Размышление о The International – крупнейшем киберспортивном турнире
Не знать DotA 2 невозможно, уж очень много шума она наделала в своё время. И несмотря на то, что звёздный час игры прошёл, связанные с данным проектом новости всплывают регулярно. Известие, что «Призовой фонд The International 20ХХ стал самым большим в истории DotA 2 и превысил N млн долларов» и вовсе можно услышать каждый год. Вот только дело не в цифрах, которые стоят за “XX” и “N”, а за названием турнира. TI для всего комьюнити DotA 2 нечто большее, чем просто соревнование за круглую сумму вечнозелёных. The International – огромное событие для всего киберспорта, прикоснуться к которому может каждый.
Киберспорт с каждым годом становится всё популярнее, появляется множество новых дисциплин, а про TI и DotA 2 никто не забыл до сих пор. Более того, жанр MOBA среди прочих мне кажется одним из самых зрелищных. Оговорюсь сразу: и в других упомянутых ниже играх есть на что посмотреть, не зря посвящённые им соревнования собирают тысячи зрителей. Просто выражаю своё мнение, не более.
Рассмотрим самый классический пример: чемпионаты по Counter-Strike: Global Offensive. И с динамикой у игры порядок, и с тактической составляющей. Вот только матчи, особенно проведённые на одной и той же карте, выглядят крайне репетативно. Посудите сами: раунд на ножах, «пистолетка», обычные раунды с раскладом вроде «четыре человека с М4А1/АК 47, один с AWP». Поля для экспериментов почти нет, ведь все точки и раскидки гранат давно выучены. Разумеется, виртуозная стрельба профессионалов поражает, но назвать CS: GO захватывающим, увы, не могу.
Чуть лучше обстоят дела у Rainbow Six Siege. Динамики там поменьше, по крайней мере в первой половине раундов. Зато вариативности больше: на выбор и оперативники, и гаджеты. А ещё учтите разрушаемость, смену расположения точек, разнообразие карт и героев. И это всё круто, вот только большая часть экшена приходится на последнюю минуту раунда, до этого команды тщательно готовятся к решающей перестрелке.
Вот уж у кого из командных шутеров порядок в плане динамики, так это у Overwatch. Красивые и быстрые убийства… которых мы не видели примерно уже год, спасибо Бригитте и стратегии Goats. Из шутера игра превратилась в симулятор разборок стенка на стенку, кто кого задавит. И вроде бы последний патч поправил сие безобразие, и матчи стали веселее, и пики героев будут залочены под 2-2-2. Но если посмотреть составы команд, то довольно легко обнаружить, что больше половины игроков – корейцы. Никакого расизма или чего-то подобного, просто наблюдать поединок команд из Ванкувера и Нью-Йорка было бы интереснее, если бы их представители не были родом сплошь из Пусана да Сеула. Обесценивается привязка команд к городу и болеть зрителю из СНГ практически не за кого. Серьёзно, два парня из Москвы в лице ShaDowBurn и NLaaeR, и на этом с нашими игроками в Overwatch League всё. Хотя в остальном шутер от Blizzard смотреть весьма интересно.
Перейдём к тёмной стороне киберспорта. PUBG или же Playerunknown’s Battlegrounds, честно признаюсь, смотрел один раз и мне хватило. Треть всего времени, если не половину, на экране вы будете видеть карту. Да, отслеживать перемещения всех игроков важно, но всё же стороннему зрителю это не очень интересно. Причём в первой половине матча перестрелок вы почти не увидите: предугадать, где начнётся экшен, довольно тяжело, поэтому операторы не всегда успевают выцепить интересные кадры. К тому же, в виду того, что играет одновременно шестнадцать команд, в начале многие стычки происходят одновременно, а покажут только одну. В конце матча, если зона сошлась в чистом поле, готовьтесь наблюдать ползание в траве и пиксельхантинг. Местами следить за стратегическими манёврами команд мне было интересно. Но в остальном: нет, спасибо, насмотрелся.
Fortnite же… Блин, как рассказывать про то, что наблюдал всего минут пять? Ладно, попробую: из озвученного выше хронометража большую часть времени занимали сбор ресурсов и строительство. Всё понимаю, но я хотел посмотреть королевскую битву, а не чемпионат по синхронному возведению вышек из Minecraft. Причём с эпилептично трясущейся камерой и стрельбой сквозь недостроенные стены. Извините, тоже нет.
Да, разумеется, ещё Starcraft, Hearthstone, MTG и прочие подобные стратегические и не очень игры. Но они направлены именно что на фанатов. Постороннему человеку смотреть турниры по этим играм будет попросту скучно, потому что понять, что происходит, крайне тяжело.
У жанра MOBA в плане зрелищности всё более чем в порядке. Фарм на начальных уровнях часто разбавляется драками. Чуть позже начинаются полноценные тимфайты и борьба за контроль карты. Одинаково важны стратегические и тактические решения, что дополняется высокими требованиями к личному скилу игрока. Про то, насколько круто выглядят поединки пять на пять с множеством использованных скилов и вовсе промолчу. Понимание происходящего у зрителя появляется далеко не сразу, но эстетическое удовольствие, получаемое после осознания, явно того стоит.
Честно говоря, жанр MOBA уже отжил своё. Вы без труда можете вспомнить те времена, когда все хотели склепать что-то подобное, но названия этих проектов вряд ли всплывут в сознании. Таков удел трендов: одни их задают, другие же просто пытаются угнаться; у кого-то получается, у кого-то – нет. Но даже в эти тёмные времена остались четыре игры жанра MOBA, живущие и по сей день.
Первая нас совершенно не интересует в рамках данного материала. Потому что это Heroes of the Storm и Blizzard прикрыло киберспортивное направление. Игра не умерла, а всё ещё регулярно получает свежий контент, но никаких официальных турниров больше нет. И раз уж речь зашла о HotS: попробуйте сами, особенно если никогда не играли в MOBA. Лучший способ приобщиться к жанру: и герои знакомы по прочим проектам «Метелицы», и механики упрощены и понятны сразу, и комьюнити одно из самых адекватных среди конкурентов. Нет, это не нативная реклама, ссылка в описании.
Далее – Smite, который глобально выделяется разве что нестандартной камерой (от третьего лица) и управлением. Честно говоря, на фоне упомянутых далее мастодонтов совершенно не впечатляет. Ключевая проблема в тимфайтах: либо видишь только их часть, либо весь, но издалека. Да и вау-эффекта местные разборки не вызывают, потому что внешне заклинания выглядят блекло в первую очередь из-за камеры. Они просто теряются на фоне локаций и персонажей.
Теперь переходим к нашим левиафанам, бороздящим океан игроиндустрии до сих пор. League of Legends вовсе поражает: выпущенная в 2009 году, она всё ещё занимает верхние строчки в топе того же Twitch и вполне заслужено. Так почему же автор настойчиво рекомендует ознакомиться с крупнейшим турниром по DotA 2, а не с Чемпионатом Мира по LoL? Не знаю, проблема в патче, актуальном на ЧМ 2018, или я неудачно выбирал матчи, но все они страдают одной и той же проблемой: малое количество фрагов на начальном этапе. В среднем команды на двоих совершали четыре-пять убийств за первые десять минут матча. Более того, в одной игре и вовсе счёт открыли лишь на двенадцатой минуте. При этом экшена хватает, регулярно происходят ганги и просто стычки в стратегически важных местах. А результата нет. И лично мне смотреть на поединки, которые заканчиваются ничем, не так интересно.
С DotA 2 в данном аспекте всё приятнее. Среднее количество фрагов за первые десять минут матча уверенно переваливает за дюжину. В остальном же LoL и DotA 2 крайне похожи для зрителя. Массовые побоища, выглядящие как фонтан красок, на фоне которого взрывается десяток фейерверков, – есть. Тактические и стратегические перемещения по карте с целью перехитрить противника – в наличии. Красота идеальных таймингов касательно применений заклинаний или же просто “Symphony of skills” – присутствует. Пафос, эпик и накал эмоций – куда без этого?
Рассказывать о том, что такое «Игромир» или Е3 бессмысленно, вы и так в курсе. Огромные выставки, посвящённые играм, с множеством развлечений для геймеров. TI тоже не только соревнование за миллионы долларов, но и центр развлечений для фанатов DotA 2.
Темы матчей непосредственно турнира коснёмся позже, сейчас рассмотрим, что ещё может показать нам The International. Контента довольно много: анонсы новых героев и косметических предметов, интервью с участниками, конкурс косплея, шоу-матчи. Первый пункт, пожалуй, будет интересен лишь фанатам DotA 2, хотя подобные презентации выглядят неплохо. Увы, но Valve в плане представления нового контента до Blizzard или Riot Games ещё очень далеко.
Интервью с игроками тоже вряд ли можно отнести к категории «для всех». Но если вы в целом интересуетесь киберспортом, то узнать подноготную профессиональных игроков DotA 2 не помешает. Опять-таки ничего выдающегося и сделаны они в первую очередь для фанатов.
Конкурс косплея уже направлен на более широкую аудиторию. Даже если вы не следите за этим направлением фанатского творчества, посмотрите, оно того стоит. Созданные из тысяч деталей костюмы и оружие, без преувеличения, выглядят потрясающе. Конкурс косплея TI отличается высокой планкой качества фанатских работ, поэтому крайне рекомендую ознакомиться.
В последнюю категорию можно отнести турниры 1 vs 1 Mid Only среди профессиональных игроков и All-Star матчи. И если первые не особо освещаются в онлайн-режиме, то вторые – одни из самых запоминающихся событий TI, практически наравне с финалами. Изначально это были обычные матчи всех звёзд: две команды, в которых собирали лучших участников турнира. Потом Valve решили, что это недостаточно зрелищно, и понеслось. И презентации новых героев прямо во время матча, и необычные режимы игры. Смотреть подобное безобразие крайне весело, даже если не особо разбираешься в «Доте», и тому есть две причины. Во-первых, во время шоу-матчей зачастую происходит такой кавардак, что даже опытные игроки не могут уследить за всем. Пропустить какой-то «важный» момент или не понять происходящее не критично, поэтому можно полностью отдаться веселью. Во-вторых, подобная атмосфера бесшабашности из игры переносится и в реальную жизнь. И сами киберспортсмены, и комментаторы не стесняются отпускать шутки «на грани» в адрес друг друга. Максимально неформальная обстановка отлично работает, заставляет расслабиться и с удовольствием наблюдать за матчем.
Вроде с наполнением у TI помимо профессиональных матчей полный порядок, но всё же указанные выше развлечения направлены в первую очередь на фанатов. Но это уже пара аргументов для того, чтобы утвердительно ответить на заданный в заголовке части вопрос.
Но хватит отвлекаться на мелочи, во главе TI в первую очередь находится сам турнир. Итак, Гейб Ньюэл уже на сцене и произнёс открывающую фразу: «Welcome to The International!» Значит, пора приступать к самим матчам. Восемнадцать команд, почти девяносто игр, призовой фонд более тридцати миллионов долларов и один победитель.
Небольшой ликбез для несведущих. TI проводится по стандартной для киберспорта системе Double Elimination. Иными словами, турнир команды покидают после двух поражений. Если искать дьявола в деталях, то выглядит он следующим образом:
1. Групповой этап. Восемнадцать команд делятся на две группы, по девять в каждой. После чего все играют со всеми, иными словами – каждый коллектив проводит восемь матчей по две карты.
2. Все команды, занявшие в своей группе места с первого по четвёртое, попадают в верхнюю сетку. Аналогично, коллективы, забравшие места с пятого по восьмое попадают в нижнюю сетку. Остальные команды выбывают из турнира.
3. Победители первого этапа верхней сетки проходят дальше, проигравшие – падают в нижнюю сетку.
4. Победители первого этапа нижней сетки проходят дальше, проигравшие выбывают из турнира.
Надеюсь, объяснение системы проведения турнира вас не утомило. Всё это нужно, чтобы вы понимали: TI держит зрителей и игроков в напряжении от начала до самого конца. Может создаваться ложное впечатление, что наличие права на ошибку делает верхнюю сетку проще. Вот только в ней каждой команде придётся сразиться с лучшими в мире, а поражение не даст отдохнуть. Вместо этого киберспортивный коллектив ждёт увлекательное путешествие в мясорубке под названием «нижняя сетка». Матчей больше, ошибаться нельзя, а на кону – билет в заветный Гранд-финал. Взгляните на схему и обратите внимание: для того чтобы добраться до конца из верхней сетки, нужно выиграть в трёх встречах, а путешествие из начала нижней займёт шесть поединков. Подобная система позволяет и поддерживать высокий уровень напряжения, и демонстрирует зрителю больше матчей, и снижает до минимума вероятность случайного прохода слабой команды в поздние этапы турнира.
Комьюнити DotA 2 по праву считается самым токсичным среди всех мультиплеерных игр. И наплевательское отношение Valve к данной проблеме, на самом деле, сыграло на руку русскоязычным трансляциям.
Возьмём, для примера, Виталия Волочая, он же v1lat. Этот человек комментирует DotA ещё с тех времён, когда она была просто картой для Warcraft III. И за столь длинную карьеру чего он себе только не позволял. Матерные выражения, оскорбления зрителей и игроков, шутки за гранью фола, политические высказывания – и это далеко не всё. Доходило и до того, что однажды v1lat включал порноролик прямо на трансляции. Так сказать, для наглядной демонстрации того, что произошло в матче. Забавно, что при таком послужном списке он всё ещё считается одним из самых популярных комментаторов DotA 2 в СНГ.
В последнее время подобного треша на трансляциях не происходит. Да, нравы и требования стали жёстче. При этом комментирование матчей не превратилось во что-то сухое и стерильное. Шутки на грани и подкалывания игроков всё ещё являются завсегдатаями русскоязычных трансляций. Особенно ярко это проявляется во время шоу-матчей, когда атмосфера происходящего доходит до максимума по шкале неформальности.
Причём состав команды комментаторов и студии аналитики весьма разношёрстен. Тут и обычные игроки в DotA 2 с самым разным рейтингом, и бывшие киберспортсмены. За счёт этого наблюдать за матчами под уже знакомые голоса весело и интересно. А вот в чат лучше не заглядывать.
Так как The International – турнир весьма знаковый, то и освещают его не только официальные комментаторы. Рассказывают о событии многие: от любителей до профессионалов, так что если трансляция от Valve вас не устраивает – добро пожаловать. А если дружите с английским, то и на соответствующий стрим заглянуть не забудьте.
К слову, «отжигают» не только наши комментаторы. Например, их филиппинские коллеги в своё время породили огромную волну хайпа и мемов своим знаменитым: «Lakad Matatag!» Да и эмоциональность китайских комментаторов тоже крайне известна. На многих турнирах их можно было услышать не только на стриме для жителей Поднебесной – настолько громко эти ребята кричали.
Вот мы и подобрались к главному: непосредственно играм. Выше я просто упоминал, что они крайне зрелищные и напряжённые, теперь же пора поговорить подробнее. К слову, всё, сказанное в этом разделе применимо не только к TI, но и DotA 2 в целом, просто в меньшей мере. Рассматриваемый же нами турнир – компиляция всего лучшего, что есть в игре.
Очертания самой карты не зря были выбраны в качестве логотипа DotA 2. Ландшафт и перемещения по нему крайне важны. В этом аспекте раскрывается стратегическая часть игры, иными словами – макросоставляющая. Скрытные перемещения, разведка, засады, моментальные перетягивания всей команды в другую точку карты, одновременное давление по трём сторонам и так далее. Стратегическая составляющая крайне важна, а наблюдать за битвами умов капитанов команд интересно.
Вспоминая различные сражения, можно прийти к выводу, что часть схваток выигрывалась непосредственно до боевого столкновения. Пик (выбор) хорошо синергирующих метовых персонажей, предугадывание плана противника на матч и исключение из него неудобных персонажей – залог победы. Неоднократно наблюдал ситуацию, когда побеждали игроки ещё до того, как успевали рассесться по местам.
Разумеется, тактикой и стратегией всё не ограничивается – правильно и быстро нажимать кнопки тоже важно. Помните упомянутые выше манёвры? Теперь добавьте к ним как минимум две-три способности и несколько активных предметов. При этом неплохо бы следить за тем, как прокачивается противник и какие артефакты он собирает. Всё это нужно для того, чтобы во время боя быть готовым к арсеналу оппонента и знать его сильные и слабые стороны. А впоследствии успешно применить имеющиеся средства и одержать верх над противником. Таким образом тактика и стратегия чудесным образом переплетается с геймплейной составляющей.
Не стоит забывать и о психологической составляющей соревнования. Вообще тильт довольно распространённая проблема среди киберспортсменов. Термин пришёл из покера и означает эмоциональное состояние, ведущее к потере контроля над игрой. Иными словами, человек в тильте будет принимать неправильные и очень рискованные решения. Всё как в обычном спорте.
Это лучшее, что когда-либо произошло с этой игрой.
Это лучшие мгновения, может быть,
в истории всего киберспорта.
v1lat
Не хочу казаться голословным, поэтому данная часть будет всецело посвящена пересказу событий The International 2018. А точнее тому, как пятеро ребят из команды OG смогли взять невероятно важный для них турнир.
Всё сломалось буквально за два месяца до TI 2018. Команду OG покинули два игрока: s4 и Fly – бросили своего друга и капитана n0tail ради более выгодного предложения. Хотя сам Fly на интервью заявлял, что коллектив трещал по швам и он понимал, что вряд ли сможет выиграть с OG. Он явно не лукавил, когда говорил, что трудно было решиться бросить своего друга n0tail и старую команду, которую они собрали вместе с ним ещё в 2015 году.
Впрочем, n0tail, он же Йохан Сундштейн, не отчаялся. Довольно быстро он смог найти замену ушедшим товарищам в лице ana и Topson. К счастью, новые игроки довольно быстро «акклиматизировались» в новом составе. Но предстоящая задача проще не стала, ведь из-за столь радикальной смены состава команде не досталось прямое приглашение на TI. Им предстояло прогрызать себе путь с самого низа, как любому начинающему коллективу.
Сперва были открытые региональные квалификации. Для Европы условия были такими: до тысячи двадцати четырёх коллективов играют по Олимпийской системе (поражение сразу же ведёт к вылету). Каждый матч – одна карта, иными словами Best of one (BO1), пока не останется восемь команд. Далее менялся только формат проведения матча: до двух побед (BO3). OG справились, хоть и с небольшими трудностями: уступив в финале лишь Wind and Rain, они обеспечили себе путёвку в следующий этап.
Далее были закрытые квалификации: восемь лучших команд из Европы разыгрывали одну путёвку на TI 2018. Сначала проводился групповой этап: матчи «каждый против всех», BO1. Первые четыре места попадают в плей-офф, уже со знакомой вам системой Double Elimination. В этот раз у OG всё прошло лучше: групповой этап парни закончили без поражений. В плей-офф им предстояло дважды столкнуться с уже знакомыми им Wind and Rain, однако в этот раз команда под предводительством n0tail смогла дважды одержать победу, тем самым обеспечив себе место на The International.
При этом в OG мало кто верил. Все называли их аутсайдерами, и многие аналитики предполагали, что ребята даже из группы не выйдут. В лучшем случае они могли рассчитывать, по мнению многих, на пятнадцатое-шестнадцатое место, не более.
Слева направо: n0tail, Topson, ana, 7ckngMad, Jerax
Если вы думаете, что ад закончился – нет, ребята только попали на турнир, и им предстояло встретиться с сильнейшими командами мира. Опять групповой этап, в этот раз – по системе BO2 (каждый коллектив играет со всеми остальными по две карты). С трудом OG смогли выгрызть себе место в верхней сетке, заняв четвёртую строчку в группе. Но радоваться было рано, ведь им предстояла встреча с лучшей командой группы В – VGJ.Storm. Первая карта закончилась переворотом и OG, проигрывая почти весь матч, удалось склонить чашу весов на свою сторону. Вторая карта выглядела ровнее, «качели» были почти всё время, но и тут команде под предводительством n0tail удалось взять верх.
Далее OG предстоял матч с одними из главных фаворитов турнира – командой Evil Geniuses. К слову, именно в неё ушли Fly и s4, так что на горизонте у n0tail маячила принципиальная встреча. Особо растекаться мыслью по тексту не буду – матч в целом и третья карта в частности были великолепны.Эмоции и холодный расчёт – все смешалось и дало поистине потрясающий коктейль. В результате OG, проигрывая со счётом 28-15 на тридцатой минуте, смогли перевернуть матч и одержать победу.
Рукопожатия n0tail и Fly после матча
Далее OG ждали два матча против команды PSG.LGD, в финале верхней сетки и Гранд-финале. Оба закончились с минимальным перевесом в пользу команды n0tail: 2-1 и 3-2, соответственно. Настоящая феерия, иначе не опишешь. OG переворачивали матчи так, что это действительно казалось невозможным. Дело не в везении или расслабленности противников, а в командной игре. Про OG неоднократно, пока шёл турнир, говорили, что никто не играет вместе так круто, как они. Единый механизм, который смог совладать со всеми трудностями и добраться до вершины.
Ребята, в которых никто не верил, которых называли аутсайдерами и во всех топах ставили на последнее место, сделали то, чего никто не ждал. Даже когда они оказались в финале, все пожимали плечами, мол, в финале коллектив PSG.LGD их размажет по карте, в финале верхней сетки OG просто повезло, да и вообще TI 2018 должны брать китайцы (небольшая ремарка: до 2018 года все чётные по счёту турниры забирали команды из Поднебесной).
Думаю, мои эмоции во время просмотра этого матча в прямом эфире вы уловили. Все игроки OG в первую очередь люди, которым пришлось пройти через многое, и в конце они получили заслуженную награду. Особенно n0tail, участвующий в соревнованиях по DotA 2 ещё с 2012 года. Его путь к чемпионству был самым долгим среди всех членов команды OG.
Особенно меня во время TI 2018 порадовал актуальный на тот момент патч. Дело даже не в мете персонажей, с ней почти всегда всё в порядке. Я говорю о механике переворота или камбэка.
И снова минутка ликбеза: условно все патчи поддерживают одну из двух механик. Первая – сноубол: как только одна из команд получает сколь-нибудь значимое преимущество, её сила начинает нарастать подобно снежному шару, спущенному с горы. Одна-две драки в начале могут решить исход матча. Как следствие, игры получаются довольно быстрыми и длятся около 20 минут. Вторая – как раз камбэк: любое преимущество не является решающим и перевернуть игру можно буквально за одну удачную массовую драку.
Возвращаемся к TI 2018: упомянутая выше механика вышла максимально сбалансированной – перевернуть можно практически любую игру, но сделать это крайне сложно. К тому же одной дракой тут тоже не ограничишься, ей удастся нивелировать лишь часть преимущества противника.
Для зрителей подобный баланс особенно хорош: каждый матч всегда держит в напряжении до самого конца, ведь переворот может начаться в любой момент. Да и игрокам приходится быть максимально сконцентрированными всё время – любая ошибка, скорее всего, непредсказуемым образом сыграет против твоей команды.
Общий ростер выбираемых героев тоже порадовал. С разнообразием на TI 2018 был полный порядок, как касательно героев, так и стратегий в целом. Под конец турнира хотя бы один раз были пикнуты почти все персонажи. Домашние необычные заготовки команды периодически тоже демонстрировали.
В целом впечатления от TI 2018 остались сугубо положительные. Драма, накал, перевороты и просто красивая «Дота» – всё в наличии. Особенно порадовал матч, в котором команда из профессиональных игроков противостояла искусственному интеллекту Open AI. Честно говоря, во время просмотра я чуть было не потерял веру в человечество. Чем матч закончился спойлерить не буду, лучше посмотрите сами.
На момент написания текста подходит к концу групповая стадия TI 2019, поэтому хотя бы первое впечатление уже можно сформулировать.
Первое, что порадовало, – механика камбэка осталась без значительных изменений. Всё также перевернуть можно практически любую игру, но сделать это не так просто. Иногда подобные камбэки ожидаемы, но чаще – внезапны. Наглядной демонстрацией первого случая является матч Team Secret – Alliance. Фактически шведский коллектив своим набором персонажей поставил себя на условный таймер: «Если мы не выиграем за 30 минут, то эту карту мы точно не вытащим». Их пик подразумевал давление в начале и середине игры, но ближе к лейту (поздней игре) становился намного менее полезным. Данное противостояние рекомендую к просмотру.
Далее – необычные пики персонажей и сборки предметов. На этот раз выделились OG – Slark с Satanic, Io в качестве керри, а не поддержки. Для наглядности поясню тем, кто не в теме: согласно статистике, Satanic первому герою собирали всего четыре раза за все The International. Четыре таких случая за девять лет! Касательно Io – его в роли главного эксперта по фарму на профессиональной сцене я и вовсе увидел впервые. Да и в целом сюрпризов на TI 2019 хватает. Например, Liquid, считавшиеся фаворитами, в первом же матче проиграли Newbee.
Ещё хочется отметить коллективы из СНГ. Да, откровенно говоря, иногда они показывают далеко не лучший уровень исполнения, а местами отыгрывают плохо. Но при этом красивые моменты они тоже создают и показывают весьма профессиональную «Доту». Те же Na’Vi смогли сыграть вничью с OG, победителями прошлого TI, занимающими первое место в своей группе. VirtusPro же в свою очередь порадовали красивым камбэком первой карты в матче против Infamous. Подсчёт валидола, выпитого фанатами команды VP, ведётся до сих пор.
Главное – что большинство матчей радуют своей зрелищностью и дарят эстетическое удовольствие. И если после прочтения данного текста у вас возникло желание познакомиться с турниром поближе, могу предложить вам три варианта:
1. Просмотр прямых трансляций на русском языке. Освещаться будут все матчи, а к тому же и всякие дополнения вроде интервью тоже будут переведены. Проблема ровно одна: TI 2019 проводится в Китае, а значит, матчи начинаются в четыре часа утра и заканчиваются около двух часов дня. Этот вариант, к сожалению, не подходит для большинства зрителей.
2. Просмотр записей на YouTube. Появляются они в день матча, только несколько позже. Так что если вы работаете или просто не желаете ломать режим и вставать в четыре утра – это отличный вариант. Обычно записи выкладывают вместе с разговорами студии аналитики, а значит пропустите вы минимум информации. Единственный минус – можно случайно спойлернуть себе результаты матчей, но, как мне кажется, это мелочь.
3. Вариант для желающих запариться, но получить максимум удовольствия: пабстомпы. Это арендованные кинотеатры, в которых на большом экране можно посмотреть все матчи The International. Билет на подобное мероприятие стоит недорого, а само оно по своему духу напоминает небольшой кусочек TI прямо у вас в городе. Пабстомпы посещают про-игроки, не попавшие на турнир. А кроме того, зачастую организаторы устраивают различные конкурсы в перерывах между матчами и приглашают косплееров, иными словами – заскучать вам не дадут. Из минусов – организуют подобные мероприятия обычно только в довольно крупных городах. Ну и про сдвинутое время не забывайте.
(Тут был плеер, но с годами он пришел в негодность)
(Тут был плеер, но с годами он пришел в негодность)
The International – удивительное событие. Данный турнир заставляет вспомнить о DotA 2 даже тех, кто давно в неё не заходил, прилипнуть к монитору и смотреть на очередной матч. Сколько бы раз не забивал на игру, всё равно каждый год я смотрю TI. Как долго это продлится и надоест ли мне когда-нибудь – не знаю. В любом случае я планирую наслаждаться каждой минутой The International, которую смогу посмотреть, чего и вам желаю. «Спасибо всем за внимание и до скорых встреч по ту сторону сетевого кабеля».
Огромное спасибо господину Shanti за помощь в редактировании текста!
Лучшие комментарии
Ух, надеюсь OG и в этом году всех отжарят)
Лакад мататаааааааг ^^
стар для этого дерьмамного времени Дота пожирает, если стараться следить за всеми обновлениями, турнирами + играть самому. Пару раз пытался вернуться — аккурат перед TI — но увы, чем-то зацепить уже не может, хотя порой поражаюсь тому, как Дота развилась с момента закрытой беты, когда только по инвайтам приглашали.Обиднее всего, что перестал смотреть турниры и сопутствующие медиа, как репортажи, интервью, различные тематические ролики (отдельное уважение студии Maincast — очень большую работу делают, даже что-то поглядываю иногда, v1lat и ко молодцы), ведь вместе с тем перестал чувствовать себя частью такого большого комьюнити.
Да и сам The International всегда был большим праздником, новым годом в мире Доты перед надвигающейся учебой, всегда старался уследить за мероприятием, правда, на последних двух смотрел только финалы, видимо, и этот посмотрю. Кто комментировать будет уже известно?
Думаю, сейчас за них почти все топят)
Его взгляд — физическое воплощение фразы «Смотреть как на говно».