В последнее время выходит неприлично много восхитительных игр от независимых разработчиков. Одни, как Spelunky 2 и Spiritfarer, были готовы сразу же – они ни в каких контентных обновлениях не нуждаются и до блеска отполированы. Другие же, как Risk of Rain 2 и Hades, мариновались в раннем доступе больше года, однако ещё на самых ранних этапах казались многообещающими. Особенно это справедливо для последней – коллектив Supergiant Games, как известно, веников не вяжет. Ну а в этот раз студия превзошла себя и закрепила свою позицию в пантеоне лучших инди-девелоперов.
Благословение богов
Одна лишь завязка этого «рогалика» кажется оригинальной – в роли принца подземного мира по имени Загрей, которому не повезло оказаться сыном Аида, мы пытаемся сбежать из царства мёртвых. Аид уверен, что это невозможно, ведь мир пересобирается случайно после каждой смерти. Однако Загрей заручается поддержкой богов (и других героев древнегреческой мифологии), благодаря которым последующие попытки покинуть царство станут чуточку легче.
Ни один забег здесь не проходит впустую – даже если первый регион завершить не удалось, по пути всё равно удалось собрать немного ценных ресурсов, которые никуда не исчезнут и для чего-нибудь пригодятся. Драгоценные камни позволяют улучшить центральную локацию или добавить в подземный мир те или иные комнаты. Тьма – здешняя валюта для покупки пассивных навыков, вроде повышенного урона при ударе со спины или возможности возродиться после смерти. Ключи тратятся на разблокировку этих самых навыков, а также необходимы для получения новых видов оружия. Боссы тоже оставляют после себя предметы, которые тратятся на нужные вещи. Благодаря прекрасной системе прогресса очередная гибель не портит настроение.
В Hades используется привычная для таких игр структура: подземный мир поделён на несколько регионов, каждый из них состоит из полутора десятков комнат, и в конце каждого предстоит сразиться с боссом. Здесь добавлен элемент нелинейности – хотя рано или поздно всё равно доберёшься до конца области, путь к нему может быть разным. Многие комнаты предлагают сделать выбор, ради какой награды вам хочется сражаться со следующей группой противников. На дверях могут быть нарисованы значки ресурсов, магазина (там покупаешь товары за собранные золотые монеты, не сохраняющиеся в случае смерти) или богов – в последнем случае получаешь пассивные навыки, актуальные лишь для конкретного забега.
Помощь зала
Дары богов влияют на возможности протагониста в бою или за его пределами. У Афины значок щита – её способности позволяют отражать атаки врагов при рывке, ударе или получении урона. Бог виноделия Дионис поможет наложить эффект дурмана на оружие, из-за которого оппоненты начнут получать дополнительный урон. У Зевса всё связано с молниями: атаки создают цепочки электрических разрядов, при рывке стоящих рядом противников бьёт током и так далее. Умения богини красоты Афродиты ослабляют чудовищ – их атаки наносят меньший урон. Особенно на фоне остальных выделяется Хаос, предлагающий на протяжении нескольких комнат мучиться из-за непростых условий, но дарующий сильный прирост к характеристикам после этого.
Поскольку богов достаточно много, а дары от них получаешь не слишком часто, каждая попытка пройти игру отличается от предыдущей. Иногда будешь натыкаться на Гермеса и повышать скорость передвижения и атаки, иногда будешь получать способности Посейдона и отталкивать врагов в сторону ловушек и магмы. Некоторые двери ведут к гранату силы, который улучшает уже имеющиеся дары, а бывает, что получаешь возможность улучшить или модифицировать своё оружие. Это тоже влияет на поведение в бою – есть разница, когда твой лук стреляет одной стрелой или сразу тремя.
Всего в Hades шесть видов оружия – от банального меча до древнегреческого «огнестрела». Все совершенно разные: щит позволяет блокировать атаки и бежать вперёд, сбивая врагов на пути, копьё можно швырять, а затем призывать обратно, нанося им вдобавок урон со спины. Многочисленные дары богов тоже влияют на то, каким образом начнёшь устранять врагов уже через несколько минут после старта очередного забега. Будешь ли подходить к ним вплотную, чтобы после рывка оставлять на земле ловушки, или начнёшь активнее наносить урон издалека – чем глубже погружаешься в игру (и узнаёшь о двойных и легендарных дарах и многом другом), тем больше поражаешься уровнем проработки.
Восхитительная боевая система делает приключение особенно увлекательным: какие здесь плавные и красивые анимации, с каким вкусом нарисованы спецэффекты, как легко персонаж сменяет атаки и может бить оппонента сразу после рывка – даже для Supergiant это впечатляющий уровень качества. Внешне некоторые противники, возможно, не слишком интересны (есть всякие скелеты и летающие черепушки), но это будто бы сделано намеренно – для Загрея все они являются препятствиями, о которых он забудет после зачистки очередной комнаты. Зато избивать их после рывка за спину, спихивать к опасным участкам и прижимать к колоннам, добиваясь разрушения конструкций и дополнительного урона, весело в любом случае.
Вдобавок игра раз за разом подкидывает бонусные развлечения. То встаёшь перед выбором, чей дар получить следующим, а потом пытаешься спастись от другого разгневанного бога – он заваливает комнату опасностями. То натыкаешься на сокровищницу с испытанием, как можно скорее уничтожая противников, чтобы получить за это достойную награду. То Аид решит вмешаться в ваше путешествие по царству мёртвых, закрыв вас в небольшой комнате и заставив выживать на протяжении почти минуты.
А поговорить?
Главная особенность Hades – большой упор на повествование, что в случае с «рогаликами» встречается очень редко. Можно вспомнить RAD (Double Fine), где люди комментировали мутации протагониста, но здесь всё куда масштабнее.
В центральной локации – доме Аида постоянно что-то происходит, когда Загрей возвращается туда после неудачной попытки сбежать. Гипнос обязательно прокомментирует гибель героя (даже назовёт противника) и даст не очень полезный совет, Ахиллес произнесёт напутственные слова, Аид непременно повторит, что его сын зря теряет время. Герои часто переговариваются между собой, и подслушивать их беседы тоже увлекательно. Это не та игра, где после смерти сразу же начинаешь следующий забег, – можно поступать и так, но лучше обойти все комнаты (их число которых растёт по мере прохождения) и со всеми поздороваться.
То же происходит и во время исследования подземного мира: тут и боссы любят перекинуться парой фраз, и боги часто что-то говорят перед предложением даров, и третьестепенные персонажи готовы пообщаться – в комнаты с ними иногда попадаешь, получая от них приятные бонусы. Плюс в Hades есть система подарков – обнаруженный во время путешествия нектар (как и многие другие ресурсы, он не исчезает после смерти) можно вручить кому угодно, и в ответ игроку подарят один из множества амулетов. Это ещё одна возможность заполучить полезный пассивный навык, вроде увеличения здоровья, уменьшения урона от определённых атак или дополнительного воскрешения после смерти. Чем чаще пользуешься амулетом, тем лучше становятся его характеристики.
Из персонажей буквально сочится харизма, роскошно нарисованные портреты отлично передают их характеры, озвучены все замечательно – с ними просто приятно проводить время. Каждый элемент здесь сделан с такой кропотливостью и таким талантом, что позавидовал бы любой независимый разработчик. Поэтому, когда в Hades не играешь, в неё хочется поскорее вернуться, а когда её проходишь, не хочешь отрываться.
В игре пропадаешь на десятки часов, и благодаря продуманной системе прогресса в ней постоянно находишь что-то новое. Проще всего это объяснить на примере оружейной, где сначала показывают лишь четыре вида оружия вместо шести, а после получения их всех узнаёшь ещё об одной особенности, позволяющей настраивать экипировку. А «эндгейм» с новыми наградами и ещё более трудными условиями лишь подтверждает, что даже спустя десятки часов, потраченные на первое полное прохождение, игре есть чем удивлять.
До появления потоковых сервисов у музыкантов были популярны коллекции лучших композиций с названиями вроде Greatest Hits. Hades напоминает эти альбомы, причём это не только сборник лучшего, что может предложить Supergiant Games, но и сочетание многих чужих идей. Здесь их завернули в более оригинальную оболочку, снабдив собственными находками. Это всем «рогаликам» «рогалик», кульминация жанра, главный источник вдохновения для будущих последователей. И, конечно же, одна из лучших игр года.
Плюсы: огромное количество диалогов делает мир живым, пробуждая интерес к знакомству со всеми персонажами; боевая система очень увлекательна благодаря разным типам оружия и массе божьих даров, сильно влияющих на подход к сражениям; система прогресса устроена так, что после каждого забега можно разблокировать что-то полезное; большой объём контента, удивляющий на каждом шагу; прекрасный визуальный стиль; отличное озвучение всех без исключения героев; увлекаться древнегреческой мифологией, чтобы получать удовольствие, необязательно.
Минусы: не обнаружены.
Лучшие комментарии
А какой кайф испытываешь, когда боссов убиваешь — я в souls-играх такого удовлетворения не испытывал.
А как там Даррен Корб и Эшли Баррет душу рвут в саундтреке, мммм. Просто непередаваемый восторг испытываю от саундтрека
Я как сел впервые, то сразу дошёл до второго уровня, но там по глупости слился. Игра по началу показалась легче других знаковых проектов в данном жанре. НО. Я настолько увлекательных и интересных игр в этом жанре ещё не встречал(прости меня Исаак, годы идут, а твои идеи стареют). Невероятно сложно отлипнуть. (голосом костюма из Crysis)!!! МАКСИМУМ РЕИГРАБЕЛЬНОСТИ!!!
И что меня наверно больше всего приятно впечатлило. Мне интересно наблюдать за сюжетом в рогалике. ИНТРИГУЮЩИЙ СЮЖЕТ В РОГАЛИКЕ, Карл!
На 15ой катке прошёл игру. И так и не открылись две комнаты(возле Ахилесса которые). Я даже не знаю что там. Аж любопытно. А вот буквально сегодня впервые встретил персонажа с которым надо соревноваться на кол-во убитых врагов в комнате. Я это к тому, что игра постоянно подкидывает какие-то новые приколюхи.
Я обожаю эту игру.
«Я трижды не смог победить Минотавра и Тесея и забросил игру»
Что-то тут не сходится.
2) После первого удачного забега открываются усложнения. И с усложнениями боссы меняются, получают новые атаки, реплики.
P.S. Придирка «несколько раз не смог победить босса — надоело» звучит так смешно.
Это чуть ли не единственное, что мне в игре не понравилось. Здесь банально нет секретных комнат или чего-то такого. И даже из зала, не забрав награду, не выйти.
Ну… Да. Но при этом в Dead Cells совершенно дебильные правила повышения сложности. Клетки босса просто неадекватно меняют правила, из-за этого проходить не хочется.
И вроде снова да. И снова но. Тут наличие конкретных боссов вполне объясняется сеттингом. Гидра меняет внешний вид, а фурии вообще разные.
Здесь нет никакой скуки. Забег проходится за полчаса. В игре всего 4 основных босса. И это «однообразие» успешно компенсируется прекрасной боевкой и отличным сюжетом как минимум.
Это разные бои))
Тут тоже хватает серьезных модфикаций, особенно если найти молоты Дедала.
У каждого оружия есть дополнительные модификации, которые и эту атаку меняют, если уж она не нравится.
Полезен, если в руках тот же меч, а враги летают над лавой. Да много где полезен, на самом-то деле.
НЕНАВИЖУ ЭТО ВОТ ВСЁ.
Стаж — 15 часов в Hades у другана, купил игру, 6 часов на купленой в стиме лицухе. При условии что я перенес сохранения, я еле-еле дошел до Элизиума. И мне не надоело.
P.S. Ах да, а еще игра великолепно переключается с клавомыши на пад, прям на ходу, я прям кайфанул.
И еще, видеообзор от Фена надо.
Ну вообще как минимум в Тартаре есть несколько вариаций босса (это может быть не только Мэг)
Итак, мы выяснили, что Hades это не просто рогалик, это рогалик с сильным упором на сюжет. «Пройти» игру до титров при этом не так чтобы очень сложно, на это уйдет от 10 до 20 часов в зависимости от скила и прямоты рук. НО! Рогалики славны вовсе не тем, что их можно пройти. Главное достоинство любого рогалика — реиграбильность. И поначалу (первые 30 часов) мне казалось, что реиграбельность у Hades зашкаливает. А потом я начал уставать от однообразия процесса, так как от рана к рану менялось мало что, почему при этом система «Пекла» не работает я писал выше где-то. Что может спасти и разнообразить игру, придать ей новые АСПЕКТЫ реиграбельности? Правильно — новое оружие. Которое тут скрыто под тем самым словом «аспекты». И вот тут раскрывается первая грань гринда: новые аспекты закрыты и на их разблокировку требуется ресурс — «кровь титанов». За успешный ран любым оружием можно получить максимум 2 порции, оружий 6, бесхитростная математика говорит нам, что это 12 порций после 6 успешных ранов с разными оружиями без использования пактов. Это… ну это короче открыть у 3 оружий все доступные по началу для разблокировки аспекты, так как аспекты стоят 1 и 3 порции. Ах да… после этого аспекты бы еще подкачать… А стоимость прокачки растет с каждым уровнем у всех аспектов, кроме базовых аспектов Загрея. И того чтобы просто открыть все аспекты (включая скрытые поначалу, которые так же стоят по 3 крови за разблокировку) нужно минимум 42 порции крови. Для полной прокачки всех аспектов… примерно по 40 порций на одно оружие… Мне продолжать или становится ясно, где тут гринд то собственно??? Потому что дальше идет очередь разбора «сколько в нектарах и амброзиях стоят благословения олимпийцев»…
А тем временем всех этих славынх богов Олимпа и Хтонических коллег нужно прокачать, чтобы таки увидеть еще кусочек сюжета — сюжетный эпилог. Знаешь когда я его увидел? Спустя еще 60 часов игры. Вся вариативность и реиграбельность уже давным давно сдохли к этому моменту и как итог я понял, что потерял 60 часов ни на что, учитывая содержание этого сюжетного эпилога. Зато погриндил пипец как знатно…
mardukeyНу и тип… что значит боссы наскучили? Если ты их понял и научился, то ты проходишь их быстро и без потерь хп. Это значит ты молодец и больше не тратишь время и силы. Игра отлично демонстрирует твой собственный рост, когда то, что было челенджем пару ранов назад, ты проходишь на спинном мозге стремясь воевать с новой проблемой.
К тому же, чтобы качать оружие, с ним надо бегать, а победить тех же Мег и Гидру кулаками куда сложнее, чем луком (каждый назовет свое собственное оружие, в котором он хорош, но суть вы поняли).