1 августа 2013 1.08.13 287 81K

Dota 2: Обзор

Если спросить профессионального шахматиста, как он может играть тысячи партий на одной и той же карте, с одними и теми же фигурами и необновляющимися возможностями и при этом не заскучать, он, наверное, усмехнется, попросит вас подрасти и немного глубже ознакомиться с содержанием и ценностью этой игры.

Конечно, содержательно Dota 2 не имеет с шахматами ничего общего. Тем не менее их роднит очень многое: обе спортивные дисциплины предлагают здоровую пищу для ума, требуют от игрока опыта, серьезнейшего тактического анализа и способности на много ходов вперед предсказывать развитие событий. К сожалению, в общественном мнении Dota не только лишена этих достоинств, но и представляется воплощением порока, зла и самого Сатаны.

Когда шахматист днями напролет разыгрывает сотни партий и изучает тонны литературы, это называют профессиональной усидчивостью. Когда тем же самым занимается «дотер» — «задротством». Вышедшая в 2003-м году карта-модификация для WarCraft 3 Defense of the Ancients разбила геймерское сообщество на два непримиримых лагеря. Для одних «дота» стала вершиной эволюции игропрома и образом жизни. Другие смотрят на нее как на обитель пошлости и безвкусицы, «Дом-2» игрового мира. Но кто бы что ни говорил, Dota стала одной из главнейших киберспортивных дисциплин, являясь придатком WarCraft 3. Вопрос ее переквалификации в самостоятельную игру был решен совсем недавно.

Вы тоже видите зеленых человечков?
Вы тоже видите зеленых человечков?

Бесплатно только птички поют. И еще в «доту» играют

Официальный выход Dota 2 многими не был замечен — игра уже более года находится в открытом бета-тестировании. Все желающие уже давно могли начать оборонять древних. Тем не менее до прилавков магазинов игра так и не добралась — Valve распространяет «доту» по модели free-to-play, то есть попробовать себя в игре можно совершенно бесплатно.

Коммерческий интерес разработчиков связан прежде всего с функционированием игрового рынка по купле-продаже различных аксессуаров для персонажей. Изредка косметические плюшки выпадают в конце матчей бесплатно. Намного чаще игроки получают сундуки со спрятанными сокровищами, ключик к которым можно приобрести в магазине Dota 2. Украшение персонажей — дело сугубо личное. Покупка вещей никак не сказывается на балансе, так что в целом все прелести «доты» доступны каждому. Капиталовложения не открывают новые геймплейные возможности, как это реализовано, например, в League of Legends.

В конечном итоге исход матча всегда решает профессиональный уровень игрока. Если кто-то еще не знаком с концепцией Dota, кратко обрисуем ее. Перед командами Света и Тьмы стоит задача уничтожить вражескую базу. В состав каждой из сторон входят пять героев, управление одним из которых осуществляется игроком. Кроме них в битве участвуют «крипы» — слабые «юниты», подчиняющиеся простому алгоритму идти по заданному маршруту и убивать встречных врагов. За уничтожение героев и крипов игроки получают деньги и опыт, которые тратят на развитие своего персонажа.

Именно здесь заключен весь потенциал «доты». Героев в игре более ста. Для успешного исхода матча недостаточно выбрать персонажа, приглянувшегося вам визуально. Зарекомендовавший себя в одном сражении герой может быть совершенно бесполезным в другом. Все, от выбора подопечного до комплекта покупаемых предметов, должно предполагать наличие продуманного плана на матч. Любое действие требует серьезного анализа ситуации, складывающейся по ходу игры. Каждое решение ситуативно, и успех полностью зависит от вашего умения верно рассчитывать потенциал соперника, видеть основные козыри его командного «пика» и предсказывать ход сражений. Чем дольше играешь, тем больше возможностей раскрывается. Со временем понимаешь, что «дота» заключает в себе простую, но гениальную концепцию.

Семеро одного ждут. И очень часто не дожидаются.
Семеро одного ждут. И очень часто не дожидаются.

Сюжета как такового в Dota 2 нет. Кое-какой событийный бэкграунд уходит корнями в мир WarCraft 3. Единственное, чем могут позабавить себя любители предысторий, — небольшие биографические сводки на каждого из героев. Однако знание этих фактов нисколько не влияет на игровой процесс.

Меняем обои

Концепция, карта, герои — все это перекочевало в Dota 2 почти без изменений. Да и о каких изменениях может идти речь в отношении «доты»? Структура геймплея строго определена, и любая попытка привнести концептуальные новшества чревата потерей баланса. Памятуя о том, что телеге пятое колесо не нужно, Valve аккуратно ограничилась некоторыми косметическими нововведениями.

Во-первых, Dota 2, как самостоятельный проект, обзавелась стильным меню, которое предлагает быстрый доступ к самой игре, магазину, новостям, а также созданию гайдов и трансляциям профессиональных матчей. Все возможности, предоставленные разработчиками, организованы очень удобно, что значительно снижает порог вхождения для новичков. Для них же, кстати, создана специальная обучающая кампания, где они могут, не портя нервы старожилам, освоить основные принципы игры за различных героев.

После этого — добро пожаловать на просторы командных баталий. На настоящий момент существует семь режимов игры, различия в которых касаются исключительно стартовой части матча — выбора героев. Для желающих просто развлечься и отточить свои навыки управления определенным персонажем подойдет популярный All Pick. Для «дотеров» с профессиональными амбициями предпочтительней Captain’s Mode, в котором в большей степени раскрывается тактическая глубина игры. Так или иначе, интерес к происходящему увеличивается пропорционально количеству знакомых людей в команде, ибо только с ними возможен качественный «тимплей».

«Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!»
«Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!»

Что касается самого игрового процесса, то перед нами старая добрая «дота», измененная лишь визуально. От средневековой графики WarCraft 3 не осталось и пикселя — герои выглядят намного более колоритно, нежели в первой части, приятные текстуры радуют глаз, каждый персонаж обладает собственным набором анимаций, все эффекты прорисованы детально и зрелищно. Зачастую, во время особо массовых схваток, картинка пестрит обилием красок, за которым теряешь суть происходящего. Но в целом графика смотрится свежо и не вызывает нареканий.

То же самое касается и озвучки. Все персонажи при выполнении действий уникальным голосом выдают одну из заготовленных фраз. Соответствует духу игры запоминающийся саундтрек, который Valve записывала с помощью целого оркестра. Также разработчики включили в игру интересную фишку: проходящий в тишине матч в кульминационные батальные моменты «подогревается» тревожной музыкой.

Если говорить о совсем уж мелочах, то поменялись характеристики некоторых умений и артефактов, парочку героев переименовали. Количество последних, кстати, постоянно увеличивается — Valve регулярно пополняет список недостающими персонажами из первой части и даже грозится создавать новых героев.

Раков нужно варить. Живьем

Еще одной замечательной особенностью новой «доты» является система сохранения статистики. Все ваши поражения и победы подлежат учету, а матчи записываются, что позволяет проанализировать свою или чужую игру, изучив «реплей». Здесь вы найдете очень интересный режим камеры, позволяющий посмотреть на матч так, как он проходил на мониторе игравшего. Туман войны, движения мышью — очень полезная функция для желающих освоить таких героев, как, например, Мипо или Пудж.

Умирающий огр — печальное зрелище.
Умирающий огр — печальное зрелище.

Valve попыталась также создать продвинутую систему рейтинга. За проведенные матчи даются уровни, которые номинально являются оценкой мастерства игрока. Противники, с которыми вы имеете дело, будут соответствовать вашим показателям, что в идеале должно создавать баланс. В реальности же некоторые специально заводят новые аккаунты в Steam, дабы начать писать свою статистику с чистого листа или же переждать низкий приоритет, полученный в результате жалоб (да, селекция идеального сообщества проводится в виде «репортов», которыми игроки забрасывают друг друга). В итоге новички, впервые зашедшие в «доту», встречают опытных «дедов», готовых без всяких намеков объяснить, кто здесь кто. Так что проблема автобаланса пока еще не решена.

Несколько мешает получать удовольствие и неадекватное поведение отдельных геймеров, которое, кстати, во многом сыграло главную роль в складывании особого статуса «доты». Хотя теоретически любители завалить чат банальными пошлостями и грубой нецензурщиной должны оказаться в low-priority играх, где будут иметь дело с себе подобными, тем не менее уровень агрессии здесь зашкаливает. Однако это ни в коем случае не является недостатком самой игры. Причины сего лежат, как говорится, где-то во временах и нравах.

Лесной «фарм» — относительно безопасный способ разжиться опытом и золотом.
Лесной «фарм» — относительно безопасный способ разжиться опытом и золотом.

Если абстрагироваться от проблем комьюнити и популярной псевдоинтеллектуальной геймерской мифологии, отводящей «доте» место исключительно в потребительском рационе школоты, то нужно признать, что Dota 2 представляет собой удивительно сбалансированную разработку. В творении Valve она наконец-то обзавелась всей необходимой атрибутикой самостоятельной игры: достойным внешним видом, отличной музыкой и обучающей кампанией. Перед нами «дота», выбравшаяся из родительского гнездышка WarCraft 3 с собственным оперением и расправившая крылья. Только оценить по достоинству ее полет почему-то желают далеко не все.

Плюсы: все геймплейные возможности доступны бесплатно; приятная графика; удобный интерфейс; отличные музыка и звук.
Минусы: неидеальная система рейтинга; время поиска игры иногда сильно затягивается; отталкивающее комьюнити.

Оценка игры

Глеб Клепцов
Поддержи Стопгейм!

Dota 2

Платформы
Linux | Mac | PC
Дата выхода
9 июля 2013 г.
+916
3.5
1 232 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Rivol 2 августа 2013, 3:03
Ну как бы она только недавно из бета теста вышла, вот к выходу и сделали… все правильно вроде
Bogdan19 1 августа 2013, 14:41
Возможно. Но, как говорится — Дота 2 страна чудес, на час зашел — на день исчез. А лично я еще хочу пожить чуток в реальном мире.
Артём Курзин 1 августа 2013, 10:08
Несколько мешает получать удовольствие и неадекватное поведение отдельных геймеров

Вездесущая школота, поглотила и Доту 2:D Я сам по себе конечно не очень люблю ММО, потому что агрессивный и неадекватный школьный контингент отбивает всё желание играть, тому пример World of Tanks, но Дота 2 мне определённо понравилась, пару вечеров уже поиграл, думаю потерплю школьный мат в свою сторону:D играть я конечно пока толком не умею, но думаю за месяц научусь))
Николай Филиппов 1 августа 2013, 10:24
Так и будет. И со стороны любителей доты тоже. Просто некоторые люди никак не поймут, что то, что нравится им (или не нравится), не должно нравиться (или не нравиться) всем остальным. Мне, например, не нравится дота, но я никому не навязываю свою позицию, кроме того, даже несмотря на то, что мне не нравится дота, я считаю ее отличной игрой. Мне не нравится — я не играю. Им этого не понять.
nidone 1 августа 2013, 12:25
Грамотный, адекватный, неагрящийся лолер, который грамотно защитил свою игру и при этом не обосрал другую. Боже, как я рад, что вы есть
iUSER 2 августа 2013, 11:20
Что за чушь ты несёшь? Valve и близка не стояла ни к разработке Frozen Throne, ни к разработке Dota. Они просто взяди команду разработчиков Dota под своё крыло (и если чё это не Blizzard сделала доту). У Bliz'ов с Valve даже судебное разбирательство было за право владения брендом, но т.к. Blizzard не имела никакого отношения к 1-ой доте, то Valve выиграла.
Ordos121 1 августа 2013, 11:58
Капиталовложения не открывают новые геймплейные возможности, как это реализовано, например, в League of Legends.


Какие-то ощущения неправильного восприятия вызывает эта фраза — как будто без денег нельзя в матче получить максимальный уровень/ультануть и т.д. и т.п.

В лоле тоже все доступно бесплатно. Фрипики и покупка героев считаются местным обучением (хотя это некоторым не нравится) — глаза поначалу меньше разбегаются, в каждом фрипике есть по 2-3 героя основных специальностей — можно приблизительно узнать класс персонажей, за которых легче всего играется. И не надо говорить, что вы за 3-8 дней в играх в доте обязательно пикаете всех героев, и постоянно ими выкладываетесь на все 100% с идеальным К/Д/А.
Если имеются ввиду бусты на прокачку опыта аккаунта: до 30 уровня в лоле тоже идет своеобразное обучение игре. Хотя повышенная заработок боевых баллов в доте 2 тоже есть.
Если имеются ввиду бусты на заработок валюты — за игровую валюту нельзя купить «пушку на матч, которая нанесет 1кк урона за 2 секунды с откатом в 1 секунду» (да и за донат-валюту тоже), как и в доте.

Против доты ничего не имею против — хорошая игра со своими плюсами и недостатками (как впрочем и все игры). И очень хотелось, что бы уровень озвучки из доты 2 перекочевал в лол.
iUSER 2 августа 2013, 15:56
Ну во-первых я писал будучи абсолютно спокойным (о чём говорит отсутствие "!" знаков), ну а во-вторых весьма приятно видеть твою адекватную реакцию.
xumba 1 августа 2013, 10:10
готов поспорить: найдется в комментариях хоть один человек, который будет гнобить дотку и просто устраивать срач.
Sytrash 1 августа 2013, 22:34
Я что, один умею играть и называю гавном, а?

p.s. впринципе против обзора ничего не имею) и против оценки тоже, ибо это обзор игры а не его комьюнити)
Честно сказать совершенно не привычно видеть рядом dota 2 и Valve
Читай также