2 сентября 2020 2.09.20 63 22K

Control: AWE: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Сезонные пропуска давно стали обычным явлением в мире видеоигр – сложно вспомнить громкую новинку, релиз которой не сопровождался бы вестями о грядущих DLC. Однако дополнение дополнению рознь, и покупка Season Pass нынче сродни русской рулетке: никогда не знаешь, выстрелит ли бонусный контент или окажется пустой тратой энергии да средств. Прошлогоднему триллеру Control и его фанатам в этом плане, увы, не повезло: первое сюжетное расширение, The Foundation, было в лучшем случае сносным, если не сказать откровенно проходным. Сумела ли AWE, вторая бонусная глава мистического боевика, избежать ошибок предшественницы и поставить достойную точку в истории Федерального бюро Контроля?

 

Перекрёсток миров

Успех в индустрии развлечений относителен. Бизнесмены склонны измерять его суммами сборов, топами продаж, оценками прессы, но что такое сухие цифры в очередном квартальном отчёте по сравнению с непредсказуемыми порывами фанатской любви? Любви, благодаря которой даже не совсем удачное в коммерческом смысле произведение по прошествии лет может стать культовым и обзавестись продолжением? Порой кажется, что подобное бывает лишь только в сказках… Вот только история расставляет точки над i – как в басне о черепахе и зайце, рано или поздно даже аутсайдеру под силу оказаться на коне.

Именно так вышло с Alan Wake, психологическим экшен-хоррором от Remedy Entertainment. Всё было при нём: увлекательный сюжет с киношной подачей, статус эксклюзива популярной в народе консоли Xbox 360, серьёзная рекламная кампания с веб-сериалом, новеллизацией и тонной продакт-плейсмента. Тем не менее звёзды, как говорится, не сошлись: по меркам 2010 года долгострой от создателей Max Payne был лишь одним из многих – каплей в море заметных премьер, не более того. Журналисты и геймеры хаяли однообразный геймплей, PC-геймеры зубоскалили по поводу внезапно отменённого порта, а релиз по соседству с Red Dead Redemption убил все шансы новинки на финансовый успех. Итог печален: несмотря на уговоры разработчиков и даже готовый прототип, в Microsoft так и не дали зелёный свет задуманной второй части.

К счастью, на этом дело не кончилось: Remedy, несмотря на занятость ещё более масштабной Quantum Break, взялась возделывать почву для возможного продолжения. В 2012-м студия выпустила Alan Wake's American Nightmare – совершенно побочное на первый взгляд ответвление с парой далекоидущих намёков для самых внимательных. Тогда же портировала-таки оригинал (а затем и спин-офф) на «барскую» платформу, да ещё и по смешной цене. Мало-помалу фан-база росла, и восприятие игры тихонько менялось: из относительной неудачи с любопытным сценарием к концу десятилетия она превратилась в недооценённый триллер, которому просто не повезло с окном релиза, только и всего.

На волне подобных настроений студия могла подождать ещё немного и анонсировать сиквел – не зря же летом 2019-го она вернула себе права на IP. Но куда там, к тому моменту у финнов возникла и почти претворилась в жизнь задумка куда амбициознее: с нуля создать расширенную вселенную, в которой рано или поздно найдётся место всем творениям прославленной команды из города Эспоо. Первые ниточки гигантской паутины протянули ещё в American Nightmare, однако полноценный дебют состоялся гораздо позже. Как оказалось, таинственная Control была первым шагом к воплощению плана – и шагом, что самое впечатляющее, весьма успешным. Как закрепить успех, как показать мощь Remedy Connected Universe? Естественно, с помощью долгожданного возвращения обожаемого в народе Алана Уэйка. Чем помпезнее – тем лучше.

Control: AWE, второе сюжетное дополнение к прошлогоднему мистическому боевику, подавалось как одно из важнейших событий в истории компании. Дескать, это не просто какое-то DLC, а «первый серьёзный кроссовер различных хитов Remedy Entertainment» (до того были лишь «пасхалки» и отсылки). Практически каждый пресс-релиз сопровождался скриншотами с участием того самого Уэйка, трейлеры всячески выпячивали знаменитость. Наживка высшего сорта – как тут устоять?

С фонариком наголо

События AWE (Altered World Events) начинаются вскоре после финала основной сюжетной кампании. Новый директор Федерального бюро Контроля Джесси Фейден по-прежнему занята зачисткой Старейшего Дома от монстров и сбежавших аномалий – словом, решением самых насущных проблем. Внезапно она получает загадочное послание от Алана Уэйка – писателя, много лет как исчезнувшего при загадочных обстоятельствах в городишке Брайт-Фоллс. Что с ним случилось? Где он? И как помочь бедолаге? В поисках ответов Фейден спускается на доселе неизведанный этаж здания-лабиринта – опечатанный Сектор Расследований. Однако вместо Уэйка там её ждёт нечто иное. Враждебное. Незнакомое. Тёмная сущность, затаившаяся в подвалах Бюро вместе с одним из своих порождений. И это чудище простым фонариком Energizer уже не возьмёшь.

Впрочем, Джесси не лыком шита, и навстречу Тьме она спускается отнюдь не беззащитной овечкой. Помимо всего арсенала из основной кампании и апгрейдов из The Foundation (если пещерное дополнение уже позади), авторы затолкали в рукава героини ещё пару козырей. Первая и, пожалуй, самая любопытная добавка – «Выброс», очередная форма Служебного Оружия. Выдаётся она, как ни странно, без фанфар: просто возникает в списке Астральных Конструктов где-то по ходу приключения – если не лазить по меню, её можно даже не заметить. Вещь в быту полезная, но очень опасная: бомбы-липучки убивают Джесси куда быстрее даже самых слабых Ииссов. Разрушительный инструмент в умелых руках.

Вторая обновка – ещё один уровень улучшения телекинеза, который позволяет вместо одного предмета поднять в воздух целых три. И, естественно, швырнуть сразу в нескольких врагов. В теории мощнейшее подспорье в бою, учитывая, как хорошо жонглирует окружением мисс Фейден, однако есть загвоздка: уж больно медлителен этот приём. Каждый снаряд надо брать отдельно, и в большинстве случаев гораздо сподручнее кидаться офисной утварью по отдельности. С другой стороны, кто откажется от шанса отправить нескольких врагов в нокаут одним метким броском?

После многочисленных просьб фанатов в Control появился режим арены в форме аркадного автомата Shüm. А открывающийся после его прохождения Shüm II даёт шанс перепройти уже побитых боссов… и, само собой, восхитительный Лабиринт Пепельницы.
После многочисленных просьб фанатов в Control появился режим арены в форме аркадного автомата Shüm. А открывающийся после его прохождения Shüm II даёт шанс перепройти уже побитых боссов… и, само собой, восхитительный Лабиринт Пепельницы.

Всё? В кадре – да, а по факту – нет. Вместе с AWE авторы выкатили бесплатный патч, который привнёс в игру ряд необязательных, и в то же время весьма уместных (если не сказать жизненно необходимых) правок. Например, разработчики наконец-то, всего-то через 12 месяцев после премьеры, научили героиню сортировать документы по новизне и масштабировать их, если шрифт кажется слишком мелким. Ура, товарищи! А для тех, кого чем-то не устраивали геймплей или зубодробительность перестрелок, в меню настроек теперь красуется так называемый «Режим помощи» с рядом полезных функций для новичков. При желании не возбраняется даже включить бессмертие и превратить Ииссов в дохнущих с одного попадания слабаков. Самое оно для прохождения всех режимов Shüm ради нового наряда.

Ещё один немаловажный штрих – дизайнеры раскидали по всему Бюро лишние Точки Контроля. В частности, зоны сохранения поставили перед необязательными боссами, что весьма кстати, учитывая, сколько головной боли способна принести какая-нибудь Плесень-1. Мелочь для уже прошедших кампанию, но очень полезный бонус для бросившихся на Ultimate Edition неофитов.

Проще говоря, вместе с дополнением в Control появилось много однозначно хорошего, полезного, нужного – достойный набор свежего контента для успешной игры. Однако все пришли в Сектор Расследований не ради слегка улучшенного интерфейса или аналога God Mode: народ заглянул на огонёк ради неуловимого Алана Уэйка, которого геймеры толком не видели уже много лет. И вот в этом отношении AWE откровенно разочаровывает.

Мы к вам заехали на час

Начинается DLC, справедливости ради, вполне себе споро. Многообещающая завязка, образ сидящего за пишущей машинкой Уэйка, отлично поставленный дебют нового чудовища, вылезающего словно из глубин ненасытной Тьмы, – приключение не успевает толком разогнаться, а уже покоряет. Что же ждёт впереди, при таким-то интригующем зачине?

А ничего особенного, в общем-то. Знакомые ещё по основной игре коридоры. Привычные залы и выключатели. «Загадки» с кубами-генераторами каждые 5 минут. И, чтобы зритель не заскучал, геймплейные отсылки к Alan Wake в виде необходимости засвечивать сгустки Тёмной Сущности при помощи телекинеза и фонаря. Словом, какая-то беззубая рутина, от которой сложно прийти в восторг.

И хотя сам по себе геймплей по-прежнему увлекателен, а кидаться в Ииссов мусорными корзинами не надоедает даже на сотый раз, во время путешествия по вроде как неизведанному, но неуловимо знакомому Сектору Расследований сложно не почувствовать себя немного обманутым. Задумка объединить находки двух принципиально разных триллеров звучала так классно на бумаге, из подобного кроссовера можно было выдавить столько ярких моментов, умопомрачительных врагов. Куда там! Подобно занудной The Foundation, в AWE фактически нет уникальных ситуаций, нет интересных сцен – это просто ремикс ассетов, сделанный на «удалёнке» из-за пандемии COVID-19. Ремикс приличный и в то же время абсолютно проходной.

Здесь могли бы быть скриншоты из обычной Control, и никто бы даже не заметил подмены.
Здесь могли бы быть скриншоты из обычной Control, и никто бы даже не заметил подмены.

Скрасить ситуацию мог бы тот самый писатель, однако с ним вышло, пожалуй, обиднее всего. Спойлер: его в AWE толком нет. Маркетинговая команда Remedy слукавила в своих трейлерах и трансляциях: за всю двух- трёхчасовую мини-кампанию он появляется в кадре до смешного редко – и преимущественно в самом начале пути. Сюжетная линия Алана ни к чему не ведёт (примерно как бонусные эпизоды Alan Wake), и Джесси большую часть времени преследует совсем другого персонажа, от которого нам ни жарко ни холодно.

Компенсировать почти капитальное отсутствие приглашённой знаменитости пытаются очевидным методом – льющимся через край фансервисом. Он тут повсюду: в раскиданных то тут, то там документах, в декорациях, в диалогах. Вот новое фото пропаданца, вот его жена Элис что-то пишет Бюро, а вот очередной доклад о событиях, произошедших после тех памятных ночей в Брайт-Фоллс. Отсылок полно, а толку ноль. Парадоксально, но за вычетом очень трогательного (и очень хорошо спрятанного) эпилога для престарелой рок-группы Old Gods of Asgard вся эта корреспонденция оставляет абсолютно равнодушным: подобные документы валяются в других разделах Бюро и так, а суть детали не меняют.

Финал же расставляет всё по своим местам: это не полноценная новая глава саги Уэйка, а обыкновенный тизер оной – тизер, за который почему-то требуют 15 долларов.

Побочные миссии в духе «посвети на растения» и «принеси страждущему артефакт» призваны добавить расширению немного шарма, да не выходит: даже если подоплёка занятная, исполнение от и до топорное.
Побочные миссии в духе «посвети на растения» и «принеси страждущему артефакт» призваны добавить расширению немного шарма, да не выходит: даже если подоплёка занятная, исполнение от и до топорное.

Впрочем, не всё так плохо. Если рассматривать дополнение в вакууме, без груза ожиданий и нагнетённого Remedy ажиотажа, оно вполне нормальное, на троечку. Несмотря на абсолютную вторичность, AWE проходится влёт – за пару часов оно просто не успевает осточертеть, в отличие от занудного и откровенно затянутого «Основания» с его похожими друг на друга пещерами. И хотя безыдейность новых противников огорчает (парящие в воздухе рейнджеры мало чем отличаются от прочих назойливых летунов), финальный босс весьма неплох… если забыть навязчивое жонглирование генераторами – истинными звёздами последнего DLC.

Когда с полгода назад вышло и кануло в лету Control: The Foundation, казалось, будто разработчики просто разогреваются – экономят силы для второго, куда более яркого и важного набора контента. Увы, всё обернулось иначе: под видом важного кроссовера Remedy продала фанатам лишь очередную прогулку по давно знакомым закоулкам Старейшего Дома. С той лишь разницей, что раз в полчаса за кадром вещает не абы кто, а заблудившийся во тьме Алан Уэйк.

Конечно, назвать свежее дополнение плохим язык не повернётся – вот только хвалить его, даже с такой оговоркой, абсолютно не тянет. Быть может, в планах дизайнеров изначально было нечто куда более яркое, зрелищное и запоминающееся, а карантин поставил на умопомрачительных задумках жирный крест. Но и тут оправдание не утешает: оцениваем-то не идеи, а результат.

Отговаривать фанатов от покупки в целом бессмысленно, тем более что новинка по умолчанию входит в Ultimate Edition, которое можно приобрести в магазинах вроде Steam. Однако если рука тянется к кошельку исключительно ради Алана, то лучше просто посмотреть на YouTube нарезку сцен с его участием и не морочить себе голову. Увы, на что бы там ни намекали авторы своими хитрыми аббревиатурами, AWE – вовсе не Alan Wake Experience.

Плюсы: Алан Уэйк; новая пушка; Алан Уэйк; ряд бесплатных правок в геймплее и интерфейсе; Алан Уэйк; неплохой финальный босс; Алан Уэйк; очередная порция отсылок к событиям Alan Wake. И, конечно же, Алан Уэйк.

Минусы: максимальная вторичность всего и вся; нераскрытый потенциал кроссовера игр Remedy; завышенный ценник (если покупать отдельно); у Алана Уэйка скорее расширенное камео, чем полноценная роль.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Control: AWE

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
27 августа 2020
740
4.1
477 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

коротко про обзор: ехал Алан через Алан…
Уэйку был нужен герой, и это был Алан Уэйк.
Жаль что никак не обыграли безумие Старейшего Дома. Помню как кайфовал в самом начале игры, когда ходил по корридорам которые менялись, но как-то быстро прошло. Был просто офигенный сносящий крышу пепельный лабиринт, но собственно все на этом.

Игра классная, хоть и с нюансами, но как-то грустненько читать миллион записок про то какое это безумное место где то кто-то в стене застрянет, или у кого-то дверь чтоб из толкана выйти пропадет. И при этом особо то и не видеть ничего безумного в этом месте.

Ну кроме парящих тел конечно, это выглядит не очень-то нормально
The Foundation мне безумно понравилась, обидно что здесь всю рецензию его обсирают.
локация совсем не похожая на основную игру, новые противники меняют темп геймплея, крутые дополнительные задания, жаль лора кот наплакал.
в AWE сохранили все минусы первого длс и не нашли места ни для новых ни для старых плюсов, просто серая кишка с босом ближе к анусу.
Судя по запискам, у них там куча ниточек для аж двух сиквелов. Плюс студия уже работает над «проектом в объединённой вселенной Remedy», так что наверняка всё как-то отыграется.
Только Foundation после конца игры открывается, в AWE (и в Экспедиции) меня пригласили примерно спустя половину основной сюжетной кампании.
Мнение есть мнение, но The Foundation мне показалась скучным довеском с унылыми новыми Ииссами (которые, к слову, со своими кирками куда лучше смотрелись бы в AWE, учитывая врагов из Alan Wake) и невнятным финальным боссом. Т.е. я частично перепрошёл доп после AWE и как же затянуто всё ощущается. Плюс всё максимально однообразное визуально — зоны с новыми (вроде как?) ассетами это просто кишки соответствующего оттенка. За вычетом астральных сегментов, которые тоже затянутые и не особо интересные.
Так-то я частично согласен, дополнительные задания The Foundation лучше AWE'шных, но та погоня за камерой может гореть в аду (её ранняя версия, до нерфа). А, ещё котики забавные. В остальном что AWE что The Foundation одного поля ягоды. Просто в случае с Уэйковским допом у него есть подспорье в виде фансервиса и лаконичности. И оправдание в виде ковида.
Если кому-то интересны цифровые эквиваленты оценок, то «Основанию» я бы поставил 5.0, а AWE — 5.5.
Почему-то Remedy не даются DLC, с Alan Wake была та же история же. Обе дополнительные главы были просто скучной беготнёй по реюзнутым ассетам. С местами яркими визуальными решениями в финале.
Купил ultimate edition в стиме на выходе. Пока что дико доволен игрой — снимаю шляпу перед дизайнерами и нарративщиками Рэмеди, они свое дело знают, атмосферы и стиля хоть черпаком греби. Единственное, что мне уже начало надоедать однообразие противников, поэтому предпочитаю по быстрому закидать их булыжниками, а не расстреливать.
До длц еще не добрался. Не могу себя назвать фанатом Уэйка, но во многом именно шумиха с кроссовером мне продала игру, так как сама Alan Wake оч атмосферная и классная игра. Посмотрим, как оно будет дальше.
П.С: Foundation — это длц с плесенью, если я верно понял?
Фига се «скучный довесок». Давай ка перечислим что даёт нам дополнение:
— Новую здоровую локацию, которая является кудааа разнообразнее чем локация из AWE за счет разнообразия ассетов. Там тебе и пещеры, и астральные измерения с заброшенными местами изучения оных, и лаборатория доктора Эша в шахте лифта, и кусок офисов, которые переместило в Основание во время сдвигов.
— Продолжается сюжет Маршал, и что самое интересное — конфликт совета и Формера. В этом дополнении совет представлен не как что-то таинственное, но чему мы просто слушаемся, ведь они наши друзья. Босс из основной игры, в этом дополеннии представляется в виде нпс который пытается нам помочь, дает новые способности и говорит нам не доверять совету, что дальше по сюжету, в каком то смысле и оправдывается, после того, как совет нам и вовсе начинает угрожать.
— Раскрываются предыстория бюро, мы узнаем историю директора Нортмуда и доктора Эша. Аудиодневники последнего и вовсе являются самыми офигенными дневниками во всей Control, после видеодневников доктора дарлинга. Да господи, даже Иды, которых мы бездумно отстреливали в астральном измерении, уже не кажутся обычными болванчиками, за счет их рисунков на стенах пещер, которые рассказывают свою историю, за счет исследований Идов доктором Эшем и прочим деталям (А Ид, который пялился на танцующего в телевизоре Ахти оч надолго въелся мне в память). Ну и вспоминая ахти, можно сюда добавить и его предысторию, которая обрастает новыми деталями.
— Новые типы врагов, которые… стоп что?
со своими кирками куда лучше смотрелись бы в AWE,
Во первых, они в AWE есть, так что эту претензию я не понял. Если по твоему они хорошо смотрятся тут, то они тут и есть, наслаждайся. Ну а во вторых по твоему шахтеры с кирками плохо смотрятся… в шахтах основания, где на каждом втором коридоре раскопки почвы? Тут я бы как раз предъявлял претензии AWE, мол что шахтеры забыли в секторе расследований.

Прошлогоднему триллеру Control и его фанатам в этом плане, увы, не повезло: первое сюжетное расширение, The Foundation, было в лучшем случае сносным, если не сказать откровенно проходным

Послушал ты бы хотя бы фанатов Control, прежде чем вообще писать такое. я вот видел от ФАНАТОВ в основном восторженные рецензии о The Foundation. Это оч набитое контентом сюжетом и лором длс. То что лично я сам читал, что пишут фанаты, что говорят соответствующие обзоры и какие эмоции получил, ну к примеру, лично я, вообще никак не говорит о том что «Основание» это какое-то провальное или плохое длс. Как раз таки наоборот.
Сумела ли AWE, вторая бонусная глава мистического боевика, избежать ошибок предшественницы и поставить достойную точку в истории Федерального бюро Контроля?

Это ж насколько должно быть огромным, по твоему мнению AWE, чтобы поставить ТОЧКУ в этой истории? В этом плане AWE даже больше разочаровывает, ведь оно раза в 2 меньше чем The Foundation, как и по контенту, сайдквестам, аудио и текстовых дневников, так и по общему времени прохождения.
Занятно, как человек, который начал проходить игру в Ultimate Edition, я даже не понял, что мультибросок является фичей дополнения, ведь он доступен в дереве прокачки с самого начала игры (то есть, не надо доходить до ДЛЦ). Со скоростью набора мусора на замечал проблем (нажал Е, кликнул пару раз правую кнопку мышки — уже заряжено), а абилка сама по себе очень полезна против жирных врагов (например охранников или чуваков, окруженных мусорным щитом), или когда на тебя запускают толпу взрывающихся врагов.
а это и не было претензией :j
Добавить нечего. AWE ждали ради Алана, он есть, но его мало.
Однако, сам факт появление Алана делает Control по настоящему важной вехой для Ремеди.
Все дальнейшие пути будут именно с этого перекрестка.
Не, The Foundation (и AWE) открываются только после концовки основной игры, их можно пройти в любом порядке, А Плесень — просто сайдквест. Довольно забавный, если не считать очень тяжкого босса, к которому раньше надо было ещё долго бежать после смерти.
А так да, Control — приятная игра, хотя и откровенно не для всех. Признаться, не ожидал, что она так выстрелит: год назад (до релиза) казалось, что всем на неё плевать и в лучшем случае её ждёт судьба Quantum Break. Ан нет.
> И хотя сам по себе геймплей по-прежнему увлекателен, а кидаться в Ииссов мусорными корзинами не надоедает даже на сотый раз

Да ладно, серьёзно? А мне надоело этим заниматься часа через четыре.
Учитывая, кроме как кидаться мусором, в игре делать нечего, что баланса урона/живучести нет вообще и на любом этапе игры ты умираешь с трёх пинков абсолютно любого врага, что весь геймплей – это движение по одинаковым коридорам в ожидании рандомного спауна очередной толпы врагов с нифига… «увлекательно» – это последнее слово, которое пришлом бы мне на ум для описания этой игры.
А Дилан как был овощем, так им и остался. О нем даже собственная сестра за два дополнения не вспомнила.
Поэт Томас Зейн выпилил себя из реальности из-за слишком прямолинейной попытки написать свое спасение, в реальности остался его теневой злой двойник, который для благословенной компании (пара-террористов) снимал фильмы. Поет Томас Зейн теперь только персонаж из рукописи Вейка, возможно, Джесси его помнит, потому что она тоже персонаж рукописи Вейка.
Читай также