24 сентября 24 сент. 12 1335

Resident Evil без зомби — кощунство или база?

+15
 

ВИДЕОВЕРСИЯ

Давным-давно, когда ещё грибы не захватывали умы и сознания людей, фиолетовые жирафы не сношали женщин, и даже ещё до того, как Крис Рэдфилд открыл для себя силу стероидов и анаболиков, до всего этого мракобесия биоопасного, в стародавние времена повелось у хадркорных геймеров наговаривать на все игры серии Resident Evil за то, что "не по зомбям родненьким и классическим путь держат они", ругать и обвинять все игры серии после третьей в том, что "не про зомбей они, а ведь серия Resident Evil она-то ведь про ходячих мервецов только".

Так вот фигня это всё.

Да, когда люди думают о Resident Evil, то они в большинстве вначале думают о зомби. Но это лишь одна из множества составляющих этой серии.

Вот уже девятая номерная игра анонсирована и не так уж далеко до её релиза. И этот дискурс в комментариях под различными видео, в сообществах, в соц. сетях и на форумах поднимается снова.
"Resident Evil уже давно не тот, потому что не про зомби". "Resident Evil должен быть про зомби". "Четвертая часть убила серию". "Итаны Уинтерсы всякие не нужны и не интересны". "Без Раккун Сити это не резидент!". И подобные фразы и высказывания.

Они, конечно, все имеют право на существование. Мнения есть мнения. Но, как минимум, одно из них меня всегда смущало, и казалось мне просто недалеким и неразумным - зомби, как неотъемлемая часть Resident Evil. Действительно ли серия должна быть и была только про зомби? И действительно ли она без них умерла давно?

И да, я попытаюсь выступить в опровержении этому тейку про "не зомби - не резидент".

Подойдем к этому вопросу с разных позиций.

1. НАЗВАНИЕ.

Серию якобы обязывает её название. Что ж, тогда мы просто возьмем это название игры на рассмотрение. И с какой бы из версий мы ни столкнулись, нигде нет ни слова про классических зомби. Игра называется либо "Resident Evil" ("Житель Зло", ли "Обитатель Зло". Не "Злой Обитатель", не "Обитель Зла", ведь там нет предлога of, чтобы слово зло можно было просклонять, получив житель зла, и нет там слова Evil перед Resident, чтобы получилось прилагательное "злой" по отношению к обитателю или жителю. И Resident явно нужно было превратить в Residence, чтобы получилось именно значение обители, то есть места, в котором зло обитает).

Либо она носит заголовок Biohazard, что является оригинальным японским названием. Переводится как Биоопасность.

 

Либо RESIDENT EVIL, либо BIOHAZARD

И бывает эта самая биоопасность самая разная. Да, могут под ней подразумеваться вирусы. Которые, кстати, тоже далеко не всегда должны работать по одному и тому же принципу превращения людишек в ходячих мертвецов. И паразиты, и бактерии, и микробы, и даже всяческие генетически изменённые организмы. Всё это подходит под определение биоопасности.

А чего в названии нет? Зомбей. Мертвецов. Ходячих мертвецов. Кусающихся трупов. Мозгоедов. Т-вируса. Раккун Сити. Этих вещей в названии нет. Как и в самой идее биологической опасности нет чего-то локально определенного.

2. ВРАГИ, КОТОРЫЕ НЕ ЗОМБИ, НО ЗОМБИ?

"Мы остались без зомби, начиная с Resident Evil 4, и там всё и пошло под откос", - часто можно услышать из стана хейтеров резидентов без зомбей. Тут уже посерьезней предъява. Хотя и она интересная для разбора. Оставляем за бортом все успехи Resident Evil 4, как выдающейся игре, повлиявшей на целые пласты видеоигрового искусства, как и оставляем за бортом все коммерческие и критические успехи игры Capcom 2005 года выпуска.

Рассматривает тему с зомби.

Само слово "зомби" подразумевает широкий спектр значений. Пришедшее изначально из западной Африки и от разных племен, что находились в рабстве на Гаити, это слово, тесно связанное с практиками магии Вуду, означало то ли воскрешенного мертвеца, что исполняет приказы своего хозяина, то ли мелкое божество, то ли огромного чёрного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости. Но в массовой культуре, разумеется, поначалу закрепился образ обращенных в рабство бездумных людей или мертвецов от действий колдунов.

В фильме 1932 года "Белый зомби" как раз-таки и шла речь не об оживших мертвецах, а о порабощенных колдуном гаитянцах и приезжей женщине, которая так же подпадает под магию Вуду, что лишает их своей воли и разума.

В более современном, киношном понимании, слово "зомби" по отношению к именно что ожившим ходячим мертвецам стало применяться после первых фильмов Джорджа Ромеро.

Однако, у этого слова до сих пор сохранилось несколько различных, хоть и схожих в чем-то значений. Этнографически "зомби" - это человек, потерявший контроль над собой и своим телом и бессознательно подчиняющийся чьим-то приказам, чужой воле.

Ромеровские зомби тоже были особенными
Ромеровские зомби тоже были особенными

Метафорически, "зомби" - это человек, который находится под сильным влиянием каких-либо убеждений, увлечений или деструктивного культа. Телевизор, удерживающий перед экраном бездумным стерильным контентом - зомбоящик. Людей, безвольно следующих чужой воле и верящих в любую чушь, называют зомбированными.



Даже, кстати, забавно, как в самом же начале Resident Evil 4 игра выдает строчку от Леона, что это не зомби. Но стоит разобраться, как устроены ганадо, что они из себя представляют, чтобы понять, что вообще-то это и есть зомби. Просто не классические Ромеровские ходячие мертвецы.
Даже, кстати, забавно, как в самом же начале Resident Evil 4 игра выдает строчку от Леона, что это не зомби. Но стоит разобраться, как устроены ганадо, что они из себя представляют, чтобы понять, что вообще-то это и есть зомби. Просто не классические Ромеровские ходячие мертвецы.

В этом отношении, то, какими становятся люди от влияния и порабощения паразитами Лас Плагас - это зомби. Они следуют воле повелителей, типа Сэдлера, сами уже управляемы паразитом в голове, следуют своему культу, и даже в рутинных бытовых делах ведут себя как те самые зомби из поверий о магии Вуду. И да, если паразит ими овладел окончательно — значит они уже мертвы. Паразит использует их тело. Они уже своего рода тоже ходячие мертвецы.

И даже по отношению к семье Бейкеров из Resident Evil 7 это всё ещё применительно. Джек даже напрямую говорит Итану и игроку, что то, какими они стали — это не они настоящие. Они не способны себя контролировать. Это Эвелина их контролирует. Искажает их сознание и превращает в то, какими хочет их видеть она, заставляет их вести себя так, как хочет она.
И всё это до сих прекрасно описывается с позиции научной фантастики про биологическую опасность.

3. КТО ЗЛОДЕИ?

«Resident Evil всегда был и должен быть про зомби», — говорят нам фанатики-фанаты. "Нет", — отвечаю я, — "Как минимум, не только". Достаточно посмотреть на список всех угроз и опасностей в виде всяких монстров, которые встречаются нам даже в самой первой части Resident Evil. Тут, безусловно, есть зомби. Они занимают важную часть, являясь самым часто встречаемым рядовым врагом игры.

Но! Во-первых, как насчет уровней, где вообще нет ни одного зомби, типа пещер под особняком?

Пещеры. Хантеры. Ни одного зомби.
Пещеры. Хантеры. Ни одного зомби.

Во-вторых, кроме зомби в первой игре есть хантеры, церберы, вороны, змеи, пчёлы, огромные пауки, химеры, зараженные растения и даже зараженные акулы. Безусловно, в количественном сравнении враги-зомби в этих играх занимают гораздо больше места, чем остальные монстры.

И так уж было сделано, что именно появления и первые встречи с зомбями были в этих первых трех играх одними из самых крутых, пугающих и запоминающихся. Культовые сцены, ничего не попишешь. Хотя есть гораздо более крутые и не менее кинематографичные появления хантеров в первой части, ликеров во второй и Немезиса в третьей.

Бестиарий любой из игр серии всегда изобиловал разнообразием
Бестиарий любой из игр серии всегда изобиловал разнообразием

А Немезис вообще не был зомби, при том что занимал довольно солидную часть третьей игры.

И в каждой из этих первых игр вы узнавали в конце-концов о злобной корпорации, создающей монстров и биооружие. Рано или поздно именно этот антураж заполнял пространство игры. Много биологического оружия разных типов, созданных разными злобными, и не очень, учеными. А зомби тут не просто злые монстры, а лишь одни из множества этих побочек создания биооружия и средства улучшения человеческой расы.

Такой могла быть и Resident Evil 5
Такой могла быть и Resident Evil 5

Настоящими злодеями в истории всегда были не просто бездумные зомбаки, а люди. Коварные злые гении, бездушные предатели, жадные до денег и власти мегаломаньяки или просто наемники без принципов и чести.

И вот эта тема до сих пор отлично сохранялась в каждой следующей после третьей игре серии. В сочетании с тем самым использованием простых зомбаков, простых ганадосов, простых людей или даже простых жителей деревни в своих целях, порабощая их и используя в своих целях.

Борьба с коррумпированными плохишами и биотеррористическими угрозами — вот о чем была и продолжала быть эта игровая серия. Зомби всегда были лишь кусочком пазла, но не главной частью. И повторюсь, само понятие "зомби" авторами игр использовалось гораздо более шире, чем исключительно классические ходячие мертвецы в стиле фильмов Джорджа Ромеро.

4. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГРЕССА И ИННОВАЦИЙ

Для эволюции геймплея и для новых геймплейных и дизайнерских находок было нужно сменить тип врагов. И я всегда в этом плане понимал таких авторов, как Синдзи Миками или Хидеки Камию, которые не хотели делать в каждой следующей игре повторение предыдущей. Хотели всегда создавать что-то новое и уникальное. А если бы такого стремления они не придерживались, то, во-первых, от Миками-сана не получили бы мы, возможно, Dino Crisis с динозавриками, Resident Evil 4 с Лас Плагас, Evil Within с людьми, соединенными больным разумом и искаженными сознаниями.

А во-вторых, серия Resident Evil так и топталась бы на одном и том же вирусе, на одном и том же устаревшем геймплее, на одном и том же городе. Хотя касательно последнего, стоит отметить, что итак к нему часто возвращаемся. И вот опять скоро вернемся в Resident Evil Requiem, где, как уже обещали авторы, зомби будут, но даже тут они что-то особенное с ними сделали, и выдадут своеобразную их эволюцию.

Но знаете, что? Людям гораздо проще отрекламировать очередную зомби-игру. Гораздо проще выдать реплику в стиле "О, ну эта игра про зомби-вирус, охвативший весь город", чем "Оказалось, есть фармацевтическая корпорация, в стенах которой не только лекарства разрабатывали, но и создавали самое разное биооружие, и среди создателей и руководителей были вот эти всякие разные гении-ученые, которые хотели кто мир захватить, кто вечную жизнь получить, кто сделать лучшее новое оружие, кто заполучить больше власти... "

"… А вся движуха с зомбями - это лишь побочный материал от одного из проектов под названием Тиран, ну то есть одна из главных целей ради которой создавали Т-вирус - это вообще не в зомби людей превращать, а вывести ультимативное биооружие и уже потом …"

P.S. - в Revelations вообще не было классических зомби
P.S. - в Revelations вообще не было классических зомби


Resident Evil 2

Платформы
PC | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | XONE | XBOXSX | N64 | GC | NSW | DC | NSW2
Теги
Дата выхода
21 января 1998
1.9K
4.6
1 288 оценок
Моя оценка

Resident Evil 3: Nemesis

Платформы
PC | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | GC | DC
Теги
Дата выхода
22 сентября 1999
1.6K
4.4
1 064 оценки
Моя оценка

Resident Evil

Платформы
PC | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NDS | GC | WII | NSW | SAT | NSW2
Теги
Дата выхода
22 марта 1996
1.6K
4.4
991 оценка
Моя оценка

Resident Evil Code: Veronica

Платформы
PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | GC | DC
Теги
Дата выхода
3 февраля 2000
985
4.2
550 оценок
Моя оценка

Resident Evil 4

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | GC | WII | NSW | NSW2
Теги
Дата выхода
11 января 2005
4K
4.5
2 618 оценок
Моя оценка
4.1K
4.0
2 621 оценка
Моя оценка
3.8
2 620 оценок
Моя оценка

Resident Evil: Revelations

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | 3DS | Wii U | NSW | NSW2
Теги
Дата выхода
26 января 2012
2.2K
4.0
1 499 оценок
Моя оценка

Resident Evil 7: Biohazard

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Stadia | PS VR | NSW2
Теги
Дата выхода
24 января 2017
4.6K
4.2
3 114 оценок
Моя оценка
962

Лучшие комментарии

Ни разу не ассоциировал Резидент с зомби. Там столько генетических монстров, что это скорее истории про биоэксперименты. И это хорошо, что серия не сузилась просто до игры с монстрами и зомби в частности.

— Резик без зомби — резик?

— Да.

Вспоминая уроборос из пятой или трансформера из шестой, фантазии с мутантами не отнять у разрабов. Вон, в Village, вампиры, оборотни и магнето.

Придумали очередного монстра, дали объяснения в виде биологических экспериментов с одуванчиками — резик готов.

Полностью согласен. А если бы всё было так, как хотят такие вот фанаты-консервы, то не было бы у нас чётвертой части с «LEON, HELP!», пятой с Крисом-скаловержцем, седьмой, где Итан бил детей, или хотя бы восьмой, подарившей миру богиню Альсину.

Я, как фанат серии, подписываюсь почти под каждым словом. Это ведь сказано в самой первой части, что Амбрелла разрабатывала биологическое орудие, Тирана (Tyrant), в ходе которого и был изобретён Т(yrant)-вирус, который как побочный эффект влиял на трупы людей, используя их остатки жизненной силы и превращая в «зомби» с минимальными потребностями пожрать… И отряд Старс был послан туда не просто так, а для эксперемента, как они смогут с ним бороться, что бы получить «combat data»… 1я часть была вся спланирована.

Может секрет популярности в игровом процессе и что это интересно слеплено?

На мой взгляд надо было просто разделить серию на две части, на часть про био угрозу и часть про мистику, эзотерику, религиозных фанатиков и прочее подобное, что так нравится кому-то. И все были бы довольны, никакого перемешивания всего в одну солянку не произошло бы.
Для меня первые 3 части самые классные, те из-за которых я стал играть в эту серию игр.

Заминусовали просто так, а я вот разделяю мнение, что резик про био угрозу, про вирусы, где зомби самый массовый результат этих вирусов. А тот всякая мистика, всякие фанатики, сила духа и прочая муть, это совсем не про биоугрозу.

Кто бы что не говорил, но я полюбил эту серию ещё с самых первых частей на первой Соньке только из-за тематики зомби вируса, всяких экспериментов с их монстрами, помимо зомби и когда ты остаёшься один на один с проблемами, порожденными вирусом, пытаясь выжить, идя по сюжету событий и загадок.

А вот вся мистика и фанатики ну не вяжется с биоугрозой. Это все восприниматься как что-то инородное.

У нас есть Ревелейшенсы, которые в какой-то мере тянут серию к классике. Но в конце второй части началась полнейшая вакханалия. А третий можно и не ждать.

Ну а чо, вон Ре4 изначально вообще должен был бы про слешер с демонами, внезапно. А потом превратился в какую-то странную гротескную пародию про средневековую итальянскую деревню, и игра считается фанатами топовой. Хотя это не резидент вообще. 7я часть снова не резидент, и очень многим нравится. 8я это какая-то сказочка про средневековых монстров с магией и ретконом всего и вся, и люди снова пищат от счастья. Вот новая часть, которая снова отретконила всё, и снова заглотили и счастливые. Яничонипанимаю. Где времена, когда все ненавидели Dead Aim, потому, что это была дикая клоунада. И осуждали тогда бывшие каноничными комиксы и книги с оборотнями и вампирами в стиле баффи и пейнкиллера. И я напоминаю, что существует легендарная бывшая каноном манга, про то как аду оплодотворил монстров с тентаклями, а Леону пришлось стать тираном, чтобы своим тентаклем достать из неё паразита.

Резидент ассоциируется с зомби, это факт. Опросы постоянно говорят об этом. Плюс, это самая первая из популярных игр про зомби, которая стала классикой. Поэтому людей, которые хотят зомби, понять можно. Но все же в оригинале игра называется Biohazard — Биоогроза, или биооружие. Но опять же, я могу принять зомби, хотя как они работают никогда не объясняется. Я могу принять всякие генетических мутантов и их разновидности. Но вот магическую чушь, которая была в РЕ4-7-8 я никак не могу понять. Это уже что-то из японщины, с их магией вибраций, галлюцинаций, силы духа над материей и прочей ерундистики. Даже странные Reveletions выглядели правдоподобно. И мне очень обидно, что RE даже не пытается больше никогда в ту правдоподобную и интересную историю которая была в Outbreak. Мне было бы очень интересно наблюдать за обычными людьми, которые переживают крах их жизнии и выживают, пока где-то там на фоне наши супергг с вертухи разносят зомбей. Потому, что ребята из Оутбрика, являясь обычными людьми, наубивали таких мутантов, которых ветераны наши вообще не встречали никогда. А ещё у них был ручной тиран. А слон, это мой ночной кошмар всей серии.

Я полностью и абсолютно уверен, что эти ретконы пойдут дальше. Ведь у нас уже есть как минимум 3 разновидности супервирусов, которые превращают живые ткани в мутантов. А потом окажется, что и цветы из Африки, и вива лас плагас, и грибная Миранда окажутся залетными приколами от инопланетян, и какой нибудь RE10 будет в космосе, где мы будем отбиваться от инопланетных паразитов командой киборгов BSAA состоящей из клонов Криса, Леона, Джилл и Клэр. И фандом будет пищать от радости, объясняя сюжетную импотенцию, что это же объяснили лором, чем вы недовольны. Мне даже жаль что Дино Кризис от такой чуши умер, а Обитель Зла никак. Видимо это особенность современных игроков, что им что не дай, они от всего в восторге если картинка красивая. Ведь RE4 должен был быть про близнецов Спенсера, которые являются суперлюдьми с суперсилами, а сама часть должна была быть слешером в замке с приведениями. После прототип с Леоном и призраками, а уже потом DMC появился из этого.

Читай также