28 июня 28 июн. 18 9444

Still Wakes the Deep: Обзор новой игры от авторов Dear Esther

Нечто в море

Застрять и выживать одному посреди морской пучины — это сущий кошмар. Мы уже видели такие игры — вспоминаются  Cold Fear, « Анабиоз: Сон разума» и  Under the Waves, о которой я недавно рассказывал. И вот новая вариация на эту тему —  Still Wakes the Deep от ветеранов из The Chinese Room, известных по симулятору ходьбы  Dear Esther (игра фактически создала этот жанр), и хоррору  Amnesia: A Machine for Pigs. Неудивительно, что на этот раз у них получилась смесь из симулятора ходьбы и ужастика, которая местами напоминает о таких фильмах, как «Нечто» и «Падший предвестник».

 

Они не вернулись из моря…

Первое, что бросается в глаза в Still Wakes the Deep, — это проработка второстепенных персонажей, членов буровой платформы «Бейра Д», которая в 1975 году вышла в Северное море у берегов Шотландии. Все они кажутся настоящими, истинно шотландскими парнями (в Англии их высокомерно называют деревенщиной), которые в разговорах с главным героем, электриком по имени Каз, живо обсуждают свои дела, матерятся, шутят, говорят о футболе и отпускают шуточки в духе «Рою остаётся только молиться. Но ему не привыкать — он ведь болеет за „Барнсли“».

Этот повар играет довольно значительную роль в сюжете.
Этот повар играет довольно значительную роль в сюжете.

Поэтому когда на платформе случается необъяснимая катастрофа и появляется нечто странное и ужасное, убивающее членов экипажа или превращающее их в жутких чудовищ, эмоции получаются в разы сильнее. Ещё минут 10 назад ты болтал с человеком, а сейчас он, обращённый в непонятный сгусток мяса на длинных липких ножках, бегает за тобой и называет тебя по имени жутким голосом.

Да, у всех этих монстров знакомые лица и имена, и каждый, кажется, сохраняет частичку разума, обращаясь к Казу и рассказывая о том, как ему надоело работать за такие гроши — но от того становится ещё более жутко…

Некоторые, впрочем, выжили. И когда по сюжету с ними что-то случается искренне хочется всплакнуть. Я даже поймал себя на том, что разговариваю вслух и чуть ли не кричу: «Да дай ты ему пощёчину, может придёт в себя!» В общем, игра вызывает эмоции, чему очень способствует шикарная озвучка. От такой студии, как The Chinese Room другого и не ждёшь.

А вот чего точно ждёшь, так это пояснений или намёков, помогающих понять, что тут вообще творится? Поначалу я был несколько разочарован — думал, что будет необычный триллер про сражение со стихией (такой вывод можно сделать из описания в Steam), а в итоге получил очередную мистику и намёки то ли на инопланетян, то ли на мутантов, от которых снова приходится прятаться в шкафчиках. Потом вверх взяло то самое любопытство, но оно осталось неудовлетворённым. Игра не даёт не то что внятного, а вообще любого ответа. Очень мало даже привычных для игр студии и в принципе для жанра записок.

В принципе мест, где кто-то что-то мог писать, мало.
В принципе мест, где кто-то что-то мог писать, мало.

Вместо этого нам предлагают изредка погружаться в воспоминания героя, где он практически постоянно ссорится со своей женой. Уже в первые минуты выясняется, что Каз устроился работать на платформу, чтобы избежать наказания за драку. А жена его от этого отговаривала, мотивируя среди прочего тем, что у них есть дети. И какое-то время кажется, что случившаяся катастрофа — это такая метафора наказания Каза. И с этой точки зрения неважно, откуда она и чем объясняется.

В конце транслируется мысль, что это ещё и символ возможности сделать, наконец, что-то для семьи. И всё же финал скорее разочаровывает — слишком уж навязчивым, затянутым и неубедительным показалось мне желание пробить на слезу прописными истинами и диалогами о любви.

Воспоминания похожи на видения и глюки, и к финалу это ощущение только усиливается.
Воспоминания похожи на видения и глюки, и к финалу это ощущение только усиливается.

Прыгай, бегай и чини

Такие же противоречивые чувства вызывает и сам игровой процесс. С одной стороны, он предельно линейный и репетативный. В основном мы бегаем по платформе взад-вперёд между одними и теми же отсеками, ползаем вверх-вниз по лестницам, что-то чиним, меняем предохранители в электрощитках, включаем реле, нажимаем на кнопки, тянем рычаги, крутим вентили, чтобы убрать струи газа, ищем огнетушители, тушим огонь в нужных местах и так далее.

При этом абсолютно никаких сложных загадок нет, зато много QTE. Единственный намёк на пазл быстро решается методом подбора и перебора всех возможных вариантов. Точно так же, по одной схеме, прячемся от монстров. Везде удобно расставлены шкафчики и укрытия, а рядом с ними заботливо разложены предметы, которые можно бросить, чтобы на время отвлечь тварь.

С другой стороны, эти прятки и погони способны вызвать страх, отвращение, напряжение — в общем, эмоции.

Понравились мне и экстремальные акробатические упражнения, когда мы вынуждены прыгать по разваливающимся под ногами частям платформы, ходить под разложенным над пропастью доскам, срываться и в последний момент за что-нибудь хвататься. Практически каждый раз мы при этом находимся на большой высоте.

Однообразие отчасти компенсируется сменой декораций — 10 минут назад мы прятались под трубами в душных коридорах инженерного отсека, а сейчас плаваем у понтонов. Ещё через какое-то время шатаемся на большой высоте, пытаясь добраться до вертолётной площадки. Ну и в целом игра неплохо передаёт атмосферу напряжения и ужаса от того, что ты один пытаешься выжить на огромной, разваливающейся посреди морской пучины платформе.

Что же это было такое?
Что же это было такое?

 Still Wakes the Deep оставляет противоречивые ощущения. Очевидно, что это качественное хоррор-приключение с потрясающим аудиовизуальным исполнением и тщательно выверенной атмосферой. И в то же время остаётся разочарование, ведь столь же очевидно, что авторы (и прежде всего сценаристы) так и не реализовали весь потенциал придуманной ими концепции.

Плюсы: отлично переданная атмосфера напряжения и ужаса; хорошо прописанные персонажи, к которым невозможно оставаться равнодушным; шикарное аудиовизуальное исполнение, и в особенности озвучка; отличный русский перевод.

Минусы: сюжет в целом и объяснение происходящего могли бы быть прописаны лучше; линейность и однообразие игрового процесса.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Still Wakes the Deep

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
18 июня 2024
299
3.6
70 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ну не знаю, атмосферу напряжения и ужаса я найти не смог. И не способствовали этому ужасно линейные коротенькие уровны под стычки с монстрами, где ты прям ощущаешь искусственность. Идёшь по комнате, и тут внезапно всё вокруг усыпано предметами и утыкано укромными местами в пол роста? Значит, тут будет монстр. Укромные места ещё и собираются в такой чёткий проход, никаких иных путей обойти врага не предусмотрено. Монстры очень предсказуемые, прошмыгнуть мимо них никаких проблем нет.

Да и стычек как таковых нет. Монстр тебя может сцапать, и нужно будет начинать с контрольной точки, которая вот тут же недалеко. Никакого напряжения, борьбы или хотя бы даже полоски здоровья.

Все остальные механики в игре непонятно, зачем есть, кроме лазанья. Но тогда непонятно, почему герой — электрик, а не промышленный скалолаз. Его навыки электрика требуются за игру пару раз, заменить сдохший предохранитель. Зачем-то ввели механику отогрева от обогревателя, которая по сюжету понадобится пару раз просто потому что.

Чего у игры не отнять — это классные диалоги, озвучку и графику. Тут вот не придраться, выглядит всё очень сочно, звучит очень классно, ещё и колоритно.

В общем и целом, согласен с обзором. Но, как по мне, это скорее проходняк. Поиграть пару вечеров по геймпассу — почему нет. То же самое, что и «лёгкий кинчик» глянуть.

Так игра про нарратив. Это не сурвайвл хоррор и не тьфу аутласт клон, а просто сим ходьбы в котором подобные сегменты больше для создания разнообразия вставлены. 

У меня претензии не столько к кривому гейм-дизайну, сколько к импотентному сценарию. Мы все знаем что авторы либо не умеют, либо попросту не хотят делать ИГРЫ — им куда интереснее рассказывать истории через призму интерактивного симулятора ходьбы.

Но! Раньше — в той же Machine for Pigs — сценарий, хоть сам по себе был и слаб на события, всё-таки предлагал игроку как и сумасшедшие концепты, так и великолепнейшие в своей шизофазии пёрлы главного героя, который хоть и нёс чушь, но зато чушь крайне весёлую и запоминающуюся.

В Still Wakes the Deep нет ничего подобного — никакой информации про паранормальную угрозу мы не узнаём, но и ни один из персонажей — коих тут и так не много — не заинтересовывают от слова совсем. Ну есть тут Диабетик, Бабка, да Чёрный — ну и что? Надо при этом заметить, что актёры играют отлично! В финальном диалоге ГГ и Чёрного я даже что-то почувствовал, но это заслуга именно что актёров и их работы голосом, но никак не сценаристов. Ведь ни о ком кроме главного героя мы толком ничего не знаем, да и привязаться к ним не из-за чего. 

Всерьез заинтересовался игрой после того как сообразил, что эти же люди переделывают VtMB2. Но так понял из отзывов что мнения разделились (хотя в стиме 89%), и много кто ругает игру. Хмммм.

Почти ее прошёл. SSD  умер. Игра понравилась. Персонажи хорошо прописаны. Да для симулятора ходьбы довольно стремно в нее играть, но потом вроде бы привыкаешь. 

Для меня огромной проблемой игры оказалось то, что при упоре на нарратив, игра в итоге нифига тебе не дает в этом самом нарративе, а финал кроме как ужасно разочаровывающим и неудовлетворяющим никак не назвать

Согласен. Думал написать об этом и забыл. Сюжет тут существует только для того, чтобы у тебя были какие-то события. Никакого смысла практически нет, и ни одна из тем в итоге не получает развитие. Сценарно это вообще позор.

Да, вся игра держится лишь на актёрах озвучки и неплохой графике.

никакой информации про паранормальную угрозу мы не узнаём

И это прекрасно. С какой стати тупой электрик должен узнать великие тайны появления монстров?

Прошёл за вчерашний день. Игра выглядит просто фантастически, но практически не передаёт zeitgeist, вайбы тех лет можно уловить лишь поначалу, не более. Сюжет вроде бы как интригует, но совсем не уважает игрока и не даёт ни одного ответа на великое множество вопросов, а намёки на интроспективный бэкграунд Кэмерона таковыми по сути и остаются. В итоге у игры из неоспоримых достоинств неплохой нарративный темп, достойно прописанные персонажи и крутые увлекательные диалоги. Ещё можно было бы назвать достоинством атмосферу, но как уже было сказано выше, игра практически никак не работает с духом времени, что периодически низводит эту самую атмосферу до дефолтных побегушек по одинаковым коридорам, хотя левел-дизайн я бы назвал весьма неплохим, здесь даже есть полуоткрытые области, предназначеные для пряток от бывших коллег по работе. Кстати, сей аспект мне видится так же малость недожатым, потому что даже Троц, которого Каз вроде своим хорошим другом считает, совсем не раскрыт в этом отношении, а ведь какой потенциал был, монстрятник здесь исполнен очень необычно, пускай подобное уже и было в том же кинематографе.

В общем, играть стоит. Но предыдущие проекты «Китайской комнаты», особенно упорно игнорируемая всеми Everybody Gone to the Rapture, гораздо убедительнее справлялись со сценарием и смысловой нагрузкой на игрока. Зато в новинке, как это ни странно говорить про опусы британцев, побольше геймплея, который не то чтобы глубокий, но достаточно аддиктивный, чтобы играющий не вывихнул себе челюсть от зевоты. Ну и выглядит игра очень круто как технически, так и художественно. Не Hellblade 2, но не сильно хуже.) 

У меня вопрос со спойлерами. Я если честно не понял пару моментов, в интернетах ничего не нашёл. помогите!

Сюжет раскрывается через несколько визуальных воспоминаний, когда герой находится при смерти, и через пару диалогов в голове с его женой (без визуального сопровождения). Всю игру нам представляли дочек как живых, но из этих двух диалогов можно сделать вывод, что из-за главного героя они потерялись. Но потом эта тема вообще больше нигде не раскрывается. Я так и не понял, потерялись они или нет? Или это может быть типа будущее, которое будет, если ГГ не покончит с собой?Уже ближе к финалу можно найти две или три записки двух оставшихся выживших. В одной они обсуждают радиоприёмники, в другой говорят, что ГГ уже погиб. К чему это было?

А за сколько времени игра проходится?

Да вот звучит оно прекрасно, но на деле — вообще нет. Это не тот случай когда монстры окружены таинственностью, а их истинная природа скрыта за недосказанности, которые побуждают игроков вечно гадать и спекулировать обо всём происходящем. Нет, тут это просто невнятная угроза, которая вызывает лишь вечное желание сказать: «И это всё?».

Персонажи того же «Чужого» тоже всего лишь дальнобойщики, неспособные узнать истинную природу ксеноморфа, но фильм всё равно даёт зрителям достаточно полунамёков и интересных образов, чтобы составить хоть какую-то картину происходящего.

В похожих условиях Still Wakes the Deep даёт игрокам шиш с маслом) 

Можно и так сказать. Я лично в ужасе. Все сейвы к херам полетели...

Умерший SSD это элемент хоррор части игры?

Везде удобно расставлены шкафчики и укрытия, а рядом с ними заботливо разложены предметы, которые можно бросить, чтобы на время отвлечь тварь.

После этого интерес к игре моментально пропал.

Да, финал такой пустой, что никаких эмоций вообще не вызывает. Можно было сделать плохой финал, можно было сделать хороший, а этот просто никакой.

Нет, тут это просто невнятная угроза, которая вызывает лишь вечное желание сказать: «И это всё?».

Не вызывает.

но фильм всё равно даёт зрителям достаточно полунамёков

Посмеялся, спасибо. Какие там полунамеки.

Читай также