22 октября 22 окт. 21 12K

Little Nightmares III: Обзор третьей части недетских кошмаров

Неидеальное, но нужное продолжение

Пластмассовый мир победил. В нём все взрослые — это оболваненные телевидением и культом потребления монстры, которые пожирают друг друга и эксплуатируют детей. Но телевидение и образование из-под палки могут даже детей превратить в кукол с пустыми головами. А ещё этот мир может сделать из них чудовище — или предательницу, которая в последний момент отпустит руку… И всё же некоторые могут спастись, вернуться в нормальный мир, пусть даже ради этого придётся преодолеть опасный путь с другом, которого нет.

 

Это я рассказал свою версию событий трилогии Little Nightmares. Хотя и не претендую на истину — эта уникальная серия создала собственный мир, полный ярких персонажей и тайн, заставляющих гадать, что это было. Такой же вопрос многие задают и по поводу третьей части, но уже в негативном ключе — дескать, новые разработчики сделали всё слишком вторично и похоронили серию. Но так ли всё плохо?

Загадка дыры

Вышедшая в 2017 году  Little Nightmares стала локальной сенсацией и погрузила нас в атмосферу липкого кошмара. Она подогревалась тем, что мы долгое время толком не понимали, что это за ужасное место, кто эти монстры и является ли девочка в жёлтом плаще, постоянно испытывающая голод, главной героиней, или Шестая (так её называли) превращается в главную злодейку и чудовище. А вышедший через четыре года сиквел, рассказывающий, как девочка в жёлтом плаще попала в Чрево из первой части, и вовсе породил один из самых шокирующих игровых финалов — в Сети можно найти массу подборок бурных реакций игроков на то, что произошло с Шестой и Моно.

Способна ли Шестая всегда держать за руку и не отпускать?
Способна ли Шестая всегда держать за руку и не отпускать?

По геймплею обе Little Nightmares были довольно однообразными и отчасти даже вторичными, напоминая Limbo и Inside, поэтому именно сюжет, лор, вот эти твисты и загадки, которые заставляют игроков выдумывать самые разные теории, привлекали больше всего. Три DLC к первой игре, а также комиксы по мотивам двух частей для кого-то дополняли лор, а для кого-то ещё больше всё запутывали.

В этом смысле для меня загадка местного лора (особенно ситуация с Тонким человеком из сиквела) может сравниться лишь с тем, что мы видели и пытались разгадать в  Control и Alan Wake. Ясно лишь, что всё это метафора болезненного взросления, когда чистый детский мир сталкивается с уродливым миром больших и толстых дядей и тёть.

Кроме того, два года назад Bandai Namco Entertainment начала выпускать аудиорассказы о девочке Нун (Noone) и психиатре, который проводит над ней опыты. Эти рассказы во многом стали фундаментом для лора серии и ответили как минимум на часть вопросов. Подкаст вышел в поддержку разработки третьей части, над которой уже трудилась не Tarsier Studios, а Supermassive Games, создавшая Until Dawn и The Dark Pictures Anthology. Сама игра во многом построена на этих рассказах и визуализирует то, что до этого мы могли только слышать.

То есть изначально предполагалось, что в сюжете третьей части будет меньше тайн — во всяком случае, для тех, кто слушал аудиорассказы. Хотя даже им приходится быть внимательными, чтобы заметить некоторые детали, а финал с фирменным трагичным твистом не шокирует так, как во второй части, но уж точно заставляет взгрустнуть.

Тема телевизоров никуда не делась.
Тема телевизоров никуда не делась.

Повторение — мать учения?

Поэтому утверждение, что сюжет третьей части предсказуемый и скучный, верны лишь отчасти — да, история тут выстроена более традиционно и понятно, но она всё равно может вызвать интерес и эмоции. А уж с точки зрения выстраивания и пополнения лора значение триквела трудно переоценить — поклонники серии должны как минимум ознакомиться с игрой.

В любом случае приключения двух новых главных героев, Малого (Low) и Одной (Alone), выдержаны в атмосфере оригинала. Пусть сделан триквел новыми разработчиками, их вряд ли можно заподозрить в неумении работать с атмосферой. Малой и Одна посещают новые локации и встречают новых персонажей. Но они всё так же, в традициях серии, постоянно от кого-то убегают — и это действительно напряжённые и местами жутковатые «салочки».

Как вам перспектива прятаться от младенца размером с девятиэтажку?
Как вам перспектива прятаться от младенца размером с девятиэтажку?

Да, боссы в третьей части выдержаны в той же стилистике — уродливые, неестественно длинные руки-ноги-шея, как у Тонкого человека во второй части; жирные, как повара и гости в первой; а паук-секретарша кажется чуть ли не калькой с училки из сиквела.

Но, согласитесь, логично, что монстры из одного сеттинга похожи и выполнены в одном ключе. К тому же в третьей части есть и оригинальные экземпляры — чего стоит только огромный младенец или чревовещатель с куклой-каннибалом, которая ведёт себя как очень капризный и злой ребёнок.

Ну и в принципе тут можно найти россыпь запоминающихся моментов — залитый дождём и усеянный жирными телами парк аттракционов; побег на дирижабле от чревовещателя; его же кукла, истерично барабанящая тарелкой по столу, чтобы её наполнили человечиной. Отдельное спасибо за сцену, отсылающую к развязке второй части.

Исполнение могло бы быть лучше

Некоторые сцены опять же цитируют эпизоды из прошлых игр — например, нас запирают на арене и заставляют бить нападающих тяжёлым предметом. Но тут надо уточнить, что, в отличие от второй части, теперь в этом участвуют оба персонажа — Малой стреляет из лука, а Одна добивает гаечным ключом, уничтожая головы. А всё потому, что в Little Nightmares впервые появился кооператив. И у каждого тут своя роль. Малой стреляет из лука не только по врагам, но иногда и по важным кнопкам или верёвкам, чтобы убрать препятствие или помочь с решением загадки. А Одна с помощью гаечного ключа может и проход в стене пробить.

Так что разговоры о том, что третья часть не вносит ничего нового, фактически неверны. Другое дело, что из нового, по сути, только кооператив да механика с куклой, которая меняет окружение, — остальные вещи, вроде полётов на зонтике, можно назвать мелочью. И тем не менее…

Проблема и не в простеньких задачках — серия и раньше не делала на них основную ставку. Здесь встречаются головоломки, способные разбавить процесс перетаскивания ящиков и поиска предохранителей, — и на том спасибо!

Если вы играете за Одну, то здесь за вас всё сделает второй персонаж.
Если вы играете за Одну, то здесь за вас всё сделает второй персонаж.

Главная беда произрастает из самой геймплейной формулы, которая базируется на том, что мы по одной схеме бежим влево-вправо, наваливаемся на двери, таскаем ящики, отрываем доски и люки, сигаем в вентиляцию. В перерывах прячемся за предметами и в панике убегаем. И так по кругу.

Это было всегда, но в прошлых играх авторы умудрялись всё это динамично чередовать и разбавлять интересными ситуациями. А в третьей такие забеги столь часто повторяются, что в какой-то момент я сам стал чувствовать себя одной из кукол или привязанных к верёвкам болванов. Из-за этого кажется, что и ярких сцен в триквеле меньше.

Вторая проблема опять же давно знакома поклонникам серии. Речь про не самые удобное управление и камеру, что усугубляется слабой видимостью (здесь почти всегда темно), постоянными столкновениями персонажа с предметами и его суицидальным рвением забежать не туда и свалиться. Учитывая, что многие погони и встречи с боссами требуют точных таймингов, это не раз приводило к непроизвольному матоизвлечению из закипающего меня.

На самом деле, я нередко пугал кота отборной бранью и во время прохождения  Little Nightmares II всё по той же причине, но в третьей части на это наложились баги — в том числе из-за появления кооператива.

Это одна из самых жутких сцен в игре.
Это одна из самых жутких сцен в игре.

В «сингле» вторым персонажем управляет компьютер. Иногда он просто медлит, когда напарник слишком долго идёт к точке взаимодействия, где нужно выстрелить из лука или подсадить. А бывает, вообще впадает в ступор — не раз и не два Малой стоял и ничего не делал, и мне приходилось откатываться к контрольной точке, чтобы он очнулся.

Ну и субъективно мне не очень понравилась сцена с финальным боссом — она слишком хаотичная (что накладывается на проблемы с управлением) и не идёт ни в какое сравнение с более простым, лаконичным, но и более точным, атмосферным противостоянием, например, с Хозяйкой из первой части.

Да, у  Little Nightmares III есть изъяны, но всё же это не провал. И играть нужно не только чтобы чем-то себя занять в ожидании  REANIMAL от Tarsier Studios: триквел — вполне самодостаточное продолжение серии, которое выполнено в том же духе и вносит важнейший вклад в лор всей линейки. Да ещё и добавляет кооператив. Не всё получилось, но хорошо, что игра всё же вышла.

Плюсы: история более предсказуемая, чем раньше, но всё же захватывающая; игра вносит вклад в систематизацию лора серии; боссы всё такие же яркие и пугающие; игра держит в напряжении во время погонь; кооператив; много ярких, запоминающихся сцен; шикарные графика и звук.

Минусы: некоторая вторичность в локациях; проблемы с оптимизацией, управлением и камерой; нередко (особенно поначалу) слишком много повторяющихся действий; баги.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!
1K
2.9
135 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Не очень ли много плюсов для проходняка?

Довольно вежливый, сдержанный и все же крайне травоядный обзор.

На мой взгляд перечисленные плюсы даны по делу. Но к минусам я бы добавил вторичность почти всего визуального дизайна игры, недожатость, меньшую фантазию по сравнению с прошлыми играми и, как будто, меньшую осмысленность. Тот же пакет на голове у Моно имел подтекст. А тут совсем непонятно, почему у мальчика воронья маска на голове. Как будто просто так.

Друг скинулся и вновь играть не с кем...

Как я понял из обзоров стим, что у игры слишком завышен ценник, стоила бы она в районе 500-800р, как инди игра на 5 часов геймплея, каковой она и является и можно было бы похвально ставить

Если друг захочет скинуться))

и если он есть

Мне показалось или это шутка про суицид?)

По тону рецензии и выводам в финале возникает впечатление, что игра заслуживает большего, чем «Проходняк». Так что оценка с текстом не вяжется.

Проблема третей части в том, что она просто не вызывает жути. Ничем. Боссы совсем не страшные, в отличие от предыдущих частей и даже демки reanimal. И самое главное — музыка. В первых двух аудио, запоминалось. Даже если посмотреть трейлер Reanimal, он вызывает мурашки. У тройки ничего такого нету.

В этот раз, какие-то совсем несложные загадки, если честно. Видел ранние рецензии, что жаловались на их простоту, но думал, что люди преувеличивают. В принципе, согласен с автором, что и раньше, в серии не было загадок для сверхразумов. Но в этот раз, как будто вообще, кроме кнопок и толкания телег, нечего не осталось. Кукла — это конечно, интересная механика, но креатива с ней, хватило на одну локацию. В сравнении с телепортами телевизорами и загадками с водой из длс к первой части, вообще тухло.

Про сюжет скажу, что понял главный твист, практически сразу, после первого флешбэка. А про аудиопостановки, на которых он основан, прочитал только сейчас. Вот и думайте, насколько он «не прост».

Боссы и окружение, тоже такое себе, по сравнению с прошлыми частями. Выглядят скучно, бесконечные коридоры и пустые залы, без вещей и обстановки. Даже локация карнавал, по идее должна состоять из притворно развлекательных аттракционов, но по сути, всю локацию ведут по каким-то пустым задворкам, а всё «веселье» происходит на фоне. А боссы, скучны тем, что практически не интерактируют с окружением. Босс младенец, это просто огромный бугай, который ломает локацию. Паучиха и чревовещатель, тоже в основном, ничего страшного не делают, в отличие от боссов прошлых частей. И даже дизайн, у них, прост как у рядовых зомби — жителей из второй части. Никак поваров с дополнительными ртами под маской и слепых сторожей с длинными руками, тут не встретишь.

Если честно. Демка REANIMAL даёт больше эмоций за 30 минут чем эта пародия.

абсолютно согласен, первая часть примерно стольок и стоила на релизе. Стоили около 1/4 от ААА цены. Эта же — 1/2 от ААА. Абсолютно непомерная жадность, такое нельзя поощрять. Хотя, вроде там можно друга пригласить бесплатно, т.е. это цена на двоих, по сути. Если друг захочет скинуться))

Дисклеймер — я в игру не играл. Но по тому, что я видел, разработчики посмотрели на первые две части, попытались угадать, почему те понравились игрокам, и попытались сделать игру, которая понравилась бы игрокам по тем же причинам. Но, как по мне, они посмотрели вообще не в ту сторону. По ощущениям, в игре нет работы над нагнетанием жути, ну прям вообще, кроме разве что дизайна некоторых врагов. Повествование через окружение, работа со звуковым дизайном, постановка сцен — это всё куда хуже, чем во второй части. В итоге, игра получается довольно пресной. Авторы сделали игру, похожую на Little Nightmares, но таковой не являющуюся.

Так и не буду, просто делюсь мнением. Накипело и хотелось высказаться.

Всю игру у меня было чувство, что это должно было быть ДЛС ко второй части.

У мальчика на голове клюв потому, что он лучник и стреляет в ворон. Ну ничего непонятного. А у девочки гаечный ключ и комбез потому, что она механик. Поэтому мальчик магический, а девочка ломает зеркала. Это же азы!

Читай также