18 мая 18 мая 3 389

Wasteland 3 — странная, сломанная, живая

+4

Пока все играют в Expedition 33 и новый Doom, вот что я выкопал

Так как взрослая жизнь накладывает определённые ограничения, у меня не всегда есть много времени, а играть в большие RPG всё ещё очень хочется.  Baldur’s Gate 3,  Pillars of eternity и  Divinity Original Sin уже пройдены. До нового "НОРМАЛЬНОГО"  Fallout — как до Марса. А вот  Wasteland 3 — уже лежит в библиотеке Steam, пылится и ждёт когда же её установят. И честно сказать, для меня она стала как забытая банка тушёнки с НЕ просроченным сроком годности — открыл, добавил туда макарошек, перчика, съел и удивился — вкусно! Так еще и в коопе! Так что не буду ходить кругами — ниже объясню почему стоит наконец-то дать шанс этой игре, которая всё это время возможно зря пылилась в вашей библиотеке.

Это было неожиданно...
Это было неожиданно...

Небольшие вводные о игре и кто всё это сделал

Wasteland 3 — изометрическая пошаговая RPG от студии inXile (студия которая сделала одну из моих любимых игр -  Hunted: The Demon's Forge). Главный в студии Брайан Фарго — автор оригинального  Fallout. Wasteland 3 вышла в 2020 году и стала логическим продолжением  Wasteland 2, только пожирнее, с бюджетом и новыми идеями. Не всё сработало правда, но попытка была честная. (об этом чуть дальше)

Сюжет: мы — рейнджеры, приехали из Аризоны в заснеженное Колорадо по зову местного диктатора по прозвищу Патриарх. Он просит о помощи, а за это обещает снаряжение и провиант для нашей колонии в Колорадо которая без него загнётся. Дальше начинается медленная, странная и местами безумная история.

Очередь из 8 человек которые пытаются пройти через сугроб, хорошо описывает весь геймплей
Очередь из 8 человек которые пытаются пройти через сугроб, хорошо описывает весь геймплей

Геймплей: вроде работает, но лучше не спрашивать как

Тактические бои? Есть. Прокачка? Есть. Выборы с последствиями? Конечно. Всё как в классике. Только часть механик ведёт себя как пьяный рейнджер на льду.

С высоким навыком стрельбы ты мажешь по всему подряд пока не поймёшь, что надо присесть. Туториала об этом нет. Разбирайся с такими вещами сам методом тыка.

Умения бывают бесполезные, а некоторые наоборот абсолютно читерные. Либо ты страдаешь и тошнишь один бой по 30 минут, либо выносишь отряд врагов за один ход. Среднего почти нет. Баланс здесь танцует ламбаду.

Как же раздражало что она постоянно промахивалась
Как же раздражало что она постоянно промахивалась

Экономика? Первые 2 часа бедствуешь. Потом плаваешь в луте и хламе (здесь это некая универсальная валюта для создания предметов). Снаряжение, патроны, деньги — всё через одно место. Но на все эти недоработки, есть крутые моменты:

Единый инвентарь — ты не переключаешься между шестью бойцами (и не обмениваешься предметами с другом), чтобы скинуть один пистолет; у всех персонажей один общий мешок. Это экономит кучу времени и как после этого играть в BG3 без этого, затрудняюсь ответить.

Быстрое разграбление — подбежал к телу, нажал кнопку, и по очереди открываются трупы убитых которые лежат рядом! Не надо подбегать отдельно к каждому и каждого отдельного обирать. В долгой пошаговой игре это просто спасение.

Модификации оружия, которые отображаются на модели — ты поставил прицел или глушитель — и реально видишь, как ствол меняется. Ну круто же! У винтовки появляется труба, у дробовика — кастомный приклад. Мелочь, но работает на погружение. Ощущаешь, что не просто циферки поменялись, а именно оружие стало другим (хоть и не супер детализированно). Появляется прицел, глушитель, какие-то трубы — и ты такой: "Вот теперь это ПУШКА, а не позорная палка!".

Лучшая команда по спасению!
Лучшая команда по спасению!

А самое классное что, в  Wasteland 3 можно играть в кооператив — и это охренительно! Причём не просто "ну ты водишь второго персонажа", а полноценное совместное прохождение, где каждый игрок управляет своей частью отряда, сам отвечает в диалогах и делает выбор за всю группу.

Игра даёт возможность как действовать слаженно, так и устраивать дичь. И пока например один игрок договаривается с врагами, второй может внезапно открыть огонь — и вся дипломатия идёт по одному месту. Или наоборот — ты просишь подождать NPC, а товарищ уже лутает всё в округе и выгодно расставляет бойцов по точкам для последующего боя.

Игра реагирует на это естественно. Иногда — наказывает. Иногда — подыгрывает. В коопе здесь можно реально прожить двух разных персонажей. Не просто "двоих бойцов", а с характерами, с принципами, с решениями, которые конфликтуют.

Это один из тех редких случаев, когда RPG в коопе становится похожа на настольную кампанию за столом. Я проходил игру с женой. Мы играли как пара рейнджеров, где одна была огромная воительница вставшая на путь истребления коз, а второй - дамский угодник которому никто не даёт.

Ну интригует же!
Ну интригует же!

Визуал: красиво, если не присматриваться

Сначала — вау. Камеры крутятся, постановочные кат сцены, оригинальные ракурсы, всё по-кинематографичному. Правда в какой то момент игра быстро про это забывает и дальше — обычный изометрический вид будет преследовать тебя добрые 95% времени.

С другой стороны, когда игра делает упор на символизм — визуал работает отлично. Миссия с храмом Рейгана, сцены с культом клоунов, заброшенные убежища, наполненные фальшивой пафосной религиозной чушью. Когда визуал, текст и идея совпадают — вот тогда становится очень хорошо.

Когда твой бог идеал, а все остальные — клоуны
Когда твой бог идеал, а все остальные — клоуны

Атмосфера зимнего Колорадо эффективно работает на уровне фона. Лёд, вьюга, метели отличные декорации, они постоянно формируют ощущение холода, в котором твои рейнджеры существуют каждый день. Особенно хорошо это чувствуется на глобальной карте: где ты медленно ползёшь на своём раздолбаном катафалке по снежному аду. Игра не давит на это нарочито, но погружение срабатывает — ты не в "пустыне с белым фильтром", а в реально мёртвом, ледяном регионе, где всё давно вымерло, а то, что осталось — трансформировалось и окопалось.

Музыка в битве с ней была очень прикольной
Музыка в битве с ней была очень прикольной

Звук: Музыка включится… когда-нибудь

Музыка и звук в Wasteland врезаются, но не сразу, и не крепко. Саундтреки отлично вписаны в сеттинг, особенно в боевые сцены и ключевые сюжетные моменты. Когда в игре начинается замес, а на фоне звучит глухой вестерн-метал с хриплым вокалом, становится очень круто. Но большая часть времени - это крепкий среднячок без музыкальных изысков.

Отдельно стоит упомянуть музыкальные темы для фракций. У культа Рейгана — псевдопатриотичные хоралы, звучащие так, будто их записали с агитрадио в 50-х. У клоунов — цирковой мрак с перегрузом. У роботов — хорошая синтетика. Игра очень старается не просто "заполнить тишину", а сказать что-то про каждую зону через звук. И хоть у неё это не всегда получается, но это почти всегда ощущается, когда заходишь в новую локацию или начинается важный бой.

 

Вот тут сами можете послушать разнообразие из треков, после прохождения они играют даже гораздо более яркими красками

Но есть и проблемы. В убежищах и на глобальной карте часто звучат одни и те же темы. По прошествии 20 часов уже начинаешь ловить себя на мысли, что ждёшь нового трека, но он всё никак не появляется. Во-вторых, звуковые баги. Иногда музыка не включается вовсе или берёт и обрывается в самый классный момент.

Но если подойти с правильным настроем и допустить что у игры могут быть огрехи — звук в Wasteland 3 становится хорошей частью атмосферы. Особенно когда играешь в наушниках с шумодавами.

Подводя итог - можно сказать что звук здесь просто делает свою работу, не раздражает, и иногда даже приятно удивляет — но ему не хватает консистентности. Нет ощущения, что он сопровождает тебя от начала до конца всего приключения, как это происходит в  Divinity: Original Sin 2,  Baldur’s Gate 3 или  Pillars of Eternity. Тут он скорее врывается эпизодами, как гость, который зашёл на вечеринку, сделал умопомрачительное сальто и свалил.

Сюжет: сатира по 50м, переодетая в RPG

Вот где Wasteland 3 реально выстреливает — так это в сюжете и юморе. Это редкий случай, когда шутки в RPG не выглядят натужно, потому что здесь вся игра — карикатура на какие-то шаблоны и представления.

Юмор тут специфичный, местами придурковатый, местами мрачный, но в большинстве случаев очень меткий. Игра не боится посмеяться над собой, над жанром, над Америкой и над игроком лично. Одни диалоги с попугаем чего стоят. Или Санта/торговец запрещёнными веществами с весёлыми новогодними песенками и парочкой(десятков) скелетов в шкафу. Каждая локация здесь готова швырнуть в тебя какой-то фразой, абсурдной ситуацией или тупейшей надписью на стене — и, это почти всегда работает! Опасный смертельный лабиринт с ловушками? В другой игре это была бы сцена на серьёзных щах, а тут — повод для шутки. Wasteland 3 часто смеётся над твоими ожиданиями — и в этом вся её прелесть

Она позволяет себе издеваться над религией, пропагандой, военными культами, патриотизмом, коммунистами и даже над самим жанром RPG. Тут можно спасти поселение от голода… заменив мясо на трупы. Можно осудить повстанцев за диктатуру — и потом стать новым диктатором.

ВО СЛАВУ ДЕМОКРАТИИ!
ВО СЛАВУ ДЕМОКРАТИИ!

Для примера в одной из миссий огромная механическая статуя Рейгана выбирает, кого казнить: убийцу который убивает людей во имя выдуманного бога или робота-лекаря который верит в коммунистические идеалы и пришёл в лагерь чтобы просто помочь раненым. И этот кусок железа всегда выбирает коммуниста! Почему? Потому что все знают, "нет ничего хуже коммунизма!".

Диалоги не просто про "выбор добра и зла" — они про конфликт между здравым смыслом и безумием. Игра постоянно подкидывает тебе моральный выбор, в котором ты вроде как хочешь поступить правильно, но последствия могут быть хуже, чем если бы ты просто всех перестрелял.

В этом и есть ценность сюжета Wasteland — он не говорит тебе, что хорошо и что плохо. Он просто показывает, как выглядит мир, в котором уже никто не помнит, а как правильно? Добавляю в сверху сатиру над всеми избитыми штампами и отпуская тебя в свободное плавание.

А последствия мы сделали конечно...
А последствия мы сделали конечно...

Финал: Письмо, которое тебе пришло лет пять назад, ты его проигнорировал, а там, оказывается, были билеты на концерт с пивом и местами у сцены.

Wasteland 3 — игра, которую большинство скорее всего просто пролистнули. Да и я был не исключением. Тогда в 2020, когда вся игровая индустрия гремела от  Cyberpunk 2077,  The Last of Us: Part II,  DOOM Eternal и куче другие ААА игр, какие-то непонятные рейнджеры попавшие в Колорадо казались чем-то унылым на фоне всех этих блокбастеров. А зря! Да, это игра не революция, и не суперпродукт, но у неё есть ДУША. Странная, шумная, немного с приветом. Но своя.

Сейчас в 2025, когда каждая вновь вышедшая игра планирует забрать игру года (привет  KCD2,  Expediction 33 и  Doom Dark Ages), а кол-во проектов вышедших в Steam за год бьёт свои исторические рекорды, обратите внимание на то, что вы пропустили 5 лет назад. Если вы любите сатиру, пошаговые RPG и уникальную атмосферу - Wasteland 3 ждёт вас.

Плюсы: остроумный юмор; кооператив, в котором можно устраивать шоу абсурда; сюжет, где все решения скользкие, а последствия всегда интересные; компактная длина для взрослого геймера (если вы понимаете о чём я); удобные фичи вроде общего инвентаря и авто-лутания; атмосферные локации с яркой подачей; боевые темы, которые реально хочется закинуть в плейлист.

Минусы: баланс способностей прыгает как бешеный койот; отсутствие нормального туториала; скипнуть диалоги и катсцены нельзя — готовь чай.


918
4.0
381 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Опа, опачки, О-О-О-о-о, я катирую МУЗЫКУ в этой игре, это такой смачный кайф, вот бы и во 2 части такое же было, эти отдельные миссии с каверами Вестер песен просто отвал шишки натуральный

Очень трепетное отношение к всей серии. Вторую я прошёл где-то в 2017 году, сразу после сессии, очень сильно затянула, сидел безвылазно, наверное, неделю. А третью — уже в 2022 году, причём ситуация была один в один. Может где-то криво и косо сделанные (особенно вторая), но с душой.

Прошел пару лет назад. Тоже крайне понравилось игра. Удивлен, что о ней редко вспоминают когда говорят о партийных рпг.Именно таким бы наверное и был 3 фоллаут, если бы франшизу не купила беседка.

Но конечно, нехватка бюджета бросается в глаза, особенно по конец. Мне кажется, они не рассчитали свои силы. Потому что, игра выглядит как-то так:

Первая 1/4 — дорого, богато, почти как высокобюджетная ролевка.

Середина — ну норм, скромно, но пойдет

Последняя четверть — эм, а чё так убого?

Наверное, деньги закончились где-то после середины, и доделывали из того что было. Но даже так, игра очень душевная и приятная. Надеюсь увидеть 4ую часть когда-то.

Читай также