22 декабря 2024 22.12.24 75 148K

MISIDE: Обзор нашумевшего аниме-хоррора из России

Альтушка для скуфа… и не только

Российский аниме-хоррор от двух друзей-разработчиков из AIHASTO неожиданно порвал Steam: меньше, чем за неделю собрал почти 12 тысяч обзоров, 98 % из которых — положительные, попал в топ-10 продаж в китайском и российском сегменте площадки, а его пиковый онлайн достиг более 17 тысяч игроков — больше, чем, например, у  Indiana Jones and the Great Circle. Продвижением  MiSide в Японии по своей инициативе вызвалось заниматься аниме-отделение старейшей японской кинокомпании Shochiku, на которую когда-то работал Акира Куросава (Akira Kurosawa). В чём же причины успеха?

 


Если вдуматься, то ничего неожиданного в таком успехе нет — в MiSide фигурируют няшные девочки в коротких юбочках, которые смотрят на игрока глазами кота из «Шрека», тянут за руку и просят с ними остаться, а потом могут воткнуть вам нож в живот. Ну и, конечно, явственно чувствуется вайб  Doki Doki Literature Club!.

Именно поэтому я поначалу скептически относился к MiSide. Что может быть проще — сыграть на чувствах таких скуфов, как я, или хикикомори, как многие молодые люди в той же Японии (и не только), которые сутками сидят дома, зависают в играх и давно не видели живых девушек? Берём симпатичную аниме-тяночку, дорисовываем к её улыбке и большим глазам нож, который она держит за спиной, обильно заправляем всё это постмодернизмом и попытками сломать четвёртую стену… Согласитесь, выглядит это как откровенная манипуляция.

А уж если девушка с экрана обращается к тебе по имени…
А уж если девушка с экрана обращается к тебе по имени…

Тем более что авторы MiSide в интервью одному из наших читателей сами признались: дескать, они не представляют, как сделать игру известной, если она не будет хоррором. А уж если, добавлю я от себя, поместить туда симпатичную вайфу, то внимание к проекту гарантированно. Неспроста многие аниме-хорроры стабильно пользуются популярностью и приобретают культовый статус — достаточно вспомнить  Catherine,  Corpse Party, да и ту же Doki Doki.

В MiSide в роли тян, у которой при каждом движении волнительно колышется короткая юбочка, выступает девушка Мита — главный герой играет на телефоне в некую смесь тамагочи и симулятора свиданий, где нужно ухаживать за девушкой, помогать ей убираться в комнате, делать подарки и так далее. Так часто играем и так Мита это полюбила, что через несколько дней она…переносит нас в игру, в свою розовую спальню.

Она ещё спрашивает…
Она ещё спрашивает…

Многие, уверен, на этом месте подумали, что MiSide на самом деле порноигра. В редких негативных комментариях так и пишут — мол, думал, что это порно, а оказалось, нет. Действительно, несмотря на все томные взгляды и волнительные взмахи юбочкой, у Миты на нас другие планы. Максимум мы развлекаемся с ней на диване, играя в приставку, а ещё помогаем на кухне, вместе кушаем и мило общаемся. Хотя и странности начинаем замечать.

Мита то и дело просит с ней остаться, а когда мы отказываем (при первом прохождении других вариантов просто нет), то странностей становится ещё больше. Вскоре на сцену выходит Безумная Мита, и начинается «настоящая» игра. Пытаясь сбежать, мы путешествуем по разным версиям этой виртуальной тюрьмы и по ходу встречаем разных Мит.

С этой лучше не встречаться.
С этой лучше не встречаться.

Среди них есть жуткие и уродливые, но и забавных хватает. Одна весёлая и активная, другая спит на ходу (это надо видеть!), третья называет себя Милой, важно поправляет очки и представляет собой этакую всезнайку. И это далеко не все Миты.

Знаем, видели, но ещё посмотрим

Сам геймплей исполнен качественно, пусть даже многое мы уже видели в различных вариациях — зловещий оскал на милом личике; прятки с девочкой-убийцей, сжимающей нож в ручке; путешествия по сюрреалистичным лестницам и лабиринтам; манекены, которые преследуют тебя, но останавливаются, если на них посмотреть.

Я уже не говорю о классических скримерах и зацикленных коридорах с проступающими на стенах надписями — тут у нас сознательная и при этом очень классная цитата из  P.T. Есть также отсылки к  Papers, Please,  The Witness и другим играм.

Кроме того, в MiSide огромное количество мини-игр. Ими нагружают по поводу и без — на приставке, телефоне, на кухне за столом или в игровом автомате. Есть аркадные развлечения, файтинг и даже шутер в духе  Quake III, который даже начинается с такого же пролёта камеры через локацию к игроку.

Многие активные действия также реализованы с помощью мини-игр, которые нужны не для развлечения, а для продвижения по сюжету.

В какой-то момент мы вообще попадаем в визуальную новеллу. И это одна из лучших частей MiSide. То, как авторы обыграли эту ситуацию, как сломали при этом четвёртую стену и весело спародировали типичную, особенно для русских ВН, графоманию, — это заслуживает отдельных аплодисментов. Давно я так не смеялся.

Да геймплей не уникален для хорроров. Но заимствования, отсылки и собственные фишки грамотно расставлены и соединены в работающий механизм, где нет почти ничего лишнего. Бывает, не очень понимаешь, чего хотят авторы, но каждый раз оказывается, что это я тупил, а не разработчики.

Скримеры, конечно, классические и по большей части предсказуемые — в большинстве случае точно знаешь, где их ждать, поэтому заранее начинаешь себя успокаивать. Но всё равно материшься и вздрагиваешь. Да и с фантазией у авторов всё хорошо — это проявляется во многих вещах от оформления субтитров до дизайна некоторых версий Миты.

Не Doki Doki, но тоже хорошо

В общем, мой первоначальный скепсис в отношении MiSide быстро исчез, а заготовленные сравнения с Doki Doki Literature Club! пришлось заметно сократить. И всё же от них не уйти. Конечно, MiSide другая — менее литературная, постмодернистская и философская (хотя претензии на философичность и даже некоторое морализаторство присутствуют), более мейнстримовая, цирковая, если хотите (по количеству отсылок, мини-игр и элементов), разнообразная и современная.

Но чувствуется сходство в атмосфере, стиле и отчасти в тематике. Кроме того, авторы MiSide используют некоторые похожие приёмы, чтобы сломать четвёртую стену, — речь не только про визуальные глюки. В какой-то момент нас заставляют кое-что сделать в реальном мире, чтобы влиться в армию культистов, прославляющих великую Миту. Это не так изощрённо, как удалять файлы Моники в Doki Doki Literature Club! или соглашаться на уничтожение своих сейвов в  NieR: Automata, но тоже впечатляет.

А самое главное, что в MiSide такой же большой фокус на характерах. Пожалуй, в Doki Doki они более сложные, но и Миты получились очень живыми и запоминающимися.

Над всеми стоит тень Безумной Миты, тайну которой и предстоит разгадать. И всех (ну, почти), даже уродливых, по-своему жалко. Когда тебя берёт за руку маленькая, страшненькая и в буквальном смысле обрезанная (у неё нет глаза и одной руки) Мита и просит остаться, то у тебя сквозь страх всё равно ёкает что-то отеческое в сердце. А уж когда Мила-ботаничка, поняв, что мы уходим, вдруг сменила тон, опустилась на пол и заплакала, жалуясь на своё одиночество, то я довольно долго стоял над ней и пытался нажать что-нибудь, чтобы присесть рядом и обнять её…

И это для меня главный секрет успеха MiSide — во многих образах узнаёшь девушек, которых видел и встречал в жизни, в них веришь, им сопереживаешь. Да и герою тоже. Именно поэтому у Миты и её версий так много поклонников, а игроки строят теории по поводу сюжета и лора, обсуждают, кому какая больше понравилась и задаются вопросами: например, что же в итоге случилось с Милой (мне тоже интересно)?

К слову, в игре несколько концовок, но их явно мало. И в целом чувствуется какая-то недосказанность. Поэтому авторы уже заявили, что будут работать над новыми вариантами финала. Плюс добавят мирный режим в духе тамагочи и поправят систему сохранений — это одна из редких проблем игры. Вторая просьба к разработчикам: вычитайте тексты или отдайте их корректору!

Успех MiSide вполне заслужен. Для меня игра всё равно останется в какой-то мере манипулятивной, но это не претензия, а констатация факта — таковым является всё жанровое аниме, рассчитанное на мальчиков или на девочек, на юношей, взрослых мужчин, женщин и так далее. Но авторам  MiSide удалось создать действительно ярких, запоминающихся персонажей — настолько живых и колоритных девушек, что какая-нибудь из Мит обязательно попадёт в интернет-фольклор и в топы самых обаятельных и привлекательных или самых криповых. Вам, кстати, какая больше понравилась?

Плюсы: интригующая история; яркие девушки; немного казуальный и местами вторичный, но разнообразный, увлекательный и насыщенный геймплей; игра умеет пугать и нагнетать атмосферу; множество мини-игр, в которые можно рубиться независимо от сюжета; отличная японская и русская озвучка (разве что голос главного героя в русской локализации мог бы быть пободрее).

Минусы: нет той нелинейности и системы симпатий, какие были в  Doki Doki Literature Club! (впрочем, игра и не совсем про это); не очень удобная система сохранений; ошибки в текстах.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

MISIDE

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
11 декабря 2024
710
4.3
439 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Мда каэш, «Индиане» — «Похвально», а какому-то аниме — «Изумительно», ну Стопджейм даёт...

Два автора, два мнения. Лоев дропнул в рефанде… Кирилл изюм ставит.

Ознакомился с игрой в день релиза. Не читая описания, думал что это визуальная новелла) Даже не смотря на то, что это хоррор (а я боюсь таких игр) прошел на одном дыхании за весь вечер. И после выбил все достижения. Это много говорит о качестве игры. Она получилась ламповой, атмосферной, с каким то особенным вайбом. Так же разработчик добавит мирный режим, что позволит провести в этой игре еще пару вечеров. Это хорошая игра и с ней точно стоит ознакомиться.

А Индиану и то третий автор обозревал… Когда уже до людей дойдет, что СГ это артель независимых авторов под одним флагом, они даже ролики сами для себя придумывают ( конечно с главредом один фиг согласовывают, но тем не менее)😩

Блин, вы уж определитесь, то насилие в видеоиграх виновато, то тикток, то религия, то капитализм и жадность, то рептилоиды… Кому верить?

Нравится это кому-то или нет, но мы живём в таймлайне, где люди любят срачи из-за оценок, наград и прочих глупостей. Отказываться от оценок — значит стрелять себе в ногу

Оценки дефективны в самой сути. Они слишком упрощают сложные произведения. А если их усложнять, то они перестанут быть оценками. Смотри/читай обзоры. Они более содержательны, хоть и субъективны.

Ну вообще для таких игр оно логично — либо ты дропаешь минут за 30, либо через 5-10 часов вылезаешь с вопросом «а всё?».

Я понимаю, что это отчасти ирония над самими собой, но это же фишка такая, что обзоры авторские, и мнение с вердиктом тоже авторские.

Ну и, чего уж греха таить, я вполне допускаю ситуацию, что дорогущая адвенчура ввиду шаблонности воспринимается как не более чем похвальное интерактивное кинцо, а игры вроде MiSide цепляют и взрывают мозг. За это инди-сегмент мы и любим.

А на что поменять? Ну будет 10 бальная система как у многих. Думаю ты будешь первым кто напишет, буууу Елден Рингу 10, а моей любимой «подставить называние любой игры» 7, ну как так то -_-

Ну так оценивают разные авторы, с разным мнением. Редакция ж не монолитная.

Игра вроде неплохая, но я ожидал, что можно будет строить производственные линии и отстреливаться от инопланетных жуков

© Вован Хлоев

А на самом деле, СГ — это картель.

Ага, чтобы зрители-читатели ото всего этого переусложнения кукухой поехали и ушли с сайта. Отличная идея, да

Kimi to Kanojo to Kanojo no Koi

О ней в принципе мало говорят, так что проще Doki Doki упомянуть, больше людей поймут сравнение.

Люди виноваты, Люди! Надо запретить людей. Вот тогда жизнь то начнётся ух, всё красками заиграет, и все проблемы уйдут.

Твой коммент написан буквами, я бы запретил буквы.

Меня пугает больше гг в игре. Спокойно доверяет бабе, после хоррор коридора, и того как она перенесла его в другой мир и накормила таблетками. И все время что-то скрывает

Получается противоречивый шедевр.

Читай также