26 ноября 2014 26.11.14 106 147K

Far Cry 4: Обзор

Когда в Интернете появились первые видео Far Cry 4, стало понятно: запущен новый конвейер. Четвертая часть выглядит точь-в-точь как ее предшественница и, не стесняясь, обещает тот же самый геймплей. Снова эпически харизматичный злодей на обложке, снова открытый мир с захватом вышек и освобождением аванпостов, снова миллион дополнительных заданий. И это хорошо, ведь третья часть была принята всеми на ура. Или второй раз та же схема не сработает?

Приключения древнего воина выглядят настолько лишними в общем сюжете, что наверняка через полгода сценаристы снова скажут, что никто не понял сути истории.
Приключения древнего воина выглядят настолько лишними в общем сюжете, что наверняка через полгода сценаристы снова скажут, что никто не понял сути истории.

Отпустите меня в Гималаи

Главным новшеством Far Cry 4 является принципиально новый для серии сеттинг. Если раньше игра все как-то больше тяготела к тропикам, то теперь отправилась в куда более занятные климатические условия. Добро пожаловать в вымышленное государство Кират, где слоны соседствуют со снежными барсами.

Здесь все плохо, как и в любой маленькой стране, в которой происходит действие шутера. Разворачивается битва за власть: с одной стороны — «официальное» правительство под предводительством эксцентричного Пэйгана Мина в розовом пиджаке, с другой — «Золотой путь», народные революционеры, борющиеся с кровавой тиранией.

Аджай Гейл возвращается на родину, которую толком не помнит, по последней воле матери. Она хотела, чтобы ее прах оказался в «особом месте», о котором сын не догадывается. Но стоит парню добраться до границы, как является президент собственной персоной и после смерти пары-тройки человек радостно кричит: «Мальчик мой, я так долго тебя ждал!» И вот тут возникает ощущение, что о чем-то тебе забыли рассказать.

Подход к повествованию здорово изменился. Главного героя, по сути, удалили, заменив типичным бесхарактерным болванчиком. Но взамен дали несколько большую свободу воли, позволяя определять ход развития истории и судьбу окружающих персонажей. Они ведь, напротив, личности потрясающе обаятельные и жаждущие общения.

Страна под гнетом тирана, понятно. Но и у «хороших ребят» все неспокойно: «Золотой путь» возглавляют два противоборствующих лидера. Один держится за традиции и намерен превратить страну в мирное бедное государство, а вторая, напротив, стремится вперед, к демократии и конституционному строю. Игрок оказывается между молотом и наковальней, вынужденный постоянно решать, на чьей стороне быть.

С вариативностью в Far Cry 4 происходит очень забавная штука. На самом деле ее, конечно, нет. Это шутер, где игрока заботливо ведут за ручку через набор заготовленных заданий. В определенные моменты нас спрашивают: «Ну, ты плохой или хороший?», нужно выбрать. Это никак не влияет на мир, не слишком изменяет сюжетную линию. Но все равно оставляет очень приятное ощущение.

Какой пейзаж лучше вставить в обзор, я выбирал минут двадцать, не меньше.
Какой пейзаж лучше вставить в обзор, я выбирал минут двадцать, не меньше.

Каждый выбор отлично обставлен на сценарном уровне, как в Dishonored, например. Всегда есть две правды, всегда есть причины занять любую из сторон. Персонажи долго обмениваются аргументами, умеют припомнить вам принятые ранее решения и никогда не являются откровенно «злодеями» или «героями».

В этом вообще огромный плюс истории. Любой собеседник с щенячьими глазками клянется в святых намерениях, но одной случайной фразой выдает все внутренние пороки. А «главный злодей», напротив, всегда максимально дружелюбен к герою и иногда даже умудряется вызывать симпатию.

Отлично прописаны непосредственно диалоги. Постоянные отсылки к медийным личностям, гаджетам, Интернету, розовому пиджаку диктатора; отличные стендапы единственного радиоведущего; разумное количество брани в русской локализации — все это складывается в отличный сценарий. Возможно, лучший за год.

Помимо основной сюжетной линии есть ряд побочных. Несколько сумасшедших персонажей предложат вам необязательные, но задорные развлечения: употребление наркотиков, медитацию и посещение других миров, почти криминальные войны за алмазы. Такими необязательными оказались и расхваленные разработчиками миссии в Шангри-Ла.

Они — будто включенное в игру бесплатное DLC. Не связанное с оригиналом, короткое и максимально разнообразное. Рассказывает о путешествиях древнего воина по имени Калинаг, защищающего местный Рай от нашествия демонов. Игра предлагает новые геймплейные возможности, дает в помощь тигра, но ограничивает арсенал одним только луком. Все совершенно изолировано от оригинала: в основном сюжете мистики практически нет.

Пока игрок захватывает власть в государстве, он постепенно раскрывает тайны своего прошлого. В рамках кат-сцен даются лишь полунамеки, но никаких прямых ответов: чтобы понять всю комплексность взаимоотношений хотя бы собственных родителей (не говоря о политической обстановке и причинах революции в стране), придется тщательно собирать дневники, следить за деталями и обрывочными фразами. Это редкий случай, когда, несмотря на отсутствие сумасшедших поворотов, в произошедшем действительно хочется разобраться.

Для шутера здесь просто потрясающе проработанный мир. Помимо богатой предыстории он предлагает тысячу маленьких смешных и грустных записок, дополняющих место действия. Здесь есть заметки мертвых путешественников, перекликающиеся друг с другом или с иными местами. Есть собственные магические обряды, традиции и храмы. Игра действительно предлагает культуру, в которую можно погрузиться. А можно плюнуть, взять пулемет и устроить вечеринку. И это тоже будет правильно.

Вынудите, покалечьте, привяжите друга к батарее, но заставьте его вот так полетать в кооперативе с гранатометом.
Вынудите, покалечьте, привяжите друга к батарее, но заставьте его вот так полетать в кооперативе с гранатометом.

Наше дело — предложить

Пока сюжет кормит тяжелым выбором и сложными щами, игровой процесс стремится доставить максимум удовольствия. Он снова предлагает задорную «песочницу», по настроению напоминающую Just Cause: максимум возможностей, минимум ответственности.

Все механики, знакомые с предыдущей части, вываливают на голову практически сразу, не слишком вдаваясь в подробности. Второстепенная цель игры — захватить весь Кират. Для этого придется покорять радиовышки, открывающие карту местности, и зачищать полные противников аванпосты.

На подконтрольных территориях будет меньше врагов, станут доступны быстрое перемещение и набор дополнительных квестов. Одинаковых заданий не так много, в то время как их вариантов огромное количество: «отомсти за мою семью с помощью этого фамильного пистолета!», «тихо обезвредь бомбы», «пройди гонку с GoPro на голове, выложим на YouTube!».

Лучшее во всем этом — арена. Можно поучаствовать в настоящих гладиаторских боях, где на одной площадке оказываются представители четырех противоборствующих сторон: враждующие наемники, игрок и дикие звери. Все хотят убить всех, и в этом фарше нужно хоть как-то выжить. Есть три режима: обычный, бесконечный и «одно оружие в руки», где нужно продержаться пять волн с определенным «стволом». Эти эпизоды выжимают лучшее из шутерной составляющей игры, поддавая настоящего хардкора, вынуждая действовать умно и точно.

Из главного меню доступен редактор, позволяющий создавать собственные миссии. Такие вещи проверяются временем и игровым сообществом, поэтому на старте список доступных пользовательских карт по понятным причинам скуп. Но как минимум один занятный уровень, отправляющий игрока на Вторую мировую, там нашелся.

Кроме дополнительных заданий карта мира просто усыпана чудесами. Каждые двести метров натыкаешься на знак вопроса, означающий, что неподалеку интересная локация (а значит, непременно маленькая история). Плюс несколько сундуков с сокровищами и какой-нибудь ненужной ерундой вроде пропагандистских плакатов (которых нужно сорвать больше сотни), мистических масок (собрать больше пятидесяти), дневников отца (пара десятков)… и еще огромной кучи всего.

Суть игры в одном скриншоте.
Суть игры в одном скриншоте.

Помимо морального удовлетворения подобное коллекционирование делает доступными новые товары в магазине — широчайший ассортимент оружия всех вариантов и расцветок. Чем дальше, тем веселее — ракетницы, гранатометы, мощные снайперские винтовки и великолепный маленький арбалет. Ни о каком балансе говорить нет смысла: все сделано так, чтобы было удобнее и эффектнее вершить революцию.

А вдобавок к оружию можно начать злоупотреблять наркотиками — делать из разноцветных листочков модификаторы для замедления времени, суперзрения и прочего. Впрочем, можно обходиться и без их использования.

Чтобы игрок вообще никогда не смог добраться до сюжетных квестов, добавлен десяток случайных «событий кармы». Кругом ездят машины с грузом, курьеры с данными, перестреливаются повстанцы, берут в плен мирных жителей, на людей нападают сумасшедшие орлы. За участие в подобных вещах повышается уровень «кармы», а вместе с ним (да, снова) открываются дополнительные примочки. В частности — возможность вызывать себе подкрепление, тем большее, чем выше счетчик репутации.

Еще есть «прокачка» персонажа. Но это занятие весьма бесполезное и искусственное: уже к середине прохождения очки оказывается просто некуда распределить.

Единственное укрытие от нескончаемого потока развлечений — небо. В игре появился (хоть и требует времени на поиски) небольшой вертолет, позволяющий максимально быстро добраться до любой точки и делающий ваше появление перед врагом еще зрелищнее. Это гораздо удобнее, чем ездить по дорогам: гималайские ландшафты здорово отличаются от тропических.

Еще одно нововведение — крюк и возможность забираться с его помощью в определенные места. Но это очень скучно и линейно: работает только в избранных точках и никак не сказывается на тактике и возможностях в целом.

В противовес «песочнице» ставятся сюжетные миссии. До уровня предыдущей части они не дотягивают, хотя все равно остаются неплохими: линейный наркотический аттракцион регулярно сменяется творческими задачками из серии «захвати эту огромную базу… как-нибудь»: можно рубить в ближнем бою, стрелять из гранатомета, тихо убивать всех из винтовки, даже не сходя с места, вломиться, наконец, через парадную дверь верхом на слоне и с пулеметом в руках!

Удивительно, что все это работает и в кооперативе. Не то чтобы было много опций: летай, захватывай крепости (большие аванпосты) и вышки. На несколько часов это отличная забава, а если уметь придумывать себе развлечения самостоятельно, то игра вообще способна доставлять удовольствие почти бесконечно. Разве что соревновательный мультиплеер не задался. Он совершенно неуместен, плох и не заслуживает внимания.

Важная ремарка: это не местный аналог Цитры. Если вы понимаете, о чем я.
Важная ремарка: это не местный аналог Цитры. Если вы понимаете, о чем я.

Far Cry нашла свою нишу. Это веселое экзотическое путешествие в место, куда вы ни за что не решились бы поехать лично. Там вас непременно ждут наркотики, казни, яростные барсуки, обаятельный главный злодей, мистика и куча загадок. Вы непременно убьете несколько сотен человек, прославитесь и познакомитесь с кучей очаровательных психопатов.

Несмотря на то что структурно мы имеем очередные «вышки от Ubisoft», это лучшие «вышки от Ubisoft» года, где все компоненты работают и не надоедают. Игра отлично балансирует между свободой и линейностью, между стелсом и ураганным экшеном. А если вам уже осточертел захват башен, то просто спрыгивайте на верхний этаж с вертолета.

Плюсы: органичное сочетание десятка игровых механик; качественные сюжетные миссии; хорошо обставленный выбор; отличные диалоги; сверхнасыщенная карта; работающая экосистема; продуманный мир.
Минусы: мы в это уже играли; некоторые персонажи остаются нераскрытыми.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Far Cry 4

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
18 ноября 2014
2.7K
3.8
2 215 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Да он офигенный, это ж комплимент!
В голос ржал, когда Пэйган выдал:
-Ты уже определился, кому будешь помогать? Дамочке или мужику? Я бы выбрал дамочку. Я понимаю, по мне, конечно, не скажешь — но я вполне себе гетеросексуален.
«вышки от Ubisoft» года

Предлагаю номинацию такую сделать.
обаятельный главный злодей
Очередной повод для насмешек над Дмитрием?
Главный злодей таки не гей
Ну вот ведь епт. Я уже начал активно проходить миссии за Амиту в надежде, что Аджаю перепадёт :<
Важная ремарка: это не местный аналог Цитры. Если вы понимаете, о чем я.
А есть ли в 4 части вообще аналог Цитры? Если вы понимаете о чем я:)
А вот скажите мне, пожалуйста, авторы или пользователи — неважно — не показалось ли вам, что у главного героя какая-то слишком странная мотивация? Да что там странная, нет её вообще. Ну вот прилетел он в Кират, дабы развеять прах матери в каком-то таинственном месте, а тут ему повстанцы говорят: «Ты — избранный, ты должен нам освободить Кират! Это делал твой отец, которого ты знать не знаешь и в глаза никогда не видел! Но ты нам должен!», а главный герой такой с покерфэйсом: «Ну окей», и пошёл выполнять задания каких-то психов. И эти же психики говорили, что мать ГГ боролась за Кират, вместе с его отцом, вот только странно тогда, почему потом улетела в Америку.
лучшие «вышки от Ubisoft» года
А ведь это отличная номинация для Итогов Года! И как раз четыре игры есть (AC Unity, AC Rogue, Far Cry 4 и Watch_Dogs).
Господа читатели, вы начали дискутировать по поводу аналога Цитры, а вылелось это все в слет фанатов Дзирта (или как там его). Кароче, вернитесь к начальной цели диалога.
Зато и Амиту и Сабала грохнуть можно за это) Я Амиту сначал застрелил, потом ее труп приволок к машине и взорвал машину из гранотомета, а потом ее тушку оттащил на высокую гору и скинул вниз на камни, после чего ее тело скатилось в воду и его течением унесло)
Не, ну а как он узнает, где развеивать прах тогда? Если, конечно не идти по самой логичной ветке прохождения игры за 15 минут, If you know, what I mean))) Да и почему бы туристу не убить 20 тыщ миллиардов солдат регулярной армии чужого государства через пять минут пребывания на территории страны простопотомучто?
А вообще, да, за уши притянуто сильно. Сценаристы у Юби уже, мне кажется выдохлись. Три ААА проекта за год, но ни в одном нормального сюжета нема(
Твоя проблема в том, что ты смотришь на игру слишком серьезно. FC — это именно безумие, безрассудство и чокнутость. И важная ремарочка — это именно игра. Здесь геймплей ради геймплея и разнообразие оного ради разнообразия, а не ради сюжета или атмосферы. Игра предоставляет самое важное — удовольствие от процесса. Она не предлагает революции, которую почему-то все постоянно ждут от каждого встречного-поперечного проекта и видимо уже разучились просто получать удовольствие от игр, она не предлагает мозговыворачивающего сюжета, она предлагает десятки часов фана и удовольствия от процесса. Веселья.

Лично я за два года очень даже соскучился по Far Cry и очень даже рад, что он не шибко изменился. В будущем, конечно, нужно будет привнести чего-то нового в серию, но ругать действительно качественный и хороший проект за то, что он не начал строить из себя непонятно что и не попытался «переизобрести» жанр — глупо. Таким образом можно вообще не играть в большинство выходящих игр и поливать их говном за то, что «ничего нового». По поводу «сундучков» и «вышек» вообще претензий не понимаю, одно место они мозолят тут только тебе.

Ну и повторюсь — попробуй воспринимать несерьезную игру несерьезно и научись получать фан, а то прям вижу эдакого напыщенного и нереально серьезного чувака, который везде глубокий смысл ищет.
Вскормленный в неволе ведьмачк молодой?
–Традиционные для юбисофта вышки (запатентовали они их что ли или это все время вышки какой–то конкретной фирмы и такой вот оригинальный продакт плейсмент?),
–Сундучкисундучкисундучкисундучкисундучкисундучки
–Охота, чтоб сшить очередную хероту. XXI век, со снабжением у местных всё более чем в порядке — все бегают с последним стрелковым оружием, в каждой избе по складу с боеприпасами, а главгер, как Марья Искусница вечера проводит за шитьем — ну негде ему взять новый кошелек, кроме как из крайней плоти носорога.
–Машинкимашинкимашинкимашинки, прям не отсталая горная страна, а Детройт во времена расцвета, под каждым кустом внедорожник, мопед, аэроплан и чудо киргизо–непальского авиастроения — геликоптер, склеенный из говна и палок
–Тупейшие NPC. Теперь понятно за что их гнобит местный диктатор. Они, как вода, могут быть только в трёх состояниях: плакать, тупить и стрелять (горизонтально или вертикально)
–Такие же тупые враги, но оснащенные спутниковым наведением и потому с определенного момента меткие. Стреляя по ним с нескольких км из СВД они будут знать, где ты с точностью до нанометра, благо память у них очень короткая, не зря ж они тупые
–Злодеем вновь явный псих, только теперь в виде микса Пенкина с Охлабыстиным. Он должен истерить и визжать как сучка и тыкать всех ножичком
–Сюжет притянут за слоновьи уши. Мотивация главное героя (разумеется с первой же сцены он трансформируется из тепличного обывателя в ебаного Рембо) просто пук в лужу: Поезжай в ебеня и вытряхни пепел, сука! У тебя родимый пятно на жопе — ты избранный! Ты сын Махатмы Ганди!
–Идиотичные задания. Спасти бабушку от волков, проехать на скорость по контрольным точкам, видимо на потеху местным чуркам–комбатантам и т.п. Вы серьезно? Кругом гражданская война, партизанское движение, нопасаран, смерть тирану и так далее и больше заняться нечем? И как такая идея не пришла в голову братьям Васильевым, когда те снимали «Чапаева» — гонка на тачанках между Петькой и Фурмановым, а главным призом была бы нагая Анка в пулеметных лентах. Наверное потому, что они себе хорошо представляли, чем люди занимаются на гражданской войне, много какой хуйней они там занимаются, но явно не гонками.

Кто–то выше писал, что тут как в Фар Крае 3 только лучше, так вот мне кажется, что это лукавство, чтоб оправдать потраченный косарь триста — совсем не лучше, а также, потому что это какой–то фордовский конвейер, захваченный юбиками, на котором те штампуют который год одно и тоже, но уже в трех ипостасях.
Графика хорошая, музыка болливудская збс.
Дима наверно хотел сказать Харизматичный главный злодей )))
На тему Пейгана… Это может быть странным, но из всех персонажей лично мне он больше всех приглянулся. И ещё было жалко бедную девочку Бхадру. А остальные — какие то безхарактерные. Постоянно ссорятся в катсценах и через минуту стоят застенчиво смотря в пол и молчат, пока игрок сделает выбор (который не меняет, ровным счетом, ничего).
Ну и главный герой с памятью золотой рыбки (мать убежала с ним 10 лет назад и он ничего не помнит, хотя на вид ему лет 20-25) — тоже картонный буратино. Я уж молчу, что по традиции — что скажут, то и покорно делает… Даже Пейган в моём прохождении задал этот вопрос: «Зачем ты пришел? Убить меня? Или выполнить последнее желание матери?» (мотивация героя — отдельный вопрос, лично я играл надеясь, что ГГ в конце вдует Амите и станет королем, отправив истеричную бабу на её законное место — на кухню).
Выглядит всё это просто по-идиотски, главный герой, решающий судьбу страны не может решить КАКИМ оружием отомстить за людей… Говорят — беги и он бежит, дают лук — убивай волков и он снова покорно слушается… Интелекс солдата из CoD… Простите, конечно, но быть столь бесхребетным как то не хочется… В Far Cry 3 главного герой очухивался в клетке, когда его хотели продать (может даже на органы), он бежал с плена, вытаскивал друзей… и джунгли меняли его, это было заметно… А тут… Приехал, выполнить последнюю просьбу матери и вместо того, чтобы спокойно сделать это, берет автомат и начинает решать проблемы непонятных личностей… Кто такие эти Сабал и Амита? Почему я должен страдать из за них? Я их первый раз вижу! И они мне не нравятся! (я серьёзно) Один фанатик — вторая наркоманка… Два сапога пара.) На их фоне эгоцентричный диктатор смотрится вполне нормальным персоонажем. И даже лично я ему симпатизирую в бОльшей степени.
И поэтому альтернативная концовка (столь нашумевшее пасхальное яйцо) по мне — вполне логична и правильна.
Такие дела. Хорошая концепция, выверенный геймплей, отличные персонажи (один проповедник чего стоит, хоть от него как то мурашки ползут, я его бы тоже шлепнул — будь возможность =D), но привкус нафталина… И главные «добрые» силы… Какие то не добрые… И не симпатичные… А так — песочница гуд, хоть и отсутсвие возможности залезть на самую высокую гору (без инстансов) тоже печалит, я лично так и не увидел тех мест, где бродя среди ГОРНЫХ пейзажей, по узким горным тропинкам и мостам, любуясь природой и тем, как орел утаскивает козу (да, для меня это важно!), найдя машину можно сигануть с ней в каньон, в падении выбраться из неё и плавно парируя с косюмом-крылом секунд за 30-40 спуститься по живописному ущелью на равнину, как это было в первых геймплейных кадрах… А именно этого я и хотел (хотя, может, я слишком быстро прошел кампанию, но на второй части карты я уже наигрался в «охотника/захватчика_постов/вышек, и уже просто давил на сюжет почти ничего не захватывая). И это было обидно…
Читай также