18 марта 2018 18.03.18 194 48K

Лучше бы я пропустил Final Fantasy XV

Как известно, люди делятся на две категории: одни любят западные — американские и европейские — RPG, а другие — японские. Мои первые «любови» в этом жанре — Morrowind, Planescape: Torment, Baldur’s Gate и Fallout. Поэтому очевидно, что я отношусь к первой категории. Попытки полюбить «японщину» предпринимались не раз, но без особого результата. Отдельные проекты казались более-менее интересными, но то были скорее исключения, подтверждающие правило. В большинстве таких игр мне не нравятся излишне наивный, детский и пафосный сюжет, отсутствие интересных квестов, обилие «гринда», неудобное управление, примитивные диалоги и выстроенная на «репите», то есть на постоянном самоповторе, боевая система.

Тем не менее, после того как стало известно, что Final Fantasy XV выйдет на самой православной платформе, я сразу решил, что обязательно попробую поиграть. Слишком уж заманчиво звучит описание, обещающее переход в открытый мир, динамичную боевую систему, отличную от Active Time Battle, многочисленные побочные квесты и другие новаторские для «Последней фантазии» вещи. Быть может, всё это изменит мое мнение о жанре JRPG, откроет передо мной новый дивный мир и заставит с упоением изучать и другие игры серии? Я, скажу честно, очень этого хотел.

Вот что значит «большой босс».
Вот что значит «большой босс».

И вот теперь, отыграв несколько десятков часов, я решил составить не мнение даже и не обзор, а этакую инструкцию для таких же, как я, идейных «пекарей», предпочитающих западные RPG на PC, — чего им ждать, если они всё-таки решатся перейти на другую сторону Силы и попробовать эту диковинку. Говорить буду предельно конкретно, субъективно и по пунктам.

Final Fantasy XV — это действительно стильно, но странно

Там, где авторы Kingdom Come: Deliverance прорабатывают сложную механику, связанную с разными слоями одежды, которая по-разному защищает, намокает и пачкается, авторы Final Fantasy XV предсказуемо заботятся в первую очередь о том, чтобы костюмчик сидел, то есть чтобы герои были модно и молодёжно одеты. Поэтому первая встреча с принцем Ноктисом и его друзьями человека неподготовленного повергнет, скорее всего, в лёгкий шок — все они выглядят как сладкие мальчики, сошедшие со страниц гламурных модных журналов. А первая же встреченная нами девушка, Синди, работающая на автостанции, естественно, одета как порнозвезда.

Понятно, что все японские ролевые игры пекутся о стиле и внешности своих персонажей, но в данном случае получается диссонанс между внешностью героев и тем, что происходит вокруг. Ноктис со товарищи ходят в берцах и кардиганах, используют смартфоны и разъезжают на модной «тачке», но при этом они сражаются с древними богами и гоблинами, машут огромными мечами, кидаются огненными шарами и периодически скачут верхом на каких-то страусах, точнее, на птичках чокобо, — местами от этого веет то ли комедией, то ли бредом. Особенно резок контраст между Ноктисом и его отцом, королём Регисом: сын выглядит как современный, модный парень азиатского происхождения, который оставляет большие деньги в салонах красоты, а его отец — как типичный средневековый король.

Не спорю, в итоге получается достаточно необычный, стильный сеттинг, но многим он может показаться, скажем так, странноватым…

Какая же FF без чокобо?
Какая же FF без чокобо?

Сюжет скроен из штампов, слёз и пафоса

Сюжеты в японских RPG бывают более или менее сложными, но, как правило, здесь всё достаточно прямолинейно, наивно и про очередное спасение мира. В какие-то сложносочинённые дебри на моей памяти залезали только авторы серии Persona, хотя я тут не специалист, поэтому ничего утверждать не буду.

В любом случае в Final Fantasy XV расклад становится ясен практически с самого начала. Всё чётко разделено на хороших и плохих. Хороший принц и его друзья из королевства Люцис, которое хранит какой-то там важный Кристалл, сражаются с плохой империей. Есть ещё хорошая и предельно симпатичная девушка Лунафрейя, местный оракул, обеспечивающий связь между людьми и богами, — на ней Ноктис должен жениться. Естественно, любимым так и не суждено быть вместе — готовьте носовые платочки!

Если здесь попадается таинственный незнакомец, то по всем законам жанра он окажется злодеем. Если на героев нападает полуголая наёмница в чёрном бронелифчике, то она в самый последний момент обязательно прокричит с ухмылкой: «Мы ещё встретимся, красавчики!» — и улетит восвояси. А уже буквально через час безо всякого объяснения причин будет сражаться плечом к плечу с Ноктисом и его друзьями — так и вижу, как сценаристы, гордо поглядывая на окружающих, восклицают, дескать, смотрите, какой у нас тут неожиданный ход…

Герои тоже скроены из штампов. Есть сильный здоровяк Гладиолус, весельчак Промпто и серьёзный «знайка» Игнис. Сам же Ноктис — типичный представитель вида героев молодых, избранных, которые ещё не осознают всей ответственности, но в итоге мужают, взрослеют и героически спасают мир. Самый живой из них — Промпто, но проблема в том, что он воплощает вполне узнаваемый образ чрезмерно эмоционального балабола-идиота, и достаточно быстро его неиссякаемый фонтан сомнительного юмора и придурковатых возгласов начинает раздражать.

Мда, с лесом из Kingdome Come: Deliverance это не сравнить…
Мда, с лесом из Kingdome Come: Deliverance это не сравнить…

История всё же может зацепить

Программа развлечений включает и другие клише и штампы — всю дорогу мы бегаем по королевским усыпальницам, чтобы собирать новое оружие, а также сражаемся с древними богами, чтобы получить их силу. В этом нет ничего удивительного — такими штампами грешит весь ролевой жанр. Но если Final Fantasy XV — самая современная в серии, то логично сравнивать её с «Ведьмаком 3», а там, согласитесь, всё несколько сложнее.

В итоге концентрация слов «избранный», «спасение мира», «очищение звезды», «артефакты», «боги», «я в тебя верю, ты сможешь», «вся надежда на тебя» и так далее местами зашкаливает. А некоторые сцены и диалоги вызывают чувство неловкости за сценаристов. Когда погибает один из персонажей, мы слышим примерно такую беседу: «Мы ничего не могли сделать, это ужасно». — «Я обязательно отомщу». — «Мы должны что-то делать — нельзя же сидеть и ничего не делать». — «Они за всё ответят».

Иногда эта история, несмотря на всё вышесказанное, способна вызвать ответные чувства. И я не про чувство неловкости. Когда один из друзей Ноктиса потерял зрение, а сам он лишился Лунафрейи, у меня в груди что-то зашевелилось. Постепенно к героям всё-таки привыкаешь, им начинаешь сопереживать. Тем более что они живо общаются друг с другом (пусть и говорят при этом всякую банальщину), иногда даже ссорятся и переживают нечто, что можно было бы назвать кризисом отношений, — это, конечно, не уровень BioWare (в её лучшие годы), CD Projekt и Obsidian Entertainment, но хоть что-то.

Другое дело, что ощущать всё это начинаешь через несколько десятков часов игры, и, боюсь, редкий поклонник западных RPG выдержит до этого момента. И проблема тут не столько в клишированном сюжете, сколько в том, что…

Когда Синди постоянно говорит про «дедулю», кажется, что она немножко отстаёт в развитии.
Когда Синди постоянно говорит про «дедулю», кажется, что она немножко отстаёт в развитии.

Играть в Final Fantasy XV — скучно

Во-первых, в 15-й «финалке» очень скучный и неживой открытый мир. Абсолютно все побочные квесты тут сводятся к самым вопиющим и устаревшим жанровым шаблонам — мы охотимся на разных монстров, собираем какие-то детали для машин, драгоценные минералы, овощи да фрукты, ищем пропавшие грузы, фотографируем какие-то объекты, ищем разбежавшихся цыплят чокобо, сажаем семена, покупаем коллекционные предметы по просьбе знакомого мальчишки и всё в таком духе. Приехали на рынок, взяли квест на сбор растений на ферме, сдали его и тут же получили от того же персонажа ещё одно ровно такое же задание — а вот ты ещё иди, мол, горох мне собери. И никого не волнует, что этим заставляют заниматься наследного принца, на которого объявлена охота.

Это тоже в целом общежанровая проблема, когда герой, спаситель мира, работает мальчиком на побегушках. Но во многих западных RPG авторы стараются как-то интересно обыграть данный момент, чем-то его оправдать, сделать логичнее. А тут даже попыток таких нет: вот вам набор примитивных однояйцовых заданий — делайте с ними что хотите.

Друзья Ноктиса только добавляют масла в костёр авторской лени. Один из них постоянно бесит своими просьбами где-то остановиться и что-то там сфоткать, другой думает о новых рецептах и блюдах, а третий вдруг может попросить — а пошли мою любимую лапшу поедим. У нас тут игра или какой-то симулятор фотографа-кулинара?..

Здесь просто нет баланса

К тому же выполнять побочные задания нет особого смысла. Какие-то дополнительные квесты я проходил только в самом начале, а потом плюнул на них и шёл исключительно по сюжету.

Даже если у вас нет и 30-го уровня, а у врага — 47-й, то замочить его не составит труда.
Даже если у вас нет и 30-го уровня, а у врага — 47-й, то замочить его не составит труда.

Да и зачем они нужны, если уровни и очки способностей набираются очень быстро, денег всегда много, а в сражениях очень, ну очень трудно умереть? В боях, в которых мы управляем самим Ноктисом в реальном времени и лишь изредка активируем командные умения, всё решает атакующий телепорт — им можно уничтожать всех врагов, просто зажимая одну кнопку. Причём это работает и в драках с огромными «боссами». Всё, что от вас требуется, — вовремя подкармливать героев в кафешках, что даёт ощутимые бонусы к характеристикам, закупаться зельями и не гулять на начальных этапах игры по ночам, когда выползают демоны (лучше разбить лагерь или остановиться где-нибудь на ночлег). Денег же на всё это, как я сказал, всегда в достатке — собранные после драк трофеи можно продавать за очень приличные суммы, и никаких квестов, тем более скучных, для этого не надо.

По этой же причине я не выполнял задания, связанные с поиском предметов для прокачки оружия, не пользовался магией и практически не покупал новое оружие — Ноктису с самого начала выдают очень мощные королевские клинки, топоры и кинжалы. С одной стороны, это хорошо, потому что избавляет от необходимости заниматься «гриндом», хотя все возможности для него тут есть (можно даже вызывать монстров в любое время по свистку). С другой — плохо: игра банально не бросает вызов, не стимулирует нас, а проработка геймплея и баланса находится где-то на одном уровне с плинтусом…

Выглядит Final Fantasy XV эпично, но графика кажется устаревшей и плохо оптимизированной

Может быть, игра хотя бы выглядит как-то потрясающе, тем более после переноса на PC? Местами так и есть. Когда видишь причудливые горные хребты и водопады или какую-то исполинскую зверюгу, разгуливающую посреди озера, когда плывёшь на гондоле по залитым водой улочкам Альтиссии — местной Венеции, действительно невольно хочешь остановиться и достать фотоаппарат.

В такие моменты игра действительно ощущается эпической.
В такие моменты игра действительно ощущается эпической.

Но помимо этого есть ещё и куча «копипастных» локаций — лесов, полей и рек, а также каких-то унылых подземелий, промзон и военных баз с размытыми текстурами и отвратительным дизайном. Поэтому в целом игра внешне выглядит несколько устаревшей — особенно на фоне графики, например, в Kingdom Come: Deliverance. Да ещё и оптимизирована отвратительно — fps постоянно проседает. Да, я в курсе про технические проблемы в Kingdom Come, но там хотя бы понимаешь, за что страдаешь…

В чём японским RPG не откажешь, так это в умении показать эпические драки с не менее эпическими «боссами». Такие эффектные сцены есть и в Final Fantasy XV — например, во время сражения с богиней вод Левиафан, которая обрушивает на город огромное цунами, а сама своей мордой занимает весь экран. Но и там за внешней красотой скрывается совершенно скудный геймплей — мы должны несколько минут реального времени просто зажимать пару кнопок, чтобы, зевая и практически не получая никакого урона и сопротивления, монотонно выбивать хитпоинты из перекачанной допингом тушки врага.

Я, конечно, понимаю, что японские ролевые игры давно и вполне успешно живут по своим собственным законам — как, например, живёт по ним театр кабуки. И обвинять актёров этого театра в том, что мужчины там играют женщин, так же бесполезно, как корить JRPG за то, что их авторы до сих пор отказываются придумывать нормальные побочные квесты, — ну традиции такие, что поделать. К тому же Final Fantasy XV во многом ориентирована на фанатов, которым наверняка будет интересно фотографировать всё подряд, ходить на рыбалку, кататься на чокобо и слушать музыку из разных выпусков серии во время затянутых и скучных поездок на машине.

Нормально управлять машиной здесь не дадут — она практически сама едет.
Нормально управлять машиной здесь не дадут — она практически сама едет.

Но раз уж FFXV вышла на PC, где есть множество больших, эпических RPG в открытом мире, приходится сравнивать её с ними и говорить не только о стиле и атмосфере, но и о геймплее. А он в Final Fantasy XV никакой. Здесь есть очень много лишних вещей, но нет интересного игрового процесса и захватывающего сюжета — а значит, ничего из того, что заставило бы лично меня ради FFXV забросить ту же Kingdom Come: Deliverance или NieR: Automata, являющую собой куда более убедительный пример шикарного японского гейм-дизайна. Увы, 15-я «финалка» не подходит для того, чтобы влюблять обывателей в жанр JRPG — больше шансов, сдаётся мне, будет у Ni no Kuni II: Revenant Kingdom


Поддержи Стопгейм!

Final Fantasy XV

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android | Stadia
Жанры
Дата выхода
29 ноября 2016
1.5K
4.0
870 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Эм… ну, даже не знаю, может это две современные игры, может между их выходом и месяца не прошло, может Кирилл за этот месяц только в них и играл, а может всё дело в трёх заветных буквах «RPG» или, быть может, всё дело в схожих механиках?! Даже не знаю… что-то и не могу придумать точек пересечения для сравнения.

С такой логикой можно сравнивать ведьмака и pillars of eternity, или south park и fallout 4. Это ведь все РПГ
«ведьмака и pillars of eternity» более чем можно и нужно сравнивать. особенно если речь идет о выборах лучшей РПГ года. Или вы бы предложили в свое время развести их по разным углам — лучшая рпг в изометрии? лучшая РПГ с видом от третьего лица по книгам Сапковского?
Какое-то абсолютно предвзятое мнение. Как вообще можно было догадаться сравнивать FFXV c KСD?
абсолютно предвзятое мнение
инструкция для таких же, как я, идейных «пекарей», предпочитающих западные RPG

Как вообще можно было догадаться сравнивать FFXV c KСD?
Эм… ну, даже не знаю, может это две современные игры, может между их выходом и месяца не прошло, может Кирилл за этот месяц только в них и играл, а может всё дело в трёх заветных буквах «RPG» или, быть может, всё дело в схожих механиках?! Даже не знаю… что-то и не могу придумать точек пересечения для сравнения.
Так почему бы и нет. RPG всякие важны, RPG всякие важны. К примеру, если столкнуть лбами dungeon crawler и action-rpg, можно прийти к выводу, что в первых зачастую делается ставка на игровой процесс и головоломки, а во второй — на, собственно, экшен и сюжеты. Но и те, и другие — ролевые же. Так что сравнивать представителей разных жанров бывает полезно. Особенно те, что ты перечислил, так как они все играют на близких полях — сюжет.
может между их выходом и месяца не прошло

Я конечно ни на что не намекаю, но между их выходом прошло больше года.
Человек не хочет оставаться в своём «мирке», а пытается понимать что-то ещё и пробовать другие подходы к жанру — дабы его взгляд не был однобоким, что важно для критика в целом.

Ну, по крайней мере я бы так объяснил мои попытки осваивать не очень любимый поджанр.
Моё личное, общее впечатление об игре — это очередной (пусть и маленький) шажок в развитии жанра РПГ. К самой игре миллиард претензий, но как же подаётся в ней всё, как бы это сказать, по живому, что ли! Персонажи постоянно общаются между собой, коментят ситуации (пусть эти фразы через десять часов игры и становятся заезженными), приготовление еды, рыбалка… Да, всё это уже было. Да, игра сделана по шаблонам и по лекалам, но отчего-то когда я сажусь поиграть в неё на пол часа, то она проглатывает меня на полтора (сколько чайников за время прохождения выкипело до дна, не сосчитать)). Я, конечно же, законченный фанат финалки, но пытаясь быть более или менее объективным, вижу очень много положительного в этой игре. Просто в пятнадцатую часть нужно научиться играть и в этом наверное(!) главный недостаток игры. Если стараться (как и в большинстве современных РПГ) с самого начала зачищать всю карту от лута, выполнять все побочки, то очень скоро накроет тоска смертная. А отбросив в сторону перфекционизм и правильно дозируя геймплей можно получить огромное удовольствие. У меня,
вроде, получается)
Это не обзор, а субъективное и предвзятое мнение. Обзор на сайте уже есть. :)
Так. Вкусовщина дело понятное. Но блин. FF15 ориентирована на фанатов? Графика выглядит устаревшей на фоне CKD? Насыщенность мира маленькая на фоне CKD? По этим пунктам прям ругаться хочется.
Но я пожалуй напишу не по поводу очевидных пунктов, а по поводу боёвки. На мой взгляд у CKD боевая механика значительно слабее чем в FF15. Разумеется тут главный пункт в том чего ждать от этой самой боевой механики. У CKD дуэльная механика, предполагающая концентрацию на одном противнике и она перестаёт работать при наличии трёх противников. В FF15 боевая механика рассчитана на фарм, то есть её цель разнообразить рутинный процесс, и с этим она справляется на отлично. Я реально влюбился в некоторые боссфайты. В другие было просто приятно играть. Но главное в том что FF15 рассчитана на постоянные бои, в то время как в KCD ты прилагаешь усилия лишь бы не сражаться.
RPG всякие важны, RPG всякие нужны. Тяжело быть мной тупым, ыы.
Логично. Однако всех под одну гребенку все же стоит
>Попытки полюбить «японщину» предпринимались не раз, но без особого результата.
А оно тебе надо? Как будто ''любить японщину'' это нечто обязательное.
Просто, не совсем понимаю, зачем себя насиловать и играть в то, что не нравится?
Краткий пересказ: типичная финалка, с типичным графоном и сюжетом.В целом норм, но т.к. я не фанат JRPG, мне игра не понравилась. Блеск.
А в книгах Геральт жаловался, что монстров все меньше и меньше.
Аналогично (Андрей один из людей, кому я благодарен за знакомство с Персоной). В прошлом году купил и прошел. Моя первая финалка и честно — я не пожалел. Да, я вижу все проблемы игры — кривой геймплей, очень рваный сюжет, линейная вторая половина, отсутствие интересных квестов и прочее. Но черт возьми, игра дарит офигенные эмоции приключения с друзьями. Ты привязываешься к ним, ты за них переживаешь. И это офигенно. Сюжет хоть и рванный, но он очень эмоциональный и трогательный. И мир, хоть и пустой — но он завораживает, в нем просто приятно находиться (в отличие, скажем от Ведьмака, где налево пойди — утопцев получи, направо пойди — бандитов, прямо — Дикая охота — что не минус Ведьмака ни в коем случае, ибо сеттинг такой). Я на японские игры переключился только в прошлом году, не зная ничего о них — и ФФ15 для меня очень хорошая игра, в которую стоит поиграть.
Для меня «pillars of eternity» RPG года, однозначно. Ведьмак 3, как игра в целом, безусловно лучше, и думаю еще много лет будет лучшей, но именно как RPG, она сливается PoE в салат по механике, по боевке.
Конечно, Ведьмак ван лав, но на безрыбье ff15 зашла очень даже. Прошел не без удовольствия. Да и я так понял, что финалки про графон, точнее про часть графона и они вроде как техно демки на 100 часов… Вроде Лекс что то подобное говорил.
Хороший формат. Вроде обзор, но не обзор. Почитать нефанатское мнение по какой-нибудь специфической игре интересно, даже если сам играть в это ни в коем случае не буду.
Как известно, люди делятся на две категории: одни любят западные — американские и европейские — RPG, а другие — японские.

Вот что у людей за привычка развешивать ярлыки… Одинаково люблю и Morrowind и, например, FFX. Мой совет людям помоложе, перестаньте мыслить шаблонами.
Читай также