24 сентября выходит The Surge 2 — сиквел игры 2017 года, которая, ничуть не таясь, копировала основные идеи Dark Souls, приправляла их собственными и переносила место действия в неуютное будущее. По этому поводу мы решили составить свой рейтинг игр, которые в большей или меньшей степени можно назвать клонами Dark Souls.
Necropolis, 2016 год
За плечами студии Harebrained Schemes — пошаговые тактические RPG Shadowrun Returns и BattleTech. А в 2016-м она достаточно неожиданно выпустила хардкорный «рогалик» Necropolis. Здесь нам нужно за один присест пройти девять уровней странного Некрополя. Сделать это очень и очень сложно — враги способны убить парой ударов. Погибли — начинайте всё с первого уровня. Поэтому приходится раз за разом умирать, изучая сильные и слабые стороны каждого противника и вырабатывая тактику против него.
Сами драки основаны на знакомых вещах — есть обычный удар, блок, уклонение и особенно мощная атака, которая тратит запасы выносливости. А вот привычных костров (а значит, и сохранений) нет — как и прокачки в духе Dark Souls. Вместо этого мы зарабатываем особые жетоны (выдаются за успешное прохождение уровня и выполнение заданий) и за них открываем кодексы. Те даруют какой-нибудь постоянный бонус — повышают защиту, урон, мастерство владения щитом и так далее. Правда, с собой взять можно только один такой кодекс.
Конечно, у Necropolis есть свои недостатки, например однообразие и зависимость от «рандома». Но в целом игра затягивает своим вызовом.
DarkMaus, 2016 год
Чисто внешне DarkMaus выглядит простенько, если не сказать примитивно — чёрно-белый минимализм во всей красе. Поначалу тут даже смешно — мы играем за боевую мышь с мечом. Но чаще всего смеяться будут враги — и разработчик-одиночка Даниэль Райт (Daniel Wright). Игра действительно хардкорная: оппоненты не стесняются нападать толпами, узкий тоннель могут охранять три лучника, а боссы способны прикончить одним ударом. Приходится действовать крайне аккуратно, не теряя концентрацию и учитывая «тайминги». При этом можно использовать разные боевые стили, отталкиваясь от основного оружия, будь то большой меч, лук или огненные шары.
Мы продвигаемся от костра к костру, параллельно прокачиваясь и получая новую щепотку информации о том, что происходит в мрачном мире. Уникальная «фишка» DarkMaus — система Death Echo. Каждый раз, когда игрок умирает, нам на помощь призывается мышь-призрак. Потом таких союзников может быть сразу несколько, и нам даже разрешают выбирать их оружие. Но и помощь призраков далеко не всегда спасает.
Unworthy, 2018 год
Если считать суровый минимализм одной из примет Dark Souls, то Unworthy — нагляднейшее воплощение данной приметы. В этом «соулслайк»-платформере, сделанном одним человеком, мы играем за восставшего из могилы грешника. Он пытается выбраться из той части загробного мира, куда попадают недостойные души. Сюжет, как и положено, предельно туманен и подаётся через редкие диалоги, а также надписи на статуях.
По геймплею это чистая метроидвания, отягощённая очень непростыми сражениями и по-настоящему хардкорными драками с крутыми боссами. Бои строятся на ударах и перекатах без возможности совершать прыжки. И лишь с получением лука нам позволят телепортироваться в недоступные ранее места. Практически всё полезное мы получаем после убийства очередного босса — тут вам и крутое оружие, и очки для апгрейда навыков, и грехи, которые служат местной валютой.
Dark Devotion, 2019 год
Ещё одна двухмерная вариация на тему Dark Souls. Здесь мы играем за тамплиера, который исследует таинственный храм, сражается с еретиками и разными проклятыми тварями. Предельно мрачный сюжет; мир, информация о котором подаётся по крупицам; драки, в которых нужно вовремя совершать уклонения и перекаты (выносливость, понятно, присутствует); множество опасных боссов; прокачка; вынужденная потеря ресурсов после смерти — всё это не оставляет сомнений относительно того, чем вдохновлялись авторы Dark Devotion.
При этом все четыре области, что присутствуют в игре, можно проходить разными путями, вокруг полно секретных проходов и тайников. К врагам, особенно к боссам, приходится искать свой подход. Для этого есть более или менее вариативная прокачка и два варианта экипировки, что позволяет подстраиваться под ситуации. Вдобавок в наличии сложная система болезней, благословений и проклятий, а также необходимость копить веру — она тратится на заклинания и на молитвы, позволяющие получать полезные предметы или, например, излечиваться от болезней. А ещё в игре есть побочные квесты, и порой очень даже интересные.
Ashen, 2018 год
Действие Ashen разворачивается в пережившем катастрофу мире, а сюжет строится вокруг защиты света от тьмы. Игроку приходится непросто. Враги сильны, в драках с ними нужно грамотно расходовать выносливость, вовремя ставить блок и уклоняться. А сохраняться разрешают только у аналогов костра, в качестве которого тут выступают ритуальные и путевые камни. После их активации не только восстанавливаются здоровье и запасы Багряной Горлянки (читай: Эстуса), но и возрождаются противники. Из них снова можно выбивать души, чтобы за них улучшать оружие и увеличивать заряды Багряной Горлянки. После гибели запас душ, понятно, теряется, но если вернуться к собственной могиле, не погибнув по пути, то его можно подобрать.
В Ashen хватает интересных «фишек». Вместе с главным героем путешествует напарник, управляемый другим игроком или ИИ. Прокачивать уровень здоровья и выносливости можно, только выполняя различные квесты. Наконец, с появлением всё новых и новых персонажей база игрока разрастается и оживает. То есть можно увидеть, как идут строительные работы, а потом на этом месте возникает, например, новая кузница. Ну и вообще Ashen — это более лёгкая, динамичная экшен-RPG в традициях, например, «Готики».
Salt and Sanctuary, 2016 год
Salt and Sanctuary — пожалуй, лучший двухмерный «соулслайк». Его создала опять же маленькая команда, состоящая всего из двух человек, которые до этого выпускали серию The Dishwasher. При создании новой игры они вдохновлялись не только Dark Souls и Castlevania: Symphony of the Night, но и собственной The Dishwasher: Vampire Smile. В частности, перенесли тот же стиль и подход к графике, которая в Salt and Sanctuary нарисована и анимирована от руки.
Играем мы за моряка, потерпевшего кораблекрушение на неизвестном острове, где посреди окутанных туманом долин и лабиринтов ему предстоит столкнуться лицом к лицу с древним злом. Об атмосфере и настроении игры говорит уже тот факт, что начинается она со сражения с боссом, в котором нужно именно умереть. Ну а дальше — ад, прыжки, тяжелейшие сражения, уклонения, менеджмент выносливости, прокачка, открытие «шорткатов» и постоянная боль. Вместо душ тут соль, а костры заменены святилищами. Более того, перед особенно тяжёлой дракой здесь также можно оставлять текстовые подсказки для других игроков.
А ещё тут очень большие уровни и крутая система крафта, позволяющая создать более 600 видов оружия, брони, заклинаний и прочих полезных вещей.
Blasphemous, 2019 год
Это самый свежий двухмерный аналог Dark Souls, во многом напоминающий «Соль и святилище». И в сражениях, и в общей атмосфере Blasphemous сразу угадываются знакомые черты. Герой — некий Кающийся, единственный, кто выжил в бойне под названием Безмолвное Горе. Мир — кошмарный, полный извращённой религии, в нём обитают не менее извращённые боссы и измученные души. Последним можно помогать. Меч у героя, согласно официальному описанию, «соткан из вины».
По сюжету мы попали в ловушку бесконечного цикла смерти и возрождения и теперь должны спасти мир от ужасной судьбы. Сами понимаете, след какой игры чувствуете во всём этом мрачном пафосе. Чтобы выжить и решить свою задачу, приходится искать и правильно применять реликвии, бусины чёток, молитвы и сердца мечей, дающие новые способности и повышающие характеристики. При этом нужно экспериментировать с разными сочетаниями всего этого, подстраивая их под свой игровой стиль.
С другой стороны, это ещё и платформер, выстроенный на механике метроидвании, — и здесь также ощущается дух Castlevania: Symphony of the Night.
Lords of the Fallen, 2014 год
В 2014 году City Interactive и студия Deck13, ранее выпускавшая красочные квесты (вспомните хотя бы Jack Keane) и приключенческие RPG (Venetica и Blood Knights), достаточно неожиданно разродились одним из первых клонов Dark Souls. Lords of the Fallen, разработанная под руководством Томаша Гопа (Tomasz Gop), старшего продюсера The Witcher 2: Assassins of Kings, явно метила в ту же лигу. Об этом говорили подчёркнуто мрачный, пафосный сюжет про нашествие демонов, необходимость по крупицам собирать информацию о том, что происходит, и, конечно, сложные сражения, особенно с боссами.
В драках нужно следить за выносливостью, использовать перекаты, пинки и парирование. А после гибели героя приходится возвращаться к последнему костру и снова драться с теми же врагами, пытаясь добраться до собственного призрака — так можно сохранить накопленные души… в смысле опыт. При этом активировать костёр не получится, пока вы не расчистите всё вокруг.
Интересной особенностью Lords of the Fallen стало то, что она стимулирует как можно дольше играть без смертей и сохранений — так увеличивается шанс получения крутой брони или меча. А предметов экипировки здесь много. Они выпадают случайным образом, что подогревает интерес к происходящему.
В своё время игра отлично выглядела, особенно радовала проработка доспехов и оружия. Но были и свои проблемы — очень медленная анимация в сражениях, много коридорных локаций, унылый «бэктрекинг» на поздних этапах и баги. Тем не менее в целом Lords of the Fallen приняли неплохо — и City Interactive задумалась о сиквеле. Но с ним долгое время ничего не ладилось, к работе привлекли стороннюю студию, а затем отстранили её от дел. Справится ли CI Games собственными силами — узнаем явно нескоро.
The Surge, 2017 год
Между тем Deck13 в 2017 году выпустила ещё один клон Dark Souls, только в футуристическом антураже. В The Surge мы играем за инвалида-колясочника, который залез в экзоскелет корпорации CREO и начал прыгать, уворачиваться, больно бить и отсекать конечности своим врагам. А всё для того, чтобы разобраться, почему все вокруг сошли с ума и хотят его убить — в основном это дроны и этакие зомби в экзокостюмах.
Умереть в бою с ними можно с пары ударов. В The Surge позволяют использовать простые и мощные удары, перекаты, блок, постоянные уклонения, и на всё это тратится выносливость. Роль костров выполняют оперативные центры, где мы возрождаемся после смерти, чтобы снова продираться через сито тех же чудищ и попытаться поднять со своего трупа запас запчастей, местный аналог душ. Запчасти идут на прокачку персонажа и крафт экипировки.
Особенностью игры стала «расчленёнка». Здесь можно прицельно бить по разным конечностям, выискивая наиболее уязвимое место. А если отрубите руку с оружием, то есть хороший шанс забрать его себе. Отсечение ноги или головы даёт возможность получить чертёж части экипировки, по которому в оперцентре разрешат собрать новую броню.
Не самая выдающаяся графика, мелкие баги и обилие коридорных локаций — это так, мелочи на фоне в целом приличной игры. Поэтому долго ждать анонса сиквела не пришлось. А в нём нам как раз обещают дать больше свободы — действие The Surge 2 происходит в большом киберпанковском мегаполисе, где будут более открытые и разнообразные локации.
Nioh, 2017 год
У студии Team Ninja уже когда-то был такой опыт — взять идеи и основу из другой игры, а в итоге сделать нечто своё, уникальное. Речь, естественно, о Ninja Gaiden, позаимствовавшей многое у Devil May Cry. С Nioh вышло примерно так же. Это во многом клон Dark Souls — тут очень сложные бои, в которых даже крестьянин с рогатиной может быстро убить главного героя; жесточайшие схватки с боссами; есть система накопления душ (тут они называются магической энергией амрита); присутствуют и святилища вместо костров, и возрождающиеся после каждой нашей гибели противники.
Но, во-первых, сражения основаны не только на менеджменте выносливости и уклонениях, но и на чередовании трёх стоек, позволяющих на ходу менять стиль боя. И вообще драки в Nioh куда динамичнее, чем в Dark Souls и даже Bloodborne.
Во-вторых, тут ещё заметно влияние Diablo — в том, что касается огромного количества лута, выпадающего из врагов. Наконец, история моряка Уильяма, который попал в Японию периода Сэнгоку, подаётся более традиционными и понятными методами. Впрочем, несмотря на все отличия, мы прекрасно знаем, что это прежде всего Dark Souls, только про средневековую Японию и с местным вариантом Геральта в главной роли.
Hollow Knight, 2017 год
Дебютная игра студии Team Cherry вышла в 2017 году и быстро стала культовой. Это едва ли не лучшая метроидвания, где мы исследуем мрачный, но изумительно красивый мир, прыгаем по платформам, сражаемся, ищем секреты и амулеты, дающие разнообразные навыки. Как и положено, в ранее недоступные локации можно возвращаться с получением новых способностей — например, двойного прыжка.
От Dark Souls тут сам принцип подачи сюжета — урывками и в основном через описания. Аналогом костров служат скамейки, присев на которые мы можем не только сохраниться, но и снарядить амулеты. Боевая система позволяет бить гвоздём (это наше основное оружие) в разных направлениях, а также использовать специальные приёмы, если мастера боя обучили им нашего Полого рыцаря. На все эти особые приёмы, как и на лечение, тратится душа, накапливаемая с каждым ударом.
Наконец, после смерти героя всё, что он накопил непосильным трудом, остаётся на месте гибели, где появляется враждебная тень. Победите её — получите всё назад. А умирать придётся часто. Особенно в сражениях с боссами. Ничего революционного, конечно, зато как же здорово это реализовано в Hollow Knight!
Понятно, что наш список неидеален. Предлагайте свои варианты в комментариях. И да, мы помним про Sekiro: Shadows Die Twice, но включать её в статью не стали — в конце концов, игру сделала сама FromSoftware.
Лучшие комментарии
А если поискать соулслайк из грядущих релизов на ближайший год то: code vein, the surge 2, Elden ring, Nioh 2, dolmen, Hellpoint, lost hero, lost paradise, bleak faith, dungeonhaven, back to ashes
стоит ли это делать если буду играть с ИИ?