16 июля 16 июл. 8 2913

Atomic Heart как самый яркий представитель Советпанка

+20

Приветствую, Товарищи!

С момента релиза Atomic Heart прошло уже полтора года. За это время ажиотаж вокруг проекта утих, все, кто хотели о нем что-то сказать — сказали, кто хотел поделится впечатлениями — их опубликовали. Мне же удалось познакомиться с одной из самых знаковых игр российского геймдева совсем недавно. Поначалу я сомневался делать ли материал по игре, которой уже особо нет в обозримом инфополе и пришел к выводу, что действительно простой обзор был бы никому не нужным чтивом. Однако после того, как я проникся жанром, мне захотелось рассмотреть Atomic Heart не только как самостоятельный проект, но и как часть поджанра советпанка и при этом высказать какие-то свои наблюдения непосредственно по самой игре. Итак, в добрый путь, Товарищи!

Предисловие

Выход Atomic Heart в 2023 году был для проекта довольно серьезным испытанием, ведь ему пришлось соседствовать с мастодонтами игровой индустрии —  Resident Evil 4,  Baldur’s Gate 3,  Alan Wake 2,  Hogwarts Legacy,  Marvel’s Spider-Man 2 и многими другими. Большинство из них — это проекты по довольно известным франшизам, у которых уже есть активная фанбаза, которая скорее всего поддержит проект, как рублем, так и просто активным вниманием к нему. Соответственно, вне зависимости от качества на выходе, они были обречены на коммерческий успех. И будем честны, удались многие из них.

2023 был годом-праздником для фанатов видеоигр всех мастей, каждый геймер так или иначе нашел свою игру года, в которой провел или продолжает проводить многие часы. В этой связи выпускать проект по новой интеллектуальной собственности студии-разработчику Mundfish, которая до этого не разрабатывала сколько-нибудь заметные проекты было довольно рискованным мероприятием. Однако на руку разработчикам сыграл сеттинг. Как мне кажется, именно благодаря ему проекту удалось не затеряться среди титанов и все-таки сверкнуть на звездном небе геймдева хоть и на довольно непродолжительный миг. Ярче всего, конечно, этот свет моргнул для жителей России и других постсоветских стран. Оно и понятно — проектов, отражающих наши реалии на экранах мониторов довольно немного, а походить среди избушек, выпить стакан той самой газировки и посидеть за рулем красных жигулей, я уверен, хочется многим. Именно благодаря сеттингу в свое время снискал такую популярность первый  Stalker, в котором многие элементы были сломаны изначально, а некоторые так и вообще оказались откровенной ложью разработчика. Но сеттинг решил все. Снова и снова геймеры возвращались в зону чтобы побродить по знакомым лесам и заброшкам, послушать анекдоты у костра и унести как можно больше хабара из Зоны.

«Внимание! Анекдот!»
«Внимание! Анекдот!»

Однако, если Сталкер является просто самобытным проектом в постсоветском сеттинге, то Atomic Heart уже принадлежит ко вполне сформированному поджанру атомпанка, а именно к советпанку. Что же это за зверь такой?

"К светлому будущему коммунистического общества"

На первый взгляд ответить на вопрос «что такое советпанк» довольно просто. Это поджанр атомпанка, в котором в зависимости от времени действия СССР либо еще не распался, либо распадаться и не собирается; коммунизм построен, граждане счастливы, а государство обладает технологиями, позволяющими СССР доминировать на мировой арене. Прежде всего перед другими сверхдержавами, которые в советпанке могут и вовсе таковыми не являться. В случае с Atomic Heart — это полимер, разработанный гениальным советским ученым Дмитрием Сеченовым, прототипом которого послужил реальный ученый Иван Михайлович Сеченов.

И. М. Сеченов, создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии.
И. М. Сеченов, создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии.

Другими словами советпанк — это советский ретрофутуризм; то, как граждане СССР середины 20 века представляли будущее. Атомпанк же в свою очередь репрезентует представления людей об обществе, построенном на базе использования технологий атомной энергии, неотъемлемой частью которых является гонка вооружений между США и СССР середины прошлого века.

Построение технически развитого государства как элемент коммунистического будущего
Построение технически развитого государства как элемент коммунистического будущего

На деле же советпанк — намного более комплексное явление, включающее в себя культурный феномен ностальгии по советскому прошлому, причем в том числе людей, которые вообще не застали советских реалий в сознательной жизни, а также музыки в жанре sovietwave, увлечение сталинской архитектурой и многие другие аспекты. Так почему же этот поджанр стал настолько популярен в последнее время? Несмотря на то, что большинство ответов в интернете традиционно связывают это с ностальгией, я бы ответил иначе, по крайней мере для себя. Как я уже оговорился выше, многие люди молодого поколения испытывают так называемую фантомную ностальгию, ведь им в силу возраста не довелось пожить в мире вкусного пломбира и бесплатных квартир. В то же время отголоски той эпохи окружают нас с самого детства. Общий культурный и информационный фон так или иначе влияют на нас довольно предсказуемым образом. На этот фон, как мне кажется, и накладывается любовь к ретрофутуризму в целом.

Самыми заметными игроками на этой арене являются серии  Fallout и  Bioshock. Уверен, многие именно в одной из них увидели ретрофутуризм впервые и заинтересовались им. По крайней мере со мной случилось именно так после Фоллаута. Ведь действительно, безумно интересно посмотреть с современной точки зрения на развитие технологий прошлого, доведенное до абсурда и мало того - еще и стать непосредственным участником событий. Однако не менее интересным является уклад общества, построенного на использовании этих технологий. И если, говоря об играх, уклад, к примеру, американского общества мы  видели, то вот советского практически нет. Немногие представители жанра, которые приходят на ум - это  Red Alert и, хоть и очень опосредованно,  Singularity.

Именно в этом, по моему мнению, и кроется причина популярности советпанка. Это желание большого количества людей переложить ретрофутуристический опыт, полученный в других проектах на знакомый нам всем культурный код наших реалий. И именно этот запрос Atomic Heart удовлетворяет с избытком.

Начало игры сразу задает общий тон всего повествования
Начало игры сразу задает общий тон всего повествования

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!"

Итак с сеттингом и его влиянием на становление Atomic Heart как самобытного произведения мы определились. Теперь мне хотелось бы поговорить про некоторые отдельные элементы игры, которые также вносят свой вклад в формирование проекта как идеального представителя советпанка.

Сюжет игры, будем говорить честно, звезд с неба не хватает, но порой вполне может удивить неплохими поворотами и в целом заскучать не дает. Подробно на его разборе мне бы останавливаться не хотелось, но следует отметить, что он, последовательно ведя нас по разным комплексам Предприятия 3826, прекрасно демонстрирует как непосредственно научно-технические достижения альтернативного СССР, так и хронологию научного прогресса, что позволяет нам понять почему и в какой момент история сделала резкий поворот.

В целом можно сказать, что Atomic Heart является в какой-то степени советской клюквой, но я бы сказал иначе. В вопросах окружения и визуальных деталей я бы сравнил Atomic Heart с  Ghost of Tsushima, потому что обе эти игры окружают тебя не клюквой, а скорее комплексом стереотипов об обществе и стране, о которой идет речь, помогающих тебе погрузиться в этот мир. Только в случае с Ghost of Tsushima в мир самураев, а в случае с Atomic Heart - в страну победившего коммунизма. Успех же этого погружения напрямую связан с тем, что в обоих случаях проекты разрабатывались людьми, непосредственно связанными с культурным кодом, который они стремились перенести на экран. И набор этих стереотипов огромен: от "Ну, погоди!", до классической советской бюрократии. А успех дает то, что и первое и второе каждому из нас очень и очень знакомо.

  На улицы непосредственно городов мы попадаем только в начале игры и тот факт, что садясь в машину мы взлетаем и видим, что мы все это время находились в летающем городе Челомей не оставляет сомнений каким проектом при создании вдохновлялись разработчики.
  На улицы непосредственно городов мы попадаем только в начале игры и тот факт, что садясь в машину мы взлетаем и видим, что мы все это время находились в летающем городе Челомей не оставляет сомнений  каким проектом при создании вдохновлялись разработчики.

К сожалению есть одна геймплейная механика, которая погружению сильно мешает. Это слишком агрессивный мир. Я очень рад, что разработчики не стали по канонам всем известной компании делать пустой полностью открытый мир, но механика с камерами и уровнями тревоги, а именно их чрезмерная концентрация, очень мешает исследованию даже если ты хочешь задержаться на карте подольше.

Но не только визуальной и геймплейной составляющими едины. Самобытным представителем советпанка игру не в последнюю очень делает саундтрек. Звуковое сопровождение в игре заслуживает отдельной похвалы. Решение сделать ремиксы на популярные песни советской эстрады - это попадание в каждого геймера на постсоветском пространстве. За возможность покататься в красных жигулях под "Перемен" Цоя я готов простить игре очень много огрехов.

"Будь достойным сыном Родины"

Итак, что мы имеем в итоге?

Данным небольшим материалом мне хотелось как немного привести в порядок свои собственные мысли, так и поделиться тем, как лично я вижу проект Atomic Heart от студии Mundfish. Мне хотелось представить его не просто как крепкий шутер в советской эстетике, но как комплекс идей и механик, которые работая единым часовым механизмом, дают нам, искушенным геймерам, возможность испытать уникальный опыт погружения в чистокровный советпанк. Убрать один элемент, даже, казалось бы, не самый важный, например, саундтрек или монструозные здания сталинской архитектуры - и часы остановятся. Да, многие механики мы видели и раньше в других проектах, но я не видел в них цельности этих элементов. Как забавная клюква, например, Red Alert, они работали, а вот как советпанк далеко не всегда. И это ни в коем случае не делает их плохими, в тот же Red Alert я наиграл в свое время колоссальное количество часов. Просто именно на Предприятии 3826 я отчетливо понял, что передо мной один из немногих чистокровных представителей жанра советпанк. И что уж говорить - по моему мнению самый яркий из них.


Atomic Heart

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
21 февраля 2023
4.9K
4.1
2 483 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

А стимпанк — это протест против двигателей внутреннего сгорания?

Я все-таки больше склоняюсь к тому, что элементы панк-культуры были использованы авторами при формировании киберпанка, он возник раньше всех остальных «панков», а потом уже сам термин начали подтягивать в другие жанры просто по аналогии. Примерно также, как ксероксом называют обобщенно копировальные аппараты в целом по крупнейшей компании-производителю.

Да, да, и ещё раз да! Когда я раздумывал на подобные темы, у меня в голове появлялись подобные мысли, но именно здесь они полноценно оформлены.

Как вариант суть, действительно, в протесте. Киберпанк, например, это буквально жанр протеста и предупреждения против капитализма, монополии корпораций и взрывного развития технологий.

На основе ретрофутуризма Fallout критикуется Холодная война, милитаризм и вся концепция американской власти, а также снова капитализм.

Что до советпанка, то… Мир победившего даже не социализма, а коммунизма — это, если на то пошло Иван Ефремов и… Кто там писал в том же духе? Стругацие вроде бы да, но нет, так как у них приземлённее. Вот советские утопии — это как раз мир победившей конкретной политической системы, а в Atomic Heart вроде не история о крахе коммунизма, но даже автор пишет, что в игре представлены в т.ч. проблемы СССР в гротескном, сатирическом виде.

Возможно, в этом и панк?

Я думаю, что панк вообще способ без доскональной исторической достоверности обыграть в конкретном антураже разное. То есть, каждый из таких жанров становится не то что бы протестом, но изучением и критикой конкретного отрезка истории. Вопрос лишь, насколько результат будет завуалирован за рейтингом и фэнтази или фантастикой.

Спасибо! Рад, что находятся единомышленники.

Объясните мне пожалуйста, причем тут панки? Киберпанк, атомпанк, дизельпанк, стимпанк, теперь еще и советпанк. Лично у меня панки ассоциируются с бунтарством. Но причем тут бунтарство, когда у вас просто мир, где все работает на пару, или мир победившего социализма? 

Отношение очень опосредованное. Информации мало, но пока изучал тему, наткнулся на мнение, что стиль одежды панков на этапе зарождения киберпанка перекочевал в этот жанр. Также один из писателей (забыл фамилию) при написании рассказа в жанре киберпанк вдохновился стилем британских панков и использовал в рассказе словосочетание cybernetics punk.

Читай также