной работы Team Ico - напарница? Вскоре после побега из не слишком комфортабельного гроба наш герой по сиюминутному альтруистическому порыву спасает из клетки Йорду, девочку со странными способностями, и в дальнейшем продолжает свой путь из замка вместе с ней.
И вот тут время нахваливать игру: взаимодействие с напарницей реализовано не то, что просто очень хорошо, а лучшим из возможных образов! О чём речь, если до сих пор такого уровня геймплейной привязанности к упорядоченной группке пикселей (по нескромному мнению автора этого отзыва) не сделали нигде? "Но ведь герои даже не разговаривают друг с другом!" - воскликнет взращённый киношным геймдевом пользователь, а я отвечу: действия и поступки красноречивее любой простыни текста. Нерешительные анимации девочки, которая боится перепрыгивать на другую сторону, но всё же решается довериться Ико и, зацепившись за его руку, неловко подтягивается на карниз, её вздохи испуга, когда герой чуть не падает с края обрывистых архитектурных хитросплетений, даже простая возможность подержаться за ручки - всё это привязывает к девочке сильнее, чем к иным словоохотливым героиням.
И да, есть немалообоснованное предположение, что и Элли с Джоелом, и Фара с Принцем, и Кратос с Боем, и Эшли с Леоном, и Моно с Шестой (на этом примере влияние ICO особенно заметно) основывали свою модель взаимодействия на этой парочке героев. А как тебе it takes two? Отличная кооп-игра, бесспорно, но присмотрись внимательно к первой дизайнерской работе Фареса и ты обнаружишь в ней всё те же приёмы, которые Уэда реализовал ещё в начале второго тысячелетия.
Да и в конце-концов сама фабула оставляет пространство для интригующих вопросов: что это за мир, что в нём происходит, что за тёмные сущности каждый раз пытаются забрать Йорду, почему от её жизни зависит функционирование всего этого места и зачем тут мельницы с системой водосточных труб? Ответы даются в чисто японском стиле: метафоры и символы напополам с вопиюще грубой прямотой (мотивация антагониста настолько примитивна и по сути, и по подаче, что даже как-то стыдно так нахваливать игру). И здесь на первый план выходят ощущения. Подключай все перцептивные антеннки своей затылочной доли и впитывай этот странный эмоциональный коктейль чувственного японца. Только так и можно получить удовольствие от этой игры.
Есть ли у ICO другие достоинства? Не особо. Пространственные головоломки разнообразны, но идейно просты (реализация некоторых заставит помучиться - привет, водяная башня) и больше ставят в ступор своей ненативностью, чем закрученной задумкой. Боёвка просто существует для оправдания факта, что ICO - видеоигра. В общем виде у нас имеется симулятор ходьбы с раздражающим количеством бэктрекинга и редким челленджем, для преодоления которого иногда придётся чекнуть walkthrough.
Арт доставляет разве что общей стилистикой, но в целом лишён каких-то запоминающихся дизайнов. Из запоминающихся композиций, в свою очередь, отмечу некоторые мелодичные работы Michiru Oshima и, конечно, шедевральную, пробирающую до глубины You Were There из эпилога. Всё остальное интересно разве что тембрально. Прикольные атмосферные синты, которые местами напоминали мне Ямаоку (уж не одним и тем же ли пресетом они гоняли партии, да и гитарное тремоло из Castle in the Mist уж как-то слишком напоминает легендарную тему первого Сайлента), не слишком приковывали к себе внимание да и обычно были довольно короткими. Большую часть игры тебя сопровождает "пещерный" эмбиент, состоящий из низких звуков, редких диссонансов и тонной ревера на мастер-канале. В целом норм, но всё же годноты не хватило для покорения моего сердечка.