12 июня 2020 12.06.20 237 106K

The Last of Us: Part II: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Вы же видели наш прошлый текст о The Last of Us Part II? Тот, последний, который вам нужно прочесть? Там вы найдёте исчерпывающее описание игрового процесса, обсуждение боевой системы, структуры уровней, даунгрейда графики… и в заголовке нет никакого кликбейта. Уже там написано всё главное, и сверх этого вам лучше не знать о Part II абсолютно ничего. Это, блин, не игра – это хрустальная ваза. Потому что, если на неё дунуть малейшим спойлером, есть риск, что чуда не произойдёт.

Вроде бы супер, осталось только купить! Но… видите сверкающее «Изумительно» вверху страницы? Видите «Наш выбор»? Всё это неправда. Игра на самом деле ужасающий, предательский «Проходняк», и половина сообщества возненавидит Нила Дракманна (Neil Druckmann) за тупейший слив великой серии. Всю дальнейшую рецензию я буду пытаться предельно обтекаемо обрисовать, как эти варианты восприятия сочетаются между собой.

Графика в игре умеренная, но в кат-сценах просто поражает.
Графика в игре умеренная, но в кат-сценах просто поражает.

Нужно ли первой части продолжение?

Большое количество фанатов считают, что продолжение вообще не нужно. Мол, оригинал – законченная история, дополнять её нечем. Это можно понять: сюжетная арка героев подошла к концу, а конфликты закрыты настолько жёстко, что развивать больше нечего.

Но Naughty Dog, как опытный рассказчик, понимает, что новая часть начинается с нового статуса-кво. Джоэл и Элли будут разгребать абсолютно незнакомую для себя ситуацию: а могут ли два этих максимально разных персонажа ужиться в мирное время? Что им делать теперь, когда больше нет движения, нет совместного выживания, а есть только сосуществование без вменяемой цели?

Сиквел раскручивает финал первой части так, что при всём желании у вас не получится сказать, будто новый сюжет неканоничный, ненужный или ещё что-нибудь. Вам укажут на такие вопросы, без ответа на которые первая часть становится буквально бессмысленной, недосказанной, недожатой. Сиквел даёт оригиналу распуститься и стать гораздо более многомерным. Становится ясно, что это две равноправные половины единой, цельной истории, которые могут существовать только вместе.

История Элли и Джоэла рассказана максимально бережно и аккуратно – и если вам были небезразличны эти герои, то в финале вы (снова!) найдёте, где порыдать в три ручья. В этом не может быть никаких сомнений.

Вот Джоэл, вот Элли, вот отсутствие спойлеров.
Вот Джоэл, вот Элли, вот отсутствие спойлеров.

Но есть, Элли, один нюанс…

И вроде бы можно открывать шампанское, но… Простите, я не хочу и не буду спойлерить главную проблему, и именно поэтому я не могу её нормально объяснить. Несмотря на вышеописанное бережное отношение, Нил Дракманн умудряется плюнуть в лицо всем, кто любит первую часть. Его первая реплика при входе в комнату: «Ваши ожидания – это ваши проблемы», потом – «Я творец, я так вижу», а к концу игры это уже «Я шальная императрица, что хочу, то и делаю». Схожую амбивалентность испытывали фанаты «Звёздных войн», когда Джордж Лукас (George Lucas) выпускал трилогию приквелов. Вроде бы «Ну кто может сделать это ещё каноничнее?», а вроде бы «Дед кукухой поехал».

Я не возьмусь угадывать конкретные цифры, но условная треть игроков полюбит вторую часть. Другая условная треть возненавидит примерно половину сюжетной кампании. А оставшиеся просто откажутся признавать существование сиквела. И, наверное, отдельно стоит ещё учесть тех, кто решит: это претенциозная эстетская чушь, которую сделали, просто чтобы выпендриться. Они, возможно, будут правее всех.

Дело даже не в каком-нибудь очевидном триггере вроде SJW-повестки. Она в игре есть и, к сожалению, подаётся максимально навязчиво. Если у вас вдруг пунктик, то готовьтесь к страданиям. Хотя «навязчивость» не равно «притянутость». Да, тебе суют проблемы первого мира в лицо (послушайте наш подкаст, какие именно!), но элементы гендерно-флюидного равенства вшиты в историю настолько плотно, что, как только ты их пытаешься вынуть, разваливается буквально сама фабула. Даже дед, который кряхтит: «Сраные лесбиянки!», – это важный кусочек мозаики, и кряхтеть он должен именно это.

Я спас вас от волосатой подмышки, но в игре вы её не избежите.
Я спас вас от волосатой подмышки, но в игре вы её не избежите.

Это всё мелочи. То, что в игре (среди прочего) есть гендерно переосмысливший себя персонаж, – меньшая из бед. Проблема новой TLoU глубже. Эта игра по-кодзимовски и по-нолановски «гениальна». Я искренне не могу сравнить её ни с одной другой игрой или фильмом, которые мне доводилось видеть. И сейчас я нахожусь в позиции рецензента, который должен «продать» зрителям «Шестое чувство», не выдав, что Брюс Уиллис (Bruce Willis) на самом деле…

Сам Дракманн говорит в письме прессе: «Создание такой игры было для нас рисковым шагом. Она абсолютно точно поделит игроков на два лагеря, и мы надеемся, что породит те же моральные дискуссии, которые шли внутри нашей команды во время процесса разработки».

Давайте закончим говорить про слона в комнате вот на какой ноте: однажды вы почувствуете, что сюжет Part II катится в ад. Я начал это чувствовать через три часа игры. Денис Карамышев – через 13. Но если вы примете правила, которые вам предлагают, – клянусь, это может быть одно из самых ярких эмоциональных переживаний как минимум за консольное поколение.

Классная у нас рецензия: ни черта не понятно, но очень интересно!

Устал, если честно, от попыток извернуться, описывая сюжет, но больше нам говорить глобально не о чем: геймплей я более чем исчерпывающе описал в превью. Hotline Miami не зря мелькала в State of Play – у неё тот же самый ритм безумного насилия с высоченными ставками за каждую ошибку.

Описывая, как круто и разнообразно в эпизоде Finding Nora поставлены схватки, в рамках эмбарго я не мог подчеркнуть, что буквально каждая игровая ситуация на протяжении огромнейшей кампании – уникальна. Всего дважды вам позволят натравить щелкунов на военных, всего один раз вы окажетесь на четырёхуровневой парковке, и только один раз вам придётся драпать от двух десятков людей по просторной улице с возможностью забежать в каждый дом.

Насилие – одна из важных тем в игре. Одна из… пяти (?) важных тем.
Насилие – одна из важных тем в игре. Одна из… пяти (?) важных тем.

Ни один трейлер не врёт: у вас будут огромный мир и большая свобода его исследовать (Uncharted 4 с её псевдооткрытостью и рядом не стояла). И хотя вас почти сразу кинут в локацию с полной свободой передвижения, со временем игра всё-таки вернётся на рельсы следования строго по сюжету – но только ради того, чтобы мастерски режиссировать разнообразие.

Времена, когда в Uncharted нужно было только стрелять и бежать вперёд, можно забыть окончательно: Naughty Dog сделала постапокалиптическую The Legend of Zelda, в которой поощряется импровизация, а инструментов так много, что стиль каждого игрока останется неповторимым. Обещаю, историями, которые вы спровоцировали, можно делиться с друзьями, и у всех они будут разными.

Naughty Dog явно ставила перед собой задачу избавиться, наконец, от повторяющихся мини-игр, так что приевшееся таскание досок – это редкий стёб над самой собой. А вот катание мусорных баков, видимо, оказалось слишком весёлым, чтобы от него полностью отказаться! Ну и ещё (вообще не то же самое!) теперь придётся таскать верёвки и по-новому открывать сейфы.

Шутки шутками, но не всё так плохо: баки попадаются ну совсем редко, верёвки – это даже интересные головоломки, а открытие сейфов – редкий (раз в пару часов) пазл, в котором нужно искать шифр среди предметов окружения. И хотя механики повторяются, ни одна из них не доводится до состояния «Боже, снова…».

А вот это – лучшая и любимая новая мини-игра.
А вот это – лучшая и любимая новая мини-игра.

Иллюзия открытости создаётся удачно, но это всё ещё старые добрые кинематографические «рельсы»: как минимум один раз от силы постановки у меня бежали по спине мурашки, а уж слёзы наворачивались даже вне игры, от простого вспоминания некоторых эпизодов. Эстетика кадра, композиция, режиссёрское мастерство команды значительно выросли.

Но это если опираться на «объективные критерии». По факту же не верьте никому, кто возьмётся оценивать качество диалогов или постановки, даже мне. Потому что (ой, снова я про то же самое) в какой-то момент вы будете «гореть» от этой игры, вы будете ненавидеть каждый её миллиметр: фальшивые диалоги, нереалистичных персонажей, надоевший «юмор Naughty Dog», отсутствие характеров и всё, на что хватит фантазии. Быть эмоциональными вас вынудят рано или поздно. Главное, что бы ни случилось, не выключайте и проходите до конца. А выводам дайте настояться хотя бы пару дней.

Сейчас вы всё равно ничего не понимаете и слова мои вас ещё больше запутывают. После выхода будет чуть легче: мы опубликуем статью с полным пересказом сюжета, где выделим акценты, спорные места и покажем, какой невероятный эмоциональный путь проходит игрок (если ему повезёт). И уже там мы будем обсуждать, гениальна ли The Last of Us Part II на уровне идеи, или всё это – претенциозное фуфло от завышенной самооценки Нила Дракманна.

А почему бы и да?
А почему бы и да?

Но спорить после релиза будут только об этом. Нельзя спорить с тем, что игра задаёт последнюю, самую верхнюю планку для графики, выше которой на PS4 уже никто не прыгнет. Нельзя спорить с тем, что игровой процесс здесь просто чумовой, а постановка сцен и кадров – мощнейшая.

Если кому-то вдруг интересны частности моего восприятия и субъективной оценки: только через два дня после прохождения я понял, насколько я восхищён TLoU Part II c первой до последней секунды. Но во время прохождения я хохотал в голос и выключал, я презирал её и даже полностью отрицал. Но это мои эмоции, и они не имеют никакого смысла лично для вас. Ваш путь будет другим. И уже одно это – великое достижение Naughty Dog.

Плюсы: игра стала лучше вообще во всём и сохранила свой дух; она раскрывает первую часть и делает её лучше.

Минусы: один большой, огромный, гигантский минус, который нельзя называть.

Оценка игры
Выбор Stopgame

Поддержи Стопгейм!

The Last of Us: Part II

Платформы
PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
19 июня 2020
3K
4.0
2 810 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Так я и не понял — оценка «Изумительно» с субъективной стороны вынесена? А объективно игра «Проходняк»? Мне уж дико любопытно стало, что же там за «один большой, огромный, гигантский минус, который нельзя называть», ЧСВ Дракмана, утащившего сюжет и персонажей на дно?
Скорее всего оценка вынесена просто потому что эмбарго не дает объяснить никакую другую оценку. А тогда такой вопрос к автору обзора — а в чем смысл в таком случае в оценке?
Читаем тотальную, водянистую хню вместе на Stop… Game… Ru…
Денис, если ты тут будешь пробегать…
… когда последний выпуск?
К твоим критериям определения шедевр и Alien Colonial Marines идеально подходит.
Если бы у СГ не было системы оценок, а «оценку» игры приходилось бы искать в тексте, у этой рецензии были бы определённые проблемы… Но мне интереснее следить за феноменом игры, а не искать для себя ответ на вопрос «Играть или не играть», поэтому подобное высказывание было очень интересно почитать. Спасибо за текст!
класс, еще один претенциозный текст от Кунгурова, в котором ничего не понятно, пойду почитаю любую другую рецензию, спасибо
У Аликс ни плашки наш выбор ни изумительно в видео обзоре, пока 2 единственные игры этого удостоившиеся это экзы, но ничего поляки я думаю нас спасут.
Жалко что Ори все игнорят, как по мне пока единственный достойный кандидат на GoTY и чуть ли не идеальный сиквел.
Жёсткий спойлер — предупреждаю! Зачем было убивать Джоэла и Элли и выставлять их антагонистами??? Это типа мегаумный мув от Дракмана? Но ведь этот мув перечёркивает всю первую игру. Правильно Денис сказал в подкасте: игра могла бы быть хорошей, если б не одно но: у неё есть первая часть. Для меня это разочарование не только года, а всех семи лет с момента выхода первой.
Благодарю за обзор) Черный список игрожуров пополнен)
Что то есть у меня подозрение, что слова о сюжетом аде и осознании его на разных этапах авторами связанно со слухом что (аларм, возможны спойлеры) вторую половину игры, до которой как раз можно добраться за 13 часов подозреваю, нас заставят играть за другого персонажа, в глазах которого Элли и Джоэл конченые, и эту точку зрения нам активно будут впаривать
Слишком узконаправленная штука


Стимспай показывает продажи в лям копий, а я напомню что игра еще по подписке в день релиза была доступна, и на Хуане выходила, я сомневаюсь что игры с такими продажами и количеством игроков это узконаправленные штуки.

жанр нравится малому проценту


Бред, один из самых популярных жанров, я советую посмотреть в сторону Нинтендо и продаж ее платформеров или Митбоя какого-нибудь или первой части Ori.

Единственный достойный кандидат? Пфф, фанбойство в чистом виде. Не хочу говнить игру, просто подобные высказывания считаю излишними, как и любые крайности.


Из тех что я играл в этом году да это единственный кандидат, Персону 5Р я не буду выделять, потому что я играл в оригинальную Персону 5 и для меня вау уже не было, а в HL Alyx я не играл, меня жаба душит VR покупать, а как бы выделять в GoTY игру в которую ты не играл, я считаю лицемерием.

Фанбойство потому, что? Почему? Мое высказывание крайность потому что? Говори с конкретными претензиями и разбором что плохо в Ори (кроме пары багов на релизе и местами просадками производительности до патча), а обтекаемые формулировки оставь при себе, я таким образом могу любое мнение по стене размазать, написав: «Half-Life 2 один из лучших шутеров в истории? Пффф, ну Half-Life 2 я не хочу говнить, но говорить что это один из лучших шутеров это чистое фанбойство, я считаю излишним что кто то говорит что эта игра культовая.»

И кстати:
жанр нравится малому проценту


С каких пор быть игре GoTY или нет, определяет жанр, а не сама игра? Аааааа, я понял, если игра не ААА YOBA с кучей рекламы, то это не может быть ГоТИ.

. Было и было, красиво и местами, наверное, интересно, хорошо, ладно, но по-большому счёту всем плевать. Особенно когда про игру долго новостей не поступает.


Ну для меня в 2017-ом Prey игра года, то что игра провалилась в продажах и у нее была слабая реклама не делает саму игру хуже. Я все понял GoTY у тебя выбирается на основе популярности жанра и пиара игры, удачи с таким подходом.
Вау. Ладно, теперь мне реально интересно. Но как я понял, игра будет поджигать задницу намеренно, уничтожать эмпатию игрока к вещам что ему полюбились. Это, как минимум смело, люди любят когда их тешат и дают то что им хочется получить. А здесь, судя по всему давать им будут промеж ног битой, выводя из зоны комфорта.
Ну, если вы не любите героев первой части — Джоэла и Элли и с радостью убьёте их (будете рады их смерти) играя за тестостеронового трансгендера (бабу), то вам эта игра подходит и вы, видимо, будете от неё в восторге.
Дим, извини, но сюжет же тупо не вывозит мотивацию главной героини. В сюжетно-ориентированной игре. Я как-то не очень понимаю, в чём тут высший бал.
Оценка «Изумительно» — объективная, а вот субъективно это будет «проходняк» и «мусор» для огромного количества людей.

Oof…
Дамы и господа! Это легендарный момент! 12 июня 2020 года в 13:24 по MSK Дима Кунгуров «закрыл» аргумент "-ваша оценка не объективна -конечно не объективна, любая оценка любого продукта будет субъективной, объективной оценки быть не может по определению"! Это вне всяких сомнений исторический момент!

Дима, я только надеюсь, что теперь оплот объективности под названием SG выпустит обзор такой без сомнения объективно шедевральной игры как Life of the black tiger. А то всякие засрали сей шедевр своим субъективизмом…
И что? Эмбарго ведь никто не отменял
Читай также