Яркий саундтрек в игровой индустрии — дело не редкое. Это могут быть оригинальные саундтреки, написанные специально для отдельно взятого проекта (например, завораживающе красивые композиции легендарного Анджело Бадаламенти в Fahrenheit) или же бодрый микс из уже существующих песен, отлично резонирующих с общим духом и настроем игры (как вариант, хрестоматийный саундтрек к сиквелу FlatOut). Но гораздо более редким случаем является выход треков, целиком и полностью вдохновлённых играми. Именно о них я и поведаю в данной статье.
Околоигровые композиции
Начну, пожалуй, с самого банального и наименее изобретательного способа сочинительства песен на игровую тематику — создание попурри из всем известных образов. Лирика таких композиций, как правило, посвящена вполне стандартному для массовой музыки набору тем, а игровая тематика здесь присутствует лишь для создания оригинальных метафор.
Среди подобных композиций я могу выделить многих, но начну с отечественного исполнителя Mikaya.
Признаюсь честно, о личности автора мне ничего неизвестно, да и знал я у него на момент начала работы над статьёй лишь один трек, который носит довольно логичное для нашей темы название «Game Over».
Довольно приятный и непритязательный поп-рок с элементами речетатива и вполне самобытным текстом, который хоть и изобилует огромным количеством мимолётных отсылок на персонажей известных видеоигровых серий и геймплейными аллюзиями, всё же повествует вполне привычную историю о любви.
С тобой всегда дико как Far Cry
Все равно, что мне трудно как в Dark Souls
Я дождусь тебя как третий Half-Life
Уже во время написания данного материала я послушал и ряд других треков Mikaya. Звучат вполне себе пристойно, хотя свой плейлист больше так ничем и не пополнил.
Схожим по количеству и разнообразию отсылок на видеоигровые реалии является трек широко известной в узких кругах френчкор-группы Smash Hit Combo под названием «In Game».
Текст преисполнен геймерского сленга, и требований «дать настоящим парням возможность играть на Dreamcast» (что бы это ни значило). В общем, бред ещё тот, но в свою подборку я его включил за яркий клип, пропитанный духом олдовых видеоигровых серий.
Более интересным с точки зрения ведущей идеи является официально неизданный, а потому и малоизвестный, трек «Марио» в исполнении астраханской банды Anacondaz. Тут вновь через призму игровых метафор рассматривается вполне реальная проблема, однако в данной композиции всё сделано более осознанно и со вкусом что ли.
Образы из игровой индустрии взяты строго на одну тематику — похождения самого известного в мире сантехника итало-японского происхождения. А за ширмой нинтендовского мира здесь скрываются довольно нетривиальные рассуждения человека о своём месте в жизни.
В лабиринте из труб — это мой рок, наверное
Идти прямо по головам сквозь тернии
Но мне это даром не надо, я не хочу быть первым
Я хочу быть живым, я хочу быть трёхмерным
По музыкальной же части здесь можно уже более смело вешать ярлык «рэпкор», пусть и какого-то тяжёлого гитарного риффа в треке нет. Зато есть любовь фанатов, по особым запросам которых, «Марио» то и дело исполняют на концертах вживую.
Довольно эпичным примером здесь может послужить трек британского коллектива Bring Me the Horizon «Parasite Eve».
Думаю, любые пояснения относительно источника вдохновения здесь излишни. Более того, вокалист группы, Оливер Сайкс, проводит в поэтике данной композиции параллели с актуальными на тот момент мировыми событиями. Трек этот входит в состав альбома «Post-Human: Survival Horror», вышедшего в 2020 году, в самый разгар пандемии коронавируса, карантина и массовой паники всего человечества.
В 2020 вообще много кто из музыкантов решил, что сочинить что-то об эпидемии и самоизоляции — идея чертовски хорошая. Всё это породило огромное количество довольно блеклых песен, пытающихся выехать на одной лишь актуальной повестке. Творение же BMTH на их фоне выгодно выделяется довольно хитовым звучанием, качественным продакшеном (в записи участвовал сам Мик Гордон) и неизбитыми аллюзиями в лирике, проводящей параллели между реальными событиями и деталями мира легендарной японской Horror-RPG.
Структурно-тематические треки
Гораздо сложнее создать композицию, посвящённую отдельной конкретной игре.
Во-первых, потому что так автор ограничивает себя в средствах выражения мысли, метафорах, языке и прочих подручных средств сочинительства.
Во-вторых, потому что за данную композицию вас, автора, будут боготворить и носить на руках, но делать это будут только фанаты оригинальной игры. Остальные же просто почешут затылок и, не поняв смысла сказанного, пройдут мимо.
Тем не менее, подобные треки найти можно, если хорошо поискать. Самым ярким, на мой взгляд, представителем подобного подхода к написанию материала может послужить ещё одна композиция уже упомянутой мной французской группы Smash Hit Combo под названием «The Evil Within». И хоть, в целом, мне не заходят их довольно сумбурные тексты, стоит признать, что тут они постарались на славу.
В плане музыкально составляющей здесь можно найти привычную для группы эклектику джента, маткора и рэпкора. Нестандартным является лишь использование английского языка, т. к. L33T – единственный альбом группы, у которого есть полноценная английская версия.
See the creatures crept from the mirror
Images are swept into tears but is my perception much clearer?
Лирика данного трека посвящена одновременно как вполне конкретной одноимённой игре (строки про «демонов, вылезающих из зеркал», пусть и не точно отражают суть игровой вселенной Синдзи Миками, но определённо навевают аналогии), так и более абстрактной теме борьбы лирического героя со своими внутренними демонами. В строках «The Evil Within» полно упоминаний и других именитых серий, вроде Doom, F.E.A.R., House of the Dead, но самыми удачными, на мой взгляд являются слегка завуалированные отсылки на Dead Space:
I’m cutting their limbs from reforming
Before they’re spawning
И на так и не увидевшую свет часть Silent Hill от Хидэо Кодзимы:
Someone, help me!
Yellin' for help — But the hills are all silent
В общем-то, у этих ребят ровно на том же альбоме есть ещё и трек «Parasite», в котором видеоигровые отсылки построены по схожей схеме, но не буду заострять внимание на одном и том же исполнителе, дабы статья не вышла слишком уж однобокой.
Official Product©
Есть и третий вариант написания композиций по мотивам игр — создание заглавного трека, полностью посвящённого миру игры, в качестве официальной заглавной темы.
Так, например, в 2012 году поступил Джонатан Дэвис, написавший песню под названием «Silent Hill» для последней на данный момент номерной игры серии.
Фанаты сразу же переполошились, узнав об участии вокалиста группы Korn над саундтреком Silent Hill Downpour, и даже создали петицию об удалении композиции из игры. Что могло вызвать подобную агрессию я не могу понять до сих пор. Да, логично предположить, что фанаты хотели услышать старые добрые треки от маэстро Акиры Ямаоки и его верной соратницы Мэри Элизабет Макглинн, только вот новости о том, что они перестали сотрудничать с Konami, появились ещё в 2009 году, поэтому мне подобные беспочвенные мечтания уже тогда казались довольно странными.
Тем более, что кандидатура Джонатана Дэвиса была отнюдь не скверной альтернативой. Очевидно, что общего у них с Мэри Элизабет Макглинн столько же, сколько у бульдога и носорога, но всё же вокал Дэвиса довольно разнообразен и эмоционален, а лирика композиций группы Korn (особенно на первых альбомах) вполне могла бы сойти за выражение внутреннего мира некоторых героев игры («Clown» — для Эдди Домбровски, «Daddy» — для Анджелы Ороско, «A.D.I.D.A.S.» — для Джеймса Сандерленда).
В общем, в 2012 году финальные титры игры, равно как и её трейлер, сопровождал этот трек, и, на мой взгляд, получилось очень даже неплохо. Да, раньше было лучше, но что оставалось делать покойному Дэниелу Лихту, если весь классический бэнд Ямаоки устал на тот момент работать над саундтреком к «Тихим холмам»?
Ну и завершить я хотел бы одним потрясающим примером так же упомянутых мною выше Bring Me the Horizon. Оливер Сайкс –человек, в принципе, геймерской культуре не чуждый, и поэтому, когда на у него горизонте замаячила возможность посотрудничать с Гением, он сразу же согласился.
Незадолго до релиза Death Stranding, Хидэо Кодзима связался с группой и, обрисовав концепцию готовящегося к выходу проекта, предложил ребятам из Шеффилда записать композицию, которая будет отражать суть происходящего в игре. Особой изюминки этому сотрудничеству предавало 2 факта:
- Кодзима дал группе полную творческую свободу;
- геймдизайнер строго ограничил их 5 днями на создание трека.
Оливера, как давнего фаната творчества культового японского геймдизайнера (название главного хита группы «Shadow Moses» как бы намекает) подобные жёсткие временные рамки не смутили, и он вместе с остальными участниками группы исполнил свою детскую мечту.
Сам трек получился отменным. Лирика, пропитанная практически всеми элементами лора кодзимовского постапокалипсиса, в меру меланхоличная, в меру агрессивная музыка с футуристичным налётом экспериментальных семплов – буквально всё здесь находится на своём месте и сделано настолько гармонично, что просто диву даёшься, как такое можно было сотворить меньше чем за неделю.
Do you know why the flowers never bloom?
Will you retry or let the pain resume?
I need a new leader, we need a new Luden
(A new Luden, new Luden, yeah)
So come outside, it’s time to see the tide
It’s out of sight, but never out of mind
I need a new leader, we need a new Luden
На этом сегодня всё. Кончено же, это далеко не все случаи музыки по играм, которые можно вспомнить, но я рассказал именно о тех треках, которые надолго осели в моём личном плейлисте. Если вы готовы поделиться своими примерами потрясающих композиций по мотивам видеоигровых творений, милости прошу в комментарии. С удовольствием почитаю и почерпну для себя что-нибудь новое.
Любите игры!
Лучшие комментарии
А как же Miracle of Sound с их кучей песен по мотивам игр?
Miracle Of Sound, Павел Пламенев и FunMode
На всю жизнь запомнил сборник «QUAKE IV — SOUNDTRACK FOR A VIDEO GAME» который нашел на старом диске «Страны игр». Примечателен он был тем, что был он кране артхаусным и тем, что вышел он ДО игры Квейк 4????
CLASSIC!!! Ну раз упомянули нашу любимую Д2, то я напомню об еще одном фанатском шедевре!!!
Я Титан — Недоношенный ребёнок Бунги
У них на бОльшую часть крупных релизов песня выходит. Сам познакомился с ними лет 10 назад, через песню про Шеппарда (тут видеоряд просто больше нравится), ну а под «Your journey it began because YOU DIED» просыпался несколько лет. Вообще эта одна из немногих групп, мне прям реально было интересно читать тексты песен, а не просто бездумно подпевать.
Ещё есть забавная группа Fun Mode, которые исполняют песни по WoW. Довольно неплохо и стёбно. Их канал на YT во вложении, рекомендую к ознакомлению :)
Из треков-помотивчиков могу выделить треки по мотивам Диско Элизиум, которые очень зашли
Есть ещё и четвёртый вариант произведений-помотивчиков — концепт альбомы и произведения большой музыкальной формы типа мюзиклов, ораторий или рок-опер)
Ну раз уж такое дело, то как тут не вспомнить Серёгу Пирата))
Просто оставлю это здесь для всех неравнодушных Дустанеров.
Пацаны делают лорный подкаст и раньше после прощания врубали свои «песенки по дустану», а одна из них (про соло-фловлесс прохождение данжа «Пророчество») вылилась в полноценный трек
Впервые о них услышал. Саунд мощный. Спасибо, присмотрюсь)
Отличный блог! Жаль, что мало сказал про Shadow Moses от BMTH, так как у него не только название произошло от места действия первой MGS, но и хор, который поёт строки из другой композиции из метал гира.В качестве дополнения к блогу могу добавить свои примеры, например, очень нишевый — The Verkkars. Дуэт из Финляндии, который выпустил два трека полностью про CS:GO — EZ4ENCE и Flashbang Dance. Если первый больше про финскую команду ENCE, которая вскоре после выхода песни вышла в финал мажора (самого крупного турнира), то второй полностью про игру и про мемы, связанные с ней. В качестве фита там даже выступает n0thing — бывший киберспортсмен.Жаль, что не увидел Machinae Supremacy — шведскую метал-чиптюн группу, у которой есть прекрасная песня про Half-Life 2 — Nova Prospekt.
За блог ставлю очевидный лайк!
редактировано: забыл добавить, что machinae supremacy не только про халф лайф песню сочинила, они много песен про игр сделали за свою историю
Юморная группа «Starbomb» со стёбными творениями игрового мира.
Да, про Shadow Moses хотелось, конечно, подробнее расписать, но боялся, что слишком уж много внимания будет уделено одному коллективу.
Упомянутые треки обязательно послушаю. Поскольку я совершенно не шарю за CS, придётся со справочником по отсылкам бегать, наверное) Но всё-равно интересно будет глянуть.
Спасибо, что заглянули. Рад, что материал понравился.
Я не трушный фанат серии, посему DmC воспринял очень хорошо. До сих пор возвращаюсь к этой части периодически, в отличие от всех остальных.
Да, мои вкусы весьма специфичны)))
И, к слову, соглашусь — в переиздание на современном железе поиграл бы с удовольствием.
О, Диско Элизиум! Это мы себе обязательно в закладки сохраняем)
Да уж, странная релизная стратегия)
Совсем забыл про Fun Mode. Их творчество вне темы игр тоже очень даже неплохо
Вот об этом я точно впервые слышу.
Спасибо, посмотрю-послушаю.