17 марта 2019 17.03.19 54 64K

Baba Is You: Обзор

Играл на Nintendo Switch

В прошлом году на фестивале независимых игр IGF 2018 Baba Is You не только получила награды за лучший студенческий проект и лучший дизайн, но и могла завоевать главный приз, если бы её не обошла Night in the Woods. Любители инди-творений сразу заинтересовались этой странной головоломкой, а последующий анонс версии для Switch привлёк к ней ещё больше внимания. И не зря — если при просмотре трейлера вам кажется, что это нечто особенное, то при прохождении восторгаться вы будете ещё чаще.

 

Новое слово

Baba Is You немного напоминает The Witness, где на протяжении нескольких десятков часов используется одна и та же механика. Но условия всегда разные, равно как и пути решения загадок. В The Witness вроде бы только и делаешь, что рисуешь на табличках полосочки, пытаясь соединить одну окружность с другой. В то же время большой открытый мир поделён на регионы с уникальными декорациями, где-то нужно смотреть на пазлы под другим углом, где-то необходимо двигать их в разные стороны, повсюду спрятаны секреты, которые на первых порах не видишь в упор.

Baba Is You устроена примерно так же, хотя идея в ней совершенно иная. Здесь занимаешься не рисованием лабиринтов, а передвижением объектов и слов по экрану. Решение, которое помогло пройти один уровень, может оказаться неподходящим для следующего из-за какого-то нового условия. Постоянно всплывают новые возможности и ограничения, раз за разом хочется сдаться, потому что непонятно, чего от тебя хотят и как это вообще можно решить. А потом, когда берёшь перерыв и возвращаешься с утра, разгадываешь загадку с первого раза и недоумеваешь, как не догадался до столь элементарного решения раньше.

Игра полностью построена на составлении фраз из нескольких слов, разбросанных по экрану. Обычно они соединяются глаголом is, без которого объект не обладает характеристикой. Например, water is sink означает, что наступивший на ячейку с водой персонаж утонет, равно как и попавшие туда предметы. Baba is you указывает на то, что на этом уровне вы управляете похожим на овечку существом, которое здесь именуется бабой. На некоторых уровнях может быть условие robot is you — тогда вы становитесь роботом.

Иногда для решения головоломки приходится менять главного героя. Вместо слова baba ставить cog или key — и вуаля, теперь можно управлять шестерёнкой или ключом. Позднее появляется союз and, благодаря которому удаётся строить фразы в духе wall and door is stop — это значит, что сквозь стены и двери проходить нельзя, они служат преградой и не позволяют покидать пределы комнаты. Чтобы отменить это правило, достаточно сместить слово is или stop, лишив фразу смысла. В конечном итоге необходимо выполнить условие, заканчивающееся словами is win. Если это flag is win, нужно прикоснуться к флагу, если skull is win — к черепу.

Условия в левом верхнем углу изменить не удастся.
Условия в левом верхнем углу изменить не удастся.

Слово и дело

Конечно, безграничную свободу здесь никто не даёт, иначе у загадок оказались бы десятки вариантов решения и ни о какой сложности не было бы и речи. Очень часто некоторые условия вынесены в дальний угол, поэтому подвинуть их и убрать какие-то слова попросту невозможно. Часто они спрятаны за стенками или трубами, но иногда ничем не окружены — удаётся поднести к существительному междометие и характеристику, чтобы добиться какого-то нового эффекта. Ведь предложения работают как по вертикали, так и по горизонтали — можно, используя одно слово baba, построить фразы baba is you и baba is float, и тогда управляемый вами барашек будет летать над землёй и сможет свободно передвигаться над опасными объектами.

Каждый уровень впечатляет оригинальным использованием механик. Вроде кажется, что ты уже во всём разобрался, знаешь, какие фразы что делают, но вдруг тебе подкидывают новое междометие или существительное, и приходится играть по совсем другим правилам. Уже не получится превратить бабу в ключ, заставить стенку автоматически двигаться или уничтожить парой движений crab, который is defeat. Поэтому игра не наскучивает — никогда не знаешь, что взбрело в голову её создателю. Возможно, попадётся небольшой уровень, где двигать толком нечего. Возможно, это будет большая площадка с десятью словами, ключом, дверью, дополнительным персонажем и опасностями.

Сложности начнут возникать довольно быстро. Всё, конечно, зависит от вашего интеллекта и удачи, но примерно после 15-й загадки вы уже не будете заканчивать уровни с третьей или пятой попытки. Придётся внимательно всматриваться в экран, продумывать план действий, изучать, что и куда можно подвинуть, не будут ли мешать стены, не нарушится ли логика. Решение, которое кажется глупым, может привести к успеху, а иногда игрок начинает мудрить, когда всё на самом деле в разы проще и требует гораздо меньше действий. Каждый раз, когда видишь надпись «Поздравляем», радуешься, что не сдался.

Самый умный

Наверное, не стоит говорить, что проходить такого рода игры с подсказками — плохая затея. Baba Is You поощряет экспериментаторов за их попытки объединять слова разными способами, чтобы достичь победы самостоятельно и быть довольным собой. Перезапуск уровня происходит парой нажатий, а действия можно отменять одной кнопкой, отматывая время назад. Вы непременно столкнётесь с проблемами и нерешаемыми на первый взгляд пазлами, но разработчик это предвидел и продумал удобную для пользователей структуру.

Глаза разбегаются, но надо сосредоточиться.
Глаза разбегаются, но надо сосредоточиться.

Две сотни головоломок разбросаны здесь по нескольким мирам. Для получения доступа к новому миру достаточно решить лишь часть загадок, а при завершении уровня обычно разблокируется не один соседний, а два или даже три. Так что, если вы где-то застряли, мучиться необязательно — можно заняться другим эпизодом и вернуться к предыдущему попозже. Хотя забрасывать всё на полпути тоже нельзя, новые локации на карте попросту не откроются. Вдобавок у некоторых эпизодов есть усложнённые версии — они выглядят идентично, но там изменено одно условие или убрано слово, из-за чего пройти их точно теми же методами невозможно.

Прежде всего Baba Is You впечатляет тем, как сильно она отличается от всех остальных игр, насколько она самобытна. Найти её аналог, особенно среди новинок последних лет, попросту невозможно. Головоломки о передвижении предметов существуют ещё со времен Sokoban на Commodore 64, но здесь не просто толкаешь ящики, пытаясь выбраться из лабиринта. В этой игре у всех объектов есть предназначение, которое нередко можно полностью изменить. Это не просто инновационная идея, надоедающая через час, — это впечатляющий набор из 200 непохожих друг на друга уровней, об особенностях которых узнаёшь опытным путём, а не читая подсказки и проходя обучение.

Игра доступна лишь на английском языке, поскольку при переводе фразы лишились бы логики, а уж без падежей (если говорить о потенциальной русской версии) всё стало бы ещё хуже. Однако не стоит обходить её стороной, если английский вы знаете на совсем базовом уровне, — слова здесь очень простые, и достаточно лишь несколько раз заглянуть в переводчик, чтобы сразу понять, за что каждое слово отвечает и чего примерно стоит от него ждать.

Превращаем воду в черепа парой движений.

Несмотря на оригинальность и причудливость, Baba Is You не суждено завоевать большую аудиторию — её не станут номинировать на игру года, а зарубежная пресса и вовсе до релиза ею не интересовалась, несмотря на весьма престижные награды. Хотя в геймплейном плане ничего более инновационного и необычного до наступления января мы наверняка не увидим, Baba Is You так и останется для многих «крутой инди, о которой кто-то где-то слышал». Однако лишь слышать о ней недостаточно — желательно опробовать самому и посоветовать друзьям, чтобы вместе решать загадки, делиться опытом и удивляться возможностям.

Плюсы: инновационная идея; загадки всегда требуют разного подхода; огромное количество возможностей; удобная структура, позволяющая не засиживаться долго на одном трудном уровне; около двух сотен уникальных загадок.

Минусы: постоянно намекает, что игрок не так умён, как он о себе думает.

Оценка игры
Выбор Stopgame

Поддержи Стопгейм!

Baba Is You

Платформы
PC | Mac | Linux | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
13 марта 2019
670
4.4
298 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Вот же ужас! Разработчики сделали что-то нестандартное! Нет бы, как нормальные студии, очередную королевскую битву запилить! Все не как у людей. *Неодобрительно качает головой*
Ты сам не лучше, как ты сказал, школоло, что судишь игру по графике, а не по геймплею. Для таких как ты есть пословица:«Книгу судят не по обложке, а по содержанию».
Говоришь, по графике не судишь — но при этом сам катишь баллон на пиксели. И ты с 93 года так и не понял, что у разработчиков далеко не всегда есть ресурсы, денежные и людские, чтобы сделать графоний «как в крузисе»?
Может ты и разработчик, но уж точно не менеджер по работе с сообществом и не эксперт в стоимости работы художников. Не за минусы бы беспокоился, а за свой имидж, интернет ничего не забывает.
То есть взрослость определяется в вырастании из пикселей, в которые играют одни школьники?
21 век на дворе, какие нафиг пиксели…

А ты играешь в игры где нет пикселей?
В векторные типо на Vectrex?
А я думал, что школьники ненавидят пиксели, ну кроме, может быть, Майнкрафта, и в первую очередь смотрят на графику.
Это и так понятно, но в чем смысл приходить в обзоры, которые не нравятся визуально и всем об этом сообщать?
Можете себе представить, чтобы любители пиксельного 2д прибегали В КАЖДЫЙ обзор 3д игры и сообщали что 3д не нужно, а от ярких вспышек в Anthem у них глаза вытекают?
об игре можно узнать все по превью и названию

Конкретно тут по превью уже понятно, что игра не является дорогим блокбастером.

инди бюджет маленький, их за визуал критиковать нельзя

Это не так работает.
1) Есть игры которые целиком про другое (как эта): геймплей, уникальную идею или еще что-то и это вполне нормально. Точно так же как в кино есть зрелищные тупые Трансформеры, а есть какая-нибудь Нелюбовь и никто не пытается в здравом уме сравнивать их спецэффекты.
2) Техническая сторона — это не весь визуал, есть еще художественная сторона. Совершенно пиксельный и недалеко ушедший технически от 16-биток Hyper Light Drifter — очень красивая игра и совершенно без скидок на бюджет, просто потому что над ней работали очень талантливые художники. Или DUSK — модельки по поликаунту уступают наверное даже Quake 1 и Half Life, но палитра, освещение, архитектура… Всё это настолько хорошо и красиво, что вот совершенно безо всяких скидок на бюджет могу сказать, что её визуал в бесконечность раз превосходит многие игры соответствующие современным стандартам.

Вот как после такого смотреть на какой-нибудь Wildlands, где вроде и детальные модельки, и текстуры хорошего разрешения, но это настолько стандартно, как будто их художники считают себя работниками завода, а не творческими людьми…
Ну так ты именно тот человек, который дальше своего хобота и не видит.
Тут ключевое слово «критиковать», а высказавшиеся по поводу графики сейчас просто накидали на вентилятор.

«Пиксельная» графика может быть как хорошей, так и плохой. Так же, как и любой другой стиль графики, включая 3D. Я очень сомневаюсь, что какая-нибудь Hotline Miami выглядела бы лучше в _не_ «пиксельном» формате, ибо те самые «пиксели» ещё больше погружают нас в атмосферу 80-х годов.

Чтобы критика оставалась критикой, нужен подробный разбор объекта.
Если бы не обзор, то точно прошел бы мимо. Потому что на первый взгляд игра действительно привлекает, а выглядит как вторичная индюшатина. Рад, что прочел обзор, спасибо.
У этого всего «безобразия» просто название своё есть: Стиль.
Не скажу, что вид графики это не один из главных показателей, но если бы я обращал столь пристальное внимание на это, то явно бы пропустил один из таких шедевров, как Undertale, чем был бы сейчас крайне разочарован, ибо остался в полном восторге от неё.
Просто не факт, что все эти игры хорошо бы смотрелись на CryEngine или Unreal и т.д.
И это намного лучше того времени взрыва популярности ужасного 3D, когда делать его хорошо не научились, а пихали куда не надо…
О, я так игры на плойку покупаю: «ну это же часов на 40 геймплея, минимум, не так и страшно за 4к». А потом привет дошики и продукты по акции)
Хоть ты уже не сможешь ответить, я скажу, что графика должна быть прежде всего функциональной. Делать 3D ради 3D, при том, что можно было достигнуть цели с помощью тех же аккуратных спрайтов, будет только тот, кто не умеет расставлять приоритеты. Сейчас уже не вторая половина 90-х, когда было модным делать трёхмерным всё, что можно и нельзя.
Ну а если серьезно, ну камон… Пиксельные игры в наше время — такое же нишевое ответвление игростроя, как какие-нибудь японские визуальные новеллы. Ну да, не всем нравится читать текст поверх картинок. И о боже, вы не поверите! Не все могут вытерпеть играть в пиксели. Визуальная оболочка игры для многих это такой же важный критерий, как сюжет, геймплей и т.д. Не стоит хейтить людей, у которых своё мнение на этот счет.

То есть, человек откровенно хейтит, а другим нельзя?
почему все? еще мой смартфон может написать тебе коммент) не только минус влепить.
Пиксельные игры в наше время — такое же нишевое ответвление игростроя, как какие-нибудь японские визуальные новеллы. Ну да, не всем нравится читать текст поверх картинок. И о боже, вы не поверите! Не все могут вытерпеть играть в пиксели. Визуальная оболочка игры для многих это такой же важный критерий, как сюжет, геймплей и т.д. Не стоит хейтить людей, у которых своё мнение на этот счет.


ААА-симуляторы с фотореалистичной графикой в наше время — такое же нишевое ответвление игростроя, как какие-нибудь менеджеры и электронные таблицы в космосе. Ну да, не всем нравится по 5 часов лежать в кусах ради одного выстрела, и тот мимо. И о боже, вы не поверите! Не все могут вытерпеть средние 10 кадров в секунду в многочасовой зарубе тысяч человек в одной звёздной системе. Простота визуального исполнения и возможность сыграть без особых подготовительных навыков для многих это такой же важный критерий, как супер графон, технологичность и т.д. Не стоит хейтить людей, у которых своё мнение на этот счёт.
Читай также