Эта неделя началась с одной из самых громких новостей года – Microsoft объявила о приобретении холдинга ZeniMax. Последний владел студиями id Software, MachineGames, Arkane, Tango Gameworks, издательством Bethesda Softworks и коллективом Bethesda Game Studios – теперь все они (а также малоизвестные Alpha Dog и Roundhouse Studios) принадлежат Microsoft. Отличный анонс за сутки до открытия предзаказов на Xbox нового поколения!
Всё пропало?
Сумма сделки составила баснословные $7.5 млрд. Абсурдное число, но для игровой индустрии это всё же не рекорд – в 2016 году китайский гигант Tencent приобрёл финскую студию Supercell за $8.57 млрд, получив в своё владение мобильные хиты Clash of Clans и Clash Royale. Однако, если считать только производителей консольных игр, случай оказывается беспрецедентным – вспоминается разве что покупка Mojang за $2.5 млрд, которую Microsoft совершила в 2014 году. Слияния Sony с Insomniac ($229 млн), EA с Respawn (более $300 млн) и других компаний впечатляющими на таком фоне не кажутся – но и масштабы всё-таки не те.
Аудитория отреагировала на новость по-разному. Фанаты Xbox радовались – теперь консоль Microsoft кажется ещё более крутой платформой, ведь компания отныне владеет не 15 студиями, а 23, так что количество качественных эксклюзивов значительно вырастет. Приверженцы PlayStation довольны анонсом ожидаемо не были – столько лет ждать The Elder Scrolls VI и возлагать такие надежды на Starfield, чтобы в итоге обзаводиться другой консолью или обновлять внутренности компьютера? Когда-то Morrowind была эксклюзивна для PC и Xbox, вдруг история повторится?
Последовавшие за анонсом новости подливали масла в огонь. Глава Xbox Фил Спенсер (Phil Spencer) сообщил, что решения о релизе грядущих игр Bethesda на «других консолях» будут рассматриваться в «индивидуальном порядке». Слово PlayStation произнесено не было – может, речь вообще шла о Nintendo Switch, куда Microsoft позволяет портировать некоторые изданные при её поддержке игры, вроде дилогии Ori. А студия Obsidian, кажется, намекнула на возможность появления сиквела Fallout: New Vegas.
Но стоит ли беспокоиться о возможной эксклюзивности долгожданных игр? Сейчас ответить на этот вопрос трудно – два следующих релиза Bethesda (Deathloop и GhostWire: Tokyo) вообще будут временными эксклюзивами PS5, так что последствия сделки мы увидим не очень скоро. Но одно очевидно – вкладывая такие огромные деньги, Microsoft хочет их отбить. Для этого компания будет переманивать аудиторию в собственные сервисы, однако не факт, что в других её игры продаваться не будут. Просто другие не предлагают выгодную подписку Xbox Game Pass.
Туз в рукаве
Приобретение ZeniMax означает, что все новые игры Bethesda будут доступны подписчикам Xbox Game Pass в день релиза, как это происходит со всеми остальными проектами студий Microsoft. Если взглянуть на свежие игры для PC, то они не продаются исключительно в магазине «майков» – все желающие могут купить их и в Steam. Это касается и Wasteland 3, и Microsoft Flight Simulator – с первого дня существования эти новинки доступны на площадке Valve. Но если в Steam за каждую из них нужно отдать $60, то месячная подписка обойдётся в шесть раз дешевле, и для многих это достаточная причина, чтобы её оформить.
С консолями происходит то же самое, хоть и не во всех случаях. О том, что Microsoft купила Obsidian Entertainment, стало известно примерно за месяц до анонса The Outer Worlds – но версию для PlayStation 4 не отменили, а спустя какое-то время RPG добралась и до Nintendo Switch. Недавний релиз Wasteland 3 на PS4 тоже состоялся, хотя inXile Entertainment влилась в Xbox Game Studios два года назад.
В то же время следующий проект Obsidian (Avowed) будет эксклюзивом Xbox и PC, о чём сообщили сразу же. А вот о Starfield и The Elder Scrolls VI ничего за прошедшие сутки не сказали, хотя игры уже давно анонсированы и слова «Теперь это эксклюзивы нашей консоли» прозвучали бы особенно громко. Microsoft будто намеренно умалчивает о столь важной детали, чтобы мы поверили в эксклюзивность этих проектов и выбирали следующую основную платформу с учётом этого.
Непредсказуемость Microsoft и Bethesda не позволяет с точностью сказать, действительно ли спустя три или четыре года на PS5 не будет ни новых Fallout, ни новых DOOM, ни новых Wolfenstein. Создатели The Elder Scrolls Online уже подтвердили, что версии для PlayStation продолжат получать обновления и ничего не изменится, но это ничего не доказывает – просто так бросать подписчиков MMO было бы глупо. А вот судьба однопользовательских игр остаётся под вопросом.
Поворот в другую сторону
Но даже если Starfield и The Elder Scrolls VI выйдут на PS5, часть аудитории всё равно будет поглядывать в сторону новых консолей Microsoft или даже решится перейти на них с PlayStation. Особенно это касается Xbox Series S, некстгена за $299 – конкурент платформу за подобную стоимость не предлагает.
Конечно, Microsoft терпит серьёзные убытки, выставляя такой ценник, но в долгосрочной перспективе это может обернуться успехом, если пользователь пойдёт за такой консолью специально ради подписки Xbox Game Pass. Заплатить $10 за месяц (или $15, если мультиплеер тоже интересует) и получить новые «Свитки» и тонну других игр? Кто от такого откажется, особенно когда игры стоят по $70 и €80?
Иными словами, Microsoft вряд ли потратила $7.5 млрд просто ради того, чтобы купивший PS5 человек лишился пачки неплохих игр. Убедительнее выглядит ситуация, в которой Microsoft хочет переманить такого человека, сказать ему, что он выкидывает деньги на ветер, тратя на новинку $70/€80 вместо сущих копеек на фоне этих цен. Что он может купить дешёвую консоль и получить точно такой же опыт, а в будущем его ждёт ещё много всего крутого: и все части Forza, и Fable, и тонна RPG от Obsidian и inXile, и всякие инди.
Выгода, которую получает подписчик Xbox Game Pass, выглядит гораздо солиднее, когда цены на те же релизы видишь на других платформах. Если получится так, что интересующие человека игры будут выходить одна за другой в Steam или на PS5 и ему придётся платить за каждую из них полную цену, жаба может начать душить очень быстро. А Microsoft этого и добивается – Фил Спенсер постоянно говорит в интервью, что количество проданных консолей его не волнует, что нельзя оценивать успех лишь по одному показателю, что все платформы хороши. Главное для Microsoft – завлечь игрока в собственную экосистему, будь то консоли Xbox или PC на базе Windows. И для этого необязательно его ограничивать – лучше сделать предложение, от которого он не сможет отказаться.
Понятно лишь одно – Xbox Game Pass кажется многим убыточным сервисом, который по логике не должен приносить Microsoft нормальные деньги, но компания упорно продолжает его развивать и не планирует останавливаться. Покупками студий она решает сразу две проблемы: и улучшает ситуацию с издаваемыми ею играми, и делает подборку в своей подписке всё более привлекательной. И после новости о приобретении ZeniMax подписка обрела ещё большую ценность – даже если игры в итоге не будут эксклюзивами, количество желающих покупать их на PS5 может уменьшиться.
Лучшие комментарии
А так есть ноут для работы)
Раньше играл только на пк, под конец жизненного цикла предыдущего поколения у друга выкупил его пс3. И после этого играю на пс. А на пк иногда в старые игры поиграваю.
Консольный воин= Кокококо Press F эксклюзивы где мои эксклюзивы кокококо пойду трахну свои диски с анчартедом.))
Чтобы зарабатывать деньги.
Врядли это секрет для 99% людей с головным мозгом. Для чего на самом деле нужны подобные статьи? Чтобы набрать клики на хайпе.
Просто получается так, что если PS4-5 имеет эксклюзивы, то это нормально, но если вдруг таковые будут у MicroSoft, то нужно разродиться тирадой «о потенциальной опасности сделки» и проводить глубокую аналитику рынка.
P.S. Надо бы перестать читать подобные идиотские статьи, чтобы случайно не оказаться в каком-либо лагере. Тем более, рынок есть рынок. Как потребители мы всё равно мало на что можем влиять, но играем мы для себя, а не ради угождения какой-либо корпорации (если они для нас одни из многих, то мы для них просто очередные).
А для компаний подписка выгодна, потому что этот поток денег гораздо более прогнозируем, чем тираж одной конкретно взятой игры. Представим, что, условно, TES6 проваливается в продаже. Ну да, может от сервиса отвалится некоторый процент людей, для которых был важен именно TES6, но большинство останется, ведь у них на подписке ещё куча других игр, да и в следующем месяце уже что-то новое появится.
Тут даже скорее, как по мне, больше простора для эксперементов открывается. Ведь поток денег относительно постоянный и компания может «рисковать» выделяя часть этого потока на разные новые проекты.