На голосовании за игру года я голосовал за Baldur's Gate 3 везде, где только можно. Но не за сюжет. Да, там были прекрасно прописанные персонажи и много интересных ситуаций. Однако главный герой был слишком идеальным. У него все получалось, и все мужчины и женщины стремились к нему.
Со временем я задумался, а есть ли другие варианты? Сейчас я играю в Morrowind. В его лоре упоминается некий герой, который может объединить веками враждующие дома. Отгадайте, является ли этот герой Нереварином или нет.
До этого я играл в "Черную книгу". Молодая девушка открывает все семь печалей, которые никто и никогда не открывал. Герои 4 в 14 лет считалась обладательницей лучшего сюжета за раскрытие злых фракций. Недавно я переиграл эту игру. Да, у злых фракций есть своя идеология. Но героям все удается точно так же.
Для начала, давайте разберемся, кто такой Мэри-Сью. Мэри-Сью - это архетип персонажа, который автор наделяет гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями, внешностью и удачей (согласно Википедии). Эти персонажи часто встречаются в фанфиках, написанных юными авторами. Люди любят персонажей, которые воплощают мечты их читателей. Пытаясь сделать героя интересным, авторы иногда забывают про его отрицательные качества.
Чем же плохи "Мери Сью"? Во-первых, их нереалистичность. Не веришь ни в героя, который легко решает все проблемы, ни в окружающий мир, где все создано для одного персонажа. Во-вторых, конфликт не ощущается, потому что персонаж без проблем его решает. Нет никакого развития персонажа. В-третьих, им не нужна помощь, ведь они сами все умеют. Конечно, все хотят дружить с Мери Сью, но являются ли такие отношения настоящей дружбой?
Я часто встречаю таких персонажей в играх. Например, главный герой из Doom (2016) намного превосходит любого человека и демона. В первые минуты игры он голыми руками разрывает цепи и убивает импа. Он встречает антагониста, который его боится. А предложивший помощь Самюэл Хайден, тут же получает отказ.
Ну, хорошо, допустим, что в Doom не делается упор на сюжет. Давайте посмотрим на другие игры, где сюжет играет важную роль. В "Ведьмаке 3" Геральт имеет литературный источник, где ведьмак не является Мери Сью. Его чуть не убил Вельфигорец, и в конце он фактически проиграл королю Нильфгаарда. Он остался жив только потому, что Эмгыр решил, что инцест - не лучший поступок. Что же в игре?
В игре он побеждает любого врага, несмотря на их численное преимущество. Он решает любую проблему, хотя и всего двумя способами: вынюхивая правду или убивая злодеев. Иногда, правда, удается все решить словами. Но и тут из него вылазит мерисьюшность - ведьмак оказывается отличным актером, детективом, а его умение убеждать обеспечивает беспрекословное повиновение.
По книге ведьмаков проклинают, и в игре тоже у безымянных NPC проскакивает грубая фраза. Но сколько персонажей его любят и уважают, просто не счесть. Короли, чародейки, начальник разведки, краснолюды, эльфы - все хотят с ним дружить. Даже когда самые сильные мира стараются вести себя прилично, Геральт показывает, что он выше этого и грубо нарушает этикет.
Ну что ж, если в игре один герой, то он должен решать все геймплейные задачи. Давайте посмотрим на партийные игры. Например, Dragon Age Origins. В этой игре вы играете за дворянина, гнома, мага или эльфа, который проигрывает и уходит в Серые стражи. Это интересно!
После этого проигрыша время словно замирает. Ни мор, ни Логейн не делают ничего, пока мы собираем армию и решаем судьбы всех магов Ферелдена, долийского племени, королевства гномов и, наконец, всего Ферелдена. Попутно мы еще и выходим победителями из конфликта, описанного в прологе.
Игра "Мор" (2018) во многом уникальна. Автор называл её "мучильней", а в советах говорят, что всех спасти невозможно. Это правда, Артемий может спасти всех на 100% только с помощью порошка, которого мало и который нужно еще найти. Помимо этого, протагонист постоянно испытывает нехватку еды. Когда к сложностям привыкаешь, появляются новые. Все, конечно, решает банальное знание хитростей. Посмотрев гайд (https://www.youtube.com/watch?v=8f23PtIMyxc), любой игрок сможет точно так же, как и во всех играх, спасать хороших и убивать плохих. Но это после просмотра гайдов или на втором/третьем прохождении, поэтому я считаю "Мор" игрой без Мэри Сью.
За свой небольшой игровой опыт, я встречал ещё одну игру без Мэри Сью – Disco Elysium. Я там проходил всего два дня, но уже там заметил, что хоть Дебуа хоть и является превосходным полицейским с невероятной производительностью, но далеко не всё умеет. Игроку постоянно предлагают проходить проверки способностей героя. Игрок может загрузиться после очередной неудачи или банально пропустить проверку. Такие игроки хотят играть за Мэри Сью? Дыбовский в одном из интервью отметил, что создать игру, которая полностью соответствует логике сна, невозможно, так как игрок может потерять контроль. На Stopgame я нашел интересный комментарий, в котором игрок жаловался, что когда он захотел стать злым персонажем, его раскрыл один из боссов Абсолюта. Максим Милязев в своем обзоре также выразил недовольство тем, что BG3 требует от игроков сейфскама. Возможно, игроки сами желают играть за Мерри Сью?
Сценарное искусство - это сложная и многогранная область, не имеющая однозначных ответов. Я не могу сказать, что Мэри Сью однозначно портит всю игру или фильм. Все перечисленные игры популярны и любимы, и их героев любят и уважают. Однако, стали бы эти игры лучше, если бы в них были недостатки или если бы иногда герои терпели поражения? Это вопрос, на который я не могу дать однозначный ответ.
Лучшие комментарии
Ну с мэрисьюшностью в играх сложно, потому что приведённый в пример Думгай непосредственно в геймплее — очень даже умирает, что здорово сбивает эффект «оно тут босс в комнате и ему ничто никогда не грозит» (или там сейв-лоады как-то в лор вписаны?). А весь этот сюжетный флёр работает на придание нужной атмосферы и тона происходящему.
Не могу согласится с точкой зрения автора. Во-первых, если брать тот же Doom (2016), то, как уже отметили, там есть серьезный диссонанс между наративом и геймплеем. На словах мы великий уничтожитель демонов, которого все черти боятся, а на деле (особенно на высоких сложностях) будешь потеть в каждой стычке с адскими тварями. К тому же, я полагаю, такое позиционирование думгая сделано нарочно в противовес тому, как он был показан в старых играх.
Во-вторых, даже по остальным примерам Мэри Сьюшность не особо то прослеживается. Геральт? Так он не всесильный, не все ситуации можно решить силой, да и вообще решить так, чтобы все довольны были. Ладно бы еще, если речь шла про Цири. Серый страж? А в чем его идеальность проявляется?
Ну в каких-то небольших квестах обычно решения простые, но в чем-то более глобальном уже нет. Квест Барона, например. Квест с убийством Радовида и последующим исходом войны. ДЛСшные мейн квесты. Битва в Каэр Морхене.
Кстати я не могу понять. БГ3 и Диско Элизиум у тебя примеры игр с неидеальными протагонистами, но если ты абузишь сейв/лоуд, чтобы выбить идеальный вариант, то они уже Мэри Сью. При этом в играх типа ДАО и Ведьмак, где идеальный вариант, в твоем понимании, возможен для выбора, но при этом не обязателен, ты клеймишь мэрисьюшными в целом?
На самом деле если продлевать твою нить рассуждений, то любой игровой протагонист — Мэри Сью. Ведь протагонист — это игрок, а остальные персонажи — лишь нпц, а значит он по умолчанию особенный. И игровой мир реально крутится вокруг игрока, которому через его аватара в виде главного героя рассказывают какую-то историю или подают геймплей. Поэтому неизбежно протагонист окажется в гуще событий и пройдет весь путь до конца. А если брать игры с наличием выбора и созданием персонажа типа того же DAO, то там эта грань между игроком и героем еще тоньше, так как главный герой даже не является полноценным персонажем, а просто проекцией игрока, который обладает достоинствами и недостатками ровно теми, которыми сам игрок захочет ему задать.
Меня смутил Геральт на превью.У меня просто сразу флэшбэк из первой игры, про первого босса Баргеста, он так много раз меня унизил на средней сложности, что про мэри -сьюшность ведьмака говорить не приходится
Если персонаж умеет все, просто из-за рандома у него иногда что-то не получается, то этот персонаж не Мери Сью, но если у него все будет получаться, из-за сейфскама или если игроку сильно везет с рандомом, то этот персонаж становится Мери Сью? Как это работает? Огромная удача — это одна из характеристик Мери Сью, но не единственная.
Тема не раскрыта. Твой тезис я понял, но, на мой взгляд, тут надо копать в сторону разницы «мэрисьюшности» и понятия power fantasy (если по-русски, то воплощение мечты о всесильности). И заметь, что Думгай, что Данте из Devil May Cry, или Нео из «Матрицы» — обладая крутыми преимуществами, они всё так же вынуждены сталкиваться с препятствиями и преодолевать трудности, и то, что они в конце побеждают, не делает их Марти Сью (Марти — мужская версия этого тропа).
Я понимаю твоё возмущение, но там тема гораздо обширнее тех тезисов, что ты озвучил
Нам бы для начала установить четкие границы мэрисьюшности героев в играх, так каждый предлагает свою формулировку и получается каша
Изначально вообще определение подразумевает сверхсильного персонажа, который и без того всех побеждает, а почти любое героическое произведение (тем более игра) будет представлять из себя схему «герой vs антагонист -> герой побеждает»
В принципе это удел каких-то совсем низкопробных сюжетов или фанфиков
Как раз в этом вопросе показателен пример с Геральтом, потому что здесь происходит буквально подмена понятий и присваивание любой победы (что следует из видеоигрового формата его приключений, было бы странно выполняя квест в середине игры взять и в качестве награды увидеть кастсцену где геральту бьют в бубен) в мешок аргументов за мэрисьюшность
Геральт это опытный наемник со сверхчеловеческими силами, который в состоянии решать только те проблемы, которые напрямую зависят от его навыков и умений. Поэтому во всех сайдквестах Геральта ждет успех, так как это игрок направляет его их выполнять и Геральт делает, по факту, свою работу. А когда дело касается Барона и спасения Цири, то тут уже простым размахиванием кулаков не поможешь.
В принципе тут внести стоит важное уточнение, что мэри сью не должен быть просто сильным, он должен быть неоправданно и «слабо проработанно» сильным. Палач рока это какое-то там чуть ли не божество, какой-нибудь Данте тоже не человек, а Мэри Джейн, которая без каких-либо навыков и подготовки, вырубающая кучу элитных солдат?
Насколько я знаю, думгай в перезапущенной серии еще и не совсем человек. В Этернал ученая в аудиодневнике говорит, что его сила и выносливость выходит за рамки человеческих возможностей. В фандоме есть теория, что это архангел Михаил. Так что приводить его в пример как мэри сью в принципе не очень корректно.
Ну «Мэри Сью» — это типаж, архетип, а он распространяться будет на кого угодно: хоть муравья, хоть на Бога. Простос Мэрисьюшными героями всегда надо задаваться вопросом: «А что даёт произведение взамен?»
Имхо очень плохие примеры для показателя мэрисьюшности подобраны автором. Хотя че тут далеко ходить, взял бы Хогвартс Легаси (игра кстати классная), там герой просто воплощение Мэри Сью. Тут в большинстве случаев для меня показатель — на сколько гг старается, чтоб что-либо получить. Так, Геральт перенес массу шинаниганов за свою жизу, при этом не стал всесильным, равно как и Думгай «потеет». Да, он легендарный палач, но он продолжает потеть, чтоб соответствовать статусу.
Справедливости ради. игроки первые начнут орать если в играх появится таймлимит. Такие игры есть и у игроков обычно от них подгорает
Я про Диско Элизиум вообще-то написал. В БГ3 я не особо играл, чтобы про нее говорить. Ты пишешь, что влияние на параметр удачи превращает ГГ в Мери Сью. С такой же логикой можно с помощью сейфскама и солдат из X-com превратить в Мери Сью. Но это не так. Дюбуа тренированный детектив, а солдат из X-com тренированный солдат. Именно тренировки и отличают их от Мери Сью, которой они не нужны, т.к. она изначально все знает и умеет.
Это правда, но фильмы работают немного по иному принципу. Относительно кино человек — сторонний наблюдатель, а не действующее лицо. Грубо говоря в кино все персонажи это нпц, личности, которые оперируют только в рамках вымышленного мира. Они не будут манчкинить, не будут скамить сейв/лоуд, им не нужно придумывать геймплей, чтобы им интереснее жилось, они будут поступать адекватно заданному характеру ну или как минимум тупо согласно сценарию.
Да где он быстро и без усилий-то преодолевает? Даже если выкинуть миллион сохранений-загрузок — это не значит, что игрок в процессе прохждения не вспотел, уворачиваясь от миллион прожектайлов. Ну, либо игра запущена на лёгком, но тогда и грех жаловаться на лёгкость как бы.
Ну игровых персонажей можно обвинять в мерисьюшности только если полностью проигнорировать их страдания в геймплее. Вот половина всех думгаев, судя по ачивкам к версии 2016 года, до ада не дошли. Не особо то и победитель. Это даже если не брать во внимание тот факт, что его любой зомбик может из фоторужья щёлкнуть.
Пока нет гарантии прохождения, это вполне себе не самые удачливые, не самые сильные и т.д. герои.
Не, если ты про игрока говоришь, то и мерисьюшность именно туда и надо приписывать. Думгай сам по себе мало чего делает.
И в любом случае всё это не отменяет того что думгай в половине вариантов развития событий до финала не дожил, а в тех вариантах где дожил, добирался до цели из последних сил.
В сухом остатке на уровне геймплея можно свести проблематику неадекватной имбовости к двум аспектам — желанию игрока повышать мастери и потолку его скилла, который так же может расти. Или нет, но это, опять же, может отсылать к первому аспекту. Другое дело, что феномен мэрисьюшности скорее принадлежит к сюжетному и нарративному вопросам.
Вообще, я думаю в случае с думом это можно было пофиксить тем, что думгай садист и специально сдерживается что-бы поиграть с демонами как кошко с мышкой. Ну это работа авторов, тем более я новый дум(2016 это для меня новый. все норм) не прошёл и хз как это подходит характеру
Пока персонаж не получает черту «умный» и тогда начинает шатать от «я умею предсказывать кто злодей по пердежу кота» до полного идиота на протяжение всего произведение. Бесит
Для того чтобы персонаж был Мери Сью в игре, то нужно объединить как художественную великолепность, так и игромеханическую, это подразумевает наличия «бессмертности» персонажа (без внешних читов / трейнеров), либо сюжетно обоснованное бесконечное перерождение / отмотку времени и тд. А в случае наличия головоломок или диалогов с вариантами выбора — явных подсказок на их итоги.