Пока все играют в Expedition 33 и новый Doom, вот что я выкопал
Так как взрослая жизнь накладывает определённые ограничения, у меня не всегда есть много времени, а играть в большие RPG всё ещё очень хочется. Baldur’s Gate 3, Pillars of eternity и Divinity Original Sin уже пройдены. До нового "НОРМАЛЬНОГО" Fallout — как до Марса. А вот Wasteland 3 — уже лежит в библиотеке Steam, пылится и ждёт когда же её установят. И честно сказать, для меня она стала как забытая банка тушёнки с НЕ просроченным сроком годности — открыл, добавил туда макарошек, перчика, съел и удивился — вкусно! Так еще и в коопе! Так что не буду ходить кругами — ниже объясню почему стоит наконец-то дать шанс этой игре, которая всё это время возможно зря пылилась в вашей библиотеке.
Небольшие вводные о игре и кто всё это сделал
Wasteland 3 — изометрическая пошаговая RPG от студии inXile (студия которая сделала одну из моих любимых игр - Hunted: The Demon's Forge). Главный в студии Брайан Фарго — автор оригинального Fallout. Wasteland 3 вышла в 2020 году и стала логическим продолжением Wasteland 2, только пожирнее, с бюджетом и новыми идеями. Не всё сработало правда, но попытка была честная. (об этом чуть дальше)
Сюжет: мы — рейнджеры, приехали из Аризоны в заснеженное Колорадо по зову местного диктатора по прозвищу Патриарх. Он просит о помощи, а за это обещает снаряжение и провиант для нашей колонии в Колорадо которая без него загнётся. Дальше начинается медленная, странная и местами безумная история.
Геймплей: вроде работает, но лучше не спрашивать как
Тактические бои? Есть. Прокачка? Есть. Выборы с последствиями? Конечно. Всё как в классике. Только часть механик ведёт себя как пьяный рейнджер на льду.
С высоким навыком стрельбы ты мажешь по всему подряд пока не поймёшь, что надо присесть. Туториала об этом нет. Разбирайся с такими вещами сам методом тыка.
Умения бывают бесполезные, а некоторые наоборот абсолютно читерные. Либо ты страдаешь и тошнишь один бой по 30 минут, либо выносишь отряд врагов за один ход. Среднего почти нет. Баланс здесь танцует ламбаду.
Экономика? Первые 2 часа бедствуешь. Потом плаваешь в луте и хламе (здесь это некая универсальная валюта для создания предметов). Снаряжение, патроны, деньги — всё через одно место. Но на все эти недоработки, есть крутые моменты:
Единый инвентарь — ты не переключаешься между шестью бойцами (и не обмениваешься предметами с другом), чтобы скинуть один пистолет; у всех персонажей один общий мешок. Это экономит кучу времени и как после этого играть в BG3 без этого, затрудняюсь ответить.
Быстрое разграбление — подбежал к телу, нажал кнопку, и по очереди открываются трупы убитых которые лежат рядом! Не надо подбегать отдельно к каждому и каждого отдельного обирать. В долгой пошаговой игре это просто спасение.
Модификации оружия, которые отображаются на модели — ты поставил прицел или глушитель — и реально видишь, как ствол меняется. Ну круто же! У винтовки появляется труба, у дробовика — кастомный приклад. Мелочь, но работает на погружение. Ощущаешь, что не просто циферки поменялись, а именно оружие стало другим (хоть и не супер детализированно). Появляется прицел, глушитель, какие-то трубы — и ты такой: "Вот теперь это ПУШКА, а не позорная палка!".
А самое классное что, в Wasteland 3 можно играть в кооператив — и это охренительно! Причём не просто "ну ты водишь второго персонажа", а полноценное совместное прохождение, где каждый игрок управляет своей частью отряда, сам отвечает в диалогах и делает выбор за всю группу.
Игра даёт возможность как действовать слаженно, так и устраивать дичь. И пока например один игрок договаривается с врагами, второй может внезапно открыть огонь — и вся дипломатия идёт по одному месту. Или наоборот — ты просишь подождать NPC, а товарищ уже лутает всё в округе и выгодно расставляет бойцов по точкам для последующего боя.
Игра реагирует на это естественно. Иногда — наказывает. Иногда — подыгрывает. В коопе здесь можно реально прожить двух разных персонажей. Не просто "двоих бойцов", а с характерами, с принципами, с решениями, которые конфликтуют.
Это один из тех редких случаев, когда RPG в коопе становится похожа на настольную кампанию за столом. Я проходил игру с женой. Мы играли как пара рейнджеров, где одна была огромная воительница вставшая на путь истребления коз, а второй - дамский угодник которому никто не даёт.
Визуал: красиво, если не присматриваться
Сначала — вау. Камеры крутятся, постановочные кат сцены, оригинальные ракурсы, всё по-кинематографичному. Правда в какой то момент игра быстро про это забывает и дальше — обычный изометрический вид будет преследовать тебя добрые 95% времени.
С другой стороны, когда игра делает упор на символизм — визуал работает отлично. Миссия с храмом Рейгана, сцены с культом клоунов, заброшенные убежища, наполненные фальшивой пафосной религиозной чушью. Когда визуал, текст и идея совпадают — вот тогда становится очень хорошо.
Атмосфера зимнего Колорадо эффективно работает на уровне фона. Лёд, вьюга, метели отличные декорации, они постоянно формируют ощущение холода, в котором твои рейнджеры существуют каждый день. Особенно хорошо это чувствуется на глобальной карте: где ты медленно ползёшь на своём раздолбаном катафалке по снежному аду. Игра не давит на это нарочито, но погружение срабатывает — ты не в "пустыне с белым фильтром", а в реально мёртвом, ледяном регионе, где всё давно вымерло, а то, что осталось — трансформировалось и окопалось.
Звук: Музыка включится… когда-нибудь
Музыка и звук в Wasteland врезаются, но не сразу, и не крепко. Саундтреки отлично вписаны в сеттинг, особенно в боевые сцены и ключевые сюжетные моменты. Когда в игре начинается замес, а на фоне звучит глухой вестерн-метал с хриплым вокалом, становится очень круто. Но большая часть времени - это крепкий среднячок без музыкальных изысков.
Отдельно стоит упомянуть музыкальные темы для фракций. У культа Рейгана — псевдопатриотичные хоралы, звучащие так, будто их записали с агитрадио в 50-х. У клоунов — цирковой мрак с перегрузом. У роботов — хорошая синтетика. Игра очень старается не просто "заполнить тишину", а сказать что-то про каждую зону через звук. И хоть у неё это не всегда получается, но это почти всегда ощущается, когда заходишь в новую локацию или начинается важный бой.
Вот тут сами можете послушать разнообразие из треков, после прохождения они играют даже гораздо более яркими красками
Но есть и проблемы. В убежищах и на глобальной карте часто звучат одни и те же темы. По прошествии 20 часов уже начинаешь ловить себя на мысли, что ждёшь нового трека, но он всё никак не появляется. Во-вторых, звуковые баги. Иногда музыка не включается вовсе или берёт и обрывается в самый классный момент.
Но если подойти с правильным настроем и допустить что у игры могут быть огрехи — звук в Wasteland 3 становится хорошей частью атмосферы. Особенно когда играешь в наушниках с шумодавами.
Подводя итог - можно сказать что звук здесь просто делает свою работу, не раздражает, и иногда даже приятно удивляет — но ему не хватает консистентности. Нет ощущения, что он сопровождает тебя от начала до конца всего приключения, как это происходит в Divinity: Original Sin 2, Baldur’s Gate 3 или Pillars of Eternity. Тут он скорее врывается эпизодами, как гость, который зашёл на вечеринку, сделал умопомрачительное сальто и свалил.
Сюжет: сатира по 50м, переодетая в RPG
Вот где Wasteland 3 реально выстреливает — так это в сюжете и юморе. Это редкий случай, когда шутки в RPG не выглядят натужно, потому что здесь вся игра — карикатура на какие-то шаблоны и представления.
Юмор тут специфичный, местами придурковатый, местами мрачный, но в большинстве случаев очень меткий. Игра не боится посмеяться над собой, над жанром, над Америкой и над игроком лично. Одни диалоги с попугаем чего стоят. Или Санта/торговец запрещёнными веществами с весёлыми новогодними песенками и парочкой(десятков) скелетов в шкафу. Каждая локация здесь готова швырнуть в тебя какой-то фразой, абсурдной ситуацией или тупейшей надписью на стене — и, это почти всегда работает! Опасный смертельный лабиринт с ловушками? В другой игре это была бы сцена на серьёзных щах, а тут — повод для шутки. Wasteland 3 часто смеётся над твоими ожиданиями — и в этом вся её прелесть
Она позволяет себе издеваться над религией, пропагандой, военными культами, патриотизмом, коммунистами и даже над самим жанром RPG. Тут можно спасти поселение от голода… заменив мясо на трупы. Можно осудить повстанцев за диктатуру — и потом стать новым диктатором.
Для примера в одной из миссий огромная механическая статуя Рейгана выбирает, кого казнить: убийцу который убивает людей во имя выдуманного бога или робота-лекаря который верит в коммунистические идеалы и пришёл в лагерь чтобы просто помочь раненым. И этот кусок железа всегда выбирает коммуниста! Почему? Потому что все знают, "нет ничего хуже коммунизма!".
Диалоги не просто про "выбор добра и зла" — они про конфликт между здравым смыслом и безумием. Игра постоянно подкидывает тебе моральный выбор, в котором ты вроде как хочешь поступить правильно, но последствия могут быть хуже, чем если бы ты просто всех перестрелял.
В этом и есть ценность сюжета Wasteland — он не говорит тебе, что хорошо и что плохо. Он просто показывает, как выглядит мир, в котором уже никто не помнит, а как правильно? Добавляю в сверху сатиру над всеми избитыми штампами и отпуская тебя в свободное плавание.
Финал: Письмо, которое тебе пришло лет пять назад, ты его проигнорировал, а там, оказывается, были билеты на концерт с пивом и местами у сцены.
Wasteland 3 — игра, которую большинство скорее всего просто пролистнули. Да и я был не исключением. Тогда в 2020, когда вся игровая индустрия гремела от Cyberpunk 2077, The Last of Us: Part II, DOOM Eternal и куче другие ААА игр, какие-то непонятные рейнджеры попавшие в Колорадо казались чем-то унылым на фоне всех этих блокбастеров. А зря! Да, это игра не революция, и не суперпродукт, но у неё есть ДУША. Странная, шумная, немного с приветом. Но своя.
Сейчас в 2025, когда каждая вновь вышедшая игра планирует забрать игру года (привет KCD2, Expediction 33 и Doom Dark Ages), а кол-во проектов вышедших в Steam за год бьёт свои исторические рекорды, обратите внимание на то, что вы пропустили 5 лет назад. Если вы любите сатиру, пошаговые RPG и уникальную атмосферу - Wasteland 3 ждёт вас.
Плюсы: остроумный юмор; кооператив, в котором можно устраивать шоу абсурда; сюжет, где все решения скользкие, а последствия всегда интересные; компактная длина для взрослого геймера (если вы понимаете о чём я); удобные фичи вроде общего инвентаря и авто-лутания; атмосферные локации с яркой подачей; боевые темы, которые реально хочется закинуть в плейлист.
Минусы: баланс способностей прыгает как бешеный койот; отсутствие нормального туториала; скипнуть диалоги и катсцены нельзя — готовь чай.
Лучшие комментарии
Опа, опачки, О-О-О-о-о, я катирую МУЗЫКУ в этой игре, это такой смачный кайф, вот бы и во 2 части такое же было, эти отдельные миссии с каверами Вестер песен просто отвал шишки натуральный
Очень трепетное отношение к всей серии. Вторую я прошёл где-то в 2017 году, сразу после сессии, очень сильно затянула, сидел безвылазно, наверное, неделю. А третью — уже в 2022 году, причём ситуация была один в один. Может где-то криво и косо сделанные (особенно вторая), но с душой.
Прошел пару лет назад. Тоже крайне понравилось игра. Удивлен, что о ней редко вспоминают когда говорят о партийных рпг.Именно таким бы наверное и был 3 фоллаут, если бы франшизу не купила беседка.
Но конечно, нехватка бюджета бросается в глаза, особенно по конец. Мне кажется, они не рассчитали свои силы. Потому что, игра выглядит как-то так:
Первая 1/4 — дорого, богато, почти как высокобюджетная ролевка.
Середина — ну норм, скромно, но пойдет
Последняя четверть — эм, а чё так убого?
Наверное, деньги закончились где-то после середины, и доделывали из того что было. Но даже так, игра очень душевная и приятная. Надеюсь увидеть 4ую часть когда-то.