Что
можно сказать о диаблоиде, который превзошёл оригинал, т.е. саму Diablo? С моей
точки зрения, PoE является лучшим диаблоидом, нежели сама Diablo. Но Diablo
какой? Первый? Второй? Или может быть третий? Третий Diablo, это красивая и
интересная игра, но…это не диалоид. Diablo 3, это Neverwinter. А вот PoE стала идейной продолжательницей 1 и 2 Diablo. И даже
превзошла эти части. Конечно, сравнивать PoE
с такими старыми играми как Diablo 1 и 2, крайне не корректно, ибо даже
современный ремастер второй Diablo показал, что игра сильно устарела (правда, фанатов
это волнует не сильно). Короче, PoE максимально
улучшило то, что было в Diablo 2, а также существенно переработало и добавило больше
контента, чем было в Diablo. Возникает вопрос: а не такую ли Diablo 3 ждали
игроки? Вопрос хороший. Судя по высокому игровому рейтингу у PoE и низкой популярности Diablo 3, именно
такую третью часть и ждало сообщество фанатов. В итоге, вместо Diablo 3 у нас
есть PoE. Более того, БЕСПЛАТНАЯ PoE.
Это особенно актуально учитывая, что Diablo нельзя купить в Стиме, да и цена
как таковая у игр Blizzard довольно высокая.
Так
что же предлагает PoE? Да всё то же
самое, что любой диаблоид, но по максимум, улучшив все эти параметры. Однако я
бы выделил графику, музыку и вариацию развития персонажа, а также огромное
количество контента (возможно даже, чересчур). Слово «вариативность», является
определяющим.
Графика.
Она лучше, чем у любого диаблоида, включая недавно выпущенную игру UNDECEMBER (и
тем более она обходит по этому параметру платную игру Grim Dawn). Я
по-настоящему наслаждался красивыми пейзажами мира Path of Exile, а в
совокупности с великолепной музыкой
(особенно для бесплатного проекта), игра выглядит просто замечательной. Да,
многие локации повторяются, но те, что являются уникальными, сделаны очень
качественно, независимо от того, о какой локации идёт речь. Лучше ли они чем у Diablo
3? Проблема в том, что это две разные игры, и поэтому сравнить проблематично.
Но в принципе, в графическом смысле PoE ничуть не
уступает Diablo 3. Даже для 2023 графика смотрится вполне современной.
Контент.
Да, количество контента в игре просто поражает. В игре присутствует огромное
количество уникальных НПС (а также специальных локаций), которые предлагают
совершенно уникальный игровой контент, порой он настолько необычный, что просто
удивляешься, почему игра распространяется бесплатно. Помимо стандартных вариантов,
типа убей вражеского НПС, мне особенно понравилась идея с шахтой, где нужно
сопровождать специальный механизм, который освещает путь и где наносится
сильный урон, если отойти от этого источника света. Цель: двигаться вместе с
механизмом из точки А в точку Б, по пути уничтожая орды монстров (которые живут
в шахте). Идея очень необычна. Остальные НПС тоже предлагают интересный
контент, хотя суть их всегда одна – уничтожить определённых врагов. Награда? А
вот тут есть проблема, с моей точки зрения, ибо для себя я ничего интересного
не нашёл (я не крафтер). Да, некоторые НПС предлагают действительно редкие
предметы, но из той же шахты я мало что вынес ценного (хотя, возможно я еще не
разобрался). В любом случаи, игра предлагает множество приключений, помимо
основного сюжета, а значит, каждый найдёт что-то своё, что лично ему больше
всего нравится. Думаю, это один из главных факторов, почему PoE так любима.
Навыки
и предметы. Атакующие навыки, ауры и их разнообразие, довольно обширно.
Выглядят они, т.е. анимация заклинаний/атакующих умений, очень красиво. Пожалуй,
именно этого мне не хватало в Grim Dawn, где даже магия выглядела очень скромно,
без больших и ярких взрывов, чем так богата PoE.
В PoE заклинания радуют глаз и поэтому видно, что это
действительно смертельное заклинание. Также стоит отметить, что анимация
навыков практически у всех разная. Это большой плюс, что разработчики
постарались создать не только красивые атакующие способности, но и сделать их
разными. Я играл за лучника (баллисты с ледяным выстрелом (стрелой)) и мага (arc) и у обоих не только уникальная механика атакующих
умений, но и анимация нисколько не повторят друг друга. Исходя из чего, мне
хочется пройти игру и другими персонажами, чтобы оценить все варианты, что
предлагает игра. Что касается пассивных навыков, то они тут представлены в
огромном количестве, в смысле их вариаций. Мне понравилось, как разработчики
представили эти пассивные умения, благодаря чему можно создать уникального
персонажа с совершенно разными навыками. Тут PoE
обходит все диаблоиды, не оставляя им хоть каких-то шансов. Пожалуй, это один
из бесспорных плюсов в игре, ибо благодаря отсутствию жёсткой привязки к
классу, можно комбинировать самые разные навыки, создав в итоге что-то очень и
очень необычное (конечно, типичные параметры «сила», «выносливость»,
«интеллект» не дадут совсем уж отвязаться от выбранного класса). Но тут есть
небольшое «НО». После окончания сюжетной линии, игра предлагает довольно
однообразные контент, с монстрами, которые в разы превышают (по силе)
предыдущих и где игрок, если выберет не тот билд (т.е. не тот набор пассивных
навыков), столкнётся с трудностями.
Ах
да, игровые деньги. В привычном понимании, их тут нет, а есть очень интересная
система. Из монстров падают не монеты, а скажем так, валюта. Есть свой доллар (Chaos orb),
а есть Ены (Blessed Orb),
Фунты (Orb of
Chance) и пр. Интересно, что каждый тип валюты позволяет
производить с предметами свои особые действия. К примеру, один тип валют
улучшает качество оружия, другой – брони, а третий наделяет предмет особыми
свойствами. Четвёртый позволяет «стереть» все эти свойства, если они не
понравились. Тут в дело вступает система крафта, которая настолько обширна, что
только на объяснение базовой части может уйти пару часов, которая позволяет
«заморозить» некоторые важные свойства. Система крафта – для более тонкой
настройки, но которая позволяет создать машину смерти. Плюс, она позволяет
заточить предметы конкретно под выбранный стиль игры. Нужно отдать должное
разработчикам, такого я не видел нигде.
Итак,
после того как мы одержим победу над главным злодеем, нам предлагается
бесконечное путешествие по разным локациям, с толпами монстров и горой всяких
плюшек. Это выглядит так: среди наград за убитых монстров падают особые карты,
которые позволяют открыть несколько порталов в небольшую локацию. В зависимости
от качества этой самой карты, мы получает более сильных монстров, но и более
высокие награды. На этом этапе игра предлагает действительно большой вариант
усилений своего персонажа, однако сила монстров здесь такая, что играть очень трудно
(к примеру, монстры с атакой Хаоса или с очень быстрой атакой (с телепортацией
к персонажу), просто не оставляют никаких шансов). Тут игра уже жёстко задаёт
рамки, в которых игрок не может выбирать пути развития, а учитывая, что миссий/заданий
как таковых здесь нет, и всё ограничивается набором одних и тех же небольших
локаций, которые разнятся только силой монстров, интерес (к игре) быстро угасает.
Трудность тут ещё в том, что всего даётся где-то 8 попыток, после чего локация закрывается
и нужно запускать новую карту, новую локацию. Какой в этом во всём смысл, если
игра пройдена и миссий как таковых больше нет? Этого я не знаю. Именно поэтому
через некоторое время, даже успешно пройдя несколько десятков карт, интерес к
игре у меня стал быстро иссякать. Да, я знаю, что для истинных фанатов, игра
начинается ПОСЛЕ окончания сюжетной линии, но для меня всё обстоит как раз
наоборот. Как в Diablo мне нравилось проходить сюжет разными персонажами, так и
в этой игре мне нравится без напряга утилизировать тонны монстров и проходить
задания разными персонажами. После того как игра закончится, она переносит
игрока в ленту Мебиуса. Для кого-то, это является самой игрой, но для меня, это
малоинтересная и искусственная попытка поддерживать интерес. Да, это можно
рассматривать как Вызов, но я не являюсь фанатом, для которого это важно. Для
меня игра закончилась, когда закончился сюжет. Правда, можно использовать end game
для усиления новых персонажей, это да.