Пластмассовый мир победил. В нём все взрослые — это оболваненные телевидением и культом потребления монстры, которые пожирают друг друга и эксплуатируют детей. Но телевидение и образование из-под палки могут даже детей превратить в кукол с пустыми головами. А ещё этот мир может сделать из них чудовище — или предательницу, которая в последний момент отпустит руку… И всё же некоторые могут спастись, вернуться в нормальный мир, пусть даже ради этого придётся преодолеть опасный путь с другом, которого нет.
Это я рассказал свою версию событий трилогии Little Nightmares. Хотя и не претендую на истину — эта уникальная серия создала собственный мир, полный ярких персонажей и тайн, заставляющих гадать, что это было. Такой же вопрос многие задают и по поводу третьей части, но уже в негативном ключе — дескать, новые разработчики сделали всё слишком вторично и похоронили серию. Но так ли всё плохо?
Загадка дыры
Вышедшая в 2017 году Little Nightmares стала локальной сенсацией и погрузила нас в атмосферу липкого кошмара. Она подогревалась тем, что мы долгое время толком не понимали, что это за ужасное место, кто эти монстры и является ли девочка в жёлтом плаще, постоянно испытывающая голод, главной героиней, или Шестая (так её называли) превращается в злодейку и чудовище. А сиквел через четыре года и вовсе породил один из самых шокирующих игровых финалов. Это был приквел, рассказывающий, как девочка в жёлтом плаще попала в Чрево из первой части.
По геймплею обе Little Nightmares были довольно однообразными и отчасти даже вторичными, поэтому именно сюжет, лор, вот эти твисты и загадки, которые заставляют игроков выдумывать самые разные теории, привлекали больше всего. Три DLC к первой игре, а также комиксы по мотивам двух частей для кого-то дополняли лор, а для кого-то ещё больше всё запутывали.
В этом смысле для меня загадка местного лора (особенно ситуация с Тонким человеком из сиквела) может сравниться лишь с тем, что мы видели и пытались разгадать в Control и Alan Wake. Ясно лишь, что всё это метафора болезненного взросления, когда чистый детский мир сталкивается с уродливым миром больших и толстых дядей и тёть.
Кроме того, два года назад Bandai Namco Entertainment начала выпускать аудиорассказы о девочке Нун (Noone) и психиатре, который проводит над ней опыты. Эти рассказы во многом стали фундаментом для лора серии и ответили как минимум на часть вопросов. Подкаст вышел в поддержку разработки третьей части, над которой уже трудилась не Tarsier Studios, а Supermassive Games. Сама игра во многом построена на этих рассказах и визуализирует то, что до этого мы могли только слышать.
То есть изначально предполагалось, что в сюжете третьей части будет меньше тайн — во всяком случае, для тех, кто слушал аудиорассказы. Хотя даже им приходится быть внимательными, чтобы заметить некоторые детали, а финал с фирменным трагичным твистом не шокирует так, как во второй части, но уж точно заставляет взгрустнуть.
Повторение — мать учения?
Поэтому утверждение, что сюжет третьей части предсказуемый и скучный, верны лишь отчасти — да, история тут выстроена более традиционно и понятно, но она всё равно может вызвать интерес и эмоции. А уж с точки зрения выстраивания и пополнения лора значение триквела трудно переоценить — поклонники серии должны как минимум ознакомиться с игрой.
В любом случае приключения двух новых главных героев, Малого (Low) и Одной (Alone), выдержаны в атмосфере оригинала. Пусть сделан триквел новыми разработчиками, их вряд ли можно заподозрить в неумении работать с атмосферой. Малой и Одна посещают новые локации и встречают новых персонажей. Мы в традициях серии снова постоянно от кого-то убегаем — и это действительно напряжённые и местами жутковатые «салочки».
Да, боссы в третьей части выдержаны в той же стилистике — уродливые, неестественно длинные руки-ноги-шея, как у Тонкого человека во второй части; жирные, как повара и гости в первой; а паук-секретарша кажется чуть ли не калькой с училки из сиквела.
Но, согласитесь, логично, что монстры из одного сеттинга похожи и выполнены в одном ключе. К тому же в третьей части есть и оригинальные экземпляры — чего стоит только чревовещатель с куклой-каннибалом, которая ведёт себя как очень капризный и злой ребёнок.
Ну и в принципе тут можно найти россыпь запоминающихся моментов — залитый дождём и усеянный жирными телами парк аттракционов; побег на дирижабле от чревовещателя; его же кукла, истерично барабанящая тарелкой по столу, чтобы её наполнили человечиной. Отдельное спасибо за сцену, отсылающую к развязке второй части.
Исполнение могло бы быть лучше
Некоторые сцены опять же цитируют эпизоды из прошлых игр — например, нас запирают на арене и заставляют бить нападающих тяжёлым предметом. Но тут надо уточнить, что, в отличие от второй части, теперь в этом участвуют оба персонажа — Малой стреляет из лука, а Одна добивает гаечным ключом, уничтожая головы. А всё потому, что в Little Nightmares впервые появился кооператив. И у каждого тут своя роль. Малой стреляет из лука не только по врагам, но иногда и по важным кнопкам или верёвкам, чтобы убрать препятствие или помочь с решением загадки. А Одна с помощью гаечного ключа может и проход в стене пробить.
Так что разговоры о том, что третья часть не вносит ничего нового, фактически неверны. Другое дело, что из нового, по сути, только кооператив да механика с куклой, которая меняет окружение, — остальные вещи, вроде полётов на зонтике, можно назвать мелочью. И тем не менее…
Проблема и не в простеньких задачках — серия и раньше не делала на них основную ставку. Здесь встречаются головоломки, способные разбавить процесс перетаскивания ящиков и поиска предохранителей, — и на том спасибо!
Главная беда произрастает из самой геймплейной формулы, которая базируется на том, что мы по одной схеме бежим влево-вправо, наваливаемся на двери, таскаем ящики, отрываем доски и люки, сигаем в вентиляцию. В перерывах прячемся за предметами и в панике убегаем. И так по кругу.
Это было всегда, но в прошлых играх авторы умудрялись всё это динамично чередовать и разбавлять интересными ситуациями. А в третьей такие забеги столь часто повторяются, что в какой-то момент я сам стал чувствовать себя одной из кукол или привязанных к верёвкам болванов. Из-за этого кажется, что и ярких сцен в триквеле меньше.
Вторая проблема опять же давно знакома поклонникам серии. Речь про не самые удобное управление и камеру, что усугубляется слабой видимостью (здесь почти всегда темно), постоянными столкновениями персонажа с предметами и его суицидальным рвением забежать не туда и свалиться. Учитывая, что многие погони и встречи с боссами требуют точных таймингов, это не раз приводило к непроизвольному матоизвлечению из закипающего меня.
На самом деле, я нередко пугал кота отборной бранью и во время прохождения Little Nightmares II всё по той же причине, но в третьей части на это наложились баги — в том числе из-за появления кооператива.
В «сингле» вторым персонажем управляет компьютер. Иногда он просто медлит, когда напарник слишком долго идёт к точке взаимодействия, где нужно выстрелить из лука или подсадить. А бывает, вообще впадает в ступор — не раз и не два Малой стоял и ничего не делал, и мне приходилось откатываться к контрольной точке, чтобы он очнулся.
Ну и субъективно мне не очень понравилась сцена с финальным боссом — она слишком хаотичная (что накладывается на проблемы с управлением) и не идёт ни в какое сравнение с более простым, лаконичным, но и более точным, атмосферным противостоянием из первой части.
У Little Nightmares III есть изъяны, но это не провал. Играть нужно не только чтобы чем-то себя занять в ожидании REANIMAL от Tarsier Studios: триквел — вполне самодостаточное продолжение серии, которое выполнено в том же духе и вносит важнейший вклад в лор всей линейки. Да ещё и добавляет кооператив. Не всё получилось, но хорошо, что игра таки вышла.
Плюсы: история более предсказуемая, чем раньше, но всё же захватывающая; игра вносит вклад в систематизацию лора серии; боссы всё такие же яркие и пугающие; игра держит в напряжении во время погонь; кооператив; много ярких, запоминающихся сцен; шикарные графика и звук.
Минусы: некоторая вторичность в локациях; проблемы с оптимизацией, управлением и камерой; нередко (особенно поначалу) слишком много повторяющихся действий; баги.
Лучшие комментарии
Не очень ли много плюсов для проходняка?