31 августа 2022 31.08.22 7 10K

Главные игровые события 2005 года

Вы наверняка уже посмотрели новый видеоролик Катерины Краснопольской об играх, которыми запомнился 2005 год. Но помимо громких релизов были ведь и другие события, повлиявшие на игровую индустрию. Помните скандал с Hot Coffee? Знаете, к чему он привёл? А слышали, что ПК-гейминг хоронили ещё тогда? В этой статье отправимся на 17 лет назад и вспомним обо всём этом и многом другом.

Новые «игрушки» уже скоро

Самым громким событием 2005 года была выставка Е3, где все три индустриальных гиганта хвастались новыми «железками». Sony, Microsoft и Nintendo обещали невиданную ранее графику, реалистичные миры и невероятные онлайн-возможности.

Sony называла PS3 «суперкомпьютером для компьютерных развлечений» и бахвалилась уникальным процессором Cell, благодаря которому графика должна была делать игры похожими на кино. Больше всего аудиторию впечатлила демонстрация Unreal Engine 3, где робот сражался с человеком. Чтобы доказать, что это действительно воспроизводилось в реальном времени, тогдашний программист Epic Games Тим Суини (Tim Sweeney) ставил игру на паузу и крутил камерой.

 

Первый час конференции Sony почти целиком состоял из собранных в PowerPoint презентаций. Сегодня так стараются не делать.

Microsoft уже тогда делала ставку на функциональность. Да, компания упомянула, что на старте Xbox 360 будет доступно около 30 игр, а в 2006 году их число вырастет до 160, но «фичи» казались ей не менее важными. Слот для модуля Wi-Fi! Система инвайтов, которые можно получать, пока смотришь на телевизоре футбольный матч! Режим зрителя, видеочат, возможность слушать музыку с MP3-плеера, покупки в Xbox Live Marketplace! Игры, конечно, тоже показывали, в том числе японские.

 

После первого часа на сцену выходит небезызвестный Дон Мэттрик (Don Mattrick), нахваливающий Xbox 360. Спустя восемь лет он предложит купить эту консоль тем, кто недоволен постоянным подключением к Интернету на Xbox One.

Nintendo же выбрала рабочим названием новой консоли слово Revolution. «Вы говорили, что хотите революцию?» — вопрошал президент компании Сатору Ивата (Satoru Iwata) и явил миру будущую Wii. Аудиторию смущало лишь то, что, по словам Nintendo, консоль должна была стать только в два или три раза мощнее GameCube — в то же время Sony обещала, что производительность PS3 станет в десятки раз выше оной у PS2. В беседе с CNET Ивата заверил, что дело не в мощностях, а в том, как их использовать. Прошло почти два десятилетия, а подход у компании остался тем же.

 

С 23-й минуты начинается наш любимый и традиционный для старых E3 кринж — без него показ Nintendogs невозможен.

Мнения относительно новых консолей, как это обычно бывает, разделились — кто-то спорил о дизайне, кто-то рассуждал о «железе». На русскоязычных форумах больше «хайпа» было по PlayStation 3, но и остальные консоли без внимания не остались — если полистать старую тему на форуме iXBT, обсуждали грядущие платформы там очень активно. До анонса цены пользователи ожидали, что заплатить за PS3 придётся $300, в крайнем случае $400, так что к $499 и $599 едва ли кто-то был готов. В той же ветке быстро раскусили обман Sony с трейлером  Killzone 2 — спасибо «человеку, профессионально работающему с 3Д графикой».

Помимо высокой цены была и другая проблема, о которой в беседе с ныне почившей «Компьюлентой» высказался генеральный директор Nival Interactive Александр Мишулин:

Следующее поколение приставок — только что анонсированные на Е3 Xbox 360 и Playstation 3, — ожидает ещё больше сложностей в нашей стране. Эти приставки ориентированы на HDTV (телевизоры высокого качества), которые у нас очень слабо распространены и весьма дороги, и на постоянное подключение к интернет (что не всегда можно обеспечить за пределами крупных городов). Более того, многие из дополнительных возможностей игр будут открываться только при использовании интернет-соединения. Эти два фактора не позволят приставкам нового поколения относительно широко распространиться в России, по крайней мере, при текущем положении вещей.

Домашние консоли умирают?

Старт PlayStation 5 и Xbox Series был не самым идеальным из-за дефицита консолей, но эта проблема далеко не нова. В Сети можно найти немало статей о том, как трудно было купить вышедшую в 2005 году Xbox 360. Журналист ArsTechnica, к примеру, обошёл все магазины и не смог найти нужный товар. Это при том, что Microsoft обещала стабильно поставлять в магазины свои консоли. В результате люди, оставившие заявку ещё в июле, с трудом получали желаемое в ноябре.

Праздник по случаю запуска Xbox 360 провели в пустыне Мохаве на Юго-Западе США. Более 3 тысяч человек посетили мероприятие, где больше суток могли играть во всё подряд и даже уйти с купленной консолью.
Праздник по случаю запуска Xbox 360 провели в пустыне Мохаве на Юго-Западе США. Более 3 тысяч человек посетили мероприятие, где больше суток могли играть во всё подряд и даже уйти с купленной консолью.

«Что же делать геймеру, который хочет Xbox 360? Мудрый совет: забудьте о ней. Ваши шансы очень малы, если верить тому, что я слышал», — утверждал автор, добавляя, что даже перекупщикам на eBay продавать нечего. Из-за этого, а также из-за угасающего интереса к платформам прошлого поколения, продажи домашних консолей, по данным исследовательской формы NPD, результат оказался на 12 % хуже, чем годом ранее.

Зато портативные консоли завоёвывали рынок — их продажи выросли аж на 96 %. И Game Boy Advance, и PSP, и Nintendo DS показывали отличные результаты — можно было подумать, что «портативки» станут новым трендом на долгие годы. Однако издателям, судя по всему, они не были слишком уж интересны — как писал обозреватель IGN, на E3 2005 компании показывали в основном игры для некстгена, оставляя карманные консоли без внимания. Объяснялось это тем, что «портативки» — временное развлечение для тех, кто ждёт «полноценные» консоли, в частности PlayStation 3 и Nintendo Wii.

Но принижать заслуги карманных платформ не стоит — громкие хиты выходили и там. Особенно выделялась  Nintendogs, где вы играете с пёсиками с помощью микрофона и стилуса. Благодаря ей Nintendo удалось расширить демографию консоли и заинтересовать «казуалов» — проект расходился безумными тиражами в Европе, Америке и Японии, а продажи Nintendo DS в Европе после релиза игры выросли примерно на 500 %.

Тем временем PSP прежде всего привлекала тем, что вскоре после появления на американском рынке была взломана. Причём произошло это ещё в июле 2005 года — до Европы консоль добралась лишь к сентябрю. Попытки Sony устранить уязвимости не увенчались успехом, а «хакнутая» PSP привлекала не только бесплатными играми — она заметно расширяла функциональность.

Обычная консоль не могла предложить даже нормальный браузер, кроме того, что был встроен в WipEout Pure. Ради «веб-сёрфинга» люди покупали игру и спрашивали на форумах, стоит ли оно того. На взломанной же PSP браузер был свободно доступен. А ещё можно было организовывать на консоли онлайн-чаты, читать комиксы и книги, загружать ТВ-программы и, конечно, скачивать игры для NES, SNES, Genesis… Пиратство не помешало PSP прожить долгую жизнь.

ПК-гейминг живее всех живых

Ещё одна тема, которая была актуальна тогда, — смерть ПК-гейминга. Когда исследовательская фирма NPD подводила итоги 2005 года, она обнаружила, что дисковые версии компьютерных игр продавались на 19 % хуже, чем годом ранее, и это было уже не первое падение. Вроде бы ПК-гейминг можно было хоронить, но на самом деле NPD просто не учитывала цифровые продажи — а они-то как раз росли.

 

Видеомем с Лироем Дженкинсом появился в 2005 году и до сих пор прекрасен. Позднее его автор признается, что это постановочный ролик, но хуже он от этого не становится.

Прежде всего благодарить за это стоит  World of Warcraft — вышедшая в конце 2004 года игра стала самой продаваемой в 2005-м и 2006-м. За первый год к ней присоединились аж 5 млн игроков, каждый из которых заплатил как минимум за один месяц подписки. Большие успехи были и у Electronic Arts —  The Sims 2 и дополнения к ней тоже занимали высокие позиции. Начиная с 2006 года NPD планировала учитывать в своих отчётах «цифру», поскольку игнорировать её уже было неразумно.

Были и другие важные релизы, среди которых встречались эксклюзивы. Аудитория продолжала делиться эмоциями после прохождения  Half-Life 2, поражалась искусственному интеллекту в  F.E.A.R., завоёвывала земли в  Civilization 4, спасала заложников в  SWAT 4, создавала кино в  The Movies, восхищалась графикой  Quake 4 и развлекалась в  Battlefield 2.

Забавно, что уже тогда игроки и игровая пресса начали жаловаться на засилье релизов о Второй мировой войне. Тут тебе и  Call of Duty 2, и сразу две части Brothers in Arms ( Road to Hill 30 и  Earned in Blood), и первая  Sniper Elite, и  Silent Hunter 3, и  Medal of Honor: European Assault, и « Блицкриг 2»… Публика так наелась, что до сих пор шутеры на эту тему вызывают усталость.

В F.E.A.R. и графика была хороша, и геймплей увлекал.
В F.E.A.R. и графика была хороша, и геймплей увлекал.

Кофе слишком горяч

Одним из главных релизов 2004 года была  GTA: San Andreas, не нуждающийся в представлении хит Rockstar Games. Тогда она была доступна исключительно на PlayStation 2, а в те времена модифицировать консольные игры и активно копаться в коде было проблематично. Зато в июне 2005-го боевик вышел на ПК, и оказалось, что в нём был спрятан «бонусный» контент. О вырезанной мини-игре, в простонародье названной Hot Coffee, узнали все — от обычных игроков до политиков в Белом доме.

Игры серии GTA всегда была провокационными, и президент Rockstar Дэн Хаузер (Dan Houser) хотел добавить в San Andreas побольше «грязи». Но переступать черту было нельзя из-за возможных претензий со стороны рейтингового агентства ESRB. Хотя разница между Mature (17+) и Adult Only (18+) не кажется значительной, игры со второй маркировкой и магазины, и многие покупатели обходят стороной. Поэтому всякие непристойности убирали из игры чуть ли не в последний момент, а что-то вообще не стали вырезать — просто закопали в файлы в надежде, что никто там рыться не будет.

Моддеры обнаружили в коде San Andreas мини-игру, в которой Си-Джей совершает коитус с девушкой, а игрок должен управлять его движениями. За месяц модификацию скачали более миллиона раз, о ней писали на всех форумах — и эта история не могла пройти мимо политиков. Сенат Калифорнии обвинил ESRB в невнимательности, сенатор Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) обратилась в Федеральную торговую комиссию с просьбой пересмотреть рейтинг боевика. А Палата представителей США проголосовала за старт расследования, благодаря которому стало бы понятно, намеренно ли Rockstar скрывала содержание игры от рейтингового агентства.

Мини-игру невозможно запустить случайно — необходимо модифицировать файлы, чем подавляющее большинство игроков заниматься не будут. Однако история прогремела на всю планету, Rockstar завалили судебными исками, американские магазины начали снимать игру с продажи, а в Австралии её и вовсе запретили. Издателю пришлось отзывать все консольные копии и заменять их новыми, с вырезанными файлами, а также выпускать соответствующий патч на ПК. После этого удалось вернуть рейтинг Mature.

Из-за реакции Хиллари Клинтон её лицо разместили на статуе Свободы в GTAIV.
Из-за реакции Хиллари Клинтон её лицо разместили на статуе Свободы в GTAIV.

Любопытство моддеров привело к тому, что модифицировать новую версию San Andreas оказалось значительно сложнее, а рейтинговые агентства начали более внимательно изучать новые игры. Под раздачу, к примеру, попала  The Elder Scrolls IV: Oblivion, сменившая спустя два месяца после релиза рейтинг с 13+ на 17+. Модификация, обнажающая женских персонажей, стала одной из причин изменения маркировки. Так что, если сегодня какая-то новинка с трудом модифицируется, возможно её издатель помнит о случившемся в 2005 году и хочет перестраховаться.

Фильм, фильм, фильм

Помните Уве Болла (Uwe Boll)? В 2005 году он выдал аж два «шедевра», экранизировав  Alone in the Dark и  BloodRayne. Картины были скверными. Если BloodRayne ещё можно было смотреть благодаря Кристанне Локен (Kristanna Loken) в главной роли, то «Один в темноте» оказался сущим мраком, не имеющим с серией игр почти ничего общего.

Ещё одной заметной экранизацией была Doom с Дуэйном Джонсоном (Dwayne Johnson). Хотя в целом фильм тоже не снискал большой любви, мнения по поводу ленты разделились. Игорь Варнавский из «Игромании» назвал проект «средней руки блокбастером» и порадовался, что это не «увеболл».

Михаил Судаков с портала «КГ» оказался более благосклонен:

Многолетняя эпопея с экранизацией Doom завершилась успехом, а [режиссёр] застолбил за собой место первого в истории кинодела, сумевшего НАСТОЛЬКО точно перенести дух игры на большой экран, не поступившись при этом зрелищностью. Учитесь, ребятки.

Негативных рецензий было полно, но даже в них ленту хвалили за запоминающуюся сцену с видом от первого лица. Прямо как в игре! В том числе благодаря ей фильм не был забыт, как картины Уве Болла, а на iMDb средняя оценка Doom даже больше 5/10 — для фильма по игре это успех.

 

Покупки, сформировавшие индустрию

Когда листаешь список слияний, произошедших в 2005 году, удивляешься тому, что купленные так давно студии по-прежнему работают с теми же издательствами.

В январе Activision приобрела студию Vicarious Visions — именно она спустя полтора десятка лет выпустит  Crash Bandicoot N. Sane Trilogy и  Tony Hawk’s Pro Skater 1 + 2. В том же месяце Take-Two купила Visual Concepts — что тогда коллектив занимался спортивными играми, что сейчас создаёт исключительно NBA 2K и WWE 2K.

Было время, когда Visual Concepts делала хоккейные симуляторы, но смешанные отзывы привели к исчезновению серии.
Было время, когда Visual Concepts делала хоккейные симуляторы, но смешанные отзывы привели к исчезновению серии.

SEGA приобрела Creative Assembly — эта студия по-прежнему занимается серией  Total War. А под конец года Take-Two решила потратить деньги ещё раз и забрала себе Firaxis Games — тогда она занималась всевозможными «цивилизациями», потом выпустила несколько  XCOM, а скоро мы получим от неё  Marvel’s Midnight Suns.

Ещё одно любопытное событие — слияние Namco (игрового издателя) и Bandai (производителя аниме и игрушек). Компании уже сотрудничали и предполагали, что совместными усилиями завоёвывать рынок будет проще. По тогдашнему курсу сумма сделки составила $1,7 млрд, и благодаря ей появилась Namco Bandai Holdings. Спустя много лет первые два слова поменяют местами.

Таким был 2005 год. А вам предлагаем рассказать в комментариях, какие у вас возникают ассоциации с той эпохой. Может, вы тогда ещё даже не родились?


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Похоже мы стали жертвами соц. эксперимента СтопГейма, мол, какой формат популярнее.

Ха, прочту статью и посмотрю видео, как вам такое, редакция СтопГейма?

расчет на другое, вроде

типа «О, видос крутой! Пойду еще и статью прочту»

и наоборот «О, статья крутая! Пойду еще и видос гляну»

Забирайте ключ Steam Titan Quest Anniversary Edition CFMJI-755RA-HDXGW

Для меня 2005 запомнился покупкой первого собственного ПК. И понеслась: Doom, Half-Life 1-2, S.T.A.L.K.E.R., много чего ещё. До этого играл по клубам и у друзей, о консолях даже не помышлял.

Читай также