Вчера Вчера 7 738

Татуировки в играх с точки зрения татуировщика

+28

Запускаю я, значит, второе прохождение  Warhammer 40k: Rogue Trader, чтобы на этот раз уж полностью поддаться ереси. Создаю нового персонажа, подбираю характеристики под планируемый билд, делаю рожу поагрессивнее, выбираю татуировки хаосита и… Стоп. В прошлом прохождении я в редакторе тоже все эти украшательства тушки выбирал, а зачем? Первый ран у меня занял более ста часов, но выбранные рисунки на коже я не увидел после старта игры ни единого раза. У персонажа есть шмотки по умолчанию, которые всегда, даже при снятой броне закрывают все тело. И даже если у тебя аквила на лбу, но не выключено отображение шлема, то выбранные для персонажа татуировки ты не увидишь вообще. Возникает вопрос. А зачем они в игре?

Легкий ступор от этого слегка бессмысленного элемента кастомизации толкнул меня повспоминать, в каких играх татуировки были добавлены чуть более осмысленно или даже выходили за рамки просто дизайна. Так что сейчас поговорим о тату в играх и всяких любопытных мелочах с ними связанных. Ну и раз уж я татуировщик, то постараюсь рассказать про пару деталей, незаметных обычному геймеру.

Mirror’s Edge и потерянная перчатка

Начнем издалека — 2009 год,  Mirror’s Edge. Насколько помню, это первая игра, где татуировка персонажа привлекла мое внимание. Минималистичный и вылизанный технологичный дизайн был одной из самых сильных сторон проекта, но, к сожалению, татуировки Фейт это тоже сугубо элемент дизайна. На ранних этапах разработки она даже не была главной героиней, а значит, создателям персонажа изначально нужен был именно визуальный акцент. Тату, да еще и на лице — один из простейших способов запомниться игроку, проще только шрам у злых антагонистов. Однако позже Фейти стала центром истории, а ее татушка под глазом перекочевала аж на логотип серии. И уже в виде логотипа снова в саму игру в виде меток схронов, что уже немного ломало погружение. Абстрактный закос под микросхему на руке также не несет никакой смысловой нагрузки — это лишь очередное подчеркивание отчужденности героини от остального мира, тату = маргинал.

Красивая пустышка, не более
Красивая пустышка, не более

А вот в  перезапуске в 2016 уже постарались добавить немного больше подтекста — эскиз на руку это теперь рисунок погибшей матери героини, который находится у другого персонажа, служа дополнительной мотивацией на него работать. А татуировка под глазом… все еще просто элемент дизайна.

Что привлекает внимание, так это один из первых трейлеров, в котором показан процесс нанесения. Во-первых, изображено все довольно достоверно со всеми деталями — сборка составляющих в паре кадров, распечатки эскиза, колпачки краски, поэтапное нанесение, сначала контур, потом закрас, покраснение на травмированной коже, резинка, чтобы игла меньше люфтила… Даже дребезжащий треск индукционной машинки похож. Единственный момент это что само оборудование не совсем подходит для недалекого будущего — даже на момент выхода игры подобные «тачки» (тату-машинки) уже были немного устаревшими, а на текущий 2025 год встретить такую в работе — вообще редкость.

За достоверность — лайк
За достоверность — лайк

А вот до чего хочется докопаться, так это то, что Икар в этой сцене не смог себе найти вторую перчатку. Либо дефицит и ребятам из криминального мира их сложно достать, либо не хотел выглядеть немодным и снимать ту, что без пальцев. В любом случае — так нельзя. Когда иглы травмируют кожу, выступает кровь, лимфа, а значит скажи привет потенциальному гепатиту, спиду, гроб, гроб, кладбище, ну вы поняли.

Второй момент — показанное немного не в характере персонажа. Речь именно про Икара — это молодой импульсивный парень из подпольной банды, так что сомнительно, что он будет десятки часов сидеть и тренировать настолько идеальные контура. Для понимания контекста — лично знаю тату-мастеров, которые не смогли освоить ровные прямые полоски даже спустя три-четыре года регулярной практики.

За потерянную перчатку — дизлайк
За потерянную перчатку — дизлайк

Хоть глубокого смысла это особо и не прибавило, но акцент на сцене все же малость раскрывает Фейт. Все показанные детали добавляют реализма происходящему в кадре, возможно, у кого-то даже вызывают ассоциации со стоматологами, но главное: подводит к мысли — татуировки это больно.

Кому-то возможно попадались гуляющие по сети так называемые «карты боли», схемки, на которых условно показано, где наиболее болезненные места для татуировки. Обычно они не имеют ничего общего с реальностью, все крайне индивидуально, но что можно сказать точно — тату на лице, рядом с глазами в частности это просто АДСКИ больно. И тот факт, что Фейт решилась на такую процедуру, показывает, насколько это решительный и сильный персонаж еще до начала истории.

Ну и небольшой ляп — по сюжету в перезапуске Фейт имеет свой модный татуаж с самого начала, а эскиз для руки получает только в конце игры, в то время как в трейлере она делает обе татухи одновременно.

Татуировки Шрёдингера в Dishonored

Если спросить про самые запоминающиеся образы из серии  игр Arkane, то думаю, большинство вспомнят складной меч, металлическую маску-череп и метку Аутсайдера на руке главного героя. (Да, я буду называть его Аутсайдером, а не Чужим, как сделали в переводе).

И несмотря на то, что метка выглядит как татуировка, воспринимается как татуировка и упоминается как татуировка — это не татуировка. Если пересмотрим катсцену — символ словно проявляется изнутри, выжигая имя забытого бога на руке Корво. Что подходит к теме франшизы - герой обесчещен, а теперь еще и заклеймён.

Да, я фанбой, и что вы мне сделаете?
Да, я фанбой, и что вы мне сделаете?

А вот уже в  дополнении ко второй части Билли Лёрк именно набивает себе опознавательный знак культа безглазых, и тут есть пара любопытных нюансов.

Во-первых, на секунду вернёмся к ранее упомянутым устаревшим технологиям. Если примерно оценивать технологическое развитие мира Dishonored, то его можно условно приравнять к нашему 19 веку. И да, индукционная тату-машинка с катушками и прочим появилась как раз примерно в то время. Так что исторически, если можно так сказать, наличие девайса в игре вполне обосновано. Хотя в кадре при этом не наблюдается источник питания и прочее, но это минорный ляп.

Работает, видимо, на ворвани
Работает, видимо, на ворвани

А вот ляп посерьезнее это то, как и где именно Билли делает себе тату. После шутки про «всегда хотела вступить в какой-нибудь культ» она берет машинку и, судя по анимации, тянется к шее. Вообще сделать татуировку самому себе это не так сложно, как кажется. Навык все еще требуется, но в контексте происходящего художественная точность не так важна. А вот сделать это практически вслепую, да даже и с зеркалом — уже крайне непростая задача. Разумеется, разница между таким партаком и работой профессионала будет очевидна.

Следующий момент можно списать на игровую условность — игрок проходит игру миссия за миссией и все события происходят практически одно за другим. Но раз уж нам не сказали, что прошло какое-то время — позволю себе докопаться. Татуировка не заживает мгновенно. Это длительный процесс, занимающий вплоть до месяца. А в первые дни после нанесения свежая картинка на теле радует нас выделением крови, лимфы, излишков краски, да и целом представляет собой открытую рану. И если про безопасность процесса можно не заморачиваться — мы все-таки по сюжету идем бога убивать, так что потенциальная болячка из-за неаккуратного заживления это меньшая из возможных проблем. А вот заявиться со свежей корявой кровоточащей меткой «своих» в логово тайного культа, где все в курсе, что их делает вполне конкретный персонаж, да еще и чуть ли не под запись в журнал — уже как минимум подозрительно.

Татау в Far Cry 3

Вряд ли кто не в курсе, но в  Far Cry 3 с помощью тату обыграли систему прогрессии и прокачки. По ходу развития открываем новые навыки, которые отражаются в татау на руке Джейсона. Весьма удачное решение еще больше интегрировать героя и игрока в местный островной колорит.

Нас тут интересует метод нанесения — архаичный, но рабочий и все еще применяемый на островах Полинезии. Да на самом деле не только там. Схожие техники нанесения тату вручную до сих практикуются повсеместно, просто теперь это больше для любителей аутентичности, атмосферы и необычного опыта, если речь про более развитые страны.

Тысячи лет до изобретения машинок тату делали примерно так
Тысячи лет до изобретения машинок тату делали примерно так

Но если аутентичность тут в тему, то вот к деталям снова вопросы. Если пересмотреть первую же катсцену, где мы видим сам процесс (ну или глянуть скриншот выше), то можно обратить внимание насколько крупные используются иглы. Более того, они еще и довольно широко расставлены друг от друга, то есть при каждом ударе мы получаем в кожу несколько точек на расстоянии. Само собой, это всего лишь моделька в игре 2012 года, но даже на реальных инструментах такого рода аккуратность попросту исключается.

Современные технологии предоставляют для работы спайки тонких заточенных игл из хирургической стали с диаметром в среднем 0,25-0,35 миллиметра и целой кучей различных конфигураций, позволяя творить выверенные и точные работы всех сортов и уровней сложности. Архаичные татау полинезийских народов или тебори в Японии (про это чуть позже) наносятся практически подручными средствами — заостренные косточки рыб, иглы морских ежей или просто выструганные из дерева тонкие «колышки». Ни о какой точности и мелкой детализации не может быть и речи. А повышенная травматизация и самодельные пигменты вдобавок гарантируют определенную степень расплытия рисунка чуть позже. Поэтому настоящие татау обычно имеют очень упрощенный вид и крупные формы.

Татуировка Джейсона же местами слишком уж мелко детализирована для таких условий. Не говоря уже о том, что вряд ли он аккуратно заживлял ее между захватами вышек, что тоже очень влияет на итоговое состояние рисунка. Скорее всего, большая часть бы попросту слилась в неразборчивое пятно довольно быстро.

Штрихкод в Hitman

Примерно схожая ситуация наблюдается на затылке самого тихого и незаметного убийцы в играх. Штрихкод на затылке агента  47 это татуировка, содержащая в себе информацию о его дате рождения и серии производства. Судя по ней, родился он в 1964 году, но сама технология использования штрихкодов получила распространение только в семидесятые, поэтому будем считать, что заимел свою ключевую опознавательную черту не с рождения, а попозже.

Тем не менее, жизнеспособность подобной татуировки вызывает вопросы — мелкие параллельные линии и еще более мелкие цифры на затылке скорее всего не сохранят свой вид спустя десятилетия и сильно потеряют в четкости, а то и вовсе местами сольются между собой.

Краска в коже находится не в зафиксированном состоянии, частицы пигмента регулярно немного смещаются друг относительно друга, поэтому будь в этом плане игра чуть более реалистична — отсканировать в наше время Хитмана бы точно не вышло. Впрочем, в плане реалистичности к этой серии были вопросики еще на моменте с лишней хромосомой.

Тату с датой рождения в магазине вместо паспорта не прокатит
Тату с датой рождения в магазине вместо паспорта не прокатит

Сведение тату по-ведьмачьи

Во второй части  Ведьмака Геральт после пьянки обзаводится татуировкой, которую потом можно свести довольно любопытным методом, обратившись к одному из способных помочь персонажей. Они затребуют ряд ингредиентов, видимо, для чего-то вроде эликсира, который и избавит Герванта от партака.

Учитывая, что Бьянка — единственная женщина среди Синих Полосок, есть подозрение, что изображена именно она
Учитывая, что Бьянка — единственная женщина среди Синих Полосок, есть подозрение, что изображена именно она

Сложно докапываться до биологии фэнтезийного мутанта, тем более, что ни Сапковский, ни Альзур на эту конкретную тему особо не распространялись, но могу точно сказать, что лично вам никакой эликсир, мазь, таблетка или любое другое «лекарство» свести татуировку не помогут. Экспериментальные методы тоже не рекомендую. Мне встречались люди, пытавшиеся выжигать неудачные тату марганцовкой, шкрябать наждачкой, срезать кожу и прочие затейники — заканчивалось это всегда неудачно.

В наших реалиях самое действенное — лазерное удаление. Долго, муторно, потребуется много повторных процедур до нормального результата, но это лучший вариант. Ну или просто более ответственно подходить к этому вопросу изначально, чтобы не возникала необходимость собирать плесень для эликсира.

Бог тату в God of War

Образ  Кратоса снова продиктован сугубо дизайнерскими решениями, под которые позже подогнали объяснение. История про уникальное родимое пятно брата, которое он продублировал на себе в виде татуировки, не особо выдерживает критику.

И речь не про то, что в античной Спарте не знали, как делать тату. Это очень древняя практика, зародившаяся еще на уровне племенных общин. Нет, тут дело в красном пигменте.

Исторически вместо краски в привычном понимании большую часть пути использовалась сажа. Самая разнообразная, что там только не жгли и с чем не смешивали, но суть пигмента составлял именно этот горелый углерод. И получали в итоге черный цвет либо чуть более грязный серый, которые при определённых условиях отдавали зеленоватыми или синими оттенками. Полноценно же экспериментировать с целью получить более разнообразную палитру начали меньше двух сотен лет назад, когда тату стали приобретать популярность.

Поэтому увы, но скорее всего у бога войны не татуировка, а физическое воплощение пролитой крови, ну или другая подобная метафора. Да и вообще, вы посмотрите, как показан процесс. Ему не краску в кожу вгоняют, его зубилом как скульптуру вытесывают, настолько он суров. 

С таким клиентом ошибаться нельзя. Потому что иначе даже богов не останется, чтобы молиться 
С таким клиентом ошибаться нельзя. Потому что иначе даже богов не останется, чтобы молиться 

Бальдр и его татуировки в  продолжении серии это настоящий феномен. За последние шесть лет ко мне обращались десятки человек с просьбой сделать татуировки, как у персонажа. Причем большинство понятия не имело, что это за персонаж, что у него за татуировки и что вообще такое эти ваши скандинавские руны.

Но раз мы его упомянули, то с ним что-то тоже не так? На самом деле, ситуация не такая печальная. Это все еще в первую очередь дизайн, но все же вписанный в нарратив. Плюс в том, что почти все персонажи игры имеют на себе схожие рисунки, которые и передают самобытность северных краев, и в то же время объединяют и противопоставляют их всех Кратосу. То есть по сути выполняют одну из первичных функций тату - систему "свой-чужой".

Другой плюс в том, что использовалось множество рун. А руны это у нас что? Правильно, надписи. То есть за угловатыми узорами можно поместить вполне конкретные и однозначные смыслы. К сожалению, не все рунические тату Бальдра расшифровываются - часть это транслитерация английских слов, часть - более старые формы футарка, а что-то не имеет смысла вовсе. Сложилось ощущение, что над персонажем работали несколько дизайнеров с разным подходом, но в итоге все порешали свести исключительно к визуалу.

Ну и да, у Бальдра тоже местами присутствует красный цвет раньше времени. 

По сути татуировки Бальдра это скандинавская форма надписи "спаси и сохрани"
По сути татуировки Бальдра это скандинавская форма надписи "спаси и сохрани"

Хорошие примеры ненавязчивого использования

Серия игр  Yakuza — преимущественно игры, сделанные японцами про японцев в Японии. Поэтому неудивительно, что во всем, что касается собственной культуры, они справились на отлично. В том числе достоверно показали традиционные японские татуировки — ирэдзуми — у некоторых персонажей. Сам я к этой серии не притрагивался, поэтому не могу точно сказать, есть ли там что-то специфическое, но приведу любопытный факт: в определенный период японская мафия активно носила татуировки, именно наносимые старыми методами — палочка с несколькими иглами и ручная работа (тебори). Причем порой тату наносились не просто как украшение, а еще и в качестве испытания — выдержать огромный объем на протяжении долгих часов под руками нескольких мастеров это очень тяжело.

Такой объем обычно занимает порядка 10-15 сеансов по несколько часов. А теперь представьте, что вам нужно вытерпеть это все за один раз.
Такой объем обычно занимает порядка 10-15 сеансов по несколько часов. А теперь представьте, что вам нужно вытерпеть это все за один раз.

 Hunt: Showdown — хоть в этой сессионке и нет сюжета и персонажей в привычном понимании, но ряд охотников имеет татуировки. Что в них хорошего — они выглядят именно так, как должны выглядеть татуировки у людей с сомнительной репутацией в 1895–1896 годах — то есть максимально коряво и всрато :D

Довольно неплохо вписана в повествование татуировка Элли из второй части  The Last of Us. Чтобы скрыть следы от укуса и не вызывать лишних подозрений — его спрятали под татуировкой папоротника. Плюс как деталь к облику и смекалке персонажа, плюс как элемент истории, плюс за реалистичное изображение в рамках пост-апокалипсиса. Минусов нет.

Некоторая неаккуратность в исполнении подчеркивает, в каких условиях делали тату
Некоторая неаккуратность в исполнении подчеркивает, в каких условиях делали тату

Цепи на руках Джека в  Bioshock. Намек на более глубокую связь главного героя с местом, куда он попал, и заодно небольшой спойлер к грядущим событиям. Еще один пример, когда элемент дизайн вписан в нарратив, а не просто добавлен для галочки.

Небольшое отступление. Сам я прошел серию относительно недавно и на татуировки персонажа обратил внимание в первом же кадре, где появились руки Джека (профдеформация как она есть). А секундой позже вспомнил, как пару лет назад делал парню такие же цепочки на руках. Почему он не стал убеждать пройти игру и вообще не стал поднимать эту тему, если уж фанат — для меня до сих пор загадка.

 Days Gone и байкерские татуировки Дикона, Бухаря и Сары. Тут особо даже сказать нечего - шикарная работа над деталями, начиная от имени жены на шее и лого клуба на спине Дикона, заканчивая мелкими нашивками и прочими нюансами. Создатели явно в теме того, что делали, и в курсе, насколько татуировки важны в байкерской среде, поэтому итоговый результат красноречивее сотни внутриигровых записок.


Это далеко не все случаи использования темы нательных рисунков на благо игростроя, но и цели перечислить все не стояло. Игр, где татуировки просто есть зачем-то, касаться не стал(кер, да, я на тебя смотрю, Меченый).

Если делать выводы, то большая часть тату в играх это все же бездумная кастомизация без какой-либо смысловой или нарративной составляющей, что делает единичные случаи грамотного внедрения в повествование еще более ценными. Как, впрочем, и любые другие элементы в руках разработчиков.

На этом все, спасибо за внимание.


Лучшие комментарии

это шикарно. не просто перечислено «в таких-то играх есть татухи, вот вам список», а взято несколько игр и для каждой из них рассмотрен свой аспект, будь то сведение, цвет, значение, принцип нанесения и т.д.

единственное, хотелось, чтобы блог был длиннее ну раз этак в 10, уж очень тема увлекательная

Пожалуй, можно было бы докинуть еще примерно столько же материала, но имелись опасения, что все скатится к повторам, технической нудятине и банальным жалобам, что «вот это неправильно». Так что ограничился десятком примеров, что для затравки и прощупывания актуальности темы вполне достаточно.

Если фидбэк будет, то расскажу еще)

И вот тут вы смотрите изнутри и пишите про ж-ж-ж-железную волю героини, которая вообще могла ослепнуть. Серьёзно? Если такое и задумывали, то не стоит так копать в таких пустых сюжетах.

Нет, не серьезно, потому что конкретно этого я и не писал) Вы же чуть выше меня сами процитировали, так откуда появилось «могла ослепнуть» и «железная воля», а?

«Просто красиво» делали в первой части, о чем я и говорю, а в перезапуске уже имеющееся решение использовали как дополнительный элемент повествования и раскрытия персонажа. Иначе бы не было такого большого акцента на сцене, которая происходит вне сюжета и не имеет прямого влияния на происходящее в игре. Это же трейлер, его задача познакомить с героиней, и с этим он справляется по старому доброму принципу кино — показывать, а не рассказывать.

Вот как раз хотел сказать, что сделать, конечно, можно. Вопрос в том, каком месте) А то ведь, если не амбидекстер, будет проблем с правой и левой рукой.

Момент с невозможностью увидеть место нанесения или элементарно до него дотянуться влияет кратно больше чем то, какой рукой держишь машинку)

А также сепсис или гангрену =\

Ммм, нет. Недостаточная травма для таких серьезных последствий.

Вот от лишней хромосомы и мутация, чтобы штрихкод не размывался)

Это тоже не совсем так работает)

тату на лице, рядом с глазами в частности это просто АДСКИ больно. И тот факт, что Фейт решилась на такую процедуру, показывает, насколько это решительный и сильный персонаж еще до начала истории.

Я всегда говорю, что на медиапроекты, впрочем, на любой вымысел надо смотреть снаружи и изнутри. Изнутри мы говорим о персонажах, их качествах и прочем, как будто тот вымысел — реальность. Извне мы говорим о желаниях автора, о воле продюсера, о наплевательстве любого человека в коллективе, который создавал продукт.

И вот тут вы смотрите изнутри и пишите про ж-ж-ж-железную волю героини, которая вообще могла ослепнуть. Серьёзно? Если такое и задумывали, то не стоит так копать в таких пустых сюжетах. Мы видим следствие того, что кто-то махнул рукой. Тату под глазом? И не просто под глазом, на прям на нижнее веко? А-а, пофиг, зато красиво!

Всё! И ваши профессиональные детали только заставляют понять, что просто сделали красиво. А уж про силу воли взбалмошной Фейт я промолчу.

Вообще сделать татуировку самому себе это не так сложно, как кажется. Навык все еще требуется, но в контексте происходящего художественная точность не так важна. А вот сделать это практически вслепую, да даже и с зеркалом — уже крайне непростая задача.

Вот как раз хотел сказать, что сделать, конечно, можно. Вопрос в том, каком месте) А то ведь, если не амбидекстер, будет проблем с правой и левой рукой.

А повышенная травматизация и самодельные пигменты вдобавок гарантируют определенную степень расплытия рисунка чуть позже.

А также сепсис или гангрену =\

Судя по ней, родился он в 1964 году, но сама технология использования штрихкодов получила распространение только в семидесятые, поэтому будем считать, что заимел свою ключевую опознавательную черту не с рождения, а попозже.

Или власти скрывали) Говорят, сначала всё использует мировая элита, а уж потом...)

Впрочем, в плане реалистичности к этой серии были вопросики еще на моменте с лишней хромосомой.

Вот от лишней хромосомы и мутация, чтобы штрихкод не размывался)

С тату у половых органов, наверное, те же яйца, что у тату на нижнем веке.

Не знаю, зачем я прочитал этот блог. Тема тату мне вообще мало интересна — и зачастую в играх я их полностью убираю, за редкими исключениями. Но раз уж прочитал, то мнение выскажу. Это было настолько же увлекательно, насколько местами и до брезгливости отвратительно. Пару раз возникало желание остановиться, но я его таки пересилил. До ужаса боюсь иголок и всего, что с ними связано, даже когда об этом просто пишут в блоге. Так что лайк за авторскую эмоциональную вовлечённость, иначе точно не дочитал бы и бросил где-то в районе упоминания наждачки )

Читай также