Сегодня Сегодня 2 226

Линии, точки, фигуры и цвета: Абстракционизм в играх

+10

Нередко можно наткнуться на разного рода игры, которые заимствуют стиль абстракционизма. Делается это как для упрощения разработки, так и для того, чтобы выделиться на фоне многих других проектов. Но не редко, за подобным стилем скрывается нечто большее чем просто пресловутая оптимизация ресурсов и времени. Я говорю конечно же о глубинных смыслах всех этих треугольников и квадратов.

Конечно, далеко не все игры представленные сегодня созданы в стиле того самого абстракционизма, а скорее просто имеют незамысловатую графику с лёгким, но в тоже время запоминающимся, визуальным стилем. Но давайте не будем так привязываться к терминам и просто попробуем погрузиться в идеи и во все многогранные смыслы проектов от талантливых людей.

Собственно, Абстракционизм

Как я уже сказал, к терминологии мы не будем так сильно привязываться, но пройтись хотя бы поверхностно по этому стилю вполне себе можно, чтобы уловить его основные идеи и смыслы.

Собственно говоря, основная идея абстракционизма заключается в отходе от точного изображения реальности и его подражания. С латинского так и переводится «удаление». И не удивительно, что многие живописцы решили отойти от реализма на фоне развития фотоаппаратов и кинокамер. Нужда в сверхреалистичных картинах отпала, а необходимость в новых идеях осталась. Новый век как никак.

Основными инструментами абстракционистов стали линии, фигуры и цвета, которые можно сочетать хоть до бесконечности, создавая всё новые и новые смыслы. Подобную игру с фигурами и цветами начал делать ещё сам Ван Гог, но настоящий прорыв был совершён в самом начале бурного 20-го века. 

Первой абстрактной картиной считается акварель Василия Кандинского, написанная в 1910 году. Впоследствии, именно его считали основателем и основным теоретиком абстракционизма. Кандинский считал, что цвета и формы также способны вызывать сильные эмоции, как сюжеты или пейзажи. И именно на его эмоциях и основана такая неразбериха, красочность и анархичность.

Первая абстрактная акварель - Василий Васильевич Кандинский. 1910. Чернила, бумага, акварель.
Первая абстрактная акварель - Василий Васильевич Кандинский. 1910. Чернила, бумага, акварель.

Но куда чаще, когда мы говорим о абстракционизме, в голову приходит господин Казимир Малевич - автор того самого чёрного квадрата или, как он сам его называл: чёрный супрематический квадрат. Собственно, суперматизм также являлся приверженцем цветов и фигур, но делал это куда более аккуратно и чётко, да и основывался на куда более простых фигурах: квадрат, круг, треугольник. И у них был свой смысл - простота в формах являлась высшим представлением реальности.

Для разнообразия вот вам "Чёрный Крест" Малевича 1915 года
Для разнообразия вот вам "Чёрный Крест" Малевича 1915 года

Спустя некоторое время толчок в развитии получил так называемый абстрактный экспрессионизм. Развитие он получил прежде всего в США и художники этого направления изображали свои натуральные эмоции на холстах при помощи случайных мазков, множества красок и чистой нити подсознания. Рисование превращалось в спонтанное действие, которое переносило из разума мысли и эмоции на холста.

Абстракционизм и экспрессионизм повлиял на множество стилей, которые известны нам сегодня: оп-арт, минимализм, концептуализм, появилась постживописная абстракция - потомок геометрической абстракции, но куда более мягкая и спокойная. 

Интересен как стиль оп-арт, использовавший оптические иллюзии и создающие ощущение движения, деформации, вибрации узоров, а также пряча другие изображения внутри фигур.

Виктор Вазарели, «Посвящение Пикассо», 1973.
Виктор Вазарели, «Посвящение Пикассо», 1973.

Одним из важнейших движений, что зародилось от абстракционизма стал минимализм, который в современном мире мы встречаем во многих местах, хотя и в более умеренной форме. Для минимализма характерны простая геометрия, монотонность и повторяемость. Минимал арт передаёт саму суть вещей, а не образы или "глубинные смыслы". В какой-то степени, наследие минимализма вы наблюдаете прямо сейчас, находясь на этом сайте.

Ближе к концу XX века абстракционизм стал меняться. Иллюстраторы и художники экспериментировали с техниками, формами, материалами. Творцы активно пользовались современными технологиями: графическими редакторами, видео, фотографиями, сочетая всё это. Через несложные формы они пытались создать политические и социальные высказывания на тему войн, трагедий, бедности и т. д.

Из всего вышесказанного можно прийти к нескольким ключевым особенностям абстракционизма: простые формы, передающие суть вещей, и цвета для передачи ощущений и эмоций. С помощью этого стиля художники выражают себя и свои самые глубинные чувства, отказываются от конкретных изображений и фотореалистичной передачи реальности. Все эти особенности мы в той или иной форме будем находить во всех произведениях, о которых пойдёт речь дальше.

Эмоции через цвета

Одной из ярких игр, что запоминается своим простым, но в то же время ярким и красочным стилем это Gris от Nomada Studio. Сам по себе платформер достаточно неплохой. Конечно, звёзд с неба он не ловит, но поиграть в него вполне можно. Но проходят эту небольшую игру в первую очередь ради истории.

Игра не похожа на другие проекты как своим визуальным стилем, так и способом повествования. Проходя историю в первый раз, вы, скорее всего, выдвинете неправильный смысл изложенного. Из-за отсутствия в игре каких-либо реплик, записок, разговоров достаточно сложно понять суть самой истории неподготовленному человеку. 

Понять полностью сюжет без особой секретной катсцены, которая открывается при сборе всех "воспоминаний", довольно затруднительно. В этом коротком нарисованном мультике мы видим мать с дочерью и ответы на многие вопросы, которые возникают во время игры. Если конечно, у вас получится понять происходящее. 

В катсцене мать хватает светлячка и показывает его своей дочери Грис. Положение её рук в этот момент встречается в игре довольно часто, что может говорить нам о том, что её дочь, словно звёздочка в её руках.

В течении всей игры нам предстоит собирать звёздочки. В самой игре мама представлена в виде большой статуи, которая после пения главной героини разваливается. Принимая во внимание, что во время игры мы собираем звёздочки, по которым после поднимемся в небо и что главы называются как стадии принятия, можно прийти к выводу, что наша маленькая Грис погибла.

Эта яркая и спокойная игра, в первую очередь, рассказывает историю не самой Грис, а её матери. Рассказывает о всей той боли, что переживает мать, потерявшей своё дитя. В той самой катсцене мы наблюдаем последнее яркое воспоминание о дочери. Грис, что на протяжении всей игры пытается обрести голос, в самом конце, когда статуя матери погружается в беспросветную пустоту, прощается с ней, и её мир наполняется светом. История оканчивается принятием.

Игра наполнена различными образами и символизмом. Конечно, это не совсем тот абстракционизм, о котором мы говорили, который отказывался от вторичных смыслов и показывал саму суть вещей. Но здесь проявляется другая, не менее важная часть абстракционизма: передача чувств и эмоций через цвета и формы. Игра наполнена разными красками, которые так или иначе передают историю и, в особенности, переживания матери. Линии из звёзд по которым ходит наша героиня, простые формы из которых и состоит этот мир страданий и переживаний — всё это инструменты в руках творцов из Nomada Studio для передачи чувства потери. 

Больше цветов!

Но что, если возвести идею цветов в абсолют? Сделать её центральной идеей произведения и рассуждать о природе синего, красного, зелёного? Таким примером выступает ещё один небольшой инди проект HUE. Хуэ — это имя главного героя, за которого нам предстоит играть и рассматривать различные цвета. 

HUE это в первую очередь головоломка. Не архисложная, но и не суперпростая. Порой приходилось ломать голову, чтобы правильно пройти уровень и заполучить новый цвет, но большая часть задач решалось довольно легко.

Особенностью нашего Хуэ является то, что он способен видеть цвета, а другие персонажи нет. Вы открываете каждый цвет постепенно, шаг за шагом. И каждый раз, после того, как вы пройдёте ряд уровней с головоломками, получение нового цвета радует глаз, который заполняется новым цветом. Абстракция здесь подкреплена и звучанием: мелодичным фонон и приятными звуковыми эффектами.

По своему визуальному стилу Hue это как раз именно то, о чём я писал выше. Практически всё окружение состоит из цветов и простых форм: линии, квадраты, круги, треугольники и другие простые символы. Такой одновременно контрастный и простой вид игры не только не режет глаз, но и достаточно запоминается, учитывая, что с цветовой палитрой завязан геймплей игры.

Собственно, цвета нам рассказывают историю о поиске матери. Она бросила бедного Хуэ и ушла куда-то далеко, оставив нас в захудалом городке. Герой медленно проходит по уровням, собирая цвета, а вместе с ними и хорошо озвученные воспоминания и объяснения нашего родителя. Как оказывается, в цветах скрыто куда больше смысла, чем нам кажется.

Язык вполне себе может влиять на ощущение цветов. Например, ещё не так давно в современных языках просто не существовало "синего". Да и до сих пор во многих диалектах не существует такого цвета как "голубой", для многих людей на нашей планете есть лишь синий (или светло-синий). У индейского племени навахо так и вовсе коричневый и серый обозначались одним словом, зато для чёрного было целых два отдельных: цвет угля и цвет темноты.

И это не единственная тема, которую раскрывает игра. Можно также привести пример об истории исследователя Гая Дойчера, который воспитывал свою дочь, не называя ей при этом цвет неба. И спустя некоторое время, ей был задан вопрос "какого оно цвета", однако однозначно ответить ей не удалось. Изначально ей оно казалось бесцветным, далее приняло оттенок белого и лишь спустя некоторое время оно стало для неё классическим синим.

В этом и заключается суть игры. С помощью простых форм и небольшой палитры цветов, разработчики из Fiddlesticks смогли взглянуть на такую базовую вещь совершенно по-новому, под новым углом. Используя старые образы и старые смыслы, им удалось с помощью средств абстракционизма наделить смыслами разноцветные фигуры. Это ли не тот самый смысл абстракционизма?

Но давайте попробуем полностью отойти от цветов и оставить лишь саму их суть — чёрный и белый. 

Hue нередко сравнивают с известной Limbo, которая также отличается своим выразительным визуальным стилем, который состоит лишь из оттенков чёрного. Конечно, здесь формы куда сложнее чем просто фигуры, но отсутствие речи и прямой трактовки сюжета, делает игру достаточно абстрактной.

Хотя даже в геймплейной составляющей игра достаточно простая: ходи, беги, прыгай и толкай. Вместо простых форм здесь простые действия.

Сочетание минимализма и тёмного мрака делает мир игры одновременно пугающим и притягивающим. Что-же скрывается за всеми этими тенями и фигурами? История также подвержена минимализму и сплошной абстракции. Никто не ведёт игрока за ручку, рассказывая кто, что и как. Мы должны сами вырыть из всей этой кромешной тьмы историю и её смысл.

И здесь каждый способен увидеть нечто своё. Кто-то видит историю о поиске любви и самопожертвовании, кто-то историю о мальчике, который потерял свой путь, а кто-то, основываясь на этапах игры и окружении видит высказывание, отражающее каждую эпоху человеческой истории.

Впрочем, правдоподобной выглядит и версия о "лимбе", куда попадают добродетельные люди, не принявшие христианство. Достаточно легко поверить в то, что герой в начале игры уже мёртв, как и девочка в конце игры. Легко поверить и в то, что вся игра - это путь героя к спокойной смерти, о чём может говорит лестница в конце.

Как видите, за минималистичной картинкой и бессловесным повествование множество людей способны узреть самые разные версии истории: от простой дороги к любви, до христианского лимба. В этом и сила подобного стиля, который даёт человеку самому достроить произведение, а не делает это за него.

Предлагаю вам также рассмотреть из Inside. К ней тоже можно отнести всё вышеперечисленное, кроме того, что в ней цветов побольше да и выглядит она не столь минималистично. Но в остальном, можно прийти к тому же выводу: без очевидной трактовки, можно придумать совершенно разные версии истории: от критики современного общества, о чём я писал в другом своём блоге, до больших психологических страхов и проблем. 

Остров философских линий

Но давайте уже отойдём от игр с видом сбоку и попробуем найти абстракцию в менее очевидных местах. Как мне кажется, мы вполне можем обнаружить её в такой головоломке как The Witness.

В этом авторском проекте нам предстоит рисовать, вы не поверите, линии. Герой путешествует по достаточно красочному острову и решает загадки на небольших табличках, параллельно слушая разные рассуждения и смотря видеоролики, где умные дяденьки о чём то рассуждают. Кажется, что это всё бессвязно, но давайте попробуем разобраться.

Попробуйте найти точку с линией.
Попробуйте найти точку с линией.

Вообще, игра выполнена в достаточно простом ярком стиле, который хоть и не кажется абстрактным, однако, простые фигуры тут можно и даже нужно найти. Они скрываются в пейзажах, в отражениях, в зданиях, среди листвы, в речных потоках и даже в тенях. Даже в картинке выше. Это в первую очередь выглядит достаточно запоминающейся, особенно, когда на поиски заветной линии ушло некоторое время.

При чём не стоит думать, что это какая-то проходная головоломка, которую без особых трудностей может пробежать человек слегка умнее шимпанзе. Уверяю вас, вам предстоит воспользоваться тем, что сокрыто у вас в голове. Да, по началу это всё кажется невероятно сложно, но не бойтесь, со временем вы поймаете волну и сможете найти в себе умственные силы, чтобы поверить в то, что вы способны пройти эту игру. И когда вы сможете решать самые сложные задачки в этой игре, вы будете получать экстаз не меньше, чем от победы в каком-нибудь мультиплеере.

Но что же всё-таки скрывается за всеми этими линиями? Ну судя по моему абзацу выше — это в первую очередь уверенность в собственных силах. Уверенность найти не так-то просто, особенно в вещах, что кажутся нам непривычными и до ужаса запутанными. Ваша уверенность решать поставленные проблемы — это то, чему вас учит эта игра. Это можно понять из первого ролика.

В этом самом видеоролике можно увидеть отрывок из научной программы BBC "Connections" или "Связи", который выходил в 70-е годы прошлого века. В этом отрывке ведущий Джеймс Берк высказывает достаточно интересную мысль: вы обладаете той силой, которая способна двигать мир вперёд, нужно лишь задавать вопросы и искать на них ответы.

Игра подпитывает вас мотивацией задавать вопросы и искать ответы, давая вам на прослушивание аудиодневники с высказываниями разных учёных, мудрецов и мыслителей. Они подталкивают вас искать ответы, изучать этот мир.

И это лишь одна из мыслей, что сокрыта в этой игре. На самом деле их куда больше, и они спокойно скрываются во множестве вещей, не только в линиях и аудиодневниках. Обращайте внимание на статуи, на руины, на природу, на слова. Везде будет сокрыт смысл. Просто задайте вопрос.

Один из видеороликов.
Один из видеороликов.

Например, мы также часто встречаем рассуждение на тему истины. И получаем мы разные точки зрения, от самых разных людей. Кто-то стремится к истине, прийти к такой форме, которая бы наиболее точно соответствовала бы ей. Например, игрок, который пытается понять, что здесь вообще происходит. Но есть ли вообще истина? Может быть и есть, но игра напоминает, что мы никогда её не достигнем.

Но повод ли это не искать её? Возможно, вы найдёте ответ в самой игре. В конце концов, это поистине потрясающее произведение, которое сложно назвать даже игрой, скорее современным искусством. Разумеется, я советую её вам в ознакомление. Или же можете ознакомиться с большой и развёрнутой статьёй, которая размещена в группе вк где состоят всего 2 человека. 

Цветовая передозировка

Давайте напоследок затронем ещё несколько проектов. Может не столь глубоких, но мне хотелось их упомянуть.

Очередную головоломку Baba Is You сложно назвать однозначно абстрактной, но определённые черты в ней присутствуют. Во-первых, у игры достаточно простая графика с простой пиксельной рисовкой. Во-вторых, цвета здесь играют достаточно важную роль при решении загадок.

Да, здесь нету какой-то глубокого смысла, но зато есть достаточно интересная идея, ради которой стоит запустить игру хотя бы раз. Игра строится на словах, фразах и предложениях. Может быть среди них есть нечто большое?

baba is you
baba is you

Возможно есть нечто большее в так называемой "The Catacombs of Solaris Revisited". Если вы взгляните на скриншоты, то сможете найти сходство с той самой картиной Кандинского. Абсолютная цветовая анархия. Ощущение, будто вы бегаете по перемешавшейся палитре и ищите навесь что.

Поэтому игра по-настоящему абстрактная именно в той форме, в какой задумывали творцы ещё в начале прошлого века. Никакого смысла, только суть - цвета. Хаос и анархия на экране дарит невероятное ощущение, будто ты под... абстракционизмом. 

Какая граммовка?
Какая граммовка?

Некоторые отголоски можно найти и в Journey. И не только в визуальном стиле. Она вполне себе обнаруживается и в самом геймплее. Вы бродите по бескрайнему миру в обличие немой мантии в поисках чего-то неизвестного и непонятного. 

Больше абстракции!

Но давайте всё же будем честными. Абстрактная графика в первую очередь используется для упрощения разработки, а не для передачи, какого-то "высшего" смысла. 

Если перейти по тэгу "абстрактная" в стиме, то вы найдёте сотню других игр, имеющих такую же простую графику. В основном, это будут головоломки, стратегии и квесты. И при чём, совсем абстрактных игр из линий, фигур и простых цветов, не так уж и много.

Могу отметить игру Hook, которая полностью состоит из линий и кругов. Достаточно простая и незамысловатая в освоении головоломка. Или допустим взять LYNE, тоже состоит из треугольников, ромбов и квадратов. И такая же "интересная" концепция. 

Как видно, даже интерфейс в Hook состоит из линий и точек.
Как видно, даже интерфейс в Hook состоит из линий и точек.

А знаете кого ещё можно отнести к абстрактным играм? Лабиринты. Ну смотрите сам: линии и точки. Вот кто по истине передаёт саму суть абстракционизма. Можно сказать прямые наследники Малевича. Или как вам совсем недавно вышедшая Bullet Voyage? Шутер с видом сверху, где вы, внимание, круг в круге, стреляете точками по квадратам в квадратах. О да, уверен в этом есть смысл. Например такой: лёгкость и простота круга, без каких либо острых углов, что символизирует доброту и любовь, будет всегда сражаться с фигурами, у которых есть углы, то бишь злость и чёрствость. Вот в чём мудрость сей великой игры!

Идеально!
Идеально!

Я это, собственно, к чему. А к тому, что у большинства проектов, где есть приписка "абстрактная", нету никакого тайного смысла. Возможно, его даже не было в играх, что я описал выше. Вы, конечно, можете пытаться найти его в чём угодно и где угодно, это ваше право. Но я думаю, что не стоит ломать голову каждый раз, когда видите два круга и линию. Играйте в авторские проекты, там то вы точно сможете найти интересные смыслы и идеи.

Можно прийти к выводу, что для передачи нечто великого, совсем не нужно иметь невообразимый стиль или сверхреалистичный графон (как например в Hellblade). Используйте простые формы, цвета и фигуры и может вы сделаете нечто великое. В конце концов, все великие картины начинались с простых фигур.


Limbo

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
21 июля 2010
2.9K
4.2
2 025 оценок
Моя оценка

Journey

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | iOS
Жанры
Дата выхода
13 марта 2012
2.1K
4.3
1 413 оценок
Моя оценка

The Witness

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
13 января 2016
1.1K
4.1
648 оценок
Моя оценка

Inside

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS
Жанры
Дата выхода
29 июня 2016
2.1K
4.3
1 577 оценок
Моя оценка

Hue

Платформы
PC | Mac | PS4 | PSV | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
30 августа 2016
176
3.5
102 оценки
Моя оценка

Gris

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
13 декабря 2018
1.3K
4.1
764 оценки
Моя оценка

Baba Is You

Платформы
PC | Mac | Linux | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
13 марта 2019
639
4.4
285 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читаешь что-то такое, а потом осознаёшь, что есть люди, которые неиронично считают игры пустой тратой времени и вообще это всё глупости… ДА ИГРЫ — ЭТО ВЕРХ ИСКУССТВА!

Спасибо за экскурс в историю и интересный блог и небольшой анализ.

Насчет Gris, забавно читать два разных блога с разницей в чуть больше недели, на одном и том же сайте, включающих одну и ту же игру, и видеть две разные, противоположные трактовки сюжета.

Грис смиряется с потерей матери.
Читай также