Вчера произошла настоящая революция в мире видеоигр. Google не просто анонсировала новый стриминговый сервис, а в принципе изменила представления о возможном при разработке видеоигр. Пристегнитесь, мы отправляемся в будущее!— Описание ролика Антона Логвинова к анонсу Stadia
В конце прошлой недели Google объявила о закрытии Stadia — сервиса облачного гейминга, который едва дотянул до третьего дня рождения. Мы проследили путь платформы от рождения до смерти и предлагаем взглянуть на него вам. Пристегнитесь, мы отправляемся в прошлое!
В феврале 2018-го появился слух, будто Google готовит стриминговую платформу под кодовым названием Yeti.
Уже тогда некоторые разработчики отнеслись к затее с недоверием — мол, компания часто берётся за какую-то инициативу и забрасывает её на полпути. Также было неясно, появится ли в Yeti такая игра, которая привлечёт пользователей в сервис (спойлер: не появилась).
Важной вехой на пути к официальному анонсу стал запуск в октябре 2018-го Project Stream — тестового сервиса, который лёг в основу Stadia. Он позволял играть в Assassin’s Creed Odyssey прямо в браузере.
Stadia представили миру в марте 2019-го на мероприятии Game Developers Conference. Обещаний были вагон и маленькая тележка, однако, как позже выяснилось, реальность оказалась не такой радужной.
Среди прочего было заявлено:
Stadia заручилась поддержкой крупных издателей, включая Bethesda, Ubisoft и Take-Two Interactive. Впрочем, останавливаться на играх от сторонних студий компания не собиралась — игровое подразделение Stadia Games & Entertainment под руководством Джейд Реймонд (Jade Raymond), экс-главы EA Motive, должно было заняться эксклюзивами для платформы.
Google очень быстро распродала Stadia Founder’s Edition и запустила предзаказ другого издания. Проявили интерес к платформе и разработчики — к команде сервиса присоединился Ален Ладавац (Alen Ladavac), один из основателей Croteam, а заявки в партнёрскую программу подали более 4 тысяч девелоперов.
Надежду внушали и слова специалистов. Например, Андрей Дороничев, директор по продукту Stadia, уверял, что Google будет поддерживать платформу на протяжении многих лет. А Мажд Бакар (Majd Bakar), вице-президент по инжинирингу Stadia, говорил, что через год или два сервис обгонит традиционный гейминг в скорости и отзывчивости.
Верили в Stadia не только её разработчики. Так, Марк-Алексис Котэ (Marc-Alexis Côté), продюсер Assassin’s Creed Odyssey, поначалу скептически относился к сервису, но изменил мнение после знакомства с ним.
Релиз Stadia состоялся в ноябре 2019-го в 14 странах. На старте доступ к сервису получали только те, кто выложил $130 за комплект основателя.
Обзоры оказались сдержанными, однако вера в сервис была. Одной из главных проблем Stadia на момент выхода было отсутствие множества обещанных функций. Например, в то время не было Family Sharing, списка друзей, стриминга через приложение на iOS и возможности по одному нажатию заходить в игру через трансляцию по ней.
Тем не менее Stadia обеспечивала достаточно высокое качество графики и несущественную задержку ввода, чем выгодно отличалась на фоне других облачных сервисов, включая GeForce NOW и Xbox Cloud Gaming.
Без технических проблем не обошлось, но попадались они нечасто. Так, разрешение порой падало, появлялись мутные тени, а изображение искажалось. Также возникали лаги, зависания и проблемы с подключением.
В стартовую линейку Stadia вошли 22 игры, включая Red Dead Redemption 2, Assassin’s Creed Odyssey, Mortal Kombat 11 и Metro: Exodus.
Вскоре после старта продаж Джейсон Шрайер (Jason Schreier) сообщил, что предзаказы ранних наборов Stadia оказались ниже ожидаемых. По мнению журналиста, запуск сервиса выглядел как колоссальный провал.
Вдобавок Шрайер посчитал желание Google продавать игры для Stadia за полную цену крайне глупым. Он говорил, что корпорации нужно было сменить курс, даже если это привело бы к потере AAA-проектов.
При этом Шрайер не стал сразу хоронить Stadia, поскольку тогда Google открывала игровые студии. Они должны были заложить фундамент для будущего платформы с помощью эксклюзивных игр.
Фил Харрисон (Phil Harrison), вице-президент Google, признал тогдашнюю ограниченность платформы, но отметил, что в будущем Stadia расцветёт. По словам Харрисона, геймеров должны были привлечь две вещи:
Одним из ключевых факторов потенциального успеха считали мобильные сети 5G. Дескать, с их приходом пользователи прочувствуют все прелести облачной платформы, а первое время, как предполагалось, геймеры будут играть в основном дома — с Wi-Fi и проводным Интернетом.
Чтобы вы могли лучше понять, что пошло не так, мы откопали несколько примеров, которые выставляют Stadia не в лучшем свете:
Сперва Google учредила партнёрскую программу для инди-девелоперов. Им обещали до пяти физических комплектов разработки, финансирование и техническую помощь в использовании Unity, лишь бы игра вышла на Stadia.
Следующий шаг по привлечению внимания оказался более мощным. Среди прочего компания снизила комиссию, анонсировала особую реферальную программу и упростила портирование на Stadia.
Кроме того, Google в течение ограниченного времени бесплатно раздавала двухмесячную подписку на Stadia Pro. Это дало плоды — благодаря акции число загрузок мобильного приложения Stadia превысило миллион.
О роспуске Stadia Games & Entertainment было объявлено в феврале 2021-го. Компания решила сосредоточиться на развитии самой платформы, чтобы предоставлять её лишь сторонним издателям и разработчикам.
Джейд Реймонд ушла из Google, а большинство сотрудников игрового ответвления перевели на другие должности внутри компании.
[SG&E] добилась отличного прогресса в создании разнообразной, талантливой команды и подготовке сильной линейки эксклюзивных игр для Stadia. В ближайшее время мы утвердим пакет инвестиций в SG&E, что, в свою очередь, определит стратегию SG&E, цели и ключевые результаты на 2021-й.— Фил Харрисон за неделю до закрытия SG&E
Сотрудники SG&E узнали о судьбе подразделения почти одновременно с публикой.
Харрисон называл причинами закрытия SG&E дороговизну разработки и сложности из-за COVID-19. А вот по данным Шрайера, причины краха таковы:
Источники Kotaku добавляли, что SG&E пострадала из-за плохого менеджмента: ресурсов не хватало, с получением рабочего оборудования возникали сложности, а в течение 2020-го численность подразделения не росла.
В июле представители Stadia опровергли слухи о том, что Google собирается закрыть сервис. Что бы на тот момент ни думали боссы корпорации, новость о смерти облачной платформы не заставила себя долго ждать.
Несколько лет назад мы запустили потребительский игровой сервис Stadia. И хотя стриминг игр основывался на крепком технологическом фундаменте, он не получил той популярности у пользователей, на которую мы рассчитывали. Поэтому мы приняли трудное решение закрыть Stadia.— Фил Харрисон
Последним днём жизни сервиса станет 18 января 2023-го, а до тех пор пользователи могут спокойно запускать игры из своей библиотеки. Компания обещает вернуть деньги за оборудование, игры и дополнения для Stadia.
Многие сотрудники команды продолжат работу в других подразделениях корпорации. Технологии сервиса будут предоставлять партнёрам и использовать в прочих проектах компании, включая YouTube, Google Play и AR.
Объявление о закрытии стало сюрпризом в том числе для авторов игр, которые создавались только для Stadia. Некоторые разработчики стали переживать, что компания не заплатит за проделанную работу:
В ноябре мы выпускаем игру на Stadia. Угадайте, откажется ли Google платить нам деньги за проделанную работу. Для всех, кто продолжал умолять нас: «ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕНЕСИТЕ СВОИ ИГРЫ НА STADIA», — вот поэтому мы и не собирались, ха-ха.
Прошло уже несколько часов, а я так и не получил письмо от Stadia. Неясно, что произойдёт с нашими проектами, сделками и со всем остальным. Было бы очень здорово, если бы [специалисты Google] заранее сообщили обо всём партнёрам или уже связались с нами.— Майк Роуз (Mike Rose), руководитель студии No More Robots
Что произойдёт с эксклюзивами сервиса — пока неясно.
До того как закрыться, сразу несколько студий делали эксклюзивы для Stadia. Лишь немногие из них успели выйти, да и те оказались инди-проектами. Однако в производстве находились и более интересные развлечения:
Ещё эксклюзивами Stadia должны были стать киношный хоррор The Quarry и абсурдный шутер High on Life — их издателем выступала Google. После закрытия SG&E обе игры передали в другие руки.
Нам ещё предстоит узнать все подробности из закулисья Stadia, но кое-что уже начало всплывать. Если верить ресурсу WIRED, Google не понимает, как делать игры, — инженеров и прочих технологических специалистов в корпорации хватает, а вот творческих кадров толком нет. В частности, работу Джейд Рэймонд называют блестящей, а вот Филом Харрисоном многие недовольны.
По оценкам Grand View Research, до 2030-го среднегодовой рост облачного гейминга составит 45,8 %. Так почему же Google отказалась от Stadia, если впереди такие перспективы? Ведь компании необязательно делать свои игры — достаточно и дальше предоставлять платформу сторонним студиям!
Возможно, Google так и не сумела создать конкурентоспособную бизнес-модель. Например, Amazon Luna берёт ежемесячную плату за доступ к библиотеке игр, а не заставляет покупать их отдельно. Что касается Sony и Microsoft, то свои облачные сервисы они предлагают в качестве дополнений к подпискам, что делает общее предложение привлекательнее.
Итог: на цифровом кладбище Google закопан ещё один проект. Всего там в настоящий момент находится 274 могилы.