16 августа 2018 16.08.18 141 63K

Портивное ориентирование — лучшие и худшие порты на PC

В августе у обладателей «самой православной платформы» праздник — на персональных компьютерах вышли или почти вышли бывшие консольные эксклюзивы — Yakuza 0, Monster Hunter: World, ремастер Shenmue I & II. Однако все мы знаем, что такие праздники зачастую омрачаются плохой оптимизацией, неудачным управлением и некоторыми другими болячками, которые частенько случались при портировании с консолей на PC. Почему это происходит, какие порты особенно страдали от подобных проблем, а какие, наоборот, показывали мастер-класс — об этом сегодня и поговорим.

Эксклюзивы заходят в порты

Споры на тему «PC или консоли» бушевали всегда, и все аргументы обладателей «единственной и самой мощной платформы» неизменно разбивались о список эксклюзивов, доступных только счастливым повелителям геймпадов и приставок. «Вы никогда не поиграете в Uncharted, The Legend of Zelda, Heavy Rain, самые крутые файтинги и кучу других хитов», — глумились консольщики. Оппоненты в ответ что-то там яростно говорили про «самое крутое железо», Civilization, Total War и World of Warcraft, но глаза у них были грууустные. Действительно, не поиграем. А ведь хотелось бы прикоснуться к этому неведомому новому миру— где-то в глубине души-то уж точно.

Конечно, приятные исключения случались. Первая Halo через два года после выхода на Xbox появилась и на Windows, тот же трюк был проделан и с первой Gears of War. Седьмая и восьмая части изначально консольной Final Fantasy достаточно быстро, спустя год, вышли на персональных компьютерах. Активно портировались на народную платформу серии Resident Evil и Silent Hill.

Но в случае с играми от Microsoft это были скорее маркетинговые ходы. И Halo, и Gears of War быстро превратились в главные эксклюзивы Xbox. А японские диковинки далеко не всегда получали удачные порты — частенько они страдали от ужасного управления при использовании связки «клавиатура + мышь». Действительно серьёзный перелом произошёл где-то на рубеже 2011—2013-го, после выпуска на PC нескольких важных и успешных портов с консолей. С тех пор их количество только увеличивалось.

Как бы там ни было, все мы прекрасно знаем, что зачастую порты на Windows оказываются жутко забагованными и потом ещё долго исправляются патчами. Или страдают от ужасного управления и интерфейса. Или ещё от чего-то. Давайте вспомним известные примеры.

Четыре неудачных порта с консолей на PC

Resident Evil 4

Игра вышла в 2005 году на Nintendo GameCube, а через два года переехала на PC. При этом управление в версии для Windows было просто кошмарным. Авторы порта из студии Sourcenext забыли ввести поддержку мыши для прицеливания, перепутали в мануале кнопки геймпада, криво привязали клавиши к движениям. И в итоге превратили QTE-эпизоды в настоящий ад — на экране всегда, даже если используется «клава», отображались кнопки геймпада, заставляя орущего благим матом игрока проклинать тот день, когда он решил-таки попробовать это японское чудо. Но зато получился отличный тренажёр для развития памяти. Кроме того, в компьютерной версии графика по сравнению с консольными стала только хуже, куда-то исчезли нормальное освещение, тени, да и качество роликов упало — на GameCube они отрисовывались в реальном времени, а PS2 и PC достался мутный «пререндер». Исправляли всё это потом как официальными, так и любительскими патчами.

Вот этим бы деревом да разработчиков PC-версии!
Вот этим бы деревом да разработчиков PC-версии!

Dark Souls

На PC садомазохистский шедевр от From Software вышел в 2012 году — как говорится, по многочисленным (ну очень многочисленным) просьбам трудящихся за персональными компьютерами масс. Однако на старте порт вызвал много вопросов — опять же странное управление, плохой сетевой код, проблемы с оптимизацией и поддержкой высоких разрешений, ограничение до 30 fps, легендарный указатель мыши на экране. Зато моддеры получили богатую почву для тренировки своих навыков по превращению компоста в конфетку — я в первую очередь про знаменитый DSfix, который добавлял поддержку Full HD и убирал курсор.

Ну, вы уже поняли, кого и почему хотелось бы огреть такими дубинами!
Ну, вы уже поняли, кого и почему хотелось бы огреть такими дубинами!

Batman: Arkham Knight

Провал PC-версии Batman: Arkham Knight вошёл уже в анналы современной истории индустрии — из-за отвратной оптимизации и многочисленных технических ошибок он был почти неиграбельным. В итоге в июне 2015-го игру с позором сняли с продажи в магазине Steam. Вернули в октябре того же года, но увидев, что особо ничего не изменилось, предложили покупателям оформить возврат средств. Потом версию ещё патчили, и только в январе 2016-го всё стало работать более стабильно. Хотя до сих пор комфортно поиграть в Batman: Arkham Knight на PC могут только обладатели самых топовых компьютеров — вроде того, что установлен в бэт-пещере.

Самое обидное, что игра-то, на самом деле, шикарная.
Самое обидное, что игра-то, на самом деле, шикарная.

Devil May Cry 3

О качестве этого порта 2006 года выпуска (оригинал слэшера вышел на PlayStation 2 в 2005-м) говорит тот факт, что по умолчанию игра запускалась только в оконном режиме. В довесок — низкое разрешение, отсутствие нормальной поддержки геймпада, да и его кнопки толком не отображались. И чтобы нормально поиграть, PC-боярам приходилось долго танцевать с бубном, ставить фанатские заплатки, что-то удалять вручную.

Вот так выглядел порт этой красивой игры в 2006 году.
Вот так выглядел порт этой красивой игры в 2006 году.

Слава богу, не все разработчики спустя рукава относятся к портированию консольных хитов на персональные компьютеры. И таких примеров тоже достаточно.

Восемь отличных портов с консолей на PC

Silent Hill 2

В противовес вышеупомянутой Resident Evil 4 и некоторым другим товарищам пример Silent Hill 2 доказывал, что японские хорроры вполне могут комфортно чувствовать себя на персональных компьютерах. Отличная графика, хорошая оптимизация, вменяемое управление и более-менее нормальная камера (по сравнению с некоторыми другими образчиками) — ничто тут не мешало сосредоточенному погружению в глубины метафизического ада, разгоравшегося в подсознании Джеймса Сандерленда.

«Я так понимаю, руки можно не мыть?»
«Я так понимаю, руки можно не мыть?»

Alan Wake

Ещё один хоррор про то, как запутавшийся в собственном подсознании и комплексах мужчина ищет свою жену. Громкий эксклюзив для Xbox 360 от авторов Max Payne спустя два года после релиза на консоли всё же посетил в 2012-м PC-пенаты, где показал пример чуть ли не идеального порта: игра тут более детализирована по сравнению с версией для Xbox 360, полностью поддерживает клавиатуру, мышь и геймпад, присутствуют расширенные настройки графики. В общем, сказка, пусть и очень мрачная. Наградой стали почти 2 миллиона проданных копий в Steam.

Вот так Алан поступает с авторами PC-версии Batman: Arkham Knight.
Вот так Алан поступает с авторами PC-версии Batman: Arkham Knight.

Assassin’s Creed: Rogue

Эта часть прославленной серии недолго пребывала в качестве консольного эксклюзива — уже весной 2015-го она вышла и на компьютерах. И при этом радовала шикарной оптимизацией, что для Assassin’s Creed не было железным правилом.

Такую бы оптимизацию на старте всем играм серии!
Такую бы оптимизацию на старте всем играм серии!

Mortal Kombat: Komplete Edition

Девятая часть легендарного файтинга вышла в 2011-м на PlayStation 3 и Xbox 360, а спустя три года под названием Mortal Kombat: Komplete Edition триумфально добралась до персональных компьютеров. И тут выяснилось, что тезис «файтинги — только для консолей!» — это ложь и провокация. С тех пор практически все важные мордобои регулярно выходят на PC, заставляя нас покупать геймпады. Или ломать пальцы на клавиатуре.

«А ты купил геймпад?»
«А ты купил геймпад?»

Castlevania: Lords of Shadow — Ultimate Edition

Помните печальный пример, как неудачно был портирован на PC замечательный слэшер Devil May Cry 3? А тут у нас иная ситуация. Компьютерная версия Castlevania: Lords of Shadow с подзаголовком Ultimate Edition вышла в 2013-м, через три года после консольной, и предложила улучшенную графику с поддержкой модных графических технологий. Поэтому даже сейчас она выглядит отлично. И при этом никаких ограничений в 30 fps — всё работает при 60 кадрах в секунду. Да, к местной камере всё равно нужно привыкать, но ради такой истории и персонажей можно и потерпеть.

Бельмонту приносят два DLC для Ultimate Edition.
Бельмонту приносят два DLC для Ultimate Edition.

Final Fantasy XV Windows Edition

Можно не полюбить Final Fantasy XV (что я, как вы помните, и сделал), но нельзя не признать, что это шикарный порт. Он включает в себя практически весь вышедший до этого контент для консолей, все материалы из сезонного абонемента, открывает вид от первого лица, добавляет новые задания и поддерживает систему достижений. И при этом выглядит великолепно благодаря новейшим графическим технологиям.

В этой игре только пейзажи хороши. Ладно, шутка.
В этой игре только пейзажи хороши. Ладно, шутка.

Gears of War

Компьютерная версия первой Gears of War, как и в случае с Halo: Combat Evolved и Alan Wake, выполнена практически идеально — но иначе и быть не могло, учитывая, кто за всеми этими играми стоит и какие на них ставки в разное время делали. Выйдя в 2007-м, спустя год после релиза на Xbox 360, она радовала улучшенной графикой, дополнительной главой, новым мультиплеерным режимом и редактором уровней.

В Ultimate Edition первая часть выглядит не хуже многих современных блокбастеров.
В Ultimate Edition первая часть выглядит не хуже многих современных блокбастеров.

Bayonetta

Едва ли не лучший PC-порт за последнее время. Сглаживание, анизотропная фильтрация, SSAO, масштабируемые текстуры, возможность переключаться в любой момент между английской и японской озвучкой и наблюдать все прелести главной героини в полном 4K — это, согласитесь, стоило того, чтобы ждать восемь лет с момента выхода слэшера на консолях.

Изгибы в обоих случаях хороши!
Изгибы в обоих случаях хороши!

Сегодня, в эпоху мультиплатформы, ситуация для преданных «пекарей», конечно, заметно лучше, чем раньше. Хороших портов с консолей на персональные компьютеры всё больше, плохих — всё меньше. Platinum Games вслед за Bayonetta перенесла на PC и Vanquish, сюда же переехали практически все значимые выпуски Final Fantasy. И вообще почти все важные JRPG сегодня или выходят сразу и на компьютерах, или переносятся в виде ремастеров и переизданий. Microsoft все свои новые хиты издаёт одновременно на Xbox One и Windows 10. И пусть загружать их через Windows Store — тот ещё ад и геморрой, факт остаётся фактом: эти игры доступны и на самой народной платформе. А нынешний август доказал, что на компьютерах возможны даже такие консольные диковинки, как Shenmue и Monster Hunter. Жизнь наладилась…

Для полного счастья осталось только закрыть глаза, вдохнуть поглубже и помечтать — вот вы играете на своём компьютере в эксклюзивы Sony и Nintendo, проходите все пропущенные серии Halo и Gears of War. Потом медленно достаёте свою губозакатывательную машинку… Да, эксклюзивы для консолей были, есть и будут — они продают приставки. Но практика показывает, что рано или поздно они могут появиться и на PC — хоть даже в окне эмуляторов. И согласитесь, ради таких игр мы бы и не самое удобное управление потерпели, и на невысокое разрешение глаза бы закрыли. Ничего, моддеры уже достаточно отточили свои навыки.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

помню, как я во вьюношестве прожмакивала все кнопки на клаве, а потом записывала на бумажку, чтобы знать что от меня хочет qte Resident Evil 4. хддд

у драгонс догмы хороший порт
у нио порт мышку не поддерживал, но бурление пека коммьюнити по этому поводу были услышаны и с патчами поддержку мыши таки завезли
а разработчики дарк соуса так и не научились менять обозначения кнопок от геймпада на клавиши клавиатуры
Порт сайлент хилла 2???? серьёзно??? он так хорош, что его до сих пор напильником фанаты допиливают.
Играю на ПК в последнюю Зельду, прошел предыдущие на ПК. Автор в курсе, что у ПК бояр есть эмуляторы?;)
Мммм, топы. Не одобряю. Формат топов безвкусен и олицетворяет помойку ютуба. Единственная ценность топов — расширять кругозор, а здесь и этого нет. Автор просто рассказал о том, о чем и так все знают. Да еще и в текстовой версии с обильным использованием школьной лексики с лурки и борд.

Эх, вам бы гневного правщика в штат.

Вы никогда не поиграете в

Поиграем на эмуляторах когда-нибудь. Истинный мастер никуда не торопится.
Metal Gear V, кстати, хорошо перенесли, учитывая нелюбовь японцев к клавиатуре нормального человека. Да ещё и запускается эта красота на компьютерах прошлого века в хорошем качестве. Это не может не радовать, конечно.
Привыкнуть к тому управлению было можно, сам не раз прошел RE4 на клаве и выбил всех наемников на 5 звезд за всех персонажей. Но факт есть факт — порт RE4 говно. Кнопки китайских геймпадов вместо клавиатурных клавиш — это неправильно. Обрезанная графика даже по сравнению с PS2 — это позорище. Ролики записанные в 240р, настоящего разрешения не помню — это тупизм. Это не порт, это свинство. Даже на эмуляторе багов меньше, а играть удобнее и картинка приятнее. Так что одно дело терпеть кривости ради игры, что RE4 вполне заслуживала, а другое закрывать глаза и говорить что порт нормальный.
В DmC было очень комфортно играть а клавомыши, не хуже, чем с геймпадом.
На PC шикарно портирована Binary Domain.
Ага, особенно порадовала «вменяемая камера», которая, находясь в коридоре, показывала стены, потолок, пол, фейс или спину героя крупным планом, но только не то, что ты от неё хотел.
Едва ли не лучший PC-порт за последнее время. Сглаживание, анизотропная фильтрация, SSAO, масштабируемые текстуры, возможность переключаться в любой момент между английской и японской озвучкой и наблюдать все прелести главной героини в полном 4K — это, согласитесь, стоило того, чтобы ждать восемь лет с момента выхода слэшера на консолях.


А еще почти полнейшая не работоспособность на процах AMD, фпс скакал от 12 до 60, патч же выкатили только спустя 3 недели и слишком у нее высоковаты системки для такой старой игры если честно.

Platinum Games вслед за Bayonetta перенесла на PC и Vanquish


Vanquish портировали другие люди, PlatinumGames тут ни при чем.

Восемь отличных портов с консолей на PC

Silent Hill 2


Ты в него на релизе то играл?

Halo: Combat Evolved выполнена практически идеально


Ага вообще супер на свое время выглядела устаревшей, при этом игру еще и кастрировали в нескольких местах, при этом системки у нее тогда были огого, тот же PoP SoT, вышедший в том же году просто по графике/системкам рвал это недоразумение под названием порт Halo.

И как правильно здесь писали, где в списке худших портов MGS 1 и 2? Или Saints Row 2, убогий порт самого первого Mega Man, Spider Man 2 (хотя я даже не знаю это портом вообще можно ли считать), GTA 4.
Я бы добавил ещё Crash Bandicoot N-Sane Trilogy. Ребята запилили для ПК не только 4К, но и поддержку 60+ FPS, чем не может похвастаться сама PS4, для которой ремейк и делали. А я вообще играю в 144гц. Плавность зашкаливает. =)
Оппоненты в ответ что-то там яростно говорили про «самое крутое железо», Civilization, Total War и World of Warcraft, но глаза у них были грууустные.


Нет, не были. :)
По поводу проблем 5-ки. Вот видишь. Ты сразу накопал проблемы, с которыми не сталкивался я, а я описал проблемы, с которыми столкнулся в первый день. Кто как запомнил эти порты, называется


Я не накопал проблем, я просто пытался тебе сказать что у обоих игр были проблемы которые решили быстро патчами т.е. в целом обе игры неплохие порты. А то ты порт RE 6, чуть ли не в такое же убожество как порт RE 4 записал.
Silent hill 2? Один из лучших портов? Вы шутите? Баги с зависающим звуком типа только у меня были?
Про кучу заплаток (фанатских) для решения этой проблемы все забыли? А про то, что поддержка мыши появилась только в Silent hill 3? Её во второй части также не хватало!
А про странный внешний вид главного меню, по сравнению с PS2 версией?
По сравнению с багами звука это мелочь, я понимаю, но всё же.
Помню еще у первой Onimusha был «прекрасный» порт. Fps проседал порой похлеще любого Бэтмена, да и до сих пор проседает кстати, у моделек часто пропадали части тела, в результате чего вместо героя бегали только доспехи или только руки с мечом, управление естественно тоже полетело в трубу, шрифты порой слетали, из-за чего некоторые сундуки или загадки решить было невозможно без ребута, потому что встречали тебя пустым задником без текста, и т.д. Capcom середины нулевых вообще любили поиздеваться над ПК пользователями.
Мортал Комбат был хорошим портом? Мне нужно напоминать, сколько проблем было на старте?

Если говорить о хороших и плохих портах, то можно вспомнить RE5 (Не Стимовский ре-релиз с Золотым Изданием) и RE6 (где было просто чудесное управление на ПК и умирающие персонажи после катсцен).
Не соглашусь, что в Silent Hill 2 было вменяемое управление, во всяком случае на клавиатуре. А благодаря пиратам, ещё и не проходима на русском языке :)
Ну сейчас уже проще с эмуля PS 2, поиграть, благо там все стабильно работает и разрешения подогнать можно и картинку подтянуть, а то я на волне ностальгии попробовал 3-ю часть поставить на ПК, в итоге у меня случился ядерный баттхерт и я пошел качать образ для эмулятора.
Читай также