1332 26 1852 373
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky

Рейтинг игры

3.8 2338
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky

Отзывы

+4
Пройдено 07.06.2025

Ну а теперь рецензия на S.T.A.L.K.E.R: Чистое небо.

-----

Графика на уровне "Тени Чернобыля". Хвалёное динамическое освещение я не включал, графика всё равно была приемлемой.

В этой игре мы играем за Шрама. Сюжет довольно спорный. Не, подача здесь также на уровне "Тени Чернобыля", но он в какой-то степени вторичный. То есть да, мы опять, как и в прошлой части прёмся через всю зону, чтобы увидеться со Стрелком.

Есть мало-мальские кат-сцены, а вот отдельно отрендеренных роликов намного меньше, чем в предыдущей части.

-----

Геймплей, по сравнению с предыдущей частью, претерпел значительные изменения.

Появилась система войн группировок. В начале игры надо будет помочь группировке "Чистое небо" захватить контроль над Болотом и повыкашивать Ренегатовцев. Также на выбор можно будет потом вступить в Долг или Свободу и за награду помочь своей группировке захватить базу противника.

Аномалии есть. Артефакты тоже, но их, по сравнению с предыдущей частью, оказалось чуть меньше, что повысило их значимость.

Выбросы стали происходить чаще, чем 1 раз в конце "Тени Чернобыля". Спасибо хотя бы за это.

Также в данной части стала отчётливо заметна смена для и ночи в том плане, что вам иногда придётся отстреливаться в каких-то потёмках. Не, на врагах будут фонарики, по ним будет легко попадать, но играть будет неудобно. Особенно на моменте, когда надо будет прикрывать группу сталкеров от зомби на крыше.

-----

Основная загвоздка данной части серии в том, что она ориентирована именно не на исследование или хоррорную составляющую (кто помнит Кровососа в подземельях Агропрома, тот поймёт, о чём я), а именно что на перестрелках.

Как мне кажется, "Чистое небо" получился слишком скриптовым и отчасти линейным, особенно во второй половине игры (начиная с Лиманска). То есть такое ощущение, что я играю не в Сталкер, а в немного корявенький Call of Duty, только с долговцами, свободовцами, монолитовцами и изредка мутантами.

Не, в "Тени Чернобыля" были тоже скриптовые сцены, но там преобладали рандомные встречи, сгенерированные системой A-Life. Не, возможно, A-Live как-то и проявлялся во время войн группировок при перемещении бойцов, но что касательно именно исследования местности, то всякие там бандиты, долговцы или сталкеры тупо сидели возле костра и ждали игрока.

Босс-вертолёт во время боя в Заброшенном госпитале - это что-то с чем-то.

-----

Баги встречались, но только один раз - на Кордоне у Сидоровича почему-то дверь была чёрная в закрытом положении.

Я слышал где-то, что у кого-то данная игра была багованная, но в моей версии игра работала относительно стабильно.

-----

Да, может кому-то понравится подобный геймплей с отстрелом мужиков из калаша в сеттинге постсоветского постапокалипсиса. У меня к этому всему претензий никаких нет. Единственное, из-за спорных геймплейных решений игра ощущается не так хорошо, как могла бы. Крч, 7 из 10.


+5
Оно совсем не чистое

Что же... Сразу за отзывом к первой части поехали к прологу. Хотя рассматривать его интереснее именно с точки зрения приквела. Приквел должен работать по своим правилам. Прошел я его раньше, как и говорил, потому что он мне понравился в молодости. И так как «Зов Припяти» я проходил относительно недавно, то пока решил начать с самой для меня комфортной. Так мне казалось. А может, зря?

«Чистое Небо» прямо в загрузочном экране именуется прологом. А какова цель пролога? Ввести читателя в мир до основного сюжета. Задать тон, познакомить с героями, дать контекст. То бишь рассматривать эту игру вне «Теней» просто-напросто будет неправильным, ведь по замыслу самих разработчиков именно эти два проекта формируют цельную историю. Что же... давайте посмотрим.

Но пробежимся кратко по тому, как в это играется. Геймплейно игру бессмысленно рассматривать под микроскопом. У неё абсолютно такой же скелет. Такие же проблемы. Есть новшества — игру вне сомнений сделали удобнее для игрока. Появились проводники, торговля отбалансирована, апгрейды. В Зоне что-то происходит, фракции малость воюют вне безопасных зон. Жизнь кипит, и на первый взгляд — это замечательно. Проблем нет. Разве что, когда ты выходишь за первую локацию, то понимаешь: а нихера, по большому счету, не изменилось. Ты возвращаешься моментально в «Тени» с улучшениями. Такие же локации, такие же зоны. Только иногда даже задаешься вопросом — почему тут они заполнены людьми, а там пустуют? Странности. Люди вымерли, что ли.

Мне нравились задачи фракций. Штурмы. Там никакого взаимодействия, но ты всё равно выискиваешь самую удобную позицию, смотришь на прогресс ботов и ощущаешь себя частью какого-то плана. В игре иначе ощущается боевая система. Она, в сущности своей, такая же, но зачастую появляется какой-то азарт, кроме банального выживания. Думаешь не только о своих припасах и аптечках, но и как товарищей спасти, подлатать.

А ещё в игре есть выбросы — и это абсолютная чушь. Не по скрипту они случились один раз. Наверное, так и должно быть, но тогда это ошибка пролога — болот, которые знакомят нас с этими выбросами аж три раза. По-хорошему, они должны были обновлять Зону, менять её — но по итогу я застал такое лишь однажды, хотя провёл в игре больше времени, чем того требовалось.

Так что, по большому счёту — если сравнивать игры, конечно, это прыжок вперёд, даже не шаг. Всё стало удобнее. В мире появилось наполнение, графика и свет подтянули атмосферу, в расположении тварей появился баланс, как и в перестрелках. Бегать стало удобнее, благодаря проводникам. Не возникает ситуаций, когда ты без аптечек по часу существуешь, да и ствол можно приемлемый купить довольно быстро. Да и артефакты на дороге не валяются в количестве от десяти до сорока штук. Так что геймплейно игра почти во всём лучше.

Но в концовке начинается лютая духота. Как же сложно разработчикам в те времена удавалось уйти на отличной ноте! Постоянная защита чего-то, спамят орды тварей, баланс хоть какой-то пошёл по пи***, разработчики не удосужились в четырёх локациях подряд разместить хоть каких-нибудь торговцев или ремонтный отдел, чтобы ты мог починить износившееся оружие — из-за чего срака горит, мама не горюй. А затем игра тебя выплёвывает в ночную локацию, где ни черта не видно, и ты постоянно втыкаешься в аномалии, тупики и так далее, потому что терпения под ноги смотреть уже нет. И в этой локации даже нормального проводника нет. Думал я, что дошёл до спокойной зоны, можно сгонять на базу к кому-нибудь, починить оружие, патроны купить и вернуться — а шиш. Проводники туда либо не водят, либо приводят к запертым воротам, и ищи опять эту точку.

И я, может быть, тупой... но я так и не понял связи с «Тенями». Почему нам начали показывать Меченого в титрах? И да, я знаю, почему. Но цель пролога — рассказать, что было до. Ответить на вопрос: «Что привело к этой ситуации?». Почему мы играем именно за Шрама? И «Чистое Небо» с ответами справляется отвратительно. Если «Тени» в конце несли какую-то мораль, обыгрывая достаточно интересно, хоть и несправедливо, путь игрока — то о чём «Чистое Небо», я даже не понял. Сюжетно игра без идеи — она просто есть. Она просто словно служила единственной цели — исправить ошибки. Но как по мне — лучше бы было завершить работу над первой частью. Лучше бы было оставить Меченого, но ввести пролог с болотами, где давался бы обоснуй хоть какой-то. Правда, тогда бы, наверное, не было продаж, да? Но, как и говорил, возможно я тупой. В любом случае эта не та игра, которая интригует меня в изучении её

мира, потому что мне его достаточно тут. Мне достаточно видеть, я не хочу его слышать больше, чем требуется, потому что находится в нем приятно, на развлекать себя нечем.

Ну и какой итог по этой дилогии? Разработчики попрактиковались, выпустили сырые «Тени» и «Улучшенные Тени». Но у игры общая проблема — она все свои приятные черты теряет во второй половине и умножает неприятные. Из-за чего эффект от работы над ошибками аннулируется.

Синдром утёнка умер. «Чистое Небо» было первой для меня игрой в серии — первую часть я в своё время не взлюбил — и запомнил я её по-хорошему. Этого хорошего на одну локацию для меня больше, чем в «Тенях Чернобыля». Но назвать этот проект хорошей игрой не получается. По большей части я из всей трилогии любил лишь «Чистое Небо». Но перепройдя, я понимаю, что любил я тут лишь самое начало. Да и написав первую часть отзыва, я задумался, что без игры в «Тени» полноценного не выйдет. А поиграв в «Тени», я понял — в то время просто не было аналога с такой атмосферой. Вроде родной. Во всём остальном игры сильно слабые. Они вызывают отличную ностальгию, но не способны баловать игрока. В отличие от «Зова Припяти».


Начало. Мне всегда нравилось это уютное мистечковое начало, когда ты знакомишься с локацией, группировкой и её правилами. Здесь и тактические задачи работают как надо, и база душевная у "Чистого неба", где спокойна и тепло. А болота - одни из любимых. Дальше на мой вкус начинается обыденность. Здесь торопиться не хочется засчет созданной атмосферы, которая сама по себе держится на теплом расположении к игроку, понятной угрозе в виде бандитов.Борьба фракций в целом сносная. Жаль её больше нет нигде по сюжетным причинам. Да и влияние её заметно меньше во всех следующих после болот локациях. Мир стал живее. Приятно посидеть у костра, я чувствую в нем отклик, чувствую приглашение к минорным уютным моментам. Игра не гонит тебя, она дает расслабиться и умеет расслабить. По-прежнему приятно стрелять, даже приятнее. Враги чуть умнее, а мутанты по-разнообразнее. Впрочем, во вторых по прежнему смысла нет. Финал, как всегда. Он безвкусный. Ничего не оставляет после себя. Не дает ответов. Да и жиру наваливает. Зона почему-то насыщеннее, чем в Тенях. Это объяснить можно работой над ошибками, но нарративно сложно.

+3
Путешествие по Зоне

Если говорить о приквелах (а вторая часть серии как раз является предысторией оригинала), то «S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky» — это не просто предвестник знаменитых событий «Тени Чернобыля», а полноценное путешествие в мир Зоны, что так интересна благодаря первой игре. Эта же история позволяет заглянуть в прошлое и узнать, что же привело к судьбоносным событиям первой части, а заодно вновь испытать на себе весь тот суровый и беспощадный колорит Чернобыля.

На этот раз главным героем становится Шрам — опытный наемник, который чудом выживает после мощного выброса. Его спасает группировка «Чистое Небо», исследователи Зоны, изучающие ее аномалии и пытающиеся понять природу этих явлений. Однако проблема в том, что выбросы продолжаются, становясь все более разрушительными. Игра призвана размотать сложный клубок интриг и заворотов сюжета. И дается ей это вполне круто, в итоге подводя в финале к событиям, с которых стартует оригинал (а по сути продолжение текущей истории).

Все это подано в лучших традициях серии — через атмосферные диалоги, записи в КПК и обрывочные слухи от других сталкеров. Зона снова полна тайн, и каждое новое знание только подкидывает больше вопросов. «Чистое Небо» возвращает в знакомые локации, но с небольшими изменениями, что обусловлено еще не произошедшими изменениями в мире игры.

Арсенал «Clear Sky» остается верен традициям серии. Здесь есть все, что нужно для выживания в Зоне: пистолеты (годятся только для перестрелок с простыми врагами), автоматы (основной инструмент выживания), снайперские винтовки (для точечных устранений с безопасного расстояния), ружья (идеальны против мутантов, которые так и норовят выбить почву из-под ног), гранаты (лучший способ вычистить вражеский укрепрайон или замедлить натиск противника).

В игре можно тюнинговать оружие, добавляя подствольники на автоматы, увеличивая емкость магазина, улучшая точность и много чего еще. Это дает приятное чувство улучшения мощности и позволяет подстроить арсенал под свой стиль игры.

«S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky» — это добротный приквел, который расширяет вселенную и добавляет интересных механик, но не предлагает ничего кардинально нового. Да, механика войн группировок — это интересный эксперимент, но не всегда работающий так, как хотелось бы. Да, аномалии, оружие и улучшенная графика делают Зону еще живее, но ощущение чего-то принципиально свежего отсутствует.

Тем не менее, это все еще тот самый «S.T.A.L.K.E.R.» с его неповторимой атмосферой, радиацией, аномалиями и бесконечными историями, рождающимися прямо в процессе игры. Если вы любите Зону, то «Чистое Небо» станет для вас еще одним захватывающим путешествием по ее опасным тропам.

7 из 10


+4
Недоделанная игра, но доделанная ТЧ

Играется сильно комфортнее, чем Тень Чернобыля.

1) Стрельбу починили. Показатели дефолтных стволов как бы остались те же, но стрельба с колена теперь снижает разброс, а оружие можно прокачивать, поэтому даже с ПМм можно нормально ставить хедшоты, прямо как в нормальной игре.

2) Сбывать хабар стало проще. Торговцев стало больше. Находятся они не на каждой локации, но на многих. И бежать до них необязательно, т.к. есть фаст тревелы. Они, в целом, неплохо спасают от хождений туда-сюда. Со временем ещё и грузоподъёмность можно прокачать до 95 кг.

3) Кривую сложности немного починили. Бинты больше не лечат, а аптечки не останавливают кровотечение, которое стало опаснее. В таких условиях эффект от новой брони очевиднее, тем более, что её можно прокачать. Любимый броник в этой части снова Ветер Свободы, т.к. он мало весит, а в разгрузку можно ещё 15 кг хабара распихать.

Артефакты полностью переделали. Во-первых, самые имбовые спрятали на поздних локациях. Во-вторых, их стало меньше, а поиск превратился в целую механику, хотя не знаю насколько её введение сделало игру лучше. Вот артефакты на +грузоподъёмность однозначно сделали.

Деньги, как и в ТЧ, всё ещё копятся без дела, но уже не миллионами. Их можно потратить на тайники с флешками для улучшения и на сами улучшения, + мелочь на починку и проводников.

NPC прокачали. а) Их стало больше, на картах стало больше лагерей, а под это и левл-дизайн стал круче, добавили больше укрытий на локации. б) Теперь NPC могут перепрыгивать укрытия, стрелять лёжа или над собой. А я нет. Пока я играю в Сталкер, эти ребята играют в Gears of War.

А ещё добавили войну фракций, и это самая худшая часть игры. Она просто не работает. Её можно по рофлу в пригорание закинуть. Единственное, ради чего стоит в это ввязаться - Пузырь. Как только его выдадут - можно бежать дальше по сюжету.

Начиналось всё многообещающе, быстренько захватил все переходы на другие локации и зачистил Депо. Отец Валерьян поздравил всех с ПОЛНОЙ и БЕЗОГОВОРОЧНОЙ победой, а потом бандиты просто респавнулись. Я ещё много раз зачищал Депо, перебил всех бандитов на Агропроме, думал может они оттуда лезут, бесполезно. По идее, наверное, точки должны держать союзники, но они заспавнились в текстурах и не могут нормально зайти на локацию. На миникарте видно, что они где-то за трубой, но как их оттуда доставать не ясно.

Пошёл дальше по сюжету, спас Васяна, и этот идиот с одним ПМм побежал атаковать Депо. Пришлось бежать впереди него и выносить всех раньше, чем Васяна настигнет шальная пуля. В итоге свершилось, подумал я, Васян обосновался в Депо, в нём стало нельзя доставать оружие, на этот раз точно конец. Нет. Как только с локации ушёл - снова респавн. F Васяну.

Хотя сама по себе игровая экология стала чуть лучше, по ходу сюжета на Свалку будут приходить разные группировки, серьёзно потеснив бандитов, так что мир игры сам собой становится безопаснее, а не наоборот, как в ТЧ.

Финал - линейный шутерный этап, как и в ТЧ. Радует наличие постановки, не радует заскриптованность. Игра хочет показать, как тактическими манёврами и работой в команде можно побеждать монолитовских снайперов и пулемётчиков, но у меня есть крутая прокаченная снайперка, которая достаёт любого противника в зоне видимости. Однако все незапланированно убитые мной враги респавнятся.

ЧАЭС так вообще цирк. Стрелок пробаговал сквозь пол, а я его ищу, прыгаю по телепортам, отстреливаю толпы монолитовцев. Потом дошло, спрыгнул и в упор его с гаусса расстрелял. Второе прохождение подряд такой баг аномалия происходит.

В итоге получается, что разрабы доделали/исправили то, что было в ТЧ, но ввести новые фишки нормально не вышло. 

UPD: накатил фикс на войну группировок, теперь лучшая игра на свете

СтрельбаПочинка и улучшения брони и оружияУлучшенное мародёрствоВойна группировокВова Вист
13 января

+2
Версия для "СЫЧА"

Ну, писал уже про версию Тени Чернобыля для Nintendo Switch,  в Чистом Небе примерно то же самое. Баги "последней" пк версии на месте, Вольные сталкеры "просирающие" свалку как только ты  покидаешь локацию то же есть. 

Если не играли на пк в те древние года (2008 год, 17 лет прошло афигеть о_О) то ценность игры и переиздания её на Нинтендовском "гибриде", вряд ли поймете, для игравших и проходивших во время актуальности релиза игры хороший повод перепройти её в формате "лёжа на диване" или в дороге. Карики  S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone  всё еще можно достать в продаже, либо через польский еShop, ну и самый крайний случай  (ай-я-яй  так делать, на сайтах "зеленого магазина онлайн дистрибуции" :)).

Ну и кратко про игру. Чистое небо развивает (скорее возвращает вырезанное из ТЧ) идею Теней Чернобыля в геймплэйном плане, добавлено оружие (расширин арсинал), прокачка оружия и костюмов, добавлены группировки (были и в ТЧ но так в скользь) и взаимоотношения между этими группировками и игроком ( война группировок), сюжетно и по таймлайну игра является приквелом Тени Чернобыля, протагонистом игры является сталкер с позывным "Наемник" покалеченный выбросом, который должен воспрепятствовать проходу в центр зоны группе "Стрелка" ( спойлеры содержаться в Тени Чернобыля:) ) для спасения себя (с каждым "выбросом" нервная система "Наемника" всё больше повреждается, спойлер на геймплэи это не сказывается НИКАК)  и МИР от заразы зоны - вот ваша общая цель и задача - вступи в "Долг" помоги мирным людям ! (не удержался :) ).

хорошо реализовано управление с геймпада в Switch версииРусский текст в Switch версииГлюки из пк оригинала осталисьТекст в кпк мелковат, в портативном режиме
8 января

+7
Внезапный хидденжем

В молодости я проходил игру. Как и многим, она запомнилась мне наспех сделанным аддоном с кучей багов и механиками-обрубками типа босса-вертолёта.

Но вот вышел сталкер 2, мой комп его не тянет, и я решил устроить проверку временем оригинальной трилогии,  с условием, что буду проходить игры на мастере.

Тени Чернобыля сломаны. Спокойно проходится на максимальной сложности. Перед ЧАЭС нужно только сейвскамить из-за рандомных ваншотов от вертолета, и в самой станции постоянно поглощать антирад, но ничего невозможного. Спокойно можно закупиться килотоннами расходников, денег и запасов вагон.

В Чистом Небе же баланс куда лучше откалиброван. Нужно считать копейки, следить за инвентарем и тактически мыслить. Не хордкор-хордкорыч как аномали, но для подпивасного уровня норм. Например, на мастере, как мы попадаем на Кордон, нас ваншотает пулемёт и никак вы его не пробежите. Баг? Нет. На самом деле нужно вернуться на болота и обойти с другой стороны.

Внезапно игра у меня ни разу не вылетела. Никакие моды я не ставил. Может это я такой счастливчик, но по мне клиент вполне себе стабильный. Да, есть недоработки. Где-то текстуры кривые, где-то боты тупят, где-то ты прячешься за укрытием, но союзник решит тебя подвинуть, спрятавшись там же, где и ты, подставив тебя под пули. Но всё это классика гейминга нулевых и в штыки такое примет только молодёжь, по тем меркам это норма.

Как развлекательный продукт игра прекрасно работает и сегодня. Если она вам запомнилась исключительно по багам, то советую дать ей второй шанс. Так же ставьте максимальный уровень сложности.

25 ноября 2024

+6
Сюжет уровня мозаики

Визуал. Продолжение Сталкера получилось весьма приятным с графической и музыкальной составляющей. Сидеть у костра под анекдоты стало приятнее. Сюжет сложный, запутанный и тесно переплетенный с первой частью. Чтобы корректно все понять, нужно разбираться в лоре.

Геймплей. По факту в игру добавилось несколько приятных нововведений и главное - война группировок. Но, однако, эта война бесконечная. Навсегда зачистить все вражеские логова не получится. Враги снова заспавнятся и отобьют оборону в отсутствие игрока.

Атмосфера. Вторая часть стала более дружественной к игроку. Добавилось больше союзников, чаще происходят перестрелки "стенка на стенку", а не "один против всех" из предыдущей игры. Убрали несколько страшных подземелий, за это отдельное спасибо. Но до идеала не довели, увы.

Графика и музыкальное сопровождениеНовые возможностиВозможность в ступать в группировкиУбрали подземельяСкомканный, запутанный сюжетНевзрачная группировка "Чистое небо"Бесконечная война группировок
15 октября 2024

+4
Есть с чем сравнить

После прохождения игры запоминается ровным счетом ничего. Проходная часть между Тенью Чернобыля и Зовом Припяти. Для тру фанатов может зайти, но играть в это в целом неинтересно, но очень атмосферно. Исследовать карту хватает терпения на первых 2-3 локациях, далее просто все одинаково вплоть до финала игры. Удачи в перестрелках и магнитными гранатами, которые бесконечно прилетают от врагов.

Атмосфера, в которую хочется возвращатьсяНестыдная графика, даже для 2024 годаМного механик, которые просто естьЛиманск и локации в городеСкучные квесты и непродуманный сюжетБессмысленные хабарыНарушенный баланс экипировки/оружия/патроновСкучный левел-дизайн по сравнению с первой части, нет лабораторий
2 февраля 2024

+1
Война группировок

Сложность прохождения: мастер (максимальная).

АтмосфераСюжетГрафикаЛокацииЭкшенБагиСломанная торговля
21 июля 2023

+2

По сравнению с ТЧ атмосфера и сюжет упростились, но графика...

Очень много перестрелокКлассный сюжетОбъяснение, что приключилось со СтрелкомОчень много перестрелокВ Лиманске не всегда получается пройти в окно автобуса, что препятствует прохождению
2 апреля 2023

+5

Игра просто изобилует багами, вылетами и прочими радостями жизни. Но густая атмосфера постсоветских заброшек перекрывает всё с головой.

АтмосфераБагиКороткий сюжет