Конец девятнадцатого века. Из-за извержения вулканов Кракатау и Тамбора мир погружается в эру глобального похолодания. Правительство Великобритании в ответ на это строит на севере страны генераторы, что потребляя уголь создают хоть какое-то тепло для людей в эту суровую и холодную вечную зиму. Группа лондонцев из 80-ти человек достигает одного из этих генераторов и начинает строить вокруг него последний город на земле - Нью-Лондон. И мы, как игрок, становимся его главой, а точнее капитаном, как нас кличут все жители.
Вот такую нелегкую роль возлагает на нас Frostpunk, разработанная польской 11 bit studios и выпущенная в 2018 году. Frostpunk это градостроительстный симулятор, основную роль в котором играет выживание в очень низких температурах и обеспечение своих жителей хоть какими-то условиями для жизни.
Такой геймплей был для меня в новинку, так как я в стратегии и игры с менеджментом играл крайне мало, поэтому подобная игра с довольно уникальным сеттингом и хорошей репутацией, оказалась мне по вкусу. И как оказалась игра не такая уж сложная, в отличии от ощущений складывающихся от синопсиса игры.
Главное здание вокруг которого крутится вся жизнь в игре - это генератор, можно даже сказать что он главный герой игры. Генератор дарит людям тепло, отапливает дома и помещения для работы, взамен потребляя сотни единиц угля в день и постоянно требуя прокачки и новых улучшений. И чтобы обеспечить постоянную работу генератору и в целом организовать нормальное функционирование поселения, ваших жителей придется привлечь к различным деятельностям.
В основном сценарии "Новый дом", при первом запуске, вам придется постепенно разбираться с информацией что игра вам рассказывает. Обучение в игре довольно хорошее и оно осуществляется через маленькие подсказки в левом верхнем углу экрана и оттуда вы можете узнать базу того как в целом организовать свое поселение. Но игра не дает вам ультимативный гайд на то, как наиболее эффективно собирать ресурсы, какие здания построить в первую очередь и какими улучшениями заняться в самом начале.
И разбираться в этих вещах самостоятельно очень даже интересно, никак не делая поиски в интернете, а наблюдая что же там происходит в игре если вы сделаете так или так. Из-за чего изучения механик игры становится увлекательным процессом.
Геймплей
В первую очередь это добыча ресурсов. Вам нужно будет добывать уголь для генератора и этот ресурс вам будет нужен всегда от начала до конца игровой сессии. Древесина и сталь нужны для строительства всех зданий, а также для исследований.
Во вторых, обязательно нужны интеллектуальные работники в спец. зданиях. Одни будут заниматься лечением людей в санитарных пунктах и лазаретах. Другие же займутся исследованиями для более процветающей жизни нашего поселения. Ведь без мастерской вы не добьётесь большого прогресса в игре, так как без нее у вас не будет более эффективных зданий для добычи ресурсов, более мощный генератор дающий ещё больше тепла или же маяка, который открывает ещё одну область игры в виде исследования мира.
Ну а в третьих, вам нужно будет добывать сырую еду и изготавливать пищевые пайки. Добычу сырой еды можно устроить с помощью или охотничьей хижины, или открывающейся после исследований теплицы. Ну а изготавливать пайки можно будет на кухне.
В четвертых, построив маяк, мы можем отправить жителей для исследования морозных земель, для поиска новых жителей, ресурсов, пунктов добыч и самое важное – паровых ядер, которые обязательны для самых технологичных построек и изобретений.
И вокруг всего этого и не только будет состоять геймплей Frostpunk. Благодаря развитию пунктов добычи, модернизации жилищных условий, улучшения продовольствия и нахождения новых жителей из все более дальных точек карты, ваше поселение будет более устойчивым к суровым условиям, когда -40 это самая минимальная температура.
Люди
Ну и жители у вас не просто болванчики юниты, а каждый из них имеет имя и принадлежность к одним из трех групп: рабочим, инженерам и детям. В целом на сталелитейном заводе, угольной шахте и лесопилке могут работать и все троя, но инженеры обычно работают в вышеупомянутых санитарных пунктах, мастерских и теплицах, а лишние рабочие могут ночью отправляться на охоту из хижины. Дети же вообще могут не работать, а учиться, если вы построите детский дом.
У ваших жителей есть нужды, помимо материальных. И помимо того что вы приспосабливаетесь ко все более ненастной погоде, вам придется ещё и балансировать с недовольством жителей, а также принимать законы. Законы вы принимаете зачастую, чтобы делать свод правил или добавить улучшения не связанные с мастерскими, в ваше поселение. Именно в книге законов раз в сутки вы будете добавлять законы о детском труде, круглосуточной смене или ампутации обмороженных граждан, но там же вы можете принять проекты по постройке кладбища, бойцовского клуба или дома опеки. И с некоторыми законами стоит быть осторожней, ведь если уровень недовольства от них будет сильно высок, то ваши жители могут вас изгнать из поселения.
После каждого закона они будут выражать свое мнение и в целом ваши жители довольно разговорчивы и постоянно говорят свои мысли о том, какова их жизнь в вашем поселении. Иногда игра будет вам давать дилеммы и выборы, относящиеся к разным ситуациям в которых оказались жители: будь то ребенок провалившийся в шахту, из-за которого придется закрыть здание на одну рабочую смену или оставить его умирать и продолжить работать или прохладные дома, которые вас обяжут сделать теплыми и если вы дадите обещание, но не выполните его, то уровень недовольства будет расти, а надежда будет падать.
Игра подобными моральными выборами испытывает человечность игрока, ведь оказавшись в подобной экстремальной ситуации каждый человек начинает действовать по-своему. И тут уж вам самим решать прибегнуть к более эффективному, но морально отрицательному поступку или доброму, но при сложившейся ситуации, губительному решению. А уж какие по-сюжету могут возникнуть ситуации, во время которых можно упасть в тоску, заставляют похвалить сценаристов за креативность. Да сопереживать каждому отдельному жителю не получится, как в предыдущей игре разработчиков This War Of Mine, из-за смещения фокуса от индивидуальных историй, на общую историю выживания города. Но всё же мне было жаль очередного рабочего умершего от переутомления во время чрезвычайной смены, что я устроил из-за нехватки угля.
Красоты
Графический дизайн, звуковой дизайн и саундтрек игры замечательны. Звук понижающейся температуры и глашатай кричащий "затяните потуже пояса, погода становится холодней"; красивый тревожный саундтрек, доходящий до пика во время финала; красиво нарисованные иллюстрации к путешествиям и зарисовкам бытовой жизни наших жителей; в целом холодный и твердый дизайн зданий, отлично отражающий эпоху индустриальной Англии девятнадцатого века: все это было сделано отлично и завораживало во время прохождения.
И просто какой же бомбически красивый у нас генератор. Самое иконическое здание в игре, что изображено даже на обложке. А когда он преобразовывается и становится более красивым по сюжету и выполняет некоторые другие функции, помимо лучей тепла, ты просто влюбляешься в него.
Смотреть как день за днем твой город разростается, получает все больше полезных зданий, жизнь жителей улучшается, обретает радость, становится проще и разростается с каждой разведкой путешественников, становясь все более большим, это оставляет замечательные впечатления.
Итоги
Игра оказалась для меня идеальной для погружения в жанр менеджмента ресурсов и стратегий, так как она простая в освоении. В игре не так уж много параметров, за которыми вам нужно следить, добываемых ресурсов не так уж много и в целом большую часть времени я проводил в перемотке, после того как ставил людей на добычу ресурсов, делал ежедневные улучшения в мастерской и принятия одного закона. А после конца рабочего дня с уже добытыми ресурсами делал постройки. Но это не означает что игра полностью легкая и ненапряжная. У вас постоянно будут дедлайны до которых вы должны будете сделать какие-либо действия по сюжету, строить склады если переполняются ресурсы, строить больницы и оснащать их инженерами, чтобы жители поскорее вылечились и поскорее шли работать и готовиться к тому, что много кто из ваших жителей может умереть от холода в следующий день. Я играл лишь на легкой и средней сложностях и в целом кажется на ультра-хардкоре я уже не буду чувствовать себя так же спокойно.
И подытоживая восемнадцать часов в этой игре я могу сказать что она очень хорошая. Не хватает бесконечного режима в базовой игре, конечно, но все же это довольно увлекательный опыт и когда ты наконец разобрался со всеми механиками игры ты чувствуешь себя очень удовлетворенным. Строить круто, управлять людьми круто, изучать мир круто, улучшать шахты круто, заставлять людей есть дерево из-за нехватки еды круто, в общем все круто, хочу поиграть на ультра-хардкоре, пройти дополнения и поиграть во вторую часть.