«Захватывающий сюжетный триллер о Красной планете», «уникальный игровой опыт с кинематографичным погружением», «сильные эмоции, включая страх, сочувствие и многие другие» — подобными словами заманивают игроков авторы Fort Solis. Как тут пройти мимо, особенно тем, кто любит серьёзные научно-фантастические сюжеты, которые сейчас встречаются далеко не часто? Тем более что на скриншотах и в роликах проект выглядит достойно, а в актёрском составе настоящие звёзды — Роджер Кларк (Roger Clark), Джулия Браун (Julia Brown) и Трой Бейкер (Troy Baker).
При этом нельзя сказать, что от Fort Solis ждали необычного игрового опыта. У меня, к примеру, настрой был таков: наверняка получится что-то интересное, но вряд ли шедевр. После прохождения пришлось своё мнение о совместной работе Fallen Leaf и Black Drakkar Games поменять — и вот почему.
Производственный роман
2080 год, Марс. Джек и Джессика работают на буровой платформе где-то посреди бескрайних просторов Марса. Работа тяжёлая, но интересная и необычная, правда не настолько, чтобы считаться чем-то выдающимся и героическим: в светлом будущем те, кто занимается освоением других планет, — уже не герои-первопроходцы, а обычные люди. Это заметно по поведению главных героев — кажется, их больше волнует флирт друг с другом, нежели выполнение их прямых обязанностей.
Начинается сюжет как раз в тот момент, когда наша парочка вынуждена отвлечься от обмена легкомысленными шуточками и заняться делом: с базы Fort Solis, находящейся неподалёку, приходит сигнал SOS, означающий, что надо бросить все дела и отправляться на помощь соседям. Этим решает заняться Джек, который и будет находиться под нашим управлением львиную долю истории. Дадут поиграть и за Джессику, но она и без этого будет постоянно присутствовать за кадром: общаться с Джеком по радио, раздавать ценные советы, беспокоиться за него, а иногда просто болтать с коллегой на отвлечённые темы.
Сразу скажу, что авторы не прогадали, пригласив звёзд на роли главных героев. Хотя Джек и Джессика встречаются в одном кадре буквально на пару минут, химия между ними чувствуется очень ярко — благодаря отличной работе как сценаристов, так и самих актёров. С анимациями дела обстоят похуже — мало того что герои носят шлемы, а камера всё время находится за спиной у протагонистов, так ещё и в те моменты, когда в кадр всё-таки попадают лица, ничего выдающегося аниматоры нам не демонстрируют. Как ни странно, в этом плане второстепенные персонажи выглядят куда более живыми, хотя увидеть их можно лишь на видеозаписях, щедро разбросанных по базе.
Да, без вездесущих «записок» разной формы и содержания (от электронных писем до селфи на камеру ноутбука) не обошлось: именно с их помощью нам раскрывают сюжет. Как мы помним, это не лучший способ рассказать интересную историю, зато, при должном умении авторов, хорошее подспорье для того, чтобы показать мир игры и погрузить в лор.
Дневников, писем, видео- и аудиозаписей здесь достаточно для того, чтобы почувствовать себя на марсианской базе. Подобное ощущение ещё ярче потому, что здешние 2080-е не слишком далеки от нашей действительности. Перед нами фантастика «ближнего прицела»: наука и технологии шагнули вперёд, но не настолько далеко, чтобы приходилось выдумывать слишком вычурный облик помещений и механизмов. Тут, конечно, отлично показывает себя движок Unreal Engine 5.2, который используется в Fort Solis: к графике не придраться, а дизайн уровней, анимация и освещение вкупе с актёрской игрой создают эффект, будто кино смотришь.
Ну что, хватит о хорошем? Я, кажется, и так уже перехвалил авторов.
Пустышка в яркой обёртке
Для начала вернёмся к той же кинематографичности: выглядит игра замечательно, но сравнения с фильмом Fort Solis заслуживает ещё и потому, что здесь практически полностью отсутствует геймплей, если не считать таковым очень медленную ходьбу по уровням и немногочисленные QTE, от которых, впрочем, почти ничего не зависит. «Симулятор ходьбы» — давно известное определение, но, кажется, в данном случае разработчики создали эталон. Хорошо ещё, что во время ходьбы нас развлекают разговорами.
Игра коротка (не более шести часов, если стараться обойти все закоулки базы), но могла бы быть вдвое короче, не будь здесь намеренного затягивания прохождения. Сами уровни и немногочисленные головоломки построены таким образом, чтобы максимально увеличить хронометраж. Например, пару раз Джека пустят дальше лишь после того, как он посетит все доступные пути к следующей локации. Зачем это всё? Чтобы никто не успел оформить возврат в Steam?
Ещё больше разочаровывает сюжет. Первое время кажется, что авторы намеренно путают игрока, создавая иллюзию банальной истории «Аварийная ситуация в замкнутом пространстве», чтобы потом удивить концовкой. Ну, знаете, все эти рассказы про безумных учёных с опасными экспериментами, мистическое или, напротив, сугубо научное обоснование происходящего, маленькие трагедии людей, столкнувшихся с неведомой опасностью… Подобное мы видели не раз: взять те же Dead Space или Prey — это если касаться лишь видеоигр.
«Здесь, наверное, будет не так, не может быть сюжет настолько шаблонным», — думал я на протяжении всего путешествия по марсианской базе. И не ошибся. Только всё оказалось куда хуже — сценаристы не осилили даже копирование набивших оскомину сюжетов. Все хитрые гипотезы пришлось забыть, едва наступил скомканный финал: никакой загадки, оказывается, не было.
Не будет здесь ни инопланетного монстра, ни сумасшедших учёных, вызвавших с помощью экспериментов потусторонние силы — всё куда проще:
Местный доктор сошёл с ума и решил всех зарубить топором. Конец.
Весь сценарий Fort Solis — не «захватывающий сюжетный триллер», а пошлая бытовуха под стать проходной серии дешёвого сериала, даром что в научно-фантастическом антураже. Да, тут есть две концовки (обе «плохие»), но вспоминать о них стоит лишь по одной причине: это единственный раз, когда мы можем хоть на что-то повлиять — да и то с помощью простенького QTE.
Слабый геймплей можно вытянуть с помощью достойного сюжета, а скучную историю, в свою очередь, может спасти захватывающий игровой процесс. В Fort Solis же нет ни того ни другого: постепенное нагнетание напряжения завершается ничем, а геймплей так и не выходит за рамки нажатия клавиши W. На фоне тех обещаний, что раздавали авторы, — про «уникальный игровой опыт» и «атмосферный сюжет» — особенно ярко чувствуется разочарование. Пожалуй, это единственная сильная эмоция, которую способна вызвать игра.
Плюсы: красивый научно-фантастический антураж; актёрская игра.
Минусы: пустой сюжет; отсутствие геймплея; затягивание прохождения.
Лучшие комментарии
И сижу я такой, значит, прохожу этот форт солис. Где-то через час медленного брожения по станции, когда начинаешь натыкаться на первые кровавые пятна, переписку, понимаешь, что у них произошёл некий конфликт. Ещё минут через 15 нахожу видеожурнал местного доктора и понимаю, что у него медленно, но очень далеко поехала крыша. Ещё минут через 10 натыкаюсь на записи видеокамер и становится понятно, что поплывший доктор убил всю команду. Так, хорошее начало. А что там было про растения, которые слишком быстро растут? Что-то про марсианскую почву, они нашли там какие-то опасные микроорганизмы? Или вещества, или монстра, который живёт в пещерах, или тайный заговор с целью протестировать действие этих инопланетных штук на людей (ну, как в Чужих), или что? Ну щас расскажут, вот щас обязательно расскажут. Через ещё часа два бессмысленных брожений взад-назад по станции, нас наконец-то пускают в теплицу, и вот тут-то щас всё и раскроется, думаю я. Захожу в теплицу, и игра такая мне: «ПОЕХАВШИЙ ДОКТОР ПОЕХАЛ КУКУХОЙ И УБИЛ ВСЮ КОМАНДУ!!!». В смысле, серьёзно? Это был ваш главный твист, который вы сами же и слили мне два часа назад? И чо, а дальше то чо? А, ничо, титры, ну спасибо блин большое.
Сказать, что это разочарование — вообще ничего не сказать. Таких куцых сюжетов, которые заканчиваются не начавшись и единственное что успевают сделать, это проспойлерить сами себя — я даже не припомню, когда в последний раз видел подобное.
Это даже не проходняк. Это ужасно. 600 лир за такой высер — это издевательство. Игра неоптимизирована совсем(на 4080 я ловил просадки до 25 фпс), сюжет можно расписать на листочке А4(причём полностью), из геймплея тут только дебильные qte и ходьба в развалочку (даже головоломок никаких нет). А вся нелинейность сюжета зависит от того, выполнишь ли ты в конце qte или нет.
Нахрена это было создано не понятно. Игра не держит в напряжении. Тут тебе сюжет весь навалили в первые 20 минут, если ты можешь сложить два и два. Это не игровое кино, это не квест, это просто маленький рассказ, написанный 7-классиком в течение лета, за 600 лир.
Чувствую обильный привкус говна во рту после прохождения. Игру то я покупал за нормальную такую цену. Тому, кто это прочтет советую даже не брать игру на скидках, не качать в зеленом стиме. Это просто потеря времени.
в Калисте хотя бы был геймплей. простенький, со сломанными механиками(до сих пор ржу с этой системы уворотов), но был.
тут же, блин, геймплея меньше чем в Scorn
Не согласен с оценкой, это образцовый мусор. Симулятор ходьбы без сюжета за 600 лир. Ешьте, пожалуйста. Халтура в красивой обёртке. Оценка от пользователей 2.1/5 вполне заслуженная.
Игра мне тоже понравилась, да так, что я не удержался и два блога написал по ней здесь на сайте, хотя уже года четыре ничего не писал. Но объективно Fort Solis — игра на троечку по пятибальной.
В ней приятный визуал, но окружение не удивляет ничем, оригинального артдизайна нет – ни на одной локации, ни в одном уголке карты.
В ней качественные анимации движений, которые мы видим далеко не в каждой современной ААА-игре. А перед нами так-то игра от очень небольшого коллектива с весьма скромным бюджетом. Но то, что персонаж ходит вполне реалистично – этого мало, чтобы хвалить всю игру в целом.
Озвучивают персонажей классные, профессиональные актёры, которые реально стараются сделать своих персонажей живыми. Но диалоги прописаны на среднем уровне, в них не ощущается человеческой харизмы. Персонажи очерчены общими чертами, и по этой причине за их диалогами не интересно следить.
Музыка и эмбиент – ничем не выделяются на фоне других игр в том же сеттинге.
Геймплея в игре нет от слова совсем. Местные загадки работают по принципу – тыкай и по-любому что-то получиться. Местные QTE все кроме концовки можно смело пропускать. А местная ходьба – это просто медленная ходьба.
То есть игра не увлекает визуалом, музыкой, персонажами, геймплеем, механиками и единственное, чем она могла бы увлечь – это сюжет.
Реально неплохой сюжет содержится по большей части только в записках. Он полностью клишированный, в нём нет свежих идей. Но он неплохой.
Сюжет Fort Solis содержит неглупые размышления:
— о роли науки и о том бремени и рисках, которые несут новые знания,
— о том, что человечество даже в далёком будущем останется всё таким же стадом глупых обезьян, которые найдя вдруг огонь вначале сожгут лес вместе с тысячами своих соплеменников, а уж потом задумаются о мерах безопасности, но вскоре плюнут на безопасность и сожгут ещё один лес,
— мыслями о меньшем зле,
— о человечности, гуманизме и цене человеческой жизни,
— о настоящей дружбе и самопожертвовании.
— и другие интересные мысли.
Но непосредственно сюжет о двух главных героях, которыми мы управляем – пуст. Он не интересен от слова совсем, мы даже привязаться к ним не успеваем, так как прописаны они поверхностно.
В игре есть только одна интрига, которая становится кристально ясной уже с первых найденных записок, то есть в первом из четырёх актов игры. Оставшиеся 3/4 игры геймер будет ждать, что игра его наконец чем-то удивит. А концовка игры такая – нет, ты всё правильно понял ещё в начале игры, в этом и был наш главный сюжетный твист.
По-хорошему в грамотных произведениях геймеру закидывают кучу удочек-обманок, чтобы он думал обо всём кроме того, что реально случиться в конце.
К примеру, недавно посмотрел современный русский сериал Перевал Дятлова. Там тоже вывод о причинах трагедии в конце фильма вполне банален. Но по ходу произведения нам подкидывают кучу интригующих удочек, каждая из которых включает в себя самостоятельный сюжет с новыми персонажами, моралью, трагедией и своей отдельной самостоятельной концовкой. А главные герои и их отношения прописаны так живо, что даже банальная концовка основного сюжета реально бьёт на слезу. В результате в одном произведении мы получаем несколько самостоятельных интересных историй, благодаря чему интрига реально держит до конца.
Сюжет же Fort Solis с первых шагов открывает игроку главную и весьма банальную интригу, всю игру подкидывает в топку доказательства того, что всё именно так банально, как мы подумали в начале. Потом закидывает пару фактов-обманок, которые ни к чему не ведут, ни как в дальнейшем не раскрываются. Мы бы и рады поверить в те другие версии происходящего, ведь они более интересные. Но игра тут же про них забывает, и снова кидает нам доказательства того, что главную интригу мы уже давно знаем. И подтверждает эту мысль концовкой.
По этой причине, Fort Solis это именно троечка. Притом для части геймеров три с минусом, то есть почти два. А лично для меня – нормальная твёрдая троечка.
Проходил игру на ютубе. И как кинцо, кстати, игра заходит неплохо. Но денег за этот «уникальный опыт» я бы точно отдавать не стал.
Но брать её даже за нынешнюю стимовскую цену я бы никому не рекомендовал. Нужна ещё большая скидка. Чтоб как в кино сходил – вроде и потратил деньги, а вроде и немного, не жалко.
Рыжие душнилы прошли это нечто на стриме за два часа ровно, намерено заваливая все qte. Очень разочаровала, надеялась на красивый атмосферный сай-фай триллер, пусть бы и без особого геймплея.
Я рад что я это спиратил и не потратил деньги! Такой хлам удалил через 15 минут! Хлам
По поводу заболевания — всë верно. Кроме обоснованных подозрений самого врача, тремора у главной героини, есть ещё запись зам. главного биолога, который говорит главному биологу о том, что они открыли ящик пандоры, что к такому открытию мир ещё не готов и свойства Соединения 26 требуют тщательных дополнительных исследований прежде чем «пускать» его в мир.
По сюжету и роли доктора в нëм я блог написал тут на Stopgame. Если интересно — читаните. Но мысли там звучат плюс-минус те, что вами уже озвучены, только ещё и с точки зрения сценаристки.
То, что главный герой не боец — это спорно. Зачем-то сценаристы добавили ему постоянную присказку «Roger that», которая имеет военные корни. Зачем это делать, если этого персонажа легко избивает медик? Я всё ждал, когда Джек Лири проявит хоть какую-то военную выдержку и знания. Но не судьба. Если он и был в армии, то просиживал там штаны.
Ну и удивил медик с топором. Орудие медика — скальпель, сильнодействующие препараты и медицинские знания. Ожидал от медика более изящных убийств в стиле Ганнибала Лектера. А он даже колотые раны (которые мы видим на найденных телах) наносил словно неопытный гопник. Можно допустить, что это от нервов и в попыхах. Всë-таки его призвание спасать жизни, а не отбирать их.
Кстати, трибьют этому печальному произведению:
Тот случай, когда коммент более информативен, чем основная статья
Карамышев и Тост(я)
Классные отзыв и два блога, молодцы!????????????
Вот и я тоже доволен, посмотрел хорошее кино-интерактив. А песня в финале вообще так легла, что я ее на телефон скачал. Очень душевно получилось у поляков.
Ну, во-первых, это что надо со своим компом учудить, чтобы это на нем тормозило? Рязань 1700, 16 оперы, 2070S — ФуллХд, полет на 40-60 фпс., все выкручено на максималку. Микролаги бывали 3-4 раза за прохождение при подгрузке уровня\текстур, правда, ссд для игры.
Во-вторых, про убийцу все понятно, кто дворецкий. Интереснее мотивация доктора и как он дошел до жизни такой. А вот тут уже интереснее. Потому как финал открытый — может, доктор был немного прав и именно открытие «компонента 26» привело к печальным последствиям. По крайней мере первый синдром — дрожание рук — началось у всех героев. Записи показывают, что вся эта хренотень пошла из-за полного пренебрежения начальства жизнями и здоровьем персонала, а доктора вообще хотели выкинуть на мороз за его постоянные поиски причин массовых заболеваний, которые были таки реальными. Вот и интрига — что реально, а что психоз. Короче, печальная история, где все не так однозначно. Нормальное кинцо, почти без тупости (кроме как не добить маньяка и тащиться к шлюзу вдвоем… хотя главный герой вообще не боец, так, старпер-зануда).
А мне понравилась игра! Добротный космический триллер! Интрига не отпускает до самого конца! Красиво и стильно выглядит! Единственное что не понравилось — ужасная оптимизация! Играл на самых низких настройках, и то в некоторых моментах были тормоза. На мой взгляд, «похвально» игра точно заслуживает!
Правда, в фильме нам не показывали до последних 15 минут, что это вовсе не неполадки в системе) А тут спойлерят
Дропнул этот мусор после того, как не смог в самом начале раскачаться на верёвке по стене, это же надо так изуродовать управление, чтобы затянуть игру. ДБ.